Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИДНЕСТРОВСКОЙ
МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ТИРАСПОЛЬСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ИМЕНИ М.И. КУТУЗОВА
Кафедра Уголовного права и криминологии
Курсовая работа
по криминологии и профилактике преступлений
Тема: «Противодействие незаконному обороту наркотических
средств и психотропных веществ»
Выполнил:
курсант 4 курса 2 взвода
Крестин Александр Игоревич
Научный руководитель:
Начальник кафедры Гос. ПД
подполковник внутренней службы
Березовский Г.Г.
Дата защиты «____» __________ 2015 г.
Оценка: ____
г. Тирасполь, 2015 г.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ……………………………….……………………………………..3
1.ПОНЯТИЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИКОВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ. …………………………………………...….6
2.ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРЕСТУПНОСТИ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИКОВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ.…………………………………………..…………………………. 13
3.ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИКОВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ………..… 19
4.ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИКОВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ.................. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...32
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………... 34
ВВЕДЕНИЕ
За 12 месяцев 2012 года, сотрудниками органов внутренних дел ПМР, всего было выявлено 512 преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, в том числе возбуждено 143 уголовных дела за сбыт наркотических средств. К административной ответственности привлечено 2534 человека, связанных с немедицинским употреблением и незаконным оборотом наркотических средств1.
В 2011 году сотрудниками ОВД ПМР было установлено, что в период времени с 28.07.2011 года по 09.08.2011 года на территории ресторана «Фоишор», расположенного на трассе Тирасполь - Бендеры, гражданин Рошка Г.В. осуществил сбыт наркотического средства «метамфетамин» в виде таблеток общей численностью 220 штук.
На территории автозаправочной станции «Ковчег» по улице Тираспольская, в с. Терновка, были обнаружены и изъяты наркотические средства «метамфетамин» в виде таблеток численностью 3158 штук.
Такое количество является особо крупным размером и превышает суммарный объем подобных наркотических средств изъятых за весь период деятельности приднестровской милиции.2
Наркобизнес это одно из самых опасных явлений современной преступности.
Во - первых, с целью завладения наркотиками или денежными средствами для их приобретения совершаются тяжкие корыстные и корыстно-насильственные преступления.
Во - вторых, часто совершаются преступления под воздействием наркотиков. Взаимосвязь наркомании и преступности проявляется в совершении противоправных действий, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Особую тревогу вызывает тот факт, что в сферу потребления наркотиков втягивается в основном молодое население страны (лица от 14 до 20 лет), представляющее будущее нации. Все это ставит серьезные проблемы перед правоохранительными органами.
Масштабы и темпы распространения наркомании, широкий размах незаконного оборота наркотических средств, свидетельствуют о том, что результативность принимаемых правоохранительными органами мер продолжает оставаться низкой, особенно это касается раскрытия и расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
Этим и объясняется особая актуальность и важность темы курсовой работы.
Результаты криминологических, социологических исследований свидетельствуют о высокой степени проникновения наркотизма в сферу общественно - экономических отношений. Он все более приобретает системные характеристики, способность реального влияния на общественные отношения в стране.
Масштабность наркотизма (международный, федеральный, региональный) стала основанием для признания его в качестве серьезной угрозы национальной безопасности. Представляя собой явление социальной патологии, наркотизм приобрел характер всеобщего бедствия и рассматривается сегодня как глобальная проблема существования российской цивилизации и культуры.
Особой формой социального проявления наркотизма является наркопреступность.
В 2005 г. на территории России было зарегистрировано 175 200 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
Оказание противодействия наркотизму в России требует разрешения ряда организационно - правовых проблем, решением которых сегодня занимаются прежде всего правоохранительные органы.3
Необходимо отметить, что в МВД России, и ПМР созданы соответствующие предпосылки эффективного противодействия наркотизму, в частности, сформирована правовая база, организационные структуры и механизмы их взаимодействия, наработан многолетний положительный опыт работы
Цель работы исследовать, как осуществляется контроль за наркобизнесом и борьба с преступностью в сфере незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ, изучить состояние преступности в ПМР и России, показать роль органов внутренних дел в предупреждении преступности на примере статистических данных по незаконному обороту наркотиков и психотропных веществ.
В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи:
-определить понятие незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ;
-изучить состояние преступности, причины и условия в сфере незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ в ПМР и России;
-определить меры предупреждения преступности сфере незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ;
-оценить результаты деятельности правоохранительных органов по предупреждению преступности сфере незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ.
Для достижения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: сравнений, обработка и анализ нормативно - правовых и научных источников; анализ научной литературы, учебников и пособий; изучение нормативно - законодательных документов ПМР и России.
1.ПОНЯТИЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИКОВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ
Наркомания - болезненное пристрастие человека к потреблению наркотиков, обусловливающее состояние периодической или хронической интоксикации, вредной как для него, так и для общества.
Наркотиками4 (от греч. слов: narkotikos - одурманивающий и narke - оцепенение) называются признанные таковыми в нормативном порядке различные вещества растительного или синтетического происхождения, оказывающие на организм человека, его центральную нервную систему интенсивное одурманивающее (возбуждающее или угнетающее) воздействие и способные порождать постепенное привыкание к ним и влечение к их дальнейшему употреблению.
Перечень наркотиков (наркотических средств и психотропных веществ) дается в Законе ПМР «Об наркотических средствах и психотропных веществах» от 7.06.2002 г. :
- наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в ПМР в соответствии с законодательством ПМР, международными договорами, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г.;
- психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в ПМР в соответствии с законодательством ПМР, международными договорами, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 г.
Как явствует из текста указанного Закона, понятие наркотиков определяется двумя критериями: содержательным и формально - правовым.
С точки зрения содержательного критерия, наркотические средства и психотропные вещества - это такие вещества, жидкости, растения и т.п., которые обладают способностью вызывать при употреблении изменения психического состояния, восприятия, а при систематическом потреблении - наркоманию (психическую и физическую зависимость лица от наркотика), а также оказывать иное пагубное воздействие на организм человека.
Формально - правовой критерий предполагает, что конкретные наркотические средства и психотропные вещества должны быть указаны в списках, содержащихся в международно - правовых или внутригосударственных документах нормативного характера. В противном случае то или иное средство не может быть признано наркотическим. Следовательно, содержательный критерий служит ориентиром для включения того или иного вещества в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а формально-правовой является юридическим основанием для правоохранительных и иных государственных органов, реализующих предписания закона в рассматриваемой сфере.
К наркотикам относятся средства, содержащиеся в Перечне наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, который объединяет все наркотические средства, включенные в Международный список (в соответствии с Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г.), а также ряд других наркотических средств, поскольку Международный список наркотиков не является исчерпывающим.
К последнему добавляется список веществ, находящихся под международным контролем в соответствии с Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ 1988 г., а также вещества, признанные наркотическими Министерством здравоохранения ПМР.
В списке I даны наркотические средства и психотропные вещества, оборот которых в ПМР запрещен в соответствии с законодательством и международными договорами. Среди них - ацетилированный опий, героин, каннабис (марихуана), маковая соломка, ЛСД, мескалин, эфедрон и ряд других.
В списке II указаны наркотические средства и психотропные вещества, оборот которых в ПМР ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством и международными договорами. В частности, в этот список включены такие средства, как бупренорфин, кодеин, кокаин, морфин, омнопон, амфетамин, кетамин и др., которые используются при лечении больных и отпускаются строго индивидуально по особым рецептам врачей.
Список III включает психотропные вещества, оборот которых в ПМР ограничен и в отношении которых допускаются меры контроля. К психотропным веществам, в отношении которых установлены более мягкие формы контроля, относятся: аминорекс, декстрометорфан, натрий оксибутират, тарен и др.
В списке IV приведены те вещества (прекурсоры), оборот которых в ПМР ограничен и в отношении которых также устанавливается контроль. Эти вещества в соответствии с Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. находятся и под международным контролем. В их числе - ангидрид уксусной кислоты, ацетон, лизергиновая кислота, толуол, эфедрин и ряд других.
Всего в Перечень включено свыше 200 наименований наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Однако следует учитывать, что наркотическими средствами, психотропными веществами и их прекурсорами считаются также все возможные соединения (соли), составленные на основе перечисленных в Перечне средств и веществ.
