Телевизионный дискурс: информационно-психологическое воздействие (на примере женской аудитории)

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Казахский университет международных отношений и мировых языков

им. Абылай хана

«Телевизионный дискурс: информационно-психологическое воздействие (на примере женской аудитории)»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Специальность 5В050400 - «Журналистика»

Алматы, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 5

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕЛЕВИЗИОННОГО ДИСКУРСА 8

1.1 Телевидение в системе СМИ 8

1.2 Специфика телевизионного дискурса 14

2 ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА ЗРИТЕЛЬСКУЮ АУДИТОРИЮ 20

2.1 Особенности женской аудитории телевидения 20

2.2 Анализ передач для женщин на казахстанском телевидении 30

3 ПРОЕКТ ТОК-ШОУ ДЛЯ ЖЕНЩИН «НАШИ СЕКРЕТЫ» 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность дипломного исследования. В современном обществе коммуникативно-информационная ситуация может быть охарактеризована активным использованием СМИ (телевидение, радио, печать, Интернет) различных технологий убеждения и воздействия на аудиторию. Мы живем в то время, которое именуют эпохой информации. Сегодня информация для человечества стала таким же важным ресурсом как земля, полезные ископаемые, вода. На сегодняшний день функции СМИ намного шире, нежели простое информирование населения о событиях, происходящих в стране и в мире. Средства массовой информации давно стали источником психологического воздействия, по своей эффективности и размаху, намного превосходящими привычные формы общения. Получается, исследование информационно-психологического воздействия СМИ, в частности телевидения, является весьма актуальной задачей современности.

Отметим, что такое понятие, как «влияние телевидения на аудиторию» можно конкретизировано в зависимости как от направленности воздействия на отдельные социальные, профессиональные и демографические группы населения, так и от направления воздействия (влияние телевизионной рекламы на аудиторию, влияние СМИ электорат, формирование и отражение идеологии и граждан и др.). В рамках данного дипломного исследования в качестве целевой группы информационно-коммуникативного воздействия телевидения была выбрана женская аудитория. Мы считаем целесообразным вкратце аргументировать этот выбор.

В первую очередь, тема исследования «Телевизионный дискурс: информационно-психологическое воздействие (на примере женской аудитории)» интересна и актуальна точки зрения психологии восприятия женских программ телезрительницами. Данный вопрос в достаточной степени освещен в современной литературе, да и в последнее время часто появляются публикации по проблеме гендерных аспектов восприятия информации, хотя проблематика информационно-психологическое воздействия телевидения на женскую аудиторию разработана явно недостаточно.

Кроме того, телевизионные СМИ на сегодняшний день являются довольно мощным средством воздействия на поведение, идеологию и восприятие аудиторией, что часто используется прежде всего в рекламном бизнесе. Даже неполный анализ рекламных товаров показывает, что именно женская аудитория является одним из базовых объектов рекламного воздействия.

И, наконец, телевидение является одним из самых действенных орудий политической борьбы и одним из основных средств формирования общественного мнения. Разумеется, при этом на ТВ используются различные по своей форме и содержанию смысловые объекты, которые ориентированы на различные целевые аудитории. Полагаем, что изучение информационно-психологическое воздействие ТВ на женскую аудиторию позволит более полно учитывать интересы и потребности женщин как в целом в общественной жизни, так и в отношении представления мнений, убеждений и политических взглядов женщин в телевизионном пространстве республики.

Обобщая сказанное, можно добавить, что актуальность темы дипломной работы определяется необходимостью исследования общих закономерностей информационно-психологического воздействия телевизионных СМИ на женскую аудиторию, а также изучения специфических приёмов и методов воздействия, рассчитанных именно на женщин.

Объектом исследования является телевизионный дискурс.

Предметом данного исследования являются общие информационно-психологические закономерности воздействия телевидения и специфические приёмы и методы психологического воздействия ТВ на женскую аудиторию.

Целью данной работы является исследование информационно-психологического влияния телевидения на женскую аудиторию.

Для реализации указанной цели, необходимо решить следующие задачи:

- теоретически обосновать понятие «телевизионный дискурс»;

- выявить особенности информационно-психологического воздействия телевизионных программ;

- определить общие закономерности восприятия информации женской аудиторией;

- исследовать специфику восприятия телевизионных образов женской аудиторией;

- изучить влияние сообщений (как общего информационного так и рекламного характера) телевизионных СМИ на поведенческие установки женщин;

- провести анализ передач для женщин на казахстанском телевидении..

Теоретическая база исследования. Для написания данной дипломной работы мы использовали труды следующих авторов: Деркач Е.Э.[1], Засурский Я. Н.[2], Д.Ю. Пашутин [3] и др.

Материалом исследования являются телевизионные программы для женщин. Кроме теоретического анализа материала данная работа включает и практическую часть, где нами исследуются женские программы казахстанского ТВ и их специфика.

Методы исследования. В дипломной работе были использованы как общенаучные, так и прикладные методы исследования в соответствии с намеченными задачами: метод сравнительно-сопоставительного анализа, методы компонентного анализа и сопоставления, наблюдения и описания, контент-анализа и дискурс-анализа.

Теоретическая и практическая значимость результаты данного исследования показывают, что эмоционально насыщенные сообщения телевизионных СМИ оказывают наибольшее влияние на женщин, нежели на мужскую часть населения ввиду присущей женской аудитории сентиментальности и эмоциональности. В исследовании проведен анализ передач для женщин на современном казахстанском телевидении, выявлены особенности информационно-психологического воздействия телевизионных программ на женскую аудиторию; определены общие закономерности восприятия информации женщинами. Кроме того, материалы работы могут быть использованы при чтении курсов и проведении семинаров в рамках дисциплины «Психология журналистики», «Телевизионная журналистика», «Реклама в СМИ» и других.

Структура дипломной работы. Работа состоит из 3 разделов, Введения, заключения и списка использованной литературы.

Первая глава «Теоретические основы телевизионного дискурса» посвящена исследованию роли телевидения в современном обществе место ТВ в системе СМИ, также мы исследовали специфику телевизионного дискурса.

Во второй главе «Информационно-психологическое воздействие телевидения на зрительскую аудиторию» мы изучили особенности женской аудитории телевидения и провели анализ передач для женщин на казахстанском телевидении.

В третьем разделе дипломной работы мы предложили проект ток-шоу для женщин «Наши секреты».

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕЛЕВИЗИОННОГО ДИСКУРСА

1.1 Телевидение в системе СМИ

Практически, за каких-то 100 лет телевидение окутало весь земной шар и стало частью жизни каждого человека. Во многом благодаря этому средству передачи данных сегодня стала доступной практически любая информация, именно здесь отражены все сферы жизни людей и все происходящие события. Сегодня телевидение - глобальная сфера (глобальней только Интернет), которая включает тысячи телеканалов, вещающих по всему миру. Большинство обывателей судит о влиянии телевидения, опираясь исключительно на содержательную сторону телепередач.

Однако содержанием передающейся информации воздействие телевидения не исчерпывается. Существует также множество механизмов, действующих на человека на бессознательном уровне. Именно о них телезрители зачастую не осведомлены. [1]

По мнению Я. Н. Засурского, «…когда говорят о СМИ в условиях информационного общества, обычно имеют в виду несколько моментов. Первое – это дигитализация, перевод всех СМИ в цифровую форму. Газеты набираются на компьютере, и в интернете доступны их электронные версии. Цифровое радио позволяет увеличить количество частот, и его можно слушать через компьютер, подключившись к интернету. Телевидение также становится цифровым, и этот процесс дигитализации становится очень важным моментом, который упрощает и облегчает доступ ко всем традиционным СМИ, в чем-то унифицирует, объединяет все СМИ».[2]

Появление кабельного и спутникового вещания позволило количественно расширить число телевизионных каналов различной направленности, а также выйти на международный уровень. Таким образом, у современного как казахстанского зрителя появилась возможность смотреть каналы республиканского и международного значения, появилась возможность выбора телевизионных передач.

Роль современного казахстанского телевидения как производителя информационного продукта для населения республики стала особенно велика в силу особого значения телевидения, отсутствия достойной конкуренции со стороны других СМИ и развлекательной индустрии. Современное телевидение, предоставляя свои услуги и товары, влияет на мировоззрение людей, на систему ценностей человека, оказывает воздействие на экономику, политику и культуру.

Развитие новых технологий неизменно сопровождается изменением медийного пространства, в котором существует человек. Появление телевидения существенно снизило популярность печатных изданий и книг. На сегодняшний день мы являемся свидетелями другого примера изменения медиапространства. Невозможно отрицать тот факт, что развитие новых технологий, в частности всемирной сети Интернет, способствует перераспределению медийного потребления человека. Диверсификация медиа-предложения влечет за собой перераспределение времени, уделяемого на те или иные информационные носители. Неизменным остается интерес телезрителей к телевидению.

Борьба за аудиторию, которую ведут телевизионные каналы, представляет собой борьбу и с внешними конкурентами - альтернативными источниками информации и способами организации досуга. Каково же место телевидения в медиапространстве и жизни людей и на что могут рассчитывать производители телевизионного контента с точки зрения внимания телезрителей?[3]

Не секрет, что современное телевидение является одним из самых массовых каналов распространения информации.

