Гендерная структура журналистского сообщества в современной России
PAGE 35
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………....3
1. Гендерная структура журналистского сообщества в современной России…………………………………………………………………………5
2. Особенности отечественной «женской журналистики»…….………..………………………………………………..11
3. Факторы дискриминации журналисток
в современных российских СМИ………………………………………...…19
4. Возможность карьерного роста журналисток в России……………...29
Заключение…………………………………………………………………...34
Литература……………………………………………………………………36
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире неравные условия для женщин становятся серьезным препятствием для них. Признание их работы и увеличение заработной платы - необходимое условие того, чтобы женщины продолжали работать в журналистике. Многие эксперты считают, что количество женщин в печатных и электронных СМИ увеличилось в последние годы, но большинство журналисток уходят из профессии из-за различных проблем.
В издательствах женщинам платят меньше, чем их коллегам-мужчинам, на них оказывают давление, возникают проблемы с мобильностью. Нужно устранить неравенство полов в СМИ, также необходимо гарантировать женщинам те же возможности, которые есть у мужчин. Кроме того, необходимо дать женщинам возможность освещать те темы, которые поручают освещать только мужчинам.
В наш информационный век люди хотят получать новости различной тематики из разных стран мира одновременно от разных СМИ. Очень важно, чтобы женщины-журналистки представляли этот глобальный мир широкой аудитории.
Несмотря на то, что журналистки добились успехов, в журналистике все еще остается немало проблем для женщин. Журналистские профсоюзы должны заниматься решением этих вопросов на национальном, региональном и глобальном уровнях, а журналистские организации должны реформировать свои структуры таким образом, чтобы женщины были представлены в руководящих органах этих организаций.
В большинстве стран количество журналисток увеличивается. В Финляндии, Таиланде и Мексике около половины журналистов - женщины, а в Шри-Ланке и Того - около 6%. В среднем, доля женщин в журналистике - 38%. По данным Международной федерации журналистов, десять лет назад доля журналисток была 27%. В то же время процент женщин, занимающих в журналистике руководящие должности, является довольно низким: несмотря на то, что женщины составляют около трети работающих журналистов, только 0,6% женщин работают редакторами, начальниками отделов или являются собственниками СМИ.
В 1951 г Международная организация труда (МОТ) приняла Конвенцию о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности (Конвенция МОТ №100), которая является одной из основных конвенций организации. Конвенции МОТ - это международные соглашения, любая страна, ратифицировавшая конвенцию, обязана применить ее в своих законодательных актах и на практике.
В соответствии с Конвенцией, государства-участники обязываются поощрять или обеспечивать применение принципа равной оплаты труда мужчин и женщин за равный труд. Британская журналистка и писательница Ребекка Вест сказала: "Журналистика - это возможность решить проблему наполнения пространства".
В журналистике необходимо учитывать и гендерные характеристики личности ( гендер термин, применяемый в психологии при анализе различий между полами ). Сегодня женщины вносят особенный и неоценимый вклад в социокультурное развитие. В то же время вызывают полемику рассуждения о том, существует ли женская поэзия и женская проза, женские и мужские профессии. Наконец, нельзя однозначно утверждать, что мы имеем полное представление о феномене «женской журналистики». Тем не менее, анализ трудовых ресурсов СМИ свидетельствует о расширении участия женщин в массмедиа.
- Гендерная структура журналистского сообщества в современной России
Появление понятия гендера ни исторически, ни логически не случайно. Этот термин принадлежит английскому языку и западной цивилизации, в русском языке он скалькирован с английского и не имеет адекватного перевода. Можно сказать, что "гендер" является составной частью современного процесса глобализации, понимаемого как вовлечение всего мира в единые универсальные процессы, начавшиеся ещё в период великих географических открытий XV века. Именно западная цивилизация исторически и теоретически подошла к такому этапу своего развития, когда необходимость гендерных изменений и гендерного анализа стала необходимостью.
Многомерное, развивающееся, по-разному толкуемое многочисленными исследователями понятие "гендер" стало в последней трети ХХ столетия центральной категорией междисциплинарной научной области знания под названием "гендерные исследования". Различие между двумя терминами "sex" (биологический пол) и "gender" (социокультурный пол) ввели психолог Роберт Столлер1 и эндокринолог Джон Мони (Money)2. В качестве первичного, наиболее абстрактного, и до сих пор признаваемого исследователями, определения гендера мы возьмём определение, принадлежащее Энн Оукли: ("Пол, гендер и общество", 1972):
"Пол" (sex) является словом, которое соотнесено с биологическими различиями между мужчиной и женщиной: видимая разница в гениталиях, соответствующая разница в воспроизводящей функции. "Гендер"(gender) между тем есть предмет культуры: он соотнесён с социальной классификацией на "маскулинное" и "фемининное"... постоянство пола должно быть признано, но также должно быть (признано) разнообразие гендера".3
По данным исследований, российские женщины, работающие в СМИ, достигли относительного равенства с мужчинами. Сотрудники 14 российских новостных компаний 8 газет, 2 телестанций и 4 радиостанций согласились ответить на вопросы анкеты, предложенной американскими исследователями. Оказалось, что в российских СМИ женщин работает на 25% больше, чем мужчин. На уровне среднего менеджмента женщин оказалось 55,6%. Среди «больших» начальников дам почти столько же, сколько джентльменов, 48,9%. Среди членов советов директоров российских СМИ женщины, по данным опроса, составляют немногим меньше половины 41,7%.
«Эти данные очень типичны для стран Восточной Европы, в которых мы проводили исследования, рассказала автор доклада профессор Каролин Байерли на его презентации в Национальном фонде для демократии в Вашингтоне. Женщин в этом регионе в СМИ больше, чем мужчин. Это объясняется феминизацией профессии, которая происходила еще до распада СССР. В СССР женщины влились в трудовые коллективы потому, что была установка вообще привлекать людей к труду, и женщины были частью трудовой силы. В результате сейчас уровень грамотности в России для женщин, по-моему, 99% выше, чем в США».
По данным исследований, уровень зарплат мужчин и женщин в российских СМИ является примерно одинаковым. В России в этой профессиональной области женщинам гарантируется оплачиваемый отпуск по беременности и уходу за ребенком сроком до 6 месяцев. Через три года после рождения ребенка женщине гарантируется рабочее место. В США, например, таких законных гарантий у молодых матерей нет.
