И. Шумпетер об инновациях и их роли в экономическом развитии

red46;;;;;МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт экономики, управления и финансов

Кафедра менеджмента и экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

по макроэкономике

И. Шумпетер об инновациях и их роли в экономическом развитии

Выполнила студентка: Кузвесова В.А.

гр. ГСП, 1 курс

ИЭФМ

зачетная книжка №__2013-07

Научный руководитель:

_к.п.н.,_доцент. Галушко Н.А._

Екатеринбург 2014

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..

  1. Теоретическая часть

1.1 Краткая биография И. Шумпетера…………………………………..

1.2 Понятие инноваций…………………………………………….

1.3 Теория экономического развития………………………………

2. Аналитическая часть

2.1 Роль инноваций в экономическом развитии……………………………

2.2 Анализ экономического развития в мире

Заключение…………………………………………………………………

Список используемой литературы………………………………………

Введение

Существенный вклад в теории роста был внесен Йозефом Алоизом Шумпетером, прежде всего благодаря работе «Теория экономического развития», опубликованной в 1939 году.

Именно Шумпетер ввел в экономическую науку понятие «инновации» и абсолютно по-новому рассмотрел значение предпринимателя с точки зрения экономического роста.

Исходным пунктом, по Шумпетеру, было чистое равновесие, или стабильное состояние экономики. С его точки зрения, двигателем «развития» (в противовес привычному росту) были изменения в экономической сфере. Они были вызваны разными причинами (например, внезапные открытия новых источников предложения), но основной была предпринимательская новация, которая и обусловливала развитие.

Движущей силой развития в теории Шумпетера выступает предприниматель, причем предприниматель-новатор, творческая личность. Ему свойственны инициатива, дар предвидения, склон ость к риску. В этом плане предприниматель отличается от простого собственника современным языком инвестора, который лишь передает свои средства в управление, хотя зачастую собственник и предприниматель могут быть и одним субъектом.
Стимулом к предпринимательской деятельности у Шумпетера выступает монопольная прибыль, причем достигаемая за счет инновативной деятельности. Это возможно лишь за счет творческого подхода, иного, чем у Кейнса, толкования «духа жизнерадостности» (animal spirit). Именно возможность самореализации, стремление к успеху, преодолению трудностей и способствуют достижению монопольной прибыли. Монополия, с точки зрения Шумпетера, является положительным моментом, поскольку достигается за счет осуществления новых комбинаций факторов производства, революционных изменений в технике, технологии производства, создания новых товаров, освоения новых рынков и т. д. Именно такие постоянные инновации, которые осуществляются в производственном процессе, в механизме реализации продукции, являются, по Шумпетеру, главным источником прибыли. Но поскольку на рынке существуют «толпы предпринимателей», данная монопольная ситуация (эффективная монополия) не вечна. Конку рентный рыночный механизм автоматически ведет к внедрению аналогичных инноваций другими предпринимателями (при этом те, кто не делает этого, просто «выбывают из игры») и к переходу всего хозяйственного кругооборота на «новую траекторию».
Развитие, по Шумпетеру, - это построение новых комбина ций из имеющихся в распоряжении предпринимателя производст венных ресурсов. «Осуществление новых комбинаций» охватывает, согласно Шумпетеру, пять случаев:
1. Создание нового продукта («потребительского блага»);

  1. Внедрение нового метода производства;
  2. Освоение нового рынка сбыта;

4. Получение доступа к новому источнику сырья;

5. Создание новой формы организации фирмы (в том числе обеспечивающей монопольное положение фирмы на рынке или подрыв чужой монополии).

Именно эти конкретные формы экономических изменений он и рассматривал как развитие. На уровне макроэкономики развитие имеет место в случае массового осуществления предпринимателями «новых комбинаций». Необходимым условием экономического развития является развитость кредитного рынка и доступность кредита для предпринимателей. Схожие идеи, связанные с ролью кредита в развитии экономики, присутствовали в рамках немецкой исторической школы, в частности у Бруно Гильденбранда. Наличие кредита позволяет отказаться от накопления первоначального капитала и тем самым облегчает новаторам доступ на рынок для практической реализации идей. ШумпетерЙ. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. С. 159.

В теории Шумпетера не было сокращающихся доходов по отношению к новации, но, несмотря на это, в своей теории он рас сматривал долгосрочные факторы, которые тормозили рост благосостояния. В большей мере эти факторы зависят от социально-культурных изменений: рост предприятия приводит к замене предпринимательских функций менеджерскими, т. е. скорее к администрированию, чем к творчеству. Менеджеры, в свою очередь, менее склонны к новациям; рост производства не «успевает» за ростом в целом, а, как следствие, постоянно высокая индустриальная концентрация и высокая прибыль ослабляют стимулы к новациям; развитие капитализма приводит к краху общественных и семейных отношений и по мере развития становится обузой для интеллигенции и в дальнейшем приводит к изменению в семейных отношениях и снижению доли предпринимателей;
в конечном счете поток идей иссякает, что ведет к цикличности экономического развития, снижению темпов роста и кризисам.
В целом такая последовательная стадия сменяющих друг друга циклов эффективной монополии и эффективной конкуренции и обеспечивает экономический рост на новой спирали развития.

