Меры противодействия преступности в сфере экономической деятельности и преступлениям против собственности

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИДНЕСТРОВСКОЙ

МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ТИРАСПОЛЬСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

им. М.И. КУТУЗОВА

Кафедра уголовного права, процесса и криминалистики

Курсовая работа

по дисциплине: Криминология и профилактика преступлений

Тема: Меры противодействия преступности в сфере

экономической деятельности и преступлениям

против собственности

Выполнил:

курсант 4 курса, 1 взвод

Ени Р.Ф.

Научный руководитель:

Преподаватель кафедры Уголовного права,

процесса и криминалистики

Смоленский Н.Н.

Дата защиты «____» __________ 2015 г.

Оценка ____________

Тирасполь - 2015 г.

П Л А Н

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………….………………………… 3

1.ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ И ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ …………………..….…… 6 2.ДЕТЕРМИНАНТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ ...............................…… 14

3.ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ ………….…..….……………. 19

4.ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ ……………………………………………………..…… 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..................... 28

ЛИТЕРАТУРА ………………………...…………...………………………… 30

ВВЕДЕНИЕ

Экономические преступления это уголовно – наказуемые деяния, чье противоправное посягательство направлено на действующую экономическую систему или ее отдельных элементов1.

Преступления против собственности представляют собой общественно - опасные деяния, предусмотренные нормами, объединёнными в гл. 21 (Преступления против собственности), раздела 8 (Преступления в сфере экономики) Особенной части УК ПМР2.

За 12 месяцев 2012 года сотрудниками подразделений БЭП МВД ПМР было выявлено 977 экономических преступлений. Всеми службами по профильной линии выявлено 1027 преступлений3.

Всего в Приднестровье, в 2012 году, было зарегистрировано 1499 преступлений против собственности: 1120 хищений имущества собственника; 190 грабежей; 51 разбой; 42 вымогательства; 96 мошенничеств.

Актуальность темы работы заключается в том, что в настоящее время преступность в сфере экономики - это феномен, неотъемлемым элементом которого является коррупция должностных лиц.

Проблема предупреждения преступлений против собственности, особенно хищений, является сейчас одной из сложных криминологических проблем.

Она напрямую зависит от экономической ситуации в стране, от общего уровня культуры и правосознания. Учитывая это, необходима разработка и осуществление мер предупреждения наиболее распространенных видов преступлений против собственности.

Злоупотребление властью, превышение служебных полномочий и взяточничество государственных служащих, наделенных правом управления имуществом и экономической деятельностью, а также контроля за этими сферами, способствовали многократному росту размеров ущерба от экономических преступлений и заметному уменьшению эффективности борьбы со многими видами преступлений в сфере экономики.

Эффективная система обеспечения экономической безопасности – вопрос «жизни» любого государства. Одной из первоочередных государственных задач предстает достижение такого уровня экономической безопасности, который бы обеспечивал внутреннюю стабильность, активное участие страны в международном разделении труда и одновременно гарантировал национальную безопасность.

К основным факторам экономической безопасности страны относятся: ее географическое положение, запасы природных ресурсов, промышленный и сельскохозяйственный потенциал, степень социально - демографического развития и, наконец, качество государственного руководства4.

Учитывая общественную опасность экономических преступлений, которые захлестнули практически все сферы хозяйствования, их предупреждение, нейтрализация криминогенной ситуации в сфере экономической деятельности должны стать стратегическим, приоритетным направлением государственной политики в области борьбы с преступностью.

Предупреждение экономических преступлений представляет собой сложный, многогранный процесс, включающий применение экономических, финансовых, организационно - управленческих, правовых, технических, культурно - воспитательных и других мер.

При этом предупреждение может быть успешным только при комплексном воздействии на причины экономической преступности и условия, ее порождающие.

Цель курсовой работы состоит в комплексном анализе современного состояния преступности в сфере экономики и против собственности, совокупности обуславливающих его экономических, политических, правовых, психологических и организационных факторов, а также в разработке системы криминологических и уголовно - правовых мер борьбы с данным явлением.

Достижение названной цели связано с необходимостью решения следующих теоретических и прикладных задач:

- разработка понятия преступности в сфере экономики и против собственности;

- описание основных характеристик всех основных видов преступлений в сфере экономики и против собственности;

- выявление и анализ наиболее значимых криминогенных факторов преступности в сфере экономики и против собственности;

- определение эффективных мер предупреждения и профилактики экономической преступности и преступлений против собственности.

1.ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ И ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ

Экономическая преступность рассматриваются как совокупность корыстных преступлений, совершаемых в сфере экономики лицами, в процессе их профессиональной деятельности, посягающих на собственность и другие интересы потребителей, партнеров, конкурентов, государства, на порядок управления экономикой в различных отраслях хозяйства.

То есть экономические преступления - уголовно – наказуемые деяния, чье противоправное посягательство направлено на действующую экономическую систему или ее отдельных элементов5.

Повышенная социальная опасность экономической преступности – в ее негативном влиянии на институты общества, нарушение порядка функционирования экономики, которая является основой государства.

Практически экономическая преступность – это сложная совокупность нескольких десятков составов преступлений, предусмотренных уголовным законом6.

Хищения, незаконные сделки с валютными ценностями, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, сокрытие доходов от налогообложения, обман потребителей, сокрытие средств в иностранной валюте, незаконное предпринимательство в торговле, контрабанда, выпуск, продажа товара, не отвечающего требованиям безопасности, и др.

Для экономической преступности характерно сочетание различных видов преступной деятельности. В современных условиях широко распространены хищения путем присвоения или растраты.

Подобного рода деяния нередко связаны с контрабандой.

Традиционно к сфере деятельности правоохранительных органов, ведущих борьбу с экономической преступностью, относились выявление и раскрытие фальшивомонетничества.

Фальшивомонетничество в виде изготовления поддельных денег отличается тенденцией к трансформации в соответствующий криминальный бизнес. Это объясняется появлением и сравнительно легким доступом населения к специальному оборудованию, позволяющему на высоком уровне изготавливать поддельные деньги и ценные бумаги.

Криминальным стал и потребительский рынок. В основном преступные посягательства в этой сфере связаны с выпуском и продажей товаров, не отвечающих требованиям продовольственной безопасности, обманом, обсчетом, обвесом потребителей за счет искажения, завышения цен, сговора о фиксированных ценах.

В современных условиях, характеризующихся обострением социальных противоречий в ходе экономических и политических преобразований, происходящих как в ПМР, так и в России, отмечается рост преступлений в сфере экономики.

Именно в данной сфере возникли и сохраняются практически неограниченные возможности для быстрого незаконного обогащения, накопления больших финансовых возможностей, используемых для разрешения широкомасштабных задач, вплоть до политических.

Экономические преступления влияют на общий уровень преступности, провоцируя убийства по найму, взрывы, поджоги, другие насильственные действия, связанные с перераспределением собственности, установлением и переделом сфер влияния.

Наиболее криминогенными сферами являются внешнеэкономическая деятельность, кредитно - финансовая система, потребительский рынок и др.

За 12 месяцев 2011 года в ПМР было зарегистрировано 1266 уголовных проявлений этой направленности (-1,5%), по которым к уголовной ответственности было привлечено 708 лиц (+37).

Из указанных зарегистрированных преступлений 467 были направлены в суд, 355 прекращены по нереабилитирующим основаниям, по 331 материалу было отказано в возбуждении уголовного дела по ст.5-1 УПК ПМР и 67 - уголовных дел находится в производстве7.

