Мир «цвета плесени» (о пошлости и «буржуазном сюжете», Г. Флобер)


Отношение Флобера к истории и современной ему французской действительности было крайне пессимистичным. Он был уверен, что "самое значительное в истории - это маленькая человеческая часть (может быть, три-четыре сотни людей в столетие)... Они-то и создали все". К "нижней части социального тела", то есть к народу, он относился с недоверием и не считал его способным к созидательной деятельности. С его точки зрения, история движется по замкнутому кругу, изменяя только свои внешние формы и оставляя без изменений свою внутреннюю сущность. Отсюда вывод: революция - это бессмысленная трата внутренних сил и энергии народа. Поэтому и политику он откровенно игнорировал и презирал.

Мир, в котором жил писатель, то есть мир "цвета плесени", вызывал у него только разочарование. "Фальшивая армия, фальшивая политика, фальшивая литература, фальшивый кредит, даже куртизанки - и те фальшивые!" - скептически иронизировал Флобер. Все буржуазное вызывало у него раздражение и отвращение. "Буржуазность" он ненавидел лютой ненавистью, понимая ее не как классовую, а как антидуховную категорию, характеризуя этим понятием тупость, ограниченность и бескультурье современного ему общества, в том числе и пролетариев, и представителей среднего класса, не говоря уже об аристократии, которая, по его мнению, давно выродилась.

Ненависть к миру "цвета плесени" перерастает у писателя в ненависть ко всей цивилизации вообще. Этому обуржуазившемуся миру он противопоставляет искусство, "Фабрикант и промышленник - это мой портной и сапожник; но ты, Шекспир, ты - мой ангел и моя любовь", - заявляет Флобер. Вместе с тем культ искусства не был для писателя средством ухода от действительности. Скорее наоборот: с помощью искусства он исследует действительность, проникает в ее самые сокровенные и, отталкиваясь от нее, создает художественное инобытие этой действительности. Поэтому именно мир "цвета плесени", каким его увидел и художественно изобразил Флобер, принес ему мировую славу.

Роман (бессмертное произведение)ы "Госпожа Бовари" (1857) и "Воспитание чувств" (1869), повесть "Простая душа" (1877), а также последний роман писателя "Бувар и Пекюше", который так и остался незавершенным, - реалистические произведения с "буржуазным сюжетом". Флобер обратился к современности, к "буржуазному сюжету", как к символу и гарантии художественной правдивости.

В этих произведениях писателя наиболее полно проявились черты, которые ознаменовали новый этап в развитии реализма. Они ясно видны при сопоставлении героев Бальзака и Флобера. Бальзаковский Растиньяк умен, энергичен, дерзок, полон надежд, он готов к схватке со всем миром и отчаянно сражается за свое место под солнцем. Герои же Флобера - Шарль Бовари, Фредерик Моро и др. - лишены каких бы то ни было талантов. Они являются сущностью того, что писатель назвал миром "цвета плесени". Их образы - депоэтизированные и дегероизированные - яркая и точная характеристика современной Флоберу буржуазной действительности.