Конспект урока по ОРКСЭ Добро и зло
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 35»
Конспект урока по курсу
«Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы светской этики»
Тема урока: «Добро и зло»
Разработала:
Галимова Альмира Фасиховна,
Учитель начальных классов
Г. Озёрск, 2014г
Добро и зло |
|
Тип урока |
Объяснение нового материала |
Цель урока |
Познакомить с основными понятиями «добро» и «зло» |
Задачи |
Способствовать формированию у обучающихся понятий добра и зла, значимости добра в жизни и деятельности общества; Развивать коммуникативные и творческие способности детей, умение работать в группах, обобщать, делать выводы; Воспитать ценностные ориентации: умения ценить преданность, доброжелательность, взаимоуважение; Способствовать правильному выбору жизненной позиции в обществе. |
Оборудование |
Компьютер, проектор, опорные листы, учебник «Основы светской этики», листы самооценки |
Предполагаемый результат |
Учащиеся имеют четкое представление о понятиях «Добро» и «Зло»; Умеют давать оценку различным ситуациям и поступкам; Способны дать анализ своим действиям и действиям товарищей; Умеют работать в составе группы, анализировать учебный материал, излагать свою точку зрения. |
Формы работы |
Коллективная, фронтальная, индивидуальная, групповая. |
Методы обучения |
Словесный, наглядный, метод контроля, частично - поисковый |
Универсальные Учебные Действия |
Регулятивные: уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану. Коммуникативные: Уметь выражать свои мысли. Личностные: Проявлять целеустремленность и настойчивость в достижении цели. |
Ход урока
Формы, методы, методические приемы |
Деятельность учителя |
Деятельность Учащихся |
Вид и форма контроля |
|
1.Организационный момент. Проверка готовности класса. Эмоциональный настрой на урок. |
Фронтальная. Словесный. |
Приветствие учащихся Придумано кем-то Просто и мудро. При встрече здороваться: «Доброе утро!» - Доброе утро и солнцу, и птицам! - Доброе утро улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро длится до вечера! - Давайте и мы улыбнемся друг другу. Пусть наше утро озарится светом добрых улыбок! |
Приветствуют учителя. Проявляют эмоциональную отзывчивость. |
Фронтальный. Наблюдение учителя. |
2.Подготовка к восприятию нового материала. |
Фронтальная. Частично-поисковый, словесный. Наглядный. |
- Послушайте притчу и попробуйте определить ее тему. Что такое притча? Притча о добре и зле. Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину: -В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. - А какого волка «кормишь» ты? |
Притча – это иносказательный рассказ с нравоучением. |
Фронтальный, Индивидуальный. Наблюдение учителя. |
3. Сообщение темы и целей урока. |
Словесный. Наглядный. |
- Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим, поразмышляем, над чем подумаем на нашем уроке? Как будет называться тема нашего урока? |
( Ответы учеников.) |
Беседа. |
4. Работа над новым ма Териалом. 5.Закрепление. 6. Рефлексия. Поставленных задач с достигнутым результатом. 7.Домашнее задание |
Работа в группах. Частично - поисковый. Самостоятельная работа. . Практический метод. Самостоятельная работа. Работа в группах. Фронтальная. Словесный. |
Итак, тема нашего урока «Добро и зло» И мы познакомимся с главными понятиями в жизни – «Добро» и «Зло». Давайте вместе порассуждаем, что такое Добро и что такое Зло? Но сначала вы самостоятельно, в группах, на которые мы разделились в начале урока, попробуйте дать определение понятиям «Добро» и «Зло». 2.(Вывод, итог сказанного детьми). Добро – высшая нравственная ценность. Все полезное, хорошее, что помогает человеку и природе, идет им на пользу, называется Добром. Добро Связано с миром и любовью к родным, к стране, к любимому делу. Добрый Человек – это значит желающий добро другим, отзывчивый, несущий благо. . 3.- Так что же такое доброта? Обратимся за помощью к толковому словарю. 4.Записать определения. Откройте учебник на странице 17. Используя текст, попробуйте объяснить, что означают слова добро и зло. - Для чего нужно добро? - Продолжи мысль « Если в вашей душе поселилась грусть, одиночество, обида, страх, и вы не знаете, как справиться с этими и другими проблемами, то вам помогут…» 5.Составьте предложение из слов: Добро, зло, побеждает. Объясните смысл предложения. Прочитайте это предложение с разным логическим ударением. Вот видите, само слово «Добро» уже достаточно сильное, как бы мы не ставили интонационное ударение, смысл остается одним. В жизни очень важны добрые слова. Они помогают приободрить человека, вселить в него уверенность, согреть душу. В противоположность добру все плохое, вредное, дурное, обман, все, что относится к беде и несчастью, является злом. Первопричиной зла во многих случаях бывают ссоры между людьми. Не часто встретишь человека, который никогда в жизни ни с кем не ссорился. В споре следует быть тактичным и сдержанным, разговаривать без упреков. Старайтесь избегать резких споров и ссор, необдуманных поступков. Но если все же ссора состоялась, то поскорее помиритесь. Умение прощать является началом доброго отношения к людям. Физминутка. Руки вверх поднимем – раз Выше носа, выше глаз. Прямо руки вверх держать. Не качаться, не дрожать. Три – опустили руки вниз, Стой на месте, не вертись. Вверх раз, два, три, четыре, вниз! Повторяем, не ленись! Будем делать повороты, Так, ничуть не торопись, Повторяем 8 раз. Руки на поясе, ноги шире! 6.Работа в тетрадях. Распредели слова на две группы, при помощи стрелок. 7.Соотнеси определения пояснения. 8.Какое слово лишнее в ряду? Назови. -Какое понятие объединяет эти слова? Я сегодня на уроке узнал… Я понял, что … Я расскажу дома … С. 15-17, по учебн.; задания №1, №2 (на лист.) |
Ответы учащихся. Работа со словарем С. Ожегов дал такое определение этому слову: «Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противополжное злу; а «доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». В словаре Ожегова – «Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок». Каждый ученик контролирует выполнение учебного Задания путем Помет простым карандашом на полях учебника. ! – я этого не знал; + - это мне известно; ? – об этом мне хочется узнать подробней. Работа с учебником. Чтение стих. подготовленным учеником. Добро и зло – два вечных спутника, Идут по жизни с нами до конца. Как разделить их, чтоб не мучиться, И не болела по ночам душа. Добро – такое теплое, как солнышко, А зло – оно холодное, как лед. Осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений дежурным. Письменное выполнение задания 6 Задание 4.Устно. Задание3.Устно. К. Формулируют собственную позицию и мнение. Р.Уметь оценивать результат своей работы на уроке. |