Потребительский спрос и предложение на потребительском рынке в современной России

red54;; Введение

В данной работе рассматривается тема «Потребительский спрос и предложение на внутреннем рынке». Рыночный спрос формируется на основе решений, принимаемых множеством отдельных лиц, которые руководствуются своими потребностями и наличными средствами.

Но для того чтобы распределить свои средства между разнообразными потребностями, необходимо иметь какую-то общую основу для их сопоставления. В качестве такой основы в конце XIX в. экономисты приняли полезность.

Состояние индивидуального рынка (рынка отдельного товара или услуги) зависит от поведения покупателей и продавцов. Рациональный потребитель (покупатель) при имеющемся у него бюджетном ограничении будет максимизировать совокупную полезность, 1) распределяя свой доход так, чтобы соотношения Предельных полезностей потребляемых им товаров в расчете на цену этих товаров были бы равны или 2) приобретая набор товаров, соответствующий точке касания бюджетной линией наивысшей из всех доступных ему кривых безразличия.

Актуальность исследования определяется тем, что формирование спроса и предложения на внутреннем рынке является проблемой сложной и многогранной. Переход к социально-ориентированной рыночной экономике требует поиска новых вариантов решения проблемы регулирования производства потребительских товаров и потребления населения. Сложность обусловлена быстрой изменчивостью спроса и потребностей, трудностями точного определения, учета, измерения и прогнозирования потребительского рынка, связанными с кризисами и падением производства потребительских товаров, что предопределило значительную зависимость внутреннего рынка, как непродовольственных, так и продовольственных товаров от зарубежных товаропроизводителей.

Вопросы формирования и развития рынка, его места и роли в рыночной экономике всегда вызывали значительный интерес экономистов. Методологические основы научного исследования этих проблем заложены в трудах классиков политической экономии - А. Смита, Д. Рикардо, Ж.-Б. Сэя, К. Маркса и других.

У истоков теории рынков, функционирования рыночного механизма в ее современном виде стояли известные экономисты неоклассической школы -А. Маршалл, Ф, Хайек. Позднее значительный вклад в ее разработку внесли Дж. Кейнс, М. Фридмен, А. Лаффер, Дж. Гилдер, Д. Гэлбрейт, У. Ростоу, Я. Тинберген и другие.

В последние годы в зарубежной экономической литературе появилась серия публикаций, посвященных рынку и проблемам рыночной экономики. К их числу можно отнести работы С. Фишера, Р. Дорнбуша, Р. Шмалензи, Дж. Стенлейка, К.Р. Макконнелла, С.А. Брю, Э.Дж. Долана и другие.

Пробуждение экономической мысли в России тесно связано с образованием всероссийского рынка и возникновением мануфактур в XVII веке.

Глубокий след в изучении рынка оставили такие экономисты и мыслители как, И.Т. Посошков, В.Н. Татищев, А.Н. Радищев, А.А. Чупров, М.И. Ту-ган-Барановский, В.А. Базаров (Руднев) и Е.А. Преображенский.

Основным фактором, определяющим спрос потребителя, является цена. Между ценой и спросом существует обратная зависимость. Кроме цен на спрос влияют: предпочтения покупателей, их доходы, цены других товаров, ожидания покупателей. Степень изменения спроса под влиянием изменения факторов спроса называется эластичностью, которая измеряется коэффициентом эластичности. Различают: ценовую эластичность спроса, перекрестную эластичность и эластичность по доходу.

Ценовая эластичность спроса зависит от наличия заменителей, доли товара в бюджете, степени необходимости товара и др.Так же, как и спрос, предложение зависит от цены. Между ценой и предложением существует прямая зависимость. Важнейший неценовой фактор, влияющий на предложение - это издержки производства. Степень изменения предложения при изменении цены измеряется коэффициентом эластичности предложения. Эластичность предложения зависит прежде всего от времени, имеющегося у производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цены.

В настоящее время в нашей стране экономическое и социальное развитие общества, проводимые реформы не могут идти в разрез с требованием достижения высокого уровня жизни всех слоев населения, повышения жизненного стандарта, одной из сторон проявления которого является потребление.

Цель работы–проанализировать потребительский спрос и предложение на внутреннем рынке.

Задачи, решаемые в ходе работы:

–уточнить и дать общие понятия спроса и предложения;

–проанализировать особенности потребительского спроса в современной России и факторы, оказывающие на него влияние;

–оценить внутренний потребительский рынок в России, охарактеризовать потребительское поведение.

Объект исследования–потребительский спрос и предложение.

Предмет исследования– потребительский спрос и предложение на потребительском рынке в современной России.

Исследование осуществлялось на основе системного подхода. В качестве инструментов исследования использовались приемы и методы экономического познания (анализ и синтез), а также логического, статистического (исчисление средних величин, сопоставление процентных соотношений и динамики роста), причинно-следственного анализа.

Информационную базу исследования составляют тексты (статьи, доклады, комментарии и т.п.) ученых (политологов, экономистов, социологов) и экспертов, представителей аналитических центров и структур, результаты ранее проведенных исследований по вопросам возникновения и развития рыночной экономики, формированию спроса и предложения на рынке потребительских товаров.

Современное состояние экономической и социальной сфер Российской Федерации во многом напоминает ситуацию в развивающихся странах в 70-80-е гг. XX в., к которой они пришли после оказанной Западом экономической помощи: усиливающаяся с каждым годом дифференциация населения, бедность, долговое бремя, разрушение экономики. Нищета, захлестнувшая Россию в последние годы, заставляет переосмыслить многие вопросы нашего бытия, в первую очередь о рыночном переустройстве общества, а потребительский рынок отражает достижения и неудачи проводимых преобразований.

