Анализ операций с пластиковыми картами в ОАО «РГС Банк»

Содержание

Введение……………………………………………………………….

3

1 Теоретические аспекты функционирования платёжных систем на основе пластиковых карт………………………………………….

5

1.1 Правовое регулирование деятельности кредитных

организаций в области пластиковых карт……………………...........

5

1.2 Виды пластиковых карт и их характеристика…………………..

7

1.3 Анализ и тенденции развития рынка пластиковых карт в РФ…

14

2 Анализ операций с пластиковыми картами в ОАО «РГС Банк»...

23

2.1 Характеристика финансово - экономической деятельности ОАО «РГС Банк»……………………………………………………...

23

2.2 Применение пластиковых карт в ОАО «РГС Банк»……………

38

2.3 Перспективные направления рынка пластиковых карт………...

45

Заключение…………………………………………………………….

51

Список литературы…………………………………………………....

53

Приложение…………………………………………………………...

54

Введение

В настоящее время многие люди являются держателями пластиковых карт, поскольку это удобно, а также это является современным веянием времени.

Пластиковая карта в мире уже давно превратилась в важнейший инструмент не только банковской системы, но и в повседневной жизни. «Пластиковые деньги» или «пластиковые карты» - широкое понятие, включающее в себя кредитные, расчетные, депозитные и многие другие карты. Помимо вышеперечисленных, пластиковые карты используются в качестве визиток, клубных карт, клиентских карт постоянных покупателей, электронных пропусков и так далее.

Преимущества, связанные с использованием пластиковых карт на российском рынке, очевидны. Это, в первую очередь, уменьшение риска потери денег, устранение риска традиционных форм хищений, льготы при получении услуг на предприятиях торговли и сервиса, уменьшение затрат при проведении финансовых операций, в том числе покупок с использованием различных валют, поскольку конвертация производится по биржевому, а не по магазинному курсу. Очевидны преимущества, получаемые от использования пластиковых карт предприятиями торговли и сервиса: уменьшение расходов на инкассацию, транспортировку и обналичивание средств, упрощение расчетов с покупателями, росту и улучшению экономики в целом.

В последние годы тема электронных денег принимает все большую актуальность. Эксперты, анализирующие тенденции создания нового экономического пространства с общей валютой, в своих отчетах делают упор на тематику пластиковых карт. На сегодняшний день стремление к созданию единого платежного пространства и соответственно выбор платежных инструментов - это современные тенденции во всех государствах.

Операции с пластиковыми картами открыли новые перспективы финансового обслуживания клиентов и, соответственно, расширили возможности получения банковской прибыли.

Экономисты называют пластиковую карту «услугой века», одним из ключевых элементов «технологической революции в банковском деле». Поэтому изучение проблем использования пластиковых карт в России представляется особенно актуальным, а изучение мировой практики и перспектив развития рынка пластиковых карт в России приобретают в настоящее время конкретную значимость.

Современное развитие рынка финансовых услуг, оказываемых банками, характеризуется бурным внедрением электронных технологий и широким использование пластиковых карт. Российская банковская система подвержена массовому ажиотажу «карточного бизнеса». Количество банков, эмитирующих пластиковые карты различных отечественных и международных платежных систем, увеличивается. Расширяется сеть торговых предприятий, реализующих свои товары с использованием пластиковых карт, банки активно внедряют в сферу своих услуг выдачу наличных денежных средств по пластиковым картам через банкоматы, растут объемы операций по картам. Внедрение передовых технологий и хорошо поставленная коммерческая работа являются условиями положительных результатов. Интерес российских банков к зарубежным платежным системам не случаен. Выпуск таких карт позволяет интегрироваться в мировую структуру банковских услуг, поднять деловой имидж банка, завоевать рынок и привлечь клиентов. Участие в международной банковской «карточной системе» дает возможность овладеть новейшими банковскими технологиями, использовать гигантскую инфраструктуру для осуществления расчетов в глобальных масштабах.

Всё вышеуказанное подтверждает актуальность темы дипломной работы.

Объектом исследования является деятельность ОАО «РГС Банк».

Предметом выступают операции с пластиковыми картами в ОАО «РГС Банк».

Целью данной дипломной работы является на основе анализа состояния, проблем рынка пластиковых карт в России обосновать перспективные направления его развития и выработать рекомендации по расширению сферы услуг на рынке пластиковых карт.

Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:

1) изучить теоретические аспекты функционирования платёжных систем на основе пластиковых карт;

2) ознакомиться с правовым регулированием деятельности кредитных организаций в области пластиковых карт;

3) рассмотреть виды пластиковых карт и их характеристику;

4) рассмотреть анализ и тенденции развития рынка пластиковых карт в РФ;

5) провести анализ операций с пластиковыми картами в ОАО «РГС Банк»;

6) ознакомиться с характеристикой финансово-экономической деятельности ОАО «РГС Банк»;

7) проанализировать применение пластиковых карт в ОАО «РГС Банк»;

8) рассмотреть перспективные направления рынка пластиковых карт.

1 Теоретические аспекты функционирования платёжных систем на основе пластиковых карт

1.1 Правовое регулирование деятельности кредитных организаций в области пластиковых карт

Любые банковские операции регламентируются правовыми документами.

Как таковых нормативных актов, которые непосредственно относились к урегулированию отношений, связанных с пластиковыми картами до 1998 года не издавалось. Эти отношения регулировались в соответствии с Законом РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР», Законом РФ от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Закон РФ от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» по существу, носит рамочный характер, так как практически каждая его норма наполняется конкретным содержанием лишь с помощью тех многочисленных и зачастую противоречащих друг другу подзаконных актов, которые составляют весь массив громоздкого валютного законодательства России. Эти нормативные акты, в отличие от самого закона, подвержены частым изменениям. Это неизбежное и естественное явление, но оно существенно затрудняет ориентацию граждан и организаций в валютном законодательстве, которое становится все более сложным для восприятия. Вносит свою немалую лепту в этот процесс и практика российских судебных органов.

Положение Центрального Банка Российской Федерации 23- П [5]. При разработке Положения № 23-П [5] в него был заложен ряд принципов, которые сохраняются и получают развитие в новой редакции:

1) определение банковской карты как вида платежной карты, эмитентом которой является кредитная организация, служащая для совершения операций и составления документов, подлежащих оплате клиентом.

Определение банковской карты, приведенное в новой редакции Положения № 23-П [5], рассматривает две ее основные функции. С использованием банковской карты могут осуществляться такие операции, как:

- получение наличных денежных средств в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте в установленных случаях на территории Российской Федерации, а также в иностранной валюте за пределами Российской Федерации;

- операции, связанные с оплатой товаров (работ, услуг) в валюте Российской Федерации на территории Российской Федерации, а также в иностранной валюте за пределами Российской Федерации;

- операции, связанные с переводом денежных средств в валюте Российской Федерации и иностранной валюте на территории Российской Федерации, а также в иностранной валюте за пределы Российской Федерации с соблюдением норм валютного законодательства;

2) установление правил эмиссии, эквайринга, банковских, предоплаченных карт и осуществления операций с их использованием. В новой редакции Положения №23-П [5] детализирован порядок открытия счетов в кредитной организации-эмитенте для отражения операций, совершаемых с использованием банковских карт, а также введено требование о разработке кредитными организациями внутрибанковских правил, определяющих порядок эмиссии и/или эквайринга банковских, предоплаченных карт, а также осуществления операций с их использованием;

3) учет особенностей валютных операций, совершаемых с использованием банковских карт.

В соответствии с п. 4.2. Положения № 23-П [5] все расчеты по операциям с использованием банковских карт, совершенным на территории РФ между банками-резидентами, между банками-резидентами и иными юридическими лицами-резидентами, а также физическими лицами-предпринимателями, должны осуществляться только в валюте Российской Федерации. Исключением являются расчеты в иностранной валюте, предусмотренные действующим законодательством и нормативными актами Банка России;

4) установление правил бухгалтерского учета операций с использованием банковских и предоплаченных карт.

В новой редакции Положения № 23-П [5] уточнен порядок бухгалтерского учета отдельных видов операций с использованием банковских карт, в частности учета:

- предоставленных кредитной организацией кредитов, в том числе «овердрафт», по операциям, совершаемым с использованием банковских карт;

- сумм излишков, недостач денежной наличности, выявленных при инкассации банкоматов;

- бланков слипов, а также неперсонализированных (персонализированных) платежных карт.

Положение Банка России № 266-П «Об эмиссии платёжных карт и об операциях, совершаемых с их использованием» [6]. Данное положение не регулирует специальным образом отношения между держателем карты и эмитентом. Такие отношения относятся к чисто гражданско - правовым отношениям, а регулирование таких отношений находится за пределами компетенции Банка России установленной ст.4 закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России) [2]. К таким отношениям следует применять правовые нормы, содержащиеся в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Вместе с тем Положение № 266-П [6] предусматривает возможность выпуска нескольких банковских карт в целях совершения с их использованием операций по банковскому счету клиента. Учитывая изложенное, клиент кредитной организации - владелец счета может обратиться в кредитную организацию с просьбой о выпуске еще одной банковской карты на имя уполномоченного лица.

