Оценка причин возникновения конфликтов в неполных семьях

Содержание

Введение

Глава 1. Характеристика неполной семьи: теоретические аспекты.

1.1 Сущность и способы формирования неполной семьи.

1.2 Проблемное поле неполной семьи и ее влияние на личность ребенка.

2. Особенности проявления конфликтных ситуаций между родителями и детьми в неполной семье: причины, факторы.

§3. Неполная семья как объект социальной работы.

Профилактика конфликтов между родителями и детьми.

1.3.1 Основные направления социальной работы с неполными семьями.

1.3.2 Профилактика конфликтов между родителями и детьми.

Глава 2. Оценка причин возникновения конфликтов в неполных семьях.

2.2. Ценностные ориентации женщин и особенности проведения ими досуга.

2.3. Особенности взаимоотношений детей и их матерей

Выводы

Рекомендации

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Введение

Родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ними, особенностей воспитания и понимания характера и личности ребенка, его поступков[1; с. 67]. А.С. Макаренко придавал особое значение структуре семьи. Он ввел понятие «полная» и «неполная семья», понимая под этим семью, которая не имеет ни отца или матери. От того, какая структура семьи, зависит и воспитание, и успешная социализация ребенка. Часто родителям не хватает времени, сил и знаний для осуществления полноценного развития ребенка в условиях неполной семьи [2; с. 314]. По данным Министерства труда и социального развития, каждый 7-й ребенок до 18 лет в России воспитывается в неполной семье. Большую часть неполных семей составляют матери с детьми (94 %). Папы-одиночки, явление крайне редкое, чаще даже встречаются дети-сироты, которых растят бабушки и дедушки. Самая распространенная модель неполной семьи — это родители матери-одиночки и сама мать с ребенком или даже несколькими детьми.

Конфликты между родителями и детьми, как конфликт «отцов и детей» является одним из самых распространенных в повседневной жизни. Практически невозможно найти семью, где бы не присутствовали конфликты между родителями и детьми.

Актуальность данной темы обозначена тем, что свойственные для каждого человека способы поведения в конфликтных ситуациях принимаются формироваться на ранних этапах становления личности, в процессе активного освоения ребенком окружающей реальности, его введение в широкую систему социальных отношений. На наш взгляд, дети, чьи родители развелись, могут испытывать задержки в развитии в связи со стрессом, а так же и другие проблемы. Для этого стоит обратиться к статистике за последние три года по городу Иванова о заключении и расторжении брака предоставленной комитетов Ивановской области ЗАГС. Зарегистрировали свой брак в 2011 году- 3419 пар, 2012 год – 3429 пар, 2013 год – 3614. Брак расторгли в 2011 году – 1955 пар, 2012 год – 1838 пар и 2013 год – 1964 пар . Таким образом, мы можем сделать вывод, что больше 50% пар разводятся. Это, может, говорит о снижении качества воспитательного процесса в неполной семье. Так же актуальность данной темы обозначена тем, что в условиях современного образа жизни, ускоренного темпа формируется недостаток нравственно – этических начал в отношениях детей и родителей, низкая социально-психологическая культура общения: все это приводит к нарушениям отношений между родителями и детьми.

Данная дипломная работа состоит из двух глав. Первая глава включает в себя теоретическое описание проблемы исследования. Во второй главе осуществляется оценка факторов, влияющих на возникновение конфликтных ситуаций в неполной семье. Система научных данных рассматривалась на основе научной литературы под авторством Анцупова А.Я, Громовой О.Н., Дмитриева А.Н., А.И. Донцов, Т.А. Полозов.

Объектом исследования является такое явление как конфликтные ситуации в неполной семье между матерями и их детьми.

Предметом исследования выступают факторы, влияющие на возникновения конфликтов.

Цель исследования заключается в том, чтобы на основании анализа особенностей конфликтных ситуаций определить факторы, способствующие формированию данной проблемы, а так же разработать рекомендации по профилактике конфликтов между родителями и детьми.

Задачи исследования:

  1. Провести анализ научной литературы и официальных источников по проблеме конфликта.
  2. Исследовать социально-демографические характеристики родителей, воспитывающих детей без второго родителя, и детей, воспитывающихся в неполной семье.
  3. Выявить наличие девиации у одиноких матерей, воспитывающих детей без супруга.
  4. Изучить особенности взаимоотношений детей с родителями, которые не живут вместе с ними.
  5. Изучить особенности взаимоотношений между матерями и детьми.

Основная гипотеза.

Факторы, влияющие на возникновение конфликтов между одинокими матерями и их детьми имеют свою специфику в зависимости от способов формирования неполной семьи.

Для решения поставленных задач был использован такой метод как индивидуальное очное анкетирование, в ходе которого на базе МОУ СОШ №18 г. Иваново, РАНГХиГС Ивановский филиал и ОГБОУ Центр развития дополнительного образования детей Ивановской области было опрошено 99 человек.

