Принципы и этапы построения группировок

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Статистика»

Тема: «Принципы и этапы построения группировок»


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Виды группировок

Принцип построения статистических группировок

Комбинированная группировка на примере рейтинга Forbes

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, одним из важнейших понятий статистики является группировка. Группировкой называется расчленение изучаемой совокупности на однородные группы по определенным существенным признакам.

На основе метода группировок решаются центральные задачи исследования, обеспечивается правильное применение других методов статистического и статистико-математического анализа.

Работа по составлению группировок сложная и трудная. Приемы группировок разнообразны, что обусловлено разнообразием группировочных признаков и различными задачами исследования. К основным задачам, решаемым с помощью группировок относятся:

выделение социально -экономических типов;

изучение структуры совокупности, структурных сдвигов в ней;

выявление связи между явлениями и взаимозависимости.

В данной работе мы рассмотрим виды группировок, принципы их построения, а также пример группировки на основе интересующей нас отрасли шоу-бизнеса.


1. виды группировок

В зависимости от задач, решаемых с помощью группировок, выделяют 3 типа группировок: типологические, структурные и аналитические.

Типологическая группировка решает задачу выявления социально-экономических типов. При построении группировки этого вида основное внимание должно быть уделено идентификации типов и выбору группировочного признака. Исходят при этом из сущности изучаемого явления.

Структурная группировка решает задачу изучения состава отдельных типических групп по какому-то признаку. Например, распределение постоянного населения по возрастным группам.

Аналитическая группировка позволяет выявить взаимосвязи между явлениями и их признаками, т.е. выявить влияние одних признаков (факторных) на другие (результативные). Взаимосвязь проявляется в том, что с возрастанием факторного признака возрастает или убывает значение результативного признака. В основе аналитической группировки всегда лежит факторный признак, а каждая группа характеризуется средними величинами результативного признака.

Например, зависимость объема розничного товарооборота от величины торговой площади магазина. Здесь факторный (группировочный) признак - торговая площадь, а результативный - средний на 1 магазин объем товарооборота.

По сложности группировка бывает простой и сложной (комбинированной).

В простой группировке в основании один признак, а в сложной - два и более в сочетании (в комбинации). В этом случае сначала группы образуются по одному (основному) признаку, а затем каждая из них делится на подгруппы по второму признаку и т.д. Это позволяет изучить совокупность сразу по нескольким признакам. (таблица 1.1.)

Таблица 1.1.

Группировка сельхозпредприятий по наличию сельхозугодий и основных фондов на 1 работника по области за отчетный период.

групп

Группы сельхозпредприятий

Количество сельхозпред-приятий

Получено валовой продукции на 100 га сельхозугодий, тыс.руб

по наличию сельхозугодий на 1 работника, га

По размеру основных фондов на 1 работника, тыс.руб (фондовооружен-ность)

1

7,1-11,0

до 2,0

2,0-2,5

2,5 и более

36

25

19

15,5

18,3

19,3

Всего по группе

80

17,1

2

11,1-15,0

до 2,0

2,0-2,5

2,5 и более

7

38

24

14,8

14,9

17,6

Всего по группе

69

15,8

3

15,1-19,0

до 2,0

2,0-2,5

2,5 и более

3

11

7

12,8

12,9

12,9

Всего по группе

21

12,9

Итого

170

15,8

Группировка показывает, что с ростом фондовооруженности труда увеличивается выпуск продукции на 100 га сельхозугодий, а с увеличением наличия сельхозугодий на 1 работника выпуск продукции на 100 га сельхозугодий уменьшается.

Комбинационные группировки очень важны в экономических исследованиях. Однако в них по мере увеличения группировочных признаков растет число групп и таблица становится малообозримой. Многофакторный анализ способна дать лишь система простых и комбинированных группировок

2. Принцип построения статистических группировок

При проведении любой группировки сначала определяется группировочный признак, т.е. по которому расчленяется совокупность на группы. Группировочный признак может иметь количественное выражение, либо быть атрибутивным (качественным). Первые имеют числовое выражение (объем товарооборота, возраст человека, доход семьи и т.д.), а вторые отражают состояние единицы совокупности (пол, семейное положение, отраслевая принадлежность предприятия, профессия рабочего, форма собственности и т.д.).

Следующим этапом группировки является определение числа групп. В группировках с атрибутивным признаком в основании число групп зависит от количества типов, а интервал соответствует переходу явления из одного качества в другое. В группировках с количественным признаком в основании число групп рекомендуется брать с таким расчетом, чтобы в каждую группу попало достаточно большое число единиц совокупности. Интервалы таких группировок могут быть равными и неравными, а неравные в свою очередь - возрастающими и убывающими.