За годы реформ благодаря свободе цен, торговли он подвергся существенным изменениям: появилось много новых торговых площадей и точек, переоснащены и модернизированы старые, рынок насыщен товарами в пестрых, привлекающих взгляд упаковках. Именно это разнообразие, отсутствие изнурительных очередей создает впечатление благополучия общества. В целом предложение товаров и услуг стало значительно шире. Вместе с тем исчезли многие привычные торговые площади или они расширились и перепрофилировались, резко сократился ассортимент отечественных товаров. Они растворились в общей кричащей массе товаров и часто сами приобрели вызывающий вид. Многие из них теперь приходится покупать целенаправленно, как это происходило с потребительским импортом раньше.

Рассмотрим подробнее потребительский спрос и предложение на внутреннем рынке.

  1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ИХ ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТЬ

1.1. Понятие спроса и предложения

Спросом называется количество товара, которое будет куплено по определенной цене за определенный период.

Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров, снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И, напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Короче, существует отрицательная, или обратная, связь между ценой и величиной спроса. Экономисты назвали эту обратную связь законом спроса. Что лежит в основе этого закона? Чтобы ответить на этот вопрос, можно использовать несколько уровней аргументации.

) Здравый смысл и элементарное наблюдение действительности согласуется с тем, что нам показывает нисходящая кривая спроса: с ростом цены товара его покупают меньше, т.е. спрос снижается и наоборот при снижении цены товара, покупают больше т.е. спрос растет. Иными словами, высокая цена отбивает у потребителей охоту покупать, а низкая цена усиливает их желание совершить покупки. Уже тот факт, что фирмы устраивают «распродажи», служит наглядным свидетельством их веры в закон спроса. «Дни торговли по сниженным ценам» основаны на законе спроса. Предприятия сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем их снижения.

) В любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности от каждой последующей единицы продукта. Например, второй «Биг Мак» (котлета «Большой Макдональд») дает меньше удовлетворения потребителю, чем первый; третий принесет еще меньше удовлетворения или полезности, чем второй и т.д. Отсюда следует, что, поскольку, потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности - то есть принципа, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньше и меньше удовлетворения, –потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.

) На несколько более высоком уровне анализа закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене, человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. То есть, снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, а поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде. Более высокая цена приводит к противоположному результату. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми. Эффект дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителя возникает способность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене[1,С.480]

Предложением называется количество товара или услуги, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период. Зависимость между ценой и предложением уже не обратная, а прямая. Закон предложения гласит: предложение, при прочих равных условиях, изменяется в прямой зависимости от изменения цены.

Иными словами, у каждого продавца объем предложения будет меняться в зависимости от цены: чем выше цена, тем, при прочих равных условиях, выше размер предложения на рынке данного товара.

Реакция предложения на цену объясняется тем, что, во-первых, фирмы, занятые в отрасли, при повышении цены задействуют резервные (если таковые имеются) или быстро вводимые новые мощности, что приведет к увеличению предложения. Во-вторых, в случае продолжительного и устойчивого повышения цены в эту отрасль устремятся другие производители, что еще более увеличит производство и предложение.

Однако в краткосрочном плане увеличение предложения не всегда наступает немедленно за повышением цены, так как может не оказаться резервов для увеличения производства (имеющееся оборудование работает с максимальной загрузкой в три рабочих смены), а расширение мощностей (включая найм дополнительной рабочей силы и др.) и перелив капитала из других отраслей обычно не могут быть осуществлены в короткие сроки. Но в долгосрочном плане увеличение предложения всегда следует за повышением цены.

Предложение, так же как и спрос, может изменяться под влиянием неценовых факторов:

а) изменения издержек производства в результате технических нововведений, изменения источников ресурсов, налоговой политики, стоимости факторов производства. Повышение издержек сдвинет кривую предложения влево, снижение —вправо;

б) выхода на рынок новых фирм, что увеличит предложение вне зависимости от цен;

в) изменения цен на другие товары, приводящего к переливу ресурсов (уходу фирм из отрасли), что уменьшит предложение;

г) природных катастроф, политических действий, войн, разрушающих экономику, что вызовет сокращение предложения.

Предложение, как и спрос, может быть индивидуальным (один продавец), рыночным (один рынок) и совокупным (множество товаров и рынков).

1.2 Поведение потребителя и классификация спроса.

«Поведение потребителей» (ПП)–это прикладная научная дисциплина. Это означает, что она служит своего рода посредником между фундаментальными науками и практикой, переводя их очень широкие, абстрактные категории на более конкретный уровень.

Поведение потребителя– это деятельность, направленная непосредственно на получение, потребление и распоряжение продуктами и услугами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим действиям и следуют за ними.

Что такое потребление? Традиционно оно рассматривалось как способ удовлетворения базисных человеческих потребностей посредством разового или длительного потребления–уничтожения товаров. Так, потребляя хлеб, вы его уничтожаете, потребляя одежду, вы ее изнашиваете.

Однако изучение потребления в развитых странах современного Запада привело ряд исследователей к выводу, что потребление становится для широких масс населения прежде всего производством символов (Baudrillard 1996). Человек покупает модную одежду, чтобы все видели его современность, и избегает экстравагантной, чтобы не прослыть чудаком и т.д. Иначе говоря, человек, потребляя, стремится сообщить окружающим какую-то информацию о себе, таким способом он пишет своеобразный текст.

В науках об обществе конца ХХ в. потребление рассматривается как социальный и культурный процесс, включающий культурные знаки и символы, а не просто экономический утилитарный процесс. Как в развитых капиталистических, так и в преимущественно аграрных странах достаточно много групп людей, чье потребление предопределяется в основном их экономическим положением, а не социальной и культурной практикой, связываемой с идеологией современногопотребительства. Однако и они, даже если не в состоянии покупать товары, виденные в фильмах, в прессе, могут стремиться к их приобретению. Таким образом, потребление обусловлено не только, а часто и не столько базовыми потребностями, сколько символическим смыслом, который культура общества вкладывает в вещи.