Структура анкеты для матерей состоит:

Блок 1. Социально – демографическая характеристика респондентов (вопросы №1 -4 и № 6-11), где мы выявляем возраст, способы формирования неполной семьи, количество детей и их возраст, уровень образования, наличие работы, сферы деятельности, уровня дохода, из чего состоит и удовлетворенность уровнем дохода.

Блок 2. Ценностные ориентации женщин и особенностей проведения ими досуга (вопросы №5, № 12-19)

Блок 3. Особенности взаимоотношений детей и их матерей (вопросы № 20 - 25), где изучается особенности общения ребенка с отцом и особенностей взаимоотношений между матерью и ребенком.

Блок 4. Оценка причин конфликтных ситуаций в неполной семье (вопросы № 26 - 30), где изучаются особенности протекания конфликтов а так же способность респондентов обращаемость за помощью к специалисту (вопросы № 31 - 33).

Структура анкеты для детей состоит:

Блок 1. Социально – демографическая характеристика детей (вопросы №1 -9), где мы изучаем пол, возраст, наличие брата или сестры, количество детей в семье, наличие работы у матерей респондентов, сферы деятельности, уровня материальной обеспеченности.

Блок 2. Особенности взаимоотношений детей и их матерей (вопросы № 10-17), где изучается особенности общения ребенка с отцом и особенностей взаимоотношений между матерью и ребенком.

Блок 3. Оценка причин конфликтных ситуаций в неполной семье (вопросы № 18 - 22), где изучаются особенности протекания конфликтов, а обращаемость за помощью к специалисту (вопросы № 23-24).

Глава 1. Характеристика неполной семьи: теоретические аспекты.

1.1 Сущность и способы формирования неполной семьи.

Неполная семья - это группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Неполная семья возникает в силу разных причин: рождения ребенка вне брака, смерти одного из родителей, расторжения брака либо раздельного проживания родителей. В соответствии с этим выделяются основные типы неполной семьи - внебрачная, осиротевшая, разведенная, распавшаяся [3; с.419].

  1. Внебрачная рождаемость:

Внебрачная рождаемость в России перестала быть чем-то маргинальным и все больше приобретает характер массового феномена. Вклад внебрачных рождений в общий уровень рождаемости очень весом. Большинство таких рождений – результат распространения незарегистрированных партнерств во всех возрастных группах. Иными словами, неверно представление о том, что матери внебрачных детей – одинокие женщины. Большинство из них имеют партнера. А каждый третий ребенок, родившийся вне брака, появился у родителей, состоящих в повторном союзе.

Начиная с 1950-х годов, протогенетический интервал (интервал между вступлением в брак и рождением ребенка) непрерывно уменьшался. Если в середине века он составлял немного меньше 2 лет, то к концу века снизился всего до 6 месяцев. Это снижение протогенетического интервала служит наглядной демонстрацией роста браков, стимулированных незапланированной беременностью [11].

С 1990-х годов начал увеличиваться вклад во внебрачную рождаемость 20-35-летних, то есть женщин в возрастах максимальной брачности. Эти изменения можно проинтерпретировать как то, что, начиная с последнего десятилетия 20 века, случайная беременность перестает рассматриваться как достаточный повод для регистрации брака, а значит, меняется и само отношение к добрачному сексуальному поведению. Интернет – опрос, проведенный компанией ACNielsen24 ноября 2013 года, выявил: 30% детей в России рождаются в неполной семье, а точнее у матерей-одиночек. Статистика других стран немногим отличается от нашей: в США – 33% матерей всех новорожденных – незамужние женщины, в Исландии – 64% (это самый высокий показатель в Европе), в Швеции – 54%, в Великобритании – 38%, в Финляндии – 37%. Для современников брак потерял свое значение, люди не верят в его долговечность.

С каждым поколением одобрение рождения детей вне брака возрастает. Небольшое снижение в положительных ответах последнего поколения свидетельствует либо о потенциальной традиционности взглядов современной молодежи, либо о том, что молодежь еще не до конца определилась в своих выборах и из-за отсутствия реального опыта дает социально желаемые ответы.

Подводя итог краткому обзору изменений, произошедших в воспроизводственной сфере после событий 1991 года в России, можно сказать, что трансформации репродуктивного и брачно-партнерского поведения соответствуют генеральным тенденциям, характерным для второго демографического перехода во всех странах и представляют собой не только количественные, но и качественные изменения в поведении поколений.

  1. Неполные семьи образовавшиеся путем развода:

На сотню распавшихся семей приходится около 120-ти детей. И почти во всех случаях дети остаются с матерью. Причем разведенные женщины не вступают в повторный брак, т.е. в воспитание ребенка отсутствует влияние мужчины, как главы семейства. Причинами развода могут выступать различные причины [4; с.16].

Причины разводов

1. Алкоголизм. Одна из самых частых причин развода в нашей стране. Редко женщины пытаются бороться с вредной привычкой мужа. В большинстве случаев они уходят сразу. Другие же уходят тогда, когда понимают, что все бессмысленно. Ведь чтобы победить беду, мало ли желания жены. У мужчин зачастую не хватает сил.

