ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

PAGE \* MERGEFORMAT2

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………….……………………………………………...3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ …………………………………....6

1.1. Изучение технологии продуктивного чтения ………………………6

1.2. Изучение способов использования технологии продуктивного чтения во внеурочной работе по изобразительному искусству…………..…..11

2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ…………………………………...20

2.1. Характеристика образовательной среды и организации внеурочной деятельности в МБОУ СОШ № 2 г-к. Анапа Краснодарского края………….20

2.2. Использование технологии продуктивного чтения во внеурочной работе по изобразительному искусству………………………………………..23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………..……………………………….37

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….38


ВВЕДЕНИЕ

Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Научить читать детей, конечно же, трудно, но еще труднее научить их полюбить чтение. В начале обучения детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе, а родители дома пытаются заставить ребенка читать, чтобы росла техника чтения, у многих детей пропадает охота сидеть за книгой. [3]

Чтение является средством приобретения новых знаний, необходимых для дальнейшего обучения. Школьник, который не научился читать или плохо умеет это делать, не может успешно приобретать знания, ведь процесс школьного обучения всегда предполагает самостоятельную работу детей, прежде всего работу над книгой. [1]

По мнению профессора Давыдовой А.В. плохой навык чтения часто служит причиной неуспеваемости учащихся по другим предметам. Недостатки в чтении не только затрудняют понимание читаемого, но и вызывают в детях нелюбовь к чтению, в результате чего задерживается умственное развитие ребенка. [2, с.120]

Какое значение имеет чтение в учебной деятельности ребенка и в его жизни в целом? «Чтение, - писал виднейший представитель отечественной методики обучения Н.Ф. Бунаков, - главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников». [6, с.70]

Горецкий В.Г. пишет: «Чтение - это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, его творческих сил. Мощное средство воспитания нравственных качеств. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают; это и то с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов».

Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что в современном мире существует проблема снижения у детей интереса к чтению. Белинский писал: «Книги есть жизнь нашего времени, в них нуждаются и старые, и малые». Это высказывание, к сожалению, потеряло свою актуальность. Часто, чтобы дети взяли книгу в руки, родители прибегают к взяточничеству. Проблема снижения интереса к чтению становится государственной. Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. [3] Вот почему становится актуальным изучение и применение различных технологий развития у детей интереса и способностей к чтению. Одной из наиболее эффективных в этой области является технология продуктивного чтения, разработанная профессором Светловской. Она приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых образовательных стандартах. Технология универсальна и может применяться на уроках изобразительного искусства, что развивает у учащихся интерес и способности к чтению, творчеству.

Цель исследования: проанализировать использование технологии продуктивного чтения во внеурочной работе по изобразительному искусству.

Задачи исследования:

- изучить литературу о технологии продуктивного чтения;

- проанализировать способы использования технологии продуктивного чтения во внеурочной работе по изобразительному искусству;

- характеристика образовательной среды МБОУ СОШ № 2 г-к. Анапа Краснодарского края;

- использование технологии продуктивного чтения во внеурочной работе по изобразительному искусству.

Объект исследования: основы организации внеурочной работы.

Предмет исследования: процесс использования технологии продуктивного чтения во внеурочной работе по изобразительному искусству.

Структура работы включает: введение, две главы, заключение, список литературы.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

1.1. Изучение технологии продуктивного чтения

Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта. Школьная практика подтверждает, что из-за неумения ученика понимать прочитанное часто возникают учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию. Поэтому одной из самых актуальных проблем в начальной школе является обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы. [8, с.50]

Одной из сторон решения этой проблемы является разработанная профессором Н.Н. Светловской и заявленная в Образовательной программе «Школа 2100» технология продуктивного чтения. Эта технология направлена на формирование универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, умения извлекать информацию из текста. Таким образом, на материале текстов учебника строится формирование правильной читательской деятельности. [20, с.8]

Технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. [14, с.5]

Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  1. Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;
  2. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей;
  3. Формирование эстетического вкуса;
  4. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой;
  5. Развитие творческих способностей детей;
  6. Приобщение к литературе как  искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями. [17, с.12]

Технология продуктивного чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на трех этапах работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения

Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста; создание мотивации к чтению.

Перед чтением любого произведения применяется приём «прогнозирования», ученикам предлагаются ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения). Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока. Учитывая тему и используя опорные фразы, школьники определяют  цель урока «Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения». Таким образом, технология продуктивного чтения позволяет учителю организовать исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. [12]

II этап. Работа с текстом во время чтения

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации.

Первичное чтение текста организуется в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Это может быть самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение. Далее идет выявление первичного восприятия, выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

Основная задача учителя на данном этапе – помочь ребенку увидеть в тексте автора (его отношение к героям, к ситуации, решить проблему «писатель и действительность»), а это возможно лишь в ходе повторного (аналитического, изучающего, «медленного») чтения. Поэтому особо обращается внимание на анализе текста. При анализе текста используются разные приемы, которые определяются художественной задачей текста, его жанровой спецификой. Два основных приема анализа текста технологии продуктивного чтения, которые обеспечивают наиболее короткий и доступный «путь к автору» - это диалог с автором через текст и комментированное чтение. [5, с.30]

Диалог с автором – это естественная беседа с автором через текст. Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора. Способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно – у большинства учащихся ее необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Это может происходить и во время первичного чтения, и во время перечитывания – все зависит от особенностей текста. При обучении диалогу с автором необходимо соблюдать такую последовательность действий: научить учащихся видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые; включать творческое воображение детей; научить их задавать свои вопросы автору по ходу чтения; помочь школьникам самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения. Авторы технологии рекомендуют при таком переходе от совместного обучающего чтения к чтению самостоятельному расставлять в тексте (в конце предложений) сигналы: В – вопрос (найди, задай), О – ответ (ответь на этот вопрос), П – проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста), З – зеркало (включи воображение, не торопись читать, загляни в волшебное зеркало). [13, с.46]

Как показала практика учителей, использующих данные приемы на уроках чтения, уже к концу 1-го класса ребенок овладевает элементами самостоятельного диалога с автором.

Комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста, чтобы показать, каким мог бы быть наш диалог с автором, обеспечить «погружение» в текст и «вычитывание» в нем автора. Рассмотрим, что же необходимо для того, чтобы состоялось именно комментированное чтение. Озвучивают текст дети, а комментирует его учитель, который выступает в роли квалифицированного читателя. Однако, если в ходе комментария учителя дети высказывают интересные, мотивированные текстом суждения, их нужно вплетать в общий разговор, не оставляя их без внимания. Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в беседу! Комментарий должен быть кратким и динамичным, усиливающим эмоциональную реакцию детей («Догадались почему?», «Почему именно…»). Именно поэтому ответы детей не должны быть развернутыми, им можно кратко отвечать с места, не отрываясь от текста, комментируется текст в том месте, где это действительно необходимо, а не после того, как предложение или фрагмент дочитаны до конца. [14, с.9]

III этап. Работа с текстом после чтения

Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом. Результатом коллективного обсуждения прочитанного должно стать понимание авторского смысла, выявление и формулирование основной идеи текста.

В данной технологии рассказ учителя о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребенок сможет соотнести ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.

На данном этапе предусмотрено повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Проводится беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора. По иллюстрации использую следующие вопросы: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли видение автора с вашим?

Для третьего этапа работы с текстом предусмотрено творческое задание. При выборе творческих заданий учитываются особенности класса в целом и возможности отдельного ребенка, используя дифференцированный подход на уроке и дома: детям с художественными наклонностями предложить иллюстрирование, «музыкантам» – подобрать музыкальный ряд, детям с развитым чувством языка – подготовить устное словесное рисование, творческие задания по группам. Учитываются художественные задачи текста, например, многие рассказы К.Г. Паустовского помогают увидеть необычное в обычном, повседневном, а это значит, что уместно выбрать творческое задание, связанное со сферой воображения: иллюстрирование, творческий пересказ от лица одного из героев, устное словесное рисование. Не менее важны и учебные задачи, например, если учитель сосредоточился на развитии устной речи, следует выбрать соответствующие задания. [15, с.12]

Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом будут однообразны по своей структуре и организации. Основная задача учителя на уроках – помочь ребенку увидеть в тексте автора: «вычитать» его отношение к героям, к ситуации; решить проблему «писатель и действительность», а это возможно лишь в ходе вдумчивого (аналитического, изучающего, «медленного») чтения. [16, с.10]

1.2. Анализ способов использования технологии продуктивного чтения во внеурочной работе по изобразительному искусству

Использование технологии продуктивного чтения во внеурочной работе по изобразительному искусству может осуществляться двумя способами: в виде внеурочного занятия по литературному чтению с использованием технологии продуктивного чтения, где в качестве творческого задания иллюстрирование; и в виде отдельного внеурочного занятия, когда произведение уже было прочитано и ученики практикуют только изобразительную деятельность на его основе.

Рассмотрим способ первый – внеурочное занятие по литературному чтению с использованием технологии продуктивного чтения, где в качестве творческого задания иллюстрирование. Следуя нижеизложенным рекомендациям из мастер-класса "Проектирование урока на основе технологии продуктивного чтения" (начальная школа) Е.В.Бунеевой, доктора педагогических наук, автора учебников, учитель создает урок, полностью отвечающий требованиям ФГОС. [19]

Три этапа подготовки внеурочного занятия по литературному чтению с использованием технологии продуктивного чтения, где в качестве творческого задания иллюстрирование:

Проект

Конспект

Самоанализ

Проект урока литературного чтения в Образовательной системе

«Школа 2100»

Учитель читает текст сам, вычитывая три уровня текстовой информации: фактуальную (то, о чем в тексте говорится в явном виде), подтекствую (то, о чем говорится в неявном виде, «между строк»), концептуальную (основной смысл (смыслы) текста).

Определение художественной задачи текста (мотива, который побудил автора к написанию произведения, его замысла), жанра текста.

Формулирование целей урока (для учителя и учеников) – конкретных учебных целей именно этого урока.

Формулирование темы урока (именно тема, а не название произведения, которое читаем), исходя из художественной задачи текста и целей урока.

Определение типа урока (например, 1-й урок работы с новым текстом).

Обдумывание этапа антиципации.

Выбор вида первичного чтения (учитель вслух, дети про себя или вслух, комбинированное)

Выстраивание этапа перечитывания (сколько раз перечитываем, зачем, какие приемы анализа используем на каждом этапе).

Продумывание обобщающей беседы с постановкой главного смыслового вопроса.

Продумывание этапа работы с текстом после чтения.

Выбор домашнего задания.

Пример: произведение М.М. Пришвина «Берестяная трубочка».

  1. Учитель читает текст сам, вычитывая три уровня текстовой

информации.

