Планирование маркетинговой деятельности предприятия

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Волжская государственная академия водного транспорта

Кафедра экономики и менеджмента

Курсовая работа

по дисциплине «Маркетинг»

на тему: «Планирование маркетинговой деятельности предприятия»

Выполнила: студентка факультета ЭиУ

гр. Э – 37 спец. 080502

шифр 080214 Голубева В.В

Проверил: к.э.н, доцент Иванов В.М.

Н.Новгород

2011 г

Содержание

Введение

Каждому менеджеру необходимо помнить три основополагающих принципа маркетинга:

1. Изучение состояния и динамики потребительского спроса и использование полученных данных в процессе разработки и принятия хозяйственных решений.

2. Максимальное приспособление производства к требованиям рынка с целью повышения эффективности функционирования предприятия.

3. Воздействие на рынок и потребительский спрос с помощью таких средств, как реклама, стимулирование сбыта в целях их формирования в необходимом для предпринимателя направлении.

В основе данной работы лежит разработка плана маркетинга. При формировании данного плана особое место отводится формулированию маркетинговой стратегии. Стратегия маркетинга - это совокупность задач, принципов и правил, направляющих усилия предпринимателя по таким направлениям маркетинговой деятельности, как: изучение потребителя, товар, уровень цен, сбыт и его стимулирование, сервис.

Структура плана маркетинговой деятельности:

I. Ситуационный анализ.

II. Исследования рынка.

III. Выбор маркетинговой стратегии.

IV. Проблемы и возможности продуктовой линии.

V. Снабженческо-сбытовая политика.

VI. Организация и управление маркетинговой деятельностью предприятия.

VII. Конкурентные преимущества предприятия с учетом степени риска.

Данная курсовая работа предусматривает изучение и анализ всех разделов маркетинга, свои размышления, выводы, практическое обучение теоретическим знаниям по дисциплине «Маркетинг».

В некоторой степени она похожа на курсовой проект, где мы разрабатываем, вносим свои методы, цели, идеи, и аргументируем их.

Раздел 1 Ситуационный анализ

1.1 Характеристика состояния общеэкономической

Конъюнктуры

Таблица 1

Сентябрь
2010г.

В % к

Январь-
сентябрь 
2010г.
в % к
январю-
сентябрю
2009г.

сентябрю
2009г.

августу
2010г.

Валовой внутренний продукт, 
 млрд.рублей

20732,71)

104,22)

Индекс выпуска товаров и услуг
 по базовым видам экономической 
 деятельности4)

101,3

104,4

104,8

Индекс промышленного 
 производства5),6)

106,2

101,5

108,9

Продукция сельского хозяйства, 
 млрд.рублей

463,6

75,2

128,8

89,3

Грузооборот транспорта, 
 млрд.т-км

386,8

101,8

99,1

108,5

в том числе железнодорожного
  транспорта

168,3

102,3

97,1

109,0

Объем услуг связи, млрд.рублей

118,7

100,5

100,5

101,6

Оборот розничной торговли, 
 млрд.рублей

1402,6

104,7

98,1

104,4

Объем платных услуг населению,
 млрд.рублей

413,2

102,5

101,4

101,1

Внешнеторговый оборот, 
 млрд.долларов США7)

55,98)

130,59)

105,610)

137,411)

в том числе:

экспорт товаров

32,1

117,5

100,5

141,8

импорт товаров

23,8

153,2

113,4

130,6

Инвестиции в основной капитал, 
 млрд.рублей

897,912)

109,412)

109,112)

103,812)

Индекс потребительских цен

107,0

100,8

106,4

Индекс цен производителей 
 промышленных товаров4)

105,9

98,7

115,1

Реальные располагаемые 
 денежные доходы13)

101,5

99,8

104,8

Среднемесячная начисленная 
 заработная плата одного 
 работника13):

номинальная, рублей

21376

112,4

103,0

111,7

реальная

105,1

102,1

105,0

Общая численность 
 безработных, млн.человек

5,0

87,3

95,9

90,2

Численность официально 
 зарегистрированных 
 безработных, млн.человек

1,6

78,5

93,7

94,9

О промышленном производстве
в I квартале 2011 года

Индекс промышленного производства  в I квартале 2011г. по сравнению с I кварталом 2010г. составил - 105,9%, в марте 2011г. по сравнению с мартом 2010г. - 105,3%, по сравнению с февралем 2011г. - 111,7%.

Рис.1 Индексы промышленного производства

Объем продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей (сельхозорганизации, крестьянские (фермерские) хозяйства, население) в феврале 2011г. в действующих ценах, по предварительным данным, составил 101,1 млрд.рублей, в январе-феврале 2011г. - 193,2 млрд.руб-лей.

Рис. 2 Индекс продукции сельского хозяйства

Животноводство. На конец февраля 2011г. поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех сельхозпроизводителей, по расчетам, составляло 20,3 млн.голов (на 3,2% меньше по сравнению с аналогичной датой предыдущего года), из него коров - 8,9 млн. (на 1,7% меньше), свиней - 17,6 млн. (на 0,1% меньше), овец и коз - 21,9 млн.голов (сохранилось на уровне предыдущего года).

В структуре поголовья скота на хозяйства населения приходилось 46,8% поголовья крупного рогатого скота, 32,9% свиней, 52,2% овец и коз (на конец февраля 2010г. - соответственно 47,6%, 34,1% и 51,7%).

В сельскохозяйственных организациях на конец февраля 2011г. по сравнению с соответствующей датой 2010г. сократилось поголовье крупного рогатого скота на 3,3%, коров - на 1,5%, овец и коз - на 8,2%, увеличилось - свиней на 1,7%, птицы - на 3,5%.

В январе-феврале 2011г. в хозяйствах всех категорий, по расчетам, произведено скота и птицы на убой (в живом весе) 1,5 млн.тонн, молока - 3,8 млн.тонн, яиц - 6,1 млрд.штук.

Рис. 3 Производство основных видов продукции животноводства 
в хозяйствах всех категорий

В сельскохозяйственных организациях в феврале 2011г. по сравнению с февралем 2010г. производство скота и птицы на убой (в живом весе) выросло на 6,5% (в феврале 2010г. по сравнению с февралем 2009г. - на 13,0%), яиц - на 1,5% (на 5,8%), молока - сократилось на 1,5% (увеличилось на 1,8%).

Реализация продукции. В январе-феврале 2011г., по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года, возросла продажа сельхозорганизациями скота и птицы, снизилась - зерна, молока, продажа яиц сохранялась практически на уровне предыдущего года.

За этот период реализовано по всем каналам 2,1 млн.тонн зерна, 1,0 млн.тонн скота и птицы (в живом весе), 1,9 млн.тонн молока, 4,5 млрд.штук яиц.

Об оценке численности постоянного населения
на 1 января 2010г., на 1 января 2011г. и в среднем за 2010 год

Росстат, с учетом предварительных итогов Всероссийской переписи населения 2010г., произвел оценку численности постоянного населения на 1 января 2010г., на 1 января 2011г. и в среднем за 2010 год. Оценка произведена по всему населению, городскому и сельскому населению в разрезе субъектов Российской Федерации. На начало 2011г. численность населения Российской Федерации составляла 142,9 млн.человек и уменьшилась за 2010г. на 48,3 тыс.человек, или на 0,03%.

Таблица 2

Основные показатели, 
характеризующие уровень жизни населения1)

 

Март
2011г.

В % к

I квартал
2011г. 
в % к
I кварталу 2010г.

Справочно

марту
2010г.

февралю
2011г.

март 2010г. в % к

I квартал
2010г.
в % к
I кварталу 2009г.

марту
2009г.

февралю
2010г.