Не смотря на это, не стоит забывать, что каждому из представленных источников информации уделяется различный объем внимания, кроме того, не все медиа одинаково доступны для населения. Однако, для многих казахстанцев эфирное телевидение перестало быть основным источником информации. Новое поколение предпочитает читать новости, смотреть фильмы и сериалы в Интернете. Тем не менее, телевидение остается крупным игроком на медиарынке. Более того, эксперты пророчат ТВ рост популярности, а обеспечить его призваны отечественные проекты.[4]

Существенных различий между мужчинами и женщинами с точки зрения среднего времени медиапотребления не наблюдается. В то же время, различия проявляются более ярко в зависимости от возраста респондентов. Наиболее активная группа с точки зрения объемов медиапотребления - люди в возрасте 55 лет и старше. Существенная часть этой активности обеспечена интенсивным просмотром телевизионного контента. Возрастная аудитория составляет основную часть современного российского телевидения. Значимые различия в численности населения различных возрастных групп в общей численности телевизионной аудитории являются причиной изменения характера телесмотрения и отношений между ТВ и зрителями в целом.

Как показывают исследования, рост медиапространства (например, числа доступных каналов) не сопровождается увеличением количества времени, которое население готово тратить на медиапотребление. Очевидно, что и в будущем увеличения времени, которое население готово тратить на потребление медиа, ожидать не приходится, следовательно, конкуренция между медиа будет развиваться на фоне ограниченного внимания аудитории и возможностей воздействия на нее.[5]

Подводя итоги анализа роли телевидения современном медиапространстве и медиапотреблении, можно выделить ряд тенденций, обусловливающих изменение характера взаимоотношений аудитории и телевидения. Телевидение, как медиа, испытывает все более жесткую конкуренцию со стороны сети Интернет и несколько уступает свои позиции во все более насыщенном медиапространстве.

Тем не менее, телевидение остается лидером среди других медиа по объемам потребления и численности аудитории. В свою очередь развитие сети Интернет способствует оттоку молодой части аудитории от телеэкранов, что влечет за собой изменение социально-демографической структуры аудитории телевидения. Социально-демографическая структура формирует общие тенденции взаимоотношений ТВ и аудитории в силу различий типов телесмотрения в возрастных группах. Изменение состава аудитории тесно связано с меняющейся ролью телевидения в обществе и пре образованием целей телевидения как медиа.

Очевидно, что система, состоящая из множества медиа, единой аудитории и ограниченная временем медиапотребления, продолжит свое преобразование. В данных условиях телевидение для удержания аудитории вынуждено будет все в большей степени учитывать интересы потенциальных зрителей, что уже сегодня проявляется в процессе диверсификации телевизионного предложения.[5]

Благодаря стремительному развитию информационных технологий телевещание испытывает сильнейшую конкуренцию со стороны электронных масс-медиа, которые все больше оспаривают его право быть средством массовой информации номер один. Для того чтобы сохранить свою аудиторию ТВ должно стать конвергентным, гармонично используя новейшие технологические и медиа-платформы. При этом ориентиры и векторы технологического развития ТВ впервые стал определять прогресс в области приемной аппаратуры: современный «умный» (Smart TV) телевизор давно перерос те узкие рамки, которые ему отводились в традиционной системе телевизионного вещания. Эти телевизоры открывают практически неограниченные возможности для нового витка эволюции индустрии развлечений с переходом к невиданному ранее уровню виртуальной реальности с трехмерным изображением сверхвысокого разрешения и персонализацией информационного поля для каждого зрителя при полной интерактивности получения гигантских объемов информации в беспроводных сетях широкополосного доступа.

Как показывает опыт, практически все прогнозы будущего ТВ основываются главным образом на анализе тенденций развития технологий сжатия и кодирования сигналов звука и изображения, а также радиочастотных методов модуляции и технологии доведения ТВ-сигнала до абонента по сетям эфирного и кабельного ТВ (с недавних пор – еще и по сети Интернет). [6]

Приемная же аппаратура обычно находится за скобками анализа, так как условно представляется в виде неких «черных ящиков», выполняющих роль пассивных приемников ТВ-сигналов. И надо признать, что до недавнего времени такой подход был оправдан, так как телезрители не могли сколько-нибудь активно участвовать в выборе интересного для них контента. Однако сегодня прогресс в развитии приемной ТВ-техники, и, в частности, появление технологии Smart TV («умных» телевизоров) потребует пересмотреть сами основы традиционной концепции ТВ-вещания уже в самое ближайшее время. Сегодня основой модели традиционного ТВ-вещания является положение о том, что связь между производителями контента (телевизионными компаниями) и телезрителя- ми осуществляется посредством вещательных компаний или операторов сетей кабельного ТВ. Однако технология Smart TV радикально меняет существующее положение вещей, так как обеспечивает зрителям принципиально новую возможность получить прямой доступ к интересующему их контенту без участия посредников. Именно поэтому телевизоры Smart TV уже сейчас можно рассматривать как реальную альтернативу кабельному ТВ, так как его абонентам помимо до- статочно обширного и актуального контента обеспечивается еще и полноценный сервис VOD («видео по запросу»). Тем более что для стимулирования населения к покупке Smart- телевизоров их изготовители стали осуществлять поддержку аппаратуры Smart TV с помощью собственных медиа-порталов с широким использованием специализированных программ-виджетов.

На сегодняшний день все ведущие производители Smart TV создали собственные медиа-порталы, на которых предлагается различный медиа-контент: от кинофильмов и телевизионных передач до развлекательных программ и игр. Теперь любой покупатель «умных» телевизора или Blu-Ray disc проигрывателя, AV ресивера и прочей техники получает в качестве бесплатного бонуса возможность подключения к Smart-порталу компании-изготовителя с поддержкой много- численных бесплатных информационных сервисов.[7]

Привлекательность реализации этого проекта для ТВ- компаний заключается и в том, что технология Смарт-платформы позволяет легко организовать для зрителей обратные каналы связи с телецентром, что крайне важно для выявле- ния зрительских предпочтений. Необходимость высказать свое мнение и личное отношение к обсуждаемым проблемам в режиме реального времени как раз и является одной из причин стремительного роста популярности социальных сетей. Создание телекомпаниями собственных Смарт-порталов, к которым можно будет подключиться не только владельцам «умных» телевизоров, но и с помощью которых послать сообщения со смартфонов и планшетных компьютеров, без сомнения будет способствовать возврату части активной аудитории к телевизионному экрану. Другим значительным резервом повышения привлекательности цифрового ТВ-вещания может стать предоставление ряда новых услуг, реализуемых в современных телевизорах. В первую очередь организациями вещания ТВ высокой четкости HDTV, стереоскопического 3D-телевидения и многоканального звукового сопровождения. Топ-менеджеры и продюсеры телекомпаний, исследователи телевизионной журналистики, а также телекритики считают информационную функцию важнейшей или, по крайней мере, одной из самых главных. Информировать общество обо всём, что происходит в мире, демонстрируя неисчерпаемое многообразие современной действительности - основная задача масс-медиа. В экономике и политике, культуре и искусстве, науке и технике выявляются новые факты и сведения, заслуживающие всеобщего внимания. Зачастую происходят неожиданные повороты в развитии событий, заставляющие менять прежние, мнения, оценки и их объяснения. Новостная информация для массовой аудитории – это, в первую очередь, сведения об актуальных событиях, происходящих в стране и в мире, которые формируют историю в самом широком понимании этого понятия.

В наше время телевидение за счёт стопроцентного охвата аудитории и сформировавшегося в обществе высокого доверия к нему превратилось в мощный инструмент воздействия на умы и настроения населения республики, на формирование общественного мнения. Именно поэтому на телевещание возлагаются огромные надежды не только в деле построения демократического гражданско-правового общества, но и в деле укрепления государственности и защиты национальных интересов.

Телевидение выполняет различные функции - информационную, познавательную, образовательную, развлекательную, рекреационную.[8] Телевидение является наиболее мощным каналом коммуникации, а телеканалы стали основным средством влияния на общественное мнение и предпочтения аудитории. Технический и творческий потенциал современного телевидения позволяет реализовывать любые замыслы и творческие задумки, тем самым, расширяя возможности развлекательных, культурно-просветительских и образовательных программ.

Телевидение в современном обществе дает возможность обмена информацией, мнениями, сближает народы. Благодаря коммуникационным и техническим возможностям телевидение доставляет на дом информацию с другого конца света, от ближних и дальних соседей. Так рождается новая эпоха общения между людьми.

Можно сказать, что человек начала 21 века практически постоянно пребывает в масс-медийном поле и черпает из СМИ большую часть информации, смыслов, образов, используемых им в повседневной жизни.

Сегодня телевидение – одно из распространенных и влиятельных средств массовой информации. Оно также динамично развивается, отвечая на общественное развитие и воспринимая технологические новшества.

Преимущества телевидения перед другими СМИ проявляются в возможностях охвата аудитории, в особом месте в повседневной жизни людей, в суггестивных свойствах и возможностях психологического воздействия, что обеспечивает ему особое положение среди каналов распространения информации. Телевидение – абсолютно необходимый и самый эффективный инструмент для лоббирования интересов, формирования вкусов и политических предпочтений, вывода нового товара на общенациональный рынок, для формирования имиджа, поддержания брэнда и проч.