Согласно пункту 1.12 Положения № 266-П [6] клиент осуществляет операции с использованием банковской карты по банковскому счету, открытому на основании договора банковского счета, предусматривающего совершение операций с ее использованием.

В соответствии с пунктом 2.5 Положения № 266-П [6] клиент - юридическое лицо по указанному банковскому счету с использованием выданной ему карты совершает операции, связанные со своей хозяйственной деятельностью, а также иные операции, в отношении которых законодательством Российской Федерации, нормативными актами Банка России не установлено каких-либо запретов (ограничений).

Возврат клиентом - юридическим лицом предоставленных ему денежных средств и уплата процентов по ним осуществляются в порядке, установленном Положением Банка России от 31.08.1998 № 54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» [7].

Таким образом, можно сделать вывод, что правовая база в области пластиковых карт в России развита на слабом уровне и требует значительной доработке.

1.2. Виды пластиковых карт и их характеристика

Под платежной системой понимается комплекс правил и средств, позволяющих проводить расчеты между покупателем товара или услуги, торгово-сервисной организации и организацией, выдавшей клиенту карту для совершения таких операций. Выдача наличных по предъявлению пластиковой карты трактуется как кассовый аванс, поэтому банк, оказывающий такую услугу, является в данном определении «торгующей деньгами организацией».

В настоящий момент наиболее известны следующие мировые платежные системы:

- «Visa»;

- «MasterCard»;

- «American Express»;

- «Diners Club».

«VISA INTERNATIONAL» - самая крупная международная платежная система, как по количеству карт, так и по оборотам. Доля на мировом рынке более 50 процентов. Организована в 1972 году на базе «Bank of America», первоначально внедрившего систему пластиковых расчетов в США совместно с другими американскими банками. Система построена по принципу ассоциации финансовых организаций из различных стран. Организационный принцип - бездоходная корпорация, зарегистрированная в США, штат Делавэр. Члены ассоциации одновременно являются ее совладельцами. Более 19 тысяч членов - крупнейших мировых финансовых организаций. Управляющий орган - Совет Директоров. Взаимодействует с членами через региональные советы директоров. Россия относится к региону Центральной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки. Штаб-квартира - в Лондоне. Карты принимаются в 190 странах мира, более чем в 12 млн. предприятиях и 180 тыс. банкоматах.

«EUROCARD/MASTERCARD» - консорциум, состоящий из двух компаний - американской «MasterCard» и европейской «Europay» (Europay организовалась в результате слияния «Eurocard» и «Eurochek»). Вторая на мировом рынке - приблизительно 30 процентов. Внутреннее построение аналогично «VISA» - ассоциация, члены которой являются владельцами (15 тыс. членов). Европейский центр в Бельгии, Ватерлоо. Там же располагается отдел, отвечающий за Восточную Европу и Россию. Более 200 млн. карт, около десяти миллионов точек обслуживания.

«AMERICAN EXPRESS» - третья по величине компания на рынке пластика, приблизительно 18 процентов. Компания была организована более 100 лет назад и первоначально специализировалась на курьерских перевозках, позднее занялась организацией туристических поездок и оказанием различных услуг путешественникам, в том числе и финансовых («дорожные чеки», а затем и пластиковые карты). Специализация на рынке оказания услуг путешественникам сохраняется и в настоящее время. В настоящее время - акционерное общество, акции котируются на нью-йоркской бирже. Штаб-квартира в Нью-Йорке. Европейский офис в Брайтоне (Великобритания). В России работают через дочернюю компанию «AmEx» . Практически всё обслуживание карт идет через эту компанию, за исключением приема карт «AmEx» в электронных терминалах. Эти услуги для «AmEx» предоставляет АО «КОКК». Выпущено около 33 млн. карт, которые принимаются в трёх с половиной миллионах предприятий по всему миру (основной упор на авиабилеты, гостиницы, рестораны, дорогие магазины, прокат автомобилей).

«DINERS CLUB INTERNATIONAL» - американская компания, первой выпустившая пластиковую карту в 1949 году, вначале исключительно для ресторанов в Нью-Йорке. Позднее карта «Diners Clab» распространилась по всему миру, специализируясь, также как и «AmEx», на секторе рынка, обслуживающем путешественников. В настоящее время на 100 процентов принадлежит «Citicorp». Штаб-квартира в Чикаго. С другими странами работает через франчайзы (организации, которым предоставлены права на определенные территории). В сентябре 1995 года в России создан франчайз, специализирующийся на выпуске карт. Выпущено около семи миллионах. карт, которые принимаются в трёх миллионах предприятий.

С организационной точки зрения ядром платежной системы является основанная на договорных обязательствах ассоциация банков. В состав платежной системы также входят предприятия торговли и сервиса, образующие сеть точек обслуживания. Для успешного функционирования платежной системы необходимы и специализированные нефинансовые организации, осуществляющие техническую поддержку обслуживания карт: процессинговые и коммуникационные центры, центры технического обслуживания и т.п.

Рассматривая пластиковые карты их можно разделить на разные виды:

1) банковские карты (платежные карты) как правило выступают в роли «электронного кошелька» с дублированием счета у эмитента или служит «ключом к банковскому счету», используемого для идентификации владельца банковского счета у эмитента. К ним относятся карты систем «VISA», «MasterCard», «American Express», Юнион Кард и многие другие. Предоставляют их держателю возможность безналичной оплаты товаров или услуг и получения наличных средств в отделениях банков и в банкоматах. Средством персонализации в таких картах выступает магнитная полоса, содержащая информацию о банковском счете клиента;

2) страховые карты: обычно применяются страховыми компаниями и их дилерами для фиксирования скидок на страхование и обслуживание, для размещения перечня страховых услуг доступных клиенту, а также могут выступать страховыми полисами с нанесенными на ней индивидуальными данными застрахованного, а также номер полиса, срок страхования, информация о том, что нужно делать и куда обращаться при наступлении страхового случая. Удобна для ежедневного применения, занимает мало места, не требует определенных условий хранения, как бумага, всегда с клиентом, труднее теряется.

Виды персонализации таких карт: любой;

3) телефонные карты и интернет-карты (скретч-карты): обычно применяются телефонными и интернет компаниями для удобства экспресс-оплаты предоставляемых ими услуг (телефонных переговоров, мобильной связи, доступа в интернет и прочее), применяются путем удаления с карты скретч-полос (стирающихся полос) для определения уникальных кодов активации.

Виды персонализации таких карт: «pin»-код, персонализация печатным способом, штрих-код;

4) дисконтные карты: могут использоваться в любой сфере деятельности (обычно применяются в торговле, в сфере обслуживания) для привлечения новых клиентов, поощрения постоянных, позволяют стать участником дисконтной системы в сети магазинов и предприятий, входящих в данную программу, являются самым распространенным видом карт, помогают идентифицировать клиента, предоставить и накопить его скидки, бонусы и льготы, предоставить дополнительные виды услуг.

Дисконтная система - это организованные определенной компанией взаимоотношения продавцов и покупателей, при которых покупатель экономит на покупке, а продавец приобретает постоянного клиента.

Виды персонализации таких карт: любой;

5) рекламно-информационные карты: в принципе любой вид карты можно так интерпретировать. Являются очень эффективным средством рекламы по качеству, стоимости, привлекательности, удобства, эстетики, могут быть выполнены в виде визитных карточек, фирменных календарей, открыток, информационных или рекламных «листов», пресс-релизов, могут служить раздаточным материалом на выставках и презентациях.

Могут выполнять функции по формированию спроса на товары или услуги, предоставлять необходимую информацию, обеспечивать сбыт, поддерживать и наращивать объемы продаж, внушать доверие, создавать лицо и имидж компании.

Виды персонализации таких карт: любой;

6) клубные карты: применяются клубами, развлекательными центрами, ресторанами, фитнес-клубами, казино, салонами в виде визитной карточки, пропуска или удостоверения личности для входа в «закрытые» заведения. Такая карта может быть и дисконтной, и рекламно-информационной, и идентификационной и другой.

Виды персонализации таких карт: любой;

7) идентификационные карты: применяются для идентификации личности, в некоторых случаях выступает в роли удостоверения личности, пропуска с нанесенной на ней фотографией, ФИО, срока действия, дата выдачи и другой информации необходимой для использования данного вида карты.

Виды персонализации таких карт: персонализация печатным способом, магнитная полоса, микрочип;

8) заправочные карты:

служат для удобства оплаты на автозаправочных станциях, предоставляют скидки, бонусы, дополнительные услуги.

