Управление снабжением на предприятии с использованием логистических методов

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Логистика

на тему: «Управление снабжением на предприятии

с использованием логистических методов»


Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Роль снабжения в экономике предприятия………………………………….5

Оценка и анализ поставщиков предприятия по результатам работы для принятия решений о продлении договорных отношений с одним из них……15

Заключение…………………………………………………………………….29

Список использованной литературы………………………………………...30

Введение

Ни одно предприятие, будь то производственное, торговое или относящееся к сфере услуг, не является самодостаточным. Все организации в разной степени зависят от сырья, материалов и услуг, которыми их обеспечивают другие организации (например, помещение, тепло, свет, средства связи, офисное оборудование и т. д.). Осуществление снабжения - одна из основных функций в каждой организации.

Термин "снабжение" имеет широкое значение. Оно может включать различные типы приобретений (закупку, аренду, выполнение по контракту и т. д.), а также связанные с этим операции (активности): выбор поставщиков, проведение переговоров, согласование условий, экспедирование, мониторинг показателей работы поставщиков, грузопереработку материалов, транспортировку, складирование и приемку товаров, полученных от поставщиков).

Как правило, снабжение самостоятельно не занимается перемещением материалов, а организует его. Оно информирует поставщиков о необходимости поставки тех или иных материалов, производит обмен прав собственности на материалы, т. е. в первую очередь связано с обработкой информации. В широком смысле снабжение образует основное звено между организациями, входящими в цепь поставок, и служит механизмом координации материального потока между потребителями и поставщиками. В каждой точке логистического канала снабжение отправляет назад по каналу сообщения о том, чего хотят потребители, и вперед - сообщение о том, что поставщики могут предложить. После этого начинаются переговоры, уточняющие условия каждой поставки.

Снабжение важно также потому, что на него приходится значительная доля общих расходов. Типичный производитель тратит 60% на материалы, потому снабжение непосредственно отвечает за большую часть расходов компании, и даже относительно небольшие улучшения в этой области могут принести существенные выгоды.

Роль снабжения в экономике предприятия.

Чтобы добиться максимально эффективной работы, многие компании прибегают к логистическим приемам в разных отраслях деятельности. Рассмотрим логистику системы снабжения.

Логистика закупок (снабжения), являясь первой логистической подсистемой, представляет собой процесс движения сырья, материалов, комплектующих и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия.1

Закупочный цикл – это система последовательных операций.

Прежде всего, нужно проанализировать необходимость и сроки закупок, учитывая корпоративные и внутренние интересы компании. А также проконтролировать размер требуемого заказа. Составлять заказ на поставку нужно, согласно специфике каждого отдела предприятия. При составлении специфического заказа нужно включить предоставление характеристик и стандартов требуемого вида услуг или товаров, а также дополнительных требований. Оговаривается возможность контроля качества выпускаемой продукции на разных стадиях ее изготовления.

Для эффективного функционирования логистики закупок необходимо знать, какие именно материалы необходимы для производства продукта, составить план закупок, обеспечивающий согласованность действий всех отделов и должностных лиц предприятия по решению следующих задач снабжения:

1.анализ и определение потребности, расчет количества заказываемых материалов;

2.определение метода закупок;

3.согласованность цены и заключение договора;

4.установление наблюдения за количеством, качеством и сроками поставок;

5.организация размещения товаров на складе.

Качественное планирование и информационное обслуживание логистики снабжения решает также задачу уравновешивания противоречия между необходимостью бесперебойного снабжения производства и минимизации складских запасов.

Анализ, определение потребности и расчеты количества заказываемых материалов.

В процессе планирования закупок необходимо определить:

  • какие материалы требуются;
  • количество материалов, которые понадобятся для производства продукта;
  • время, когда они понадобятся;
  • возможности поставщиков, у которых могут быть куплены товары;
  • требуемые площади складских помещений;
  • издержки на закупки;
  • возможности организации производства некоторых деталей на своем предприятии.

Определение метода закупок.

Выбор метода закупок зависит от сложности конечного продукта, от состава комплектующих изделий и материалов. Основными методами закупок являются:

  • оптовые закупки;
  • регулярные закупки мелкими партиями;
  • закупки по мере необходимости и различные комбинации перечисленных методов.

Наиболее часто используемые методы закупки товара:

1.Закупка товара одной партией
Метод предполагает поставку товаров большой партией за один раз (оптовые закупки).

2. Регулярные закупки мелкими партиями

В этом случае покупатель заказывает необходимое количество товаров, которое поставляется ему партиями в течение определенного периода.

3. Ежедневные (ежемесячные) закупки по котировочным ведомостям.

Такой метод закупки широко используется там, где закупаются дешевые и быстро используемые товары

4. Получение товара по мере необходимости.

5. Закупка товара с немедленной сдачей

Сфера применения этого метода — покупка нечасто используемых товаров, когда невозможно получать их по мере необходимости.