Средства массовой информации имеют огромные возможности для того, чтобы слушатель или зритель стал непосредственным наблюдателем и, в определенной степени, участником самых различных ситуаций, будь то космический полет или борьба повстанцев в Сальвадоре.

Специфика воздействия средств массовой информации на нравственное становление личности состоит, в частности, в практической невозможности использовать какие бы то ни было методы принуждения. Это предполагает такую постановку идейно-воспитательной работы, когда непрерывно воспроизводится теоретический фон «ситуации нравственного выбора».8;c.43] Рассматривая роль средств массовой информации в формировании и обогащении духовного мира личности, необходимо иметь в виду, что, хотя распространяемая с их помощью информация адресована массам, воспринимается (принимается или отвергается) она конкретной личностью. Целостность личности в ее соотнесенности с целостностью и направленностью, функционирующей в обществе, во многом определяет достижение целевых установок.[9] Специфика деятельности этих средств состоит в том, что в сообщениях, транслируемых с помощью СМИ, раскрывается искусственный символический мир. Благодаря ему создаются определенные образцы, эталоны поведения, нормы морали, художественные вкусы, ориентирующие личность в том, что важно и существенно, что хорошо и плохо, что правильно и неправильно, что благородно и низменно, что с чем и каким образом взаимосвязано.

Изучение путей повышения эффективности воздействия средств массовой информации на духовный мир личности может быть продуктивным при условии полного изучения с применением методов и средств конкретного социологического исследования; реальных процессов взаимодействия различных источников информации, взаимодействия средств массовой коммуникации с социальным опытом субъекта (личность, соцтиальная группа и тд.) и неформального межличностного общения, которое может служить и простым транслятором уже переданных посредством массовой информации сообщений, и интерпретатором этих сообщений, и «заменителем» их, когда СМИ опаздывают с определенными видами сообщений, интересующими определенные, подчас широкие круги общественности, что может привести к возникновению слухов и кривотолков.[9]

Роль нравственного и эстетического воспитания особенно возрастает в современных условиях. СМИ при формировании всесторонне гармонически развитой личности стремятся развить в ней все богатство способностей и потребностей, ибо человек должен обязательно сохранить ту живость восприятия, то любопытство к жизни и к людям, ту непосредственность и чистоту, которые характерны для детства и юности. Именно эти качества духовно и эмоционально обогащают его в дальнейшем.[10]

С развитием рыночных отношений и возникновением новой политической системы, повлиявших на формирование современного телевещания, с ростом конкуренции на казахстанском ТВ достаточно актуальной становится проблема создания и моделирования собственных программ, направленных, в первую очередь, на отечественного зрителя. Львиная доля телевизионных продуктов относится к так называемым развлекательным передачам, которые в их современном виде появились на казахстанском телевидении только в последние 12-15 лет. Впрочем, несмотря на внушительный объём развлекательной телепродукции в программной сетке, полноценной классификации программ такого рода пока нет, за исключением книг российских авторов.

Для того чтобы телевизионная передача была адекватно воспринята, необходимо ясно осознавать, на кого именно она рассчитана, и в создании передачи ориентироваться на особенности восприятия данной группы. А само восприятие непосредственно зависит от индивидуальных свойств психики, ее физиологических и социальных особенностей.[11]

Существуют также исследования, касающиеся особенностей восприятия телевизионных сообщений в зависимости от характера музыкально-шумового оформления. В.В.Бойко провел специальный эксперимент, который показал, что наилучшим образом запоминается информация, сопровождаемая абстрактной мелодией, а хуже всего усваивается информация, сопровождаемая синхронными шумами. Были найдены некоторые различия в восприятии между полами. [11; c.30]

Телевидение остается не только главным, но и единственным для значительной части казахстанской аудитории средством удовлетворения информационных и культурных потребностей, приобретения знаний, организации досуга.

Даже непрофессиональным взглядом, мы можем отметить, как за последние годы телевизионный пейзаж неузнаваемо изменился: ассортимент программ может превзойти даже самые смелые ожидания зрителей, хотя именно авторских программ на российском телевидении гораздо больше, чем на нашем.

Следует признать, что казахстанский рынок услуг телепроектов сегодня отличается сравнительным разнообразием. Появление новых продюсерских центров позволило отечественным телеканалам значительно насытить свое программное обеспечение, увеличить жанровое разнообразие. Такой аутосорсинг (термин «аутсорсинг» заимствован из английского языка (от англ. «outsourcing») и дословно переводится как использование чужих ресурсов) на телевидении за границей давно стал обыденным явлением. Он позволяет телеканалам использовать разработки творческих команд и покупать готовый продукт. Специализированные студии предоставляют услуги сценографии (оформление сценических площадок, монтаж декораций), создают рекламные видеоролики и музыкальные клипы, новые телепрограммы, пишут оригинальные сценарии, тексты сюжетов, аранжировку и запись, завершая процесс сведения в студии.[12]

1.2 Специфика телевизионного дискурса

Телевидение сегодня по праву признается ведущим по силе своего воздействия на носителей языка среди других форм масс-медиа. Ни одно из многочисленных достижений научно-технической революции не вошло столь быстро в быт всего человечества и не оказало на его развитие столь коренного и всеобъемлющего влияния, как это произошло с телевидением - «самой популярной формой проведения свободного времени во всем мире».

Лингвисты заинтересовались изучением данного социального феномена вслед за политологами, психологами, социологами, журналистами. Лингвистические исследования последнего десятилетия посвящены рассмотрению вопросов моделирования массово-коммуникационной деятельности, технологии манипулирования, стратегии воздействия средств массовой коммуникации на массовую аудиторию, анализу подвергается дискурс масс-медиа (как правило, дискурс печатных изданий). Однако телевизионный дискурс остается малоисследованной областью. Исследования, проведенные в этом направлении, носят экспериментальный характер или посвящены специфике незначительного числа телевизионных жанров. Поэтому особый интерес представляет жанровое многообразие современного телевизионного дискурса по тематическому, структурно-композиционному и стилистическому признакам.

Особое место в системе комплексного информационного воздействия занимает телевизионный дискурс. Выступая в качестве междисциплинарной категории, телевизионный дискурс предстает не только в качестве некоторого набора языковых и визуальных знаков, но и как социокультурный феномен. Будучи социальным знаком или объединением таковых в определенной семиотической системе, телевизионный дискурс как комплексный знак, как своеобразное «произведение искусства» (режиссера, оператора, выпускающего, редактора и его помощников, ведущего и др.) сообщает информацию, оказывает воздействие, и таким образом является специфическим дискурсом, отражающим сложную семиотическую структуру взаимосвязи вербальных и авербальных (визуальных) средств в едином комплексе, погруженном в конкретное социальное пространство.[13]

Можно говорить о новой форме вещания, о взаимодействии телекоммуникатора и телеаудитории в интерактивном режиме – в режиме диалога и, следовательно, о диалогичности телевизионного дискурса. В то же время это не доказывает, что современное телевидение полностью отказалось от монологической модели вещания и что мы, следовательно, не в праве говорить о существовании монологического или полилогического типов телевизионного дискурса. Возвращаясь к вышеуказанным базовым характеристикам теледискурса, рассматривающим последний как явление процессуальное, деятельностное, непосредственно соотносимое с реальным временем и ассоциируемое со звучащей устной речью, что они не учитывают всей глубины и многогранности исследуемого вопроса, и, следовательно, мы допускаем некоторое варьирование характеристик при исследовании жанровых разновидностей телевизионного дискурса. [14]

Телевизионный дискурс следует относить к диалогическому типу дискурса, обладающему своими специфическими характеристиками, главными из которых являются:

1) обязательное присутствие двух участников процесса коммуникации – адресанта и адресата;

2) взаимодействие телекоммуникатора и телеаудитории:

а) непосредственное - межличностное (например, в студии, съемочной площадке, на улице и т.п.);

б) опосредованное

· несимультанное (письма в редакцию; опросы, рейтинги и т.п., результаты которых получены посредством спутниковой, телефонной, мобильной, пейджинговой связи и сети Интернет);

· симультанное – общение в интерактивном режиме (звонки и сообщения непосредственно в студию в момент выхода программы в эфир).[14]

При анализе телевизионного дискурса можно опираться на достаточно разработанную теорию анализа медиадискурса, поскольку теледискурс в качестве разновидности дискурса массмедиа имеет практически ту же социальную задачу, сохраняет общие системные черты и обнаруживает общие инвариантные признаки.

Есть такое известное утверждение «The medium is the message». Медиум есть сообщение. Интересна интерпретация этого высказывания Б. Гройсом, указывающим, что «медиум, в котором субъект языка воплотил некое высказывание.., одновременно и параллельно последнему образует свое собственное высказывание - причем субъект сообщения редко осознает это высказывание медиума и никогда не может его контролировать.[15;, c.79] Применение данной трактовки к режиму телевизионного дискурса, где помимо явной коммуникативной интенции говорящего, присутствует еще и независимое от коммуникантов высказывание самого медиума (телевидения), позволит в дальнейшем практическом исследовании рассмотреть структурно-композиционную модель описания телепрограмм, включающую анализ именно таких, собственно телевизионных характеристик (особенностей видеоряда, музыкального сопровождения, заставок, типа кадров, и т. п.) Таким образом, данный подход обеспечит понимание того, каким образом канал телевидения влияет на текст сообщения.

