Раскрыть действующую систему налогообложения товаров в Республике Казахстан
ВВЕДЕНИЕ
За все время существования таможенная служба, являясь составным элементом системы правоохранительных органов Республики Казахстан вносит значительный вклад в решение задач по борьбе с такими преступлениями как экономическая контрабанда, невозвращение из за границы средств в иностранной валюте, уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов, контрабанда изъятых из обращения предметов или предметов обращение которых ограничено и иными правонарушениями, отнесенными к ее компетенции.
На сегодняшний день в импорте Республики Казахстан, как и во всей экономике страны, происходят глубокие изменения. Если раньше внешнеэкономическая деятельность, а значит и импорт товаров и услуг, была монопольной сферой деятельности государства, то сегодня ситуация изменилась: Республика Казахстан пошла по пути либерализации внешней торговли, открыв свободный доступ к участию в ней предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов.
Одной из целей таможенного регулирования и контроля за перемещением товаров через границу является получение государством доходов от экспорта и импорта, доля которых в государственном бюджете является значительной. Получение соответствующих средств обеспечивается путем взимания таможенных пошлин, налогов, сборов и других платежей.
Большую роль в регулировании рассматриваемых отношений играют ведомственные акты, издаваемые Комитетом таможенного контроля Министерства Финансов Республики Казахстан, Министерством финансов Республики Казахстан и Государственной налоговой службой Республики Казахстан.
К компетенции таможенных органов Республики Казахстан относится
взимание таких налогов как налог на добавленную стоимость и акциз, а также таких таможенных платежей как таможенная пошлина, таможенные сборы, сборы и плата за предварительное решение.
Основой для исчисления всех таможенных платежей перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств является таможенная стоимость, которая заявляется таможенному органу декларантом.
Таможенная пошлина - важная составная часть системы экономического регулирования ввоза и вывоза товаров за пределы страны. Она используется государством для стимулирования внешнеторговых поставок, в расширении экспорта которых государство заинтересовано, регулирования ввоза импортных товаров с учетом состояния внутреннего рынка, платежного баланса и т.д.
Таможенная пошлина представляет собой один из видов неналоговых платежей, взимаемых таможенными органами при перемещении товаров через таможенную границу.
Цель курсовой работы - раскрыть действующую систему налогообложения товаров в Республике Казахстан, рассмотреть виды налогов и платежей в сфере таможенного дела, исследовать порядок обложения, исчисления и взимания отдельных видов налогов и платежей в сфере таможенного дела.
В связи с поставленной целью сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть экономическую сущность налогов и таможенных платежей;
- дать характеристику налогов и платежей в сфере таможенного дела;
- исследовать порядок исчисления и уплаты налогов и платежей в сфере
таможенного дела.
1 Налоги и платежи в сфере таможенного дела
1.1 Общая характеристика налогов и платежей в области таможенного дела
К компетенции таможенных органов Республики Казахстан относится взимание следующих налогов и таможенных платежей во внешнеэкономической деятельности:
- налогов:
- налога на добавленную стоимость;
- акцизов
- таможенных платежей:
а) таможенных пошлин;
б) таможенных сборов:
- таможенного сбора за таможенное оформление;
- таможенного сбора за таможенное сопровождение;
- таможенного сбора за хранение товаров;
в) сборов:
- сбора за выдачу лицензии;
- сбора за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению;
г) платы за предварительное решение [6,15].
Важнейшей составляющей налоговой системы Республики Казахстан является налог на добавленную стоимость (далее НДС). Общий порядок исчисления НДС позаимствован из опыта ведущих западноевропейских стран.
Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом, который влияет на процессы ценообразования, и на структуру потребления. В моделях западных экономических систем он выполняет важную роль в регулировании спроса. Особый акцент на косвенное налогообложение в нашей стране обусловлен необходимостью решения следующих задач:
- ориентация на гармонизацию налоговых систем стран Европы;
- обеспечения стабильного источника доходов в бюджет;
- систематизации доходов
- регулирования внешнеэкономической деятельности с целью создания
равных условий для конкуренции отечественных и импортных товаров на внутреннем рынке [19,6].
Акцизы разновидность косвенных налогов, но наделенная рядом специфических черт. Во-первых, акциз является индивидуальным налогом на отдельные виды и группы товаров (в то время как НДС универсальный косвенный налог). Во-вторых, объектом налогообложения является оборот по реализации только товаров. В-третьих, акцизы взимаются преимущественно в производственной сфере, в то время как налог на добавленную стоимость в сфере производства и обращения [19,48].
Товары облагаемые акцизом называются подакцизными. Акциз взимается как с отечественных, так и с импортируемых товаров. Являясь экономической нетарифной мерой, акциз на импортируемые товары способствует созданию равных условий для конкуренции на внутреннем рынке между отечественными и импортируемыми товарами. В то же время акцизы по ввозимым товарам служат одним из источников пополнения доходной части республиканского бюджета [21,30].