Однако с точки зрения стабильности положение российских журналисток и редакторов несколько хуже, чем их коллег-мужчин. Из всех штатных сотрудников СМИ женщины составляют меньшинство то есть большинство из них работает на полставки. Ни в одной из российских медиа-компаний, участвовавших в опросе, официально не введены правила, запрещающие сексуальные приставания на рабочем месте.
Профессор Каролин Байерли, по ее собственным словам, сделала интересное наблюдение положение женщин намного лучше в тех странах, где существующая система является демократической и имеет социалистические___элементы.
По данным исследований, самые лучшие возможности предоставлены женщинам в странах Северной Европы. А в США, Канаде, Западной Европе и Австралии, по ее словам, данные было собирать очень трудно медиа-компании неохотно делились своей внутренней статистикой. Во многих из этих стран карьерному росту женщин препятствует «стеклянный потолок» неофициальный барьер, который не дает им достигать самых высоких должностей, по традиции занимаемых мужчинами.
В США, например, в рамках исследований были опрошены сотрудники 14 СМИ 10 газет, 3 телестанций и 1 радиостанции. Женщин в них 41% то есть меньше, чем мужчин. Среди менеджеров среднего звена женщин 56,3%. Среди «больших» начальников в американских СМИ дамы составляют 41,5%. Над «стеклянным потолком», на уровне управления СМИ и членства в совете директоров, число женщин чуть превышает одну треть35,3%.
«Положение женщин в разных странах, конечно же, зависит от особенностей культуры и истории каждой страны и от законов в этой стране, считает профессор Байерли. Однако в капиталистической системе у женщин было достаточно сложное положение. В социалистических странах положение у женщин было намного лучше. Это не мое личное мнение, это основано на данных и исследованиях. Мы должны все время помнить, что демократия может существовать в разных формах. И мы не можем сделать автоматические выводы, что определенные экономические системы обязательно подразумевают равноправие для женщин. Мы не знаем, пока не рассмотрим факты. А фактов, которые нужно учитывать, очень много».10
Капиталистическое производство вовлекло огромные массы народа в свою орбиту, для повышения своей эффективности оно нуждалось в дешёвых рабочих руках. Таковыми не в последнюю очередь оказались руки женщин. Женщины стали выходить из частной, "невидимой" сферы общественной жизни в "видимую" сферу - общественное производство. К тому же перипетии ХХ столетия ставили перед женщинами проблемы не просто личного (семейного) выживания, но общественного выживания, выживания всем вместе.
Складывающиеся демократические режимы ставили на повестку дня признание избирательных и иных законодательных прав женщин. К этому их подталкивала первая волна женского движения, поднявшаяся в конце ХIX-го - начале XX-го веков. В этот период во многих странах мира женщины постепенно получили права не только участия в политической жизни, но одновременно права на получение высшего образования. Ни экономика, ни политика, ни образование не могли уже мыслиться без участия и представительства женщин.
Мощным импульсом вовлечения женщин во все общественные процессы и завоевание ими значимых общественных позиций во всём мире стала Октябрьская революция 1917 года в России, образование СССР, и политика так называемого "государственного феминизма", последствия которого для самих советских женщин были и позитивными и негативными.10
Понятие гендера является одним из механизмов преодоления идеологии патриархатности и андроцентризма. Сущностной характеристикой нашей цивилизации является патриархатность - идеология господства мужчин над женщинами.10 В известном смысле можно сказать, что кризис современной цивилизации есть кризис патриархатности, и выход из этого кризиса видится в его преодолении. Одной из форм патриархальности является андроцентризм (от греч. andros - мужчина)- "глубинная культурная традиция, сводящая общечеловеческую субъективность (...) к единой мужской норме..."1.
Говоря о преодолении патриархатности, речь, безусловно, не идёт о восстановлении матриархата, если таковой когда-либо существовал в истории. Речь идёт о равных правах и возможностях для мужчин и женщин по представительству во всех структурных и иерархических сегментах общества, в том числе и СМИ, обретение всеми индивидами из разных слоёв общества равной "субъективной свободы". Западная цивилизация вступила в исторически закономерный этап своего развития.
Проблема равенства в профессии одна из приоритетных в ходе Московского Конгресса. Это было решено давно, и вот уже третий форум МФЖ выносит эту тему на широкое обсуждение. Справедливо полагая, что подлинная свобода слова торжество творческой мысли и реализация высоких гражданских целей невозможны там, где есть даже тень дискриминации. К сожалению, на сегодняшний день речь идет отнюдь не о тени.
Первые же исследования гендерной составляющей профессии (а также рынка труда СМИ), предпринятые на международном уровне впервые в середине 90-х (в ряде стран такие исследования начались чуть раньше), убедительно доказали, что гендерная асимметрия (точнее дискриминация) женщин практически во всех сферах СМИ присутствует на всех континентах. МФЖ и ЮНЕСКО последовательно ведут борьбу с этим явлением, призывая внимание мировой общественности и профессиональных сообществ, и вот уже ряд лет отмечают заметные успехи растет число женщин-лидеров СМИ, все больше союзов и профессиональных ассоциаций включают в свою повестку дня специальные программы гендерного развития, проводят многочисленные симпозиумы и тренинги, создают практические новации, адресованные работающим родителям и молодым мамам.
Однако работы впереди еще очень много, это отмечают все. И в нашем постсоветском пространстве также.
В прошлом выпуске журнала мы опубликовали результаты свежего исследования, предпринятого СЖР и МФЖ по оценке гендерной компоненты в журналистике и СМИ стран, некогда составляющих СССР. Картина удручающая, женщины практически не принадлежат к классу владельцев СМИ, среди руководителей национальных изданий их не более 10 % в регионе, в то время как среди рядовых работников и менеджеров среднего уровня женщин большинство. Женщины реже получают престижные национальные награды (зато чаще известны как обладательницы международных наград за мастерство и мужество). Что касается оплаты труда, то дискриминация, чаще всего скрытая, отмечается практически во всех странах, как и полное небрежение к вопросам социальной защиты и нужд женщин-трудящихся СМИ со стороны не только компаний, но и профессиональных организаций. Переход экономики к рынку, как уже давно говорят специалисты, обострил многие социальные противоречия, и в медийном поле также.