Виды персонализации таких карт: любой;

9) магнитные карты: это карты с магнитной полосой и закодированной информацией на ней, могут быть дисконтными, заправочными, идентификационными, транспортными, банковскими, клубными, страховыми.

Виды персонализации таких карт: любой.

10) транспортные карты: это пластиковые проездные билеты, очень удобные и практичные.

Виды персонализации таких карт: персонализация печатным способом, микрочип, магнитная полоса;

11) смарт-карты (карты с микропроцессором). Микропроцессор позволяет выполнять определенные операции над хранящимися в карте данными.

Эти операции составляют операционную систему карты, которая обеспечивает большой набор функций управления памятью, сервисных функций и средств безопасности. Смарт-карты находят все большее применение в повседневной жизни - это и системы контроля доступа, системы защиты от краж, автоматизация логистики, интеллектуальные бесконтактные карты (электронные кошельки, учет времени на рабочем месте и прочие). Смарт-карты по своим надёжностным и эксплутационным характеристикам значительно превосходят обычные магнитные карточки. Смарт-карты работают в режиме «offline». Проведение любой операции с использованием смарт-карты требует от владельца набора личного пароля. Этот пароль записан на самой карточке, а значит, не требуется процедура доступа к центрам авторизации.

Виды персонализации таких карт: персонализация печатным способом, микрочип.

Пластиковые карты можно разделить на несколько категорий по различным пpизнaкaм. Основным материалом для изготовления пластиковых карт служит поливинилхлорид (ПВХ). Он легко поддается обработке и нейтрален к краскам, что позволяет получать на готовых картах очень чистые цвета.

В ходе развития карточных систем возникли разные виды пластиковых карт, различающихся назначением, функциональными и техническими характеристиками.

С точки зрения механизма расчетов выделяются двухсторонние и многосторонние системы, что представлено в таблице 1.

Таблица 1 - Виды пластиковых карт по механизму расчётов

двухсторонние карты

многосторонние карты

возникли на базе двухсторонних соглашений между участниками расчетов, владельцы карт могут использовать их для покупки товаров в замкнутых сетях

предоставляют владельцу карты возможность покупать товары в кредит у различных торговцев и организаций сервиса;

получать кассовые авансы, пользоваться автоматами для снятия наличных денег с банковского счета и т.д.

Другое деление карт определяется их функциональными характеристиками. Здесь различают:

- кредитные карты, используемые в кредитных платежных системах

- дебетовые карты - используемые в дебитных платежных системах,

- карты с овердрафтом.

Подробно деление карт по функциональному назначению представлено в таблице 2.

Таблица 2- Деление карт по функциональному назначению

кредитные карты:

оплата различных услуг и товаров за счет кредита, предоставленного

банком либо специализированной сервисной компанией, не имея ни наличных денег, ни денег на банковском счете необходимо иметь договор с банком, в котором клиент обязуется в течение определенного срока возвратить банку появившийся в результате платежа долг

дебетовые карты:

используются для оплаты товаров и услуг, получения наличных денег в банках путем прямого списания денег со счета плательщика

клиент распоряжается только суммой с его банковского счета

обработка карты в режиме «online»

карты с овердрафтом:

возможность производить платежи свыше суммы, которая зачисляется на счет владельца карты

это сравнительно небольшая сумма трактуется как автоматическое предоставление кредита без специального кредитного договора

В данной таблице охарактеризованы кредитные, дебетовые и карты с овердрафтом.

Предоплаченная карта предназначена для совершения ее держателем операций, расчеты по которым осуществляются кредитной организацией - эмитентом от своего имени, и удостоверяет право требования держателя предоплаченной карты к кредитной организации - эмитенту по оплате товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) или выдаче наличных денежных средств.

Кредитные карты выпускаются для платежеспособных потребителей. Их использование позволяет им иметь автоматически возобновляемый кредит без специального обеспечения для покупок. Они могут также применяться для получения кредита в форме наличности в тех финансовых учреждениях, которые являются членами соответствующей системы.

Дебетовая карта наиболее распространена в нашей стране в силу ряда объективных экономических причин. Ее именуют также картой наличных средств или картой активов. Дебетовая карта, как и кредитная, имеет на магнитной полосе фамилию и имя владельца как клиента определенного финансового учреждения. В отличие от кредитной, дебетовая карта является для ее владельца удобным средством проведения платежных операций путем прямого уменьшения размеров его финансовых активов.

По способу записи информации различают:

- графическая запись: самая простая форма записи информации, наносится фамилия, имя, образец подписи и информация об эмитенте;

- эмбоссирование: позволяет значительно быстрее оформить операцию оплаты картой, делая оттиск на ней слипа;

- штрих-код: применялся до изобретения магнитной полосы, низкая секретность, в платёжных системах распространения не получил;

- магнитная полоса: один из самых распространённых на сегодняшний день способов нанесения информации на карту, очень популярна в платёжных системах;

- чип: очень дорогая технология, наиболее надёжное хранение информации;

- лазерная запись: чип технология записи на них схожа с записью на лазерные диски, в банковских технологиях распространения не получили.

Эта информация может быть нанесена рельефным шрифтом, (выдавлена) специальным аппаратом эмбоссером («embosser») и тогда карта называется эмбоссированной.

На неэмбоссированных картах идентификационная информация выжигается, и эти карты предназначены только для электронного использования (например, «VISA Electron»).

Деление карт по эмитентам приведено на рисунке 1.

По эмитентам

Банковские (универсальные) карты

Выпускаются банками и финансовыми компаниями

Частные карты

Выпускаются коммерческими компаниями для расчетов в торговой и сервисной сети данной компании

Рисунок 1 - Деление карт по эмитентам

По типу работы c кapтой как c нocитeлeм элeктpонной инфopмaции их можно разделить на «карта c магнитной полосой» и «карта c чипом» или «cмapт-кapта».

Смарт-карты, электронная коммерция - это не только технологические новации, интересные для технологических компаний, для специалистов в области информационных технологий, но и возможности, позволяющие банковским специалистам обеспечить более высокий уровень сервиса для клиентов, а также предложить им новые банковские услуги.

Как кредитные, так и дебетовые карты могут быть индивидуальными и корпоративными. Индивидуальные карты («Customer cards») - только физическим лицам, корпоративные - только компаниям (организациям).

Корпоративная карта привязана к счету компании и может быть оформлена только на сотрудника компании. Такая карта может быть лимитирована компанией и тогда владельцу карты устанавливается лимит использования денежных средств со счета компании. Если лимит не установлен, владелец карты может распоряжаться всей суммой находящейся на счету компании (привязанном к данной карте).

Банковские карты выдается на ограниченный срок с момента получения и действуют они до последнего дня месяца, указанного на карте. После истечения срока действия карты её никто не будет принимать к оплате, поэтому необходимо вовремя сдать карту на «перевыпуск» на новый срок.

В системах «VISA», «EuroCard/MasterCard», российской «Union Card» первые шесть цифр представляют собой код банка-эмитента в платежной системе. В одной и той же системе у банка может быть несколько идентификационных номеров (например, отдельный номер для золотых карт), но в любом случае первые шесть цифр однозначно указывают на банк-эмитента.

1.3 Анализ и тенденции развития рынка пластиковых карт в РФ

Рассматривая банковскую пластиковую карту как платежный инструмент нужно выделить основные ее достоинства и преимущества:

- для самого клиента - это удобство в использовании, уменьшение риска потери средств, льготы при получении услуг в предприятиях торговли и сервиса, уменьшение затрат при проведении финансовых операций, автоматическая конвертация, финансовая привлекательность - начисление процентов, удаленное управление счетам и многое другое;

- для банков - расширение спектра услуг, появление новых клиентов, снижение стоимости операций за счет безбумажной технологии, взимание дополнительной комиссии и как следствие увеличение дохода повышение конкурентного потенциала банка;

- для предприятия - расширение продаж и привлечение новых покупателей, снижение затрат на инкассацию выручки, повышение безопасности работы с использованием подписей владельцев, престиж и другие преимущества.

К сожалению, для российского пользователя банковская карта представляет собой скорее больше не платежный инструмент, а средство снятия наличных. Это объясняется рядом причин, которые и предопределили проблемы, существующие на рынке пластиковых карт.

На сегодняшний день остается стабильно высоким спрос населения на карточные услуги: наблюдается постоянный и устойчивый прирост различных категорий новых клиентов - владельцев пластиковых карт, причем не только с высоким уровнем дохода. Их число пополняют менеджеры среднего звена, госслужащие и студенты, для которых пластиковые карты становятся повседневным платежным средством.

За последние годы ситуация стала меняться в лучшую сторону. В восстановлении и динамичном развитии российского рынка пластиковых карт заинтересованы многие: международные платежные системы, международные страховые системы, торговые точки и др.