Денежные доходы (в среднем 
на душу населения), рублей2)

18390

106,2

101,2

106,5

109,6

104,0

112,8

Реальные располагаемые 
денежные доходы2)

 

96,6

100,0

97,1

104,4

103,0

107,3

Среднемесячная начисленная 
заработная плата одного 
работника:

 

 

 

 

 

 

 

номинальная, рублей

22127

109,0

107,0

110,1

112,7

108,2

110,5

реальная

 

99,6

106,3

100,5

103,0

107,5

103,1

1) Предварительные данные. 
2) Данные рассчитаны с учетом предварительных итогов ВПН 2010г. и корректировки объемов оборота розничной торговли и общественного питания.

Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен), по оценке, в марте 2011г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года снизились на 3,4%, в I квартале 2011г. - на 2,9%.

Рис 4 Реальные располагаемые денежные доходы населения

Численность экономически активного населения в феврале 2011г. составила, по итогам обследования населения по проблемам занятости, 75,2 млн.человек, или 53% от общей численности населения страны, в их числе 69,5 млн.человек, или 92,4% экономически активного населения были заняты в экономике и 5,7 млн.человек (7,6%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 1,7 млн.человек.

1.2 Анализ состояния дел в отрасли

В январе-сентябре 2010г. грузооборот транспорта, по оценке, составил 3503,5 млрд.тонно-километров, в том числе железнодорожного - 1490,3 млрд., автомобильного - 143,5 млрд., морского - 76,1 млрд., внутреннего водного - 44,4 млрд., воздушного - 3,4 млрд., трубопроводного - 1745,8 млрд.тонно-километров

Таблица 3

Объём перевозок грузов и грузооборот транспорта в марте  2011 года Нижегородская область

Грузооборот транспорта

март 2011г.

В % к

январь-март 2011г. В % к
январю-марту 2010г.

Марту 2010г.

Февралю 2011г.

Грузооборот транспорта, млн  т.км

110,7

111,1

113,3

в том числе:

железнодорожного

111,1

110,9

113,2

автомобильного 1)

77,9

102,6

115,2

113,8

внутреннего водного2)

-

х

х

х

1) – перевозочная деятельность (коммерческая и некоммерческая) автомобильного транспорта  организаций всех видов деятельности  без учета оценки деятельности в неформальном секторе экономики

2) – по полному кругу организаций, имеющих лицензию и осуществляющих перевозку грузов

 Таблица 4

Перевозки грузов транспортом

март 2011г.

В % к

январь-март 2011г. В % к
январю-марту 2010г.

Марту 2010г.

Февралю 2011г.

Перевезено грузов транспортом, тыс. тонн

98,5

112,6

103,5

в том числе:

железнодорожным

93,3

115,6

95,2

автомобильным1)

1418,5

104,4

109,7

113,3

внутренним водным2)

-

х

х

х

1) – перевозочная деятельность (коммерческая и некоммерческая) автомобильного транспорта  организаций всех видов деятельности  без учета оценки деятельности в неформальном секторе экономики

2) – по полному кругу организаций, имеющих лицензию и осуществляющих перевозку грузов

 

1.3 Основные сведения о предполагаемой организации

Когда то не так давно, когда я училась в школе, не задумывалась о том, что добираться каждый день на автобусе в институт будет труднее, чем ходить до школы пешком минут 15….

Сейчас, вот уже 3 года, каждый день добираюсь до места своего обучения, в любимый ВГАВТ, на общественном транспорте. Иногда, когда очень опаздываю, приходится ехать на маршрутном такси ( маршрутке № 7). И вот как – то раз, простояв на остановке в холодную зимнюю стужу, пришла еще не совсем замерзшая мысль в голову – а почему бы не организовать какую - нибудь организацию или предприятие, занимающееся перевозкой пассажиров? Ведь в моем районе не так и много таких ИП, или ЧП, которые оказывают услуги по доставке людей до мест работы или учебы.

В итоге, я твердо решила организовать предпринимательскую самодеятельность, о планах развития которой буду повествовать далее.

Моей деятельностью будет транспортное бюро. Деятельность организации – оказание услуг по перевозке пассажиров в городе Нижнем Новгороде. Это не государственное муниципальное предприятие, имеющее в парке автобусы. Я – частный предприниматель, имеющий габаритные маршрутные такси. Предприятие называется «Юпитер». Месторасположение в Канавинском районе г. Нижнего Новгорода по следующим причинам:

Во – первых, этот район для меня родной, здесь я родилась и выросла, и хотела бы сделать его лучше, пусть даже своим пока небольшим предприятием

Во - вторых, в данной местности сеть маршрутных такси не настолько конкурентна между собой, поэтому имеет смысл развиваться.

В – третьих, т.к я живу в микрорайоне «Мещерское озеро», быстрыми темпами идет строительство жилых комплексов, таких как «Седьмое небо», «Волжские огни» и уже заселившимся людям необходимо наличие общественного транспорта. Пока городской департамент транспорта не разработал соответствующие развязки и подходы к новым домам, я разработаю свою сеть движения моих маршрутных такси.

На первом этапе я не буду получать большой прибыли, т.к любое новое дело сначала нужно развивать и вкладывать силы и средства, поэтому ориентируюсь на прибыльность где - нибудь через год – два. Приблизительное число перевозок – 4000 рейсов в год, т.е около 334 рейсов в месяц, около 11 рейсов в день.

Миссия ( цель) моей деятельности – развитие инфраструктуры района в будущем, развитие крупной сети в городе и конечно же получение прибыли.

Раздел 2. Исследование рынка

2.1 Характеристика общего состояния рынка предприятия

 Переход к маршруткам проходил по мере старения парка бывших государственных автопредприятий и завершился в 1997—1999 годах.

  В качестве подвижного состава используются автобусы ПАЗ-3205 и, гораздо реже, пассажирские «Газели» и микроавтобусы «Ford» и «Iveco». Считается, что такие машины не предазначены для обслуживания таких пассажиропотоков, но их применение выгодно в финансовом плане, а небольшие размеры оптимальны для узких улиц центра города, где проходит большинство маршрутов.

После закупки новых автобусов большой вместимости автобусы ПАЗ-3205, ранее эксплуатируемые ГП НО «Нижегородпассажиравтотранс» в качестве маршрутных такси, были переданы областным автопредприятиям.

С августа 2007 года практически все маршрутные такси являются частными. На большинстве маршрутных такси стоимость проезда с 1 апреля 2008 года составляет 11 рублей, однако на некоторых маршрутах (71, 72 и др.) проезд стоит 10 рублей, а на других (в основном, идущих в направлении Щербинок) - 12-13 рублей. Льгот в маршрутных такси как правило нет.

  В настоящее время маршрутные такси вытесняются финансируемыми из федерального и областного бюджета муниципальными автобусами.

Демографические данные

Численность постоянного населения Канавинского района на настоящий момент составляет 156,9 тыс.человек.

Рис. 5 Численность постоянного населения на начало года (тыс.человек)

Рис. 6 Структура населения

Рис 7 Возрастная структура населения

Городской пассажирский транспорт представлен муниципальными автобусами, маршрутными такси, трамваями, троллейбусами и метрополитеном.

Логистическая сеть города включает железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный виды транспорта, а также значительное количество складских помещений.

На сегодняшний день в городе имеется около 289 компаний оказывающих различные транспортные услуги, из них 21 фирма занимается пассажирскими перевозками.

В настоящий момент сеть маршрутных такси по всему городу развивается и мой район не исключение. Например, численность микрорайона, откуда я планирую начать свою деятельность, составляет около 20 тысяч человек.

На рынке транспортных услуг имеются, как правило, поставщики и потребители, также конкуренты. На моем рынке я выступаю поставщиком услуги (перевозки людей), потребители – пассажиры, конкуренты – понятное дело, другие аналогичные транспортные бюро.