Многие верят в то, что именно в Москве произойдет решительный поворот в сторону гендерного равенства как реальной составляющей деятельности международного журналистского сообщества. Об этом на январской встрече в Москве говорил Генеральный секретарь МФЖ Айдан Уайт. Эта мысль звучит в интенсивной переписке участников Конгресса и многочисленных акций и мероприятий, посвященных проблеме равенства.
- Особенности отечественной «женской журналистики»
Российская пресса сегодня переживает период бурного развития. Каждый месяц появляются новые издания, центральные и региональные, а существовавшие ранее меняют свою концепцию и политику. Особенно заметно это на примере так называемой женской прессы - газет и журналов для женщин. В советские времена женская пресса была, но в очень ограниченном количестве (всего два-три журнала), не удовлетворяя потребности в ней. С началом перестройки, в 90-х годах ХХ века количество изданий для женщин стремительно увеличилось; к собственно российским изданиям («Работница, «Крестьянка») примкнули западные переводные журналы («Бурда», «Elle»). На данный момент объем женской прессы достаточно велик, хотя и он по многим параметрам не удовлетворяет спрос покупательниц. При существующем разнообразии изданий для женщин не всегда понятно, на кого, на какую целевую аудиторию рассчитан тот или иной журнал или газета и какова вообще классификация современной женской прессы.
Потребность в женских изданиях и публикациях на женские темы в общей прессе диктуется общественными потребностями, местом и ролью женщины в процессах воспроизводства и функционирования социальной системы. Роли женщины в современном обществе широки и многообразны от продолжательницы рода до общественной деятельницы, свободной творческой личности. В зависимости от типа общества и стадий его развития эти роли модифицируются, меняется их вес в обществе и общественном сознании.
В советские времена основными считались профессиональные функции женщины, и потому именно трудовая жизнь женщин была в центре внимания средств массовой информации: женщина с кайлом и лопатой, женщина у станка и с подойником, в классе и в кабинете поликлиники. Это было связано с тем, что человек воспринимался, прежде всего как существо общественное.
В то же время и исконные роли продолжательницы рода, воспитательницы детей, хозяйки в доме занимали, судя по исследованиям, важное место не только в жизни, но и в общественном сознании и, следовательно, в женской прессе. Этим вечным ролям женщины она всегда уделяла и сейчас уделяет большое внимание. Однако в период общественных перемен последнего десятилетия XX в. женщина начала чувствовать себя более свободной и осознавать свое равенство с мужчиной не только в производственной и общественной сферах, но и в семье и личной жизни. Хотя по-прежнему женщина воспринимается обществом, прежде всего как воспитательница детей, хозяйка в доме, хранительница семейного___очага.
Другими словами, роли женщины и отношение к ним общественного мнения (соответственно отраженного в СМИ) качнулись по закону маятника от производственных, бесполых к чисто женским, даже физиологическим. Возрастает влияние женщины в обществе в качестве носительницы норм морали, нравственности, миротворицы, противницы войн и насилия, гаранта стабильности общества, защитницы природы, экологии, самостоятельной творческой личности, активно участвующей в профессиональной, деловой, общественно-политической жизни.
Женская аудитория по своей структуре так же многоуровнева и многопланова, как аудитория в целом: в ней есть разные возрастные группы, разные группы по профессиональным занятиям, типам интересов и т.п. Аудитория женской прессы не столь замкнута, как может показаться на первый взгляд. Исследования показывают, что в последние годы ее заметно пополнили мужчины, не мал и процент подростков и молодежи. Как правило, современная женская пресса является массовой, популярной, доступной людям самых разных возрастов, профессий, интересов.
Основные цели и задачи женской прессы заключаются в следующем:: сообщать новости, которые относятся к жизни и деятельности женщин и женских организаций; изучать и выдвигать на обсуждение актуальные проблемы, связанные с женским вопросом и женским движением; отражать и формировать образ современной женщины; выражать и удовлетворять запросы женщин, их потребности и интересы; показывать роль женщины в обществе и семье; вырабатывать правильное понимание ее функций и назначения, а также необходимые практические навыки, умения и действия.
Сегодня есть не только теле- радиопрограммы для всех, для мужчин, но и для женщин. С не которыми из них, сейчас познакомим.
Женские штучки
"Ох уж эти женщины!" подумают мужчины и прибавят громкость радиоприемника, когда в эфире программа "Женские штучки". Это ведь так интересно хотя бы на три минуты проникнуть в женские мысли и узнать, что заботит нас женщин. Эксперт во всем женском Наталья Новинская посвятит нас, таких жеманных, нелогичных, кокетливых красавиц, во все, что касается моды, психологии, питания и многого другого.
Какие тренды нынче в брендах? Как накормить его и раскрыть скрытые черты его характера? Как очаровать даже его маму?
"Женские штучки" ваша лучшая радиоподружка. Это дверь в женскую вселенную. Женские штучки" программа для тех ещё штучек.
Каждый месяц вы получаете по 20 выпусков программы.
Женские истории документальная программа, выходившая в эфир на канале ОРТ с 1997 по 2001 годы. В 20052007 годах программа выходила на канале «Домашний». Первой ведущей была Оксана Пушкина, но в 1999 году её сменили на однофамилицу Татьяну Пушкину. Но сегодня программу ведет прежняя же ведущая Оксана Пушкина.
Женский вечер на Пятом - телевизионное ток-шоу, которое выходило по пятницам в 20:00 на Пятом канале с 2006 по 2007 год.
Каждую неделю телезрители смотрят новый художественный фильм, снятый эксклюзивно для Пятого канала, и по его окончании начинается обсуждение. В программе обсуждаются не только те материалы, которые были представлены в показанном фильме, но и другие темы - проблемы, убытки, конфликты и т. д. В студию программы приглашаются люди, которые стремятся к лучшему.
Модный приговор
«По одёжке встречают. А значит, и судят!» - такими словами каждое буднее утро начинается передача "Модный приговор".
Здесь всё, как в настоящем суде:
- Судья - Александр Васильев, (Вячеслав Зайцев в отпуске)
- Обвинитель - Эвелина Хромченко
- Защитники Лариса Вербицкая, Надежда Бабкина, Арина Шарапова.