В настоящее время развитие рынка банковских пластиковых карт в России стремительно набирает обороты, поскольку российские банки стремятся как можно активнее развивать бизнес в отношении обслуживания пластиковых карт. Во всем мире в сферу обращения пластиковых карт вовлечены миллионы торговых, гостиничных предприятий и предприятий разнообразнейших услуг; число пользователей таких карт приближается к 900 миллионам. С картами работают почти все банки развитых и развивающихся стран. Анализ развития этой «индустрии» показывает, что наиболее успешно развиваются банковские пластиковые карты. И это понятно, потому что сама по себе карта является платежным инструментом, увенчивающим систему, в основании которой находятся расчетно-платежные отношения, т.е. безналичные расчеты, осуществляемые на современной технической и технологической базе. Немаловажную роль играет и ресурсная база банков, позволяющая постоянно развивать и совершенствовать технологическую и техническую базу. Это, в свою очередь, дает возможность банкам постоянно совершенствовать и расширять круг услуг, предоставляемых своим клиентам.

Стоит отметить, что банками России уже накоплен достаточный опыт производства как иностранных карт по лицензии крупных финансовых компаний, так и своих валютных и рублевых карт. Но все равно, масштабы и количество используемых платежных карт в России значительно меньше, чем в странах Западной Европы, да и во всем мире.

Всего по данным Центрального Банка РФ количество кредитных организаций, осуществляющих эмиссию и/или эквайринг платежных карт, по состоянию на 01.01.2014 г. составляет 1200 ед., из них 810 ед. - эмиссию и/или эквайринг, 750 ед. – эмиссию, 700 ед. - эквайринг.

Эквайринг - это приём к оплате платёжных карт в качестве средства оплаты товара, работ, услуг. Осуществляется уполномоченным банком-эквайером путём установки на предприятиях торговли (услуг) платёжных терминалов («POS» - терминалов) или импринтеров.

В настоящий момент в мире существует более 18 миллионов предприятий торговли и сервиса, где имеется возможность оплатить покупки с помощью платёжных карт.

Большая часть рынка эквайринговых услуг занята банками - членами «Visa» и «MasterCard».

Существует также Интернет - эквайринг - приём к оплате платёжных карт через Интернет с использованием специально разработанного «web»-интерфейса, позволяющего провести расчёты в интернет - магазинах и оплатить на специальных электронных платежных системах различные услуги (мобильную связь, коммунальные услуги, Интернет, фиксированную телефонную связь и пр.).

К эквайрингу также принято относить выдачу наличных средств держателям банковских карт, не являющимся клиентами данной кредитной организации. Такая выдача, как правило, осуществляется через банкомат или с помощью «POS» - терминала.

По данным Банка России к 1 января 2014 г. общее количество карт на рынке России превысило 280 500 000 шт. Активное наращивание темпов прироста эмиссии карт наблюдалось в период 2010-2013 гг.

За последние годы существенно возросли количество и объем операций, совершенных с использованием банковских карт. Так в 2009 г. количество операций составляло 2436,6 млн. ед., объем операций составил 9471,3 млрд. руб., в 2012 г. количество операций составляло 5601,5 млн. ед., объем операций составил 21 283,8 млрд. руб. Количество и объем операций увеличились за три года на 129,89 процентов и 124,71процентов соответственно.

По количеству и объему операций лидерами по прежнему являются Москва и Московская область, где совершено операций в количестве 1 494 861,3 тыс. ед. объемом 210 857,3 млрд. руб., что составляет 37 процентов и 57,2 процентов соответственно от совершенных на территории Российской Федерации. По регионам операции с использованием карт сосредоточены, как правило, в крупных городах. Как свидетельствует исследование «Analytic Research Group», по федеральным округам России прослеживается традиционная тенденция - Центральный федеральный округ продолжает наращивать отрыв по количеству карт и объему операций от остальных округов. Это относится как к выпуску, так и к использованию карт. В Центральном и Северо - Западном федеральных округах пластиковые карты чаще используются для оплаты товаров и услуг, в то время как жители других регионов предпочитают использовать карты для получения наличных средств.

Наибольшее количество выпущенных карт и объем операций с их использованием приходится на международные платежные системы «Visa и Europay/MasterCard», что объясняется, прежде всего, развитой инфраструктурой, предназначенной для осуществления операций с использованием карт этих платежных систем, как на территории России, так и за ее пределами.

Но наряду с этим в России действуют отечественные платежные системы: «Union Card», «ACOORD», «STB Card» и ряд других небольших систем. Причины, обусловившие столь низкую долю рынка, приходящуюся на российские платежные системы:

- в стране сложилась неэффективная модель рынка;

- не организовано то, что называется инфраструктурными элементами, необходимыми для функционирования национальной системы в целом;

- на низком уровне находится национальный «switch» (маршрутизатор потоков обмена информацией с платежными системами), клиринг и расчеты».

Рынок платежных карт всё больше становится полем конкурентной борьбы между российскими банками. Операции по банковским картам относятся к числу наиболее доходных видов банковской деятельности. В среднем доход на единицу затрат в карточном бизнесе выше, чем по другим видам операций. Во-первых, нужно отметить такие доходные проекты как реализация зарплатных схем, столь популярных в России. Издержки обслуживания подобных проектов для банка минимальны вследствие высокой степени автоматизации процесса. Во-вторых, весьма существенными могут быть для банка комиссионные отчисления за проведение платежей при использовании пластиковых карт, а также комиссии, получаемые от торгово-сервисных предприятий за обслуживание.

Специфика российского рынка заключается в том, что рынок развивается в основном не за счет индивидуальных вкладчиков и держателей карт, а за счет зарплатных проектов. Эта система очень широко распространена в регионах России и доля зарплатных карт составляет порядка 80 процентов всех выпушенных карт. Это во многом объясняет поведение держателей, которые после начисления заработной платы сразу же её снимают в банкомате, отсюда и возникает высокий процент снятия наличных денежных средств.

Статистика потребителей.

Так согласно результатам исследования «Ромир» сегодня 53 процента россиян обладают сразу двумя-тремя пластиковыми банковскими картами. Еще 15процентов владеют четырьмя и более картами, а 28 процентов - всего одной. Всего лишь четыре процента карт на руках не имеют.

Самыми активными пользователями банковских карт является молодежь до 25 лет, которые владеют четырьмя и более картами.

Другим пользователям пластиковыми картами было предложено ответить на вопрос об удобстве их использования. Четверо из пяти опрошенных (86 процентов) ответили, что пластиковая карта - это вполне удобно. Причем среди респондентов Северо-Западного и Приволжского федеральных округов этот показатель достиг 92 - 93 процента. Исследование показало, что чем моложе респонденты, тем чаще они говорили об удобстве использования пластиковых карт. Так, среди молодежи (18 - 24 года) такой вариант ответа указали 90 процентов опрошенных, а среди пенсионеров - 62 процента. Об удобстве пользования пластиковыми картами также несколько чаще говорили россияне с высшим образованием и высоким уровнем дохода.

О том, что пластиковая карта - это неудобное средство расчетов и обналичивания денег, заявили десять процентов пользователей. Среди жителей южного региона России такого мнения придерживается каждый четвертый респондент - 26 процентов. О неудобстве пластиковых карт также чаще, чем по выборке в целом говорили россияне, проживающие в сельской местности - 16 процентов.

Лидером по востребованности пластиковых карт остается «Сбербанк России» (70 процентов). На втором месте по популярности с 17 процентами находится «ВТБ 24», на третьем – «Альфа-Банк» (семь процентов).

Чаще всего карты служат для получения наличности в банкомате (68 процентов). При оплате розницы ими пользуются 63 процента, а через банковские терминалы оплачивают услуги 55 процентов владельцев карт. 42 процента используют карты для совершения покупок в интернете, а 33 процента используют их для накопления средств.

Те, кто пользуется банкоматами для оплаты услуг, чаще всего платят за интернет, телефонию и ТВ. Возможностью оплаты услуг ЖКХ через банкоматы сегодня пользуются 63 процента держателей карт, а 53 процента используют их для денежных переводов.

Кроме того, как выяснилось по результатам исследования, 46 процентов жителей российских городов регулярно пользуются банковскими услугами в интернете. В том числе 17 процентов заявляют, что пользуются «online» банкингом раз в неделю и чаще, а 29 процентов заходят в свой банковский «online» кабинет один или несколько раз в месяц. Наиболее активные пользователи подобных услуг - респонденты мужского пола, в возрасте от 25 до 34 лет, с высоким уровнем доходов.

Наиболее популярной банковской «online» услугой респонденты назвали оплату коммунальных и прочих платежей, ей пользуется 60 процентов опрошенных. Второй по популярности сервис - управление своими счетами и накопление средств (55 процентов опрошенных). Еще 19 процентов респондентов ответили, что используют интернет - банкинг для погашения кредитов.