Таможенная пошлина - это платеж, взимаемый таможенными органами в Республике Казахстан при ввозе товара на таможенную территорию Республики Казахстан или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Таможенные пошлины как вид платежа, формирующие доходную часть бюджета государства, связанные с понятиями "внешнеэкономическая деятельность", "экспортно-импортные операции" и являются одним из основных видов деятельности государственного регулирования в этой области экономики [12,16].
Практически для расчета таможенных пошлин могут быть использованы и мировые цены. Пошлины определяются на основе разницы между мировыми и национальными ценами или в соответствии с этой разницей. Пошлины выполняют стабилизирующую функцию, выравнивая условия конкуренции для импортных и отечественных товаров и не создавая преимуществ для тех или других [21,64].
Ввозные пошлины могут быть установлены выше разницы между национальными и мировыми ценами. В этом случае пошлины будут выполнять протекционистскую функцию и ограничивают допуск на отечественный рынок импортных товаров, а при высоком уровне пошлинного барьера - практически запрещать этот ввоз [21,72].
Ввозные пошлины могут быть установлены ниже разницы между мировыми и национальными ценами. Такие пошлины создадут более широкие возможности для импорта товаров и их можно рассматривать как стимулирующие в определенных пределах импорт товара. В данном случае пошлины выполняют стимулирующую функцию [21,83].
Таможенные пошлины могут быть классифицированы по ряду признаков. В зависимости от направления перемещения все товары, пересекающие таможенную границу РК, подразделяются на экспортные, импортные и транзитные. Такую же классификацию имеют таможенные пошлины в зависимости от объекта налогообложения [17,15].
Таможенный сбор за таможенное оформление взимается при основном таможенном оформлении товаров и транспортных средств.
Таможенный сбор за таможенное сопровождение взимается за таможенное сопровождение товаров таможенными органами.
Таможенный сбор за хранение товаров - за хранение товаров на таможенных складах и складах временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы, взимаются таможенные сборы.
Сбор за выдачу лицензии взимается за:
- учреждение таможенного склада;
- учреждение склада временного хранения;
- осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика;
- осуществление деятельности в качестве таможенного брокера.
Сбор за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению взимается за право осуществлять действия по таможенному оформлению от лица таможенного брокера.
Плата за предварительное решение взимается за принятие предварительного решения относительно классификации, методологии определения страны происхождения и таможенной стоимости товара[21,14].
1.2 Экономическая сущность налогов и таможенных платежей
Главный вопрос, который необходимо решить в данной работе - это определить эффективность действующего механизма и соответствие его работы тем функциям, которые были заложены в него.
Возникновение налогов, их функционирование как экономического явления связаны с существованием государства. Публичная власть постоянно испытывает потребность в финансовых ресурсах для осуществления своей деятельности, которая обеспечивается посредством налогов.
Налоги законодательно установленные государством в одностороннем порядке денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах, носящие безвозмездный и безвозвратный характер.[19,25]
Основными свойствами налогов являются:
- Безвозвратность, которая означает, что при уплате налога имеет место одностороннее движение денег: от налогоплательщика к государству, а также бессрочность изъятия денег, т.е. деньги не будут возвращены налогоплательщику ни в каком будущем;
- Безвозмездность, т.е. взимание налогов не сопровождается со стороны государства прямым встречным исполнением каких-либо обязательств или оказанием услуг.
Для выявления сущности налога необходимо рассмотреть признаки налогов. К специфическим функциям налогов относятся:
- фискальный характер налоги служат одним из источников пополнения государственной казны;
- принудительный характер функционирование налогов характеризуется принудительностью, обусловленной властными действиями государства;
- публично-правовой характер организация налоговых форм финансовых отношений осуществляется на основе правовых актов и касается всех юридических и физических лиц;
- централизованный характер налоги централизуются в руках государства, поступая в централизованный фонд денежных средств - государственный бюджет;
- перераспределительный характер по отношению к финансам в целом налоги выступают одним из методов перераспределения части стоимости национального дохода в пользу государства[19,26].
Сущность любой экономической категории проявляется в ее функциях. Налоги выполняют следующие функции:
Фискальную функцию налоги являются важным финансовым поступлением в государственный бюджет. Выполняя фискальную функцию, налоги аккумулируют часть национального дохода для осуществления государством своих важнейших функций, в частности: обеспечения национальной безопасности и обороноспособности страны; охраны общественного порядка; содержания социальной сферы; развития фундаментальной науки и др.[17,38].
Распределительную функцию, которая играет особую роль в процессе производства. Налоги, реализуя данную функцию, влияют на объем и структуру совокупного спроса; характер циклического развития; процесс воспроизводства основного капитала; цену рабочей силы; изменение структуры издержек производства, активность предпринимательской деятельности; взаимоотношения между различными слоями населения.