В настоящее время в современном радио и телевидение журналистки трудятся не покладая рук. Представим самых известных.
Жанна Агалакова
Специальный корреспондент Первого канала во Франции.
Родилась в Кирове. В детстве хотела быть следователем, композитором, архитектором, воспитателем и переводчиком, а также выступать в цирке. Потом поняла, что все эти профессии можно совместить в журналистике. Закончила журфак МГУ. Работала корреспондентом телестудии МВД, пресс-атташе Международной ассоциации по борьбе с наркоманией и наркобизнесом, репортером агентства РИА Новости. По-настоящему почувствовала профессию, попав в телепрограмму "Деловая Россия": пришлось оперативно осваивать темы, о которых прежде не имела никакого представления. Была замечена гуру отечественного телевидения Игорем Кирилловым, который предложил попробовать себя в новом качестве телеведущей. Попробовала. Понравилось. В 1996 г. пригласили вести утренние новости на НТВ. 3 года, отданные этой телекомпании, до сих пор считает высшей школой журналистики. На 1 канал пришла в октябре 1999-го. Вела "Новости", программу "Время", а также в союзе с Владимиром Познером программу "Времена", которая неоднократно становилась лауреатом премии ТЭФИ. В прямом эфире прошла через "огонь и воду": 11 сентября 2001-го, начало войны в Афганистане, Беслан, отставка Б.Н.Ельцина, президентские выборы и т.д. С октября 2005 г. собственный корреспондент Первого канала в Париже. Любимое времяпрепровождение командировка. Владеет английским, французским, итальянским и испанским языками. Играет на фортепиано и в теннис. Бегает на средние дистанции. Обожает стоять у плиты. Замужем, имеет дочь.
Мария Васильева
Корреспондент Южного бюро в Ростове-на-Дону.
«Я мечтала работать на Первом. Была уверена, своe резюме сюда пришлю не раньше, чем в 30 лет. До этих пор намеревалась обогатиться журналистским опытом. Что и делала на телевидении в Кирове, откуда сама родом. Мои планы ускорил звонок из Москвы. Меня пригласили на стажировку. Думала, розыгрыш. Оказалось, правдой. Так я стала корреспондентом самого известного и престижного канала в России. Работать на Первом в команде профессионалов высочайшего класса для меня большая честь. Испытываю невероятную радость и гордость, когда мои сюжеты появляются в эфире. А если они ещe и помогают людям решать проблемы, становлюсь по-настоящему счастливой».
Евгения Ефимова
Заведующий Южного бюро (Краснодар).
«"Куда ты хочешь поступить? На факультет журналистики?! И кем ты будешь работать?" - "Журналистом!!!" - заявила я ошарашенным родителям. То, что я непременно стану корреспондентом программы новостей, знала еще с 10 класса. Закончив университет, устроилась работать в региональную службу новостей. Снимала сюжеты про инвалидные кресла для собак, как впервые в стране офтальмологи прооперировали слепого тигренка, даже с моржами целовалась! Почему-то смешные сюжеты про животных запоминаются лучше съемок страшных аварий и наводнений, которых тоже было много. Я в отпуск боялась уходить, а вдруг случится что-то интересное, а я пропущу. В 2007 году пригласили на стажировку в Москву. После двух недель практики в Останкино на "Первом канале", доверили руководить краснодарским корпунктом».
Альфия Ибрагимова
Заведущая корпунктом Приволжского бюро (Самара)
«Закончив физико-математический факультет Самарского Педагогического Университета, пришла к выводу, что по жизни Альфия Ибрагимова все-таки не физик, а лирик, правда, не без способностей к детальному анализу. Тернистый путь на местные телевизионные каналы сопровождался стабильным и неотвратимым, как рост российского ВВП, продвижением по карьерной лестнице. Журналист, редактор, шеф-редактор информационно-аналитического вещания. Год 1999 стажировка на канале НТВ, после чего продолжительное сотрудничество с программами "Сегодня", "Независимое расследование", "Криминал". Через два года ура, что так получилось корреспондент Дирекции информационных программ Общественного Российского Телевидения. Средневолжское бюро. С 1 марта 2003 года название должности изменилось еще в более приятную сторону заведующий Приволжского бюро Дирекции информационных программ ОАО "Первый канал". География путешествий съемочной группы: Самарская, Ульяновская, Оренбургская области, Республика Башкортостан, и др. Из того, о чем еще можно упомянуть: Соавтор документального фильма "Афганский пленник" Дирекции документального кино "Первого канала". В 2005 году на Итальянском кинофестивале проект получил Гран-при. А в 2006 году Министр обороны Российской Федерации С.Б.Иванов подписал приказ, в котором, счел возможным и целесообразным наградить медалью Министерства обороны Российской Федерации "За укрепление боевого содружества". Чтобы это не значило».
Газеты и журналы для женщин в Чувашии.
Чваш храрм / Чувашская женщина. Газета издается один раз в неделю в столице Чувашии Чебоксарах. Данная газета является отделом издательского дома «Хыпар». Печатается на чувашском языке. Распространяется не только на территории Чувашской Республики, но и за её пределами. Статьи в этом периодическом издании чаще всего печатают на общественно-политические темы, не редко и о положении женщин в обществе и др. Первый номер газеты выпустили 22 ноября 2005 года.
Самант/Миг. Отдел издательского дома «Тантш», редактором отдела является Римма Прокопьева. Небольшой и очень дружный коллектив учреждения радует чувашскую молодежь этим популярным изданием. Все издания распространяются в более чем 30 регионах России. Это Пензенская, Кемеревская и другие области, города Санкт-Петербург, Махачкала, Омск, Норильск, Анапа, Владивосток, Республики Татарстан, Башкортостан и т.д.
Немаловажную роль сыграла в развитии чувашской журналистики Н.Г.Смирнова.
Смирнова Надежда Георгиевна, редактор отдела культуры и чувашской диаспоры в газете « Хыпар», родилась в Яльчиковском районе. 1975 году поступила на историко-филологический факультет ЧГУ им. И.Н.Ульянова. В 1981 году закончила факультет журналистики Ленинградского государственного университета. В том же году начала работать в газете «Коммунизм ялаве». С 1995 года ведет отдел культуры. В 2001 году получила звание Заслуженного работника культуры ЧР. В 2000 году стала лауреатом премии Союза Журналистов ЧР им. С. Эльгера и в 2007 году также лауреатом премии им. Н. Никольского.