Система предоставления пластиковых карт во многих банках имеет свои недостатки. Так, например, существуют разные скрытые платежи и комиссии, которые негативно влияют на спрос пластиковых карт. Это одна из главных проблем пластиковых карт в России, которая проявляется наиболее часто. Не многие банки предоставляют полный список комиссий и платежей при оформлении карты.

Проблемы пластиковых карт в России также проявляются и в том, что полная безопасность пластиковых карт не может быть осуществлена. Например, при оплате товаров или услуг в сети, стать жертвой мошенников гораздо проще. Об этом известно и каждому банку, поэтому они отказываются от ответственности, если заемщик планирует использовать карту в сети. Однако стать жертвой мошенников можно и не только в сети. Если такое случилось, карту необходимо заблокировать, но и эта мера не может стать гарантом возврата денег. Обычно банк проводит тщательное расследование и после этого в лучшем случае может вернуть всего 30 процентов от потерянной суммы.

В последнее время участились случаи преступности с банковскими пластиковыми картами.

Повышение доступности финансовых услуг для граждан Российской Федерации - одно из ключевых направлений деятельности банковской системы на современном этапе развития инновационной экономики страны. Устойчивое развитие платежной системы России требует внедрения новых финансовых и информационных технологий со стороны банковского сообщества, поддержки их на законодательном уровне и одобрения конечным пользователем, т.е. населением.

Развитие российского рынка пластиковых карт в последние годы имеет положительную динамику. Ежегодный прирост темпов эмиссии платежных карт характеризуется двузначными цифрами, идет рост безналичных операций, совершенных с использованием банковских карт.

Кредитные организации для обеспечения успешной коммерческой деятельности разрабатывают и внедряют новые формы привлечения средств населения, используя при этом новые технологии.

Так банки разработали особые предложения для держателей банковских карт совместно с авиакомпаниями. Данные программы довольно распространены во всем мире. Россия не стала исключением. Привлекательность таких программ состоит в том, что за определенную потраченную по этой карте минимальную сумму владелец получает одну премиальную милю этой авиакомпании. По такой карте, скажем, за каждые 30 рублей, потраченных по карте, её держатель получает одну милю авиакомпании.

Например, по данным «Statbanker», в «Райффайзенбанке» предлагают кредитную карту «Austrian Airlines», в «Ситибанке» - кредитные карты «Lufthansa» и Аэрофлот, в «Промсвязьбанке» и «Росбанке» предлагают совместную карту с авиакомпанией Трансаэро. В банке «Русский Стандарт» можете завести совместные карты сразу с тремя авиакомпаниями (Трансаэро, «British Airways» и Аэрофлот). Среди банков, предлагающих совместные с авиакомпанией Аэрофлот карты, есть и «Сбербанк России». «Мастербанк» предлагает карту «VISA»/«MasterCard» «DIAC» для постоянных клиентов аэропорта «Домодедово». Владельцы таких карт могут воспользоваться ускоренной процедурой прохождения таможенного и паспортного контролей, а также услугами бизнес - залов, скидками в магазинах и ресторанах на территории аэропорта и при регистрации на Павелецком терминале. А в сентябре 2012 г. «Банк Москвы» запустил банковскую карту «Мой проездной», по которой предлагает клиентам оформить кредитную карту «Visa Electron» с функцией БОП - безналичной оплаты проезда в метро и наземном транспорте.

Есть в арсенале банков подарочные карты и карты путешественников «VISA Gif»t и «VISA Travel». На такие карты не наносится имя держателя. Её пользователем будет тот, кто ее подпишет на обороте, т.е. тот, кому её передадут или передарят. На неё вносят денежную сумму, которую хотят подарить или передать. Такие карты есть в «Юникредит» банке, «Пробизнесбанке», банке «Союз». Совсем недавно «ВТБ 24» и авиакомпания «ЮТэйр» совместно с платежной системой «Visa» запустили совместные кредитные карты, по которым льготный период кредитования до 50 дней.

Некоторые банки предлагают совместные карты с заправочными станциями. В таких картах за каждую потраченную сумму начисляются баллы, которые можно использовать для оплаты топлива в этой заправочной сети. Такая карта есть, например, в «Ситибанке». По совместной с заправочной сетью «Neste» кредитной карте «Ситибанка» водители Санкт-Петербурга могут получить скидку в размере 20 копеек на каждый литр топлива на АЗС. Своему обладателю такая карта дает и ряд других бонусов.

Не забыли банкиры и про «шопоголиков». Им также предоставляются особые привилегии. Так, ряд банков предлагают своим клиентам совместные программы с дисконтными программами или магазинами. Например, в «Райффайзенбанке» есть кредитная карта «Малина», по которой за каждые потраченные по карте 200 рублей дадут 20 баллов этой дисконтной программы. В «Ситибанке» есть совместная карта с магазинами Стокманн. В «Кредит Европа Банке» предлагают кредитную карту «Ашан». Совместную карту с сетью магазинов электроники «М.видео» можно оформить в «Альфа-банке», при оплате покупок по такой карте её владелец получает бонусы этой сети.

Из последних новшеств «Восточный Экспресс Банк» предлагает военнослужащим кредитную карту «Первая» со сниженной процентной ставкой. Согласно условиям данного предложения, ставка для военнослужащих составляет 23 процента годовых в случае страхования жизни и здоровья держателя, и 33 процента годовых - без оформления личного страхования. Для сравнения - ставка для новых клиентов банка, не относящихся к категории военнослужащих, составляет 27 - 30 процентов при наличии личного страхования, и увеличивается на 10 процентных пунктов при отказе от страховки. Плата за выпуск карты «Первая» категории «Visa Instant Issue» составляет 800 рублей.

Есть карты специально для мужчин или женщин. Банковские карты, разделенные по «половому признаку», выпускает, в частности, «Альфа-банк» в дополнение к указанной выше программе. Для получения дополнительных скидок представителям сильной половины предоставляет «мужскую карту», а для женщин - карту «Cosmopolitan». Карту «Lady’s card» с фокусом на скидках в женских магазинах предлагают и в «Газпромбанке». В банке «ВТБ 24» предлагают совместную карту с интернет-магазином «Ozon». В банке «Зенит» предлагают совместную карту технического центра Кунцево. В «Московском Банке Реконструкции и Развития» предлагают открыть совместную карту с сетью магазинов Детский мир, а также карту с дисконтной программой сети автосалонов Арманд.

И еще одна примечательная особенность нашего времени: в последнее время все большее распространение получают карты типа «Cash-back», по которым предусмотрен возврат части от потраченной суммы обратно на счёт клиента. Обычно, сумму возврата составляет один процент от потраченной по карте суммы, и возвращается обратно на счёт клиента в начале следующего месяца после месяца, в котором были совершены операции. Такие карты предлагают, например, «Ситибанк», «Barclays», банк «Авангард», «Связной» банк.

Для своих клиентов некоторые банки готовы предложить специальные банковские карты, позволяющие осуществлять оплату проезда в общественном транспорте.

Некоторые банки предлагают выпуск мгновенных или моментальных кредитных карт, которую, в случае одобрения, можно получить в течение одного часа. Придумали разработчики банковских карт и виртуальные карты. Они разработаны для тех, кто оплачивает товары и услуги через интернет, и хочет обезопасить себя от мошенников. Оформить виртуальные карты «MasterCard» или «Visa Virtual» можно сразу в нескольких банках. Среди них «Альфа-банк», «Банк Москвы», «Мастер-банк», «Пробизнесбанк», «Промсвязьбанк», «Судостроительный банк».

А кто-то предлагает совместные карты с благотворительными фондами. Часть потраченных по этой карте средств будет перечислена банком на счёт благотворительного фонда, совместно с которым эта карта создана.

Инфраструктура, предназначенная для выдачи наличных денежных средств и осуществления расчетов с использованием карт, обслуживает карты всех платежных систем. Банкоматы и терминалы кредитных организаций (филиалов), расположены во всех регионах страны. Однако традиционен отрыв Москвы и Московской области - на их долю приходится почти четверть всех российских банкоматов, соответственно территориальные диспропорции, характерные для российской банковской системы в целом, сказываются и на доступности операций, совершаемых с использованием платежных карт.

С начала 2010 г. наблюдается резкий рост количества банкоматов, электронных терминалов и импринтеров. Значительная часть банкоматов, оснащена функцией оплаты товаров и услуг. При увеличении количества импринтеров в пунктах выдачи наличных, количество импринтеров, установленных в организациях торговли (услуг), сократилось.

Учитывая изложенное, можно предположить, что в 2014-15 гг. продолжится тенденция увеличения числа безналичных операций с использованием пластиковых карт, а доля прироста платежных терминалов, установленных в организациях торговли (сервиса), превысит долю прироста установленных банкоматов.