Как было уже выше сказано, объем перевозок примерно составляет 4000 перевозок в год, спрос можно будет увеличить за счет факторов : заниженной цены, привлекательности поездки, быстроты доставки, частоты движения.

Транспорт играет ведущую роль в развитии всего промышленного комплекса района, города. Резервы для роста имеются – выход на грузовые перевозки, использование моего подвижного состава в аренде, объединение с фирмами конкурентами возможно (в будущем!) для создания монополистической конкуренции.

2.2 Анализ потребителей и сегментация рынка

Для исследования рынка необходимо изучить тип потребителей услуги. В данном случае, это будут физические лица, пользующиеся услугами транспорта.

Важно было сегментировать рынок, чтобы проанализировать рынок предоставляемых мною услуг. Конечных потребителей нужно классифицировать по относительно однородным группам в соответствии с общими идентифицируемыми характеристиками, например, на основе сегментов рынка.

Для более подробного исследования был проведен анкетный опрос, заключающийся в 12 важных вопросах, определяющий направление исследования ( 5 главных и 7 дополнительных). Были опрошены 200 человек физических лиц.

Они представлены ниже в таблице 5 и 6.

Таблица 5

Вопрос

Варианты ответа

порядковый номер

суть

вопроса

порядковый номер

суть

ответа

1

Пол

опрашиваемого

1

2

мужской

женский

2

Возраст

опрашиваемого

1

2

3

4

5

18...25 лет

26...35 лет

36...45 лет

46...60 лет

60 лет и старше

3

Место работы

1

2

3

4

неработающий

бюджетная (некоммер-ческая) организация

АО, ООО и т.п. хозяйственное общество или товарищество

частное предприятие

4

Оценка уровня жизни (по мнению опрашиваемого)

1

2

3

4

выше среднего

средний уровень

низкий уровень

ниже низкого

5

Размер семьи

1

2

3

4

1 человек

2...3 человека

4...5 человек

6 и более человек

Таблица 6

Вопрос

Варианты ответа

порядковый номер

суть

вопроса

порядковый номер

суть

ответа

6

Часто пользуетесь МТ

1

2

3

4

Да

Иногда 6-7 поездок

Почти никогда 1-2 поездки

Нет, своя машина

7

Предпочитаемые цены

1

2

3

4

5

Выше среднего

Высокие

Средние

низкие

8

Длительность поездки в среднем

1

2

3

4

25-30 мин

15 – 20 мин

35 – 45 мин

Более часа

9

Удобство при поездке

1

2

3

Всегда еду стоя

Всегда еду сидя

В зависимости от часа пик

10

Безопасно в МТ

1

2

3

Безопасно

Попадали в аварии

Преступления на транспорте(кражи)

11

Какой бы Вы хотели интервал движения транспорта

1

2

3

5-10

10-15

15-25

12

Как Вы думаете, стоит ли увеличивать автопарк ТС

1

2

3

4

Да, много 25-35

Незначительно 5-10

Да, на некоторые маршруты значительно 7-13

Нет, достаточно 0-2

Были выбраны 4 главных вопроса анкеты – возраст, предпочитаемые цены, длительность поездки, и увеличение автопарка маршрутных такси. Результаты опроса были обработаны и сложились следующие данные о потребителях услуги:

1. Клиенты моей фирмы – молодые люди в возрасте от 26 до 35 лет ( приблизительно около 31 % населения).

2. Из 200 опрошенных человек

по 2 вопросу: 1 – 29, 2 – 50, 3 – 49, 4 – 35, 5 – 37

по 7 вопросу : 1 – 25, 2 – 0, 3 – 25, 4 – 0

по 8 вопросу: 1 – 0 , 2 – 25, 3 - 0, 4 – 0

по 12 вопросу : 1 – 0, 2 – 0, 3 – 25, 4 – 0

3. Предпочитаемые цены – средние (13 – 15 р.) в условиях современного рынка, длительность поездки желаемая 15 – 20 минут, и желательно на некоторые виды маршрутов увеличить кол – во маршрутных такси.

4. Выяснилось также, что сегмент рынка потребителей составил 12,5 %

((200/25)*100).

5. Учитывая, что число жителей составляет 1,3 млн. человек, их них 31% мои потенциальные клиенты, и + сегмент рынка потребителей, и таким образом, максимально возможное число потребителей составит 50 375 человек.

2.3 Выявление основных конкурентов и оценка общего уровня конкуренции

На рынке транспортных услуг имеется еще 3 фирмы – конкурента, которые также заинтересованы в максимизации прибыли, и развитии своей сети.

Поскольку конкурентов не так много, нам будет не очень сложно войти на рынок, гораздо сложнее закрепить свои позиции. Рассмотрим эти позиции в таблице 7.

Таблица 7

№ п/п

Основные сведения об организации

наименование и организационно-правовая форма

местоположение (район)

объем перевозок, в год

доля рынка, %

Цены, руб

Время доставки и интервал движения, мин.

1

« Юпитер»

№1 «Мещера»

4000

10

13 – 15

15 – 20, 5 – 10

2

« На.Руле»

№1 «Печоры»

4000

10

15

15 – 20, 10 – 15

3

«Догоняеff»

№1 «Щербинки»

1950

4

14

25 – 35, 5 – 10

4

«Перевозчик»

№1 «Сормово»

4000

10

12 - 14

35 – 45, 5 - 10

Из таблицы видно, что «Догоняеff» имеет меньше всего доли рынка, самые низкие цены у «Перевозчика», но и время доставки самое продолжительное. Моя компания занимает среднюю позицию – не лидер, но и не отстающий, что для новой компании уже неплохо.

2.4 Расчет емкости рынка предприятия

Емкость рынка – максимально-возможный объем продаж товаров (услуг), предоставляемые и удовлетворяемые потребителями товаров (услуг), за пределы которого предприятие не имеет возможности выйти.

Существует два подхода к определению емкости рынка:

  1. Нормативный – определение нормы потребления продукции организации одним потребителем, числа потребителей и расчета путем произведения указанных величин с учетом соответствующих факторов потенциальной емкости рынка.
  2. Экстрополяционный – с использованием методов построения тренда.

В данном исследовании применяется нормативный метод расчета потенциальной емкости рынка по формуле:

Ер = Крп * Крс * Коп * Кит * Кап * Крк * Ккт * Нп * Чп

где Крп – коэффициент, учитывающий возможное изменение численности потребителей (клиентов) (равен 1,1 (рост численности клиентов и увеличения числа небольших предприятий на 10 %));

Крс – коэффициент, учитывающий изменение спроса одного потребителя (равен 1,09);

Коп – коэффициент, учитывающий обеспеченность потребителей данным продуктом в настоящее время (равен 0,4);

Кит – коэффициент, учитывающий возможность повторного спроса на товар (равен 1,02 (2 % - моральный износ, 0 % - физический износ));

Кап – коэффициент, учитывающий альтернативное предложение (равен 0,7 (60 % - конкуренты));

Ксс – коэффициент, учитывающий влияние мероприятий по формированию спроса и стимулированию сбыта (равен 1,1 (на пропаганду));

Ккт – коэффициент, учитывающий необходимый резерв товара в каналах товародвижения (равен 1,0 для услуг)

Нп – норма потребления продукта одним потребителем за год, шт. (равна 4000 перевозок в год);

Чп – число потребителей = 50375 чел

Таким образом, емкость рынка моего транспортного бюро равна

Ер = 1,1 * 1,09 * 0,4 * 1,02 * 0,7 * 1,1 * 1,0 * 4000 * 50375 =

= 75900585 (перевозок в год ).

Доля моего бюро «Юпитер» на рынке 10 % , значит объем предоставляемых услуг будет 7590059 перевозок в год.

Раздел 3. Выбор маркетинговой стратегии

3.1. Определение целей деятельности фирмы.