Фактуальная информация: повествование ведется от лица рассказчика,

который нашел в лесу кусочек бересты, свернутой в трубочку, и пытается понять, что же там есть, что там интересного, и находит сначала орех, который очень плотно забит в эту берестяную трубочку, затем размышляет как же он туда попал и думает, что это белка, затем понимает что это была птица. Потом он заметил и паучка, заполнившего своей паутиной трубочку.

Подтекстовая: мы понимаем, что рассказчик – взрослый человек, наблюдательный, любознательный, внимательный, умеет удивляться тому, что открыл в природе.

Концептуальная: человек может делать в жизни очень много открытий – и больших, и маленьких – если он умеет смотреть, думать, видеть необычное в обычном, удивляться, и тогда мир открывает ему свои тайны.

  1. Определение художественной задачи текста (мотива, который побудил

автора к написанию произведения, его замысла), жанра текста.

Художественная задача этого текста – поделиться с читателями теми маленькими открытиями в природе, которые сделал автор, воздейтсвовать на эмоции читателя, на его воображение.

  1. Формулирование целей урока (для учителя и учеников) – конкретных

учебных целей именно этого урока.

Цель: проследить по тексту какие открытия делает писатель и как он об этом рассказывает

  1. Формулирование темы урока (именно тема, а не название

произведения, которое читаем), исходя из художественной задачи текста и целей урока.

Тема: «Маленькие открытия Пришвина в рассказе «Берестяная трубочка»

  1. Определение типа урока.

Тип данного урока: 1-й урок работы с новым текстом

  1. Обдумывание этапа антиципации.

Что дает учебник: в нем есть иллюстрация, есть фамилия автора,

заголовок.

Размышляем: этот автор знаком детям, или мы с ним встречаемся

впервые? От этого зависит, как мы построим беседу. Нет, не впервые, мы уже читали рассказ «Медведь»

Заголовок «Берестяная трубочка». У детей может возникнуть вопрос: что это такое? Думаем, что делать: открыть словарь и посмотреть там, что же это такое, или же посмотреть на иллюстрацию? На ней мальчик держит в руках берестяную трубочку, стоя рядом с березой. Обращаем внимание детей на иллюстрацию и говорим, что это кусочек березовой коры, который туго свернулся.

  1. Выбор вида первичного чтения (учитель вслух, дети про себя или

вслух, комбинированное)

Можно выбрать разные варианты: учитель вслух, дети про себя или вслух, комбинированное.

Выберем чтение детей про себя.

  1. Выстраивание этапа перечитывания (сколько раз перечитываем, зачем,

какие приемы анализа используем на каждом этапе).

Дети читают вслух, по предложениям или по абзацам и ведут диалог с автором.

  1. Продумывание обобщающей беседы с постановкой главного

смыслового вопроса.

Обобщающая беседа должна вывести детей на понимание концептуальной информации. Требования к обобщающей беседе:

Она не должна быть длинной, вопросов должно быть всего 3-4.

Строгая логическая последовательность вопросов: чтобы из ответа на

предыдущий вопрос вытекал следующий вопрос.

В итоге должен быть задал главный смысловой вопрос, который

поможет детям вместе с учителем сформулировать концептуальную информацию текста.

Вопросы к обобщающей беседе:

Почему же эта трубочка была удивительной?

Сколько всего было открытий? А какое самое удивительное? (с точки зрения самих учеников)

Что помогло автору сделать эти открытия?

А вы для себя какие сделали открытия, когда прочитали этот рассказ?

  1. Продумывание этапа работы с текстом после чтения.

Можно вернуться к заглавию и иллюстрации, побеседовать о писателе.

Очень важными на данном этапе являются творческие задания. Они могут

быть направлены:

- на включение читательских эмоций детей;

- на включение творческого воображения;

- на осмысление содержания;

- на развитие внимания к художественной форме.

Выбор исходит из формулировки цели - включение читательских эмоций детей. Оно может быть в форме иллюстрирования, творческого пересказа, словесного рисования, выразительного чтения маленького отрывка, который понравился больше всего ребенку.

Остановимся на иллюстрировании. Можно дать задание детям нарисовать лесных жителей, о которых говорится в рассказе или одного из них и берестяную трубочку рядом.

  1. Выбор домашнего задания.

В данном случае можно выбрать творческий пересказ, дать детям такое задание – попробовать пересказать этот текст от лица рассказчика, а можно пересказать от лица птицы-ореховки, которая якобы наблюдает за нашим рассказчиком, который рассматривает трубочку; можно пересказать от лица паучишки, который живет в этой трубочке, пересказы получатся разными, но это будут именно творческие пересказы.

2. Конспект

I. Работа с текстом до чтения. Антиципация.

Вопросы:

Кто автор этого текста? Знаком ли он вам? Какое из его произведений мы уже читали? Какое у вас сложилось представление об авторе после чтения? И т.д.

Читаем название. (у детей возникает вопрос, что такое берестяная трубочка) Учитель: Что вас удивило? О чем вы хотите спросить? А давайте найдем ответ на этот вопрос в иллюстрации. Кто еще изображен на этой иллюстрации? Почему эти герои тоже рассматривают? Так же не бывает на самом деле, может там что-то сказочное происходит?

У учеников возникает интерес к прочтению.

II. Работа с текстом во время чтения.

Первичное чтение – чтение про себя. После прочтения – выявление первичного восприятия, вопросы:

- чему же удивился герой?

- а вы чему удивились?

- сколько же всего было открытий? (не все дети смогут ответить на этот вопрос, т.к. это первичное чтение)

После этого вопроса можно открыть тему урока, показать ее на доске.

Чтобы создать мотивацию к перечитыванию текста, учитель говорит: а давайте перечитаем этот рассказ, и посчитаем открытия.