Стимулирующая функция налоги являются своеобразным инструментом, благодаря которому государство воздействует на те или иные субъекты экономической деятельности путем формирования предпочтительных видов деятельности и уменьшения налогового пресса на товаропроизводителей и потребителей. Другими словами, стимулирующая функция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, снижении налоговых ставок [17,53].
Таможенная пошлина обладает всеми признаками налогов:
- уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивается государственным властным принуждением;
- таможенная пошлина не представляет плату за оказанные услуги и взыскивается без встречного удовлетворения;
- поступления от уплаты таможенных пошлин не предназначены для финансирования конкретных государственных расходов.
Правовое регулирование таможенных тарифных отношений носит односторонний характер и исключает возможность субъектов данных правоотношений договариваться по вопросам размера, оснований, сроков и других аспектов налогообложения[17,32].
Налоговая природа таможенной пошлины отчетливо прослеживается при ее сравнении с таможенным сбором[19,25].
Таможенный сбор это плата за осуществление различных мероприятий, составляющих процедуру таможенного оформления[21,48].
Например, за товар, помещенный на территории свободной таможенной зоны, таможенная пошлина не уплачивается. Что же касается таможенных сборов, то они будут взиматься, поскольку таможенные органы предоставляют экспортерам и импортерам определенные услуги по складированию, контролю за качеством товаров[21,37].
Таможенной пошлине присущи основные элементы налогообложения. Субъектом обложения таможенной пошлиной является декларант, объектом обложения таможенной пошлиной могут быть таможенная стоимость товара, физический объем либо то и другое вместе.
При уплате сбора всегда присутствует специальная цель, за что конкретно уплачивается сбор [21,40].
Использование таможенных платежей как инструмента налогового регулирования при экспорте и импорте служит поддержанию рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РК, обеспечению условий интеграции национальной экономики в мировую [19,50].
2 Порядок исчисления и уплаты налогов и платежей в
области таможенного дела
2.1 Органы, взимающие таможенные платежи и налоги
В Таможенном кодексе (ст. 24) закреплены обязанности таможенных органов. Одними из них являются обеспечение полноты взимания и своевременности перечисления в республиканский бюджет таможенных платежей и налогов, а также взыскание суммы таможенных платежей и налогов, не уплаченных в установленные сроки в государственный бюджет, а также пени по ним[21,37].
Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан является ведомством Министерства финансов Республики Казахстан, осуществляющим в пределах своей компетенции контрольно-надзорные функции в сфере таможенного дела. [23,89].
Управление таможенных доходов КТК МФ РК руководит деятельностью департаментов таможенного контроля и таможен по обеспечению полной и своевременной уплаты таможенных платежей и налогов.
Уплата таможенных платежей может осуществляться плательщиком либо третьим лицом с указанием плательщика, за которого вносятся таможенные платежи. Таможенные платежи уплачиваются в национальной валюте Республики Казахстан[23,138].
Таможенные платежи перечисляются в государственный бюджет в порядке, определяемом уполномоченным органом по вопросам таможенного дела по согласованию с соответствующим уполномоченным государственным органом [23,142].
Товары, перемещаемые через таможенную границу Республики Казахстан, подлежат обложению таможенной пошлиной, в соответствии с таможенным кодексом Республики Казахстан.
Таможенный тариф Республики Казахстан свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию Республики Казахстан и вывозимыми с этой территории, которые систематизированы и сгруппированы в соответствии с Товарной Номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Таможенная пошлина платеж взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию или при его вывозе с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.
Ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин устанавливается решениями Правительства Республики Казахстан. Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и других факторов.
Законодательством Республики Казахстан предусмотрены следующие виды пошлин:
- сезонные пошлины, устанавливаемые для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров, при их введении ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются;
- особые виды пошлин: специальные, антидемпинговые, компенсационные, которые временно устанавливаются на ввозимые товары в целях защиты экономических интересов Республики Казахстан.
В Республике Казахстан применяются следующие виды ставок пошлин:
- адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
- специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;
- комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.
Ставки таможенных пошлин применяются на день принятия таможенной декларации таможенным органом к таможенному оформлению. Ставки ввозных таможенных пошлин применяются дифференцированно в зависимости от страны происхождения товаров. Исчисление ввозной таможенной пошлины производится в тенге. Основой для начисления таможенной пошлиной является таможенная стоимость товара (при адвалорных ставках пошлин) или соответствующее количество товара (при специфических ставках).
Ставки вывозных таможенных пошлин применяются вне зависимости от страны, в которую вывозится товар. Установленные вывозные пошлины взимаются при вывозе товаров за пределы государств участников Таможенного Союза.
Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет по облагаемому обороту, определяется как разница между суммами налога на добавленную стоимость, начисленными за реализованные товары (работы, услуги), и суммами налога на добавленную стоимость, подлежащими уплате за полученные товары (работы, услуги) [3,24].
Объекты обложения налога на добавленную стоимость:
- облагаемый оборот;
- облагаемый импорт [3,24].
