И. Шумпетер об инновациях и их роли в экономическом развитии
red46;;;;;МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт экономики, управления и финансов
Кафедра менеджмента и экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по макроэкономике
И. Шумпетер об инновациях и их роли в экономическом развитии
Выполнила студентка: Кузвесова В.А.
гр. ГСП, 1 курс
ИЭФМ
зачетная книжка №__2013-07
Научный руководитель:
_к.п.н.,_доцент. Галушко Н.А._
Екатеринбург 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..
- Теоретическая часть
1.1 Краткая биография И. Шумпетера…………………………………..
1.2 Понятие инноваций…………………………………………….
1.3 Теория экономического развития………………………………
2. Аналитическая часть
2.1 Роль инноваций в экономическом развитии……………………………
2.2 Анализ экономического развития в мире
Заключение…………………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………
Введение
Существенный вклад в теории роста был внесен Йозефом Алоизом Шумпетером, прежде всего благодаря работе «Теория экономического развития», опубликованной в 1939 году. Именно Шумпетер ввел в экономическую науку понятие «инновации» и абсолютно по-новому рассмотрел значение предпринимателя с точки зрения экономического роста. Исходным пунктом, по Шумпетеру, было чистое равновесие, или стабильное состояние экономики. С его точки зрения, двигателем «развития» (в противовес привычному росту) были изменения в экономической сфере. Они были вызваны разными причинами (например, внезапные открытия новых источников предложения), но основной была предпринимательская новация, которая и обусловливала развитие. Движущей силой развития в теории Шумпетера выступает предприниматель, причем предприниматель-новатор, творческая личность. Ему свойственны инициатива, дар предвидения, склон ость к риску. В этом плане предприниматель отличается от простого собственника современным языком инвестора, который лишь передает свои средства в управление, хотя зачастую собственник и предприниматель могут быть и одним субъектом.
4. Получение доступа к новому источнику сырья; 5. Создание новой формы организации фирмы (в том числе обеспечивающей монопольное положение фирмы на рынке или подрыв чужой монополии). Именно эти конкретные формы экономических изменений он и рассматривал как развитие. На уровне макроэкономики развитие имеет место в случае массового осуществления предпринимателями «новых комбинаций». Необходимым условием экономического развития является развитость кредитного рынка и доступность кредита для предпринимателей. Схожие идеи, связанные с ролью кредита в развитии экономики, присутствовали в рамках немецкой исторической школы, в частности у Бруно Гильденбранда. Наличие кредита позволяет отказаться от накопления первоначального капитала и тем самым облегчает новаторам доступ на рынок для практической реализации идей. ШумпетерЙ. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. С. 159. |
Краткая биография
Йозеф Алоиз Шумпетер (нем. Joseph Alois Schumpeter; 8 февраля 1883 8 января 1950) австрийский и американский экономист, социолог и историк экономической мысли. Популяризировал термин «Креативное разрушение» в экономике, и термин «Элитарная демократия» в политологии.
В 1986 году в честь заслуг экономиста и для изучения его творчества было создано «Международное общество Йозефа Шумпетера»; в2001 году в Берлине основан Институт Шумпетера. Часть личной библиотеки учёного хранится в токийском университете Хитоцубаси(библиотека Шумпетера). В 2004 году в доме, где родился экономист (в городе Трешть) президентом Чехии В. Клаусом был открыт Музей Шумпетера (Rodn dm J. A. Schumpetera).
Окончил Венский университет, преподавал в университетах Граца и Бонна (1925), а затем в Гарварде (1932), где получил широкую известность благодаря своим исследованиям теории капитализма и циклов деловой активности. Президент Эконометрического общества (1940). Президент Американской экономической ассоциации в 1948 году. «История экономического анализа» («History of Economic Analysis», 1954) вышла после смерти автора под редакцией вдовы ученого Элизабет Шумпетер также квалифицированного экономиста, автора работы «Статистика английской заморской торговли с 1697 по 1808 гг.» («English Overseas Trade Statistics, 1697», 1960).
Основные работы:
- Теория экономического развития (Theorie der wirtschaftlichen Entwicklung, 1912). На русском языке книга вышла в 1982 г. в московском издательстве «Прогресс». В 2007 году книга переиздана в издательстве "Эксмо"
- Бизнес-циклы: теоретический, исторический и статистический анализ капиталистического процесса", в 2-х тт. (Business Cycles: a Theoretical, Historical, and Statistical Analysis of the Capitalist Process, 1939).
- Капитализм, социализм и демократия (Capitalism, Socialism and Democracy, 1942).
- Десять великих экономистов (Ten Great Economists, 1951).
Шумпетер центральное место в динамике экономических процессов отводит предпринимательской функции. Для отображения реалий конца XIX - начала XX века он выдвинул теорию "эффективной конкуренции" - плодотворное взаимодействие сил монополии и конкуренции, базирующихся на инновациях и обеспечивающих экономическое развитие.
В динамической концепции цикла он рассматривает цикличность как закономерность экономического роста. Согласно Шумпетеру, движущая сила процветания - инвестиции в основной капитал, которые служат воплощению инноваций.
Умер Шумпетер в Таконике (шт. Коннектикут) 8 января 1950
Понятие инновации, виды, классификация
Под инновацией (англ. innovation нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятия «новшество», «нововведение», «инновация» нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия. Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Словосочетание «нововведение» в буквальном смысле означает процесс использования новшества. С момента принятия к внедрению новшество приобретает иное качество и становится нововведением (инновацией).
Понятие инновации как экономической категории ввел в научный оборот австрийский экономист И. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. инноваций:
- использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
- внедрение продукции с новыми свойствами;
- использование нового сырья;
- изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении;
- появление новых рынков сбыта.
В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде:
- нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке;
- нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности;
- нового подхода к социальным услугам .
В современных условиях экономического хозяйствования внедрение инноваций является одним из решающих факторов активизации конкурентных преимуществ российских производителей, укрепления их экономической самостоятельности и рыночных позиций.
Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для современной экономики в России, хотя отдельные элементы, отражающие процессы управления научно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и техники в производство, исследовались в централизованно управляемой экономике.
Инновация форма управляемого развития уже существующих систем либо процесс, в ходе которого инновационный продукт доводится до стадии практического применения и обеспечивает рыночный успех.
Исследования, проводимые в области оценки конкурентоспособности стран показали, что основной стратегией развития предприятий и соответственно стран, обусловливающих их приоритетное положение, является использование политики управления, основанной на следующих принципах:
- рациональное использование природных и климатических ресурсов;
- использование накопленного богатства;
- привлечение инвестиций;
- поддержка инноваций.
В этой связи роль инновационного менеджмента как фактора эффективного развития организации и формирования конкурентных преимуществ, несомненно, возрастает.
К числу наиболее важных практических задач инновационного менеджмента относится формирование эффективной системы управления инновационными процессами, которая предполагает:
- разработку соответствующей теоретической базы инновационного менеджмента;
- обоснование методов решения существующих в этой области проблем;
- выработку методологии оценки эффективности и инструментов воздействия на инновационные процессы.
Это объясняется тем, что инновационный менеджмент определяет перспективное развитие экономической системы и формирует специфику и характер факторов, влияющих на содержание проблем.
Эффективность инновационных процессов на предприятии зависит от используемых приемов и методов формирования стратегии, определяемых состоянием и статусом организации в инновационной сфере, категорией инновационного продукта, видом разрабатываемых новшеств, степенью применения результатов НИР в производственном процессе.
Классификация инноваций