Правда, не стоит от одной крайности (потребления только предметов) переходить, как это часто делается, к другой (пониманию потребления как исключительно производства символов). Люди потребляют и для того, чтобы просто выжить (даже самые богатые испытывают чувство голода и холода), и для того, чтобы общаться друг с другом через производимые в процессе потребления символы. Сказать, что автомобиль – это только средство передвижения, значит так же далеко отойти от реальности, как и утверждая, что это только предмет роскоши. Самый элементарный предмет потребления, удовлетворяющий базовую потребность, символичен, а самая символическая вещь несет печать утилитарности. Автомобиль не только облегчает жизнь человека, но является символом, с помощью которого окружающим вольно или невольно передается информация о владельце: его экономическом положении, вкусах, часто претензиях, а то и комплексах.

Потребление– это процесс, включающий в себя целый ряд частных процессов: выбор товара или услуги, покупка, использование, поддержание вещи в порядке, ремонт и распоряжение.

Итак, предметом ПП является рыночное поведение человека как потребителя конечной продукции.

От конечного потребителя надо отличать покупателей –производителей и посредников. Логика их поведения совершенно иная, и ее нельзя изучать одновременно с поведением конечных потребителей.

Клиент– это тот, кто покупает товары или услуги определенной компании. Понятия потребителя (англ. - consumer) и клиента (англ. - customer) очень близки. Отличие состоит в том, что клиент - это потребитель продукции определенной фирмы. Клиент - частная разновидность потребителя.

Потребность на рынке трансформируется в покупательский спрос. Спрос конкретизирует потребность, очерчивает ее границы, делает измеримой. Объем спроса выражается количеством продуктов и услуг, которое может быть приобретено потребителями за какой-то период при определенном уровне цен и дохода. Спрос – движущая сила рынка. Рыночный механизм приводит к сбалансированию спроса и предложения, важную регулирующую роль в этом процессе играет маркетинг. В основе маркетинговой системы регулирования лежит закон спроса, распределение товара между потребителями.

Классификация спроса:

* по формам образования: потенциальный (закрытый) – существующий на фазе разработки товара, когда товар еще не выведен на рынок, но уже сформировалась группа потребителей, готовых покупать его;

*формирующийся – возникающий на этапе выведения товара на рынок, когда складываются взгляды, мнения потребителей: сложившийся - когда у большинства потребителей сложилось устойчивое положительное отношение к товару, сезонный - постоянные, повторяющиеся колебания спроса;

*отложенный – спрос на дорогие товары, деньги на приобретение которых откладываются покупателями; панический (ажиотажный) - покупка любых товаров с целью истратить деньги (бегство от денег) в условиях инфляции или из опасения исчезновения товара (дефицит).

*по тенденциям: растущий ( интенсивный), стабилизировавшийся, угасающий (сокращающийся, спад).

*по покупательским намерениям: твердосформулированный (жесткий) когда покупатель намерен приобрести определенный вид или марку товара и отказывается от альтернативных предложений: альтернативный (мягкий, компромиссный) –когда покупатель согласен заменить один вид товара другим (эта категория покупателей очень восприимчива к рекламе и уговорам продавца);

*спонтанный (импульсивный) – спрос, возникающий неожиданно, в момент знакомства с товаром, в форме активной реакции на магазинную (витринную) демонстрацию товаров, хотя покупатель не планировал подобной покупки ( по некоторым подсчетам, так совершается 1/4 всех покупок).

* по степени удовлетворения: удовлетворенный спрос, т.е. покупатели, приобрели нужные им товары в необходимом количестве и ассортименте: условно удовлетворенный спрос – приобретен товар, не вполне отвечающий запросам покупателей (по качеству или ассортименту); неудовлетворенный спрос– товар не куплен из-за его отсутствия в продаже или же из-за низкого качества и оформления.

Спрос на финансовые активы можно классифицировать по психофизиологической реакции инвесторов –покупателей. По этому признаку различают: фиксированный спрос, альтернативный спрос и импульсный спрос.

Фиксированный спрос– это устойчивый спрос на отдельные виды финансовых активов, постоянно предоставляемых продавцам этих активов. Например, депозитные вклады в банках с минимальной суммой вклада не более 100 тыс. руб.; акции наиболее престижных банков и др.

Альтернативный спрос– это спрос по выбору. Когда вкладчик после анализа своих финансовых возможностей, степени доходности, выгодности риска принимает решение о вложении капитала в финансовый актив. В основном это спрос на такие финансовые активы, как валютные депозиты и трасты, страховые свидетельства, пенсионные полисы, депозитные вклады с суммой вклада более 300 тыс. руб.

Импульсный спрос –это неожиданный спрос, когда инвестор – покупатель, уже сделавший свой выбор под влиянием советов других покупателей, знакомых, рекламы или иных факторов меняет свое решение. К нему относится главным образом спрос на ценные бумаги, по которым рекламируются высокие дивиденды (проценты), на вклады по договору селенга и др.

Спрос на финансовые активы можно классифицировать по степени удовлетворения потребностей инвесторов – покупателей. По этому признаку выделяют:

-реализованный спрос (будучи предъявлен покупателем, спрос удовлетворен);

-неудовлетворенный спрос - спрос на финансовые активы, отсутствующие в продаже или существующие, но по объему предложения отстающие от запросов покупателей;

-формирующийся спрос, т.е. нечетко выраженный спрос. Спрос, формирующийся у покупателя, это, как правило, спрос н новые виды финансовых активов и услуги по обслуживания клиентов.

Для полного удовлетворения спроса покупателей на финансовые активы инвесторы-продавцы этих активов должны учитывать указанные выше виды спроса и их особенность.В зависимости от уровня маркетинговых усилий различают первичный спрос, рыночный потенциал и текущий рыночный спрос.

Первичный или нестимулированный спрос – суммарный спрос на все марки данного продукта, реализуемые без использования маркетинга.

Далее выделяют текущий рыночный спрос, характеризующий объем продаж за определенный период времени в определенных условиях внешней среды при определенном уровне использования инструментов маркетинга предприятиями отрасли.

Под селективным спросом понимается спрос на определенную марку какого-либо товара; возникновение и развитие этого спроса стимулируется путем концентрации маркетинговых усилий в достаточно узком направлении.