За 12 месяцев 2012 года сотрудниками подразделений БЭП лично было выявлено 977 экономических преступлений. Всеми службами по профильной линии было выявлено 1027 преступлений8.

По сравнению с 2011 годом, в России, в 2012 году, на 14,6% уменьшилось число преступлений экономической направленности, выявленных правоохранительными органами.

Всего было выявлено 173 тыс. преступлений данной категории, удельный вес этих преступлений, в общем числе зарегистрированных составил 7,5%9.

Преступления против собственности представляют собой общественно - опасные деяния, предусмотренные нормами, объединёнными в гл. 21 (Преступления против собственности), раздела 8 (Преступления в сфере экономики) Особенной части УК ПМР10.

Корыстные преступления против собственности подразделяются на:

1.Корыстные посягательства, не связанные с насилием над личностью (кража, мошенничество, простое вымогательство, ненасильственный грабеж, присвоение или растрата).

2.Корыстные преступления, соединенные с насилием (разбой, вымогательство и грабеж, совершенные с применением насилием).

В криминологическом отношении корыстные и корыстно - насильственные преступления против личного имущества граждан имеют много сходства.

Все они совершаются по мотиву корысти с прямым умыслом на незаконное извлечение материальной выгоды за счет интересов граждан.

К тому же кража в ходе ее осуществления нередко перерастает в грабеж и даже в разбой, а грабеж - в разбой.

Обман иногда является способом не мошенничества, а кражи, вымогательство же в случаях, когда речь идет об угрозе насилием, сближается с насильственным грабежом и разбоем.

Среди преступлений против собственности наибольшую корыстную направленность имеют хищения.

При проведении криминологических исследований особо выделяются такие хищения, как кражи, грабежи, разбои, мошенничества.

Хищения крайне общественно опасны, т. к. причиняют государству, организациям, объединениям и физическим лицам значительный материальный ущерб.

Самыми распространенными среди корыстных преступлений являются хищения, осуществляемые путем кражи.

В общем количестве имущественных преступлений они составляют примерно 80%.

Примерно 70% краж чужого имущества совершается в городах и поселках городского типа.

Всего на территории республики в 2011 году было совершено 1356 хищений имущества собственника, из них 579 квартирных краж, в 2012 году было совершено 1120 хищений имущества собственника, из них 478 квартирных краж11.

Удельный вес квартирных краж в ПМР, в 2011, и в 2012 году, составил 42,7% по отношению к общему числу зарегистрированных хищений имущества собственника.

Раскрываемость данного вида преступления составляла в 2011 году 58,6%, а в 2012 году 64,3%

По состоянию на 31 декабря 2011 года правоохранительными органами ПМР было зарегистрировано 6853 преступления (в 2010 году 6135), что на 11,7% больше.

Всего было зарегистрировано 1861корыстное преступление: 1356 хищений имущества собственника; 250 грабежей; 44 разбоя; 96 вымогательства; 115 мошенничеств.

На территории Республики в 2012 году, правоохранительными органами ПМР, было зарегистрировано 5417 преступлений – самый низкий показатель за последние десять лет.

Количество преступлений, зарегистрированных в Приднестровье в 2012 году, по сравнению с предыдущим годом снизилось на 21%.

Всего было зарегистрировано 1499 корыстных преступлений: 1120 хищений имущества собственника; 190 грабежей; 51 разбой; 42 вымогательства; 96 мошенничеств.

Как показывают выборочные исследования, по времени суток большая часть (свыше 70%) квартирных краж совершается в утренние и дневные часы (с 8 до 18), тогда, когда большая часть населения находится вне дома (на работе, в учебных заведениях и т. д.).

В группе совершается около 8,5% краж этого вида.

Карманные кражи совершаются в основном в общественных местах, чаще на рынке и в общественном транспорте. Основную категорию потерпевших составляют женщины. Этот вид краж относится к наиболее профессиональным видам преступной деятельности.

Разбои и грабежи - тоже чрезвычайно распространенные преступления против собственности, причем их регистрируется значительно меньше, чем совершается.

Следует иметь в виду, что разбои и грабежи - это преступления городов, пригородных зон, крупных населенных пунктов, и поэтому состояние этого вида преступлений, а тем более способы их совершения различаются незначительно12.

Удельный вес грабежей в имущественных преступлениях — примерно 5,4%.

Примерно 53% грабежей совершается на улицах, в парках и скверах. Как правило, это безлюдные улицы, глухие дворы и неосвещенные общественные места. В настоящее время участились случаи нападения на потерпевшего в подъездах домов и лифтах, а также на водителей такси и водителей личного транспорта.

Преимущественное время совершения этих преступлений — вечернее и ночное. Выборочные исследования показывают следующие основные способы совершения грабежей: нанесение побоев (40%), применение психологического насилия (25%), рывок (24%), использование алкогольного опьянения (11%).

Около 11% грабежей совершается в группе, 16,1%—лицами, находившимися в состоянии алкогольного опьянения. Чаще всего предметами преступления при грабежах являются меховые шапки, дамские сумочки, портфели, чемоданы, деньги, мобильные телефоны и т. д.

Удельный вес разбойных нападений в структуре имущественных преступлений примерно составляет 1,5%.

Примерно 86,6% разбоев совершается в городах и поселках городского типа. Улицы, парки, скверы явились местом совершения разбоев в 31,5% случаях.

После краж и грабежей мошенничество становится наиболее распространенным преступлением в структуре корыстной преступности против собственности.

Мошеннические посягательства на чужое имущество в структуре имущественных преступлений имеют удельный вес — примерно 2,9%.

В большинстве случаев мошенничество совершается лицами, обладающими криминальным профессионализмом, что создает дополнительные трудности в выявлении и предупреждении этих преступлений.

До 85% мошеннических посягательств совершаются в городах и, как правило, больших. Предметом преступления при мошенничестве наиболее часто являются деньги (75%), ценные бумаги, носильные вещи, содержимое багажа, ручной клади пассажиров.

Способы совершения мошенничества разнообразны. Например, продажа вместо золотых, серебряных, платиновых изделий подделок из цветных недрагоценных металлов или изделий из шлифованного стекла под видом драгоценных камней.

Завладение имуществом под предлогом оказания различных услуг, размен денег и получение денег в долг, выдача себя за представителя органа власти, обман при азартных играх и т. д.

Почти половина этих преступлений совершается в группе, что в определенной степени объясняется особенностями способа совершения мошенничества. Проще ввести потерпевшего в заблуждение с помощью преступной группы, где роль каждого заранее определена.

Элиту уголовного мира, его "аристократию", всегда составляли, и составляют сейчас - профессиональные мошенники13.

Развитие безналичного расчета за товары и услуги посредством пластиковых банковских карт получило широкое распространение во всем мире.

Сейчас можно уже уверенно говорить об организованной системе мошенничества с пластиковыми картами, структурировании преступных групп, разделению специализации мошенников и высоком уровне их технической и профессиональной подготовки.

Итак, повышенная социальная опасность экономической преступности заключается в ее негативном влиянии на институты общества, нарушение порядка функционирования экономики, которая является основой государства.

При проведении криминологических исследований установлено, что среди преступлений против собственности особо выделяются такие виды хищений, как кражи, грабежи, разбои, мошенничества.

Хищения крайне общественно опасны, т. к. причиняют государству, организациям, объединениям и физическим лицам значительный материальный ущерб.

2.ДЕТЕРМИНАНТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ

Обстоятельства, способствующие относительной распространенности и живучести антисоциального экономического поведения, можно разделить на организационно - хозяйственные и социально - психологические.

Первая группа обстоятельств охватывает такие наиболее существенные, как издержки экономической политики, отсутствие надлежащей системы контроля; отставание правотворческой деятельности от потребностей хозяйственной практики и др.

В непосредственной связи с конкретным деянием чаще других находятся следующие обстоятельства: недостатки системы учета и отчетности, текущего контроля со стороны руководителя, пренебрежение требованиями по подбору лиц на материально - ответственные должности, несовершенство норм расхода сырья и материалов позволяющие создавать неучтенные резервы для последующего расхищения, и некоторые другие.

Вторая группа обстоятельств связана с недостатками правовоспитательной работы, с общей неподготовленностью населения и особенно среднего управленческого звена к решению сложных народнохозяйственных задач на основе новой экономической идеологии.

Обуславливается неразвитостью демократических традиций саморегуляции общественных процессов в экономике и др.

Степень влияния обеих групп обстоятельств на уровень и динамику экономической преступности неодинакова.

Отсутствие целостной концепции предотвращения негативных последствий при вытеснении административно - нажимных методов преимущественно экономическими опосредованно влияет на создание атмосферы пониженной требовательности к нежелательным для общества формам отклоняющегося поведения.

Несбалансированность свободы предпринимательства адекватными мерами ответственности за нарушение общеобязательных правил в экономике порождает уверенность во вседозволенности, порой провоцирует на антисоциальные способы решения экономических проблем.

Важное самостоятельное значение имеют недостатки механизма ценообразования, налоговой политики, которые в ущерб моральным представлениям о добросовестном высококвалифицированном труде как источнике благосостояния способствуют созданию режима наибольшего благоприятствования для авантюристов, деляг, манипулирующих разницей в цене и не брезгующих наживаться на трудностях переходного периода. Обе группы переплетаются, создавая общий неблагоприятный фон в экономике.

Меняются формы собственности, организация и структура управления производства, в связи с этим появляются новые факторы, влияющие на состояние и структуру экономической преступности.

Бесхозяйственность усиливает свое влияние на экономическую преступность из - за отмены внеэкономического принуждения, административных методов регулирования.

Существенный урон интересам граждан в настоящее время наносится перекачиванием товаров из предприятий государственной торговли в коммерческую торговлю, поэтому первостепенное значение приобретает процесс дальнейшей приватизации торговли и сферы обслуживания, передача их в индивидуальную или коллективную частную собственность.

Недостатки действующей системы государственного контроля способствуют распространению скрытых, невыявленных экономических преступлений.

Контролирующие органы существенного влияния на оздоровление дел в экономике пока не оказывают. Сказывается отсутствие целостного представления о способах государственного регулирования экономики, идеологии контроля в целом. Особенно значительны потери при использовании государственной собственности, оказавшейся вне сферы пристального внимания государства.

Как свидетельствуют материалы правоохранительных органов, существенный вред общественным интересам причиняется:

- умышленным искажением данных в регистрационных документах об учреждении кооперативов, товариществ, акционерных обществ;

- злоупотреблением монопольным положением на потребительском рынке;

- умышленным запутыванием бухгалтерского учёта и др.

Общая неподготовленность населения к восприятию экономических преобразований, недостаточная компетентность и отсутствие умения работать в кризисных и экстремальных ситуациях ощутимо влияют на распространенность отклоняющихся форм экономического поведения.

Не отвечает предъявляемым требованиям организация и содержание подготовки и переподготовки руководителей и специалистов. Только около 3% нынешних руководителей имеют экономическое образование, остальные – техники и технологи.14

Таким образом, можно отметить, что закончившийся этап экономических преобразований показал способность преступных элементов и группировок использовать малейшие пробелы в законодательстве для незаконного личного обогащения.

Они действовали, применяя для этого целый комплекс методов воздействия:

- инфильтрацию (внедрение) своих ставленников в государственные, правоохранительные, контролирующие органы и коммерческие структуры;

- коррупцию, подкуп должностных лиц органов власти, управления и суда;

- сговор с руководителями крупных промышленных и коммерческих структур;

- давление со стороны коррумпированных должностных лиц органов власти и управления, распространение ложной информации;

- скупку паев и акций, захват имущественных прав и собственности под различного вида угрозами;

- террор и физическое устранение неугодных лиц.

Существенной причиной сложившейся криминальной ситуации в экономике является недостаточная научная проработка проблемы экономической преступности, отсутствие ясных представлений о стратегии и идеологии борьбы с ней15.

Современная организация борьбы с рассматриваемым видом преступлений по - прежнему осуществляется старыми методами, эффективно действовавшими в условиях централизованной экономики, но не достигающими цели в современных условиях16.

К числу основных факторов, детерминирующих совершение преступлений против собственности, и в первую очередь корыстную преступность, следует отнести:

- высокий уровень безработицы;

- низкую заработную плату у значительной части населения;

-неспособность и неготовность государственных структур к эффективному контролю экономических процессов, протекающих в различных сферах экономики;

- разрастание коррупции практически на всех уровнях государственной власти как существенной базы для подпитки и воспроизводства преступности в сфере экономики;

- отставание законотворчества от реального развития экономики и общественных отношений, наличие законодательных «дыр».

Все это порождает у некоторых граждан иллюзию вседозволенности и безнаказанности.

Помимо указанного следует отметить, что сегодня фактически не срабатывает такой сдерживающий фактор, как неотвратимость наказания.

Анализ уголовных дел показывает, что расследование не всегда проводится наступательно, следователи проявляют излишнюю осторожность.

Значительное количество уголовных дел о корыстных преступлениях против собственности прекращается или приостанавливается в виду неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.

Таким образом, рассмотренный причинный комплекс экономической преступности и преступлений против собственности, в значительной степени, вызван объективно существующими негативными экономическими, политическими, социальными и нравственными обстоятельства, которые порождают преступников и преступления, посягающие, прежде всего, на сферу экономики и на все формы собственности.


3.ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ

Актуальное значение в плане предупреждения экономических преступлений имеют мероприятия по широкому техническому перевооружению промышленности, переходу на преимущественно интенсивный путь развития с использованием самой совершенной техники и технологии; увеличение удельного веса комплексно - механизированных предприятий; замена морально устаревшего и физически изношенного оборудования.

Специально - криминологические меры, становясь обязательным компонентом управленческих решений, прямо или опосредованно сужают поле злоупотреблений, затрудняют, а иногда и вовсе делают невозможным, перерастание менее опасных хозяйственных правонарушений в уголовно наказуемые деяния.

Субъектами профилактики экономических преступлений выступают руководители и другие должностные лица предприятий, акционерных обществ, товариществ, их трудовые коллективы, органы хозяйственного управления, представители государственного аудиторского и внутрихозяйственного контроля.

Особое значение в новых условиях хозяйствования приобретает профилактическая деятельность представительных органов и органов местного самоуправления, решающих вопросы комплексного развития предприятий, рационального использования природных ресурсов.

При системной характеристике предупредительных мер особо следует выделить следующие.

1.Экономические меры включаются в общую концепцию перехода к рынку и в специальные государственные программы по отдельным направлениям экономической политики.

В их числе: земельная реформа, программа развития предпринимательства, в том числе малого, программа приватизации государственных и муниципальных предприятий, программа ограничения монополистической деятельности и создание условий для добросовестной конкуренции, реформа банковской системы, формирование оптовой торговли средствами производства (товарно - сырьевые биржи), рынка ценных бумаг (фондовые биржи), информационной, консультативной, посреднической сетей во взаимоотношениях обособленных товаропроизводителей и др.