Плательщиками налога на добавленную стоимость являются лица, которые встали или обязаны встать на учет по налогу на добавленную стоимость в Республике Казахстан в соответствии со статьей 208 Налогового кодекса Республики Казахстан, а при импорте товаров лица, импортирующие эти товары на таможенную территорию Республики Казахстан в соответствии с Таможенным кодексом Республики Казахстан.
Так как таможенные органы взимают НДС только с импорта товаров, мы будем рассматривать только облагаемый импорт. В размер облагаемого импорта включаются таможенная стоимость импортируемых товаров в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан, а также суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджет при импорте товаров в Республике Казахстан, за исключением налога на добавленную стоимость.
Оборот по реализации товаров на экспорт, за исключением экспорта лома цветных и черных металлов, облагается по нулевой ставке. Экспортом товаров является вывоз товаров с таможенной территории Республики Казахстан, осуществляемый в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан [12,32].
Документами, подтверждающими экспорт товаров, являются договор на поставку экспортируемых товаров, также грузовая таможенная декларация с отметками таможенного органа, а также копии товаросопроводительных документов с отметкой таможенного органа, расположенного в пункте пропуска на таможенной границе Республики Казахстан [13,15].
В случае вывоза товаров в режиме экспорта по системе магистральных трубопроводов ил по линиям электропередачи либо с применением процедуры неполного периодического декларирования подтверждением экспорта служит полная грузовая таможенная декларация с отметками таможенного органа, производившего таможенное оформление [13,18].
По нулевой ставке облагается оборот по реализации следующих услуг по международным перевозкам:
- транспортировка товаров, в том числе почты,
экспортируемых с территории РК и импортируемых на территорию Республики Казахстан;
- транспортировка по территории Республики Казахстан транзитных грузов;
- перевозка пассажиров и багажа в международном сообщении [15,48].
Перевозка считается международной, если ее оформление осуществляется едиными международными перевозочными документами, а в случае перевозки экспортируемых товаров по системе магистральных трубопроводов документами, подтверждающими передачу экспортируемых товаров покупателю либо другим лицам, осуществляющим дальнейшую доставку указанных товаров, с предоставлением грузовой таможенной декларации, оформленной в таможенном режиме экспорта товаров [15,53].
Порядок освобождения от НДС импорта товаров определяется Правительством Республики Казахстан. От налога на добавленную стоимость освобождаются следующие виды товаров:
- импорт национальной валюты, иностранной валюты (кроме используемой в нумизматических целях);
- импорт товаров физическими лицами по нормам беспошлинного провоза товаров, утвержденным Правительством Республики Казахстан;
- импорт товаров, за исключением подакцизных, ввозимых в качестве гуманитарной помощи в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан;
- импорт товаров за исключением подакцизных, ввозимых в благотворительных целях по линии государств, международных организаций, включая оказание технического содействия;
- импорт товаров, подлежащих декларированию в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан в таможенных режимах, устанавливающих освобождение от уплаты налогов;
- импорт лекарственных средств, в том числе лекарств-субстанций, изделий медицинского (ветеринарного) назначения, включая протезно-ортопедические изделия, суднотифлотехники и медицинской (ветеринарной) техники, материалов и комплектующих для их производства (перечень товаров, указанных в данном пункте, утверждается Правительством Республики Казахстан);
- импорт почтовых марок (кроме коллекционных);
- импорт сырья для производства бумажных денежных знаков, осуществляемый Национальным банком Республики Казахстан и его подразделениями [23,71].
Плательщик налога на добавленную стоимость обязан уплатить налог в бюджет за каждый налоговый период до или в день установленного срока для предоставления декларации по налогу на добавленную стоимость [3,19].
Налог на добавленную стоимость по импортируемым товарам уплачивается в день, определяемым таможенным законодательством Республики Казахстан для уплаты таможенных платежей, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащую уплате налогоплательщиком методом зачета [3,45].
Плательщикам налога на добавленную стоимость, регулярно получающим товары по импорту для промышленной переработки, уполномоченным государственным органом предоставляется разрешение на осуществление таможенного оформления товаров с уплатой налога на добавленную стоимость по измененным срокам, действующее в течение календарного года. Разрешение, предусмотренное этим случаем, является основанием для таможенного оформления товаров с изменением срока уплаты налога на добавленную стоимость не более чем на три месяца с даты принятия грузовой таможенной декларации таможенным органом [21,50].
НДС методом зачета уплачивается по импорту следующих товаров:
- оборудования;
- сельскохозяйственной техники;
- грузового подвижного состава автомобильного транспорта;
- запасных частей, ввозимых для собственных производственных нужд [21,15].