Это спрос, который «тлеет» на рынке даже при отсутствии маркетинговой деятельности. С точки зрения влияния маркетинговой деятельности на величину спроса выделяют два крайних типа рынка: расширяющийся рынок и нерасширяющийся рынок; первый – реагирует на применение инструментов маркетинга, второй – не реагирует.

Спрос – явление чрезвычайно гибкое и изменчивое, эластичное. Его размер, структура, динамика, распределение по социальным группам потребителей зависят от комплекса социально – экономических, демографических, торгово-организационных, национальных и природно-климатических факторов, а также случайных, конъюнктурных воздействий.

Регулирование спроса– процесс воздействия на потребителей с помощью системы маркетинговых рычагов. Иногда эту систему обозначают аббревиатурой ФОССТИС (Формирование Спроса и Стимулирование Сбыта). Она включает:

* создание нового или диверсифицированного рынка путем выпуска нового, либо модифицированного товара (так называемый «технологический прорыв»), расширение и совершенствование ассортимента, повышение качества товара и привлекательности его дизайна;

* гибкие изменения цены товара, организация сезонных, рекламных и ситуационных распродаж товара по сниженным ценам;

* система скидок с цены, премий, бонусов и льгот для постоянных клиентов, продажа товара в кредит и по подписке;

* формирование привлекательного образа товара: реклама, коммерческая пропаганда, пробные продажи (пробный маркетинг), вы-ставки-продажи, презентации товара, разработка запоминающейся товарной марки и т.п.

* сервис (высококачественное обслуживание, комплекс предпродажных, сопутствующих и послепродажных услуг, дополнительных услуг и удобств для покупателя, экономия времени покупателя, предоставление гарантий качества, прием подержанных товаров и другие способы привлечения покупателей);* совершенствование форм взаимоотношений с потребителями: диалог с покупателем, продажа по образцам, система заказов и посылочной торговли, продажа по каталогам (в том числе компьютерным);* формирование и поддержание имиджа фирмы, ее доброго имени (goodwill), включая ее солидность, надежность, известность, кредитоспособность, привлекательность товаров, твердые гарантии качеств (в том числе бесплатный ремонт или возврат/обмен некачественного или непонравившегося товара, возмещение физического и морального ущерба), удобное и рациональное размещение торговой сети, коммуникабельность и приветливость работников, общающихся с клиентами, их высокая квалификация, авторитетность менеджера, отношение фирмы к консюмеризму, ее экологическая позиция, спонсорство, благотворительность и т.д.

  1. Потребительский спрос и предложение в современной России (внутренний рынок)

2.1. Оценка потребительского рынка в России

Потребительский спрос остается одним из основных факторов развития экономики. В 2011 году динамика оборота розничной торговли значительно усилилась во второй половине года –с августа темпы прироста (в сопоставимых ценах по сравнению с соответствующим периодом 2010 года) устойчиво превышали 8%, чему способствовало быстрое снижение инфляции во второй половине года. По итогам года прирост оборота розничной торговли составил 7,2%, что на 0,9 процентного пункта выше уровня 2010 года. Этот рост почти полностью был основан на снижении чистых сбережений населения и возросшей доступности потребительского кредита. На протяжении всего отчетного периода норма чистых сбережений была на очень низком уровне и в целом за 2011 год составила 11,5% (17,5% за 2010 год). За 2011 год, по данным Банка России, кредиты, предоставленные физическим лицам, возросли на 35,9 процента.

За 9 месяцев 2011 года деятельность оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования обеспечила 17,9% валового внутреннего продукта (9 месяцев 2010 года –,2%), превосходя по этому показателю все остальные виды экономической деятельности. Состояние потребительского рынка определялось уровнем развития перерабатывающей промышленности, объемами и структурой импортных поступлений, ростом доходов населения, динамикой цен, развитием каналов сбыта, розничной, оптовой торговли, и рядом других факторов.

Розничная торговля

В 2011 году продолжилась начавшаяся в 2010 году тенденция ускорения динамики развития розничной торговли. Прирост оборота розничной торговли составил 7,2%, что на 0,9 процентных пункта превышает показатели 2010 г.Рис 1.

В течение 2011 года продолжился рост и объема оборота общественного питания, и по итогам 2011 года он вырос по сравнению с 2010 годом на 5,7%, что в 2 раза выше прироста за 2010 год.

На существенный рост оборота торговли оказали влияние как снижение склонности населения к сбережениям, так и преодоление стагнации потребительского кредитования (при росте в январе-ноябре 2011года объема денежных доходов населения на 9,1% по сравнению с соответствующим периодом 2010 года, средства израсходованные населением на покупку товаров и оплату услуг выросли на 16,3%, тогда как сбережения снизились на 16,8%, а сумма кредитов, выданных физическим лицам, по состоянию на 1 ноября составила 5176,6 млрд. руб. и их объем вырос с начала года на 26,7 процента). Наращивание объемов оборота розничной торговли происходило на фоне роста индекса потребительской уверенности, отражающего совокупные потребительские ожидания населения. По результатам обследования, проведенного Росстатом индекс потребительской уверенности составил в IY квартале 2011 года (-7%)и вырос на 3 процентных пункта против (-10%) в IY квартале 2010 года.

Рис 2.

Сравнение индекса потребительской уверенности по различным странам свидетельствует, что россияне менее негативно оценивают по сравнению со странами Евросоюза влияние кризиса на состояние экономики страны. Так, если индекс потребительской уверенности в IY квартале 2011 года в России составил (-7%), то в Венгрии - (-47,2%), Греции –(-82,3%), Португалии –(-58,4%), Франции –(-30,9%), Великобритании –(-23,5% ) (по данным за ноябрь 2011 года). Произошедшие изменения в потребительских ожиданиях населения продолжают оказывать влияние на структуру использования доходов. Доля потребительских расходов в январе-ноябре 2011 года составила 76,0% всех денежных доходов населения, из них расходы на покупку товаров –,5% (в январе-ноябре 2010 года –,3% и 54,5% соответственно).