2. Квартирный вопрос портил людей так же, как и во времена Булгакова. Вариантов здесь может быть много: надоело жить на съемной квартире, не уживаются с родителями, квартира слишком маленькая. Некоторые считают, что с милым рай и в шалаше. Но на практике оказывается, что это не так. Особенно, когда появляются дети. Мужчина страдает оттого, что не может решить эту проблему. А жена может уйти к тому, кто эту проблему решит. Особые случаи, когда причина разводов  – прописка, о которой так мечтают многие приезжие.

3. Бедность. Считается, что это не порок. Но она разрушает многие семьи, становясь причиной разводов. Постоянная нехватка денег делает людей менее терпимыми друг к другу. Тогда кажется, что если бы изменилось материальное положение, то многие проблемы исчезли сами собой. Но ничего не меняется. Тогда люди находят тех, кто способен обеспечить им более достойную жизнь. Причина развода банальна. Но число семей, для которых она стала роковой, все растет.

4. Утрата любви. Обычно это становится причиной разводов для мужчин. Здесь очень точно сказал Б. Д. Дескюре: «В браке мужчина ищет скорее физическую красоту, женщина же душевную. Поэтому любовь мужчины более чувственна, более ревнива и скоропроходящая, между тем любовь женщины более верная, нежная, доверчивая. Мужчина любит гораздо более до брака, женщина после. Мужчина требует от женщины первой любви, она от него последней». Даже если любовь и прошла, у женщины появляется чувство привязанности. И ей трудно уйти от мужа. Для мужчин же утрата любви нередко становится причиной развода.

5. Скандалы. Они выматывают мужчину, делают более слабым, потому что немногие могут спокойно переносить женские истерики и крики. Они понимают, что не могут ответить жене так, как ответили бы мужчине. Дом становится для мужа не тем местом, где он отдыхает, чувствует себя спокойно и защищено. Квартира превращается в поле боя. Конфликты и скандалы становятся причиной разводов для многих мужчин. Они ищут ту женщину, с которой будет спокойно.

6. Родственники. Порой причиной разводов становится то, что ее мама или его папа постоянно вмешиваются в семейную жизнь своих детей. Они не только передвигают мебель без ведома хозяев, но и настраивают супругов друг против друга. А они, в свою очередь не могут ничего возразить родителям. Потому что никто не осмелится идти на конфликт с собственной мамой.

7. Разные взгляды на жизнь. На первых порах это не мешает людям. Но проходят годы и они понимают, что так жить больше нельзя. Это становится причиной развода. Как люди могут найти общее решение в главных вещах, если они не могут договориться даже по мелочам.

8. Легкомысленное отношение к разводу во многих семьях становится причиной разводов. Вступая в брак, люди не желают менять юношеских привычек. Некоторые вступают в брак только, чтобы избежать пересудов. Но живут вместе по принципу: надоело – разбежались. В таких семьях страдают обычно дети. [10]

Согласно данным Росстата, число разводов в РФ составляет половину от числа заключенных браков, то есть каждый второй брак расторгается. Так, в 2013 году на 1 213 616 браков пришлось 641 981 разводов. Такая же ситуация прослеживается и в Иваново, где в 2013 году было заключено 3614 браков и оформлено 1964 разводов.  Данные за 2012 год отражали аналогичную ситуацию. На 1 316 109 браков приходилось 669 421 разводов. В Иваново эти показатели составляли 3429 и 1838 соответственно. 

3) Осиротевшая неполная семья.

Осиротевшая семья образуется в результате смерти одного из родителей. Несмотря на то, что потеря близкого человека - это страшный удар для семьи, оставшиеся ее члены способы сплотиться и поддержать целостность семейной группы. Родственные связи в таких семьях не разрушаются: сохраняются взаимоотношения со всеми родственниками по линии погибшего (умершего) супруга, которые продолжают оставаться членами семьи.

Смерть супруга или супруги часто столь тяжелая психическая травма, что расшатывает семейные отношения и является причиной сильнейших эмоций. В то время как взрослые способны умерить и смягчить свою печаль рациональным отношением к смерти, маленькие дети не способны осознать это событие и пребывают в растерянности и недоумении. Смерть одного из родителей вызывает у ребенка экстремальное чувство неуверенности и незащищенности. Взрослые для ребенка – основа их обеспечения и обслуживания. Он нуждается в эмоциональной поддержке и помощи других взрослых в переживании горя от постигшей утраты. Тяжесть психической травмы, причиненной ребенку смертью одного из родителей, определяется, в частности тем, каков характер отношений ребенка с оставшимся родителем, сможет ли он получить от него необходимую помощь и заботу. Последствия психической травмы для ребенка тем продолжительней и глубже, чем тяжелей утрата для оставшегося родителя. Если печаль оставшегося родителя столь сильна, что требует посторонней помощи и потребности ребенка остаются неудовлетворенными, или если после этого события страдают стабильность и качество жизни семьи, то ребенок, по сути, терпит еще больший ущерб, чем его родитель. Так же как и при разводе, реакция детей на смерть зависит от множества других факторов – возраста ребенка, его пола, развития. Кроме того, имеет значение характер связи с умершим и с оставшимся в живых родителем, хозяйственные отношения в семье и, наконец, слабые или сильные стороны личности ребенка. Утрата одного из родителей в детстве необязательно приводит к психическим проблемам в последующей жизни. Прирожденное психическое здоровье ребенка и деятельная поддержка оставшегося родителя, стабильное окружение, хорошие семейные взаимоотношения и/или хорошо развитое самосознание дают ребенку возможность пережить смерть родителя без серьезных последствий [6; с.74].