Перечень указанных товаров определяется Правительством Республики Казахстан. Плательщик НДС предоставляет в таможенный орган копию свидетельства о постановке на учет по НДС, а также обязательство по отражению в декларации по НДС суммы НДС, подлежащего уплате по импорту товаров, указанных выше. На основании обязательства выпуск товаров в свободное обращение производится без фактической уплаты НДС при условии уплаты в установленном порядке таможенных платежей, а по подакцизным товарам и акцизов. Сумма НДС, указанная в обязательстве, отражается в декларации по налогам на добавленную стоимость как начисленная сумма налога с одновременным отнесением в зачет в соответствии со ст. 235 Налогового кодекса Республики Казахстан [21,12].
Дальнейшее использование товаров подлежит обложению НДС в соответствии с налоговым законодательством.
При помещении товаров под таможенные режимы таможенное законодательство Республики Казахстан предусматривает особенности уплаты таможенных платежей и налогов.
Выпуск товаров для свободного обращения. Уплата таможенных пошлин и налогов является одним из условий выпуска товаров для свободного обращения[22,35].
Реимпорт. Лицу, осуществляющему реимпорт товаров, таможенный орган возвращает ранее уплаченные таможенные пошлины, если в отношении товаров установлено, что на момент пересечения таможенной границы при вывозе у ни имелись дефекты либо в случае не завершения внешнеэкономических сделок по обстоятельствам, не зависящим от лица, и по этим причинам товары возвращены поставщику либо иному указанному им лицу при соблюдении следующих условий:
- товары ввозятся тем же лицом, которое вывозило товары;
- товары не использовались и не ремонтировались за пределами таможенной территории РК;
- товары могут быть идентифицированы таможенными органами;
- товары реимпортируются в течении шести месяцев со дня пересечения таможенной границы РК при их вывозе;
При помещении под таможенный режим реимпорта товаров части партии экспортируемых товаров возврат уплаченных сумм производится по количественному соотношению этой части к партии экспортируемых товаров.
Возврат вывозных таможенных пошлин производится лицу, осуществляющему реимпорт в порядке, определяемом главой 44 «возврат таможенных платежей и налогов» ТК РК[23,11].
Таможенный склад. В режиме таможенного склада ввезенные товары хранятся под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин и налогов. Ответственность по уплате таможенных пошлин и налогов в отношении товаров, обращаемых через таможенный склад, несет лицо, поместившее товары под таможенный режим таможенного склада, если иное не установлено ТК РК[21,39].
Магазин беспошлинной торговли. Товары, помещаемые под таможенный режим МБТ, таможенными пошлинами и налогами не облагаются. В случае утраты иностранных товаров либо их использования в иных целях, чем реализация в Магазине беспошлинной торговли, владелец Магазина беспошлинной торговли обязан уплатить таможенные пошлины и налоги[21,12].
Переработка товаров на таможенной территории. При помещении товаров под данный таможенный режим иностранные товары используются для переработки на таможенной территории Республики Казахстан без применения мер нетарифного регулирования и без взимания таможенных платежей и налогов с последующим вывозом продуктов переработки за пределы таможенной территории Республики Казахстан [19,77].
Переработка товаров вне таможенной территории. Товары, помещаемые под этот таможенный режим, полностью или частично освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налогов. Полное освобождение от уплаты таможенных платежей и налогов предоставляется в отношении продуктов переработки, если целью переработки был гарантийный ремонт вывезенных товаров.
Временный ввоз товаров и транспортных средств. Перечень товаров временно ввозимых с полным освобождением от уплаты таможенных платежей и налогов, определяется Правительством Республики Казахстан. Предметы лизинга, включенные в перечень, утвержденный Правительством Республики Казахстан, полностью освобождаются от уплаты таможенных платежей и налогов при условий соблюдения требований законодательства Республики Казахстан о лизинге.
В отношении товаров, не включенных в перечень Правительства Республики Казахстан, применяется частичное освобождение от уплаты таможенных платежей и налогов. При частичном освобождении от уплаты таможенных платежей и налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Республики Казахстан уплачивается три процента от суммы, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения [21,16].
Временный вывоз товаров и транспортных средств. Перечень товаров временно вывозимых с полным освобождением от уплаты таможенных платежей и налогов, определяется Правительством Республики Казахстан. В отношении товаров. не включенных в перечень Правительства Республики Казахстан, а также при несоблюдении условий полного освобождения применяется частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин.
Экспорт товаров. Товары, оформляемые в данном таможенном режиме, облагаются вывозными таможенными пошлинами[23,24].
Реэкспорт товаров. Помещение товаров под указанный таможенный режим производится без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных пошлин[23,17].
Реэкспорт подакцизных товаров осуществляется при условии обеспечения уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов либо таможенного сопровождения. Возврат обеспечения уплаты ввозных таможенных пошлин осуществляется после подтверждения фактического вывоза товаров за пределы таможенной территории Республики Казахстан.
В случае выявления дефектов у товаров, выпущенных для свободного обращения, допускается их реэкспорт. При этом производится возврат уплаченных сумм таможенных платежей и налогов.