Наркоманами следует считать лиц, для которых характерны: непреодолимая потребность в наркотиках; тенденция к увеличению доз; чувство физической и психической зависимости от наркотика (сильно выраженные явления абстиненции); проявление этих губительных последствий, как на индивидуальном, так и на социальном уровне.
Привыкание людей к наркотикам происходит постепенно. В начале употребления потребность в наркотике еще не является непреодолимой и воспринимается индивидом как средство временного отключения от тягот жизни; чувство психической зависимости еще не сопровождается синдромом физически ощутимой потребности (спазмами, болями и т.п.); слабо проявляются разрушительные последствия наркотизации. Человек, пристрастившийся к наркотикам, далеко не всегда способен осмыслить надвигающуюся трагедию, дать отчет о появившейся у него психологической зависимости от наркотика.
Опросы наркозависимых лиц свидетельствуют о весьма широком распространении полинаркомании, развивающейся, как правило, вследствие того, что при отсутствии препаратов, которым отдается предпочтение, используются различные заменители. Так, зачастую в качестве средств, заменяющих опиаты, используются снотворные препараты.
Что же касается термина наркотизм, то он употребляется для обозначения обусловленного наркоманией негативного социального явления, представляющего собой совокупность связанных с незаконным использованием наркотических средств следующих общественно опасных противоправных действий5:
- умышленного потребления наркотических средств без назначения врача;
- незаконных операций с ними;
- приобщения к их немедицинскому приему других лиц;
- создания условий, способствующих поступлению наркотических средств в незаконный оборот;
- незаконного оборота наркотиков, т.е. совокупности неразрешенных законодательством общественно опасных деяний, выражающихся в культивировании наркосодержащих растений; разработке, производстве, изготовлении, переработке, хранении, перевозке, пересылке, отпуске, реализации, распределении, приобретении, использовании, ввозе на таможенную территорию или в вывозе с таможенной территории, а также уничтожении наркотических средств и психотропных веществ;
- правонарушительства и аморального поведения лиц в состоянии наркотического опьянения;
- наркобизнеса - запрещенного национальным и международным правом осуществления в целях получения прибыли деяния по производству, хранению, транспортировке или сбыту наркотических средств.
Широко используемый в литературе термин "борьба с наркоманией" не является корректным, ибо наркомания - это болезнь, и ее следует лечить. Правильнее поэтому говорить о борьбе с наркотизмом, с незаконным оборотом наркотиков, с наркобизнесом и т.п.
11 апреля 2011 года был принят Указ Президента ПМР №228 Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Приднестровской Молдавской Республике; Сводной таблицы об отнесении к небольшим, крупным и особо крупным размерам количеств наркотических средств и психотропных веществ, обнаруженных в незаконном хранении или обороте; Списка сильнодействующих и ядовитых веществ; Крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 232 УК ПМР.
В Указе определено в соответствии со статьей 72 Конституции Приднестровской Молдавской Республики и в целях усиления контроля и противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, сильнодействующих и ядовитых веществ и охраны здоровья населения Приднестровской Молдавской Республики постановляю:
1.Утвердить:
а) Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Приднестровской Молдавской Республике (Приложение N 1);
б) Сводную таблицу об отнесении к небольшим, крупным и особо крупным размерам количеств наркотических средств и психотропных веществ, обнаруженных в незаконном хранении или обороте (Приложение N 2);
в) Список сильнодействующих и ядовитых веществ (Приложение N 3);
г) Крупный размер сильнодействующих веществ для целей статьи 232 Уголовного кодекса Приднестровской Молдавской Республики (Приложение N 4);
д)Перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (Приложение N 5);
е)Размеры растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры для целей статьи 229 Уголовного кодекса Приднестровской Молдавской Республики (Приложение N 6).
2.Установить, что контроль распространяется на все средства и вещества, указанные в Приложении N 1 к настоящему Указу, какими бы фирменными названиями (синонимами) они не обозначались, а также на препараты, содержащие средства и вещества, независимо от их количества и наличия нейтральных компонентов (вода, крахмал, сахар, бикарбонат натрия, тальк и тому подобное).
3.В отношении комбинированных лекарственных препаратов, содержащих, кроме основного контролируемого вещества, другие фармакологически активные компоненты, контроль устанавливается в индивидуальном порядке путем включения данного комбинированного лекарственного препарата в Приложение N 1 к настоящему Указу.
4.Запретить транзит через территорию Приднестровской Молдавской Республики наркотических средств, психотропных веществ, включенных в Список N 1 Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Приднестровской Молдавской Республике.
5.Обязать государственный орган по контролю за обращением медико-фармацевтической продукции в течение одного рабочего дня с момента поступления на регистрацию лекарственных средств, содержащих смеси и растворы, содержащие сильнодействующие вещества, направлять соответствующую информацию в исполнительный орган государственной власти, в ведении которого находятся вопросы здравоохранения.
6.Считать утратившим силу Указ Президента Приднестровской Молдавской Республики от 2 августа 2001 года N 389 с дополнениями, внесенными Указом Президента Приднестровской Молдавской Республики от 31 марта 2010 года N 207 (САЗ 10-13).6
Вывод: К наркотикам относятся средства, содержащиеся в Перечне наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, который объединяет все наркотические средства, включенные в Международный список (в соответствии с Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г.), а также ряд других наркотических средств, поскольку Международный список наркотиков не является исчерпывающим.
Перечень наркотиков (наркотических средств и психотропных веществ) дается в Законе ПМР «Об наркотических средствах и психотропных веществах» от 7.06.2002 г. и в Указе Президента ПМР № 228 от 11. 04. 2011 г. (САЗ 11-15)
2.ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРЕСТУПНОСТИ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИКОВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ
В соответствии с УК ПМР и РФ7 преступления, совершаемые в сфере незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ, включают следующие противоправные действия:
- незаконное приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов;
- незаконное производство, сбыт или пересылку указанных предметов;
- нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ;
- хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ;
- контрабанду наркотических средств, психотропных веществ;
- склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ;
- незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества;
- организацию либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ;
- незаконную выдачу либо подделку рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ.
В 2009 году на учете в органах внутренних дел ПМР состояло 3237 человек (+339 человек), в том числе 53 несовершеннолетних (-20 человек), так или иначе связанных с немедицинским употреблением и незаконным оборотом наркотических средств.
Из 3237 лиц состоящих на учете в ОВД по линии НОН - 2938 мужчин (+306 человека) и 299 женщин (+33 человека).
За 2009 год, было выявлено 732 факта употребления лицами наркотических средств (в 2008 году - 792). Это в свою очередь позволило организовать с ними должную профилактическую работу и реально влиять на дальнейшую судьбу этих людей.
По состоянию на 31 декабря 2010 года на учете в органах внутренних дел ПМР состояло 3392 человека (+155 человек) из них 3083 мужчин (+145 человек) и 309 женщин (+10 человек) в том числе 80 несовершеннолетних (+27 человек), так или иначе связанных с незаконным оборотом наркотических средств.
Во многом выявление лиц употребляющих наркотические средства и выведение их из латентного массива, стало возможным благодаря сформированной в МВД ПМР системе, при которой у всех лиц, задержанных за совершение преступлений отбираются пробы биожидкости и направляются на исследование в Центр Криминалистических Исследований.
За 2010 год, было выявлено с применением данного вида токсикологического исследования 895 фактов употребления лицами наркотических средств.
По состоянию на 31 декабря 2011 года на учете в органах внутренних дел ПМР состояло 3362 человека8.
Из них 3047 мужчин и 315 женщин в том числе 76 несовершеннолетних так или иначе связанных с незаконным оборотом наркотических средств.
К административной ответственности за отчетный период было привлечено 2400 человек, в том числе по ст.44 КоАП ПМР - 744 человека.
За 2011 год, был выявлен с применением данного вида токсикологического исследования 881 факт употребления лицами наркотических средств.
За 12 месяцев 2012 года, сотрудниками органов внутренних дел ПМР, всего было выявлено 512 преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, в том числе возбуждено 143 уголовных дела за сбыт наркотических средств.
К административной ответственности привлечено 2534 человека, связанных с немедицинским употреблением и незаконным оборотом наркотических средств9.
Особая опасность криминогенной ситуации, связанной с незаконным оборотом наркотических средств, во многом определяется неблагоприятной тенденцией развития соответствующей преступности.