Краткая биография

Йозеф Алоиз Шумпетер (нем. Joseph Alois Schumpeter; 8 февраля 1883 — 8 января 1950) —австрийский и американский экономист, социолог и историк экономической мысли. Популяризировал термин «Креативное разрушение» в экономике, и термин «Элитарная демократия» в политологии.

В 1986 году в честь заслуг экономиста и для изучения его творчества было создано «Международное общество Йозефа Шумпетера»; в2001 году в Берлине основан Институт Шумпетера. Часть личной библиотеки учёного хранится в токийском университете Хитоцубаси(библиотека Шумпетера). В 2004 году в доме, где родился экономист (в городе Трешть) президентом Чехии В. Клаусом был открыт Музей Шумпетера (Rodn dm J. A. Schumpetera).

Окончил Венский университет, преподавал в университетах Граца и Бонна (1925–), а затем в Гарварде (1932–), где получил широкую известность благодаря своим исследованиям теории капитализма и циклов деловой активности. Президент Эконометрического общества (1940—). Президент Американской экономической ассоциации в 1948 году. «История экономического анализа» («History of Economic Analysis», 1954) вышла после смерти автора под редакцией вдовы ученого Элизабет Шумпетер —также квалифицированного экономиста, автора работы «Статистика английской заморской торговли с 1697 по 1808 гг.» («English Overseas Trade Statistics, 1697—», 1960).

Основные работы:

  • Теория экономического развития (Theorie der wirtschaftlichen Entwicklung, 1912). На русском языке книга вышла в 1982 г. в московском издательстве «Прогресс». В 2007 году книга переиздана в издательстве "Эксмо"
  • Бизнес-циклы: теоретический, исторический и статистический анализ капиталистического процесса", в 2-х тт. (Business Cycles: a Theoretical, Historical, and Statistical Analysis of the Capitalist Process, 1939).
  • Капитализм, социализм и демократия (Capitalism, Socialism and Democracy, 1942).
  • Десять великих экономистов (Ten Great Economists, 1951).

Шумпетер центральное место в динамике экономических процессов отводит предпринимательской функции. Для отображения реалий конца XIX - начала XX века он выдвинул теорию "эффективной конкуренции" - плодотворное взаимодействие сил монополии и конкуренции, базирующихся на инновациях и обеспечивающих экономическое развитие.

В динамической концепции цикла он рассматривает цикличность как закономерность экономического роста. Согласно Шумпетеру, движущая сила процветания - инвестиции в основной капитал, которые служат воплощению инноваций.

Умер Шумпетер в Таконике (шт. Коннектикут) 8 января 1950

Понятие инновации, виды, классификация

Под инновацией (англ. innovation — нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятия «новшество», «нововведение», «инновация» нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия. Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Словосочетание «нововведение» в буквальном смысле означает процесс использования новшества. С момента принятия к внедрению новшество приобретает иное качество и становится нововведением (инновацией).

Понятие инновации как экономической категории ввел в научный оборот австрийский экономист И. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. инноваций:

  1. использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
  2. внедрение продукции с новыми свойствами;
  3. использование нового сырья;
  4. изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении;
  5. появление новых рынков сбыта.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде:

  • нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке;
  • нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности;
  • нового подхода к социальным услугам .

В современных условиях экономического хозяйствования внедрение инноваций является одним из решающих факторов активизации конкурентных преимуществ российских производителей, укрепления их экономической самостоятельности и рыночных позиций.

Инновационный менеджмент — сравнительно новое понятие для современной экономики в России, хотя отдельные элементы, отражающие процессы управления научно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и техники в производство, исследовались в централизованно управляемой экономике.

Инновация — форма управляемого развития уже существующих систем либо процесс, в ходе которого инновационный продукт доводится до стадии практического применения и обеспечивает рыночный успех.

Исследования, проводимые в области оценки конкурентоспособности стран показали, что основной стратегией развития предприятий и соответственно стран, обусловливающих их приоритетное положение, является использование политики управления, основанной на следующих принципах:

  • рациональное использование природных и климатических ресурсов;
  • использование накопленного богатства;
  • привлечение инвестиций;
  • поддержка инноваций.

В этой связи роль инновационного менеджмента как фактора эффективного развития организации и формирования конкурентных преимуществ, несомненно, возрастает.

К числу наиболее важных практических задач инновационного менеджмента относится формирование эффективной системы управления инновационными процессами, которая предполагает:

  • разработку соответствующей теоретической базы инновационного менеджмента;
  • обоснование методов решения существующих в этой области проблем;
  • выработку методологии оценки эффективности и инструментов воздействия на инновационные процессы.

Это объясняется тем, что инновационный менеджмент определяет перспективное развитие экономической системы и формирует специфику и характер факторов, влияющих на содержание проблем.

Эффективность инновационных процессов на предприятии зависит от используемых приемов и методов формирования стратегии, определяемых состоянием и статусом организации в инновационной сфере, категорией инновационного продукта, видом разрабатываемых новшеств, степенью применения результатов НИР в производственном процессе.

Классификация инноваций