Антикриминогенное действие оказывает изменение порядка взаимоотношений предприятий не на основе обязательного к исполнению плана, навязанного сверху и часто не неподкреплённого соответствующими материально - техническими ресурсами, побуждающего вследствие этого к злоупотреблениям, а на основе свободного выбора партнёров.

Личная заинтересованность в рачительном ведении хозяйства благоприятно сказывается на уменьшении криминогенности различности проявлений бесхозяйственности.

Серьёзные предпосылки для снижения криминогенной активности, корыстных устремлений в процессе приватизации государственного имущества создаёт чётко продуманная программа, включающая перечень объектов государственной собственности, намеченной к приватизации, методики оценки стоимости приватизируемых предприятий.

Специально предупредительной направленностью отличаются меры, запрещающие соглашение конкурирующих хозяйственных субъектов о поддержании цен на рынке, разделе рынка на сферы влияния предприятиями, занимающими доминирующее положение в промышленности, иные соглашения, в явной или скрытой форме насаждающие стандарты недобросовестной компетенции, ущемляющие права потребителей.

На снижение уровня экономической преступности несомненное влияние могут оказать меры по упорядочению внешнеэкономической деятельности, созданию механизма регулирования внешнеэкономических операций для выполнения договорных обязательств и государственных заказов, введение системы квотирования основных видов вывозимого сырья, лицензирования определённых сфер деятельности.

2.Организационные меры предупреждения экономических преступлений направлены на создание системы противовесов предпринимательству, ограждающих общество от злоупотреблений, в виде определённых процедур принятия наиважнейших хозяйственных решений, несоблюдение которых делает решения недействительными.

Наделение необходимыми полномочиями органов управления и контроля, призванных следить за соответствием деятельности субъектов хозяйственного оборота целям и задачам, обозначенным в законе и учредительных документах предприятий, акционерных обществ и пр.

К специально предупредительным мерам относятся:

- запрещение в законодательном порядке заниматься определёнными видами деятельности негосударственным предприятиям, организациям;

- испрашивание специального разрешения (лицензии) на определённые работы;

- введение ограничений для коммерческой деятельности руководящих лиц органов управления и специалистов контрольного аппарата.

В борьбе с экономической преступностью значительный профилактический эффект способны принести меры по совершенствованию деятельности контролирующих органов, наделению их по опыту передовых стран с развитой рыночной экономикой правами органа дознания.

Сочетание углублённой проверки хозяйственной деятельности с основанными на законе оперативными по обнаружению скрытых доходов, положительно зарекомендовало себя во многих странах.

Немаловажное профилактическое значение имеет скоординированность усилий контролирующих органов по обеспечению законности в хозяйственных правоотношениях; выработка мер по нейтрализации негативных последствий экономических решений, распространение передового опыта.

3.Технические меры предупреждения экономических преступлений направлены на разработку более совершенных средств транспортировки товаров, сырья, исключающих возможность постороннего вмешательства, создание надежных запорных устройств в местах складирования особо ценных сырьевых и товарных ресурсов.

Они направлены, также, на внедрение в практику контролирующих и правоохранительных органов методов обнаружения дефектных, подложных документов, позволяющих изымать товары и иные ценности из государственных общественных фондов, внедрение экспресс - методов обнаружения сфальсифицированных продуктов и пр.

4.Правовые меры играют существенную роль в предупреждении виновного поведения в экономике, особенно значительную в современный период, поскольку правообеспечивающий механизм отстает от хозяйственной практики.

Совершенствование законодательства с учетом выявленных пробелов регулирования экономических отношений должно касаться:

а) выработки общеобязательных правил поведения на рынке для всех хозяйственных субъектов;

б) разработки системы материальных санкций, как к юридическим, так и к физическим лицам за нарушения хозяйственного законодательства, причиняющие ущерб интересам потребителей;

в) введения административной и уголовной ответственности за различные виды недобросовестной коммерции в случае злостного неисполнения общеобязательных правил хозяйственной деятельности, посягающих на общественные интересы.

Целесообразно законодательно урегулировать вопрос о запрещении определенных видов деятельности для негосударственных предприятий, организаций, таких, как исполнение функций органов управления, контроля и надзора, посягающих на исключительную прерогативу государства и делающих бессмысленным контроль и государственное руководство экономикой, а также обращение с культурными, историческими ценностями, составляющими общенациональное достояние, и др.

5.Воспитательные меры призваны сыграть важную роль в преодолении стереотипов уравнительного мышления, доставшегося от эпохи застоя и породившего иждивенчество, потерю инициативности, боязнь нового.

Первейшее воспитательное значение имеет возвышение в общественном сознании идеи консолидации, построения общества с высокоэффективной экономикой, способной создать людям достойные условия жизни и вызвать чувство гордости за принадлежность к такому обществу.

По итогам 2012 года, в ПМР, как отметил заместитель начальника Управления по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией Эдуард Катрук, было задокументировано 33 факта взяточничества, что на 37,5% больше, чем за аналогичный период 2011 года.

Возбуждено 62 уголовных дела по фактам злоупотребления и превышения должностных полномочий, что на 287% больше, чем в 2011 году.

Раскрываемость составила 94,7 %. Возмещено ущерба собственнику, с учетом наложения ареста на имущество, на общую сумму 217 мл. 044 тыс. 452 рублей ПМР, что в 17 раз больше, чем в 2011 году (12 мл. 752 тыс. 336 рублей ПМР) 17.

По данным МВД России, в 2012 году при общем снижении экономической преступности был отмечен рост доли тяжких преступлений, а также преступлений, совершенных в крупном/особо крупном размере либо повлекших значительный ущерб.

Так, тяжкие и особо тяжкие преступления в общем числе выявленных преступлений экономической направленности составили 57,4% (в 2011 году – 54%).

Доля преступлений, совершенных в крупном/особо крупном размере или причинивших значительный ущерб несколько также увеличилась по сравнению с позапрошлым годом и составила 20,9% (в 2011 году- 20%)18.

Итак, предупреждение преступлений в сфере экономики представляет собой неотъемлемую часть социального управления и предполагает осуществление системы экономических, организационно - производственных, технических, правовых, воспитательных мер, направленных на коррекцию личности правонарушителя и нейтрализацию или снижение действия обстоятельств, обусловливающих совершение преступлений.

4.ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ

Предупреждение преступлений против собственности, особенно хищений, осуществляется на обще - социальном и специально - криминологическом уровнях.

Обще – социальный уровень - это меры:

- экономической направленности;

- политической направленности;

- правовой направленности;

- психолого - педагогической и культурно - воспитательной направленности.

Меры специально - криминологического уровня:

-совершенствование норм действующего уголовного законодательства;

- улучшение (повышение) финансового и материально - технического обеспечения предупредительной деятельности в отношении корыстных преступлений против собственности;

- надлежащее кадровое обеспечение правоохранительных органов;

- повышение согласованности и координации действий различных подразделений органов внутренних дел и других ведомств друг с другом;

- налаживание и упрочение связей с частными охранными структурами и детективными агентствами;

- выявление, анализ, оценка, распространение и внедрение передового опыта предупреждения корыстных преступлений против собственности;

- восстановление и усиление связей милиции и населения;

- правовое воспитание и обучение населения;

- активизация работы средств массовой информации в направлении предупреждения корыстных преступлений против собственности;

- расширение использования новейших технологий в системах охраны личного и частного имущества граждан и юридических лиц.