- Факторы дискриминации журналисток в современных российских СМИ.
Причины дискриминации журналисток в российских СМИ.
В процессе исследования мы взяли глубинное интервью у десяти журналисток. Среди них были теле-, радиожурналистики, корреспондентки городских и
республиканских СМИ. Результаты интервью позволят сделать следующие выводы:
1. Женщина - дешевая рабочая сила. Работая наравне с мужчинами, женщины получают меньше.
Агния, 43 года, стаж в журналистике 9 лет:
" Иногда я целый день не могу позвонить домой, узнать покушали ли дети, как они, потому что мне некогда, работы очень много. Времени не хватает на семью, на воспитание детей. Поэтому трудно. Я в два-три раза получаю меньше, чем хотела бы, поскольку работы очень много и ответственность очень большая".
Галина, 42 г, стаж в журналистике 11 лет:
"Журналистика - это в основном женская профессия. Наверное, потому что зарплата маленькая. Молодые люди только приходят, потому что им это интересно усвоить. А потом уже все упирается в деньги. Только женщины могут на такую маленькую зарплату жить, а мужчины стараются где-то в другом месте подработать".
2. У власти с годами не изменилось отношение к журналистам. Особенно остро это ощущается на уровне города, района.
Галина, 42 г, стаж в журналистике 11 лет:
" Должны быть достойные события и должны быть конечно, другое отношение к журналистике и к самим журналистам. У нас отношение администрации нашего города такое, что журналисты - это обслуживающий персонал. Скажем выезжаем мы на съемки, там депутаты изучают какой-то объект. Затем заходят в какую-нибудь комнату, покушают там, выходят оттуда, вытирают губы и уже тогда дают нам интервью. Мы стоим у дверей и ждем, пока они покушают, выпьют и потом уже подойдут к нам. Вот такое отношение. То есть неуважение власти к журналистам, оно передается соответственно по всем ступенькам вниз".
3. Женщине трудно сделать карьеру управленца. В журналистике предпочтение при назначении редактора в любом случае отдадут мужчине.
Нина, 58 лет, стаж в журналистике 32 года:
" А ведь про наших зам.генеральных, не сказать, чтоб блистали умами. Такие невзрачные личности были, не выше среднего уровня. А женщины очень интересные на КамАЗе и в городе бывали, но у них была одна проблема - далеко они не шли в смысле карьеры. Во власти, правда, встречались женщины - один процент от общего количества. Например, вице-мэр. Потому что это должно было так
Галина, 42 г, стаж в журналистике 11 лет:
" Ну, мужчины вообще везде руководители - общий принцип. Потому что мужчины не уходят в декретный отпуск, не уходят на больничный с детьми, потому что мужчине с мужчиной легче договориться. У нас в городе это норма, хотя я считаю, что многие женщины дадут 100 очков вперед мужчине и вполне справятся с их работой. Но когда оба претендента занимают равную позицию, у обоих, скажем равные очки, то предпочтение отдадут мужчине безусловно".
5. В последнее время появились " независимые" печатные средства массовой информации, принадлежащие частным лицам. Настораживающая тенденция прослеживается в новых рыночных структурах СМИ: журналистки там менее защищены в социальном плане. Нет профсоюзных организаций, не выполняются нормы КЗоТ РФ, не выплачиваются больничные. Ведется двойная бухгалтерия, где официально значится одна зарплата, например 100 рублей, все остальное выплачивается "черным налогом", что напрямую влияет на пенсионное обеспечение, уплату больничных. Существуют очень жесткие условия увольнения.
6. Сознавая бесправное положение, редко кто из женщин-журналисток готовы отстаивать свои права. Все заявляют о незнании законов, недоверии к правоохранительным органам, к власти, чем констатируют безвыходность положения.
7. С наступлением "демократии" женщине-журналистке легче не стало. Сегодня, чтобы иметь карьерный успех, многие называют необходимым наличие связей (пресловутый советский "блат" в новом виде), любовника (спонсора) и больших денег. Профессионализм и знания не являются приоритетными.
Агния, 43 года, стаж в журналистике 9 лет:
" Может быть такое: приходит новый учредитель газеты или радио и без всяких объяснений нас увольняет. В общем, социальной защиты у нас нет".
Тамара, 47 лет, стаж в журналистике 4 года:
" Когда я пришла на работу в первый день после больничного, пролежала 4 месяца после автокатастрофы, сотрудница мне сказала, что завтра на работу я могу не выходить, причину она мне не объяснила... Я в принципе не ожидала такого поворота дел, но раз я столько просидела на больничном, слава Богу, что они мне все это оплатили. Без предупреждения, без всего, в один прекрасный день пригласили и сказали, что завтра можете не выходить. Я подошла к работодателю уже на следующий день: " Как так, без предупреждения?". Он сказал: " Подавайте в суд - мы к этому готовы. Во всяком случае, если туда пойдешь, тебе дороже станет".
Нина, 58 лет, стаж в журналистике32 года:
" Девушка, молодая женщина, как она может сегодня продвинуться? Только если у нее за спиной очень твердая стена - родители состоятельные. Если по уму она приспособиться и найдет себе спонсора, то есть любовника, который станет ей опорой - это все деньги, все упирается в деньги. Какая бы она умница ни была, она никогда, - я голову даю на отсечение, не пробьет этот лед в реке головой собственной".
(...) " В стране демократии я не вижу. Случись со мной что-нибудь, к кому я могу обратиться, чтобы мне помогли, чтобы меня защитили?".
Моника Вилламизар военный корреспондент катарского телеканала «Аль-Джазира». Она делает репортажи из горячих точек планеты. Вилламизар рассказала, что освещала военные конфликты, беспорядки, восстания в Латинской Америке и на Ближнем Востоке.