Так, происходит постоянное увеличение в течение последних лет количества преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков в Российской Федерации.
Ежегодно в России совершается 180 - 200 тыс. преступлений данного вида, что составляет 7 - 8% всей регистрируемой в стране преступности.
В структуре преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков, преобладают такие преступления, как незаконное приобретение, хранение наркотических средств или психотропных веществ (94%), в том числе их сбыт либо совершенные с целью сбыта (36%).
Значительно меньше выявляется случаев незаконного изготовления, переработки этих средств (2,7%), их незаконной перевозки, пересылки (1,6%), хищения либо вымогательства (0,16%).
По данным Минздравсоцразвития России, в стране количество наркоманов приближается к 4 млн. человек, хотя официально диагноз "наркомания" поставлен лишь 500 тыс., а "токсикомания" - 12 тыс. человек.
При этом самая уязвимая часть населения - подростки, среди которых уровень заболевания наркоманией (84,5 на 100 тыс. подростков) почти вдвое выше, чем у населения в целом (50,6 на 100 тыс. всего населения).
За совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, ежегодно привлекается к уголовной ответственности около 150 тыс. человек, 70% которых составляют лица в возрасте от 16 до 30 лет.
В 2008 году в России было выявлено 232,6 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 0,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года10.
По сравнению с 2007 годом на 2,3% снизилось число преступлений, совершенных с целью сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а их удельный вес в числе преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, снизился с 54,4% в январе - декабре 2007 года до 52,8%.
22 мая 2010 года, директор Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов, отметил, что распространение наркотиков опийной группы как в России, так и во всем мире напрямую связано с развитием наркоситуации в Афганистане.
Эта страна сегодня является основным мировым экспортером наркотиков, где, по экспертным оценкам УНП ООН, производятся до 93 % от общего количества производимых в мире опиатов. Наркоиндустрия фактически превратилась в неотъемлемую и органичную часть социально - экономической жизни афганского общества.
Специфика российской ситуации состоит в том, что почти 90% зависимых и больных «сидят» на афганском героине. Это особенно пагубно сказывается на их здоровье. С учётом того, что основным способом употребления опиатов является внутривенная инъекция, рост наркомании одновременно породил и эпидемический рост ВИЧ - инфицированных и больных гепатитом.
По данным Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, более 65% ВИЧ - инфицированных в России заражены через инъекции наркотических средств. География поражённых СПИДом полностью корреспондируется с основными маршрутами наркотрафика афганского героина.
Лица, потребляющие героин, быстро становятся необратимо зависимыми и, не получая необходимого лечения, через 5 - 7 лет обречены на смерть. Россия ежегодно теряет около 30 тысяч в большинстве своём молодых людей.
Потери общества от ввоза и распространения гибельной заразы, включая отрицательное воздействие на демографию и здоровье нации, серьёзные негативные социально - экономические последствия несопоставимы с предпринимаемыми сегодня мерами, в том числе финансовыми, по их пресечению, организации профилактики и лечения наркоманов.
Основываясь на данных экспертов о том, что 2% населения России в возрасте от 15 до 64 лет, а это почти 2 млн. человек, регулярно употребляют наркотики, следует сказать: только активные и решительные меры позволят реально исправить сложившееся положение и оздоровить ситуацию11.
Состояние и негативные тенденции преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, во многом определяются особенностями личности наркопреступника.
С одной стороны, это потребители наркотиков с присущей психологической и физической зависимостью от них. Удовлетворение потребности в наркотиках - определяющая черта их личности, влияющая на последующее противоправное и даже преступное поведение. Мотивы такого поведения связаны не столько с их образовательным, культурным, профессиональным уровнем, сколько с деформацией под влиянием наркотиков нравственно - психологических качеств.
С другой стороны, выделяется группа лиц, непосредственно участвующих в незаконном обороте наркотиков и не обязательно являющихся наркоманами. Характеристики личности этих лиц мало чем отличаются от характеристик корыстного, насильственного преступника.
В группе потребителей наркотиков можно выделить ряд относительно самостоятельных, хотя и тесно связанных подгрупп:
- "относительного риска" (лица, проявляющие нездоровый интерес к наркотикам);
- "повышенного риска" (лица, приступившие к употреблению наркотиков без осознания вредных для своего здоровья последствий);
- употребляющих наркотики или злоупотребляющих ими (лица, эпизодически употребляющие наркотики, но еще не ставшие наркоманами);
- больных наркоманией.
Потребители наркотиков составляют определенный резерв для пополнения числа наркопреступников, а зачастую и сами участвуют в незаконном приобретении, хранении, перевозке и даже в сбыте наркотических средств.
Более сложную систему образуют лица, непосредственно участвующие в незаконном обороте наркотиков. Среди них выделяются организаторы наркобизнеса - лица, обладающие крупными материальными ресурсами, связями в преступном мире, являющиеся, как правило, ранее судимыми. В эту группу входят также распространители (оптовики, перекупщики, розничные сбытчики); изготовители, перевозчики; расхитители наркотиков; содержатели наркопритонов; лица, склоняющие к потреблению наркотиков иных граждан12.
Вывод: Указанные выше криминологические характеристики наркопреступности подчеркивают не только социальную значимость проблем борьбы с незаконным распространением наркотиков, но и необходимость поиска оптимальных средств противодействия их незаконному обороту, выявления и устранения причин и условий, обусловливающих наркопреступность.
3.ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИКОВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ
Изучение причин преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, имеет важное значение не только для глубокого познания объективных истоков соответствующего криминального явления, но и для выработки предупредительных мер противодействия рассматриваемой группы противоправных деяний.
Россия, ПМР другие республики СНГ переживают сложный период своего исторического развития. Здесь и коренятся многие причины преступлений, связанные с незаконным оборотом наркотиков.
Эти причины обусловлены противоречиями кризисного характера, неблагоприятным влиянием социально - экономических факторов и, прежде всего нестабильностью и разбалансированностью экономических процессов, а также политической неустойчивостью.
В СНГ еще не в полной мере устранены последствия экономического кризиса потребительского рынка, спада производства. Продолжаются рост цен, снижение жизненного уровня большинства населения, увеличение безработицы.
Количество трудоспособных, неработающих и неучащихся среди лиц, совершивших наркопреступления, за последние годы увеличивается. Растет доля психически больных и маргинальных лиц13. Все это порождает социальные конфликты, обусловливает потерю ориентации, дезадаптацию и деморализацию части наших сограждан, особенно характерную для несовершеннолетних и молодежи.
К специфическим процессам, негативно влияющим на ситуацию в сфере незаконного оборота наркотиков относятся:
- распространение средствами массовой информации так называемой наркотической идеологии, включая пропаганду употребления возбуждающих и одурманивающих средств как якобы неотъемлемого атрибута современной молодежной субкультуры;
- демонстрация соответствующих сцен в кинофильмах, видеофильмах, телевизионных передачах, нейтрализующих отрицательное отношение к наркотикам у массовой аудитории и, наоборот, искусственно разжигающих интерес к ним;
- подражание определенной части молодежи западным движениям анархического протеста (хиппи, рокеры и т.п.), в среде которых потребление наркотиков является составной частью повседневного образа жизни;
- активизация усилий преступной среды по вовлечению в нее подростков и лиц молодого возраста, в том числе за счет приобщения к традиционному для нее потреблению наркотиков;
- влияние последствий афганской войны и чеченского конфликта.
Росту наркопреступности способствует также высокий уровень общей преступности, в особенности организованной и профессиональной ее части.
Известно, что злоупотребление наркотиками и их незаконный оборот - необходимый атрибут большей части преступного мира.