Транзит товаров. При этом режиме:
- иностранные товары перемещаются по таможенной территории РК под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию Республики Казахстан и местом их убытия с этой территории без уплаты таможенных пошлин и налогов;
- казахстанские товары перемещаются по территории иностранного государства между местом их убытия с таможенной территории РК и местом их прибытия на таможенную территорию Республики Казахстан без уплаты таможенных пошлин[24,38].
Уничтожение товаров. При помещении под данный таможенный режим иностранные товары уничтожаются, в том числе приводятся в состояние, непригодное для использования, под таможенным контролем без уплаты таможенных платежей и налогов[24,56].
Отказ от товара в пользу государства. При помещении товаров под данный таможенный режим иностранные товары безвозмездно передаются в собственность государства без уплаты таможенных пошлин и налогов.
При ввозе казахстанских товаров на территорию Свободной Экономической Зоны с соблюдением условий и требований таможенного режима свободной таможенной зоны с остальной части таможенной территории РК таможенные пошлины и налоги не взимаются. вывоз указанных товаров за пределы таможенной территории Республики Казахстан осуществляется в соответствии с условиями выбранного таможенного режима[23,12].
Свободный склад. При помещении иностранных и казахстанских товаров на свободные склады таможенные пошлины и налоги не взимаются. При вывозе товаров со свободных складов на остальную часть таможенной территории Республики Казахстан таможенные пошлины и налоги взимаются в соответствии с условиями заявленного таможенного режима, за исключением ввоза казахстанских товаров.
При вывозе товаров со свободных складов за пределы таможенной территории РК таможенные пошлины не применяются к иностранным товарам, товарам, произведенным или подвергшимся переработке на свободных складах[23,13].
Специальный таможенный режим. При помещении под данный таможенный режим отдельные категории товаров перемещаются через таможенную границу Республики Казахстан без взимания таможенных пошлин и налогов.
3 Ответственность за уплату таможенных платежей и налогов.
Лицо, ответственное за уплату таможенных платежей, несет ответственность перед таможенными органами за правильное исчисление и своевременную уплату таможенных платежей.
До помещения товаров и транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию РК, под определенный таможенный режим либо их помещения на склад временного хранения в соответствии с установленным порядком, ответственность за уплату таможенных платежей несет перевозчик.
В момент таможенного оформления ответственность за правильное исчисление и уплату таможенных платежей по декларируемой партии товаров несет декларант. Отечественное лицо получатель ил отправитель товаров несет солидарную с декларантом ответственность.
После завершения процедуры таможенного оформления товаров ответственность за уплату таможенных платежей несет отечественное (заинтересованное) лицо.
Казахстанская организация получатель товаров несет ответственность за уплату таможенных платежей в таможенных режимах:
- Выпуск товаров для свободного обращения
- Реимпорт
- Переработка товаров на таможенной территории
- Переработка товаров для свободного обращения
- Переработка товаров вне таможенной территории
- Временный ввоз товаров при ввозе
- Временный вывоз товаров при ввозе
- Уничтожение товаров
Казахстанская организация отправитель товаров несет ответственность за уплату таможенных платежей в таможенных режимах:
- Экспорт товаров
- Реэкспорт товаров
- Временный ввоз товаров при вывозе
- Временный вывоз товаров при вывозе.
Ответственность за уплату таможенных платежей в режиме таможенного склада несет владелец таможенного склада, за исключением случаев, когда:
- с согласия таможенного органа такая ответственность возложена на лицо, поместившее товары на хранение на таможенный склад открытого типа;
- владельцем склада является таможенный орган (ответственность несет лицо, поместившее товары на склад).
Ответственность за уплату таможенных платежей в режиме магазина беспошлинной торговли несет владелец магазина беспошлинной торговли.
Ответственность за уплату таможенных платежей в режиме свободной таможенной зоны и свободного склада несет лицо, получившее лицензию на такую переработку.
На стадии временного хранения ответственность за уплату таможенных платежей несет владелец склада временного хранения. Если в договоре между владельцем склада временного хранения и лицом, поместившем товары на склад, предусмотрена ответственность за уплату таможенных платежей лица, поместившего товары на склад временного хранения, то перед таможенными органами они несут солидарную ответственность.
В соответствии с законодательством Республики Казахстан уплата таможенных платежей и налогов является обязательной для всех участников внешнеэкономической деятельности Республики Казахстан. Неуплата и уклонение от уплаты таможенных платежей и налогов влечет за собой последствия, предусмотренные статьей 214 Уголовного кодекса Республики Казахстан « Уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов»:
1.Уклонение от уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, сборов за выдачу лицензий или иных таможенных платежей в крупных размерах наказываются штрафом от пятисот до семисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо исправительными работами от 1 года до 2 лет, либо ограничением свободы на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 1 года.
2. То же деяние совершенное:
А) Неоднократно;
Б) Должностным лицом с использованием служебного положения;
В) С применением насилия к лицу осуществляющего таможенный контроль.
Наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет с конфискацией имущества или без таковой.