Для анализа телевизионного дискурса необходимо установить его институирующие признаки, которые можно выделить путем сопоставления данного типа дискурса со смежными типами дискурса, близкими ему функционально и по определенным характеристикам. Телевизионный дискурс, рассматриваемый нами как телевизионная речь в ситуации социального взаимодействия телекоммуникатора и телеаудитории, представляет собой макросистему, в которой воплощается коммуникация весьма обширного круга людей, обладающих различными социальными, возрастными, профессиональными территориальными и культурными характеристиками. Телевизионная речь, позволяющая представить своего рода речевой портрет эпохи, рассматривается нами вслед за О.А. Лаптевой как некоторая весьма сложно организованная совокупность разновидностей, воплощающихся в различных жанрах. Изучение речевых жанров сегодня - это не столько лингвистическое описание структуры жанров или лексикологическое описание семантики имен речевых жанров в языке, сколько исследование жанров как важнейшего фактора диалогического общения людей, следовательно, прагматическое жанроведение рассматривает язык не только в связи с «человеком говорящим», но непременно в диалогическом контексте коммуникативной ситуации, а также - более широко - в контексте национально-речевой, социальной, духовной культуры[16; c. 27].

Жанры телевизионного дискурса классифицируются по тематическому, структурно- композиционному и стилистическому признакам вслед за С.Ю. Даниловым, рассматривающим жанр как «речевую единицу, которая воплощает интенциональное состояние, свяывающее адресанта и адресата, и строится по тематическим, стилистическим и композиционным канонам, закрепленным в культуре».[17; c. 218]

По тематическому признаку выделяются следующие жанры телевизионного дискурса и их разновидности, рассматриваемые как сложные речевые события: теленовости, телеобзор, фильм на ТВ (художественный фильм, документальный фильм, драма, мелодрама, боевик, комедия, приключения, триллер, ужасы, детектив, эротика), телесериал, телеспектакль, мультипликационный фильм (мультфильм для детей, мультфильм для взрослых), телеинтервью (портретное интервью, тематическое интервью, смешанный тип интервью [портретное + тематическое], телерасследование, телереклама (политическая, коммерческая, анонс), теледебаты, телешоу (ток-шоу, реалити-шоу, игровое шоу, комедийное шоу), телеигра, телевикторина, телеэкстрим, телепутешествие, телеклуб, телеинструкция, телешоп, телегороскоп, телелотерея, телешкола, музыка на ТВ (музыкальный концерт, музыкальная программа, музыкальный конкурс и т. д.), спорт на ТВ (Олимпийские игры, Чемпионат, Кубок и др.), патриотическая программа, программа о здоровье, научно-популярная программа, пародийно-юмористическая программа, кулинарная программа.

Следует отметить, что многие из появившихся за последнее десятилетие на отечественном ТВ жанров телевизионного дискурса , а также существовавшие ранее и видоизмененные в связи с переходом к субъектному взаимодействию телекоммуникатора и телеаудитории программы являются отражением протекающих и все более углубляющихся и расширяющихся интерактивных процессов на телевидении. Сегодня это не только письмо-заявка телезрителя с просьбой показать тот или иной фильм, исполнить в музыкальной программе любимую песню, найти родственника или знакомого и т. д., это самое активное участие телеаудитории в любом голосовании (ток-шоу, теледебаты, реалити-шоу и т. д.) с помощью телефонной связи (звонок в студию), пультов для голосования в студии или посредством интернет-голосования, это непосредственное участие телезрителя в самом процессе создания передачи: участие в дискуссии, в концерте, в расследовании, в юмористической программе, в процессе приготовления блюд в кулинарной программе и т. п. Конкретный, реальный телезритель впервые в телевизионном дискур¬се выступает как активный субъект коммуникации, его личностные характеристики представляют интерес как для телекоммуникатора, так и для зрителя у экрана телевизора и зачастую становятся основой содержания телевизионной программы.

Постепенный переход от традиционного - «одностороннего», монологического типа телекоммуникации к интерактивному - «двустороннему», диалогическому типу, соответ¬ственно, расширяет палитру диалогических жанров, противопоставляемых по структурно-композиционному признаку монологическимжанрам. К первым из них мы относим следующие жанры телевизионного дискурса: теледебаты, ток-шоу, реалити-шоу, игровое шоу, телеигра, телеинтервью и т. п., в этом случае жанр рассматривается как речевое событие, основанное на использовании, как правило, неподготовленной, спонтанной речи; ко вторым - теленовости, телеобзор, телегороскоп - речевые события, в основе которых лежит подготовленная, неспонтанная речь. Данные признаки (спонтанность, неподготовленность, неспонтанность, подготовленность) обусловливают основные структурные различия указанных жанров телевизионного дискурса.

По стилистическому признаку вслед различают полярные жанры телевизионного дискурса: дикторское прочтение текста официальной информации, характерное для жанра «теленовостей», и запись скрытой камерой в естественной обстановке общения телекоммуникатора и не предупрежденного об участии в телевизионной передаче человека, например в программе «Скрытая камера» (жанр «пародийно-юмористическая передача»), в детективном ток-шоу «Опасная зона» (жанр «ток-шоу»), в программах жанра «телерасследование» и других. В первом случае жанр воплощается в ситуации речевого общения, основными признаками которого являются официальность и публичность, во втором - неофициальность и разговорность (использование обиходно-бытовой разговорной речи). Остальные жанры по деленным признакам располагаются посредине этой шкалы.

Исследуя телевизионную речь и анализируя тенденции развития телевизионных жанров и их языкового воплощения, О.А. Лаптева отмечает увеличение и расширение «свободных» жанров и соответственно сокращение «протокольной» части телепередач. Данная тенденция, как справедливо замечает автор, напрямую связана с повышением эффективности воздействия телеречи и «конкретно проявляется в стремительной перестройке стиля телевизионных передач, в бурном росте и возникновении все новых и новых передач «разговорного» жанра... Многие из них идут в прямой эфир, то есть никак не редактируются по языку» [18].

В дикторской, неспонтанной речи, характерной для жанров «теленовости», «телегороскоп телегороскоп», «телеобзор», также наблюдаются изменения. Все чаще в этом случае диктор выступает с экрана как человек с собственной позицией и взглядами; допускается быстро-говорение, членение речи не по синтагмам, а по сегментам; оговорки, которые раньше не допускались в речи дикторов, становятся такими же привычными, как в речи других людей; дикторы позволяют себе отступления от написанного текста.

Таким образом, по стилистическому признаку выделяются полярные жанры телевизионного дискурса: «публицистические» и «разговорные», но эта поляризация не абсолютна, ибо телевизионный дискурс не статичен, напротив, его характеризует стремление к интерактивности, диалогичности, к равноправному, партнерскому взаимодействию обоих субъектов коммуникативного процесса - телекоммуникатора и телеаудитории. Кроме того, можно говорить лишь о некоторой относительности выделения «разговорных» жанров телевизионного дискурса, поскольку телевизионная речь, в которой наблюдаются элементы разговорности, не становится разговорной речью, а по своему строению напоминает разговорную речь и в целом представляет собой публичную разновидность устной литературной речи.

Итак, по структурно-композиционному и стилистическому признакам мы выделяем, соответственно, монологические и диалогические, «публицистические» и «разговорные» жанры телевизионного дискурса, каждые из которых обладают рядом особенностей из-за специфики телекоммуникации. Разработанная нами классификация жанров по тематическому признаку открывает значительные перспективы для дальнейших исследований многообразных жанров телевизионного дискурса.

Подводя итоги теоретического обзора, можно сделать следующие основные выводы:

1. Телевизионный дискурс - связный, вербальный (на уровне звукоряда) и невербальный (на уровне видеоряда), устный и письменный (титры, текстовые заставки) текст в совокупности лингвистических и экстралингвистических факторов; текст, взятый в событийном аспекте; речь как целенаправленное социальное действие.

2. Дискурс телеинтервью в качестве разновидности дискурса массмедиа имеет практически ту же социальную задачу, сохраняет общие системные черты и обнаруживает общие инвариантные признаки. Важные составляющие медиадискурса – понятия «медиа» и «массовая коммуникация». Массовая коммуникация представляет собой институционализированное производство и массовое распространение символических материалов посредством передачи и накопления информации. Массмедиа – среда, в которой производятся, эстетизируются и транслируются культурные коды.

3. Телевизионный дискурс, представленный в интервью исповедального типа, функционально сближается с религиозным типом дискурса на уровне мифологизации сознания: исповедальное телевидение продуцирует миф и претендует на активную обратную связь со стороны аудитории, вынося на всеобщее обозрение интимную информацию и намеренно гиперболизируя ее.