Перечитывание текста.

После чтения каждой части можно останавливаться и задавать вопросы по поводу прочитанного.

Обобщающая беседа:

1. Почему же эта трубочка была удивительной?

2. Сколько всего было открытий? А какое самое удивительное? (с точки зрения самих учеников)

3. Что помогло автору сделать эти открытия?

4. А вы для себя какие сделали открытия, когда прочитали этот рассказ? [7, с.20]

III. Работа с текстом после чтения.

Можно рассказать небольшие фрагменты из биографии Пришвина – интересные, яркие, чтобы они раскрыли личность Пришвина. Также можно спросить у детей: каким вам кажется писатель, который вот так пишет о природе и о людях? Ученики ответят, что он любознательный, внимательный. Учитель должен так же добавить, что он щедрый, потому что он не только видит сам, но и щедро делится с нами, читателями, своими открытиями, эмоциями. Здесь уместно будет сделать выставку книг Пришвина.

Вернемся к заглавию. Спросим у детей, как бы они назвали этот рассказ.

Творческое задание. Учитель говорит: посмотрите на иллюстрацию. Почему художник так странно все нарисовал? Ведь герой – не мальчик, а белки, птицы и паучка нет как таковых в тексте – они ничего не делают, не говорят. Просто художник так увидел. Наверное, он предположил, что какой-то мальчик, прочитав рассказ, отправился в лес и нашел берестяную трубочку, а лесные жители, о которых говорится в рассказе, за ним наблюдали. Художник придумал свой рисунок таким, а вы придумайте что-то свое.

Дети рисуют, происходит выставка. Домашнее задание – творческий пересказ, о котором говорилось в проекте.

3. Самоанализ

Рабочий вариант анализа и самоанализа урока литературного чтения в Образовательной системе «Школа 2100»

Учитывается ли жанр произведения.

Отражена ли в теме и целях урока художественная задача текста или тема и цель сформулированы формально.

Оправдан ли выбор вида первичного чтения.

Как выявляется первичное восприятие и учитывается ли оно в дальнейшем ходе урока

Достигает ли анализ цели, если да, то насколько эффективны выбранные приемы (диалог с автором, комментированное чтение, беседа и др.).

Характер словарной работы (является ли средством включения в текст или формальной).

Есть ли развитие в ходе обобщающей беседы.

Степень читательской самостоятельности детей.

Обоснованность выбранного итогового задания (творческих заданий), носят ли они дифференцированный характер.

Общая читательская культура детей и учителя.

Соответствие урока технологии продуктивного чтения. [4]

Рассмотрим второй способ использования технологии продуктивного чтения во внеурочной работе по изобразительному искусству – в виде отдельного внеурочного занятия, когда произведение уже было прочитано и ученики практикуют только изобразительную деятельность на его основе. [18, с.30]

Данный способ уместно выбрать, если произведение насыщено художественными описаниями, которые оказывают влияние на эмоции и воображение детей и в рамках одного урока не представляется возможным полно выразить это с помощью иллюстрации. Тогда учитель может интегрировать уроки литературного чтения и ИЗО. [9]

На уроке литературного чтения ученики прочитали произведение, однако творческое задание в итоге урока – не иллюстрирование, а, допустим, творческий пересказ. Затем, желательно через небольшой промежуток времени, учитель с детьми анализируют уже существующие иллюстрации к данному произведению, беседуют о них.

Затем учитель дает детям задание самим проиллюстрировать произведение. Это могут быть иллюстрации к каждой его части, а может и один рисунок, изображающий или героев, или ситуацию, или пейзаж в произведении. Выбор зависит от содержания. [8, с.40]

Дети приступают к иллюстрированию. Приобщение детей к этому виду творчества обогащает их внутренний мир и формирует зоркость души ребенка. Выступая в роли художника-иллюстратора, в роли зрителя, осваивающего опыт художественного оформления книги и в роли читателя, ученик глубже понимает явления художественной культуры и окружающей жизни. Переживание художественного образа, эмоциональное уподобление способствует эстетической отзывчивости к прекрасному и безобразному в жизни и в искусстве. [10, с. 60]

Однако, как бы глубоко ученик не прочувствовал литературное произведение, как бы ясно не представлял себе литературных персонажей, он не сможет правильно изобразить героев, если у него нет навыков рисования с натуры, если он не освоил законов перспективы, светотени, цвета, элементарные правила изображения человека и животных. Поэтому, прежде чем приступать к серьезной работе с иллюстрацией, школьники должны научиться всему вышеизложенному. И только тогда ученик сможет успешно создать иллюстрацию к литературному произведению. [9]


2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

2.1. Характеристика образовательной среды МБОУ СОШ № 2 г-к Анапа Краснодарского края

Школа №2 была построена и отчасти оборудована в 1910 году купцом-благотворителем Ефимовым и называлась "Ефимовское начальное училище"

В 2010 году школе исполнилось 100 лет.

Директор школы: Качьян Татьяна Николаевна. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Н.А.Хекало. Заместитель директора по научно-методической работе Н.П.Сосновская. Заместитель директора по воспитательной работе Е.А.Охотникова. Заместитель директора по административно-хозяйственной работе М.А.Павленко. Заместитель директора по финансово-экономической работе В.Р.Вайсалов.

Приоритетным направлением развития школы является профилизация образования и создание новой модели профильного обучения.

В школе трудятся 39 педагогов и обучается 740 учащихся.