Как было уже сказано выше, миссия (цель) моего предприятия – развитие инфраструктуры района в будущем, развитие крупной сети в городе и, конечно же, получение прибыли.

Однако каждое предприятие имеет главную цель и определенное количество подцелей. Мне бы хотелось разделить развитие предприятия на 2 этапа:

1. Этап становления транспортного бюро - наиболее главной (генеральной) целью из вышеперечисленных, т.к оно коммерческое, будет получение прибыли. В качестве подцелей может быть – выбор экономичных поставщиков сырья (топлива), программа сокращения издержек, приращение объема перевозок и т.д

2. Этап закрепления позиций – максимизация прибыли. В качестве подцелей можно представить - выход и на грузовые перевозки, использование моего подвижного состава в аренде для других предприятий, объединение с фирмами конкурентами (в будущем!).

Что касается развития инфраструктуры района, то это понятие общее и включает в себя множество составляющих – например таких, как: увеличения количества маршрутов, льготные поездки, спланированное расписание движения маршрутов и др.

Развитие крупной сети в городе означает выход на внешний рынок, эта цель пока не может быть главной, т.к наши позиции на рынке на уровне – «фирмы – новичка», поэтому возможно она станет генеральной впоследствии. Хотя сама по себе цель глобального характера, она предполагает такие подцели как – исследование рынка конкурентов, возможное слияние с конкурентами, диверсификация деятельности, и т.д.

3.2 Формирование альтернативных вариантов маркетинговых стратегий

Изучая различные варианты маркетинговых стратегий, можно вывести свою стратегию, учитывая факторы, характерные для своего предприятия. Итак, рассмотрим:

1. Общефирменные стратегии, примером которых служат:

  • стратегия поглощения, когда в результате объединения капитала нескольких предприятий, часто занимающихся производством и продажей различных видов продукции, образуется одно, более мощное предприятие;
  • открытие филиала предприятия;
  • приобретение акций других предприятий;
  • налаживание деловых контактов в различных сферах деятельности;
  • вертикальная интеграция, направленная на расширение сферы деятельности предприятия посредством объединения с поставщиками сырья и оборудования (регрессивная интеграция) или посредниками по сбыту продукции (прогрессивная интеграция);
  • горизонтальная интеграция, т.е. объединение с предприятииями-конкурентами.

Таким образом, из общефирменной стратегии следует, что для первоначального этапа – получения прибыли возможен вариант налаживания деловых контактов в различных сферах деятельности. Для второго этапа – либо открытие филиала предприятия, либо горизонтальная интеграция.

2. Стратегии по отношению к рынкам сбыта продукции:

  • расширение границ существующих рынков;
  • проникновение на новые рынки;
  • поддержание уровня сбыта на существующих рынках;
  • концентрация средств и усилий на меньшем числе рынков в целях их полного и эффективного использования;
  • стандартизация маркетинга, т.е. осуществление унифицированного комплекса маркетинговых средств на различных рынках;
  • уход с рынка (постепенный, мгновенный и т.п.).

Также, эта стратегия возможна в следующих вариантах - для 1 этапа – скорее всего поддержание уровня сбыта на существующем рынке. Для второго этапа – расширение границ существующего рынка, либо проникновение на новые рынки.

3. Стратегии по отношению к продукту:

  • стратегия лидерства (дифференциации), когда продукту придаются особые, только ему присущие свойства, обеспечивающие рост спроса на продукт на рынке;
  • стратегия низких издержек, когда основным преимуществом продукта перед конкурирующими является низкая цена, получаемая за счет низких издержек без снижения нормы прибыли;
  • стратегия диверсификации, т.е. выпуска новой продукции, подрывающая положение продукции конкурентов; различают концентрическую диверсификацию - пополнение номенклатуры предприятия изделиями, похожими на существующие товары с технической или маркетинговой точки зрения; горизонтальную диверсификацию - пополнение номенклатуры новыми изделиями, не связанными с существующими, но способными заинтересовать существующих клиентов; конгломератную диверсификацию - пополнение номенклатуры новыми товарами, не имеющими отношения ни к существующим товарам, ни к существующим клиентам;
  • стратегия расширения областей использования продукции.

В данной стратегии можно выбрать для 1 этапа – стратегию низких издержек, а для 2 – стратегию лидерства.

3.3 Сравнение альтернатив и выбор стратегии маркетинговой деятельности фирмы

Основываясь на выводах предыдущего пункта, подводя итог всем перечисленным стратегиям, я бы хотела попробовать комбинировать различные варианты всех стратегий, например, налаживание деловых контактов одновременно с поддержанием уровня сбыта на существующем рынке, либо одновременно со стратегией низких издержек – это для 1 этапа – получения прибыли. Для 2 этапа возможна горизонтальная интеграция совместно с выходом на новые рынки, либо со стратегией лидерства.

Итак, для первичной цели – получения прибыли, я выбираю стратегию поддержания уровня сбыта на существующем рынке, т.е уровень пассажирских перевозок. Изменения или колебания уровня сбыта нежелательны для нового входа на рынок, поэтому относительная стабильность и постоянность будет эффективнее.

Для 2 этапа генеральной цели – укрепление позиций, т.е максимизация прибыли выход на новые рынки, причем используя стратегию лидерства.

Поскольку мое предприятие оказывает услуги, то лидерство будет выражаться в предоставлении дополнительных услуг предприятия.

Таким образом, для развития своего бюро, мне необходимо использовать все 3 стратегии, только в разных комбинациях.

Раздел 4. Проблемы и возможности продуктовой линии

4.1 Анализ товарной конъюнктуры

Таблица 8

Фирмы

Объем перевозок, в год

Уровень цен

Наличие лицензий на перевозку

Размер инвестиций,млн. руб

Кол – во дополнительных услуг

Возможности появления потенциальных продавцов и покупателей

«Юпитер»

4000

13-15

есть

5000

2

7 из 10

«На.Руле»

4000

15

есть

10000

4

9 из 10

«Догоняеff»

1950

14

есть

3000

3

8 из 10

«Перевозчик»

4000

12-14

есть

6000

1

7 из 10

Проанализируем таблицу:

Объем перевозок примерно у всех предприятий одинаковый, это связано с долей рынка, которое занимает каждое предприятие на рынке услуг. Наименьший объем имеет предприятие «Догоняеff». По уровню цен мое предприятие находится в диапазоне от наименьшего до наибольшего. Четкой фиксированной цены нет, т.к бюро только что входит на рынок услуг и цена первое время для укрепления позиций должна быть плавающей. Наличие лицензий обязательно по законодательству, поэтому все фирмы - конкуренты государственно аккредитованы. Размер инвестиций зависит не только от степени известности на рынке, но и от налаживания различных деловых контактов, выхода на другие рынки реализации услуг и др. Количество предоставляемых невелико, поскольку я фирма – новичок на рынке, лидер по количеству дополнительно предоставляемых услуг фирма «На.Руле». Это означает, что предприятие имеет довольно широкий ассортимент предоставляемых услуг, а это значит, что со временем он станет основным конкурентом для моего бюро.

Возможности появления потенциальных продавцов и покупателей означает наличие факторов, влияющих на повышение спроса и предложения услуги. В данном случае, для моего предприятия 7 из 10 потенциально возможных клиентов означает влияние ряда факторов: скидки для пассажиров, реклама фирмы, профессиональный персонал водителей (аккуратность вождения, качество), время доставки. Со стороны продавцов возможно появление еще более конкурентноспособных предприятий, и пока наши позиции не закреплены на рынке, риск не окупиться и выйти с рынка остается высоким.

4.2 Разработка плана ассортимента

Товарный ассортимент – группа товаров, тесно связанных между собой либо в силу схожести их функционирования, либо в силу того, что их продают одним и тем же группам клиентов.