2 ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА ЗРИТЕЛЬСКУЮ АУДИТОРИЮ

2.1 Особенности женской аудитории телевидения

В современное время телевидение имеет серьезное влияние на общество, воздействуя на ценностные ориентации (ЦО) и регулируя через них социальное поведение. В то же время, одним из важнейших свойств аудитории является ее способность воспринимать информацию селективно, в соответствии со своими установками. Те передачи, которые наиболее высоко оцениваются аудиторией, мы называем популярными телепередачами. Систему фиксированных установок, характеризующую избирательное отношение личности к объектам, в том числе и к получаемой информации, мы называем ценностными ориентациями. Исследователи отмечают, что ценностные ориентации формируются на основе высших социальных потребностей личности и детерминированы общими социальными условиями, типом общества, системой его экономических, политических, идеологических и культурных принципов.[19; c. 80]

Традиционно под термином «программирование» в Республике Казахстан принято понимать планирование, создание и размещение различных передач в эфирной сетке телевизионного канала. При этом важно учитывать ряд факторов, однако на первое место среди них зачастую выходят приоритеты, формирующиеся в соответствии с типом собственности и формата, от которых зависит канал-вещатель. К примеру, сетка коммерческого телеканала формируется таким образом, чтобы можно было собрать максимальное количество телезрителей и увеличить доходы от рекламы. Для республиканских госканалов приоритетными являются вопросы государственной жизни. Так что все это сказывается на формате и содержании передач. При этом общественные телеканалы в своей программной сетке должны учитывать, в первую очередь, принципы общественной пользы и блага.

Такие каналы как «Хабар» и «Казахстан» сегодня находятся под большим влиянием государства, хотя это не мешает им работать одновременно по законам коммерческого телевидения. Другой фактор, влияющий на программирование телеканалов, - рейтинг программ. Базовым ориентиром здесь являются многочисленные опросы и маркетинговые исследования, а также сложившиеся годами традиции. Обычно программная сетка строится по принципу деления суток на несколько временных блоков[20]:

Таблица 1. Программная сетка

Тайминг

Время

Основной пол аудитории

Преобладающий возраст аудитории

Раннее утро

7:00 – 9:00

женщины + мужчины

8–45

Позднее утро

9:00 – 13:00

Женщины

35–45+

День

13:00 – 16:00

Женщины

45+

Пред прайм-тайм

16:00 – 19:00

Женщины

35+

Прайм-тайм

19:00 – 23:00

женщины + мужчины

8+

Пост-прайм

23:00 – 01:00

Мужчины

25+

Поздняя ночь

после 01:00

Мужчины

25+

Источник: [20]

Такой тип телевизионного дня более всего характерен для телеканалов общего интереса, к которым можно отнести «Казахстан» и «Первый канал-Евразия». В целом же, понятие прайм-тайм не ограничено конкретным временным отрезком, поскольку, например, для женского канала, целевая аудитория которого женщины в возрасте от 25 до 45 лет, прайм-таймом является не вечернее, а именно дневное время.[20]

Помимо временных критериев, в телевизионном программировании учитывается ещё и такой фактор как дни недели. Так сегодня существует три вида сетки:

  • будние дни (с понедельника по четверг, основной акцент – на прайм-тайм),
  • пятница (кроме прайм-тайма становятся важны и пред- и пост-прайм слоты),
  • выходные дни (здесь значительное внимание уделяются и дневным часам и пред-прайм-тайму).

После того как временные и тематические приоритеты расставлены, непосредственно начинается процесс формирования сетки вещания, которая может строиться по нелинейному (вертикальному) и линейному (горизонтальному) принципу.

Во всём мире в прайм-тайм используется принцип нелинейного программирования - это когда 1 программный продукт идёт только 1 раз в неделю. Это объясняется следующим - для рекламодателей самыми привлекательными телезрителями являются наиболее активные люди, не имеющие возможности появляться у экрана каждый день и отводящие на это всего несколько часов в неделю. Вот почему у иностранных вещателей так распространён гибкий формат еженедельных мыльных опер, который позволяет удержать интерес тех зрителей, которые не имеют возможности ежедневно смотреть телевизор. Такой формат требует, чтобы у каждой серии был законченный сюжет.

Для нашей страны наиболее характерен принцип линейного программирования, когда одна и та же передача в эфир ставится каждый день в одно и то же время. Например, популярное шоу «Пусть говорят» на «Первом канале –Евразия» идет каждый будний день. Как видим линейное программирование на казахстанских каналах используется в будние дни. При этом один и тот же сериал (например, «Келин») идёт с понедельника по пятницу, определяя специфический формат таких сериалов - здесь каждая серия всего лишь один из фрагментов общей истории с привычными героями. Цель этих сериалов – продержать телезрителя у экранов каждый будний день, закинув сюжетный «крючок» на итоговый эфир недели.

Исследования показывают, что около 80% женщин отдают предпочтение мелодраме и романтической комедии. Оставшиеся 20% выбирают боевики и приключенческие фильмы. В отношении мужчин - мелодрамы и романтические комедии привлекают лишь 30% опрошенных, а 70% отдают предпочтение боевикам и приключениям. Интересно отметить, что, по мнению проводивших исследование, причина, по которой женщины могут отдавать предпочтение боевикам и приключенческим лентам, как правило, кроется в привлекательном главном герое, которым чаще всего является мужчина-суперзвезда (к примеру, Брэд Питт, Джонни Депп, Киану Ривз, Джейсон Стэтхем, Харрисон Форд). Так, например, значительную аудиторию фильма «Семь» составили женщины именно потому, что главную роль там играет Брэд Питт.[21]

Не секрет, что большинство телезрительниц смотрят мелодрамы и блокбастеры в равной степени, а многие мужчины зачастую ходят не на боевики, а именно на мелодрамы. Причина подобного расхождения в предпочтениях и в реальном выборе, по мнению исследователей, в первую очередь заключается в том, что большая часть аудитории этого возраста, как правило, посещают кинотеатры в паре. При этом в 65% случаев выбор фильма для просмотра делают женщины и только в 35% случаев – мужчины.[21]

Кстати, успешность фильмов в жанре ужасов, фэнтези и триллеров практически не зависит от гендерных различий. Так, комедиям отдают предпочтение 63% женщин и 60% мужчин, историческим картинам – 22% женщин и 27% мужчин, фэнтези – 19% женщин и 25% мужчин, фильму ужасов – 15% женщин и 19% мужчин. Интерес к мелодраме и романтической комедии у женщин при этом устанавливался в районе 42% и 32% соответственно, боевика - около 17%, а приключенческого фильма – 12%. У мужчин интерес к боевикам и приключениям устанавливался в районе 45% и 32%, а интерес к мелодрамам и романтическим комедиям падал до 12% и 10%. Выяснилось, что с возрастом представительницы прекрасного пола готовы смотреть приключенческие картины и боевики гораздо меньше. При этом интересен тот факт, что с возрастом доля мелодрам от общего числа фильмов, которые смотрят женщины почти не меняется. Получается, что женщины на протяжении всей жизни остаются верны своим любимым жанрам, и с годами все меньше смотрят ленты исключительно «мужских» жанров.

В Казахстане именно у «Первого канала-Евразия» наибольшее по сравнению с другими казахстанскими каналами количество зрителей. Его смотрят в среднем 70,3% респондентов. На втором месте идет КТК с 50,4% респондентов. На третьем месте – "Хабар" (38%). 32,7% предпочитают смотреть местное ТВ. За ним в указанном порядке следуют: "Казахстан" (24,8%), НТК (22,5%), "Ел арна" (18,8%), "31 канал" (17%), "Астана" (9,8%), "Рахат" (6,8%), Caspionet (2,3%). В среднем один респондент из числа опрошенных смотрит передачи трех телеканалов. Программная сетка «Первого канала-Еразия» составляется с целью охвата максимального количества телезрителей, а новые передачи нередко перемещаются в эфире, для того, чтобы найти свою многочисленную зрительскую аудиторию. [22]

Основу программирования «Первого канала-Еразия» составляют в первую очередь развлекательные проекты, хотя около 40% телеэфира занимает кинопоказ (сюда относятся сериалы, художественные фильмы, документальное и анимационное кино).[23] Следует отметить тот факт, что в мировой практике ТВ именно кинопоказ является наиболее рейтинговым и популярным видом вещания.

Любой канал может захватить лидерство на телерынке благодаря рейтинговым ток-шоу. Так, высокие показатели имеет популярное ток-шоу на КТК «Наша правда». Эксперты связывают успех этой программы с тем, что ведущий Алексей Шахматов не дистанцируется от зрителя, который в данный момент испытывает большую потребность в лично-ориентированных передачах. Весьма успешны в нашей стране и реалити-шоу. Наиболее удачным проектом последнего времени – это «Дом-весы». Оно стартовало 3 ноября 2014 года и сумело завоевать популярность у телезрителей, особенно у женской аудитории, которую во все времен волновала проблема похудения. Так участники этого проекта жили в прозрачном двухэтажном доме в Алматы, рядом с торгово-развлекательным центром MEGA Almaty. Главной задачей участников реалити-шоу «Дом-Весы» было похудеть. За два месяца проживания в доме 15 человек должны были суммарно сбросить 500 килограммов. 

Женская аудитория является целевой аудиторией для многих каналов.

Помимо специализированных передач, где затрагиваются актуальные темы красоты, личной жизни и кулинарии, женская часть аудитории охотно отдает предпочтение программа и репортажам о жизни звёзд эстрады и актеров. Одной из лидирующих по индексу предпочтения категорией передач являются стилевые и досуговые программы. Полагаем, что такие передачи позволяют женщинам окунуться в тот мир, доступ к которому закрыт либо мужем либо отсутствием времени на это в силу иных причин. 

Другая важная тема, волнующая женщин - здоровье. Программы о здоровье пользуются популярностью у женщин - хранительниц домашнего очага, для которых здоровье детей и мужа являются весьма важными составляющими.