2 Анализ операций с пластиковыми картами в ОАО «РГС Банк»

2.1 Характеристика финансово - экономической деятельности ОАО «РГС Банк»

ОАО «РОСГОССТРАХ БАНК» (сокращённо ОАО «РГС Банк») был основан в 1994 году. В настоящее время является универсальным коммерческим банком, находящимся в топе российских банков.

ОАО «РГС Банк» является непосредственным участником системы страхования вкладов физических лиц.

Банк специализируется на предоставлении банковских услуг для предприятий малого и среднего бизнеса и частных клиентов.

Рейтинги ОАО «РГС Банк»:

- «Moody's» - долгосрочный рейтинг банковских депозитов по международной шкале в иностранной валюте - «В2»;

- «Moody's» - рейтинг финансовой устойчивости банка - «Е+»;

- «Moody's-Interfax» - долгосрочный кредитный рейтинг эмитента по национальной шкале - «Ваа1.ru»;

- «Moody's» - краткосрочный рейтинг банковских депозитов в иностранной валюте - «Not Prime»;

- «Moody's» - долгосрочный рейтинг банковских депозитов по международной шкале в национальной валюте - «В2»;

- «Moody's» - краткосрочный рейтинг банковских депозитов в национальной валюте «Not Prime»;

- Эксперт РА - кредитный рейтинг банков - «А».

Присвоены очередные рейтинги РБК:

- 19-е место в рейтинге крупнейших российских банков по количеству кредитных карт в обращении

- 28-е место в рейтинге по объему портфеля автокредитов и 33 место - по количеству выданных автокредитов

- 57-е место по объему выданных кредитов малому и среднему бизнесу в 2013 году и 51 место по объему портфеля выданных кредитов сегменту СМБ на 1 января 2014 года.

- 61-е место по объему портфеля ипотечных кредитов на 1 января 2014 года и 63-е место по объему выданных ипотечных кредитов в 2013 году, в том числе 21-е место по объему выданных кредитов под залог имеющейся в собственности у заемщика недвижимости.

Согласно рейтинговому агентству РБК рейтинг, ОАО «РГС Банк» занял следующие позиции по итогам 2013 года:

- 50-е место по чистым активам;

- 79-е место  по ликвидным активам;

- 63-е место  по кредитному портфелю   (66-е место -  по кредитам юр.лиц, 46-е место -  по кредитам физ. лиц);

- 41-е место  по депозитному портфелю  (45-е место - по депозитам юр. лиц, 46-е место - по депозитам физ. лиц);

- 48-е место по вложениям в ценные бумаги;

- 15-е место в списке самых филиальных банков России;

- 16-е место по количеству пластиковых карт, 21-е место - по количеству пластиковых карт в обращении; 

- 29-е место по объему портфеля автокредитов и 32-е место по объему выданных автокредитов;

- 35-е место по количеству собственных банкоматов по России.

В 2014 году «Moody’sInvestorsService» подвердило устойчивое положение ОАО «РГС Банк» в отрасли. Среди позитивных факторов были отмечены: тесные деловые контакты с ведущей российской страховой компанией «Росгосстрах», широкая география присутствия банка, высокий уровень достаточности капитала.

04.03.2014 ОАО «РГС Банк» выплатил 102,78 млн. рублей за девятый купон по облигациям серии 03.

05.03.2014 ОАО «РГС Банк»  подвел предварительные итоги деятельности по РСБУ за 2013 год (без учета событий после отчетной даты).Прибыль до налогообложения   составила  один миллиард шестьсот пятьдесят миллионов рублей. Прибыль после налогообложения   достигла один миллиард  рублей, превысив показатели аналогичного периода практически втрое (+196 процентов за год).

Виды операций ОАО «РГС Банк»:

- кредитование физических и юридических лиц;

- привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

- размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

- осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц;

- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

- инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов;

- осуществление кассового обслуживания физических и юридических лиц;

- купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

- привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

- выдача банковских гарантий;

- осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов;

- выдает банковские гарантии в рублях и иностранной валюте;

- оказывает консультационные и информационные услуги;

- осуществляет брокерскую деятельность на рынке ценных бумаг в рублях;

- осуществляет дилерскую деятельность в рублях и иностранной валюте.

Для осуществления своей деятельности банк имеет лицензии.

Лицензии ОАО «РГС Банк» представлены на рисунке 2

Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций № 3073 от 28.05. 2012г.

Лицензия Банка России на осуществление банковских операций с драгоценными металлами № 3073 от 01.09.2011 г.

Лицензия ФСБ России №12262 Н от 08.06.2012 г

Лицензия ФСФР России на осуществление брокерской деятельности № 177 - 11048 - 100000 от 28.02.2008 г.

Лицензия ФСФР России на осуществление депозитарной деятельности № 177 - 11056 - 000100 от 28.02.2008 г.

Лицензия ФСФР России на осуществление дилерской деятельности № 177 - 11051 - 010000 от 28.02.2008 г.

Рисунок 2 - Виды лицензий ОАО «РГС Банк»

Так же ОАО «РГС Банк» осуществляет такие виды деятельности, как:

- приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

- выдача поручительства за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

- доверительное управление денежными средствами и иными материальными ценностями по договорам с физическими и юридическими лицами;

- осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

- осуществление лизинговых операций.

Схема анализа финансового состояния ОАО «РГС Банк» приведена на рисунке 3

Рисунок 3 - Схема анализа финансового состояния

Показатели финансово - экономической деятельности ОАО «РГС Банк» за последний завершенный финансовый год, а также за 3 месяца текущего года, а также за аналогичный период предшествующего года представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Показатели финансово - экономической деятельности ОАО «РГС Банк» за 2013 - 2014 г.

Наименование показателя

01.01.2014

01.04.2014

01.04.2013

строки

1

Уставный капитал, руб.

1775093500

1775093500

1586533500

2

Собственные средства (капитал), руб.

18637387812

18773328906

16989830708

3

Чистая прибыль (непокрытый убыток), руб.

1077956477

826841780

21613219

Активы (публикуемая форма 806 тыс.руб)

115428645

115328937

110163165

5

Рентабельность активов, процентов

0.93

0.72

0.02

6

Рентабельность капитала, процентов

60,73

46,580

1,36

7

Привлеченные средства: (кредиты, депозиты, клиентские счета и т.д.), руб.

102831889

101203394

100003368

Заемные средства и кредиторская задолженность

Структура заемных средств ОАО «РГС Банк» на дату окончания последнего завершенного финансового года и последнего завершенного отчетного периода представлена в таблице 4.

Таблица 4 - Структура заёмных средств ОАО «РГС Банк» с 01.01.2014 по 01.04.2014 г.

№ пп

 

Значение показателя, тыс.руб.

Наименование показателя

 

01.04.2014

 

01.01.2014 с учетом СПОД

1

2

3

4

Продолжение таблицы 4

1

Кредиты и депозиты, полученные

3339129

6954836

от Банка России,

1.1

в том числе просроченные

0

0

2

Кредиты и депозиты, полученные от кредитных организаций,

204301

498920

2.1

в том числе просроченные

0

0

3

Кредиты и депозиты, полученные от банков-нерезидентов,

1624508

1710893

3.1

в том числе просроченные

0

0

4

Задолженность по выпущенным ценным бумагам

5118488

6084621

4.1

в том числе просроченная

2 085

3 320

 

Итого

10286426

18632875

 

в том числе просроченная

0

0

Структура кредиторской задолженности ОАО «РГС Банк» на дату окончания последнего завершенного финансового года и последнего завершенного отчетного периода приведена в таблице 5.

Таблица 5 - Структура кредиторской задолженности с 01.01.2014 по 01.04.2014 г.

№ пп

Наименование показателя

Значение показателя, тыс.руб.

 

 

01.01.2014 с учетом СПОД

01.04.2014

1

Расчеты по налогам и сборам

25702

12625

1.1

в том числе просроченная

0

0

2

Задолженность перед персоналом, включая расчеты с работниками по оплате труда и по подотчетным суммам

189

193

2.1

в том числе просроченная

0

0

3

Расчеты с поставщиками, подрядчиками и покупателями

34453

7819

3.1

в том числе просроченная

0

0

4

Расчеты по доверительному управлению

0

0

4.1

в том числе просроченная

0

0

5

Расчеты с клиентами по факторинговым, форфейтинговым операциям

0

0

Продолжение таблицы 5

5.1

в том числе просроченная

0

0

6

Расчеты с валютными и фондовыми биржами

0

 

6.1

в том числе просроченные

0

0

7

Прочая кредиторская задолженность

90762

78423

7.1

в том числе просроченная

0

0

 

Итого

151106

99060

 

в том числе просроченная

0

0

Обязательства ОАО «РГС Банк» из обеспечения, предоставленного третьим лицам, приведены в таблице 6.

Таблица 6 - Обязательства из обеспечения по состоянию на «01»

апреля 2014 года

№ пп

Наименование показателя

Значение показателя,

тыс.руб.

