Развитие временного детского коллектива


Как происходит развитие временного детского коллектива (коллектива детей в лагере, коллектива детей на школьной площадке и др.)

Динамика развития временного детского коллектива

Приступая к работе с детьми, вожатому необходимо в первую очередь освоить закономерности развития временного детского коллектива (роста межличностных отношений), овладеть приемами и методикой создания особого воспитательного пространства в условиях лагеря.

Периоды развития временного детского коллектива - это периоды преобладающего психологического состояния, в соответствии с которыми строятся деятельность и общение в отряде в течение смены.

Каждый период требует соответствующих задач, деятельности, реализующей эти задачи, методики и, конечно, выделяет в работе вожатого его основную функцию на данном этапе.

1. ПЕРИОД АДАПТАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННОГО ПОИСКА (оргпериод)

Это период первоначального формирования отношений.

Психологическое состояние коллектива - это состояние ожидания, общего эмоционального напряжения, связанного с недостатком информации и чувством незащищенности, вызванного непривычной средой. Межличностные отношения складываются стихийно, на уровне симпатий. Общая эмоциональная атмосфера - возбужденно-приподнятая, царит "фестивальное настроение ", но существует напряжение, связанное с дефицитом полезной информации.

• Потребности детей в этот период - потребность в адаптации к новым условиям, т. е. в информации о нормах, требованиях, перспективах нового коллектива, о своем положении в нем, а также потребность в "узнавании " территории лагеря, поиск друзей по однозначным интересам, ценностям, мотивам поведения.

• Структура отряда. Официальная - складывается в результате организации деятельности. Неофициальная - очень ситуативная и складывается в двойки, тройки, в основном на бытовом уровне.

• Основная функция вожатого - организаторская. Он выступает носителем тех норм, требований, традиций лагеря, которые должны стать достоянием коллектива. Требуется в этот период умелое сочетание непосредственного и опосредованного руководства.

Задачи вожатого в этот период:

• организовать деятельность, деловое и творческое общение с целью удовлетворения информационного поиска;

• познакомить с правилами проживания в лагере, режимом дня;

• обеспечить психологическую защищенность ребят;

• удовлетворять потребность в совместной деятельности, стремление к самостоятельности;

• помочь в формировании официальной структуры (отрядного самоуправления), выработки норм, требований коллектива по отношению к каждому члену коллектива и перспектив совместной деятельности (коллективное планирование);

• способствовать проявлению ребят в лучших своих качествах и нахождению своего места ( "удобной " для себя ниши) в нарождающемся сообществе сверстников.

Весь оргпериод деятельность должна быть непрерывной, отличаться высоким темпом. Необходимо обеспечить максимальную активность ребят и создать эмоциональный контакт между вожатыми и детьми. Вся деятельность организуется по малым меняющимся группам, чтобы ребятам можно было пообщаться в разнообразных малых группах, где общение наиболее эффективно. Деятельность в основном импровизационного, неожиданного характера, разнообразная, чтобы дать возможность всем проявить свои способности и качества.

Деятельность - не самоцель, а средство, при помощи которого формируются отношения и нравственные ценности. Другими словами, главная задача в работе вожатого не набор мероприятий, а складывающиеся отношения.

Показатели успешной деятельности на этом этапе развития коллектива:

• в основных чертах они представляют себе содержание, перспективы общей деятельности, характер нравственных требований;

• в отряде складывается атмосфера заинтересованности и готовности участвовать в общих делах;

• отряд для каждого ребенка становится значимой средой, приобретает привлекательность с точки зрения ожиданий и потребностей детей.

2. ПЕРИОД ДЕЛОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Это период укрепления организационной структуры отряда. Наступает этот период сразу после того, как сформировано отрядное самоуправление, каждый выбрал для себя поручение ответственности и заботы, определены перспективы на смену, выработаны в отряде законы жизни и отношений. Этот период должен стать своеобразным фундаментом для развития отношений в коллективе.

Доминирующая потребность ребят - реализовать себя в структуре.

Общение носит деловитый, деятельный характер.

Структура отряда. Официальная - активно сотрудничает. Внеофициальная - появляются отдельные группировки, связанные сходной оценкой назревающей в отряде ситуации.

Основная функция вожатого - организатор организаторов.

Задачи вожатого в этот период:

• способствовать гуманизации деловых отношений, приводя их к образцу "забота друг о друге ";

• оказать помощь в реализации каждого ребенка через деловые, общественные отношения;

• организовать коллективно-творческую деятельность интересную для ребят, в соответствии с возрастными потребностями;

• активизировать работу отрядного самоуправления, помочь в организации деятельности ребятам-организаторам;

• способствовать укреплению авторитета отряда.

Деятельность отряда в этот период - конкурсы, соревнования в основном командного характера с целью "поиска " деятельности, в которой отряд имеет успех, а значит, способствует повышению авторитета отряда, следовательно, укреплению в каждом позиции "наш отряд ".

Показатели успешной деятельности:

• официальная структура работает неформально;

• выделился и утвердился костяк ребят-организаторов.

3. ПЕРИОД СКРЫТЫХ ВНУТРЕННИХ КОНФЛИКТОВ

Продвижение отряда к сплоченности претерпевает не только прогрессивные изменения, но и определенные кризисы. Предупреждение вожатым подобного кризиса помогает вывести отряд на новый уровень командообразования.