1.2 Проблемное поле неполной семьи и ее влияние на личность ребенка.

Рассматривая виды неполных семей, их особенности, можно выделить несколько типичных проблем детей из неполных семей. Выявление этих проблем помогает осознать необходимость психолого-педагогической поддержки детей из неполных семей. Рассмотрим эти проблемы [21; с.135]:

  1. Материальная проблема – одна из типичных проблем неполной семьи материальная. Основная «кормилица» – женщина, которая в большинстве случаев не в состоянии содержать себя и ребенка (детей). Средняя заработная плата женщин в целом по Российской Федерации ниже, чем у мужчин. Централизованная государственная поддержка одиноких и вдовых матерей не покрывает необходимые расходы на содержание детей, особенно в условиях инфляции. Размер алиментов, которые получают разведенные женщины, варьирует в широком диапазоне, и нередко эта сумма бывает просто мизерной. В целом в наихудшем положении чаще оказываются матери с низким собственным доходом (студентки, женщины находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; имеющие низкую заработную плату – по разным причинам); а также женщины с двумя и более детьми. Однако в ряде случаев отнести неполную семью к категории материально нуждающихся на основании, какого-либо из названных формальных критериев просто невозможно. Некоторые одинокие матери зарабатывают более чем хорошо, а иные находятся на грани потери работы, а значит и полной нищеты. У многих одиноких матерей фактически отсутствует нормальное жилье (и перспективы его получения), в то время как другие в этом отношении вполне обеспечены.
  2. Проблема совмещения профессиональной и родительской ролей – эта проблема тесно связана с предыдущей. В случае, когда одинокая мать не получает помощи по уходу за ребенком со стороны родственников, ей крайне трудно работать в режиме полной занятости. Согласно исследованиям, лишь 53% матерей получают такую помощь от родителей, 7% помогает мужчина, с которым они поддерживают близкие отношения, 4% подруги, коллеги по работе, 3% соседи, 3% родители отца ребенка, 4% отец ребенка.
  3. Проблема трудоустройства. Решение этой проблемы, особенно матерью-одиночкой, затруднена из-за того, что одинокому родителю нужна хорошо оплачиваемая работа, близко от дома, свободный график работы, выполнять работу дома, без командировок, ночных смен.
    Одинокий родитель берет на себя чрезмерно трудную нагрузку, дополнительные заработки, чтобы обеспечить нормальную жизнь детям.
    В расширенных неполных семьях доход низкий складывается, в основном, из пенсий.
  4. Жилищная проблема. Может возникнуть при невозможности размена жилплощади. Разведенные родители вынуждены проживать совместно, что служит поводом для конфликтов.
  5. Психологические проблемы. «Проблема родителей» – проблема совмещения ролей (отца, матери). В отцовских неполных семьях страдает уклад жизни, общество плохо воспринимает такие семьи.
  6. Отсутствие опыта семейной жизни. Особенно у матерей-одиночек. После развода отношения между родителями могут остаться нормальными или находятся в состоянии конфронтации. Чаще всего мать препятствует общению детей с отцом или отец вообще не интересуется детьми и только помогает материально (или нет).
  7. Проблема воспитания и социализации детей.
    Неполная семья не имеет целостной гармоничной системы отношений; отец и мать не взаимозаменяемы для детей в плане воспитания (ребенок многого недополучает). Сверхзанятость родителей на работе, материальные и др. проблемы нередко приводят к безнадзорности детей. В таких семьях больше педагогически запущенных детей.
    Распад семьи создает чувство вины у родителей перед детьми, из-за чего возникает гиперопека, избалованность детей, умение манипулировать взрослыми в своих интересах.
    В других случаях мать вымещает свою обиду на детях за неудачную жизнь.
    В неполных семьях чаще возникают конфликты между матерью и детьми-подростками.
    В последнее время можно видеть преобладание женских неполных семей «бабушка-мать-ребенок», где каждое поколение как бы повторяет судьбу родителей. Ребенок, воспитанный в такой семье, обычно повторяет судьбу родителей, недостаточно подготовлен к семейной жизни и созданию собственной семьи и вероятность распада брака у них выше, чем в полной семье.
    В расширенных семьях нет доминирующей роли родителей, старики часто больны и плохо адаптированы к современной жизни. Это негативно сказывается на воспитании подростков.
  8. Проблема создания новой семьи.