Стоит отметить тот факт, что динамика казахстанской телеаудитории связана с изменением её половозрастной структуры. Соц. исследования аудитории ТВ, проведённые еще в 70-х годах под руководством социолога Б. М. Фирсова, показали, что в целом женщины были менее увлечены телевизионным экраном, чем мужчины. Социологи объясняли это особенностями организации быта и большей занятостью женщин делами по хозяйству и воспитанию детей.[24] Однако нынешние опросы, электронные измерения телевизионной аудитории и различные социологические исследования однозначно показывают, что современные женщины смотрят ТВ больше, чем мужчины. Ежедневно у телеэкранов оказывается 80% женщин и только 65% мужчин, при этом продолжительность телевизионного просмотра у женской аудитории примерно на полчаса больше, нежели у мужчин. В современной телеаудитории можно видеть перевес женщин. Увеличение доли женщин и рост женского телесмотрения в аудитории ТВ объясняется рядом причин, связанных с жанровой структурой программ, организации быта (например, повсеместным распространением косметических средств и бытовой техники, увеличением телевизионных приёмников в домохозяйствах, ростом фонового телевизионного потребления, совмещённого с исполнением домашних обязанностей, изменениями в программировании ТВ и бюджете времени и тд. Другой важной причиной стало изменение в сетке телепрограмм, что связано с коммерциализацией современного телевидения. Немаловажной составляющей успеха коммерческого телевидения является не просто производство передач для массовой аудитории, но также производство для определённых (целевых) аудиторий, которые представляют интерес для рекламодателей. Женская аудитория, отвечающая, как правило, за ведение быта и совершающая большинство покупок косметических средств и продуктов повседневного спроса, более всего востребованы рекламодателями. Понятно, что именно на них и рассчитаны, программы современного казахстанского ТВ – различные сериалы, передачи о ремонте, развлекательные ток-шоу, передачи о моде, здоровье, кулинарии, концерты популярных исполнителей, а также всевозможные шоу со «звёздами» и др. Понятно, что содержание программ советского ТВ, перед которыми стояли несколько другие задачи, носили социально-политическоий характер, по большому отвечало интересам мужской аудитории, что объясняло преобладание сильной половины аудитории советского телевидения.

Не секрет, что предпочтения женской аудитории ТВ определяют тематические, жанровые и другие особенности программирования казахстанских каналов.[24]

Отметим, что для многих наших соотечественников эфирное телевидение уже не является основным источником информации. Молодежь предпочитает смотреть фильмы и сериалы, читать новости в сети. Тем не менее, ТВ по-прежнему остаётся крупным игроком на казахстанском медиарынке. Более того, многие специалисты прогнозируют телевидению рост популярности, который должны обеспечить отечественные проекты. 

Как верно отметил глава продюсерской компании Данияр Жанбеков: «Сейчас идет сериал «Несломленный» со всеми нашими известными актерами - Азизом Бейшеналиевым, Айсулу Азимбаевой, Санжаром Мадиевым. Буквально на днях я смотрел рейтинги - первую серию посмотрели 18 процентов аудитории Казахстана. Этот показатель лучше, чем у российских сериалов с большим бюджетом. Там, где мы не можем конкурировать деньгами, мы должны конкурировать идеями, креативом. Не спецэффектами, а интересными, родными историями, близкими нашему менталитету»[4].

В среднем доля казахстанского контента составляет примерно 25-30 %. Соответственно, телеканалы стремятся дешевле купить зарубежный качественный контент и заполучить на нём рейтинг. Ярким примером ялвется 31 канал, который строит свою сетку на показе иностранных блокбастеров, хотя на канале присутствуют и развлекательные передачи собственного производства. Существует еще такой момент - согласно закону о государственном языке, телеканалы обязаны вещать на казахском и русском языках в равных пропорциях. Благодаря этому в стране существует высокая необходимость в казахскоязычных продуктах, которые невозможно приобрести. Практика показала, что каналы могут производить собственные фильмы, сериалы, телешоу и реалити-шоу, которые по некоторым параметрам не уступают зарубежным аналогам. Таким образом, конкурентное преимущество могут дать только проекты собственного эксклюзивного производства.

По нашим наблюдениям среди зарубежных программ лидируют российские программы и сериалы – 50% отечественного телеэфира составляет зарубежный русскоязычный контент. Однако эта доля с каждым годом уменьшается, ввиду популяризации корейских и турецких продуктов. Причем рост казахстанского телепродукта растет, так как местные компании уже научились делать качественные привлекательные продукты.

И если говорить об эфирном ТВ, то с возрастом у женской аудитории популярными становятся индийские сериалы. А среди мужской аудитории наиболее популярны остросюжетные боевики, криминальные сериалы и детективные драмы. Весьма популярны у женщин социальные передачи наподобие «Пусть говорят». Но в списке рейтинговых программ на первом месте все равно значатся новости, так как это эксклюзив. У молодежи свои предпочтения, у них популярны такие сериалы, как «Интерны» или «Универ»

Какие же передачи – скандальные или сентиментальные – предпочитают смотреть казахстанцы? В силу менталитета казахстанцы очень гостеприимны, наши соотечественникам присуще сострадание и сопереживание, именно поэтому им нравится, когда в фильме или программе есть хэппи-энд. Женской аудитории в некоторой степени нравятся скандальные программы в жанре «Пусть говорят» или же сентиментальные вроде «Дорога домой» или «Жди меня», поскольку в них преобладает эмоциональная составляющая. В проекте «Танцуй, танцуй» многие телезрители реально переживали за участников с лишним весом, которые по задумке авторов передачи худели в прямом эфире. У каждого героя была довольно сильная мотивация - показать пример детям, сохранить с мужем семью, долго прожить, позаботиться о своих родных или выиграть приз, дабы выполнить обещание свозить семьи зарубеж. Таким образом проекты, где присутствуют истории реальных людей, раскрывающих человеческие качества и заставляющих зрителей сопереживать происходящему, всегда имеют успех у аудитории.

В современных казахстанских реалиях телеканалам приходится адаптироваться под запросы и привычки аудитории по мере развития телевизионного рынка и появления эксклюзивных качественных программ. Отметим, что молодежь в целом не смотрит эфирное телевидение, так как большую часть времени проводит в Интернет. Понятно, что в будущем доля казахстанского контента только будет увеличиваться, и если он будет качественно подан, каналы смогут привлечь тех зрителей, которых они сейчас теряют. Так, например, сейчас отечественные сериалы невозможно посмотреть в сети, хотя со временем у телеканалов будет возможность демонстрировать их одновременно в Интернет и в эфире. Основная задача каналов - привлечь зрителей и научиться работать со своей аудиторией. Именно поэтому необходимо адаптироваться и работать на всех платформах, полагаем, что в ближайшем будущем люди смогут на своих сотовых телефонах смотреть любимые программы. Таким образом, каналам придётся транслировать программы по запросу в streaming-режиме, а не только согласно сетке вещания.

Сегодня уровень фрагментации казахстанской телевизионной аудитории свидетельствует об усилении различий интересов и предпочтений зрителей, индивидуализации их программных потребностей.

Несмотря на то, что телевизионных каналов становится больше, люди выбирают 4-5 своих телеканалов, предлагающих интересные для него программы и смотрят их регулярно (остальные люди - по случаю, время от времени или никогда). Этот выбор индивидуален и определяется общей системой культурных потребностей и интересов человека. Но на массовом уровне имеют место устойчивые взаимосвязи между телепредпочтениями и социальными статусами телезрителей (наиболее значимые - пол, возраст, образование).[25]

Так, женщины зачастую отдают предпочтение мелодрамам, концертам с участием «звезд», сериалам, развлекательным ток-шоу, молодежь смотрит реалити-шоу, зарубежные сериалы и музыкальные передачи. Мужчины предпочитают просмотр информационных, спортивных, социально-публицистических программ, криминальных хроник, детективов, приключений, боевиков. То есть, люди разных возрастных групп, гендерных особенностей и социальных статусов имеют различные интересы в сфере телевизионного контента, что объясняется различиями в условиях и образе жизни, характере и объёме культурного капитала, характерными для разных социальных групп. Эта закономерность, в частности, лежит в основе а также направленности каналов: социальные характеристики аудитории и контент нишевых каналов всегда взаимообусловлены.

Не секрет, что в Казахстане женщины составляют основную часть телевизионной аудитории. Если говорить о государственных каналах, то доля женской аудитории составляет примерно 2\3 от общего числа телезрителей.[4] Женская аудитория по природе своей разнообразна, и женщинами востребован самый разнообразный продукт. За последнее время в сетке основных эфирных каналов («Хабар», «Казахстан») появилось довольно много программ, сериалов и фильмов отечественного производства, которые ориентированы на вкусы и предпочтения женской аудитории. Так, среди продуктов казахстанского ТВ можно выделить такие программы:

«Сен сулу», «Жар-жар», «Моя история», «Айел бакыты» и др.

Из сериалов:

«Агайндар», «Перекресток», ара шаыра, Домашние войны, Гашык журек и др.

Как видим, казахстанское телевидение за последнее время совершило большой скачок от малобюджетных некачественных сериалов до профессионально снятых эксклюзивных экранизаций. Ранее в условиях дефицита местной продукции для заполнения эфира телеканалы были лояльнее, продюсеры практически не обращали внимания на талант и профессионализм. Но сегодня общая планка весьма высокая, и просто съёмками телесериала никого не удивишь. Кроме того, изменились объёмы производства и бюджеты. Так в стране появились новые имена режиссёров и молодых актёров.