Неблагоприятная эволюция наркоситуации объясняется и воздействием ряда способствующих резкой интенсификации незаконного оборота наркотиков объективных и субъективных условий:
- отсутствие эффективной системы выявления потребителей наркотиков на ранних стадиях заболевания наркоманией;
- наличие высокого спроса на наркотики со стороны молодежных, богемных и даже маргинальных групп населения, потерявших в переходный период социальную ориентацию или перспективу, либо ставших жертвой целенаправленной пропаганды;
- быстрый рост потребительской среды, прежде всего в промышленных городах. Социологические опросы в двадцати городах России показали, что к регулярному потреблению наркотиков приобщаются не только традиционные потребители, но и предприниматели, рабочие, безработные, студенты, учащиеся, домохозяйки;
- разветвленная транспортная сеть, наличие собственного наркосырья и наркопроизводства, соответствующего оборудования, лабораторий, широкие возможности для привлечения к производству наркотиков нуждающихся студентов, фармацевтов, квалифицированных химиков с использованием оборудования по месту их работы, а к распространению наркотиков - безработных из разных социальных слоев, используемых в качестве курьеров, сбытчиков, боевиков;
- пограничные этнические конфликты, дестабилизирующие ситуацию в регионах с интенсивным наркобизнесом.
В Концепции государственной антинаркотической политики Российской Федерации, принятой в связи с изменениями геополитической ситуации в мире, глобализацией и, как следствие, активизацией деятельности транснациональной преступности, возникновением новых вызовов и угроз, связанных, прежде всего, с распространением героина и "синтетических наркотиков", существенным отставанием правовой базы от нынешней динамики развития наркоситуации в стране, а также новыми задачами, стоящими перед государственной системой антинаркотической деятельности отмечается, что основная причина нарастающего героинового давления на Российскую Федерацию лежит за ее пределами.
Это военно - политическая и экономическая ситуации в Афганистане, породившей масштабный экспорт опиатов в Россию.
В настоящее время в мире производится опиатов в 2 раза больше, чем 10 лет назад, и почти все это производство (94 %) сосредоточено в Афганистане.
Основную угрозу представляют опиаты, произведенные в Афганистане, которые используют до 90% больных наркоманией.
До настоящего времени не ликвидированы пробелы нормативного правового регулирования антинаркотической деятельности, не реализуются в полном объеме положения антинаркотических конвенций ООН, российское законодательство не полностью приведено в соответствие с принятыми международными обязательствами.
В условиях демографического кризиса дальнейший рост количества наркозависимых, большинство из которых являются молодыми людьми репродуктивного возраста, способен привести к деградации нации.14
Вывод: Действительно, как отмечено в самом начале, изучение причин преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, имеет важное значение не только для глубокого познания объективных истоков соответствующего криминального явления, но и для выработки предупредительных мер противодействия рассматриваемой группы противоправных деяний.
Эти причины, в первую очередь, обусловлены противоречиями кризисного характера как в ПМР, так и в России, и в других республиках СНГ, неблагоприятным влиянием социально - экономических факторов и, прежде всего нестабильностью и разбалансированностью экономических процессов, а также политической неустойчивостью.
4.ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИКОВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ
Предупреждение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков позволяет снизить не только уровень их проявлений, но и уровень смертности и болезней населения, оптимизировать социальную ситуацию в обществе, повысить авторитет государства в мире.
Именно поэтому государство сосредотачивает усилия как на предупреждении и пресечении незаконного оборота наркотических средств, наказании лиц, виновных в "наркотических" и связанных с ними преступлениях, так и на лечении наркоманов, проведении с ними реабилитационных мероприятий.
Предупредительная деятельность в сфере незаконного оборота наркотиков включает две составные части15:
а) общее предупреждение, основным содержанием которого являются меры по устранению причин и условий, способствующих как наркотизации населения, так и совершению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств;
б) индивидуальное предупреждение в отношении конкретных лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами и склонных к совершению на этой почве преступлений.
Общее предупреждение заключается в выявлении специфических криминогенных обстоятельств, способствующих вовлечению населения в немедицинский прием наркотических средств, и проведении мероприятий по прекращению или уменьшению влияний этих детерминант.
Задачами такой деятельности являются формирование у населения устойчивого общественного мнения о неприятии наркотических средств; убеждение тех граждан, которые приобщились к потреблению наркотиков, отказаться от них.
Общепредупредительные мероприятия включают выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений, связанных с наркотиками; формирование негативного по отношению к употреблению наркотиков общественного мнения населения; осуществление контроля над процессами законного оборота (от производства до реализации и использования наркотиков) с тем, чтобы исключить их использование в немедицинских целях.
Выявление причин и условий, способствующих развитию спроса на наркотики и совершению связанных с их приемом преступлений, достигается специальным изучением, кропотливой аналитической работой, позволяющей выделить типичные криминологические детерминанты.
Такая деятельность правоохранительных и иных государственных органов и негосударственных структур обеспечивает информационную базу для последующих общепрофилактических мероприятий экономического, социального, воспитательного, правового, психолого - педагогического и собственно предупредительного характера.
Формирование у населения антинаркотической позиции предполагает широкую разъяснительную работу об опасности для жизни и здоровья злоупотребления наркотиками и последствиях такого поведения; о правовых последствиях нарушения законодательных норм, направленных на противодействие злоупотреблению наркотиками; о возможных путях излечения от наркотической зависимости; о профилактической работе с населением для исключения условий, способствующих приобщению граждан к потреблению наркотиков.
Важное значение в предупреждении незаконного оборота наркотиков имеет и осуществление контроля за движением наркотиков в фармацевтических и медицинских учреждениях. Работники этих учреждений иногда вступают в преступные сделки с наркоманами, похищают ампулы морфина и промедола, порошок омнопона. В некоторых регионах почти третья часть выявленных наркоманов доставала наркотики и их составные компоненты в больницах и аптеках.
В настоящее время проводится разъяснительная работа с населением, пропагандирующая здоровый образ жизни и отказ от принятия наркотических средств. Разнообразны способы такой работы, которая, например, включает:
регулярные встречи и беседы с различными группами населения специалистов, осуществляющих противодействие распространению наркотиков, борьбу с этим социальным злом, обеспечивающих лечение наркоманов;
специализированные теле - и радиопрограммы, рубрики, выступления в средствах массовой информации о вреде незаконного оборота и употребления наркотических средств;
распространение разнообразных предметов агитационного характера (рекламок, буклетов, листовок и т.п.);
проведение направленной предупредительной работы с отдельными категориями граждан, находящихся в "зоне риска" (несовершеннолетними и молодежью, маргиналами и др.);
обеспечение согласованных усилий субъектов, на которые возложена обязанность противодействовать незаконному обороту наркотиков и бороться с преступностью данного вида;
устранение источников и сырьевых возможностей для незаконного изготовления и распространения наркотических средств и их прекурсоров.
Индивидуальное предупреждение злоупотреблений наркотическими средствами и преступлений на этой почве осуществляется в следующих направлениях16:
выявление лиц, злоупотребляющих наркотиками и склонных к совершению на этой почве преступлений;
устранение причин и условий индивидуального антиобщественного или противоправного поведения;
устранение конкретных обстоятельств, приводящих к употреблению ими наркотиков;
осуществление наблюдения и обеспечение иного социального контроля за поведением и образом жизни лиц, злоупотребляющих наркотиками и склонных на этой основе к правонарушающему поведению;
осуществление в отношении указанных выше лиц мер воспитательного, медицинского, правового и иного характера с целью недопущения правонарушающего поведения с их стороны.
Важное значение в предупреждении незаконного оборота наркотиков имеет противодействие совершению наркоманами отдельных видов преступлений, предметно и мотивационно связанных со злоупотреблением наркотическими средствами.
Наркомания тесно связана с преступностью и является, образно говоря, питательной почвой для совершения различных преступных деяний, прежде всего корыстных и корыстно - насильственных.
Нелегальное приобретение наркотиков требует значительных материальных затрат. Стоимость наркотических средств на "черном рынке" превышает аптечные цены на наиболее распространенные виды наркотиков в десятки и сотни раз. Чтобы достать деньги на наркотики, человек, зачастую нигде не работающий и не учащийся, начинает воровать, мошенничать, совершать грабежи, разбои, иные корыстные преступления.
На преступления идут и многие работающие наркоманы, так как легального заработка для приобретения наркотиков или сырья для их изготовления им недостаточно.
Например, возрастает число квартирных краж, в совершении которых зачастую участвуют наркоманы. В отдельных регионах страны ими совершается свыше половины таких краж. Увеличивается число краж и грабежей, совершаемых токсикоманами (особенно в подростковой среде), ибо растут цены и на используемые ими одурманивающие вещества.
Эффективное предупреждение корыстных и корыстно - насильственных преступлений позитивно повлияет на состояние предупреждения преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков.