Деятельность школы ведется по следующим направления:

  1. Профилизация образования и создание новой модели профильного обучения
  2. Формирование научного мировоззрения, которое позволит ученику войти в открытое информационное пространство, прооявляя качества гражданина;
  3. Воспитание учащихся физически и нравственно здоровыми, способными быть патриотами своей Родины;
  4. Организация двигательного режима и спортивно-оздоровительной работы;
  5. Рациональная организация учебного процесса
  6. Организация системы просветительской и методической работы с педагогами и родителями

В школе 25 классов-комплектов  (470) обучающихся; продолжительность учебной недели: для учащихся 1-4, классов – 5 дней; для учащихся 5- 9, 10-11 классов- 6 дней. Продолжительность уроков 40 минут;

Педагогический коллектив – 39 педагог:

а) по уровню образования:

Категория специалиста

Высшее образование

Среднее специальное

Учителя начальных классов

6

2

Учителя среднего и старшего звена

29

2

б) по стажу работы:

1-3 года

4-10 лет

11-12 лет

 До 20 лет

Свыше 20 лет

        

    5

      1

      10

        24

в) по квалификационным категориям:

Высшая квалификационная категория

1 квалификационная категория

 

2 квалификационная категория

 

          11

         4

        2

г) имеют отличия:

Заслуженный учитель Кубани

                1

«Почетный работник образования РФ

                2

Почетная грамота МО РФ

                1

Ветеран труда

                5

 

В школе образован методический совет  и сформировано 5 методических объединений учителей:

- начальной школы;

- филологии, иностранных языков, эстетического цикла;

- истории,  обществознания,  географии, кубановедения;

- математики, физики, информатики, естественных наук;

- классных руководителей.

Организация образовательного процесса

Образовательный процесс, ориентированный на подготовку личности к жизни в современном мире, характеризующемся нестабильностью, наличием проблем и проблемных ситуаций во всех потенциальных сферах деятельности выпускника школы, потребностью в усвоении быстро меняющихся знаний, должен обеспечить мобильность выпускника школы, способность к самостоятельному освоению знаний, возможность развития в себе требуемых умений; овладение поисковым, проблемным, исследовательским, продуктивным типами деятельности.

Особенности и условия построения личностно ориентированной модели школы:

Создание индивидуального облика школы – выявление оригинальности, особенности школы осуществляется на принципах объединения всего коллектива и постепенного включения его в увлеченную работу.

Отношения учителей и обучающихся строятся на основе взаимного уважения, принятия друг друга, соучастия, сопереживания, сотрудничества, сотворчества.

Позицию учителя в учебном процессе определяет отказ от авторитаризма, принуждения и принижения личности ученика, поиск педагогических технологий, методов и техники работы учителя природосообразной, личностно – ориентированной, здоровьесберегающей направленности.

Дифференциация и индивидуализация обучения достигается путем организации нетрадиционных уроков: модульных, эвристических, проблемных, дискуссионных, рефлексивных, а также практикумов, экскурсий, коллективной работы на уроке (парной, микрогрупповой, бригадной и т.д.

Учебный план школы создаётся на основе федерального базисного учебного плана и  регионального базисного учебного плана.

В настоящее время в школе реализуется воспитательная работа по следующим направлениям:

- военно-патриотическое;

- спортивно-оздоровительное;

- по профилактике употребления психотропных веществ. [11]

2.2. Использование технологии продуктивного чтения во внеурочной работе по изобразительному искусству

Используя информацию, полученную в ходе теоретического исследования данной проблемы, мы создали технологические карты внеурочных занятий по литературному чтению с использованием технологии продуктивного чтения, где в качестве творческого задания иллюстрирование, и провели эти занятия во 2 «А» классе МБОУ СОШ №2 г-к Анапа.

Целью проведения данных занятий был анализ использования технологии продуктивного чтения во внеурочной работе по изобразительному искусству.

Анализ выполненной работы показал ее продуктивность, т.к. все ученики справились со всеми предложенными заданиями, с интересом воспринимая работу над произведением и иллюстрацией.


Технологическая карта внеурочного занятия по литературному чтению с использованием технологии продуктивного чтения на тему «Розовый слон»

Прогнозируемые результаты: формирование умения характеризовать особенности прослушанного художественного произведения; формирование умения передавать последовательность сюжета, описывать героев.

Личностные УУД:

  1. Развитие умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
  2. Обучение оцениванию поступков в соответствии с определённой ситуацией.
  3. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные УУД:

— коммуникативные:

  1. Развитие умения слушать и понимать речь других.
  2. Обучение выразительно читать и пересказывать текст.
  3. Обучение оформлению своих мыслей в устной и письменной форме.
  4. Развитие умения работать в паре и в группах.

— познавательные:

  1. Обучение преобразованию информации из одной формы в другую: подробному пересказыванию небольших тексты.
  2. Обучение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
  3. Развитие умения находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

— регулятивные:

  1. Развитие умения определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
  2. Формирование навыка проговаривания последовательности действий на занятии.
  3. Обучение высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
  4. Обучение работе по предложенному учителем плану.

Предметные УУД: формирование умения характеризовать особенности прослушанного художественного произведения; формирование умения передавать последовательность сюжета, описывать героев.

Материально – техническое обеспечение: интерактивная доска, презентация, учебники, цветные карандаши, альбомы.

Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность

учителя

Деятельность

Учащихся

Прогнозируемый результат

Время

I. Организационный этап

— Встали, подровнялись. Здравствуйте. Тихо садитесь.

Приготовили рабочий стол к занятию, поприветствовали учителя, сели.

Развитие способностей к самоорганизации, регулировке своих действий.

1 мин.