1

2

3

1

Общая сумма обязательств ОАО «РГС Банк» из предоставленного им обеспечения

14932514

2

Общая сумма обязательств третьих лиц, по которым ОАО «РГС Банк» предоставил обеспечение, в том числе:

501742

в форме залога или поручительства, с учетом ограниченной ответственности ОАО «РГС Банк» по такому обязательству третьего лица, определяемой исходя из условий обеспечения и фактического остатка задолженности по обязательству третьего лица

501742

4

Общая сумма обязательств из предоставленного ОАО «РГС Банк» обеспечения в виде банковской гарантии

14932514

5

Общая сумма обязательств третьих лиц, по которым ОАО «РГС Банк» предоставил третьим лицам обеспечение в виде банковской гарантии

14932514

Доля доходов ОАО «РГС Банк» от основной деятельности (видов банковских операций) в общей сумме полученных за соответствующий отчетный период доходов за последний завершенный финансовый год и за 1 квартал 2014 года, за 1 квартал 2013 года представлена в таблице 7

Таблица 7 - Доля доходов ОАО «РГС Банк» от основной

деятельности

Показатели

на 01.01.2014 года

за 1 кв. 2014 года

за 1 кв. 2013 года

Процентные и аналогичные доходы, тыс. руб.

10340965

3560465

2334471

Комиссионные доходы, тыс. руб.

1901570

441600

426423

Итого доходы от основной деятельности тыс. руб.

12242535

4002065

2760894

Прочие операционные доходы, тыс. руб.

3402624

1553346

494598

Всего доходов, тыс. руб.

15645159

5555411

3255492

Доля доходов от основной деятельности в общей сумме доходов

78,25процентов

72,04процентов

84,81процентов

Структура активов ОАО «РГС Банк» приведена в таблице 8.

Таблица 8 - Структура активов

Активы, млн. руб.

01.01.2014 г.

Структура активов, процентов

Дeнежные средства

10971

5,2

Средства в кредитных организациях

47115

22,1

Средства в ЦБ РФ

8131

3,8

МБК размещенные

41

0,02

Кредиты:

91416

42,9

- физических лиц

6177

2,9

- юридических лиц

8431

4,0

Влoжения в ценные бумаги:

16451

7,7

- долговые обязательства

9256

4,3

- акции

5574

2,6

- векселя

1621

0,8

Прoчие активы

6112

2,9

ФОР

1231

0,6

Имуществo

410

0,2

Всего активов

212937

100

Анализируя таблицу 8 видно, что наибольшую долю активов ОАО «РГС Банк» занимают кредиты - 42,9 процентов, а самую меньшую часть МБК - 0,02 процента.

Структура динамики обязательств ОАО «РГС Банк» приведена в таблице 9.

Таблица 9 - Структура динамики обязательств за 2012 - 2013 г

Статьи баланса

2012

2013

Темп

роста, процентов

Сумма млн. руб.

Структура, процентов

Сумма млн. руб.

Структура, процентов

1

Кредиты, депозиты и прочие средства Центрального банка Российской Федерации

361 397

0,43

3 063 228

3,5

847,6

2

Средства кредитных организаций

2 605 754

3,1

2 222 393

2,6

85,3

3

Средства клиентов, не являющихся кредитными организациями

73 230 045

88

73 995 151

84,9

101,04

3.1

Вклады физических лиц

30 054 170

36,1

34 534 006

39,6

114,9

4

Финансовые обязательства, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток

0

0

0

0

0

5

Выпущенные долговые обязательства

5 432 330

6,5

6 506 445

7,5

119,8

6

Прочие обязательства

1 197 974

1,4

1 185 615

1,4

99

7

Резервы на возможные потери по условным обязательствам кредитного характера, прочим возможным потерям и операциям с резидентами офшорных зон

373 471

0,4

165 995

0,2

44,4

8

Всего обязательств

83 200 971

100

87 138 827

100

104,7

Вывод: анализируя таблицу 9 можно сделать вывод о том, что пассивы ОАО «РГС Банка» увеличились в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 104,7 процента, что является в целом положительным фактором.

В 2013 году значительно увеличились кредиты полученные от ЦБР, по данной статье произошёл рост более чем в 8 раз. Кредиты банка России являются кредитами последней инстанции и вызваны, прежде всего потерей ликвидности банка. К положительным факторам так же можно отнести расширение операций по выпуску ценных бумаг, тем роста составил 119,8 процентов.

Структура обязательств показывает, что основной статьёй привлечённых средств являются средства клиентов на счетах - 88 процентов. Данный ресурс является для банка дешёвым, но требует отвлечения в активах большого количества высоко ликвидных средств. Вклады физических лиц составляют 39,6 процентов.

Структура динамики кредитного портфеля ОАО «РГС Банк» представлена в таблице 10

Таблица 10 - Структура и динамика кредитного портфеля

Показатели

номера счетов

Сумма, млн руб

Темп роста

процентов

Структура

2012 г

2013 г

2012

2013

1 Кредитный портфель всего

441-455

15706

143747

91,5

100,0

100,0

В том числе просроченная задолженность и проценты

458,459

4338

4650

107,2

27,6

3,2

1.1 Кредитный портфель юридических лих

441-453

1538,4

139924

90,3

9,8

61,1

В том числе просроченная задолженность и проценты

458

(01-13)

439

(01-13)

3922

4258

108,6

25

21

1.2 Кредитный портфель МСБ

454

509

477

93,7

3,2

1

В том числе просроченная задолженность

45814

45914

1854

1843

99,4

11,8

12

Продолжение таблицы 10

1.3 Кредитный портфель физических лиц

455

2679

2683

100,1

17,05

1,9

В том числе просроченная задолженность и проценты

45815

45915

410

310

75,6

2,6

0,2

Вывод: анализируя таблицу 10 можно сделать вывод о том, кредитный портфель за 2013 год уменьшился по сравнению 2012 годом и составил 91,5 процента. В целом доля просроченных кредитов ниже статистической нормы. По 2013 году доля просроченных МСБ - 3,3 процента, это говорит о том, что очень много просроченных кредитов. Видно, что у «РГС Банка» плохой кредитный портфель в целом.

Структура и динамики доходов ОАО «РГС Банк» приведена в таблице 11.

Таблица 11 - Структура и динамика доходов банка

Виды доходов

Сумма, млн руб

Структура процентов

Темпы роста

процентов

2012

2013

2012

2013

А. От банковских операций и других сделок

11917 853

12 816 092

16,8

20

107,5

Б. Операционные доходы

58 736403

50 725 571

82,8

79,4

86,4

В. Прочие доходы

278 880

364 372

0,4

0,6

130,7

Всего доходов

70 933136

63 906 035

100

100

90

Вывод: исходя из данной таблице 11 видно, что структура доходов «РГС Банка» показывает, что наибольший объём доходов в разделе Б «Операционные доходы, на втором месте раздел А «От банковских операций и других сделок и меньше всего доходов от раздела В «Прочие доходы».

Но темп роста лучше всего наблюдается в разделе В «Прочие доходы» 130,7 процентов.

По таблице видно, что изменение составило 90,0 процентов.

Чистая прибыль банка за 3 месяца 2014 г. составила 826 842 тыс. руб.,

Наибольший удельный вес в структуре доходов (без учета торговых) приходится на процентные доходы по операциям кредитования, доля которых составляет 61 процент.

В структуре расходов преобладают расходы по привлеченным средствам клиентов, не являющихся кредитными организациями, средства которых являются основным источником фондирования активных операций. Доля расходов по данным средствам составляет 87 процентов общей величины расходов по клиентским пассивам.

В части непроцентных доходов большое влияние на прибыль банка оказывает комиссионный результат банка.

В целом, рост финансового результата связан с увеличением доходов, как в процентной, так и комиссионной части, что в свою очередь обусловлено наращиванием объемов бизнеса Банка, а также получением дохода от реализации вложений.

Структура и динамика расходов ОАО «РГС Банк» приведена в таблице 12.

Таблица 12 - Структура и динамика расходов банка

Виды расходов

Сумма, млн руб

Структура процентов

Темпы роста

процентов

2012

2013

2012

2013

А. От банковских операций и других сделок

7 508 289

7 331 369

10,7

11,7

97,7

Б. Операционные расходы

62 808421

55 162 600

89

88,1

87,8

В. Прочие расходы

182 405

121 974

0,3

0,2

66,9

Всего расходов

70 499115

62 615 943

100

100

88,8

Вывод: анализируя таблицу 12 видно, что расходы ОАО «РГС Банк», наибольшие расходы в разделе Б «Операционные расходы», за тем раздел А «От банковских операций и других сделок» и наименьшая часть расходов по разделу В «Прочие расходы»

Наибольшая динамика темпа роста наблюдается в разделе Б «Операционные расходы» и составил 87,8 процента.