Залогом установления истины по делу является и надёжное оперативно - розыскное обеспечение расследования преступлений. Здесь важная роль принадлежит специальным подразделениям – оперативно - поисковым и техническим. Из года в год они последовательно наращивают свои возможности. И уже сейчас ни одно сложное преступление не обходится без их сопровождения19.

Так, в 2012 году, в России, было раскрыто 1252,8 тыс. преступлений.

Преступлений прошлых лет в январе - декабре 2012 года было раскрыто 57,1 тыс., что на 3,0% меньше, чем за аналогичный период 2011 года.

Почти половину (47,6%) раскрытых преступлений прошлых лет составляли кражи (27,1 тыс.) и двенадцатую часть (8,7%) – мошенничества (4,9 тыс.) 20.

По итогам деятельности за 12 месяцев 2012 года общая раскрываемость преступлений в ПМР составила 85,6% (за аналогичный период прошлого года – 82,7%).

Раскрываемость тяжких преступлений составила 75,5% (на 5% больше), раскрываемость особо тяжких преступлений – 87,5% (практически на уровне 2011 года).

В октябре 2012 года в системе МВД было сформировано Управление специальных операций, которое вошло в состав криминальной милиции.

За непродолжительное время работы личным составом был раскрыт ряд резонансных преступлений.

Среди них такие особо тяжкие преступления, как убийство, совершенное летом этого года в с. Чобручи Слободзейского р-на.

Речь идет о жестоком убийстве 14-летнего подростка и разбойном нападении на фермерское хозяйство, в результате которого погиб 46-летний рабочий. По данным фактам подозреваемые установлены и задержаны.

В ходе проведения уникальной спецоперации была изобличена преступная группа из числа ранее судимых лиц, совершивших разбойное нападение на семью в селе Парканы Слободзейского района. Все нападавшие были задержаны в момент совершения преступления21.

Необходимо отметить, что предупреждение преступлений против собственности, особенно хищений, как в ПМР, так и в России осуществляется на обще - социальном и специально - криминологическом уровнях.

Обще – социальный уровень - это меры, в первую очередь экономической и правовой направленности.

Меры специально - криминологического уровня это, прежде всего, совершенствование норм действующего уголовного законодательства, улучшение (повышение) финансового и материально - технического обеспечения предупредительной деятельности в отношении корыстных преступлений против собственности, надлежащее кадровое обеспечение правоохранительных органов и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, исходя из содержания курсовой работы, необходимо отметить, что в процессе проведенного исследования были рассмотрены понятие и криминологическая характеристика преступлений в сфере экономики, а также преступлений против собственности, определены их причины и условия, и меры по предупреждению и профилактике указанных деяний.

Изучение процессов детерминации и причинности экономической преступности и преступлений против собственности, связано с ответом на вопросы:

- как, почему они существуют и развиваются;

- какие социальные, экономические и иные обстоятельства выступают в качестве порождающих эти преступления причин;

- каковы особенности условий, способствующих проявлению причин и наступлению криминального результата в виде одного или нескольких преступлений этого вида;

- каковы особенности взаимодействия этих явлений в их интеграционном сочетании;

- какие меры противодействия необходимо принять, чтобы существенно снизить уровень этих общественно опасных деяний.

Корыстная преступность против собственности определяется системой социально - экономических отношений.

Экономическая преступность тормозит развитие производства, отвлекает инвестиционный капитал, подстёгивает инфляцию, лишает госбюджет значительной части доходов, обостряет все существующие экономические проблемы и, таким образом становится фактором мощного противодействия, происходящим в ПМР и РФ преобразованиям.

Поэтому необходимо улучшить эффективность расследования преступлений, совершаемых во всех сферах экономической деятельности, а также усовершенствовать законодательное регулирование внешнеэкономической деятельности в нашей республике, сделать более эффективной борьбу с криминальными проявлениями в кредитно - финансовой системе.

Как уже было отмечено - деятельность по предупреждению экономических преступлений может осуществляться в различных масштабах.

Различают общесоциальные и специально - криминологические меры предупреждения.

Предупреждение преступлений в сфере экономики и против собственности одна из важнейших задач правоохранительных органов.

Только совместная и слаженная деятельность подразделений органов внутренних дел, осуществляемая в тесном взаимодействии с иными правоохранительными органами, с государственными органами и общественными организациями, обеспечивает определенный успех решения важной задачи по предупреждению преступлений в сфере экономики и против собственности.

Координация деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, контролирующих и правоохранительных органов, общественных организаций, по ключевым направлениям предупреждения экономической преступности и преступлений против собственности, осуществляется на основе целевых государственных программ усиления борьбы с преступностью в Российской Федерации и ПМР.

Эти программы предусматривают осуществление комплекса соответствующих взаимосвязанных мер экономического, организационного, технического, правового и воспитательного характера.

ЛИТЕРАТУРА

Нормативно – правовые акты ПМР:

1.Конституция ПМР, принята на всенародном референдуме 24.12.1995 года и подписана Президентом Приднестровской Молдавской Республики 17 января 1996 года, с изменениями и дополнениями, внесенными конституционными законами ПМР от 30.06.2000г №310-КЗИД (газета «Приднестровье» от 12 июля 2000года,13 июля 2000года № 132-133); от 13 июля 2005года № 593-КЗИД-III (САЗ 05-29); от 10 февраля 2006 года № 1-КЗИД-IV (САЗ 06-7); от 4 июля 2011 года №94-К-ЗИД-V(САЗ 27-11).

2.Конституционный закон ПМР: «О прокуратуре ПМР». 31.07. 2006 г. 66 – КЗ – 1У (САЗ 06 – 32), с изменениями и дополнениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 25 мая 2011 года №67-КЗ-V (САЗ 11-21); от 17 июля 2012 года № 138-КЗИД-V (САЗ 12-30); от 8 октября 2012 г. № 187-КЗИ-V (САЗ 12-42); от 26 октября 2012 г. № 204-КЗИД-V (САЗ 12-44).

3.Конституционный закон ПМР: «О Верховном Суде ПМР» от 12 мая 2003 года № 274-КЗИ-III (САЗ 03-20) с изменениями и дополнениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 2 июня 2003 года № 284-КЗД-III (САЗ 03-23); от 8 ноября 2005 года № 659-КЗД-III (САЗ 05-46); от 27 июля 2007 года № 264-КЗИ-IV (САЗ 07-31).