В 2009 году на учете в органах внутренних дел ПМР состояло 3237 человек (+339 человек), в том числе 53 несовершеннолетних (-20 человек), так или иначе связанных с немедицинским употреблением и незаконным оборотом наркотических средств.
Из 3237 лиц состоящих на учете в ОВД по линии НОН - 2938 мужчин (+306 человека) и 299 женщин (+33 человека). К административной ответственности за отчетный период было привлечено 2607 человек, в том числе по ст.44 КоАП ПМР -782 человека.
Во многом выявление лиц употребляющих наркотические средства и выведение их из латентного массива, стало возможным благодаря сформированной в МВД ПМР системе, при которой у всех лиц, задержанных за совершение преступлений отбираются пробы биожидкости и направляются на исследование в Центр Криминалистических Исследований.
За 2009 год, было выявлено с применением данного вида токсикологического исследования 732 факта употребления лицами наркотических средств (в 2008 году - 792). Это в свою очередь позволило организовать с ними должную профилактическую работу и реально влиять на дальнейшую судьбу этих людей.
Также, в целях активизации работы по пресечению распространения наркомании на территории Республики в период с июня по август месяц была проведена оперативно-профилактическая операция “Мак 2009”, направленная на перекрытие каналов поступления наркотиков растительного и промышленного происхождения.
В ходе этой операции, а также повседневных целенаправленных мероприятий за 12 месяцев 2009 года сотрудниками правоохранительных органов было выявлено 743 преступления в сфере незаконного оборота наркотиков (в 2008 году 715), в том числе 223 преступления - по сбыту.
Всего за 12 месяцев 2009 года из незаконного оборота было изъято свыше 35 кг. марихуаны, свыше 3 кг. маковой соломки, другие виды наркотических веществ (гашиш, героин, опий, тарен, экстази и др.).
В качестве примера можно привести документирование преступной деятельности гр - на Постика Н.А., 1968 г.р., причастного к незаконному обороту наркотиков.
В феврале 2009 года по полученной оперативной информации сотрудниками УУР МВД ПМР у данного гражданина в гараже № 62, расположенном на территории ГСК - 26, на окраине г. Тирасполь, в районе военного аэродрома были изъяты в сухом виде наркотические средства, по справке эксперта: марихуана 4 кг. 489 гр., что является особо крупным размером.
В ходе проведения мероприятий по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, сотрудниками УБОПиК МВД ПМР была произведена проверочная закупка 1362 гр. наркотических средств (марихуана) у граждан Унтилова В.А. и Унтилова Е.В. В ходе обыска по месту жительства данных граждан, в с. Варница, в частном доме было обнаружено еще 3363 гр. наркотических средств (марихуана).
В 2009 году Министерством внутренних дел была продолжена работа по направлению в ЛТП лиц страдающих наркоманией.
Данное направление деятельности постоянно находилось под контролем руководства МВД ПМР, в результате чего, в 2009 году в ЛТП было направлено 24 лица данной категории (в 2008 году - 17).
В целях активизации работы по пресечению распространения наркомании на территории республики, в период с июня по август месяц 2010 года, была проведена оперативно-профилактическая операция “Мак 2010”, направленная на перекрытие каналов поступления наркотиков растительного и промышленного происхождения.
В ходе этой операции, а также повседневных целенаправленных мероприятий за 12 месяцев 2010 года сотрудниками правоохранительных органов ПМР было выявлено 771 преступление в сфере незаконного оборота наркотиков (в 2009 году 740), в том числе 241 преступление - по сбыту (в 2009 году 225).
Всего за 12 месяцев 2010 года из незаконного оборота было изъято свыше 19 кг. марихуаны, свыше 18 кг. маковой соломки, другие виды наркотических веществ (гашиш, героин, опий, тарен и др.).
Так, в отчетном периоде был пресечен канал поставки наркотических средств на территорию ПМР из Республики Молдова. В ходе проведения комплекса оперативных мероприятий были выявлены и задокументированы все звенья «данной цепи», а именно группа лиц в количестве шести человек.
Был выявлен, установлен и задокументирован основной поставщик наркотических средств. Им оказался житель с. Незавертайловка Слободзейского района гражданин Чанов В. И., который сбывал мелким реализаторам наркотические средства в особо крупных размерах.
В ходе ОРМ был задокументирован факт сбыта 1467 гр. «марихуаны» на сумму 2500 долларов США.
В 2010 году Министерством внутренних дел продолжалась работа по направлению в ЛТП лиц страдающих наркоманией. Данное направление деятельности постоянно находилось под контролем руководства МВД ПМР, в результате чего, в 2010 году в ЛТП было направлено 22 лица данной категории.
В период времени с июня по август месяц 2011 года в Республике была проведена операция “Мак 2011”.
В ходе этой операции, за 12 месяцев 2011 года сотрудниками правоохранительных органов ПМР было выявлено 685 преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, в том числе 208 преступлений - по сбыту17.
Всего за 12 месяцев 2011 года из незаконного оборота было изъято свыше 17 кг. марихуаны, свыше 5 кг. маковой соломки, другие виды наркотических средств (морфин, героин, метамфетамин, опий и др.).
В сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, сотрудниками уголовного розыска в 2012 году было выявлено 331 преступление по линии НОН.
В 2012 году сотрудниками Бюро по борьбе с незаконным оборотом наркотиков УУР МВД ПМР была пресечена деятельность 9 преступных групп, осуществляющих реализацию наркотических веществ в виде преступного промысла.
В качестве одного из примеров можно назвать факт пресечения канала поступления на территорию республики психотропного вещества «амфетамин» из республики Украина.
В ходе проведенной оперативной разработки 5 членов группы, которая занималась распространением наркотиков на территории столицы и Слободзейского района, задержаны и арестованы.
В отношении задержанных было возбужденно 9 уголовных дел18.
В 2009 году в РФ было выявлено 238,5 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
При этом сотрудниками органов наркоконтроля - 90,7 тыс. преступлений (3,4%), сотрудниками органов внутренних дел - 145,1 тыс. преступлений (+6,2%).
По сравнению с январем - декабрем 2008 года на 1,6% возросло число преступлений, совершенных с целью сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а их удельный вес в числе преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, сократился с 52,8% в январе - декабре 2008 года до 52,3%.
Системное проведение мероприятий по борьбе с наркопреступностью сопровождается совершенствованием методов лечения наркотической зависимости, организацией действительно эффективной реабилитационной работы и формированием системы профилактики наркомании с активным участием общественных структур, в том числе в рамках федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы», координатором которой является ФСКН России.19
Программа направлена на моральное и физическое оздоровление общества, в том числе ориентирована на проведение целенаправленной работы по профилактике распространения наркомании и связанных с ней правонарушений;
- внедрение новых методов и средств лечения, а также медицинской и социально-психологической реабилитации больных наркоманией;
- снижение доступности наркотиков для незаконного потребления;
- концентрацию усилий правоохранительных органов на борьбе с наиболее опасными формами незаконного оборота наркотиков;
- осуществление постоянного контроля масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков в Российской Федерации.
Главная цель сокращение в последующие годы масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации и на этой основе уменьшение антиобщественных последствий от негативных явлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и наркоманией.
Вывод: В ПМР и в России должны создаваться комплексные, в том числе долгосрочные, программы, направленные на моральное и физическое оздоровление общества, ориентированные на проведение целенаправленной работы по профилактике распространения наркомании и связанных с ней правонарушений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в процессе выполнения курсовой работы было:
-определено понятие незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ;
-изучены причинны и условия, обуславливающий преступность в сфере незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ;
-изучено состояние преступности сфере незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ в ПМР и России;
-определены меры предупреждения преступности сфере незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ;
-оценены результаты деятельности правоохранительных органов по предупреждению преступности сфере незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ в ПМР и России.
Взаимосвязь наркомании с преступностью наиболее отчетливо проявляется при анализе структурного состава контингента лиц, совершивших преступление в состоянии наркотического опьянения.
Специальный подсчет показывает, что как минимум 36% наркоманов по своему материальному положению вынуждены искать криминальный источник дохода. По данным специалистов, каждый наркоман вовлекает в употребление наркотиков как минимум еще 4 - х человек, а на каждого выявленного наркомана приходится в среднем 10 - 12 невыявленных.