Широта товарного ассортимента отчасти определяется целями, которая фирма ставит перед собой. На первом этапе своей деятельности для меня важнее всего будет получение прибыли, на втором этапе – максимизация прибыли на том рынке, где мы укрепили свои позиции. Поэтому на 1 этапе у меня будет широкий ассортимент, а на 2 он будет сужен.

1.Формирование 0 плана ассортимента.

Таблица 9

Таблица предпочтений.

Факторы

Сегмент( физические лица)

Цена

***

Качество

***

Известность

**

Далее для выбранного фактора строим таблицы значений

Таблица 10

Качество

%

Цена

%

Высокое

75

Высокая

5

Среднее

20

Средняя

25

низкое

5

низкая

70

Далее строим таблицу всех возможных сочетаний

Таблица 11

Качество

Цена

%

В

Рейтинг

(%*В)

Доля рейтинга

В

В

75

9

675

22,6

В

С

75

9

675

22,6

В

Н

75

10

750

25,1

С

В

20

8

160

5,4

С

С

25

8

200

6,7

С

Н

20

7

140

4,6

Н

В

5

5

25

0,8

Н

С

25

6

150

5,1

Н

Н

70

3

210

7,1

Итого

Максимальное 10

2985

100

2. Формирование стартового варианта плана ассортимента.

Т.к мое предприятие осуществляет перевозку пассажиров, то важнейшими показателями будет являться качество и цена. По итогам 0 варианта плана ассортимента можно сделать вывод о преобладании следующих сочетаний : высокое качество - низкая цена, высокое качество – средняя цена, высокое качество – высокая цена.

Таким образом, выделяем 4 позиции в составе ассортимента:

1) роль услуги - лидера принадлежит типу перевозок, где высокое качество - низкая цена. Цена может формироваться из – за скидок, льгот и различных акций. Высокое качество - это длительность поездки и безопасность. Таким образом, услуга лидер – это перевозка пассажиров современными автомашинами ( автолайнами или маршрутными ПАЗами), в которых предусмотрены системы безопасности перевозки по цене за перевозку, ниже рыночной.

2) роль услуги – локомотива принадлежит услуге высокое качество - высокая цена, т.к при пользовании этой услугой высокая цена побуждает людей искать возможности сохранения качества при более низкой цене.

3) роль зазывной услуги принадлежит типу перевозок, где высокое качество – средняя цена – на уровне рыночной, но с учетом дополнительных возможностей перевозок – дополнительный комфорт (музыка, интернет, телевизор), который психологически будет побуждать людей ездить по цене уже чуть выше, чем у услуги – лидера.

4) тактический товар – в данном случае у меня – это услуга в комплексе содержащая известность моего предприятия, высокое качество перевозок и приемлемая цена (возможна и ниже рыночной).

На этапе выхода на рынок мы может только завоевать покупателей качеством и ценой, а уже на этапе укрепления позиции и известностью.

3. Оперативное управление ассортимента по итогам реализации услуг.

Составляется таблица мнений.

Таблица 12

Ассортимент позиции

Мнение

Покупателей

Продавцов

Экспертов

Услуга – лидер

***

**

***

Услуга– локомотив

*

***

**

Зазывная услуга

***

***

**

Тактическая услуга

**

***

***

По итогам таблицы можно сделать вывод, что в следующий раз, при пересмотре плана ассортимента зазывная услуга вполне может стать услугой лидером, т.к по ключевой позиции, формирующей спрос (потребители), оценка услуг одинаково максимальная.

4.3. Особенности дизайна и упаковки.

Дизайн и упаковку может иметь осуществленный предмет, а услуга такого свойства не имеет – т.е она невещественна, поэтому в качестве «упаковки» можно лишь обозначить само транспортное средство (конструкция машины), которое перевозит людей, а в качестве «дизайна» определить цветовую окраску ТС, внешний вид машины и т.д.

4.4. Описание услуги - лидера.

Услуга – лидер сочетает в себе высокое качество и низкую цену. Под качеством понимается, как было описано выше, длительность доставки и безопасность. В условиях современного мира длительность играет очень важную роль. Многие люди, чтобы не стоять в заторах на дорогах в часы пик готовы переплачивать лишние деньги, чтобы вовремя успеть на важные дела. Когда и длительность поездки, и цена совпадают с желаниями потребителей добраться быстрее и дешевле, они готовы пользоваться этой услугой, соответственно спрос на нее увеличивается и данная услуга становится более предпочтительной, чем остальные. Безопасность поездки состоит в соблюдении перевозчиком ПДД, организации безопасности пассажиров в салоне (ремни безопасности, наличие противопожарной системы), содержании ТС в эксплуатируемом состоянии.

С позиции потребителя такой вариант пользования услугой идеален, однако со стороны продавца услуги, т.е моего предприятия такой подход выгоден только на первое время, поскольку низкие цены не обеспечивают прироста дохода, и в будущем не смогут покрыть все затраты, связанные с обеспечением качества перевозки. Поэтому впоследствии при пересмотре плана ассортимента услуга – лидер скорее всего изменится.

Раздел 5. Снабженческо-сбытовая политика.

5.1 Характеристика системы снабжения фирмы.

Системы снабжения в фирмах, занимающихся предоставлением услуг, отличаются от тех, которые являются непосредственно производителями товаров. Системы снабжения строятся на каналах распределения.

Существует несколько разновидностей маркетинговых каналов: канал нулевого уровня от производителя к потребителю; одноуровневый канал – наличие одного посредника (розничного торговца) между конечными звеньями; двухуровневый канал - наличие двух посредников (оптового и розничного); трехуровневый – наличие 3 посредников (оптового, мелко оптового, розничного).

Транспортное бюро «Юпитер» относится к каналу распределения нулевого уровня, т.к не предполагает посредников в оказании услуги перевозки. Мое бюро перевозит людей, т.е оказывает услугу потребителям по доставке напрямую.

Каналом распределения будет являться диспетчерская автопарка машин, из которой будет вестись контроль за движением маршрутов по городу.

Адрес поставщиков услуги, т.е предприятия «Юпитер» - главный офис - город Нижний Новгород, ул. К.Маркса,60

Условия предоставления услуг будут размещены на всех транспортных средствах, с целью ознакомления пассажиров с правилами перевозки. Вот некоторые из них: « перевозка без оплаты проезда не осуществляется», « перевозка в нетрезвом состоянии не осуществляется», «дополнительный провоз багажа оплачивается», «перевозка людей осуществляется при соблюдении правил безопасности в транспортном средстве» и т.д.

5.2. Структура и параметры сбытовой сети.

Сбыт (продажа) – совокупность эффективных форм и способов продвижения товаров к конечному потребителю.

Цель товародвижения – это доставка необходимых товаров своевременно до потребителей с минимально возможными издержками. В данном случае вместо товаров будет услуга, структура сбытовой сети содержит затраты, связанные с оказанием услуги:

- по транспортировке пассажиров

- по обслуживанию персонала

- технические

Параметры сбытовой сети: объем перевозок в день, количество маршрутных линий, цена за перевозку, виды скидок на перевозку, приблизительное число пассажиров за день.

Таким образом, получается, что объем перевозок – около 11 рейсов в день, маршрутных линий будет пока около 3, цена в среднем за перевозку 13 – 15 рублей (с учетом реальных изменений в экономике), скидки на перевозку возможны – льготные цены пенсионерам, детям до 7 лет, студентам 1 – 3 курсов ВУЗов города и области, приблизительное число пассажиров в день составляет около 495 человек по всем маршрутным линиям.

Политика сбытовой сети содержит конкурентные преимущества в виде скидок различным слоям населения и цене, ниже рыночной и ниже, чем у конкурентов предприятия.