Опыт прошлой семейной жизни мешает создать новую семью:
- разведенным – боязнь повторить ошибку;
- овдовевшим – память по умершему супругу;
- одиноким – отсутствие опыта семейной жизни, которые, как правило, очень самостоятельны и не готовы идти на компромисс.
А если и состоялся повторный брак, то как правило, он бывает кратковременным, мешает сравнение с бывшим браком.
Иногда бывает «возвратный брак», когда родители пытаются наладить свою жизнь. Сохраняются интересы детей. Брачный союз возникает между людьми, хорошо знающими достоинства и недостатки друг друга, но он может иметь и негативную сторону, когда в семью возвращается отец-алкоголик или мать с асоциальным поведением.

  1. Проблема отношения к отчиму, мачехе у детей.
    - изменяется жизнь детей;
    - проблема отношений с новыми членами семьи (с новым ребенком от родителя);
    - рождение общего ребенка;
    - проблема отношений родственников с обоих сторон.
  2. Проблемы детей.
    - Чувство собственной неполноценности (обида, угнетенность, вина за распад семьи) – психологическая травма;
    - переживание родителей негативно влияют на формирование личности ребенка, нарушают формирование у него адекватного представления о взаимоотношениях между полами. Подростки рано начинают половую жизнь, еще до совершеннолетия; дети склонны к суициду. В мотивах суицидентов в 92% случаев ведущим является неблагополучие в отношениях с противоположным полом и неумение построить эти отношения;
    - дети перестают общаться с родителями; отчим и мачеха, как правило, не играют существенной роли в воспитании пасынков. Отношения становятся формальными.
  3. Проблема взаимоотношения между детьми и родившимся общим ребенком, между новыми родственниками и т.д.
  4. Медицинские проблемы.
    - неустроенные в семейном отношении женщины часто имеют внебрачную беременность, в 2 р. чаще заканчивающуюся рождением недоношенных детей или детей с низкой массой тела. Каждый 2-ой ребенок рождается с аномалией развития, с внутричерепной травмой. Это чаще связано с распространением вредных привычек у одиноких матерей (курение, алкоголь).
    Социальные исследования НИИ педиатрии АМН показали, что 10,5% женщин после развода страдают нейропсихическими заболеваниями, особенно которые имеют маленьких детей. Среди разведенных в 2,5 раза больше инвалидов.
    В неполных семьях дети болеют в 1,7 раза чаще и дольше. Родитель не всегда может взять больничный лист, и дети часто остаются недолеченными.
    Среди причин часто болеющих детей одно из 1-ых мест занимает низкая медицинская активность матерей. Женщины не считают, что развод – психическая травма для ребенка, не обращают внимание на проявление неврозов у детей, как тики, энурез, заикание; не лечат хронические заболевания у них.
    Как отмечает B.C. Мухина, воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходиться брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами. Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие отсутствии одного из родителей [22; с.191]

По словам Й. Лангмейера и З.Матейчека, в семье каждый отдельный член выполняет естественным, спонтанным образом определенную роль и удовлетворяет жизненные потребности ребенка - физические, эмоциональные, интеллектуальные и моральные. Если в семье отсутствует какой-либо основной член, то легко возникает опасность депривации для ребенка, так как не всегда можно заместить роль, которую данный член семьи должен был бы выполнять в отношении ребенка и в отношении всей семейной единицы. Так, в отсутствие отца мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты. И для девочки мать в этой ситуации вынуждена совмещать собственную материнскую роль и роль отсутствующего отца; в результате психосексуальное развитие отличается противоречивостью. Установлено, что большинство лиц гомосексуальной ориентации выросли в неполных, семьях [9; с.473].

Нарушение структуры, а, следовательно, полноты функционирования семьи влечет за собой ограничение и искажение развития личности детей. Несмотря на то, что в любой неполной семье отсутствуют объективные условия для полноценного развития ребенка, каждая из ее разновидностей отличается своими психологическими особенностями, которые накладывают свой отпечаток на развитие личности воспитывающихся в таких семьях детей.

В условиях современной действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, то есть является по сути материнской. В этой связи мы будем рассматривать особенности материнско-детских отношений и их влияние на характер эмоционального развития ребенка.

Родительский дом испокон веков называется отчим, в этом выражении заложен глубокий смысл, определяющий важную роль отца в воспитании и формировании личности ребенка. Современными психологическими исследователями было доказано, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка. Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в виде:

•        нарушения развития интеллектуальной сферы (страдают математические, аналитические и пространственные способности ребенка за счет развития вербальных способностей);

•        недостаточно четкого осуществления процесса половой идентификации мальчиков и девочек;

•        затруднений обучения подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;

•        формирования избыточной, патологической привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать» ребенка от матери, вывести его в более широкий мир.

Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встретились оба типа мышления: и мужской, и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно не было связано, отрицательно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, как мальчиков, так и девочек, так же приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и к различным отклонениям в поведении, состоянии психологического здоровья [31; с.].

Статистические исследования свидетельствуют, что в силу названных причин дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более низкую школьную успеваемость, более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению [33; с.352].