«Освещение войны в СМИ это мир, где главенствуют мужчины, говорит она. И мы, женщины, должны в этом мире работать. Это понятно у мужчин нет детей, а если есть они все равно более свободны и подвижны. К тому же в самой войне обычно мужчины являются более активными и многочисленными участниками. К сожалению, женщинам-корреспондентам иногда бывает трудно добиться того, чтобы их воспринимали на равных с мужчинами. Но с точки зрения физической нагрузки если ты готовишься, проходишь специальную подготовку перед поездкой в горячую точку, следишь за своим здоровьем, занимаешься спортом нет никакой разницы. Для женщин-репортеров работать на войне так же просто, или так же сложно, как для мужчин». По мнению Моники Вилламизар, некоторые новостные темы женщины могут освещать лучше, глубже, чем мужчины.
«Если не посылать женщин в горячие точки, нельзя понять судьбы других женщин, которые живут в местах военных конфликтов, считает журналист. Если ты едешь на Ближний Восток, и в тебя бросают там камни и тебе говорят оскорбительные слова ты на себе понимаешь, как здесь живется женщинам. Я считаю, что это помогает тебе стать лучшим репортером, когда ты не отстранен от опасности, переживаешь ее на себе».
Моника Вилламизар считает, что решение о том, кто поедет в горячую точку, редактор должен основывать на опыте и подготовке корреспондента, а не на его гендерной принадлежности. До «Аль-Джазиры» Моника работала на телевидении в своей родной Колумбии, и там зачастую ситуация была иной.
«В Латинской Америке, как и отмечается в этом исследовании, очень много женщин на телевидении, но они освещают совершенно не те темы, что мужчины, рассказала она. Мои редакторы очень часто посылали меня освещать развлекательные сюжеты, которые меня совершенно не интересовали. И я часто отказывалась, потому что хотела быть военным корреспондентом. В Колумбии также были распространены сексуальные приставания мужчин-начальников к молодым сотрудницам. Но там мы не могли ничего сделать, потому что мы боялись за свою работу, боялись последствий».
По ее словам, «Аль-Джазира» международная телевизионная компания, где корреспондентов и мужчин, и женщин оценивают исключительно в соответствии с их профессиональными качествами.
В интервью Надежды Ажгихиной с журналисткой экстремальной журналистики Юлией Калининой обсуждался вопрос об опасной, военной, экстремальной журналистике:
А есть ли она, женская журналистика?
Мне кажется, нельзя говорить, что только женщины на войне делают «женскую» журналистику, подразумевая под этим гуманистический взгляд на вещи. Женщины разные. И мужчины тоже разные. Есть корреспонденты-мужчины, которые, как и женщины, обращают больше внимания не на действия войск, а на страдания населения, и их достаточно много.
Тем не менее «экстремальная» журналистика становится все более женским делом. У нас в редакции, например, в опасные, необычные командировки стремятся только женщины.
Почему?
Наверно, потому что амбициозные мужчины сейчас не идут в журналистику. Двадцать лет назад в рейтинге вузов журфак МГУ занимал едва ли не первое место. Сейчас его затмили факультеты, которые дают юридическое и экономическое образование. Все амбициозные юноши там.
И теперь женщин привлекает в журналистике возможность попробовать то, что раньше считалось исключительно мужским делом? Писать о войне, о политике, международных отношениях…
Попробовать себя в «мужском» деле всегда интересно. Плюс путешествия, поездки, в которых видишь то, чего никогда не увидишь дома. Плюс ощущение причастности ведь ты всегда находишься на волне событий.
Да, но, помимо плюсов, у «экстремальной» журналистики есть и оборотная сторона. Не так давно корреспондентка «КП» поехала описывать продажу женщин в арабские страны, как я понимаю, безо всякой страховки и обеспечения собственной безопасности со стороны редакции. Чудом осталась жива, и никто не понес никакой ответственности за этот не слишком удачный эксперимент. Как насчет такой практики?
О, это бывает очень часто. Редакция эксплуатирует энтузиазм женщин-корреспонденток, их желание выразить себя, привезти эксклюзивную информацию. Мало кто думает, как их потом вытаскивать из опасной ситуации. Я это поняла еще в 95-м, когда попала в окружение в Чечне и больше недели не давала о себе знать, а на работе никто и не спохватился.
Тем не менее твои статьи многим открыли правду о войне уже годы назад. Многие только из-за твоих публикаций и читали газету. Чего мы до сих пор не знаем о войне?
Побывать на войне это значит получить некий трансцендентальный опыт. Словами о нем не расскажешь. Но я рада, что мне пришлось его пережить. Я стала терпимее, больше знаю о людях, легко их прощаю.
На фестивале СМИ мы говорили о необходимости поддержки журналистов, работающих в горячих точках. На самом деле, это новое отношение к профессии, иное ее восприятие, более человечное, что ли.
Да, я уже говорила, что редакции порой эксплуатируют романтическое стремление корреспондентов оказаться «на войне». Я помню ребят телевизионщиков, как они рвались на передовую, их просто нельзя было остановить. Все хотели узнать какие-то тайны. Но никаких особенных тайн там, где стреляют, нет. Там опасно, из-за этого подскакивает адреналин, и зачастую журналисты гонятся именно за этим за острыми ощущениями, бессмысленно рискуя собой. И никто, кроме собственной редакции, не сможет их уберечь: запретить выезжать на войну, пока мозги не встанут на место.
Как ты себя чувствуешь сегодня в «МК»?
«МК» уникальная газета. Пресса может быть либо «желтая», либо «качественная». «МК» «желтая» и «качественная» одновременно. Тот, кто работает в «качественном» русле, не занимается «желтым», и наоборот. Я из «качественного» отряда, но очень ценю наших «желтых», потому что они своим трудом создают тираж и фон, на котором «качественные» статьи будут прочитаны гораздо большим количеством читателей, чем если их разместить в обыкновенной чисто «качественной» газете.
О чем ты не написала?
Об удивительных стечениях обстоятельств и невероятных совпадениях, в которых журналисты, силовики и военные проявляли себя не как профессионалы, а просто как слабые или сильные люди. Хотелось бы, конечно, обо всем этом написать, но нельзя. Слишком много народу обидится.
Твоя колонка украшение газеты. Но не думаешь ли ты о других жанрах о социальном расследовании или очерке?
Ты задаешь те вопросы, которые я себе сама задаю. На твой взгляд, о чем сейчас стоит писать?
Интересно было бы продолжить тему «Покорения Кавказом». Года три назад у тебя вышла статья с таким названием, и многие ее тогда не поняли.