Стремительное распространение наркотиков в современном мире это глобальное общечеловеческое бедствие.
По данным ООН сегодня уже более 200 миллионов человек имеют опыт потребления наркотических средств, из них в России почти 6 млн., что составляет более 4% населения.
Уже нет ни одной страны, которую в той или иной мере не затронули бы проблемы, связанные с незаконным распространением наркотиков.
Сама «природа» подобных преступлений, предполагающая наличие целой цепочки действий и участников (производитель оптовый покупатель сбытчик потребитель), обусловливает появление и функционирование организованных преступных сообществ.
В этих условиях борьба с организованной наркопреступностью, подрыв экономических основ наркобизнеса, противодействие злоупотреблению наркотиками, создание условий для лечения и реабилитации наркозависимых, профилактика наркомании и распространения наркотиков становятся одними из самых важных, приоритетных направлений государственной политики.
Для осуществления мер по предупреждению транснациональной организованной наркопреступности и борьбе с ней, абсолютно необходимо международное сотрудничество государств на универсальном уровне и строгое соблюдение принципов международного права, в частности принципа выполнения принятых на себя обязательств по осуществлению мер по предупреждению и борьбе с транснациональной организованной преступностью1.
Можно согласиться со специалистами, которые утверждают, что реальное положение дел в сфере незаконного оборота наркотиков находится в более угрожающем состоянии, чем оно отражается в официальной статистике.
Официальные показатели преступности, связанной с наркотиками, являются заниженными. Данные уголовной статистики отражают реальное их состояние лишь в тех пределах, в которых проявляется активность в борьбе с ними правоохранительных органов.
ЛИТЕРАТУРА
Нормативно правовые акты:
1.Конституция ПМР, принята на всенародном референдуме 24.12.1995 года и подписана Президентом Приднестровской Молдавской Республики 17 января 1996 года, с изменениями и дополнениями, внесенными конституционными законами ПМР от 30.06.2000г №310-КЗИД (газета «Приднестровье» от 12 июля 2000года,13 июля 2000года № 132-133); от 13 июля 2005года № 593-КЗИД-III (САЗ 05-29); от 10 февраля 2006 года № 1-КЗИД-IV (САЗ 06-7); от 4 июля 2011 года №94-К-ЗИД-V(САЗ 27-11).
2.Конституционный закон ПМР: «О прокуратуре ПМР». 31.07. 2006 г. 66 КЗ 1У (САЗ 06 32), с изменениями и дополнениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 25 мая 2011 года №67-КЗ-V (САЗ 11-21); от 17 июля 2012 года № 138-КЗИД-V (САЗ 12-30); от 8 октября 2012 г. № 187-КЗИ-V (САЗ 12-42); от 26 октября 2012 г. № 204-КЗИД-V (САЗ 12-44).
3.Конституционный закон ПМР: «О Верховном Суде ПМР» от 12 мая 2003 года № 274-КЗИ-III (САЗ 03-20) с изменениями и дополнениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 2 июня 2003 года № 284-КЗД-III (САЗ 03-23); от 8 ноября 2005 года № 659-КЗД-III (САЗ 05-46); от 27 июля 2007 года № 264-КЗИ-IV (САЗ 07-31).
4.Уголовный кодекс ПМР от 7 июня 2002 года № 138-З-III (CАЗ 02-23,1), с изменениями и дополнениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 21 ноября 2002 года № 207-ЗИ-III (САЗ 02-47); от 30 января 2003 года № 229-ЗИ-III (САЗ 03-5); от 26 февраля 2003 года № 247-ЗИД-III (САЗ 03-9); от 31 марта 2003 года № 257-ЗИД-III (САЗ 03-14); от 1 июля 2003 года № 302-ЗИД-III (САЗ 03-27); от 30 июля 2004 года № 450-ЗИД-III (САЗ 04-31); от 17 августа 2004 года № 466-ЗИД-III (САЗ 04-34); от 5 октября 2004 года № 475-ЗИД-III (САЗ 04-41); от 5 ноября 2004 года № 490-ЗИД-III (САЗ 04-45); от 18 марта 2005 года № 548-ЗИД-III (САЗ 05-12); от 21 июля 2005 года № 598-ЗИД-III (САЗ 05-30); от 4 октября 2005 года № 636-ЗИД-III (САЗ 05-41); от 27 октября 2005 года № 652-ЗД-III (САЗ 05-44); от 16 ноября 2005 года № 664-ЗД-III (САЗ 05-47); от 17 ноября 2005 года № 666-ЗИ-III (САЗ 05-47); от 22 февраля 2006 года № 4-ЗД-IV (САЗ 06-9); от 19 апреля 2006 года № 23-ЗИД-IV (САЗ 06-17); от 19 июня 2006 года № 47-ЗИД-IV (САЗ 06-26); от 7 августа 2006 года № 71-ЗИД-IV (САЗ 06-33); от 1 ноября 2006 года № 116-ЗИД-IV (САЗ 06-45); от 26 марта 2007 года № 194-ЗД-IV (САЗ 07-14); от 27 июля 2007 года № 262-ЗИД-IV (САЗ 07-31); от 31 июля 2007 года № 271-ЗИ-IV (САЗ 07-32); от 18 февраля 2008 года № 398-ЗИ-IV (САЗ 08-7); от 28 марта 2008 года № 432-ЗИ-IV (САЗ 08-12); от 30 апреля 2008 года № 456-ЗД-IV (САЗ 08-17); от 14 мая 2008 года № 464-ЗИ-IV (САЗ 08-19); от 30 июля 2008 года № 513-ЗИД-IV (САЗ 08-30); от 17 февраля 2009 года № 660-ЗИ-IV (САЗ 09-8); от 24 февраля 2009 года № 669-ЗИД-IV (САЗ 09-9); от 2 марта 2009 года № 675-ЗД-IV (САЗ 09-10); от 23 марта 2009 года № 689-ЗИ-IV (САЗ 09-13); от 24 марта 2009 года № 690-ЗИ-IV (САЗ 09-13); от 2 апреля 2009 года № 697-ЗД-IV (САЗ 09-14); от 3 апреля 2009 года № 703-ЗИ-IV (САЗ 09-14); от 8 апреля 2009 года № 713-ЗИ-IV (САЗ 09-15); от 22 апреля 2009 года № 729-ЗИ-IV (САЗ 09-17); от 6 мая 2009 года № 749-ЗД-IV (САЗ 09-19); от 6 июля 2009 года № 800-ЗИ-IV (САЗ 09-28); от 25 сентября 2009 года № 870-ЗИ-IV (САЗ 09-39); от 19 октября 2009 года № 887-ЗИ-IV (САЗ 09-43); от 11 декабря 2009 года № 913-ЗД-IV (САЗ 09-50); от 11 января 2010 года № 1-ЗИД-IV (САЗ 10-2); от 29 января 2010 года № 12-ЗИ-IV (САЗ 10-4); от 14 апреля 2010 года № 48-ЗИ-IV (САЗ 10-15); от 16 апреля 2010 года № 51-ЗИД-IV (САЗ 10-15); от 26 мая 2010 года № 86-ЗИ-IV (САЗ 10-21); от 23 июня 2010 года № 107-ЗД-IV (САЗ 10-25); от 30 июня 2010 года № 115-ЗИ-IV (САЗ 10-26); от 15 ноября 2010 года № 208-ЗИД-IV (САЗ 10-46); от 11 мая 2011 года № 41-ЗИ-V (САЗ 11-19); от 11 мая 2011 года № 43-ЗИ-V (САЗ 11-19); от 11 мая 2011 года № 45-ЗИ-V (САЗ 11-19); от 13 мая 2011 года № 47-ЗИД-V (САЗ 11-19); от 24 мая 2011 года № 64-ЗД-V (САЗ 11-21); от 12 июля 2011 года № 109-ЗИ-V (САЗ 11-28); от 27 июля 2011 года № 133-ЗИД-V (САЗ 11-30); от 29 июля 2011 года № 142-ЗИД-V (САЗ 11-30); от 30 сентября 2011 года № 162-ЗИ-V (САЗ 11-39); от 19 октября 2011 года № 184-ЗИ-V (САЗ 11-42); от 24 ноября 2011 года № 211-ЗИ-V (САЗ 11-47); от 20 февраля 2012 года № 11-ЗИ-V (САЗ 12-9); от 5 марта 2012 года № 21-ЗИ-V (САЗ 12-11); от 2 апреля 2012 года № 41-ЗИ-V (САЗ 12-15); от 5 июля 2012 года № 127-ЗИД-V (САЗ 12-28); от 5 июля 2012 года № 130-ЗД-V (САЗ 12-28); от 8 октября 2012 г. № 185-ЗИД-V (САЗ 12-42).