Среди отечественных каналов, ориентированных на женскую аудиторию можно назвать «Казахстан», «НТК», поскольку именно на этих каналах можно встретить мелодраматические сериалы и программы, популярные у женского зрителя. Что касается жанрового разнообразия, то, учитывая предпочтения женской аудитории, каналы всё больше работают с мелодрамами и сентиментальными историями. С целью универсализации телеаудитории производители в последнее время начинают прибегать к смешению жанров. Иначе говоря, в качестве основы берется мелодраматическая линия и к ней добавляются элементы других жанров, попадающих в сферу интересов телезрительниц. Обычно - это детективные элементы. В качестве примера приведем сериалы «Риццоли и Айлс» и «Тайны следствия», которые пользуются большой популярностью у представительниц прекрасного пола.

Таким образом, можно увидеть достаточно сложную взаимозависимость между ценностными ориентациями и телевидением. В данном разделе мы бы хотели изучить структуру зависимости ценностных ориентаций с популярностью телепередач, так как и те, и другие являются сильнейшими агентами социального влияния на личность.

Зависимость между ценностными ориентациями и популярностью телепередач не является прямой, что, на наш взгляд, обусловлено самой структурой ценностной ориентации.

Воскресенская С. Г. отмечает, что ценностная ориентация, как разновидность установки возникает при «встрече» определенного уровня потребностей и определенного уровня ситуаций их удовлетворения. В системе ценностных ориентаций можно выделить «ось», делающую иерархию ценностей индивидуальной для каждого человека. Она представляет собой общую жизненную позицию личности, «баланс» направленности ее интересов в разные сферы жизнедеятельности, в том числе и при выборе телепрограмм.[26]

Следует сказать, что на ценностные ориентации и на выбор телепрограмм большое значение оказывает возраст зрителей. У женской аудитории большое значение имеют такие ценности, как «Познание», «Счастливая семейная жизнь», «Здоровье», «Уверенность в себе», «Независимость», «Образованность». Хотя у молодых телезрительниц меньшей популярностью пользуются передачи о семье, телесериалы, медицинские телепередачи, о проблемах женщин в обществе, а большей популярностью - телепередачи о жизни молодежи и студентов, передачи эзотерического содержания, программы поп- и рок- музыки, видеоклипы. Таким образом, различные в разных возрастных группах ценностные ориентации будут определять различие в выборе телепередач.

Сегодня очень популярны телепередачи о моде и рукоделии; телепередачи о кино и ТВ; эзотерические телепрограммы; телеигры, конкурсы, викторины; телепередачи криминальной хроники.

Воскресенская С. Г. пишет, что женщин предпочитающих передачи о моде, отличают от общей выборки более высокая позиция такой ценности, как «Высокие запросы и меньшая значимость «Честности». По степени реализации ценностей более низкие показатели по сравнению с общей выборкой по «Продуктивной жизни» и «Уверенности в себе». То есть, из-за неуверенности в своих собственных силах молодые девушки склонны искать опоры во внешней среде, а значит, подвержены большему влиянию со стороны значимого для них окружения, копированию определенных моделей поведения для достижения значимых целей.

У женщин, у которых пользуются популярностью телепередачи о кино и ТВ, «Уверенность в себе» - ценности другие. Такую группу можно охарактеризовать как стремящуюся к достижению уверенности в себе через познание окружающего мира.

Женщины, предпочитающие просмотр эзотерических ставят цели, которые достаточно легко реализовать. Конкурсы, телеигры, викторины пользуются популярностью у молодой зрительской аудитории, на наш взгляд, здесь можно говорить о внутреннем конфликте, об уходе от проблемы через просмотр передач, эксплуатирующих идею о неожиданной удаче, о чуде. Телепередачи криминальной хроники смотрят в первую женщины, для которых просмотр телепередач, где зло наказывается, является своеобразной «подпиткой» такого качества как честность. Но ведь «Честность» нельзя отнести к черте характера, подкрепляющей уверенность человека в себе. Скорее всего наоборот, ее наличие позволяет ощущать человеку себя более уверенным, а для того, чтобы укрепить эту взаимосвязь в нашем обществе, необходимо дополнительное конструирование реальности.

Таким образом, взаимосвязь ценностных ориентаций и предпочтений в выборе телепрограмм не является прямой. Ценностные ориентации, выстраиваясь в иерархию и определяя уникальность личности, довольно избирательно влияют на популярность телепередач.

С учетом различий в предпочтениях женской аудитории, сегодня телевизионная продукция создаётся в самых разных форматах. Начиная от минисериалов и заканчивая длительными «мыльными операми», вроде «Келин». Примеров успешных зарубежных сериалов у нас предостаточно – это и «Великолепный век», и «Осенняя сказка», и «Осень в моем сердце». Как видим турецкие, корейские и индийские сериалы давно покорили казахстанских женщин, и в дальнейшем все существующие на информационном поле Казахстана форматы телепродукции сохранятся.

Сегодня женские предпочтения диктуют образы главных героев, причем в каждом телевизионном жанре эти герои имеют свой набор определённых характеристик. Так, если мы говорим о мелодраме, то главным героем здесь должна быть именно женщина, для того чтобы телезрительницы могли с ней себя ассоциировать. Возраст главных героев обычно совпадает с возрастом целевой аудитории данной программы или фильма. Так, если это молодёжная драма, то там главная героиня должна быть молодой девушкой. Если это сериал, рассчитанный на зрителей более старшего возраста, то успехом будет пользоваться продукт, где основной героине примерно за 30. Но при этом, более старшая аудитория мыльных опер предпочитает, чтобы возраст героини был не слишком высок, что объясняется спецификой жанра. Аудитория такой продукции обычно не ассоциируют себя с главной героиней, зрительницы хотят наблюдать за ней как если бы это была их дочка или внучка.

Отметим, что большую часть телезрительниц составляют женщины пенсионного возраста от 55 и выше, так как у данной возрастной группы несколько больше времени для просмотра телевидения. Среди предпочтений этой группы зрительской аудитории в большей степени представлены российские каналы и отечественные «Казахстан», «КТК», «Хабар». Канал «НТК» и 7 канал в первую очередь обращают внимание на интересы более молодой женской аудитории. Таким образом, ориентация на разные возрастные группы определяет специфику и жанр телепродукции. Постоянно Однако новые спутниковые каналы стараются работать на все аудитории. Тем не менее, существующие в стране каналы уже заполнили все телевизионные ниши: крупные республиканские телеканалы работают на широкую зрительскую аудиторию, новые телеканалы, вроде «Гакку» ориентируются в основном на молодежную аудиторию.

2.2 Анализ передач для женщин на казахстанском телевидении

На сегодняшний день активный интерес к женским телепередачам не случаен. Представительницы прекрасной половины человечества среднего и старшего возраста являются базовой основой целевой аудитории современного телевидения. Область их интересов поистине огромна – от построения карьеры, воспитания детей до взаимоотношения полов. Тем не менее, если проследить развитие женских программ на современном телевидении, можно обозначить такую тенденцию: первые передачи построенные в форме телевизионного журнала, постепенно трансформировались в ток-шоу, а позже и в интерактивное ток-шоу. И если вначале зрители просто потребляли предложенную информацию в форме сюжетов и были пассивными участниками передач, то затем постепенно они становятся их соучастниками, т. е., наблюдая за тем или иным телешоу, они могут принять ту или иную позицию гостя, находящегося в студии.

Анализ женских программ отечественного телевидения показал, что в целом передач, посвященных женщинам или же где целевой аудиторией является слабый пол на местных телеканалах не так и много. Так, на телеканале «Асыл арна» выходит телепередача посвященная женщинам - «Мумина», а передача «Отбасы - ене мен келін» посвящена отношениям в семье между снохой и свекровью, содержание которой призывает телезрительниц к уважению, взаимопониманию и терпению. Также здесь поднимаются вопросы ношения Хиджаба. Передачи выходят на казахском языке.

Далее мы бы хотели вкратце ознакомиться с форматом и тематикой передач, где основной целевой аудиторией являются женщины.

«Наша правда»

Время выхода – пятница, в 21:40

Как известно, в современное время формат ток-шоу является популярным форматом телепередач. Телезрители любят смотреть разные передачи типа «Пусть говорят» или «Давай поженимся». В таких программах известные люди и приглашенные герои активно обсуждают какую-либо актуальную тему или скандальную историю. Иногда дело доходит до выяснения отношений даже драк.

На отечественном канале КТК с апреля 2012 года в эфир выходит ток-шоу «Наша правда». В центре внимания конкретный человек со своей конкретной историей, которая может вызвать шок или наоборот - слезы умиления», говорится на сайте КТК. Необычные гости, звезды и политики ведут горячие споры каждую неделю в эфире КТК. «Наша правда» стала самой громкой телепремьерой на КТК в 2012 году.

Сегодня ток-шоу Казахстана «Наша правда» с известным ведущим Алексеем Шахматовым.