Следует заметить, что уже в периоде адаптации по мере получения информации рождаются скрытые конфликты. В ходе делового сотрудничества, непосредственного взаимодействия, во время которого неизбежно происходит "притирка характеров ", отчетливо проявляются не только достоинства, но и ошибки (недостатки) каждого из ребят. А еще одни ребята удовлетворены перспективами, отношениями и своим местом в этих отношениях, а другие нет.

Такое состояние возникает как реакция на "фестивальное " настроение первых дней смены, как следствие стабилизации неформальных групп, их попыток утвердить себя. Чаще всего это разочарование, связанное с ожиданиями. Но главное это конфликт, связанный со своей ролью в межличностных отношениях. Дети в этот период испытывают на себе двойное влияние (и нередко противоречивое): ценностей, норм, установок развивающегося коллектива и той группы, к которой они принадлежат.

На фоне формально действующей официальной структуры в отношениях вырастают скрытые внутренние конфликты, характеризирующиеся отсутствием единства, пассивным отношением к деятельности и напряжением в межличностных отношениях. Свое разрешение период скрытых внутренних конфликтов должен получить в ходе делового сотрудничества, когда начинается организационно-коллективная деятельность.

На этот период доминирующих потребностей нет. Имеются потребности, объединяющие детей в отдельные группы по однозначным мотивам, интересам и ценностям.

Содержание межличностного общения - неофициальное обсуждение существующих порядков и не принятых в группу ребят, вожатых (т. е. сплетни).

Состояние ребят в этот период неоднозначно:

• напряжение у некоторых, связанное с чувством одиночества и незащищенности;

• равнодушие у других, связанное с крушением ожиданий;

• активность, связанная с укреплением лидерской позиции в поиске альтернативы официальной, заданной оргпериодом основы (закона, структуры и т. д.);

• неудовлетворенность разобщенностью отряда у тех, кто принял для себя и усвоил законы отношений, перспективы деятельности и заданную структуру.

Сформированная официальная структура действует формально, почти бездействует. В неофициальной - идет интенсивное укрепление групп общения, не связанных с общими целями и перспективой деятельности отряда. Есть "непринятые " ребята.

Основная функция вожатого в этот период - арбитральная. Позиция вожатого - главный "миротворец " в отряде во время конфликтов. И хотя педагог - "миротворец " по своей сути, но это его самая трудная функция.

Задачи вожатого в этот период:

• анализировать состояние, причины и прогнозировать развитие отношений;

• способствовать единству отряда, для чего: вывести частные мнения и оценки из внутренней сферы на арену широкого демократического обсуждения; добиться единства оценок и мнений по наиболее важным вопросам жизни и отношений в отряде; определить ближайшую возможную коллективную деятельность, актуальную в данной ситуации для каждого и для всех, способствовать успеху этой деятельности.

Деятельность, в основном, связанная с общением. В зависимости от ситуации задаются вопросы для рассуждения: "Давайте подумаем, какой добрый и полезный поступок совершили вы сегодня за день? ". "Кому сегодня за день мы скажем "Спасибо? " "Чем сегодняшний день отличался от вчерашнего? " Можно вывести ребят на разговор, используя метод детонации, т. е. через обсуждение фильма, который просмотрели все вместе, статьи или рассказа, подходящего для ситуации. Кроме коллективного обсуждения найти возможность для индивидуального общения с каждым ребенком.

Необходимые условия для успешного выхода из кризиса:

• способность вожатого анализировать и прогнозировать ситуацию, владеть приемами ведения групповой дискуссии;

• способность находить подходящий момент для решающего разговора и увидеть ребят, поддерживающих объединение и нравственную основу отношений в отряде;

• умение вожатого вести демократический разговор, направляя его в русло главной идеи объединения, человеческих отношений и уводить разговор от мелочей и придирок, особенно по вопросам быта;

• вожатый должен быть защитником тех, кто страдает от одиночества, отсутствия единства, и тех, у кого нетерпимая позиция по отношению к эгоизму, хамству, сквернословию, равнодушию;

• помощь ребятам в выработке общей идеи, которую разделяют все в отряде, или актуализировать те, что уже приняты в отряде, но бездействовали;

• способность определить актуальную деятельность, обязательно коллективную, в подготовке которой должны быть задействованы все, обязательно творческую, привлекательную для каждого и необходимую для всех;

• умение организационно обеспечить успех задуманной деятельности.

Распространенная ошибка вожатых - замкнуть конфликт на себе. Вроде "Вы плохо поступили, я обиделась... " Да и детям так проще - "У нас все плохо, потому что плохой вожатый ". Ни в коем случае! Как бы "ужасно " ни вели себя дети по отношению лично к вам, вы не имеете права обижаться! Необходимо набраться мудрости, терпения, такта и переключиться на межличностные проблемы детей. С другой стороны, нельзя в создавшейся проблемной ситуации делать виноватыми всех детей: и конкретно виноватых, и косвенно.

Каждый "виноватый " ребенок должен понимать причину и степень своей вины. А самое главное - ребенок сам должен осознать негативную сторону своего поступка и понять, что в отряде приветствуется "хорошее " в нем, а "плохое " осуждается.

Показатели успешной деятельности:

• переформирована формальная структура на основе советов дела или творческих групп к предстоящему коллективному действу;

• у всех есть желание и воля к единству и участию в предстоящем коллективном деле.