Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства и хозяйств агропромышленного комплекса

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Государственное регулирование

национальной экономики»

на тему: «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства и хозяйств агропромышленного комплекса»


Содержание

Введение...............................................................................................................3

Глава 1. Теоретические основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и хозяйств агропромышленного комплекса...5

1.1. Сущность и особенности малого и среднего предпринимательства и хозяйств агропромышленного комплекса.......................................................5

1.2. Формы и методы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и хозяйств агропромышленного комплекса.................11

Глава 2. Анализ практики государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и хозяйств агропромышленного комплекса в РФ.......15

2.1. Характеристика государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и хозяйств агропромышленного комплекса в РФ.......15

2.2. Проблемы и перспективы развития государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и хозяйств агропромышленного комплекса в РФ...................................................................................................24

Заключение.......................................................................................................36

Список использованной литературы.................................................................39

Введение

В настоящее время почти треть населения России, так или иначе, связана с малым и средним бизнесом. Свыше 800 тысяч малых и средних предприятий - это несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства, прошедших серьезную школу выживания в непростых условиях переходного периода. Фактически за все годы реформ именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики.

Однако малый и средний бизнес до сих пор рассматривается властями как незначительный фактор экономических реформ в России.

Дальнейшее развитие ситуации без активного и позитивного вмешательства государства может привести к свертыванию этого сектора экономики с соответствующим обострением экономических проблем и усилением социальной напряженности. Продолжение курса реформ требует, чтобы поддержка частной инициативы граждан и развитие малого предпринимательства в нашей стране стали важнейшей частью общегосударственной доктрины проводимых социально-экономических преобразований.

Малому и среднему бизнесу в России приходится сталкиваться с серьезными трудностями, среди которых можно выделить общую экономическую нестабильность, несовершенство законодательства и налоговой системы, финансовые проблемы, отсутствие необходимых знаний, навыков и опыта.

Проблемы развития российского агропромышленного комплекса (АПК), требующие комплексного, системного решения множества производственно-экономических, организационных, эколого-экономических, социальных и правовых вопросов, сложны и многогранны. Вместе с тем, при всем многообразии освещаемых в отечественной экономической литературе проблем развития АПК они в подавляющем большинстве затрагивают отдельные стороны функционирования агропромышленного производства, в них недостаточно уделяется внимание теории и практике функционирования аграрного сектора экономики в целом, с учетом специфических особенностей и тенденций его формирования и развития в изменившихся условиях хозяйствования, а также как приоритетному объекту государственного регулирования. Таким образом, изучение данной темы является актуальным.

В соответствии с названием темы курсовой работы и вышеизложенным обоснованием ее актуальности, автор ставит целью работы исследовать особенности государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и хозяйств АПК, ее проблемы и перспективы развития.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования темы курсовой работы предполагается решение следующих задач:

- раскрыть сущность и особенности малого и среднего предпринимательства и хозяйств агропромышленного комплекса;

- рассмотреть формы и методы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и хозяйств агропромышленного комплекса;

- дать характеристику государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и хозяйств агропромышленного комплекса в РФ;

- обозначить проблемы и перспективы развития государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и хозяйств агропромышленного комплекса в РФ.

Объект исследования – малое и среднее предпринимательство и хозяйства АПК в РФ.

Предмет исследования – формы и методы поддержки малого и среднего предпринимательства и хозяйств агропромышленного комплекса в РФ.

Глава 1. Теоретические основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и хозяйств агропромышленного комплекса

1.1. Сущность и особенности малого и среднего предпринимательства и хозяйств агропромышленного комплекса

На данном этапе экономического развития предпринимательство является неотъемлемым элементом рыночной экономики, условием её нормального функционирования, поэтому переход к рыночным формам и методам хозяйствования неизбежно связан с ростом масштабов вовлечения людей в предпринимательскую деятельность.

Исследуя основные принципы и сущность предпринимательства, под предпринимательством следует понимать самостоятельную деятельность, осуществляемую в рамках действующего законодательства и поддержки государства на основе эффективного использования ограниченных ресурсов, внедрения инноваций, от своего имени и на свой риск, где полученная прибыль должна обеспечить развитие предприятия и способствовать через уплату налогов в бюджет социально-экономическому развитию государства.1

Согласно ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации субъектами малого и среднего предпринимательства являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.2

Малые предприятия как хозяйствующий субъект обладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, распоряжении выпускаемой продукции, прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей. Малые предприятия, как и любое другое предприятие, действует на основании устава, где определены организационно-правовая форма предприятия, его наименование, местонахождение, предмет и цели деятельности, органы управления и контроля, порядок образования имущества предприятия, его выкупа (если оно приватизируется), условия реорганизации и прекращения деятельности и др.

Предприятия, осуществляющие несколько видов хозяйственной деятельности (многопрофильные), относятся к малым по тому виду деятельности, который занимает наибольшую долю в объеме реализации продукции (работ, услуг).

Можно определить три пути создания малых предприятий:

- переход малых предприятий из государственной в частную собственность путем приватизации;

- выделение малых предприятий из крупных путем демонополизации, разукрупнения и приватизации;

- создание новых малых предприятий.