4. Уголовный кодекс ПМР от 7 июня 2002 года № 138-З-III (CАЗ 02-23,1), с изменениями и дополнениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 21 ноября 2002 года № 207-ЗИ-III (САЗ 02-47); от 30 января 2003 года № 229-ЗИ-III (САЗ 03-5); от 26 февраля 2003 года № 247-ЗИД-III (САЗ 03-9); от 31 марта 2003 года № 257-ЗИД-III (САЗ 03-14); от 1 июля 2003 года № 302-ЗИД-III (САЗ 03-27); от 30 июля 2004 года № 450-ЗИД-III (САЗ 04-31); от 17 августа 2004 года № 466-ЗИД-III (САЗ 04-34); от 5 октября 2004 года № 475-ЗИД-III (САЗ 04-41); от 5 ноября 2004 года № 490-ЗИД-III (САЗ 04-45); от 18 марта 2005 года № 548-ЗИД-III (САЗ 05-12); от 21 июля 2005 года № 598-ЗИД-III (САЗ 05-30); от 4 октября 2005 года № 636-ЗИД-III (САЗ 05-41); от 27 октября 2005 года № 652-ЗД-III (САЗ 05-44); от 16 ноября 2005 года № 664-ЗД-III (САЗ 05-47); от 17 ноября 2005 года № 666-ЗИ-III (САЗ 05-47); от 22 февраля 2006 года № 4-ЗД-IV (САЗ 06-9); от 19 апреля 2006 года № 23-ЗИД-IV (САЗ 06-17); от 19 июня 2006 года № 47-ЗИД-IV (САЗ 06-26); от 7 августа 2006 года № 71-ЗИД-IV (САЗ 06-33); от 1 ноября 2006 года № 116-ЗИД-IV (САЗ 06-45); от 26 марта 2007 года № 194-ЗД-IV (САЗ 07-14); от 27 июля 2007 года № 262-ЗИД-IV (САЗ 07-31); от 31 июля 2007 года № 271-ЗИ-IV (САЗ 07-32); от 18 февраля 2008 года № 398-ЗИ-IV (САЗ 08-7); от 28 марта 2008 года № 432-ЗИ-IV (САЗ 08-12); от 30 апреля 2008 года № 456-ЗД-IV (САЗ 08-17); от 14 мая 2008 года № 464-ЗИ-IV (САЗ 08-19); от 30 июля 2008 года № 513-ЗИД-IV (САЗ 08-30); от 17 февраля 2009 года № 660-ЗИ-IV (САЗ 09-8); от 24 февраля 2009 года № 669-ЗИД-IV (САЗ 09-9); от 2 марта 2009 года № 675-ЗД-IV (САЗ 09-10); от 23 марта 2009 года № 689-ЗИ-IV (САЗ 09-13); от 24 марта 2009 года № 690-ЗИ-IV (САЗ 09-13); от 2 апреля 2009 года № 697-ЗД-IV (САЗ 09-14); от 3 апреля 2009 года № 703-ЗИ-IV (САЗ 09-14); от 8 апреля 2009 года № 713-ЗИ-IV (САЗ 09-15); от 22 апреля 2009 года № 729-ЗИ-IV (САЗ 09-17); от 6 мая 2009 года № 749-ЗД-IV (САЗ 09-19); от 6 июля 2009 года № 800-ЗИ-IV (САЗ 09-28); от 25 сентября 2009 года № 870-ЗИ-IV (САЗ 09-39); от 19 октября 2009 года № 887-ЗИ-IV (САЗ 09-43); от 11 декабря 2009 года № 913-ЗД-IV (САЗ 09-50); от 11 января 2010 года № 1-ЗИД-IV (САЗ 10-2); от 29 января 2010 года № 12-ЗИ-IV (САЗ 10-4); от 14 апреля 2010 года № 48-ЗИ-IV (САЗ 10-15); от 16 апреля 2010 года № 51-ЗИД-IV (САЗ 10-15); от 26 мая 2010 года № 86-ЗИ-IV (САЗ 10-21); от 23 июня 2010 года № 107-ЗД-IV (САЗ 10-25); от 30 июня 2010 года № 115-ЗИ-IV (САЗ 10-26); от 15 ноября 2010 года № 208-ЗИД-IV (САЗ 10-46); от 11 мая 2011 года № 41-ЗИ-V (САЗ 11-19); от 11 мая 2011 года № 43-ЗИ-V (САЗ 11-19); от 11 мая 2011 года № 45-ЗИ-V (САЗ 11-19); от 13 мая 2011 года № 47-ЗИД-V (САЗ 11-19); от 24 мая 2011 года № 64-ЗД-V (САЗ 11-21); от 12 июля 2011 года № 109-ЗИ-V (САЗ 11-28); от 27 июля 2011 года № 133-ЗИД-V (САЗ 11-30); от 29 июля 2011 года № 142-ЗИД-V (САЗ 11-30); от 30 сентября 2011 года № 162-ЗИ-V (САЗ 11-39); от 19 октября 2011 года № 184-ЗИ-V (САЗ 11-42); от 24 ноября 2011 года № 211-ЗИ-V (САЗ 11-47); от 20 февраля 2012 года № 11-ЗИ-V (САЗ 12-9); от 5 марта 2012 года № 21-ЗИ-V (САЗ 12-11); от 2 апреля 2012 года № 41-ЗИ-V (САЗ 12-15); от 5 июля 2012 года № 127-ЗИД-V (САЗ 12-28); от 5 июля 2012 года № 130-ЗД-V (САЗ 12-28); от 8 октября 2012 г. № 185-ЗИД-V (САЗ 12-42); от 19 марта 2013 г., № 63-ЗИ-V (САЗ 13-11); от 13 июня 2013 года № 116-ЗИД-V (САЗ 13-23); от 28 июня 2013 года № 147-ЗИ-V (САЗ 13-25); от 3 октября 2013 года № 214-ЗИД-V (САЗ 13-39); от 5 декабря 2013 года № 263- ЗИ-V (САЗ 13-48); от 4 февраля 2014 г. № 45-ЗИ-V.