Характерным для 2011 г. является опережающий (почти в 3 раза) рост оборота непродовольственных товаров над пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями. Объем оборота розничной торговли непродовольственными товарами в 2011 г. увеличился по сравнению с 2010 годом на 10,7% (в 2010 году –на 7,6%), тогда как динамика оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями составила только 3,6%, что на 1,5 процентных пункта ниже аналогичного показателя 2010 года. Замедление динамики оборота, а также замедление роста цен на продовольственные товары способствовало снижению доли пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий, (в фактических ценах) в структуре оборота розничной торговли. В 2011 году она составила 47,8%, что на 0,8 процентных пункта ниже показателя 2010 года (48,6 процента).Восстановление потребительского спроса со стороны домашних хозяйств способствовало поддержанию позитивных темпов роста на рынке продаж отдельных продовольственных и непродовольственных товаров (последняя информация Росстата за 9 месяцев 2011 года).

Под влиянием происходящих изменений изменяется структура потребительских предпочтений. Среди продовольственных товаров растут объемы продаж более дорогих продуктов питания и прежде всего мяса и птицы (за 9 месяцев 2011 года по последним данным Росстата объемы продаж выросли на 2,3%), рыбы и морепродуктов (на 6,2%), сыров жирных (на 5,9%), свежих фруктов (на 10,2 процента). По непродовольственным товарам в 2011 наблюдается структурный сдвиг в пользу приобретения домашними хозяйствами товаров более «дорогих» потребительских предпочтений. Только за январь-сентябрь 2011 года объем продажи компьютеров в полной комплектации увеличился на 16,1%, аудиоаппаратуры –на 16,2%, телевизоров –на 15,4%, автомобилей легковых –на 20,8 процента.

Ассортиментная структура продаж товаров в январе-сентябре 2011 года (в фактических ценах) по сравнению с соответствующим периодом 2010 года остается стабильной. Наибольший удельный вес по-прежнему занимают мясо (включая мясо домашней птицы и дичи), продукты и консервы из мяса (8,1%), верхняя одежда (6,8%), бензины автомобильные (6,2%), легковые автомобили (5,3%), фармацевтические, медицинские и ортопедические товары (3,3%), молочные продукты (3,6 процента). Одновременно в январе-сентябре 2011 года по сравнению с соответствующим периодом 2010 года в общем объеме продаж (в фактических ценах) выросла доля растительных масел, сахара, картофеля, свежих овощей и фруктов, крупы, табачных изделий. Среди непродовольственных товаров увеличилась продажа автомобилей легковых и бензинов автомобильных. В 2011 году уровень товарных запасов в целом в организациях розничной торговли оставался стабильным и составлял 32-34 дня (кроме декабря –дней).

Рынок алкогольной продукции с начала 2011 года развивался более динамично, чем в 2010 году. За 2011 год населению было реализовано 131,6 млн. декалитров (в абсолютном алкоголе) алкогольных напитков и пива, что на 3,1% выше 2010 года (в 2010 г. снижение на 1,5 процента). Увеличение объемов реализации произошло за счет роста продажи всех видов алкогольных напитков, кроме виноградных и плодовых вин и слабоалкогольных напитков, реализация которых снизилась по сравнению с 2010 годом соответственно на 0,4% и 0,1 процента. С начала года продолжилась тенденция увеличения на рынке алкогольных напитков доли менее крепких напитков по сравнению с водкой и прочими крепкими напитками. Доля водки и ликероводочных изделий составила в 2011 году 49,5% (в абсолютном алкоголе) от общего объема продажи всех алкогольных напитков, тогда как в 2010 году –,7 процента. За этот же период доля пива выросла на 1,2 процентных пункта, что способствует улучшению структуры потребления алкогольных напитков в целом. Оживление внутреннего спроса в целом в отдельных случаях происходило за счет потребления товаров, поступающих по импорту. Так, объем ввоза изделий и консервов из мяса в январе-ноябре 2011 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года вырос на 36%, кондитерских мучнистых изделий –на 18,3%, сахара-сырца –на 16,3%, масла сливочного - на 3,1%, мяса свежего и мороженного (без мяса птицы) –на 3,1%, масла подсолнечного –на 0,5 процента. Уменьшился импорт мяса птицы свежего и мороженного на 13,6 процента. Среди непродовольственных товаров выросли поставки автомобилей легковых на 51,9%, одежды трикотажной и текстильной (в стоимостном выражении) –на 21,5%, мебели (в стоимостной выражении) –на 32,6 процента. Вместе с тем следует отметить, что, несмотря на рост объемов импорта на отдельные виды товаров, в целом в объеме товарных ресурсов в 2011 году доля импорта снижается за счет более низких цен.

Так, если в I квартале 2011 года доля импорта в объеме товарных ресурсов розничной торговли (в фактических ценах) составляла 43% (I квартал 2010 года –%), во II квартале - 42% (42%), то в III квартале –% (45%) . В объеме товарных ресурсов продовольственных товаров доля импорта в III квартале 2011 года составила 30%, а в III квартале 2010 года –процента. На продовольственных рынках импорт уже существенно потеснен, на рынках непродовольственных товаров данный процесс будет расширяться за счет переноса на российскую территорию сборочных производств, например по производству автомобилей. На сегодняшний день высокая доля товаров импортного производства позволяет обеспечить сбалансированность спроса и предложения на потребительском рынке, способствует созданию необходимой конкурентной среды и ограничению роста потребительских цен на товары.

В настоящее время отрасль розничной торговли в России претерпевает существенные институциональные изменения. Эти изменения связаны, прежде всего, с резким сокращением неорганизованной торговли, стремительным и масштабным развитием российских розничных сетей, возникновением острой конкуренции между крупными отечественными и глобальными международными розничными сетями. Современные тенденции развития розничной торговли опираются, прежде всего, на изменение соотношения магазинных и внемагазинных форм продажи товаров. В 2011 году оборот розничной торговли на 88,5% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка, что на 1 процентный пункт выше 2010 года. Индекс физического объема их оборота составил 108,4%, что превышает динамику оборота торговли в целом на 1,2 процентных пункта, при сохраняющейся тенденции сокращения оборота рыночной торговли.