5.Уголовно процессуальный кодекс ПМР от 27 декабря 2002 года № 217-ЗИ-III (САЗ 02-52); от 26 февраля 2003 года № 247-ЗИД-III (САЗ 03-9); от 20 июня 2003 года № 291-ЗИД-III (САЗ 03-25); от 1 июля 2003 года № 300-ЗИД-III (САЗ 03-27); от 1 июля 2003 года № 301-ЗИД-III (САЗ 03-27); от 17 августа 2004 года № 466-ЗИД-III (САЗ 04-34); от 5 ноября 2004 года № 490-ЗИД-III (САЗ 04-45); от 21 июля 2005 года № 598-ЗИД-III (САЗ 05-30); от 1 августа 2005 года № 605-ЗИД-III (САЗ 05-32); от 4 октября 2005 года № 635-ЗИД-III (САЗ 05-41); от 17 ноября 2005 года № 666-ЗИ-III (САЗ 05-47); от 19 апреля 2006 года № 23-ЗИД-IV (САЗ 06-17); от 19 июня 2006 года № 47-ЗИД-IV (САЗ 06-26); от 7 августа 2006 года № 71-ЗИД-IV (САЗ 06-33); от 3 апреля 2007 года № 201-ЗИД-IV (САЗ 07-15); от 18 апреля 2007 года № 204-ЗИ-IV (САЗ 07-17); от 14 июня 2007 года № 226-ЗИ-IV (САЗ 07-25); от 2 августа 2007 года № 277-ЗИ-IV (САЗ 07-32); от 2 августа 2007 года № 280-ЗИД-IV (САЗ 07-32); от 6 ноября 2007 года № 330-ЗИД-IV (САЗ 07-46); от 6 мая 2008 года № 458-ЗД-IV (САЗ 08-18); от 25 июля 2008 года № 494-ЗИ-IV (САЗ 08-29); от 4 декабря 2008 года № 615-ЗД-IV (САЗ 08-48); от 16 января 2009 года № 649-ЗИД-IV (САЗ 09-3); от 24 февраля 2009 года № 670-ЗД-IV (САЗ 09-9); от 23 марта 2009 года № 685-ЗИ-IV (САЗ 09-13); от 3 апреля 2009 года № 700-ЗД-IV (САЗ 09-14); от 6 мая 2009 года № 745-ЗД-IV (САЗ 09-19); от 6 мая 2009 года № 746-ЗИД-IV (САЗ 09-19); от 12 июня 2009 года № 779-ЗД-IV (САЗ 09-24); от 6 августа 2009 года № 832-ЗИД-IV (САЗ 09-32); от 11 января 2010 года № 2-ЗИ-IV (САЗ 10-2); от 14 апреля 2010 года № 48-ЗИ-IV (САЗ 10-15); от 16 апреля 2010 года № 52-ЗИ-IV (САЗ 10-15); от 28 апреля 2010 года № 62-ЗИД-IV (САЗ 10-17); от 22 июня 2010 года № 105-ЗИ-IV (САЗ 10-25); от 22 июня 2010 года № 106-ЗИ-IV (САЗ 10-25); от 23 июня 2010 года № 108-ЗИ-IV (САЗ 10-25); от 15 ноября 2010 года № 209-ЗИ-IV (САЗ 10-46); от 8 декабря 2010 года № 248-ЗИ-IV (САЗ 10-49); от 29 марта 2011 года № 21-ЗД-V (САЗ 11-13); от 11 мая 2011 года № 46-ЗИД-V (САЗ 11-19); от 13 мая 2011 года № 50-ЗИ-V (САЗ 11-19); от 17 мая 2011 года № 53-ЗИ-V (САЗ 11-20); от 6 июня 2011 года № 84-ЗИ-V (САЗ 11-23); от 22 июля 2011 года № 120-ЗИД-V (САЗ 11-29); от 19 октября 2011 года № 185-ЗИ-V (САЗ 11-42); от 25 октября 2011 года № 192-ЗИ-V (САЗ 11-43); от 24 ноября 2011 года № 208-ЗД-V (САЗ 11-47); от 30 ноября 2011 года № 223-ЗД-V (САЗ 11-48); от 13 февраля 2012 года № 6-ЗИ-V (САЗ 12-8); от 20 февраля 2012 года № 15-ЗД-V (САЗ 12-9); от 14 марта 2012 года № 27-ЗИД-V (САЗ 12-12); от 30 марта 2012 года № 40-ЗИД-V (САЗ 12-14); от 4 апреля 2012 года № 42-ЗИ-V (САЗ 12-15); от 17 апреля 2012 года № 46-ЗИ-V (САЗ 12-17); от 19 июля 2012 года № 140-ЗД-V (САЗ 12-30); от 31 июля 2012 года № 152-ЗИД-V(САЗ 12-32); от 11 марта 2013 года № 57-ЗИД-V (САЗ 13-10).
6.Закон ПМР « о милиции » от 18 июля 1995г. (СЗМР 95-3) с изменениями и дополнениями внесенными Законами ПМР от 6.01.1996 г. (СЗМР 96-2);от 25 ноября 1996 г.№20-34 (СЗМР 96-4);от 10 апреля 2000 г.№277-34 (СЗМР 00-2);от 21 апреля 2004 г.№405-ЗИД-III(САЗ 04-17); от 16 июня 2004 г. №429-34-III (САЗ 04-25);от17 августа 2004 г.№466-ЗИД-III (САЗ 04-34);от 5 ноября 2004 г.№490-ЗИД-III(САЗ 04-45);от 21 июля 2005 г.№17 ЗИД-IV(САЗ 05-30);от 24 марта 2006 г.№17 ЗИД-IV(САЗ 06-13);от 3 апреля 2006 г.№18-ЗИД-IV(САЗ 06-15);от 22 декабря 2006 г. №136 ЗИД-IV (САЗ 06-52);от 6 ноября 2007 г. №329-ЗИД-IV(САЗ 07-46);от 5 мая 2009 г. №743-ЗИД-IV (САЗ 09-24);от 12 июня 2009 г. №773-34-IV (САЗ 09-24); от 25 мая 2010 года № 85-ЗИД-IV (САЗ 10-21).
7.Закон ПМР: «Об оперативно розыскной деятельности в ПМР» от 1 апреля 2008 года № 436-3-IV «Об оперативно-розыскной деятельности в Приднестровской Молдавской Республике» (САЗ 08-13) с изменениями и дополнением, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 14 октября 2009 года № 884-ЗИД-IV (САЗ 09-42); от 28 апреля 2010 года № 63-ЗИ-IV (САЗ 10-17); от 26 октября 2012 года № 207-ЗИД-V (САЗ 12-44).
8.Закон ПМР: «Об учреждениях и организациях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 20 ноября 2002 года № 205-КЗ-III «О Конституционном суде Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 02-47) с изменениями и дополнениями, внесенными конституционными законами Приднестровской Молдавской Республики от 12 мая 2003 года № 274-КЗИ-III (САЗ 03-20); от 2 июня 2003 года № 284-КЗД-III (САЗ 03-23); от 8 ноября 2005 года № 659-КЗД-III (САЗ 05-46); от 6 декабря 2007 года № 358-КЗИД-IV (САЗ 07-50); от 14 января 2009 года № 647-КЗИД-IV (САЗ 09-3); от 27 апреля 2010 года № 59-КЗИ-IV (САЗ 10-17); от 22 декабря 2006 г. №136-ЗИД-IV(САЗ 06-52); от 27 июля 2010 года N 157-ЗИД-IV (САЗ 10-30).
9.Закон ПМР «О наркотических средствах и психотропных веществах». 07. 06. 2002 г. № 136-З-III (СЗМР 02-2).
10.Закон ПМР: «О противодействии легализации доходов, полученных незаконным путем» от 06.04. 2008 г. № 704 З 1У (САЗ 09 15); от 10 декабря 2010 г. N 256-ЗИД-IV (САЗ 10-49); от 9 августа 2012 г. N 168-ЗИД-V (САЗ 12-33).