В настоящее время план по сбытовой сети реализуется в Нижнем Новгороде, в будущем будет 2 направления развития – либо расширение географическое, т.е за пределы города, либо расширение маршрутных линий в самом городе, т.е увеличение маршрутов, а значит увеличение перевозок пассажиров, расширение рынка в целом.

5.3. Тактика в области ценообразования.

Отдельным исследованием в маркетинге является ценообразование.

Цена в маркетинге – совокупность объективных и субъективных затрат, связанных с приобретением продукта. Ценообразование определяет тип рынка и общественно – государственная политика.

Тип рынка, на котором будет осуществляться моя деятельность – монополистическая конкуренция, поскольку на рынке много поставщиков и потребителей услуг, и цены плавающие, имеющие диапазон.

Общественно – государственная политика предполагает некоторый контроль за ценами на различных рынках. При соблюдении законов продавцы или поставщики должны избегать использования следующих приемов: фиксирования цен, поддержания розничных цен, ценовой дискриминации, продажи по ценам ниже минимально допустимых, повышения цен, мошеннического завышения цен.

Важным шагом в рассмотрении политики ценообразования являются цели, задачи и методы ценообразования.

Цели ценообразования: обеспечение выживаемости, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства по показателям доли рынка, завоевание лидерства по показателям качества товара.

Задачи ценообразования: обеспечение плановой нормы прибыли, создание денежного запаса, обеспечение заданного объема продаж, завоевание престижа, полное использование производственных мощностей.

Методы ценообразования: ориентированное на покрытие затрат предприятия, ценообразование, ориентированное на потребителей, и ориентированное на конкурентов.

Таким образом, в качестве цели ценообразования будет выбрана обеспечение выживаемости (сохранение существующего положения на рынке) при входе на рынок и максимизация прибыли на этапе укрепления позиций моей фирмы. В качестве задачи будет рассмотрена обеспечение заданного объема перевозок и завоевание престижа, и в качестве методов - ориентированное на конкурентов.

Ценовая стратегия моего предприятия – «ценовой прорыв» на этапе зарождения деятельности фирмы, предполагающий реализация услуг по заниженным ценам в первые дни существования, и стратегия ценового лидера на этапе укрепления позиций на рынке транспортных услуг, предполагающая установление такой цены, которая обеспечила бы лидерство по объему перевозок.

5.4. Сервисная политика

Сервис – система обслуживания клиентов. Как любая система, она включает в себя множество элементов. В настоящее время принято сервис делить на 2 блока: сервис в сфере сбытовой деятельности и сервис непосредственно как продажа услуг.

На моем предприятии будет, естественно, оба блока, поскольку необходим сервис подвижного состава, сервис персонала и сервис в оказании услуг потребителям.

Итак, на моем предприятии сервис внутри предприятия будет заключаться:

- прохождение технического осмотра всего подвижного состава транспортных средств предприятия

- сервис по персоналу – повышение квалификации, улучшение условий работы

Сервисная политика как самостоятельная продажа услуг будет включать в себя создание потребителям более комфортных условий для пользования услугой - например, оснащение маршрутных такси современными спутниковыми и беспроводными технологиями WiFi и ТВ, оснащение музыкальными колонками, система кондиционирования.

На первом этапе мое бюро не будет иметь собственной сервисной службы, т.к финансовые возможности ограничены, поэтому ТО можно будет проходить в государственных сервисных службах, обслуживающих автопарки автобусов. В последующем, когда будет расти доля рынка, появится необходимость в ведении собственной службы сервиса. При прохождении сервисного обслуживания будут заключены контракты с организациями, проводящими сервисное обслуживание.

Гарантии в предоставлении услуг возможны лишь в качестве компенсации полной стоимости билета в случае поломки или повреждения ТС в процессе оказания услуги.

Хотелось бы отметить, что при наличии дополнительного сервиса, цена за пользование услугой в первое будет на уровне цен конкурентов, не имеющих таких дополнительных возможностей. Из всех предприятий – конкурентов только мое бюро будет иметь такие дополнительные возможности оказания сервиса при перевозке людей.

Решением всех этих проблем станет финансовая поддержка государства малому и среднему бизнесу, использование собственных средств и первоначальный доход от деятельности фирмы.

5.5. Формирование спроса и стимулирование сбыта.

Спрос на услугу формируется под влиянием внешних факторов: неудовлетворенность потребителями в других услугах, нехватка предоставляемых услуг, установление цен, наличие информации о вновь предоставляемых услугах и др. Таким образом, сформированный спрос порождает стимулирование сбыта. Стимулирование сбыта осуществляется в 4 формах – реклама, пиар, личные продажи, краткосрочное стимулирование продаж.

В качестве выбранных форм можно использовать рекламу и личные продажи. В более позднее время, когда позиции предприятия будут закреплены, можно использовать пиар или краткосрочное стимулирование сбыта.

Реклама – неличные формы коммуникации, осуществляемые через посредство платных средств распространения информации, с четко указанным источником финансирования. Итак, реклама моего бюро будет реализовываться с постановки целей рекламы – стимулирование сбыта, увеличение числа оказанных услуг. Она будет носить информационный характер, отвечать за рекламу будет моя фирма – разработчик, бюджет в условиях ограниченности ресурсов будет по методу исчисления в % «к сумме продаж». В качестве средств реализации будут помещены статьи в газетах «АиФ» и «Комсомольская правда», и в журналах «Телесемь», «Теленеделя», уличный транспарант и телевизионный ролик на нижегородских каналах, который будет показываться 1 раз в день – вечером, когда люди приходят с работы, т.к самой дорогой является реклама на телевидении. На транспаранте будет использовано обращение в виде акцентирования образа жизни людей, необходимости ежедневного пользования услугой. Срок выхода рекламы до начала деятельности фирмы, будет показан первые 3 месяца для увеличения количества пассажиров.

Личные продажи будут осуществляться в не овеществленной форме, в личных беседах, побуждающих людей к чему – то новому и полезному.

Стимулирование сбыта также выражается в стимулировании потребителей услуги – льготные проезды во время праздников, проведение акций (в маршрутных такси существует акция при покупке билета на обратной стороне - бесплатный кусок пиццы, либо целой пиццы, либо напитка в кафе «Мир пиццы» по всему городу). И кстати, такая акция действует уже полгода и приносит неплохие результаты – и транспортным перевозчикам дополнительный доход, и кафе «Мир пиццы», проведение ярмарок предприятий, оказывающих транспортные услуги.

Раздел 6. Организация и управление маркетинговой деятельностью фирмы.

6.1 Задачи, права и обязанности работников маркетинговых подразделений.

Для успешной работы предприятия при организации его маркетинговой деятельности необходимо соответствие следующим принципам:

1. Ориентация на стратегию развития предприятия, а не на решение отдельных оперативных задач.

2. Необходимость постоянной адаптации к изменениям внешней среды предприятия.

3. Необходимость обеспечения постоянной заинтересованности каждого работника в общем успехе предприятия.

4. Следование демократическому стилю управления, предполагающему сотрудничество и коллегиальность при принятии и реализации наиболее важных решений с одновременным созданием условий для самореализации и самоконтроля работников предприятия.

5. Оптимальная группировка работ с ориентацией на инновации и связанные с ними рисками.

Мое предприятие, имеющее службу маркетинга, имеет бюро, которые выполняют следующие задачи:

Таблица 13

№ п/п

Содержание задачи

Название службы, отдела

Название бюро,

сектора

1

Разработка долгосрочной, среднесрочной и краткосрочной стратегии маркетинга предприятия.

Служба маркетинга

Исследование рынка

2

Формирование портфеля заказов предприятия.

-//-

Формирование спроса и стимулирование сбыта

3

Исследование факторов, определяющих структуру и динамику потребительского спроса на продукцию предприятия с учетом конъюнктуры рынка.