А теперь погромы на рынках и события в Кондопоге показали, что надо было начинать об этом говорить именно тогда. О том, что приезжие люди должны уважать местные законы и правила, иначе все это плохо кончится.
Как ты думаешь, наши разговоры в клубе, на фестивале о защите профессии, о честности в профессии они что-то смогут изменить? Сможем ли мы вообще изменить отношение к журналистам?
Я думаю, что при нынешнем отношении власти к нашей профессии это будет очень сложно. Сегодня журналист едва ли не последний человек в обществе. Помнишь, как недавно сказал Президент Путин? «Их позвали подглядывать, а они подслушивают». Это позиция. Власти исходят из того, что журналисты сами никуда не ходят, инициативы не проявляют, а появляются по приглашению для того, чтоб обслужить власть. Точно так же, как переводчики, официанты, охранники, сотрудники протокольной службы...
Отношение к журналистской профессии изменится, когда власть поймет, что СМИ существуют не для того, чтоб обслуживать ее интересы, а для того, чтоб рассказать людям о том, чем она занимается. На что уходят государственные деньги, как решаются проблемы, что вообще происходит в стране… Кто еще об этом расскажет, кроме журналистов?
- Возможность карьерного роста журналисток в России.
Это ведь очень интересно существует ли в СМИ так называемый карьерный рост? Год журналист, второй год журналист. А потом что старший журналист? Можно конечно придумать иерархию помощник редактора, заместитель редактора, редактор по связям с общественность, редактор на выданье, редактор редактора, свадебный редактор, первый редактор на деревне и проч. Но главное, что ничего не меняется. Творческая часть печатного СМИ состоит из: главного редактора и остальных журналистов. Единственное исключение это если печатное СМИ крупное, в нем создаются специализированные отделы: отдел экономики, культурный отдел, отдел по социальным проблемам и так далее. Вот у этих отделов могут быть в принципе руководители, но кто эти руководители? Они все равно журналисты. Разница в функциональных обязанностях и полномочиях минимальна. То ли дело дипломатия, или армия, или, на худой конец, сфера образования. В этих отраслях каждая должность отличается от другой, существует четкая иерархия. То что позволено секретарю первого ранга не позволено атташе, то что позволено генералу не позволено сержанту. И, на худой конец, то что позволено профессору не позволено простому преподавателю. Вот это карьерный рост. Единственное поощрение, которое может получить журналист это прибавка к зарплате, а другого роста в журналистике нет. Нет, хотя есть еще один показатель роста это рост самообразования и повышение профессиональной квалификации, которые в конечном итоге не изменят его должности. Ты либо журналист, либо ты главный редактор. Третьего не дано.
Шерли Карсуелл работает в газете «The Washington post» уже 23 года. Она занимает пост заместителя главного редактора по менеджменту и административным вопросам. Карсуелл считает, что у женщин на руководящих должностях несколько иной стиль, чем у мужчин.
«Это, конечно, стереотип, что женщины-менеджеры более склонны выслушать и войти в положение своих сотрудников, но я бы сказала, что это правда, считает она. Они с большей симпатией относятся к другим работающим матерям. И это хорошо для сотрудников, потому что они приходят на работу с уверенностью, в лучшем настроении, так как лучше могут совмещать работу и семью». По мнению Шерли Карсуелл, основная черта, которая помогает лидеру достигать результатов в работе, не является исключительно мужской или женской.
«Мне кажется, что важная черта характера талантливых лидеров это решительность, говорит она. Мы связываем ее с мужчинами, но это стереотип. То есть когда мы говорим, что женщины-менеджеры должны вести себя, как мужчины, может быть, мы имеем в виду, что они должны быть___решительными».
Карсуелл рассказала, что редакции современных СМИ это по-прежнему во многом «мужской» мир. Но ситуация меняется.
«Присутствие большего количества женщин в редакциях меняет суть дискуссий и разнообразит палитру новостного освещения различных событий, утверждает она. Женщины выдвигают темы, которые им важны, и смотрят на новостные истории несколько с другой точки зрения. Если, например, мужчине и женщине поручить писать статью о национальной безопасности, они напишут два совершенно разных материала. Но с кем они будут общаться, источники, которые будут использованы все это может очень тонко, в нюансах, отличаться».
Писатель, публицист Сергей Баймухаметов пишет: «За один только год начальниц в России стало в три раза больше. Имеется в виду на руководящих должностях. Журналистика не является исключением. Вот только хорошо ли это? И вообще, не слишком ли много женщин в нашей профессии?!
В 2006 году среди вновь назначаемых руководителей было 20 процентов женщин. В 2007-м уже 54 процента. То есть женщин теперь назначают начальницами чаще, чем мужчин.
Вот как они сами объясняют свой успех:
«Я считаю, что женщины от природы более аккуратны, собранны, склонны к порядку в работе. Этих качеств часто недостает мужчинам. К тому же женщины способны быстрее принимать решения, легче берут на себя ответственность, более склонны к развитию».
«Женщины более восприимчивы эмоционально, больше склонны поговорить, чем мужчины. И в этом их плюс: они легче устанавливают с подчиненными контакт, более чутки к своим сотрудникам. С нами просто легче работать. Впрочем, есть и недостатки: женщины тяготеют к дому, семье, могут уйти в декрет, наконец. Однако я считаю, что у хорошей начальницы, даже если она уйдет на полгода родить сына, рабочий процесс не сломается».
«На мой взгляд, это связано с тем, что экономика России становится более цивилизованной разрушается стереотип, что женщина не способна управлять. Лично у меня уже есть на примете одна очень талантливая сотрудница, которую я готова назначить руководителем».
«Подход к выбору кадров на рынке стал более профессиональным. Года 2-3 назад, если на позицию ставилась зарплата на 10-15% ниже рыночной, это означало, что здесь ожидают женщину. Во-первых, считалось, что женщины не умеют управлять, во-вторых, в «стоимость работника» закладывался риск по уходу сотрудницы в декрет. Сейчас работодатели все больше понимают, что главное преимущество женщин в основательности: в отличие от мужчин, они в большинстве своем не склонны часто менять работу. Особенно ценят это качество, например, банки, в которых доля назначения женщин на руководящие посты нижнего и среднего звена и вовсе дошла до 80 процентов».