3. Деяния предусмотренные частями 1 и 2 совершенные организованной группой, наказываются штрафом от 700 до 1000 месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 7 месяцев до 1 года, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо исправительными работами от 1 года до 2 лет, либо ограничением свободы на срок до 3 лет, либо лишением свободы на срок до 3 лет[7,21].
За период с 2001 по 2005 гг. Департаментом таможенного контроля по данной статье было возбуждено 9 уголовных дел. При этом наблюдается относительная стабильность совершаемых правонарушений: в 2002 3, в 2003 2, в 2004 2 и в 2005 2 уголовных дела[18,32].
Суммы депозитных платежей, а также излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей подлежат возврату по письменному заявлению плательщика, поданному в таможенные органы не позднее пяти лет с момента уплаты или взыскания таких сумм.
Иными случаями возврата таможенных пошлин и налогов являются:
1) отзыва таможенной декларации;
2) восстановления режима наибольшего благоприятствования или тарифных преференций;
3) когда условия таможенных режимов предусматривают возврат уплаченных сумм таможенных пошлин и налогов при вывозе иностранных товаров за пределы таможенной территории Республики Казахстан или при их уничтожении либо отказе в пользу государства или ввозе казахстанских товаров либо продуктов их переработки на таможенную территорию Республики Казахстан;
4) изменения ранее заявленного таможенного режима на таможенный режим выпуска товаров для свободного обращения или экспорта товаров, если суммы таможенных пошлин и налогов, подлежащие уплате при помещении товаров под вновь избранный таможенный режим (таможенный режим выпуска товаров для свободного обращения или экспорта товаров), менее сумм таможенных пошлин и налогов, уплаченных при первоначальном таможенном режиме.
Одновременно с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм таможенных платежей и налогов должны быть предъявлены копии следующих документов:
1) платежного документа, подтверждающего уплату сумм;
2) таможенной декларации, оформленной таможенным органом, по которым начислялись и вносились таможенные платежи и налоги, представляемой в случае оформления таможенной декларации;
3) других документов, оформленных таможенными органами при хранении товаров, таможенном сопровождении товаров и транспортных средств, выдачи лицензии, принятии предварительного решения, за осуществление которых вносились таможенные платежи, представляемых в случаях, когда уплата таможенных платежей производилась без оформления таможенной декларации.
Срок рассмотрения заявления о возврате сумм излишне уплаченных таможенных платежей и налогов не должен превышать 15 рабочих дней со дня подачи заявления о возврате. В случае признания таможенными органами факта излишне уплаченных таможенных платежей и налогов сроки возврата указанных сумм устанавливаются налоговым законодательством Республики Казахстан.
В качестве излишне уплаченных или взысканных могут рассматриваться таможенные платежи, если:
- суммы таможенных платежей пересчитаны при корректировке таможенной стоимости товара;
- излишняя уплата произошла в результате изменения ставок таможенных пошлин и налогов, изменения размера таможенных сборов, курса валюты на день принятия таможенной декларации к таможенному оформлению;
- излишняя уплата или взыскание произошли в период действия льгот по уплате таможенных платежей;
- в отношении товаров восстановлен режим, наиболее благоприятствуемый нации, или преференциальный режим, а также в иных случаях, предусмотренных таможенным законодательством Республики Казахстан.
Возврат излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей осуществляет таможенный орган, на счет которого эти суммы уплачивались либо который производил их взыскание.
В случае, если на счетах таможенного органа нет достаточных сумм для осуществления возврата, по его представлению такой возврат может быть осуществлен со счета уполномоченного органа по вопросам таможенного дела Республики Казахстан.
При возврате сумм таможенных платежей проценты за предоставленную отсрочку или рассрочку уплаты таможенных платежей, а также пени за просрочку уплаты не возвращаются, если иное не предусмотрено нормативными актами уполномоченным органом по вопросам таможенного дела Республики Казахстан.
Возврат излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей осуществляется в той валюте, в которой производился платеж либо списание. Возврат излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей в иной валюте может быть осуществлен только по разрешению уполномоченного органа по вопросам таможенного дела Республики Казахстан.
Возврат излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей в иной валюте может быть осуществлен только при отсутствии у плательщика, которому производится возврат, задолженности перед таможенными органами по уплате таможенных платежей, штрафов и других платежей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. На сегодняшний день взиманием налогов в государственный бюджет занимаются не только налоговые органы, но и таможенные органы.
Акциз является старейшим косвенным налогом. В отличии от НДС, который является универсальным налогом, акциз является индивидуальным налогом на отдельные виды и группы товаров. Импортный акциз также призван регулировать конкуренцию при внешнеэкономической деятельности, а также служит одним из источников пополнения доходной части республиканского бюджета.