Все это не означает, однако, что неполная семья обязательно является неблагополучной в воспитательном аспекте. Указанные проблемы могут возникнуть в неполной семье с большей вероятностью, чем в полной, но из этого вовсе не следует, что они обязательно возникнут. В ряде случаев психологическая атмосфера семьи достаточно благоприятна и не создает затруднений в формировании здоровой личности. Бывает и наоборот: в формально полной, но эмоционально неблагополучной семье ребенок сталкивается с гораздо более серьезными психологическими проблемами [28; с.55-57].

2. Особенности проявления конфликтных ситуаций между родителями и детьми в неполной семье: причины, факторы.

По определению Н.В. Гришиной, конфликт - это биполярное явление (противостояние двух начал), проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречий, причем стороны представлены активным субъектом (субъектами).

Семейный конфликт можно рассматривать и как одну из форм нормального человеческого взаимодействия, не всегда и не везде приводящему к разрушению; это стимул к изменениям, это вызов, требующий творческого выхода на новый уровень отношений, конструктивного преодоления кризиса и обретения новых жизненных возможностей. Счастливые семьи отличаются не отсутствием или низкой частотой конфликтов, а малой их глубиной и сравнительной безболезненностью и беспоследственностью [8; с.419].

А.И. Донцов и Т.А. Полозова отмечают, что семейный конфликт может выполнять две функции: позитивную (конструктивную) и негативную (деструктивную).

Конструктивная функция конфликта в семейных отношениях проявляется в том, что он может стать мощным источником развития личности и группы. Для личности его последствия могут выражаться в достижении душевного равновесия, умиротворенности, новом ценностном сознании. В семье благодаря конфликту могут появиться новые цели, нормы, ценности. В рамках своей конструктивной функции конфликт адаптирует семью в целом и отдельных ее членов к новым условиям, в которых они оказались; проявляет источник разногласия и тем самым позволяет устранить его; обнажая и устраняя противоречия, освобождает семью от подтачивающих ее явлений и тем самым способствует ее стабилизации; сплачивает членов семьи и ориентирует их на ее стабилизацию [25].

Деструктивная функция заключается в том, что на уровне личности по мере ощущения неразрешимости конфликта нарастает психологический дискомфорт. Происходит сдвиг мотива на цель: конфликтующие стороны начинают забывать о том, что их целью является конструктивное разрешение ситуации. На первое место выходит желание уязвить другого, причинить ему боль, порой даже ценой собственной уязвимости. На уровне внутрисемейного функционирования деструктивная функция конфликта может проявляться в нарушении обмена информацией, системы взаимосвязей, ослаблять единство семьи, снижать ее сплоченность, способность противостоять трудностям. Нарастающий психологический дискомфорт, по мере того как конфликт начинает принимать все более затяжной и деструктивный характер, побуждает супругов белее активно искать конструктивные пути выхода из конфликтной ситуации. Если самостоятельный поиск не увенчался успехом, конструктивным шагом становится обращение к психологу [33; с.367].

Особенности развития конфликтов.

В протекании конфликта как процесса выделяют четыре основные стадии: стороны (участники) конфликта, условия его протекания, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников, а также исходы конфликтных действий.

1) Стороны конфликта. В семейной жизни встречаются практически все варианты конфликтного взаимодействия: личность - аспект личности, личность - личность; личность - группа и группа - группа. В первом случае мы имеем дело со столкновением отдельных особенностей личности, во втором - с широкой конфронтацией по поводу своих потребностей, установок, целей. В двух других случаях происходит конфронтация как внутри семьи, так и между семьями по различным проблемам (организация быта, устройство жилья, поведение детей, отношение к общей собственности, суждения и оценки других и т.д.).

2) Условия протекания конфликта. Определяются той внешней средой, в которой протекает конфликт. Это пространственно-временные (место реализации противоречия и время его разрешения); социально-психологические (тип и уровень общения, степень конфронтации и состояния участников конфликта), социальные (вовлеченность в противоречие национальных, семейных, профессиональных, бытовых, воспитательных интересов) условия.

3) Образы конфликтной ситуации. Своеобразным опосредующим звеном между характеристиками участников конфликта и условиями его протекания, с одной стороны, и конфликтным поведением - с другой, выступают образы конфликтной ситуации, включающие представления участников конфликта о себе и противоположной стороне, среде и условиях в которых протекает конфликт. Важно иметь в виду, что именно образы, а не реальность определяют конфликтное поведение. Поэтому и реальным, наиболее эффективным средством разрешения конфликта может быть внешнее воздействие на участников с целью изменения этих образов.

4) Возможные действия участников конфликта. Переход к конфликтному поведению - это действия, направленные на достижение своих целей, и блокирование достижения противоположной стороной ее стремлений и намерений. Существенно, что и действия оппонента также должны сознаваться им как конфликтные. Эта стадия связана с обострением эмоционального тона взаимоотношений и прогрессирующей их дестабилизацией. Однако действия участников выполняют одновременно и своеобразную познавательную функцию, когда эскалация и развитие конфликта приводят к более глубокому, хотя и не всегда более точному пониманию ситуации. Бывают наступательными, оборонительными, нейтральными; активными и пассивными; инициирующими, ответными; направленными на оппонента, самого себя, третьих лиц. Такие действия приводят к четырем основным исходам: полному или частичному подчинению другого, компромиссу, прерыванию конфликтных действий, интеграции.