В группировках с равным интервалом число групп можно рассчитать математическим путем. С использованием, например, формулы Стерджесса: n=1+3.322lgN, где n - число групп, а N - число единиц совокупности. Согласно этой формуле выбор числа групп зависит от объема совокупности. Недостаток этой формулы состоит в том, что ее применение дает хорошие результаты, если совокупность состоит из большого числа единиц и если распределение единиц по группировочному признаку близко к нормальному. Поэтому есть ряд других формул, но каждая имеет свои недостатки.

Если размах вариации группировочного признака (разность между максимальным и минимальным его значениями в совокупности) велик и значения признака изменяются (варьируют) неравномерно, то надо использовать группировку с неравным интервалом. (таблица 2.1.).

Применение неравных интервалов обусловлено тем, что в первых группах небольшая разница в показателях имеет большое значение, а в последних группах эта разница не существенна. Возрастающий интервал может возрастать в арифметической прогрессии, а может - в геометрической. Использование неравного интервала более обосновано, но представляет большую трудность. Такую группировку можно составить только на основе знания исходного материала, его анализа и личного опыта специалиста. Главное условие и в этом случае, чтобы не было “пустых” или малочисленных групп.

Когда определено число групп, то следует определить интервалы группировки. Величина интервала - это разность между верхними или нижними его границами. Величину равновеликого интервала можно определить по формуле

, где xmax - максимальное значение группировочного признака в совокупности, а xmin- минимальное. При образовании интервалов необходимо точно обозначить границы групп. По непрерывно варьирующим признакам образуют непрерывный интервал, т.е. такой, в котором верхняя граница предыдущего интервала равна нижней границе последующего интервала (таблица 2.1.). По прерывно варьирующим признакам образуют прерывный интервал, где верхняя граница предыдущего интервала не равна нижней границе последующего интервала (таблица 1.1.).

Интервалы группировки могут быть закрытыми и открытыми. Закрытые интервалы имеют обе (верхнюю и нижнюю) границы (таблица 2.1. по основному признаку). Открытые - только одну из низ (таблица 2.1. и таблица 1.1. по второму признаку).

Таблица 2.1.

Распределение персонала строительной фирмы по уровню среднемесячного дохода.

Группы работающих по уровню среднемесячного дохода, руб.

Число работающих, чел.

В % к итогу

А

1

2

До 500

500-1000

16

20

14,5

18,2

А

1

2

1000-2000

2000-4000

4000 и более

44

21

9

40,0

19,1

8,2

Итого

110

100,0

При непрерывном интервале встает вопрос в какую группу, например в таблице 2.1. включить работников с уровнем дохода в 1000 рублей во вторую или первую?

Это зависит от применяемого принципа включения. Можно по принципу "до" - тогда во вторую группу, если же по принципу "включительно" - то в первую. Главное чтобы это соблюдалось во всех группах без исключения. Однако, принято в случае "включительно" оговариваться, т.е. указывать на это в примечании.

Величину интервала в расчетах можно, а порою и нужно, округлять. При этом следует помнить, что по непрерывно варьирующим признакам, если величина интервала получилась целой без округления или округление произведено в меньшую сторону, последнюю группу необходимо делать с открытым интервалом, иначе максимальное значение (по принципу "до") не войдет в группу.

Группировка, в которой известна только численность групп или удельный вес группы в общем итоге называется рядом распределения. Ряды распределения как и всякие другие группировки могут быть по количественному и атрибутивному признаку. Ряд распределения по количественному признаку может быть дискретным и интервальным. В дискретных рядах распределения варианты признака имеют значения целых чисел, т.е. между ними не может быть никаких промежуточных значений. Например, распределение рабочих по тарифному разряду, когда группировочный признак в каждой группе конкретное число 2 разряд, 3, 4, 5, 6. В интервальных же рядах распределения группировочный признак может принимать любые значения в некотором промежутке (таблицы 1.1. и 2.1.).

От группировок следует отличать классификации. Классификация - это систематизированное распределение явлений и объектов на определенные группы, классы, разряды на основе их сходства и различия. В основе классификации всегда атрибутивный (качественный) признак. Классификации стандартны, устойчивы и неизменны в течение длительного периода времени. Например, классификация отраслей народного хозяйства, классификация затрат на производство по экономическим элементам, классификация основных фондов и т.д.

3. комбинированная группировка на примере рейтинга forbes

Чтобы понять, как работают группировки, рассмотрим рейтинг звезд шоу-бизнеса, ежегодно составляемый журналом Forbes, в котором одновременно учитываются три фактора – доходы артиста, количество упоминаний в СМИ и запросы в поисковике «Яндекс». То есть данная группировка комбинированная.