Я цитировал интервью только что назначенных руководительниц среднего звена. На высших должностях женщин еще мало всего 9 процентов, а в составах советов директоров 17 процентов. Но уже есть рост. Видимо, недалек день, когда «Газпромом» будет заправлять женщина.
Пока же они занимают лидирующее руководящее положение в бухгалтериях 86 процентов, в управлении персоналом 83 процента, в маркетинге и рекламе 74 процента, в аудите 69 процентов, в искусстве, индустрии развлечений 68 процентов, в финансах 65 процентов, в юриспруденции 51 процент.
Да, господа, среди юристов больше половины женщины.
Рассуждать на эти темы можно долго. А можно сказать двумя словами процесс пошел. Естественный, закономерный. Видимо, так. Хотя многие не желают признавать очевидного в силу разных причин. Намедни была большая передача по телевидению, ток-шоу на тему: может ли женщина в современной России стать президентом? Мужчины, как часто водится, несли ахинею про природную сущность, полушария мозга. И прочее. Про то, что народ не воспринимает и долго еще не воспримет бабу как высшего руководителя. И далее. В чем-то я с ними согласен: народ, да, он у нас такой... Вроде бы.
Но после реплики Ирины Хакамады я бы на месте тех мужиков замолчал и прекратил передачу, закрылся бы чем-нибудь от позора.
Хакамада сказала: а вот если бы Президент Путин назначил преемником женщину, все бы проголосовали как миленькие, в том числе и участники ток-шоу. Однако Хакамада не на тех напала. Наши настоящие мужики пропустили убийственную реплику мимо ушей. И понесли дальше.
О мировом процессе пусть знающие люди рассуждают. Я же могу с уверенностью говорить лишь о том, что перевидал на своем веку. И сейчас вижу.
Журналистика стала женской профессией на моих глазах а начал я работать в газете 40 лет назад. По данным Союза журналистов России, 80 процентов кадрового состава нашей прессы женщины. Когда я служил в районных газетах Казахстана и Калуги, у нас в редакциях девушек не было. Районщик суровая, тяжелая лямка, не для них. А теперь все наоборот. В районных редакциях, как правило, один мужик шофер. Есть еще и редакторы мужского пола.
Говорят, что виной всему капитализм. Парни выбирают денежные профессии. А в прессе высокими зарплатами не балуют. Хотя московские штатные журналисты не жалуются. С другой стороны, а что, в провинции кругом офисы богатых фирм с долларами в конвертах, и над жалованьем заведующего отделом районной газеты народ насмехается? Увы, в провинции работы мало, и должность в газете вполне приемлемое место. Однако мужчин нет.
Да, возможно, парни там мечтают о большем, нежели корреспондентский оклад с тощим гонораром. Но уж должность редактора прилично оплачивается, а самое главное это испокон веков мужицкая номенклатурная должность!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в сознании журналистов задана довольно четкая граница, разделяющая мужской и женский миры, равно как и приватную и публичную сферы общества. Наличие этой границы воспринимается как само собой разумеющееся. Или иначе: мужская деятельность связана с решением глобальных вопросов, женская - с повседневностью. Это заставляет вспомнить один их центральных мотивов классической русской мысли - женственность и мужественность понимались ею как два исходных начала русской жизни, которые находятся в постоянной борьбе, не знающей примирения. Противопоставление женственности и мужественности, понятых как взаимоисключающие и по сути дела, враждебные начала - один их основных элементов в национальном образе России - нашло свое выражение и в знаменитых романах Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Похоже, эта антиномия питает современные представления российской культуры и преломляется в сюжетах и образах СМИ
Вместе с тем у журналистов существует свое видение женщины, или образ современницы, на который они ориентируются. В этом образе обнаруживается два пласта. Исходный - классические представления о принципиальных различиях мужественности и женственности, которые фактически, снимают вопрос о возможности равноправного участия мужчин и женщин в одних и тех же видах деятельности. Другой комплекс представлений обусловлен опытом женской эмансипации, но главным образом, реальным положением дел в обществе, где женщины, как и мужчины поставлены в экстремальные условия и для тех и для других необходимость больше работать, чтобы обеспечить сносные условия существования, стала главным условием выживания . Это сближает мужские и женские проблемы и является отражением ситуации, в которой тем не менее доля женщин среди бедных существенно выше, чем доля мужчин, зарплата женщин очевидно ниже мужской, а возможности профессионального продвижения и карьерного роста гораздо скромнее.. Кажется, это должно было бы заставить перейти от идеологии мистической женственности и природной (или от Бога данной) гармонии полов к реальному обсуждению проблем, возникающих в реальной практике взаимодействия мужчин и женщин во всех без исключения сферах общественной жизни. Тем не менее сложившийся избирательный и стереотипный подход к женской теме, поддерживается в нынешних условиях крайней степенью коммерционализации темы, наиболее отчетливым свидетельством которой является так называемая женская пресса.
ЛИТЕРАТУРА
- Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А.Денисовой /. Региональная общественная организация Восток - Запад: Женские Инновационные Проекты". М.: Информация - XXI век, 2002. С. 9.
- Газеты малых городов: верстается первая полоса. В помощь редактору/ Под ред. С.К. Шайхитдиновой.-Казань: Издательство «Мастер Лайн», 2002.- 176с.
- Баймухаметов С. Что случилось с мужиками?:журналистика в России стала женской профессией//ЖУРНАЛИСТ.-2008.-№7.-С.86-87
- Калинина Ю. Журналистика женского рода?//ЖУРНАЛИСТ.-2007.-№1.-С.86-88
- Ажгихина Н. Равные, но разные: Гендерная тема в программе конгресса МЖФ//ЖУРНАЛИСТ.-2007.-№5.-С.76
- The Washington post//http://www.washingtonpost.com
- Женщины-журналисты: кому в российских СМИ жить хорошо//http://www.internews.kz/newsitem/22-09-2011/1616
- Женская тема в журналистике//www.owl.ru/win/womplus/1999/tema.htm
- Женская тема в средствах массовой информации//
http://www.gorby.ru/userfiles/file/zhenskaya_tema_v_smi.pdf
- http://www.voanews.com/russian/news/russia/VK-Women-In-The-Media-2011-09-19-130137873.html