Новый проект КТК рассчитан на самую широкую аудиторию. Программа не занимается поиском смысла жизни и не рассуждает о проблемах планетарного масштаба. Однако, основная аудитории ток-шоу такого рода – женщины. [21]

Темы программ неоднозначны - как неоднозначны и мнения собравшихся в зале экспертов, журналистов, блогеров и простых зрителей. На съёмочной площадке может произойти всё что угодно, - ведь правда у каждого своя.

Роль третейского судьи в новом проекте выпала популярнейшему телеведущему Алексею Шахматову. Он знаком каждому казахстанцу как ведущий «Новостей КТК», а также как автор самого правдивого и скандального шоу страны - «Другая правда».

Темы выпусков этого шоу всегда разные. Так в январе этого года передачу посетили звезды, которые ещё совсем недавно даже не мечтали о славе и популярности! А сегодня их песни напевает практически каждый казахстанец, их хиты звучат на всех тоях, а популярность только набирает обороты. Но главной героиней этого выпуска ток-шоу стала красавица, спортсменка и просто лучшая келинка страны – Сабина. Что касается манеры подачи, то и здесь решили отойти от академических канонов. Алексей Шахматов, серьёзный ведущий новостей 5 дней в неделю, в субботу перевоплощается совершенно в другой образ. Провокационные интервью и смелые эксперименты, эпатажные гости и скандальные разоблачения – всё это программа «Наша правда с Алексеем Шахматовым».

Популярность проекта подтверждается и рейтингами. Программа занимает твёрдое место в пятёрке самых популярных информационных программ в Казахстане.

Анализируя казахстанские ток-шоу, нельзя не вспомнить женские ток-шоу, выходившие на телеканале «Хабар», но давно закрытые - это «Моменты любви» и «Бабье царство».

Ток-шоу «Моменты любви» выходило в эфир с середины декабря 1998 года до начала 2000 года. Особенность этого ток-шоу – трансляция в прямом эфире. Главная ведущая – Елена Ильина, как автор проекта готовила передачи без поддержки редакции, в данном ток-шоу телевизионный диалог однозначно преобладал над шоу-элементами. По концепции передачи ведущая старалась избегать тем, обсуждение которых могло привести к бурной дискуссии. Вместо этого она предпочитала вести разговор о любви в спокойной атмосфере, без столкновения противоположных позиций участников. Диалог проходил без участия публики в студии, разговор велся между участниками передачи и ведущими. Посредством приглашения в студию главного гостя передачи (например, эксперта) статус участников передачи распределялся неравномерно.[27; c.17]

«Бабье царство» выходило в эфир с января-марта 1999 года до начала 2002 года на канале «Хабар». Когда шоу стало обретать популярность, журналисты предположили, что казахстанский эфир феминизировался, отметив, что яркий пример тому - популярнейшее женское ток-шоу “Бабье царство”, сделавшее его автора Ирину Черноловскую телезвездой первой величины. «Женская тема, женские телепередачи, женщины-ведущие программ - примета времени, “Бабье царство” - счастливая находка Ирины Черноловской. Некоторую агрессивность “бабьей” студии по отношению к мужчинам снимала форма передачи: это игра, а вовсе не война полов. Калейдоскоп поразительных женских судеб во всем их драматизме и разнообразии, примеры настоящей женственности и удивительной стойкости, самодостаточности», так писали о данном ток-шоу в то время. [28]

В данном ток-шоу телевизионный диалог также преобладает над развлекательной частью передачи. В центр диалога ставится тема женщины, её роли в обществе и семье. Таким образом, главными участниками передачи являются женщины, а участвующие в передаче мужчины, их роль в передаче отодвигаются на второй план. Доминантная роль в беседе отводится не только двум ведущим, но и главной героине передачи, что указывает на неравный статус участников. В студии присутствует публика, которая участвует в обсуждении, но не так открыто, как в американских шоу.

Бюджетный ремонт. КТК

На телеканале КТК идет проект Бюджетный ремонт. И хотя сама передача нацелена на довольно широкую зрительскую аудиторию, основными зрителями являются представительницы прекрасной половины населения страны. Объясняется это форматом и тематикой передачи, ведь создавать уют – все-таки прерогатива женщин.

«Ремонт - это стихийное бедствие, при котором больше всего расходуются нервные клетки! Во всяком случае, так говорят люди.  – пишут создатели программы. - Потому и откладывают реставрацию жилья, ссылаясь то на отсутствие времени, то на нехватку денег. И зря! Программа «Бюджетный ремонт» докажет, что ремонт можно окончательно завершить, и при этом не разориться, да еще и здоровье сберечь.  Всего того и нужен – творческий подход»![29]

Отметим, что передача в некоторой степени напоминает российский аналог «Квартирный вопрос», это передача о том, как качественно, недорого и за короткий срок можно обновить до неузнаваемости своё личное пространство. В каждом выпуске своё мастерство и профессионализм демонстрируют лучшие дизайнеры и декораторы страны. Героем программы, точнее сказать счастливчиком, может стать любая казахстанская семья. Это действительно удачная возможность сделать ремонт, потому как все ремонтные работы и новый интерьер в одной из комнат квартиры бесплатно проведет программа «Бюджетный ремонт». Ведущей программы стала Дана Нуржигит, известная журналистка, сотрудничавшая ранее с Агентством «Хабар» и телеканалом «Ел Арна». Программа выходит каждую субботу на канале КТК в 11.30 утра.

«Давай поженимся».

Данная программа относится к разряду «женских» ток-шоу. В программе обсуждаются те вопросы, которые интересуют или могут заинтересовать только женщин (личная жизнь, мода, красота, здоровье, карьера), проблема рассматривается, как правило, сквозь призму женского видения мира, героями повествования являются женщины, ведут передачи обычно женщины-ведущие: «Давай помиримся» (Первый канал), «Давай поженимся» (КТК).

Но, пожалуй, самой женской передачей на КТК был проект «Давай поженимся. Это известнейшая передача, в которой в каждом отдельном выпуске одной невесте или жениху предлагалось сделать выбор из трех претендентов на их руку и сердце. Выбор невест и женихов почти всегда соответствовали требованиям героев к своей половине. Ведь претенденты могли видеть фотографию героя на сайте телеканала и из десятка других выбирали конкретного человека. Все они готовы были бороться за него, демонстрируя таланты и делая избраннику сюрпризы: они удивляли кулинарными шедеврами, пением, танцами, лингвистическими познаниями, а также другими способами.

Герой передачи поочередно встречался с тремя невестами или женихами и в конце программы делал выбор: с кем из них он хотел бы продолжить отношения, а кого из них он готов рассматривать как человека, которому когда-нибудь он, возможно, сказал бы: «Давай поженимся!»?

Все участники проекта «Давай поженимся!» приходили на съемки с подмогой из родных и близких, которые исполняли роль классических «сватов» и советчиков, у которых имелось свое представление о том, кто нужен их другу или родственнику в роли спутника жизни. Таким образом, они активно помогали героям делать выбор, задавая зачастую каверзные вопросы претендентам, и придирчиво изучая их.

Программа начала свое триумфальное шествие по миру в 2008 году на «Первом канале». В 2009 году «Давай поженимся!» завоевывает украинский медиарынок. А в 2011-м волна свадебной одержимости докатилась и до Казахстана. Роль теле-Купидона и экранного соединителя влюбленных сердец взял на себя популярный казахстанский телеканал КТК. Вели программу известная певица Айгуль Бабаева, профессиональные свахи Наталья Ермолова и Валентина Ринас, а также астролог Анастасия Водяникова.[29]

Создатели шоу «Давай поженимся!» утверждают, что их проект – это вовсе не игра, а абсолютно реальное сватовство, результатом которого вполне может стать самая настоящая свадьба. Но, разумеется, дойдет дело до этого или нет, решать жениху с невестой либо же стечениям обстоятельств. Основной целью передачи «Давай поженимся!» является знакомство одиноких людей, которые ищут свою вторую половинку и которые максимально подходят друг другу. По словам создателей проекта, для того, чтобы стать участником шоу никакими особыми талантами обладать не нужно - необходимо всего лишь выполнить одно условие продюсеров «Давай поженимся»! – участник появится в эфире телеканала КТК в качестве жениха или невесты, если абсолютно уверен в том, что готов перейти из лагеря одиночек в армию семейных людей. Потенциальные герои и героини телешоу, прежде всего, заполняют анкету на официальном сайте передачи, а потом терпеливо ждут, когда редактор, изучив анкету, заметит и оценит желание претендентов стать участниками проекта и пригласит их на съёмки. Однако настоящее испытание для участников шоу начинается уже после того, как они прошли конкурсный отбор, а серьёзное и непростое решение героям необходимо будет принять на самом проекте, ведь кандидатов на руку и сердце целых три. Причем все они не случайные люди в студии, их выбирают из множества претендентов в соответствии с пожеланиями и требованиями, высказанными главными действующими лицами выпуска в своей анкете. В целом, жениху или невесте с выбором помогают определиться профессиональные свахи Наталья Ермолова и Валентина Ринас, астролог Анастасия Водяникова, яркая ведущая программы, певица Айгуль Бабаева, родственники и друзья, хотя выбор делать участнику зачастую приходится самостоятельно. Нередко герои передачи «Давай поженимся!» принимают решения, идущие наперекор мудрым совета, как говорится, по зову сердца.

Отметим, что искать свою вторую половину в телешоу «Давай поженимся!» приходят и звезды.