II. Актуализация знаний

— Посмотрите, пожалуйста, на интерактивную доску и угадайте героя нашего занятия. Слайд 1. Правильно, это слон. Но говорить сегодня мы будем не об обычном слоне, а о розовом. Перед вами лежат листы со стихотворением Глеба Горковского. Как оно называется? Прочитайте. («Розовый слон».)

Отвечают на вопросы учителя, читают

Развитие умственных способностей, умения определять цели. Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, умения структурировать знания, умения осознанно строить речевое высказывание;

развитие способности к выражению своих мыслей, формулированию и аргументации своего мнения;

осуществление сотрудничества с учителем и одноклассниками.

1 мин.

III. Работа с текстом до чтения

– А бывают розовые слоны? Как вы думаете, почему автор так назвал своё стихотворение? (Предположения детей.)

Отвечают на вопросы учителя

2 мин.

IV. Работа с текстом во время чтения

  1. Чтение стихотворения про себя.

– Внимательно прочитайте стихотворение, не вслух, а про себя.

2) Вопросы после чтения:

– Как вы думаете, на сколько частей можно разделить это стихотворение? (На три.)

3) Упражнение в выразительном чтении по частям.

Чтение 1-й части. Вопросы после чтения 1-й части:

– Каким был слон? (Весёлым.)

– Как вы понимаете строчку «много весёлых было в нём сил»? (сил на игры)

– Почему розовый слон не носил «скучную обувь»? (потому что был необычным)

– А почему дикие звери «двигались тише, если он спал»? (Они любили этого слона.)

– Есть ли описание слона в стихотворении? Прочитайте. (Был он снаружи чуть мешковат, Добрые уши, ласковый взгляд.)
– Что значит быть мешковатым? Прочитайте на обратной стороне листа.
– Почему автор пишет, что уши у розового слона «добрые»? (Они мягкие, висят, как два лопуха.)

– Почему же слон розовый? (Он добрый, лучится добротой, звери видят его таким – розовым, добрым и тёплым.

Чтение 2-й части. Вопросы после чтения:

– Как изменилась жизнь слона?

– Почему он стал серым?

– Почему теперь звери смеются над слоном? Какое сравнение они придумали? (Серый, как дом.) Это обидное сравнение?

– Что нового вы узнали о слоне из этих строчек? (Слон умеет грустить и прощать...)

– Кто же верит в то, что слон – розовый? (Автор.)

– Как он пытается успокоить слона?

– Как вы думаете, что чувствовал слон?

– Что же сделало слона серым? (Грусть, обида и несвобода.)

Чтение 3-й части.

Вопросы после чтения:

– Как в последней части автор называет своего героя? («Добрый мой слоник...»)

– Почему автор в последней части стихотворения просит прощения? Разве он виноват?

– О каких чувствах автора говорит последняя часть? (О надежде.)

– В каких строчках звучит эта надежда? Прочитайте.

– Когда же слон опять станет розовым? (Когда взойдёт солнце.)

– Но сделает ли солнце слона розовым? Ведь он остаётся в клетке...

4) Выразительное чтение всего стихотворения. Последним стихотворение прочитает учитель.

Отвечают на вопросы учителя, читают

15 мин.

V. Работа с текстом после чтения

1) Вопросы после чтения:

– Так бывают ли розовые слоны? (Оказывается, да!)

– Хотелось бы вам иметь друга, похожего на розового слона? Почему?

(Он добрый, весёлый, умеет прощать.)

– Давайте нарисуем розового слона, доброго и веселого. Для этого вам нужен розовый карандаш и фантазия. Закройте глаза, представьте, каким будет ваш слон – возможно, он будет кушать зелень, может быть вы нарисуете ему интересную обувь, а может ваш слон будет улыбаться вам. Откройте глаза. Начинайте рисовать.

Отвечают на вопросы учителя, рисуют

19 мин.

VI. Итог занятия

Готовые работы дети прикрепляют к доске, проходит выставка, ученики и учитель оценивают работы

Убирают рабочее место

2 мин.


Технологическая карта внеурочного занятия по литературному чтению с использованием технологии продуктивного чтения на тему «Добрым молодцам урок»

Прогнозируемые результаты: формирование умения характеризовать особенности прослушанного художественного произведения; формирование умения передавать последовательность сюжета, описывать героев.

Личностные УУД:

  1. Развитие умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
  2. Обучение оцениванию поступков в соответствии с определённой ситуацией.
  3. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные УУД:

— коммуникативные:

  1. Развитие умения слушать и понимать речь других.
  2. Обучение выразительно читать и пересказывать текст.
  3. Обучение оформлению своих мыслей в устной и письменной форме.
  4. Развитие умения работать в паре и в группах.

— познавательные:

  1. Обучение преобразованию информации из одной формы в другую: подробному пересказыванию небольших тексты.
  2. Обучение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
  3. Развитие умения находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

— регулятивные:

  1. Развитие умения определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
  2. Формирование навыка проговаривания последовательности действий на занятии.
  3. Обучение высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
  4. Обучение работе по предложенному учителем плану.

Предметные УУД: формирование умения характеризовать особенности прослушанного художественного произведения; формирование умения передавать последовательность сюжета, описывать героев.

Материально – техническое обеспечение: интерактивная доска, презентация, учебники, краски, кисти, стаканы по воду, альбомы.

Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность

учителя

Деятельность

Учащихся

Прогнозируемый результат

Время

I. Организационный этап

— Встали, подровнялись. Здравствуйте. Тихо садитесь.

Приготовили рабочий стол к занятию, поприветствовали учителя, сели.