5.Уголовно – процессуальный кодекс ПМР от 27 декабря 2002 года № 217-ЗИ-III (САЗ 02-52); от 26 февраля 2003 года № 247-ЗИД-III (САЗ 03-9); от 20 июня 2003 года № 291-ЗИД-III (САЗ 03-25); от 1 июля 2003 года № 300-ЗИД-III (САЗ 03-27); от 1 июля 2003 года № 301-ЗИД-III (САЗ 03-27); от 17 августа 2004 года № 466-ЗИД-III (САЗ 04-34); от 5 ноября 2004 года № 490-ЗИД-III (САЗ 04-45); от 21 июля 2005 года № 598-ЗИД-III (САЗ 05-30); от 1 августа 2005 года № 605-ЗИД-III (САЗ 05-32); от 4 октября 2005 года № 635-ЗИД-III (САЗ 05-41); от 17 ноября 2005 года № 666-ЗИ-III (САЗ 05-47); от 19 апреля 2006 года № 23-ЗИД-IV (САЗ 06-17); от 19 июня 2006 года № 47-ЗИД-IV (САЗ 06-26); от 7 августа 2006 года № 71-ЗИД-IV (САЗ 06-33); от 3 апреля 2007 года № 201-ЗИД-IV (САЗ 07-15); от 18 апреля 2007 года № 204-ЗИ-IV (САЗ 07-17); от 14 июня 2007 года № 226-ЗИ-IV (САЗ 07-25); от 2 августа 2007 года № 277-ЗИ-IV (САЗ 07-32); от 2 августа 2007 года № 280-ЗИД-IV (САЗ 07-32); от 6 ноября 2007 года № 330-ЗИД-IV (САЗ 07-46); от 6 мая 2008 года № 458-ЗД-IV (САЗ 08-18); от 25 июля 2008 года № 494-ЗИ-IV (САЗ 08-29); от 4 декабря 2008 года № 615-ЗД-IV (САЗ 08-48); от 16 января 2009 года № 649-ЗИД-IV (САЗ 09-3); от 24 февраля 2009 года № 670-ЗД-IV (САЗ 09-9); от 23 марта 2009 года № 685-ЗИ-IV (САЗ 09-13); от 3 апреля 2009 года № 700-ЗД-IV (САЗ 09-14); от 6 мая 2009 года № 745-ЗД-IV (САЗ 09-19); от 6 мая 2009 года № 746-ЗИД-IV (САЗ 09-19); от 12 июня 2009 года № 779-ЗД-IV (САЗ 09-24); от 6 августа 2009 года № 832-ЗИД-IV (САЗ 09-32); от 11 января 2010 года № 2-ЗИ-IV (САЗ 10-2); от 14 апреля 2010 года № 48-ЗИ-IV (САЗ 10-15); от 16 апреля 2010 года № 52-ЗИ-IV (САЗ 10-15); от 28 апреля 2010 года № 62-ЗИД-IV (САЗ 10-17); от 22 июня 2010 года № 105-ЗИ-IV (САЗ 10-25); от 22 июня 2010 года № 106-ЗИ-IV (САЗ 10-25); от 23 июня 2010 года № 108-ЗИ-IV (САЗ 10-25); от 15 ноября 2010 года № 209-ЗИ-IV (САЗ 10-46); от 8 декабря 2010 года № 248-ЗИ-IV (САЗ 10-49); от 29 марта 2011 года № 21-ЗД-V (САЗ 11-13); от 11 мая 2011 года № 46-ЗИД-V (САЗ 11-19); от 13 мая 2011 года № 50-ЗИ-V (САЗ 11-19); от 17 мая 2011 года № 53-ЗИ-V (САЗ 11-20); от 6 июня 2011 года № 84-ЗИ-V (САЗ 11-23); от 22 июля 2011 года № 120-ЗИД-V (САЗ 11-29); от 19 октября 2011 года № 185-ЗИ-V (САЗ 11-42); от 25 октября 2011 года № 192-ЗИ-V (САЗ 11-43); от 24 ноября 2011 года № 208-ЗД-V (САЗ 11-47); от 30 ноября 2011 года № 223-ЗД-V (САЗ 11-48); от 13 февраля 2012 года № 6-ЗИ-V (САЗ 12-8); от 20 февраля 2012 года № 15-ЗД-V (САЗ 12-9); от 14 марта 2012 года № 27-ЗИД-V (САЗ 12-12); от 30 марта 2012 года № 40-ЗИД-V (САЗ 12-14); от 4 апреля 2012 года № 42-ЗИ-V (САЗ 12-15); от 17 апреля 2012 года № 46-ЗИ-V (САЗ 12-17); от 19 июля 2012 года № 140-ЗД-V (САЗ 12-30); от 31 июля 2012 года № 152-ЗИД-V(САЗ 12-32); от 11 марта 2013 года № 57-ЗИД-V (САЗ 13-10); от 21 марта 2013 года № 79-ЗИ-V (САЗ 13-11); от 10 июня 2013 года № 113-ЗИ-V (САЗ 13-23); от 8 июля 2013 г. № 155-ЗИД-V (САЗ 13-27).

6.Закон ПМР « о милиции » от 18 июля 1995г. (СЗМР 95-3) с изменениями и дополнениями внесенными Законами ПМР от 6.01.1996 г. (СЗМР 96-2);от 25 ноября 1996 г.№20-34 (СЗМР 96-4);от 10 апреля 2000 г.№277-34 (СЗМР 00-2);от 21 апреля 2004 г.№405-ЗИД-III(САЗ 04-17); от 16 июня 2004 г. №429-34-III (САЗ 04-25);от17 августа 2004 г.№466-ЗИД-III (САЗ 04-34);от 5 ноября 2004 г.№490-ЗИД-III(САЗ 04-45);от 21 июля 2005 г.№17 ЗИД-IV(САЗ 05-30);от 24 марта 2006 г.№17 ЗИД-IV(САЗ 06-13);от 3 апреля 2006 г.№18-ЗИД-IV(САЗ 06-15);от 22 декабря 2006 г. №136 ЗИД-IV (САЗ 06-52);от 6 ноября 2007 г. №329-ЗИД-IV(САЗ 07-46);от 5 мая 2009 г. №743-ЗИД-IV (САЗ 09-24);от 12 июня 2009 г. №773-34-IV (САЗ 09-24); от 25 мая 2010 года № 85-ЗИД-IV (САЗ 10-21).

7.Закон ПМР: «Об оперативно – розыскной деятельности в ПМР» от 1 апреля 2008 года № 436-3-IV «Об оперативно-розыскной деятельности в Приднестровской Молдавской Республике» (САЗ 08-13) с изменениями и дополнением, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 14 октября 2009 года № 884-ЗИД-IV (САЗ 09-42);  от 28 апреля 2010 года № 63-ЗИ-IV (САЗ 10-17); от 26 октября 2012 года № 207-ЗИД-V (САЗ 12-44).

8.Закон ПМР: «Об учреждениях и организациях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 20 ноября 2002 года № 205-КЗ-III «О Конституционном суде Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 02-47) с изменениями и дополнениями, внесенными конституционными законами Приднестровской Молдавской Республики от 12 мая 2003 года № 274-КЗИ-III (САЗ 03-20); от 2 июня 2003 года № 284-КЗД-III (САЗ 03-23); от 8 ноября 2005 года № 659-КЗД-III (САЗ 05-46); от 6 декабря 2007 года № 358-КЗИД-IV (САЗ 07-50); от 14 января 2009 года № 647-КЗИД-IV (САЗ 09-3); от 27 апреля 2010 года № 59-КЗИ-IV (САЗ 10-17); от 22 декабря 2006 г. №136-ЗИД-IV(САЗ 06-52); от 27 июля 2010 года N 157-ЗИД-IV (САЗ 10-30).

9.Закон ПМР «О наркотических средствах и психотропных веществах». 07. 06. 2002 г. № 136-З-III (СЗМР 02-2).

10.Закон ПМР: «О противодействии легализации доходов, полученных незаконным путем» от 06.04. 2008 г. № 704 – З – 1У (САЗ 09 – 15); от 10 декабря 2010 г. N 256-ЗИД-IV (САЗ 10-49); от 9 августа 2012 г. N 168-ЗИД-V (САЗ 12-33).

11.Закон ПМР «О противодействии терроризму» от 5 ноября 2007 г. N 328-З-IV (САЗ 07-46)

12.Указ Президента ПМР №228 от 11 апреля 2011 года (САЗ 11-15) «Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Приднестровской Молдавской Республике; Сводной таблицы об отнесении к небольшим, крупным и особо крупным размерам количеств наркотических средств и психотропных веществ, обнаруженных в незаконном хранении или обороте; Списка сильнодействующих и ядовитых веществ; Крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 232 УК ПМР».

13.Указ Президента ПМР от 13 августа 2012 года № 529 (САЗ 12-34) «Об утверждении Положения «О правилах оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории ПМР».

14.Указ Президента ПМР №196 от 31.03.2011 г. О внесении дополнения в Указ Президента Приднестровской Молдавской Республики от 23 августа 2006 года N 457 «Об утверждении Положения о Комиссии по защите прав несовершеннолетних».

15.Указ Президента ПМР №104 от 17.02.2011 г. О внесении изменений в Указ Президента Приднестровской Молдавской Республики от 7 апреля 2003 года N 153 «О создании Республиканского межведомственного совета по профилактике правонарушений среди детей и молодежи».  

16.Указ Президента ПМР № 872 от 11 ноября 2011 года (САЗ 11-45) «Об утверждении положения о взаимодействии налоговых органов и органов внутренних дел по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых и иных экономических правонарушений и преступлений».

17.Приказ МВД ПМР №330 от 6.11.1997 г. (Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб ОВД в раскрытии и расследовании преступлений).