По таблице видно, что изменение составило 88,8 процента.

Достаточность собственных средств (капитала) ОАО «РГС Банк» приведена в таблице 13.

Таблица 13 - Достаточность уровня капитала (тыс. руб.)

Наименование статьи

на 01.01.2014 с учетом СПОД

на 01.04.2013

Собственные средства (капитал), (тыс. руб.), всего, в том числе:

18637388

16989834

Уставный капитал кредитной организации, в том числе:

1775094

1586534

Номинальная стоимость зарегистрированных обыкновенных акций (долей)

1771764

1583204

Номинальная стоимость зарегистрированных привилегированных акций

3330

3330

Собственные акции (доли), выкупленные у акционеров (участников)

0

0

Эмиссионный доход

4823731

3812314

Резервный фонд кредитной организации

1109850

1109850

Финансовый результат деятельности, принимаемый в расчет собственных средств (капитала):

2122216

2082059

прошлых лет

2186380

2186713

отчетного года

-64164

- 104654

Нематериальные активы

5853

6433

Субординированный кредит (займ, депозит, облигационный займ)

8338480

8254280

Источники (часть источников) дополнительного капитала, для формирования которых инвесторами использованы ненадлежащие активы

0

0

Нормативное значение достаточности собственных средств (капитала), (процентов)

10

10

Фактическое значение достаточности собственных средств (капитала), (процентов)

12,5

13,1

Продолжение таблицы 13

Фактически сформированные резервы на возможные потери (тыс. руб.), всего, в том числе:

13569788

9622179

по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности

11722938

7573398

по иным активам, по которым существует риск понесения потерь, и прочим потерям

1323973

1894063

по условным обязательствам кредитного характера, отраженным на внебалансовых счетах, и срочным сделкам

522877

154718

под операции с резидентами офшорных зон

0

0

Кредитная организация - эмитент имеет достаточный уровень ликвидности. Нормативы ликвидности Н1, Н2, Н3, Н4 выполняются в полном объеме и находятся на оптимальном уровне.

Поддержание соответствия структуры баланса всем обязательным требованиям и нормативам ликвидности, позволяет банку своевременно и в полном объеме выполнять принятые на себя обязательства. Сохранение показателей ликвидности на достаточном уровне, свидетельствует о поддержании банком оптимального уровня сбалансированности активных и пассивных операций по срокам и суммам.

Общая оценка результатов деятельности ОАО «РГС Банк» в банковском секторе экономики:

В 2010 - 2013 г.г. банк, несмотря на возрастающую конкуренцию в банковском секторе, смог существенно расширить клиентскую базу за счет активной работы по привлечению корпоративных и розничных клиентов за счет предложения конкурентных ставок по депозитам, улучшения условий обслуживания, расширения спектра кредитных программ, проведения активной рекламной кампании в СМИ. Работа по привлечению клиентов была активизирована как в Москве, так и в регионах.

В 2011 г. была проведена процедура ребрендинга банка, являющаяся продолжением долгосрочного и плодотворного сотрудничества с надежным партнером, компанией «Росгосстрах».

Банк входит в топ 100 ведущих банков России и занимает 51 место по активам. Обладает кредитными рейтингами РА «Эксперт» на уровне «А», а также рейтингами «Moody's» (долгосрочный рейтинг банковских депозитов на уровне B2 и рейтинг финансовой устойчивости банка на уровне E+) и «Moody's-Interfax» (долгосрочный кредитный рейтинг эмитента по национальной шкале «Baa1.ru»). Банк является членом Ассоциации Российских Банков (АРБ). Ассоциации Региональных Банков, НАУФОР, НАПФ, ММВБ и др.

Сеть обслуживания и продаж кредитного учреждения насчитывает 7 филиалов, 43 представительства, 171 дополнительных, 120 операционных и 2 кредитно - кассовых офиса. Среднесписочная численность персонала организации превышает 3000 человек.

Банк активно развивает розничный бизнес, в том числе потребительское кредитование, входит в топ - 40 розничных банков по различным показателям ритейла. Отдельно стоит отметить очередную попытку банка усилить «розницу» за счет ресурсов аффилированной страховой компании «Росгосстрах» - банк продает продукты компании «РГС-Жизнь», а также использует сеть «Росгосстраха» для продвижения собственных банковских продуктов.

В офисах кредитной организации обслуживаются более 1,5 миллионов частных лиц, которые, помимо стандартных банковских услуг, могут:

- инвестировать средства в паевые фонды ООО «РГС Управление активами»;

- открыть обезличенный металлический счет;

арендовать сейфовые ячейки;

осуществить денежные переводы по системам «MoneyGram», «Western Union», «Золотая Корона»;

оформить банковские карты «VISA» и «MasterCard» (в том числе чиповые карты «VISA pay Wave» и «MasterCard Pay Pass» с технологией бесконтактной оплаты).

Планы будущей деятельности ОАО «РГС Банк».

Основными стратегическими задачами банка на период 2011-2015 гг. являются:

- достижение высокой доходности бизнеса;

- достижение наиболее эффективного уровня взаимодействия с группой компаний «Росгосстрах»;

- повышение рентабельности и капитализации банка.

Стратегия развития банка является частью стратегии развития группы компаний «Росгосстрах», что позволит к 2015 году войти в состав крупнейших российских финансовых институтов и укрепить позиции наиболее узнаваемого бренда.

В рамках реализации стратегических целей банк планирует фокусироваться на розничных клиентах (кредитные и депозитные продукты) и малом бизнесе, активно развивать сеть самообслуживания банка (интернет-банк, терминалы, многофункциональные банкоматы), повышать эффективность бизнес - процессов банка и снижать операционные затраты, предлагать простые, быстрые и удобные продукты клиентам банка.

Успешная реализация стратегии позволит диверсифицировать кредитный портфель за счет значительного увеличения доли кредитов физических лиц в портфеле. Структура пассивов диверсифицируется за счет роста портфеля средств юридических лиц.

Таким образом, анализирую финансово - экономическую деятельность можно сказать, что ОАО «РГС Банк» является универсальным коммерческим банком, ориентированным на обслуживание предприятий малого и среднего бизнеса и частных клиентов.

2.2 Применение пластиковых карт в ОАО «РГС Банк»

ОАО «РГС Банк» применяет пластиковые карты для следующих целей:

- зарплатные проекты;

- кредитные карты;

- депозитные вклады

- оплата, как через интернет, так и через банкомат:

- операторов сотовой связи;

- жилищно-коммунального хозяйства;

- электроэнергии;

- городской телефонной сети;

- интернет-провайдеров;

- спутникового телевидения и многое другое.

В обращении находятся свыше одного миллиона пластиковых карт, эмитированных банком, а сеть банкоматов насчитывает более 400 устройств. Держатели карт на льготных условиях могут получить наличные в банкоматах банков - партнеров - ОАО «АИКБ «Татфондбанк», ОАО «Московский Кредитный Банк», ОАО «Банк Уралсиб», а также в банкоматах кредитных организаций, подключенных к ОРС (объединенная расчетная система). Более 30 тысяч предприятий и организаций являются клиентами банка, в том числе около трёх тысяч - в рамках зарплатных проектов.

Наиболее перспективным применением пластиковых карт в ОАО «РГС Банк» является зарплатный проект.

Под зарплатным проектом для организации - клиента понимается организованная банком система расчетных взаимоотношений банк - сотрудники организации - организация. Назначением такой системы является обслуживание расчетов организации со своими сотрудниками по заработной плате и другим выплатам социального характера. Банк, обслуживая указанные расчеты, имеет целью получение доходов в виде:

- комиссионные за обслуживание счетов/операций сотрудников организации;

- комиссионные за обслуживание операций перечисления денежных средств организацией;

- доходы от конверсионных операций, поступающих на счета сотрудников средств в виде курсовой разницы;

- косвенные доходы, получаемые от размещения привлеченных на счета средств;

- либо в виде комбинации всех или некоторых из вышеперечисленных видов доходов.

Зарплатный проект может быть реализован как с использованием технологии банковских карт, так и без таковой - за счет использования счетов «до востребования». Рассмотрим зарплатные проекты только на основе карточной технологии, но применяемая методология в более простом варианте может быть использована и для «некарточных». Стоит сказать, что далеко не всегда применение карточной технологии является оправданным. Лучше избегать проектов, в которых карточная технология навязана или притянута за уши, так как образуется неустойчивая бизнес-система, в конечном итоге неэффективная.

Целевая аудитория.

В качестве потенциальных клиентов для зарплатных проектов могут рассматриваться любые предприятия любых форм собственности и любой географической расположенности (компактной, распределенной по населенному пункту или по регионам России и зарубежных стран). При этом наличие филиала банка в том или ином регионе необходимо, только если предприятие выдвигает требование создания элементов инфраструктуры, то есть пунктов выдачи наличных.

Привлечение клиентов.