Подлинно таможенным налогом является таможенная пошлина это платеж, взимаемый таможенным органом при ввозе товара на таможенную территорию или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Экспортные пошлины, чем бы они не аргументировались преследуют чисто фискальные цели. Импортные пошлины регулируют условия конкуренции между отечественными и иностранными товарами. Высокие ввозные пошлины выполняют протекционистскую функцию и ограничивают допуск на отечественный рынок импортных товаров. Пошлины, установленные ниже разницы между мировыми и национальными ценами создают более широкие возможности для импорта товаров и их можно рассматривать как стимулирующие в определенных пределах импорт товаров.
Также таможенным законодательством предусмотрен целый ряд таможенных сборов, сборов и плат, которые взимаются с целью пополнения государственной казны.
В целом действующая система по взиманию таможенных платежей и налогов обеспечивает стабильные и возрастающие из года в год поступления денежных сумм в бюджет республики, о чем можно судить из динамики таких поступлений.
Однако не стоит останавливаться на достигнутых результатах. Механизм взимания таможенных платежей и налогов нуждается в дальнейшем совершенствовании, так как еще имеются пробелы в законодательстве. Примером может быть увод капитала из страны, а также уклонение от уплаты таможенных платежей и налогов с использованием льгот по НДС при экспорте товаров из республики через многочисленные факты лже-экспорта, когда возврат налога производится по не существующим фактам. Для предотвращения таких нарушений предлагается ввести такие поправки в законодательство, которые бы не давали право пользоваться льготами по налогам предприятиям-посредникам, а только производителям продукции.
Также необходимо постепенно снижать таможенные пошлины с учетом конкурентоспособности отечественных товаров, стимулирования конкурентоспособности отечественных товаров и удовлетворения внутренних потребностей страны.
Предложенные в этой работе меры возможно не будут выгодны всем предпринимателям. На сегодняшний день государство даже иногда остается в долгу перед экспортерами по возврату НДС. С другой стороны снижение ставок НДС могло бы помочь расплатиться государству пред теми же экспортерами, а также повысить деловую активность потенциальных отечественных инвесторов за счет снижения возможного изъятия оборотных средств из производственного оборота и тем самым в перспективе увеличить сумму изымаемых в бюджет налогов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Конституция Республики Казахстан, от 30 августа, 1995г.
- Таможенный кодекс РК от 01.05.2003г. (с изменениями и дополнениями)
- Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»
- Уголовный кодекс РК от 16 июля 1997г.
- Инструкция «О порядке обложения таможенными платежами и возврата таможенных платежей, утвержденная приказом Таможенного комитета Министерства государственных доходов Республики Казахстан от 9 февраля 2001 года N 45 (с изменениями, внесенными приказом Председателя Агентства таможенного контроля РК от 25.09.02 г. N 28) / СПС «Юрист»
Литература:
- Алибеков С.Т. Казахстанское таможенное право. Алматы: Аркаим 2003 г.
- Баймуратов У., Елубаева Ж. Анализ мирового функционирования НДС и возможности его совершенствования в Казахстане. // Финансы Казахстана.-2003.-№3.
- Жарасбай А.О. Пути оптимизации налогового механизма в Казахстане. // Вестник ун-та Туран.-2002.-№3.
- Иконников А. Прибавочная стоимость. // Континент.-2005.-26янв.-8февр.
- Льготы по таможенным платежам при экспорте товаров. // Внешнеэкономическая деятельность в Казахстане: экспорт.-2004.-№10(11)
- Льготы по таможенным платежам при экспорте товаров. // Внешнеэкономическая деятельность в Казахстане: экспорт.-2004.-№12(13)
- Мырзахметов А. Налоги в Казахстане можно и нужно снизить. // Аргументы и факты.-2005.-№39
- Налогообложение международных перевозок. // Внешнеэкономическая деятельность в Казахстане.-2004.-№6
- Некрасов В.А., Джандарбеков И.А. Основы таможенного дела: Учебник-Алматы: ТОО «Издательство LEM», 2002
- Основы таможенного дела: учебник под ред. В.Г. Драганова. Москва: ОАО издательство «Экономика», 1998г.,
- Романовский М.В., Врублевская О.В. Налоги и налогообложение. М.-1998г.,
- Сейдахметова Ф.С. Налоги в Казахстане: уч. пособие, А.-LEM, 2002г.
- Рубенкова Н.Б. Налоги и платежи в области таможенного дела: уч. пособие. А.-Парасат, 2003
- Таможенное право. Сарсембаев М.А., А-Данекер, 2000г.
- Текенов У.А. Экономика таможенного дела: учебное пособие. А.-Экономика, 2005г.
- Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложения: уч. для ВУЗов, М.-Инфра М, 2001г.
- Махмуров Н. Таможенная политика // Финансы Казахстана.-1999 г.- № 4
- Аскарова А. Таможенная политика РК // внешне-экономическая деятельность в Казахстане.- 1999- №22 (ноябрь)
- Некрасов В.Д. Таможенное дело. А., 2003 г.
PAGE 3
Раскрыть действующую систему налогообложения товаров в Республике Казахстан