Учебно - методическая и научная литература:

1.Антонян Ю.М., Голубев В.П. Личность корыстного преступника. Криминология: Учебник. М., 1995. Томск, 1989 г.

2.Аванесов Г. А. Криминология.– М.: Юнити -Дана, 2006.

3.Алауханов Есберген. Криминология. Учебник. – Алма - Аты. 2008.

4.Барканов А. Н. Обратная сила уголовного закона. Автореферат. СЮИ МВД РФ. 2000.

5.Босхолов С.С. Проблемы законодательного обеспечения борьбы с организованной преступностью //Совершенствование борьбы с организованной преступностью и наркобизнесом. М. 1998 г.

6.Бурлаков В.Н. Криминология. Уч. пособие. – М. 2005 г.

7.Ветров Н.И. Уголовное право: Учебник для юридических вузов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2001 г.

8.Воробьева Л. Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство. //Законность. №2. 2001 г.

9. Горшенков Г.Н. Преступление как криминологическая категория. Закон и право. № 7. 2005.

10. Гуров А.И. профессиональная преступность: прошлое и современность. М. 1993 г.

11.Дементьев А.С. Борьба с коррупцией и организованной
преступностью в сфере экономики: оперативная обстановка, перспективы. Актуальные проблемы борьбы с коррупцией и организованной преступностью в сфере экономики. Вып. I. - М.: Московский институт МВД РФ. 2005. С. 26.

12.Долгова А.И. Экономическая преступность. Криминология. М. 2009 г. Гл. 19. С. 390 – 404.

13.Долгова А. И. Преступность и реформа в России. М, 1998 г.

14. Долгова А.И. Криминология. Учебник. М. 2005г.

15.Елисеев С.А. Вопросы теории и практики предупреждения корыстных преступлений. Томск, 1989 г.

16.Кадников Н. Т. Классификация преступлений в зависимости от тяжести. ЮИ МВД РФ.. 2001 г.

17.Кивич Ю.В., Лебедев С Л. Предупреждение преступности органами внутренних дел.- М., 2003.

18.Кваша Ю.Ф. Криминология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002 г.

19.Кондратюк Л.В., Овчинский B.C. Криминологическое измерение / Под ред. К.К. Горянинова. М., 2008. С. 8 - 13, 228 - 256.

20.Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. М., 2004.

21.Кузнецова Н.Ф. Криминология: Учебник.– М.: 2008.

22.Кудрявцев В.Н. Криминология: Учебник. М. 2007 г.

23.Махоткин В. П. Общественная опасность преступления. М.
Академия МВД РФ. 2002 г.

24.Наумов А. В. Уголовное право. Общая часть. Курс лекций. М.: Бек, Москва, 2001.

25.Расторгуев Александр. Виды мошенничества с пластиковыми картами. М. 03.06. 2010 г.

26.Рарог А.И. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. - 2-е изд., перераб. и доп. Изд-во Проспект, М. 2004 г.

27.Хохряков Г.Ф. Криминология: Учебник. М.: Юристъ,2002 г.

28.Толмачев О. Незаконное предпринимательство как альтернативный формально - материальный состав преступлений // Российская юстиция. - №7. - июль 2001 г.

29.Доклад Министра Внутренних дел на Коллегии МВД ПМР. Милиция Приднестровья № 14(61) от 28 февраля 2008 г.

36.Доклады Министра Внутренних дел на Коллегии МВД ПМР за 2009 – 2011гг. Милиция Приднестровья.

37.Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Рашида Нургалиева. «Российская газета». 29 августа 2009 г.

38.Доклад Министра внутренних дел РФ на Коллегии МВД Российской Федерации 18 марта 2010 года. Российская газета. 19 марта 2010 года.

39.Ирина Круглова. Приднестровье. 31.01. 2013 г.

40.Доклад Министра внутренних дел Российской Федерации на расширенной Коллегии МВД РФ. 08.02.2013 г. Независимая газета. 09.02. 2013 г.

1Малков В.Д. Преступления в сфере экономической деятельности и их предупреждение. Гл. 14. Криминология. М. 2008 г. С. 269 – 294.

2Уголовный кодекс ПМР от 7 июня 2002 года № 138-З-III (CАЗ 02-23,1), с изменениями и дополнениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 21 ноября 2002 года № 207-ЗИ-III (САЗ 02-47); от 8 октября 2012 г. № 185-ЗИД-V (САЗ 12-42); от 19 марта 2013 г., № 63-ЗИ-V (САЗ 13-11); от 13 июня 2013 года № 116-ЗИД-V (САЗ 13-23); от 28 июня 2013 года № 147-ЗИ-V (САЗ 13-25); от 3 октября 2013 года № 214-ЗИД-V (САЗ 13-39); от 5 декабря 2013 года № 263- ЗИ-V (САЗ 13-48); от 4 февраля 2014 г. № 45-ЗИ-V.

3Ирина Круглова. Приднестровье. 31.01. 2013 г.

4Государство и право. №7. 2008 г. С.120.

5Малков В.Д. Преступления в сфере экономической деятельности и их предупреждение. Гл. 14. Криминология. М. 2008 г. С. 269 – 294.

6Долгова А.И. Экономическая преступность. Криминология. М. 2009 г. Гл. 19. С. 390 – 404.

7Доклад Министра внутренних дел на Коллегии МВД ПМР. 27.02. 2012 г.

8Ирина Круглова. Приднестровье. 31.01. 2013 г.

9Доклад Министра внутренних дел Российской Федерации на расширенной Коллегии МВД РФ. 08.02.2013 г. Независимая газета. 09.02. 2013 г.

10Уголовный кодекс ПМР от 7 июня 2002 года № 138-З-III (CАЗ 02-23,1), с изменениями и дополнениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 21 ноября 2002 года № 207-ЗИ-III (САЗ 02-47); от 8 октября 2012 г. № 185-ЗИД-V (САЗ 12-42); от 19 марта 2013 г., № 63-ЗИ-V (САЗ 13-11); от 13 июня 2013 года № 116-ЗИД-V (САЗ 13-23); от 28 июня 2013 года № 147-ЗИ-V (САЗ 13-25); от 3 октября 2013 года № 214-ЗИД-V (САЗ 13-39); от 5 декабря 2013 года № 263- ЗИ-V (САЗ 13-48); от 4 февраля 2014 г. № 45-ЗИ-V.

11Доклад Министра внутренних дел ПМР на Коллегии МВД ПМР. 27 февраля 2012 г.

12Алексеев А. И. Криминология. Курс лекций. - М., 2008 г.

13Академия управления МВД РФ. Статистические данные ГИАЦ МВД РФ за 2010 – 2012 гг.

14Кондратюк Л.В., Овчинский B.C. Криминологическое измерение. М., 2008. С. 8 - 13, 228 - 256.

15Долгова А.И. Экономическая преступность. Криминология. М. 2009 г. Гл. 19. С. 390 – 404.

16Малков В.Д. Преступления в сфере экономической деятельности и их предупреждение. Гл. 14. Криминология. М. 2008 г. С. 269 – 294.

17Ирина Круглова. Приднестровье. 31.01. 2013 г.

18Российская газета. 21.02.2013 г.

19Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Рашида Нургалиева на расширенном заседании Коллегии МВД России. 30 марта 2011 г.

20Аналитические материалы МВД РФ. Статистика за 2012 год.

21Доклад Министра внутренних дел на Коллегии МВД ПМР. 29.01. 2013 г. Приднестровье. 30.01.2013 г.

Меры противодействия преступности в сфере экономической деятельности и преступлениям против собственности