-//-

Исследование рынка

4

Организация информационного обеспечения по внедрению и использованию новой техники.

-//-

Отдел рекламы

5

Своевременная подготовка и заключение договоров на поставку готовой продукции.

-//-

Отдел сбыта

6

Фирменное обслуживание выпускаемой продукции.

-//-

Сервисный отдел

7

Изучение потребительских свойств производимой предприятием продукции и предъявляемых к ней требований со стороны потребителей.

-//-

Исследование рынка

8

Организация рекламной деятельности.

-//-

Отдел рекламы

9

Обеспечение выполнения планов поставки продукции в сроки и по номенклатуре в соответствии с заключенными договорами.

-//-

Отдел сбыта

10

Контроль за поставкой продукции структурными единицами.

-//-

Отдел сбыта

11

Разработка долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов потребности потребителей (посредников) в выпускаемой продукции.

-//-

Исследование рынка

12

Организация работ по внедрению прогрессивных технологий ремонта и восстановления узлов и деталей ТС

-//-

Сервисное обслуживание

13

Разработка и внедрение мероприятий по стимулированию сбыта.

-//-

Формирование спроса и стимулирование сбыта

6.2. Структура управления маркетинговой деятельностью организации.

Любое предприятие имеет свою организационную структуру. Мое бюро в общем виде имеет функциональную структуру управления

Генеральный директор

Исполнительный директор

Производственная Служба маркетинга Финансовая служба Бухгалтерия

Служба

Далее служба маркетинга имеет следующие отделы в своем подразделении:

Начальник службы маркетинга

Отдел Отдел формирования спроса Отдел сбыта

исследования рынка и стимулирования сбыта

отдел рекламы отдел сервисного обслуживания

К задачам отдела исследования рынка относят задачи 1,3,7,11 предыдущего пункта 6.1. Отдел формирования спроса и стимулирования сбыта выполняют задачи 2,13. Отдел сбыта занимается задачами 5,9,10. Отдел рекламы выполняет задачи 4,8 и отдел сервисного обслуживания 6,12. Так как фирма небольшая, на первом этапе своей деятельности круг выполняемых задач и функций невелик. Перечислим некоторые функции каждого из отделов службы маркетинга:

1. Отдел исследования рынка - сбор информации о потребителях, конкурентах, состоянии рынка услуг, обработка данных, анализ полученных результатов.

2. Отдел формирования спроса и стимулирования сбыта выполняет функции координатора, т.е принимает заказы потребителей услуги, формирует их по степени однородности, а также принимает решения, если спрос невелик либо снижается, позволяющие его повысить – разработка технологий и мер по внедрению этих мероприятий.

3. Отдел сбыта - главная функция – контроль за выполнением услуг, также корректировка оказываемых услуг, планирование объема перевозок по маршрутным линиям.

4. Отдел рекламы – разработка мероприятий по привлечению потенциальных потребителей услуги – акции, льготы, скидки, выставки, рекламные ролики, разработка логотипа, девиза и прочее.

5. Сервисное обслуживание – функция обеспечения контроля за техническим обслуживанием подвижного состава транспортных средств, отслеживание динамики степени удовлетворенности потребителями оказанным сервисом.

6.3. Управление товародвижением

Поскольку товародвижение является одной из ключевых областей маркетинговой деятельности, особое внимание уделяется его организации и управлению. Известно, что процесс управления товародвижением может быть рассмотрен с трех позиций:

1. Управление каналами товародвижения (отбор посредников, мотивация, оценка и контроль их деятельности).

2. Коммуникационная политика (информационная взаимосвязь с посредниками и конечными покупателями продукции предприятия).

3. Управление работой торгового персонала (выбор организационных форм и принципов работы, обучение и контроль за работниками, отвечающими за сбыт продукции предприятия).

Поскольку я прямой поставщик услуг, то рассматривать буду только 3 пункт – управление работой торгового персонала. Принцип работы - принцип соподчинения, обучение будет заключаться в повышении квалификации, контроль осуществляться по результатам деятельности – по количеству выполненной плановой работы за месяц.

Система товародвижения, в данном случае, оказания услуги – будет в составлении планового расписания маршрутных такси, доставке пассажиров до места назначения. Служба маркетинга будет состоять из следующего персонала:

Отдел исследования рынка – 3 человека – отвечающие за сбор информации, обработку, и анализ. Формирование спроса и стимулирование сбыта – 3 – 5 человек, в зависимости от объема перевозок, соответственно от объема работы – человек, принимающий заказы, человек, обрабатывающий их по степени однородности и принимающие решения по стимулированию сбыта. Отдел сбыта – 2 человека – контролирующий оказание услуг и формирующий новые маршрутные линии персонал водителей (8 человек). Отдел рекламы – здесь нужен состав персонала побольше ( человек 6), поскольку данный отдел творчески – аналитический, требующий широкого обзора рассматриваемых задач. Сервисное обслуживание – бригада обслуживающего персонала + человек, отвечающий за контроль и динамику (всего 12 человек).

Таким образом, предварительный подсчет количества персонала моего бюро составляет 32 – 36 человек + начальник службы маркетинга – 33 – 37 человек. Рабочий день будет в соответствии с трудовым законодательством, права и обязанности в соответствии с трудовым договором. Требования к работе – это обязательное высшее образование, стаж работы не менее года, знание английского, коммуникабельность, желание развиваться и совершенствоваться и ряд других требований, уже не совсем относящихся к теме товародвижения.

6.4. Управление инновационной политикой

Хотя инновационная политика является функцией менеджмента предприятия в целом, её основные направления лежат в области маркетинговой деятельности:

  • в продукции и услугах;
  • в рынках, поведении и ценностях потребителей;
  • в технологии как производства, так и реализации продукции.

В перспективном будущем ( во что я искренне верю), мое транспортное бюро должно стоять в списке ведущих перевозчиков города и области.

Итак, инновационная деятельность — это деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшение качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках, предполагающая целый комплекс научных, технических, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям.

Поскольку я занимаюсь перевозками пассажиров, то в качестве новой услуги можно развить линию перевозок грузов от поставщиков до потребителей. В этом случае, мое предприятие будет уже посредником, но и соответственно профиль бюро расширится и оно станет более известным, но придется менять всю маркетинговую стратегию, расширять номенклатурный ассортимент и рассматривать свою деятельность уже с позиции посредника

Если расширять рынок услуг географически, то можно остаться на профиле перевозок физических лиц и развивать междугородние перевозки по всей области, это будет с финансовой точки зрения менее затратно и возможно более эффективно. Например до Балахны, Городца, Кстово, Дзержинска, Богородска, Арзамаса, Сарова, Павлово, Лысково. При имеющихся конкурентах появятся новые, с которыми будет необходимо выбирать правильную стратегию.

Технология производства рассматривается в данном случае, как уровень оснащения технических средств, модернизация и реконструкция. На рисунке показан более удобный, комфортабельный вид перевозки в маршрутном такси. Также можно сюда отнести единую окраску всего моего транспорта, форма для водителей, отсутствие рекламы на транспорте.

В технологии реализации услуг можно разработать новую систему маршрутных линий в моем районе, в городе, а также в области, более эффективную и пассажирооборотную, и предложить внести изменения в Департамент транспорта.

Таким образом, для осуществления ряда инновационных изменений необходимо разработать финансовый план каждой инновации, просчитать эффективность внедрения и определиться с финансовыми источниками - и можно точно сказать, что они будут отчасти спонсорские.