Растет число организаций в розничной торговле, по состоянию на 1 января 2011 г. их число составило в целом 236,0 тыс. и по сравнению с 2010 годом увеличилось на 9,2 процента. Позитивное влияние на развитие сферы торговли оказывает укрупнение предприятий розничной торговли, совершенствование на этой основе форм торгового обслуживания и преобразования отрасли в современную индустрию сервиса.

В 2011 г. крупные и средние предприятия торговли формировали 25,2% оборота розничной (в фактически действовавших ценах).Развитие крупных и средних предприятий торговли, прежде всего связано с развитием розничных торговых сетей. Последние демонстрируют более высокую эффективность в силу преимуществ сетевой организации, которая позволяет проводить единую закупочную политику, экономя за счет более масштабных закупок и расходов; строить собственные распределительные центры, использовать современное программное обеспечение, улучшая системы учета товарных и финансовых потоков.

В 2010 году по сравнению с 2009 годом (в сопоставимых ценах) оборот сетевых компаний увеличился на 11,3%, и их доля в обороте розничной торговли возросла до 17,5% , а в обороте розничной торговли торгующих организаций до 33,5 процента. В 2011 году продолжилось дальнейшее позитивное развитие розничных торговых сетей, и они формировали в среднем по Российской Федерации 18,5% общего объема оборота розничной торговли. В обороте розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями удельный вес оборота торговых сетей составил 21,8% (в 2010 г. –процентов). В 27 субъектах Российской Федерации доля сетевых торговых структур в общем объеме оборота розничной торговли превышала среднероссийский уровень. В то же время, в 19 субъектах Российской Федерации сетевые структуры в 2011 году обеспечивали менее 10% общего объема оборота розничной торговли. Аналогичный показатель по Москве составил 21,0%, Санкт-Петербургу – 50 процентов. Объем продаж товаров на розничных рынках и ярмарках составил всего 98,9% к объемам 2010 года, и их доля в обороте розничной торговли составила 11,5 процента. Продолжает снижаться роль рынков и ярмарок в обеспечении населения как продовольственными, так и непродовольственными товарами. Вместе с тем, на розничных рынках и ярмарках население покупает около 9% продовольственных товаров, а по непродовольственным товарам они формируют более 14% оборота розничной торговли этими товарами. По-прежнему велика роль рынков в обеспечении населения мясом, плодоовощной продукцией, одеждой, обувью, чулочно-носочными изделиями. Вместе с тем, доля рынков в общем объеме продажи аудио- и видеоаппаратуры, бытовых электротоваров минимальна и не превышает 4 процента. Особое место в торговле занимает малый бизнес. На субъекты малого предпринимательства приходится более 50 процентов оборота розничной торговли. Следует отметить, что сфера торговли лидирует как по количеству предприятий малого бизнеса, так и по доле их объемов в общем обороте малых предприятий. Количество малых предприятий (без микро предприятий) оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования на 1 октября 2011 г. составляло 71,2 тыс. организаций, или 30,8% от общего числа организаций по всем видам экономической деятельности. Оборот этих предприятий за январь-сентябрь составил 5385,5 млн. руб. (61,3% оборота всех предприятий). Численность работающих на малых предприятиях в торговле составила 1545,5 тыс. человек (24,8% от общей численности). Сохраняется инвестиционная привлекательность розничной торговли. На развитие розничной торговли в 2010 году было направлено 116,7 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах на 6,8% больше, чем в 2009 году. В январе-сентябре 2011 года прирост инвестиций в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) составил2,9 процента. Основным источником финансирования инвестиций являются собственные средства организаций. К России сохраняется интерес у иностранных инвесторов. Ненасыщенный спрос, возможности экспансии в регионы - это привлекает новых иностранных инвесторов, а также дает возможность расти уже присутствующим на рынках российским и международным игрокам. Только в июле-сентябре 2011 года в оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования поступило 5,6 млрд. долларов США или 12,1% от общего объема иностранных инвестиций. Рост инвестиций способствовал вводу в действие торговых предприятий. На конец 2010 года наблюдался рост общего количества торговых объектов и их торговых площадей (. Опережающими темпами растет число торговых центров (на конец 2010 года на 9,2% больше, чем на конец 2009 года1). Обеспеченность населения торговыми площадями выросла на 6,1% и составила 627,4 кв.м. на 1000 человек[1]. За 2011 год введены в действие торговые предприятия площадью 2,2 млн. кв. м, что в 1,3 раза больше, чем введено за 2010 год. Значительное увеличение ввода в эксплуатацию строящихся предприятий торговли послужило одним из оснований для ускорения роста оборота розничной торговли, повышения остроты конкуренции в отрасли, роста эффективности торговых компаний и повышению качества обслуживания в торговле. Все это способствует повышению индекса предпринимательской уверенности.

По результатам выборочного обследования конъюнктуры и деловой активности в розничной торговле в IY квартале 2011 года удельный вес опрошенных руководителей организаций, считающих, что экономическая ситуация по сравнению с предыдущим кварталом улучшилась, превысил удельный вес предпринимателей, придерживающихся противоположной точки зрения на 5 процентных пунктов. Более половины опрошенных предпринимателей считают, что в I квартале 2012 года экономическая ситуация в розничной торговле не изменится. Вместе с тем, баланс прогнозных оценок изменения экономической ситуации составил +7%, что ниже баланса прогнозных оценок на I квартал 2011 года на 2 процентных пункта. В I квартале 2012 года примерно треть опрошенных руководителей торговых организаций собирается увеличить оборот розничной торговли, четверть предпринимателей –объем продаж в натуральном выражении, заказы на поставку и ассортимент товаров. Одновременно каждый четвертый предприниматель ожидает увеличения прибыли, чуть меньше половины опрошенных руководителей - дальнейшего роста цен на товары, при этом 6% из них планируют повысить уровень торговой наценки. Все это свидетельствует о том, что в условиях умеренной налоговой нагрузки на розничный бизнес и постепенного роста доходов населения, объем оборота розничной торговли будет увеличиваться. В то же время сам сектор характеризуется наименьшим уровнем бизнес-риска в целом благодаря стабильному спросу на продукты питания, гибкостью ротвейлеров по отношению к ассортиментной и ценовой политике для удержания оборотов торговли на относительно стабильном уровне. Экономика России существенным образом зависима от потребительского рынка и тех процессов, которые происходят на нем. Данная зависимость сохранится и в 2012 году.