Развитие способностей к самоорганизации, регулировке своих действий.

1 мин.

II. Актуализация знаний и работа с текстом до чтения

Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

1. Работа с текстом до чтения.

– Прочитайте имя и фамилию автора. Знакомы ли вы с творчеством А.С. Пушкина? Что читали?

– Читали ли вы сказки Пушкина? Какие именно? Какое впечатление от этих сказок у вас осталось?

– Прочитайте название сказки.

– Из чего ясно, что это сказка? (Из заголовка.)

– О чём ещё можно узнать из заголовка? (О героях сказки.)

– Кто изображён на иллюстрации? Где будут происходить события?

– Что ещё можно предположить до чтения?

– Кто уже знаком с содержанием сказки?

Ученики говорят, что видели мультфильм, что сказку им читали в семье, они её читали сами.

– Перелистайте страницы, посмотрите, какая большая сказка.

– Прочитайте про себя начало сказки (с. 32). Похоже на сказку? Тогда начнём читать.

Отвечают на вопросы учителя, читают

Развитие умственных способностей, умения определять цели. Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, умения структурировать знания, умения осознанно строить речевое высказывание;

развитие способности к выражению своих мыслей, формулированию и аргументации своего мнения;

осуществление сотрудничества с учителем и одноклассниками.

2 мин.

III. Работа с текстом во время чтения

2. Первичное чтение по частям с комментированием. Читает учитель и хорошо читающие ученики.

1-я часть (1-я и 2-я строфы читает учитель).

По ходу чтения идёт словарная работа. Объясняем слова и выражения:

Ветхая землянка – дом, вырытый в земле, очень старый.

Невод – большая рыболовная сеть (читаем в тетради, с. 4).

Откуп – плата.

Простофиля – глупый, несообразительный человек.

По ходу чтения делаем остановки для комментариев и обращаем внимание детей на то, как бедны были старик и старуха, на то, что старик трижды закидывал невод (сказочная примета!), на отношение старика к рыбке и пр.

Образец комментированного чтения с элементами диалога с автором:

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке (То есть в очень старом доме, вырытом в земле.)

Ровно тридцать лет и три года. (Жили очень бедно.)

Старик ловил неводом рыбу, (Большой сетью.)

Старуха пряла свою пряжу. (Это обычные занятия крестьян.)

Раз он в море закинул невод, –

Пришёл невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод, –

Пришёл невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод, –

Пришёл невод с одною рыбкой, (Трижды старик пытает удачу.)

С непростою рыбкой – золотою.

Как взмолится золотая рыбка! (Догадались, о чём попросит рыбка?)

Голосом молвит человечьим:

«Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп: (То есть дорого заплачу.)

Откуплюсь чем только пожелаешь».

Удивился старик, испугался: (Чему удивился? Чего испугался?)

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила. (Вот что его напугало!)

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово: (Ласковое слово – не мог такой старик

обидеть рыбку, требовать

дорогой откуп за её свободу.)

«Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе».

Воротился старик ко старухе,

Рассказал ей великое чудо.

Старика старуха забранила: (За что же, как вы думаете?

Предположения детей не комментируются.)

«Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки! (Злится старуха на старика.)

Хоть бы взял ты с неё корыто,

Наше-то совсем раскололось».

Вопросы после чтения 1-й части:

– Как жили старик со старухой?

– Какое чудо произошло?

– Каким мы видим старика в начале сказки?

– Как отнеслась старуха к рассказу старика?

– Каким вам представляется старик? А старуха?

– Почему именно корыто в первую очередь потребовалось старухе?

Сейчас многие дети даже не знают, что такое корыто, поэтому желательно показать ребятам его изображение. Давным-давно, в те времена, когда жили старик со старухой, корыто было главным предметом обихода в доме: в нём месили тесто, рубили капусту, мыли детей, стирали и пр.

2-я часть (3–4-я строфы). Читают ученики.

Попутно ведётся объяснение слов.

Корысть – выгода, польза;

кликать – звать;

пуще – больше и т.д.

Вопросы после чтения 2-й части:

– Как старик объясняет рыбке своё возвращение?

– Заметьте: каждый раз рыбка спрашивает старика: чего тебе надобно? Каждый раз старик отвечает: надобно ей. О чём это говорит?

– Как отнеслась рыбка к просьбе старика?

– Чего теперь захотелось старухе?

3-я часть (5–6-я строфы). Читает учитель. По ходу чтения поясняются слова, читаются сноски, обращается внимание на предложение в скобках.

– Какое предложение взято в скобки? Зачем оно выделено?

– Успокоилась ли старуха? Чего ей теперь хочется?

4-я часть (7–8-я строфы). Читает учитель.

По ходу чтения обращаем внимание на предложение в скобках: Неспокойно синее море.

Вопросы после чтения:

– Какой вы себе представляете старуху в этой сцене?

– Становится ли она добрее от подарков золотой рыбки?

5-я часть (9–10-я строфы до слов на с. 37 «Старичок к старухе воротился».)

Читают ученики – про себя, затем вслух.

Вопросы после чтения:

– Как изменилось поведение старухи?

– Что меняется на море?

– Кем захотела теперь быть старуха?

– Почему это желание старухи испугало старика?

6-я часть (11–12-я строфы со слов на с. 37 «Старичок к старухе воротился».).

– Как изменилась старуха?

– А почему народ над стариком насмехался и говорил: «Не садися не в свои сани!»? Когда так говорят? (Когда человек не соответствует месту, которое занимает.)