11.Закон ПМР «О противодействии терроризму» от 5 ноября 2007 г. N 328-З-IV (САЗ 07-46)
12.Указ Президента ПМР №228 от 11 апреля 2011 года (САЗ 11-15) «Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Приднестровской Молдавской Республике; Сводной таблицы об отнесении к небольшим, крупным и особо крупным размерам количеств наркотических средств и психотропных веществ, обнаруженных в незаконном хранении или обороте; Списка сильнодействующих и ядовитых веществ; Крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 232 УК ПМР».
13.Указ Президента ПМР от 13 августа 2012 года № 529 (САЗ 12-34) «Об утверждении Положения «О правилах оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории ПМР».
14.Указ Президента ПМР №196 от 31.03.2011 г. О внесении дополнения в Указ Президента Приднестровской Молдавской Республики от 23 августа 2006 года N 457 «Об утверждении Положения о Комиссии по защите прав несовершеннолетних».
15.Указ Президента ПМР №104 от 17.02.2011 г. О внесении изменений в Указ Президента Приднестровской Молдавской Республики от 7 апреля 2003 года N 153 «О создании Республиканского межведомственного совета по профилактике правонарушений среди детей и молодежи».
16.Указ Президента ПМР № 872 от 11 ноября 2011 года (САЗ 11-45) «Об утверждении положения о взаимодействии налоговых органов и органов внутренних дел по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых и иных экономических правонарушений и преступлений».
16.Приказ МВД ПМР №330 от 6.11.1997 г. (Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб ОВД в раскрытии и расследовании преступлений).
17. Приказ МВД ПМР № 503 от 11 декабря 2007 г. (САЗ 08-2) «О внесении изменений в приказ министерства внутренних дел ПМР от 13 февраля 2002 года № 32 (САЗ 02-09)» "Об утверждении инструкции "По организации и осуществлению органами внутренних дел борьбы в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, а также их прекурсоров".
18.Приказ МВД ПМР № 196 от 5 июля 1993 г. Об утверждении Инструкции по организации работ дежурных частей министерства ОВД, городского - районного Совета народных депутатов линейного отдела (отделения).
19.Приказ МВД ПМР № 223 от 18 июля 1997 г. Об утверждении Инструкции Об организации информационной работы по совершённым преступлениям в ОВД республики.
20.Приказ МВД ПМР № 330 от 6 ноября 1997 г. «Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в раскрытии и расследовании преступлений».
У ч е б н о - м е т о д и ч е с к а я и н а у ч н а я л и т е р а т у р а :
1.Аванесов Г. А. Криминология. М.: Юнити - Дана, 2006 г.
2.Алауханов Есберген. Криминология. Учебник. Алма - Аты. 2008 г.
3.Алексеев А.М. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы.
Учебник для ВУЗов. М.: Норма.2001.
4.Адреенкова В.П. Состояние преступности в России за 1999 год. Социальные исследования. М.: Наука.2000.
5.Ахметшин Н. Х. Политико-правовые аспекты борьбы с коррупцией в КНР // Государство и право. 2008. - № 8.
6.Балала В.А., Берилл Т.М., Калякин О.А., Конституция ПМР, краткий постатейный комментарий на 01.08.2000г.- Тирасполь.: 2000.
7.Бородин С.В. Борьба с преступностью: теоритическая модель комплексной программы.- М.: 1990.
8.Бурлаков В. Н. Криминология: Санкт - Петербургский Государственный Университет, Питер, 2004.-с.459.
9.Вакуленко А. В. Международное сотрудничество в сфере борьбы с контрабандой // Закон и право. 2005. - № 02.
10.Ведерникова О. Н. Теория и практика борьбы с преступностью: скандинавская уголовно - правовая и криминологическая модель // Государство и право. 2008. - № 7.
11.Дубровин И. С. Базы данных ДНК в международной практике борьбы с преступностью // Закон и право. 2006. - № 08.
12.Дубровин И. Н. ДНК-анализ в международных информационно-поисковых системах // Закон и право. 2007. - № 05.
13.Овчинский B.C. Интерпол (в вопросах и ответах). М., 2000.
14.Кудрявцев В.Н., Эминов Е.Ф. Криминология: Учебник. - М., 2006.
15.Кузнецова Н.Ф., Миньковский Г.М. Криминология: Учебник. М.:БЕК, 1997.
16.Кивич Ю.В., Лебедев С Л. Предупреждение преступности органами внутренних дел.- М., 2003.
17.Костенко Н. И. Роль ООН и эффективные меры по борьбе с транснациональной организованной преступностью // Государство и право. 2006. - № 7.
18.Калмакарян Р. А. Совет безопасности ООН и Международный Суд ООН: взаимодействие в интересах упрочения международного правопорядка // Государство и право. 2008. - № 4.
19.Мубораккадамов А. Н. О международном розыске. На примере Республики Таджикистан // Закон и право. 2007. - № 06.
20.Прудников Б.П., Солодовников СИ., Тищенко М.Д. Криминальные свойства наркомании. Лекция. - М.: ЮИ МВД РФ, 1999.
21.Талимончик В. П. Система правового регулирования отношений международного информационного обмена // Закон и право. 2007. - № 05.
22.Доклады Министра внутренних дел ПМР на Коллегии МВД ПМР 2009 - 2012 гг.
23.Доклады Министра внутренних дел РФ на Коллегии МВД РФ 2008 - 2011 гг.
1Доклад Министра внутренних дел на Коллегии МВД ПМР. 29 января 2013 г. Приднестровье. 31.01. 2013 г.
2Доклад Министра внутренних дел ПМР на Коллегии МВД ПМР 27 февраля 2012 г.
3Готчина Л.В. О межведомственном взаимодействии правоохранительных органов по профилактике наркотизма. Закон и право. № 12. 2006 года. С. 15 18
4Закон ПМР «Об наркотических средствах и психотропных веществах » от 7.06.2002 г. № 136-З-III (СЗМР 02-2).
5Уголовный кодекс ПМР от 7 июня 2002 года № 138-З-III (CАЗ 02-23,1), с изменениями и дополнениями, внесенными законами ПМР от 8 октября 2012 г. № 185-ЗИД-V (САЗ 12-42).
6Указ Президента ПМР №228 от 11. 04. 2011 г. (САЗ 11-15) «Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Приднестровской Молдавской Республике; Сводной таблицы об отнесении к небольшим, крупным и особо крупным размерам количеств наркотических средств и психотропных веществ, обнаруженных в незаконном хранении или обороте; Списка сильнодействующих и ядовитых веществ; Крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 232 УК ПМР». Приднестровье. 14.04. 2011 г.
7Иншаков С.М. Криминология. М. 2000 г.
8Доклады Министра внутренних дел ПМР на Коллегии МВД ПМР за 2009 -2011 гг.
9Доклад Министра внутренних дел ПМР на Коллегии МВД ПМР. 29.01. 2013 г. Приднестровье. 31.01.2013 г.
10Доклад Министра внутренних дел РФ за 2009 г. Участковый. № 2. 2010 г.
11Иванов В. П. «В борьбе с наркобизнесом нужны согласованные действия». Интервью на сайте ФСКН России. 22.05. 2010 г.
12Малков В.Д. Криминология: 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЗАО «Юстицинформ», 2006.
13Малков В.Д. Криминология: 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЗАО «Юстицинформ», 2006.
14Концепция государственной антинаркотической политики Российской Федерации. ГАК. 16.10. 2009 г.
15Малков В.Д. Криминология: 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЗАО «Юстицинформ», 2006.
16Иншаков С.М. Криминология. М. 2000 г.
17Доклады Министра внутренних дел ПМР на Коллегии МВД ПМР 209 - 2011г г.
18Доклад Министра внутренних дел ПМР на Коллегии МВД ПМР. 29.01. 2013 г. Приднестровье. 31.01.2013 г.
19Доклады Министра внутренних дел Российской Федерации на Коллегии МВД за 2008 и 2009 гг.
1Костенко Н. И. Роль ООН и эффективные меры по борьбе с транснациональной организованной преступностью // Государство и право. 2006. - № 7. С. 76 - 82.
Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