С начала 2011 года сохранялся стойкий интерес населения к потреблению платных услуг. Спрос населения на платные услуги формировался как под влиянием изменения в поведении населения в использовании денежных доходов, так и необходимости потребления тех услуг, которые на бесплатной основе не оказываются (бытовые услуги, услуги туризма, культуры и т.д.). Рынок платных услуг населению с начала 2011 года развивался динамичнее, чем в 2010 году. Ежемесячные темпы физического объема платных услуг превышали темпы прошлого года. Как результат, по итогам 2011 года объем платных услуг населению увеличился на 2,9% , что почти в 2 раза превышает его прирост за 2010 год (2010 год рост на 1,5 процента). При позитивных темпах прироста объема платных услуг в целом сохраняется тенденция весьма неравномерного развития его отдельных сегментов: по 5 из 14 наблюдаемых видов услуг отмечено сокращение объемов. В 2011 году сохранялись высокие темпы роста на весьма чувствительные к изменению доходов населения виды услуг.[C.58]

2.2. Понятие бедности и ее причины

Бедность - глобальная социальная проблема, активно исследуемая и имеющая много сходных черт во всем мире. Теоретически бедность, по мнению большинства исследователей, представляет собой неспособность поддерживать определенный приемлемый уровень жизни, поэтому «классические» бедные семьи существовали везде и во все времена. И, к сожалению, чем больше будут богатеть богатые, тем больше будут беднеть бедные. Особенно это касается России с ее неустойчивой экономикой и нестабильностью в обществе. Хотя среднестатистический доход, учитывая доходы и тех, и других, как это делают правительственные структуры, показывает, что Россия –совсем не самая бедная страна, просто перераспределение доходов постоянно склоняется в пользу богатых.

В экономической психологии при анализе отношения к бедности выделяют три группы причин бедности:

- структуральные (ответственность возлагается на экстремистское общество, плохое управление и экономические силы);

- индивидуалистические или личностные (ответственность за бедность возлагается на поведение и черты личности бедных);

- фаталистические (причина бедности видится в отсутствие удачи и поворотах судьбы).

В чем видят причины бедности молодые россияне, те, кто будет творить наше ближайшее будущее? Был проведен опрос студенческой молодежи 17-18 лет. Далеко не всех обследуемых удручает вид бедных и нищих и вынужденные контакты с ними. Большинство испытуемых считает, что деление на бедных и богатых в обществе - это социальная норма. Полученный результат не удивителен, если учесть, что большая часть жизни обследуемых нами молодых людей прошла на фоне экономических реформ в России, породивших активные процессы расслоения общества.

Т.А. Федотовская, автор аналитического вестника Совета Федерации РФ по проблеме бедности, выделяет следующие направления борьбы с бедностью:

- создание условий для самообеспечения нормального уровня благосостояния всех семей с трудоспособными взрослыми на трудовой основе;

- формирование системы эффективной поддержки уязвимых групп населения (престарелые, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, семьи в экстремальных ситуациях) и гарантий недискриминационного доступа к бесплатным или дотационным ресурсам;

- должна быть повышена роль профсоюзов и государства в обеспечении трудовых прав работников, особенно инвалидов, женщин и родителей с малолетними детьми, работников из неполных семей, молодежи;

- в сфере оплаты труда главным фактором сокращения бедности должен стать рост минимальной оплаты труда, сокращение числа малооплачиваемых работников;

- увеличение занятости населения;

- следует совершенствовать систему адресной социальной помощи социально уязвимых групп населения: инвалидов, пенсионеров, одиноких родителей, беженцев и др.

Нужда стала устойчивой и воспроизводимой реальностью для миллионов россиян, не только оказавшихся в экстремальных условиях (безработные, беженцы, многодетные, одинокие малообеспеченные родители, инвалиды, недееспособные пенсионеры и др.), но и для трудоспособных работников кризисных отраслей и дефицитных сфер (оборонной промышленности, машиностроения, легкой промышленности, сельского хозяйства, бюджетных учреждений).

Нельзя не сказать о том, что государство использует различные программы для сокращения уровня бедности в нашей стране. Все развитые страны мира постоянно продолжают совершенствовать свои системы социальной поддержки малоимущих. Они пытаются найти ту грань, за которую эта поддержка не должна выходить, чтобы не подрывать основу основ экономики –стремление людей работать, поскольку только так можно обеспечить себе и своим близким достойное и, более того, комфортное существование[20,С. 17-19].

Заключение

Итак, спросом называется количество товара или услуги, которое будет куплено по определенной цене за определенный период. Бесполезно попытаться определить спрос без цены, так как он изменяется именно в зависимости от нее. Люди приобретают блага для удовлетворения своих потребностей. Способность благ удовлетворять потребности людей характеризует их полезность. Зависимость уровня удовлетворения потребностей индивида от количества и ассортимента потребляемых им благ называется функцией индивидуальной полезности. Количество и ассортимент доступных потребителю благ определяется его бюджетом (доходом) и ценами благ.

Поведение индивида на рынке благ сводится к максимизации его функции полезности при заданном бюджетном ограничении. Готовность индивида отдать определенную часть своего бюджета в обмен за желаемое благо называется спросом индивида на благо. Для определения факторов, влияющих на объем спроса индивида, и характера их влияния в настоящее время существуют две фундаментальные концепции потребительского спроса: кардиналистская и ординалистская. Из обеих концепций следует, что объем индивидуального спроса на благо зависит от его цены, цен других благ и бюджета (дохода) потребителя.