7-я часть (13–14-я строфы). Читают ученики, комментарий учителя по ходу чтения. Обращаем внимание на то, как меняется настроение, всё темнее становятся краски...

Вопросы после чтения:

– Чем теперь недовольна старуха?

– А что же старик, попытался он остановить старуху?

– Чем закончилась сказка?

3. Выявление первичного восприятия:

– Какие чувства остались у вас после чтения? Было ли жалко кого-нибудь?

4. Выявление первичного восприятия. Беседа по тексту.

– Такого ли конца вы ждали? Можно ли конец сказки назвать хорошим?

– Ответ на первый вопрос учебника (с. 40).

Отвечают на вопросы учителя

20 мин.

IV. Работа с текстом после чтения

Контроль работы учеников и помощь им.

Дети рисуют обложку к прочитанной сказке.

15 мин.

V. Итог занятия

Готовые работы дети прикрепляют к доске, проходит выставка, ученики и учитель оценивают работы

Убирают рабочее место

2 мин.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы: использование технологии продуктивного чтения во внеурочной работе по изобразительному искусству – это способ формирования: полноценного восприятия и понимания текста читателем; активной читательской позиции по отношению к тексту и его автору; умений и навыков иллюстрирования.

Таким образом, на внеурочных занятиях по литературному чтению с использованием технологии продуктивного чтения, где в качестве творческого задания иллюстрирование, происходит становление ученика начальной школы как грамотного читателя, который умеет выбирать книги, любит и хочет читать, умеет читать, то есть владеет приемами восприятия и понимания текста, а так же приемами выразительного, правильного, беглого, осознанного и смыслового чтения.

Все это дается ученикам легко, так как процесс чтения с использованием технологии продуктивного чтения во внеурочной работе по изобразительному искусству – увлекательный и познавательный процесс, где ученики самовыражаются, сами создают продукт – иллюстрацию, в которой могут выразить свое видение прочитанного, тем самым развивая себя как личность.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеева, А.Т. Формирование читательских интересов младших школьников [Электронный ресурс] / А.Т. Алексеева. –http://festival.1september.ru
  2. Бородина, В.А. Чтение – только начало. Творчество жизни – вот цель! / В.А. Бородина // Школьная библиотека. – № 9 – 10. – 2011. – с.134–139.
  3. Бунеев, Р.Н. Программа «Чтение и начальное литературное образование (для четырёхлетней начальной школы)» [Электронный ресурс] / Р.Н. Бунеев, Е.Н. Бунеева. – www.school2100.ru
  4. Бунеева, Е.В. Мастер-класс "Проектирование урока на основе технологии продуктивного чтения" (начальная школа) [Электронный ресурс] / Е.В. Бунеева. –  http://school2100.com/kursy/master-class/master-classes-textbook/
  5. Данилов, Д.Д. Учусь оценивать себя. 2-4 класс. Пособие по технологии продуктивного чтения. ФГОС / Д.Д. Данилов, И.В. Кузнецова, Е.В. Сизова – М.: Баласс, 2014. – 64 с.
  6. Джежелей, О.В. Чтение и литература. 1-4 классы. Программа (Обучение грамоте. Литературное чтение). Методический комментарий / О.В. Джежелей. – М.: Дрофа, 2011. – 96с.
  7. Дыбленко, С.А. «Обучение диалогу с текстом: взгляд психолога и взгляд учителя» / С.А. Дыбленко, О.В. Соболева // Начальная школа. – 2012. – № 8. – с. 18-22.
  8. Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении чтению / С.Н. Костромина, Л.Г Нагаева. – М.: Ось–89, 2010. – 240с.
  9. Краснокутская, Л.А. Методика обучения школьников иллюстрированию литературных произведений в содержании программы изобразительного искусства [Электронный ресурс] / Л.А. Краснокутская. – http://mila-krasnokuts.narod.ru/izo/metodika_obuchenia_illustratsiy/metodika_obuchenia_illustratsiy.html
  10. Кузин, В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах / В.С. Кузин – М.: Просвещение, 2010. – с. 243.
  11. МБОУ СОШ №2 г-к Анапа [Электронный ресурс] http://school2anapa.ucoz.org/
  12. Мороз, Е.И. Приобщение младших школьников к самостоятельной читательской деятельности. [Электронный ресурс] / Е.И. Мороз. –http://uobr.net/wp-content/uploads/2007/litdeyatelnoct.htm
  13. Павлова, Л.А. Как формировать навык чтения у младших школьников: Практическое пособие/ Л.А. Павлова, под ред. Н.Н. Светловской. – М.: АРКТИ, 2013. – 80 с.
  14. Пиче-оол, Т.С. Как читать детские книги на уроках чтения / Т.С. Пиче-оол // Начальная школа. – 2010. - № 10. – с. 6-12.
  15. Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н.Н. Светловская //Начальная школа. - 2011. - № 1. - С.11-18.
  16. Светловская, Н.Н. Как помочь детям, которые не хотят учиться читать: Практическое пособие / Н.Н. Светловская, Т.С. Пиче-оол – М.: АРКТИ, 2012. – 56 с.
  17. Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н.Н. Светловская // Начальная школа. – 2013. – № 1. – с. 11–18.
  18. Сокольникова, Н.М. Иллюстрирование литературных произведений / Н.М. Сокольникова // Начальная школа – 2011. – № 6. – с.59.
  19. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Электронный ресурс]. – http://www.edu.ru
  20. Чиндилова, О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования в ОС «Школа 2100» : [Монография] / О.В. Чиндилова. – М.: Баласс, 2010. – 208 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