5) Исходы конфликтных действий. Выход их сложившейся конфликтной ситуации может иметь четыре основных исхода:

а) полное или частичное подчинение партнера;

б) компромисс;

в) прерывание конфликтных действий;

г) интеграция [26; с.1-14].

Конфликты между родителями и детьми в неполных семьях — один из самых распространенных видов конфликтов в повседневной жизни. Однако он в определенной степени обойдена вниманием специалистов — психологов и педагогов. Мы не рассматриваем проблему конфликта поколений, которая намного шире и активно разрабатывается социологами. Из более чем 700 психолого-педагогических работ по проблеме конфликта вряд ли наберется с десяток-другой публикаций, в центре которых стояла бы проблема конфликтов между родителями и детьми. Она, как правило, изучается в контексте более обширных исследований; семейных отношений (В. Шуман), возрастных кризисов (И. Кон), влияния супружеских конфликтов на развитие детей (А. Ушатиков, А. Спиваковская) и др. Однако невозможно найти такую семью, где бы отсутствовали конфликты между родителями и детьми. Даже в благополучных семьях в более чем 30% случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения (с точки зрения подростка) с обоими родителями (И. Горьковая).

Кроме общих причин, продуцирующих конфликтность взаимоотношений людей, которые рассмотрены выше, выделяют психолого-педагогические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей.

1. Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений.

В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия.

Дисгармония семьи — это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.

2. Деструктивность семейного воспитания. Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания:

  • опека и запреты во многих сферах жизни детей;
  • повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений;
  • разногласия членов семьи по вопросам воспитания;
  • противоречивость, непоследовательность, неадекватность.

3. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности. Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства. Выделяют следующие возрастные кризисы детей:

• кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству);

• кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольному возрасту);

• кризис 6—7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);

• кризис полового созревания (переход от младшего школьного к подростковому возрасту — 12—14 лет);

• подростковый кризис 15—17 лет (Д. Эльконин).

4. Личностный фактор. Среди личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т.д.), авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п. Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей.

Выделяют следующие типы отношений родителей и детей:

• оптимальный тип отношений родителей и детей; потребностью это назвать нельзя, но родители вникают в интересы детей, а дети делятся с ними своими мыслями;

• скорее родители вникают в заботы детей, чем дети делятся с ними (возникает обоюдное недовольство);

• скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в заботы, интересы и занятия детей;

• поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы родители;

• поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы дети;

• родители не вникают в интересы детей, а дети не испытывают желания делиться с ними (противоречия не замечались родителями и переросли в конфликты, взаимное отчуждение — С. Годник).

Наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста. Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями: конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка); конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания); конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля); конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).

Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как:

• реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);

• реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);

• реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий).

Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку, когда от него ждут то детское послушание, то взрослую самостоятельность. Самым распространенным конфликтам является отношение родителей к внешнему виду подростка. Родителей не устраивает ни мода, ни цены на вещи, так нужные их ребенку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится быть похожим на сверстников.

Причинами конфликтов также может быть: время, до которого подросток может гулять, установка на то, что девочкам рано встречаться с мальчиками, и т.д.

В этом возрасте ребенок раним и очень болезненно реагирует на конфликтные ситуации. Подросток хочет, чтобы взрослые считались с его мнением, уважали его взгляды. Отношение к себе как к маленькому обидит подростка. Вот почему недопустимы со стороны родителей мелочная опека, излишний контроль, нравоучения. Слова убеждения, совета или просьбы, которыми родители на равных обратятся к подростку, воздействуют быстрее.

Так же выделяют следующие особенности взаимоотношений с детьми в неполных семьях:

1. У маленького ребенка, как правило, складываются эмоционально глубокие (симбиотические) взаимоотношения с родителем (особенно с матерью).

2. Значительное напряжение во взаимоотношениях в неполной семье, особенно материнской, может происходить, когда ребенок достигает подросткового возраста. У подростка появляется потребность в автономии и в референтной группе друзей.

Мать, находясь в сильной эмоциональной зависимости от ребенка, начинает тяжело переживать его первые шаги в самостоятельной жизни. Отход ребенка может вызвать ухудшение самочувствия матери. Подросток может столкнуться с необходимостью выбора между проявлениями самостоятельности и здоровьем матери.

3. В диадических семьях, чаще типа «мать-сын», могут встречаться и своеобразные конфликты, напоминающие супружеские. Основаны такие конфликты чаще на перенесении матерью на сына нереализованных претензий к его отцу.