Количественной мерой степени влияния этих факторов на объем спроса служат коэффициенты прямой эластичности, перекрестной эластичности и эластичности спроса по доходу.

Характер воздействия дохода на объем спроса зависит от того, меняются ли предпочтения индивида по мере изменения его дохода. Спрос на большинство благ повышается с ростом дохода; такие блага называются «нормальными». На некоторые блага при увеличении дохода индивида спрос сокращается, и они называются «некачественными». Когда предпочтения индивида относительно потребляемых благ характеризуются квазилинейной функцией полезности, тогда спрос на некоторые блага не зависит от величины дохода.

В результате сложения индивидуальных функций спроса всех потребителей некоторого блага образуется рыночный (отраслевой) спрос на благо. При построении функции рыночного спроса на основе совокупности индивидуальных функций спроса необходимо учитывать возможность возникновения социальных эффектов, порождающих обратные связи между рыночным и индивидуальным спросом. Кроме того, в качестве специфических аргументов функции рыночного спроса на благо выступают число его потребителей и степень дифференциации индивидуальных доходов. Эластичность рыночного спроса больше эластичности любого из образующих его индивидуальных спросов.

Экономическая теория обращает внимание на закономерности между особенностями в распределении доходов в обществе и экономической динамикой. Практика показывает, что распределение дохода и экономическое положение групп населения страны не зависят от темпов экономического роста: большая и меньшая дифференциация населения может происходить в условиях как высоких темпов роста, так и низких. Все зависит от источников, институциональных особенностей, приоритетности секторов экономики. Относительно конкретных факторов, влияющих на распределение дохода в различных странах, западные экономисты не пришли к определенному мнению. Поэтому, делая прогноз развития, экономисты всегда оговариваются о национальной специфике стран. Здесь можно с полной уверенностью сказать, что объяснение характера распределения доходов лежит также в области экономической этики, национальных особенностей экономики, базирующейся на традиционных институтах общества.

Список использованных источников

Бездомные –социальное дно общества. // Социологические исследования. Осинский И.И., Хабаева И.М., Балдаева И.Б –9.- № 1. - С. 53-58.

Введение в экономическую теорию: Учебник для студентов пед. университетов/Гос. унив. Высшая школа экономики. –В 2-х книгах. Кн. 2.Л. Л Любимов. –М.: Вита-Пресс, 2010. –с.

Государственная политика сокращения бедности: учебник / под ред.В.Г. Зинин. – М.: 2009 www.councill.gov.ru

Государственное регулирование рыночной экономики : учебник / под общ.ред. В. И. Кушлина. –М. : Изд-во РАГС, 2009. –с.

Общая экономическая теория: учебник / под общ.ред.А. М. Лащев, М. В. Марков. –СПб.: Издательский дом «Нева», 2009. –с.

Основы современной экономики: учебник /под общ.ред.В. М. Козырев. –М.: Финансы и статистика, 2010. –с.

Основы экономических знаний: учеб.пособие /Л. М. Куликов. –М.: Финансы и статистика, 2009. –с.: ил.

Основы экономических знаний: учебник / под ред.Л. Л. Любимов, Н. А. Раннева.–М.: Издательство «Вита-Пресс», 2010. –с.

Основы экономической теории: учебник для сред.спец. учеб. заведений. –-е изд.Е.Ф.Борисов. –М.: Высш. шк, 2009. –с.

Проблема бедности в современной России/ Аналитический вестник РФ. –2009. -№ 20, - С.17-19.

Современная экономика. Материалы к семинарским занятиям. Пособие для студентов по курсу «Основы экономической теории». – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2009. –с.

Социально-экономическое положение России. –. –№ 12. - 58 с.

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума [Электронный ресурс] // Российская федеральная служба государственной статистики: сайт. Режим доступа – URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/population/level/#.

Экономика для юристов: учебник / под общ.ред. Е.Г.Ефимова. –М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2009. –с.

Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./Под ред. д-ра эконом.наук проф. А.С. Булатова. –М.: Юрист, 2009. –с.

Экономическая теория (политэкономия): учебник / под ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. –М.: ИНФРА-М, 2009. –с.

Экономическая теория : учебник / под общ ред. Л.Г. Симкина. –СПб.: Питер, 2009. –с.

Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. –-е изд., перераб. и доп. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. –с.

Экономическая теория: учебник / под общ.ред. Г. М. Гукасьян, Г. А. Маховикова, В. В. Амосова. –СПб.: Питер, 2009. –с.

Экономическая теория: учебник / под общ.ред.А. И. Попов. –СПб.: Питер, 2009. –с.

Экономическая теория» учебник/ под ред.В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачева. –М.:Юрайт –Издат, 2009.-557с

ПриложениеА

Изменение продажи основных продуктов питания и непродовольственных товаров (прирост (снижение) в % к предыдущему году)

2008 2009

Пищевые продукты, включая напитки,

и табачные изделия 11,5 -1,8 ,1 ,2

Мясо животных и домашней птицы ,2 -5,0 ,2 ,3

Продукты из мяса ,8 -10,0 ,3 ,0

Рыба и морепродукты ,9 -4,1 ,4 ,2

Молочные продукты ,2 -7,7 ,9 ,9

Яйцо птицы ,6 ,4 ,6 ,0

Хлеб и хлебобулочные изделия ,5 -0,3 ,9 ,4

Сахар ,7-14,0 -3,0 ,8

Кондитерские изделия ,7 -4,3 ,9 ,2

Свежие овощи ,8 ,3 ,6 ,4

Непродовольственные товары 15,1 -8,2 ,6 ,7

Синтетические чистящие, моющие

и полирующие средства ,3 -0,3 ,2 ,3

Компьютеры в полной комплектации ,3 -16,9 ,1 ,1

Фармацевтические, медицинские и ортопедические

товары ,7 ,0 ,7 ,5

ПриложениеБ

Структура доходов и расходов населения

Продолжение приложения Б

39

Потребительский спрос и предложение на потребительском рынке в современной России