Таблица 3.1. Топ-50 звезд 2011 года по данным Forbes

Место

Имя

Кто это

Доход, $ млн

Упоминания в бумажной прессе

Запросы в «Яндексе»

1

Стас Михайлов

Эстрадный певец

20

77

14400000

2

Мария Шарапова

Теннисистка

24.8

153

420000

3

Алла Пугачева

Эстрадная певица

4.8

426

5140000

4

Александр Овечкин

Хоккеист

14

995

510000

5

Григорий Лепс

Эстрадный певец

12

75

4480000

6

Филипп Киркоров

Эстрадный певец

5.8

398

5300000

7

Николай Басков

Эстрадный певец

8.4

208

1870000

8

Ксения Собчак

Телеведущая

2.8

329

2360000

9

Елена Ваенга

Эстрадная певица

6.4

77

8220000

10

Дима Билан

Эстрадный певец

4.3

232

3780000

11

Андрей Аршавин

Футболист

8

167

920000

12

Максим Галкин

Телеведущий

6.3

194

1340000

13

Никита Михалков

Режиссер, сценарист, продюсер, актер

2.2

397

1140000

14

Валерия

Эстрадная певица

4.7

85

3310000

15

Иван Ургант

Телеведущий, актер, эстрадный певец

2.5

206

780000

16

Кристина Орбакайте

Эстрадная певица

2.7

197

1810000

17

Валерий Меладзе

Эстрадный певец

5.2

80

2810000

18

Илья Ковальчук

Хоккеист

7

59

430000

19

Ранетки

Рок-группа

0.7

52

13280000

20

Жанна Фриске

Эстрадная певица, телеведущая, актриса

1.1

135

2580000

21

Тина Канделаки

Телеведущая, продюсер

2

169

820000

22

Анастасия Заворотнюк

Актриса, телеведущая

2

120

1580000

23

Анастасия Волочкова

Балерина

0.8

171

3970000

24

Андрей Малахов

Телеведущий

1.5

186

1430000

25

Эдгард и Аскольд Запашные

Дрессировщики

4.4

71

3330000

26

Мумий Тролль

Рок-группа

3.8

82

1500000

27

Гарик Мартиросян

Продюсер, телеведущий, сценарист

2.8

80

430000

28

Сергей Светлаков

Телеведущий, актер, сценарист

3

87

230000

29

Тимати

Эстрадный певец

1.5

104

3530000

30

Валерий Леонтьев

Эстрадный певец

3.8

61

1130000

31

Игорь Акинфеев

Футболист

3.8

97

450000

32

Александр Цекало

Продюсер, телеведущий, актер

2.5

107

160000

33

Земфира

Рок-музыкант

2.3

117

2820000

34

Сергей Лазарев

Эстрадный певец, актер

1.1

119

1960000

35

Евгений Плющенко

Фигурист

1.4

119

260000

36

Михаил Галустян

Актер

2.7

61

820000

37

Валерий Гергиев

Дирижер

3.2

53

50000

38

Сергей Трофимов

Эстрадный певец

2.6

16

2610000

39

Максим Аверин

Актер, телеведущий

0.8

120

480000

40

Роман Павлюченко

Футболист

2.9

108

200000

41

Юрий Антонов

Эстрадный певец

2.8

48

1450000

42

Федор Бондарчук

Режиссер, сценарист, продюсер, актер, телеведущий

1

116

210000

43

Павел Воля

Телеведущий, актер, эстрадный певец

2.1

54

1190000

44

Олег Газманов

Эстрадный певец

2

61

1090000

45

Юрий Шевчук

Рок-музыкант

1

91

2790000

46

Андрей Кончаловский

Режиссер, сценарист, продюсер

1.6

72

340000

47

Гоша Куценко

Актер

1.4

71

380000

48

Дарья Донцова

Писатель, телеведущая

1.5

54

1220000

49

Сергей Шнуров

Рок-музыкант, композитор, телеведущий, актер

1.2

104

670000

50

Лариса Долина

Эстрадная певица

0.8

101

900000

Как можно заметить из таблицы, все три фактора рассматриваются одновременно, к примеру Николай Басков зарабатывает больше Филиппа Киркорова, но количество запросов в «Яндексе» и статей в прессе про него гораздо меньше, потому он и ниже в списке, Александр Цекало и Иван Ургант имеют одинаковый уровень дохода, но между их популярностью большая разница, потому их разделяют аж 17 пунктов рейтинга и т.д.

Заключение

Подводя итоги, скажем, что сложный на первый взгляд метод группировок используется в огромном количестве сфер нашей жизни, и хотя некоторые группировки, публикуемые в разных источниках, не всегда корректно составлены, заметим, что данный метод универсален и невероятно удобен для систематизации информации, с уменьшением у людей количества свободного времени группировки, составленные профессионалами, дают возможность человеку сэкономить большой запас времени, который он мог потратить на самостоятельное изучение признаков, по которым группировка составлялась. Данный факт еще раз подчеркивает удивительную пользу, которую приносит человечеству статистика.


Список использованных источников

Герчук Я.П. Графики в математическо-статистическом анализе. – М.: Статистика, 1972.

Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики. – М.:ИНФРА-М, 1996.

http://www.forbes.ru/rating/50-zvezd-2011/2011#pages-1

Принципы и этапы построения группировок