Документальное оформление заказа

Размещение заказа – это предоставление данных о наименовании, количестве и качестве товара, а также обсуждение сроков поставки с компанией-поставщиком.

Необходимо осуществлять контроль над процессом поставок. При этом следует обращать внимание на сроки выполнения поставок, на качество продукции, количество и ассортимент. Прием товара оформляется документально. В это время проверяется соответствие сопутствующих документов. И только после этого производится окончательный расчет по заказу.

Относительно ведения документации по закупкам руководителям соответствующих отделов целесообразно разрабатывать стандартные бланки, в которых рекомендуется включить:

1. Название документа (В целях выделения бланка заказа среди других документов необходимо обозначить его словом «Заказ» или «Заказ на поставку».)

2. Порядковый номер (Порядковый номер используется в документах, прилагаемых к копии заказа (товарно-транспортная накладная, грузовая таможенная декларация, счет-фактура и т. п.). Кроме этого, номер поможет быстро отыскать нужный документ.)

3. Название и адрес компании (Эти сведения информируют поставщика о том, с кем ему предстоит иметь дело, куда поставлять товар и куда посылать счет)

4. Ответственность за заказ (В бланке заказа укажите должностное лицо, с которым поставщик может выяснить все вопросы, связанные с заказом.)

5. Дату, наименование и адрес поставщика

6. Сроки поставки и количество поставляемых товаров

7. Описание товаров (Необходимые товары должны быть четко определены в заказе на поставку с соответствующими ссылками на предложение о закупках, заявку или спецификацию)

8. Адрес поставки (В случаях когда адрес поставки отличается от основного адреса компании, названного в бланке заказа, необходимо его указать)

9. Цену

10. Расчетный счет (Чтобы не возникали различные финансовые недоразумения, необходимо указать свои банковские реквизиты.)

Работа с поставщиками.

Логистика снабжения предусматривает работу с внешними партнерами и поставщиками, особенно при принятии важных производственных решений.

Сначала составляется список потенциальных поставщиков. Затем проводится анализ их деятельности на предмет соответствия требованиям заказчика. Далее осуществляется непосредственный выбор поставщика. При выборе поставщика оценивается его надежность, обеспечение высокого качества предоставляемых товаров или услуг и рассматривается возможность долгосрочного сотрудничества с ним. Предусматривается обмен информацией. Обращается внимание на лояльность ценовой политики и возможность предоставления рассрочек по платежам. Все операции при работе с поставщиком оформляются документально, в виде контрактов.

Основные требования к выбору поставщика

Процедура получения и оценки предложений от потенциальных поставщиков:

1. Конкурсные торги.

Конкурсные торги (тендеры) - поиска потенциальных поставщиков. Проводятся в случае закупки сырья, материалов, комплектующих на большую денежную сумму, или если предполагается наладить долгосрочные связи между поставщиком и потребителем.

Проведение тендера включает следующие этапы:

1. Реклама.

2. Разработка тендерной документации.

3. Публикация тендерной документации.

4. Приемка и вскрытие тендерных предложений.

5. Оценка тендерных предложений.

6. Подтверждение квалификации участников торгов.

7. Предложение и присуждение контракта.

Основные правила процедуры оценки тендерных предложений:

  • предварительное назначение членов тендерного комитета, проводящего оценку предложений;
  • рассмотрение только тех предложений, которые отвечают требованиям, изложенным в тендерной документации;
  • безусловное следование объявленным в тендерной документации процедурам оценки;
  • отсутствие каких-либо переговоров с участниками торгов. Тендерный комитет составляет отчет об оценке тендерных предложений, в котором должно быть показано, как оценивались тендерные предложения, обоснованы причины отклонения предложения и даны рекомендации по присуждению контракта.

Победителем конкурсных торгов признается участник, представивший наиболее выгодное, отвечающее квалификационным требованиям тендерное предложение.

2. Письменные переговоры между поставщиком и потребителем.

Первый способ — когда инициатива вступления в переговоры исходит от продавца товара. Он рассылает потенциальным покупателям своей продукции свои предложения (или оферты).

Твердая оферта - направляется только одному покупателю с указанием срока действия оферты, в течение которого продавец не может изменить свои условия.

Свободная оферта - не включает в себя никаких обязательств продавца по отношению к покупателю.

При втором способе организации письменных переговоров между поставщиком и потребителем инициатива вступления в переговоры исходит от покупателя. Он рассылает потенциальным поставщикам коммерческое письмо или запрос, главной целью которого является получение предложения (оферты).

Таким образом, применение логистических приемов в системе снабжения позволит повысить уровень деятельности компании. При этом нужно грамотно выбирать партнеров для долгосрочного сотрудничества. А для этого требуется разработать систему обмена информацией между партнерами на разных уровнях; разработать гибкую систему скидок, тарификации и надбавок; координировать действия с целью повышения качества конечного продукта.

Организация снабжения