Раздел 7 Конкурентные преимущества

предприятия с учетом степени риска

7.1 Конкурентоспособность предприятия и его продукции

Таблица 14

Факторы успеха

ТБ «Юпитер»

ТБ «На.Руле»

ТБ «Догоняеff»

ТБ «Перевозчик»

Все факторы

балл

рейтинг

балл

рейтинг

балл

рейтинг

балл

рейтинг

Длительность доставки

8

0,96

7

0,84

7

0,84

6

0,72

0,12

Цена перевозки

8

1,6

7

1,4

6

1,2

5

1

0,2

Качество

9

2,16

8

1,92

9

2,16

10

2,4

0,24

Известность фирмы

3

0,72

9

2,16

9

2,16

7

1,68

0,24

Объем перевозок

10

2

10

2

3

0,6

10

2

0,2

Всего:

38

7,44

41

8,32

34

6,96

38

7,8

1,0

Метод парных сравнений:

Таблица 15

Д Ц К И О

1

0

0

1

1

Д

2

1

0

1

1

Ц

2

2

1

0

1

К

1

1

2

1

1

И

1

1

1

1

1

О

К = 1 для ТБ «ДогоняеFF»

К = 41/38 = 1,07 для моего ТБ и ТБ «Перевозчик»

К = 41/34 = 1,20 для «На.Руле»

По методу парных сравнений определяем рейтинг каждого предприятия, приходим к выводу, что лидер это фирма «На.Руле», а слабоконкурентноспособный - «ДогоняеFF»

К «Юпитер» = 8,32 / 7,44 = 1,11

К «Догоняеff» = 8,32/ 6,96 = 1,19

К «Перевозчик» = 8,32 / 7,8 = 1,06

По результатам конкурентного анализа, наше бюро проигрывает не сильно, слабые стороны - это известность и качество, что объясняется объективными причинами – создание бюро и выход на рынок. Сильные стороны – цена и длительность доставки.

Таблица 16

Параметры конкурентоспособности

Балльная оценка

анализируемое предприятие

предприятиия-конкуренты

Фактор

Показатели, отражающие

влияние фактора

«Н.»

«Д.»

«П.»

Рынок

Размер рынка

10

10

4

10

Число потребителей

6

8

7

8

Сложность вхождения на рынок

8

5

5

6

Цена

Рыночная оценка продажной цены

8

7

7

6

Скидки с цены

5

4

6

4

Каналы сбыта

Структура каналов сбыта

3

4

3

4

Своевременность поставок

10

9

10

8

Продвижение

Рекламная политика

8

10

7

7

Стимулирование сбыта

7

9

7

6

ВСЕГО баллов:

65

66

56

59

Таким образом, по конкурентоспособности предприятия наше бюро имеет высокую балльную оценку и имеет все шансы завоевать рынок потребителей стать лидером.

7.2. Оценка степени риска

Для определения степени риска как в целом по виду деятельности, так и по отдельным направлениям маркетинговой политики, можно поступить следующим путем: выбрать факторы риска, дать им весовую оценку по степени влияния на рассматриваемый бизнес и определить степень риска с использованием, например, 10-ти балльной системы по принципу - чем ниже балл, тем ниже уровень риска. В результате произведения веса фактора и его уровня в баллах рассчитывается рейтинг фактора риска. Сумма рейтингов показывает зону риска, в которой находится предприятие.

Для 10-ти балльной системы оценок это:

  • до 2,5 баллов суммарного рейтинга - зона минимального риска;
  • от 2,5 до 5 баллов - зона допустимого риска;
  • от 5 до 7,5 баллов - зона повышенного риска;
  • свыше 7,5 баллов - зона недопустимого риска.

Таблица 17

п/п

Факторы (категории) риска

Вес (W)

фактора

Балл (В) (оценка)

РейтингR=W*B

1.

2.

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Ёмкость рынка

Тенденция спроса

Конкурентоспособность товара

Конкурентоспособность организации

Экстенсивность конкуренции

Финансовое состояние организации

Надежность работы поставщиков

Надежность работы сбытовой сети

Квалификация персонала организации

Качество работы маркетинговой службы

Имидж организации

Политические факторы

Внутрифирменные факторы (забастовки и т.п.)

0,05

0,04

0,07

0,07

0,05

0,08

0,05

0,04

0,08

0,1

0,2

0,07

0,1

4

4

3

5

2

6

2

3

2

1

5

1

6

0,2

0,16

0,21

0,35

0,1

0,48

0,1

0,12

0,16

0,1

0,1

0,07

0,6

ИТОГО

1,00

44

2,75

Таким образом, сумма рейтингов составляет 2,75 и она попадает в диапазон допустимого риска 2,5< 2,75<5. Это говорит о том, что предприятие может выходить на рынок, при условии, что риск всегда существует, и он в данном случае допустим. Однако, в целях предотвращения повышения уровня риска следует обратить внимание на финансовое состояние организации и внутрифирменные факторы. Минимальный риск связан с политическими факторами и качеством работы маркетинговой службы. Риск средней степени возникает с имиджем организации и конкурентоспособностью организации.

7.3 Разработка мероприятий по снижению степени риска

На основе предыдущего пункта, моему бюро при входе на рынок и закреплении позиций необходимо реализовывать услуги качественно, своевременно и в полном объеме. Мероприятия могут быть направлены на улучшение оказываемых услуг, поиск спонсоров, привлечение инвестиций – областных либо федеральных, крупных спонсоров в сфере транспорта, разработка инноваций – новые услуги, географическое расширение, модернизация транспорта, развитие деловых контактов – ярмарки, выставки, акции. Необходимо постоянно следить за ходом выполняемой стратегии, в случае увеличения риска, менять ее на более эффективную либо менее затратную.

Маркетинговой службе следует разработать четкий план мероприятий по снижению степени риска с учетом степени риска основных предприятий - конкурентов.

Заключение

В данной курсовой работе было проведено маркетинговое исследование транспортного предприятия «Юпитер», занимающегося перевозками пассажиров. Основной целью деятельности является развитие инфраструктуры района в будущем, развитие крупной сети в городе и области, и, конечно же, получение прибыли.

По результатам анализа потребителей, клиенты моей фирмы – молодые люди в возрасте от 26 до 35 лет (приблизительно около 31 % населения). Предпочитаемые цены на перевозку – средние (13 – 15 р.) в условиях современного рынка, длительность поездки желаемая 15 – 20 минут.

Стратегия моей фирмы будут разные на каждом этапе развития моего предприятия. Итак, для цели – получения прибыли, я выбираю стратегию поддержания уровня сбыта на существующем рынке, т.е уровень пассажирских перевозок. Для цели – укрепление позиций, т.е максимизация прибыли выход на новые рынки, причем используя стратегию лидерства. Услугой – лидером у меня будет услуга высокого качества по низкой цене.

Ценовая стратегия моего предприятия – «ценовой прорыв» на этапе зарождения деятельности фирмы и стратегия ценового лидера на этапе укрепления позиций на рынке транспортных услуг.

Инновационная политика представлена предложениями по развитию предприятия по всем элементам политики в маркетинге.

Конкурентоспособность моего бюро относительно высокая по отношению к лидеру. Риск при выходе на рынок допустимый, однако, в целях предотвращения повышения уровня риска следует обратить внимание на финансовое состояние организации и внутрифирменные факторы.

Таким образом, по результатам выводов, можно сделать заключение, что транспортному бюро «Юпитер» имеет смысл осуществлять свою деятельность на рынке транспортных услуг в соответствии с выбранной маркетинговой стратегией и показателями конкурентоспособности и вполне допустимым уровнем риска.

Список используемой литературы

1. В.М. Иванов «Планирование маркетинговой деятельности предприятия» – Н.Новгород: Издательство ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2010. - 83с.

2. Интернет - источники: http://ru.wikipedia.org/wiki, www.nnov-gorod.ru

3. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 1992 – 672с

4. Лекции по дисциплине «Маркетинг».

5.Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник. - М.: ИКФ Омега-Л, 2002. - 656 с.

Планирование маркетинговой деятельности предприятия