4. Достаточно сложной в неполной семье является такая ситуация, когда оставшийся с ребенком родитель стремится доказать (продемонстрировать) обществу, что и один он может воспитать достойного человека. Часто при этом родитель стремится реализовать в ребенке собственные нереализованные планы и идеалы, при этом склонности и особенности ребенка игнорируются. В такой ситуации учащаются детско-родительские конфликты [29].

§3. Неполная семья как объект социальной работы.

Профилактика конфликтов между родителями и детьми.

1.3.1 Основные направления социальной работы с неполными семьями.

В России неполные семьи являются традиционным объектом социальной работы. С начала - середины 1990-х годов, т.е. с самого начала зарождения и становления сети российских территориальных социальных служб нового типа, неполные семьи стали считаться одной из основных категорий семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и потому особо нуждающихся в мерах социальной защиты и поддержки. На сегодняшний день в этих центрах и отделениях социальной помощи семье и детям накоплен достаточно обширный опыт социальной работы с неполными семьями. Он включает в себя деятельность по оказанию различных видов и форм непосредственной социальной поддержки неполных семей, включая оказание материальной и бытовой поддержки, консультативной помощи (юридической, социально-педагогической, психологической и пр.), оказание социальной поддержки в рамках патронажа, привлечение детей и родителей из неполных семей в специально организуемые для них клубы общения, «службы знакомств» и т.д. [27; с.139]

Суть этой широкой и многоплановой деятельности - оказание помощи одинокому родителю и его ребенку (детям) на личностном уровне в решении любых проблем их жизнедеятельности, начиная от получения положенного по закону пособия, содействия в трудоустройстве до оказания психологических, юридических, социально-бытовых и иных услуг. Как правило, потребность в этих услугах возникает в периоды кризисного состояния, при возникновении каких-либо затруднений (в семье, школе, на работе, с ближайшим окружением), при появлении различных психологических проблем и т.д.

В целом можно выделить четыре основных направления, сложившиеся на сегодняшний день в практике социальной работы с неполными семьями учреждений социальной защиты:

- оказание экстренных, неотложных мер, направленных на выживание семьи;

- среднесрочные меры различного характера, направленные на поддержание стабильности неполной семьи;

- долгосрочные меры различного характера, направленные на социальное развитие неполной семьи и ее членов;

- профилактические меры различного характера, направленные на предотвращение возникновения «случайных» неполных семей [30; с.476].

Экстренные меры включают в себя экстренную помощь, оказание разовой или регулярной материальной поддержки неполной семье, предоставление натуральной помощи (детская одежда, обувь, школьные принадлежности и т.п.).

Важно отметить, что социальная работа с неполными семьями имеет ярко выраженный межведомственный характер. Социальному работнику, осуществляющему поддержку конкретной неполной семьи, часто приходится взаимодействовать с социальными службами различной ведомственной подчиненности (школа, служба занятости, детская комната милиции и пр.), а также с общественными и религиозными организациями, и с самыми разными людьми - учителями, соседями и др. При этом схема действий социального работника не должна ограничиваться только организацией разовой материальной помощи, но и дополняться решением педагогических, психологических и иных проблем семьи [32; 208].

Одним из значимых направлений поддержки неполных семей в рамках среднесрочной и долгосрочной работы является оказание им психологической помощи и поддержки. Дети и подростки, растущие в неполных семьях, особенно в неблагополучных, в большинстве случаев остро нуждаются в проведении с ними постоянной психологической работы. Как правило, острую потребность в психологической поддержке испытывают и их одинокие родители или опекуны.

Следует отметить, что оказание индивидуальной психологической помощи неполным семьям проводится в рамках среднесрочной и долгосрочной социальной работы, через социальный патронаж и по отдельным индивидуальным запросам. В каждом центре и отделении социальной помощи семье и детям работают психологи. Они берут на себя основную ответственность за психологическое состояние своих подопечных, в числе которых дети и родители и из семей после развода, и семей одиноких родителей, никогда не состоявших в браке, и из многодетных неполных семей, и из опекунских. Число проживающих в неполной семье лиц, обращаются за психологической поддержкой из года в год растет, что говорит о большой значимости такого вида социальной работы.

Сегодня для российских социальных служб это направление является одним из приоритетных. Утилитарные задачи проведения профилактической работы с подростками, особенно с девушками, - просветить их в вопросах планирования семьи, методах предотвращения нежелательной беременности; в целом помочь им стать сексуально образованными и воспитать у них половую культуру, и, тем самым, предотвратить их риск оказаться в юношеском возрасте брошенными «мадоннами». Одновременно с предоставлением подросткам чисто утилитарных знаний о том, как лучше предохраняться от беременности, необходимо также воспитывать в них уважение к духовным началам отношений полов, пропагандировать такие понятия, как «гордость», «девичья честь», «мужское поведение» и т.п.

В целом весь арсенал видов, форм, методов и технологий, используемых центрами и отделениями социальной помощи семье и детям при проведении конкретной практической социальной работы с неполными семьями, достаточно разнообразен. Как правило, их использование зависит от местной специфики, реалий и наиболее актуальных потребностей жителей конкретных населенных пунктов [34].

Льготы и права одиноких родителей.