В современных условиях первый путь является основным, так как практически все действующие МП были созданы в рамках государственной собственности, и механизм их преобразования в частную собственность определен законодательством о приватизации. Второй путь тесно связан с первым, но также определяется темпами демонополизации в различных сферах деятельности. Третий - сдерживается незаинтересованностью предпринимателей в инвестировании, что связано с неблагоприятной общей экономической ситуацией.

Предпринимательство в масштабе малого и среднего предприятия обладает рядом качественных особенностей. В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.

Вторая характеристика - так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.

Третья - относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.

Четвертая - персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как уже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

Пятое - ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.

Шестая специфическая черта - семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия. Но при этом необходимо отметить, что данный фактор порой может сыграть негативную роль в семейных отношениях.

Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если «гиганты» черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи и кредитные механизмы, действующие на рынке капитала, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и «неформальный» рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).

Также, как одну из особенностей, можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20 (доля оборотного капитала: доля основных фондов), то у малых оно составляет 20:80.3

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям.4

Особенностями малого и среднего предпринимательства является их гибкость по сравнению с крупными структурами, быстрая реакция на изменяющийся спрос, умение выявить возникающие потребности и своевременная мобилизация своих ресурсов и возможностей.

Отличительными признаками предпринимательства, выделяющими его из других форм экономической деятельности, являются: самостоятельность, ответственность, инициатива, риск, динамичность, активный поиск решений.5

Экономические функции крупного бизнеса дополняют сектор малого и среднего предпринимательства, который играет существенную роль практически во всех развитых странах, обеспечивая до 40-60% совокупного национального продукта, что особенно касается малого предпринимательства.

К малым и средним предприятиям также относятся индивидуальные предприниматели и крестьянские хозяйства, семейный бизнес, кооперативы, и др. Следовательно, понятие «малое предпринимательство» намного шире, чем понятие «малое предприятие», поскольку включает в себя и другие его разновидности.

В исследовании экономического содержания и природы малого и среднего предпринимательства крайне важно иметь в виду, что именно формы организации сельскохозяйственного производства становятся объективной основой образования предприятий различных размеров. В предприятии, как в звене общественного разделения труда и реального обобществления сельскохозяйственного производства, формируется присущий только ему тип организации труда и управления, где объективное состояние общественного труда предопределяет наличие особой проблемы включения в него индивидуального аграрного труда.

Изучение зарубежного опыта наиболее экономически развитых стран свидетельствует, что решение задачи преобразования структуры общественного производства, направленной на преодоление монополизма и развитие конкуренции, невозможно без развития предпринимательства, основанного на различных формах собственности. Состояние рынка, спроса и предложения, формы регулирования предпринимательства предполагают сосуществование предприятий различных размеров, в том числе и мелких, образующих соответствующую размерную группу, и в своей совокупности формирующих понятие «малое и среднее предпринимательство».6

Рост экономики достигается в том случае, если крупные предприятия в АПК дополняются необходимым числом мелких и средних предприятий, обеспечивающих сохранение рынка как конкурентной среды свободного предпринимательства, препятствующих тенденциям монополизации, решающих многие социальные задачи, и, прежде всего, проблему поддержания занятости сельского населения.

Агропромышленный комплекс - это комплекс отраслей, которые имеют тесные экономические и производственные взаимосвязи, специализирующиеся на производстве сельскохозяйственной продукции, ее переработке и хранении, а также обеспечивающие сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность средствами производства.7

Основными экономическими чертами малого и среднего предпринимательства в аграрном секторе являются: экономическая обособленность малых предприятий на селе, специализация на каком-либо виде хозяйственной деятельности, финансово-хозяйственная независимость, упрощенная структура управления и реализация произведенных сельскохозяйственных товаров (услуг) через куплю-продажу на аграрном рынке.

К основным условиям повышения эффективности предпринимательской деятельности в аграрном секторе относятся:

- добросовестность и приветливость по отношению к партнерам по предпринимательской деятельности;

- ответственность за соблюдение официальных и конфиденциальных обязательств;

- положительная репутация сельского предпринимателя и пунктуальность в поведении;

- владение необходимыми знаниями в организационно-технической и финансово-экономической сфере своей деятельности;

- умение рисковать и применять современные сельскохозяйственные технологии, стратегии и тактики ценообразования на сельскохозяйственную продукцию;

- использование рекламы своего бизнеса и личной популярности;

- анализ своей предпринимательской деятельности, поиск и внедрение новых эффективных методов ведения бизнеса в сельской местности.8

Основным двигателем роста производительности и качества с/х продукции, обновления технологий и модернизации оборудования на основе использования резервов вертикальной и горизонтальной интеграции является формирование кластерных инициатив, благодаря которым можно обеспечить повышение качества продукции для конечных потребителей, отличающее от того, которое могло бы обеспечить обособленное предприятие.

1.2. Формы и методы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и хозяйств агропромышленного комплекса

Малый и средний бизнес в АПК в силу своей специфики имеет ярко выраженную региональную ориентацию. Малые предприятия обычно строят свою деятельность, исходя из потребностей и возможностей насыщения местного рынка, объема и структуры локального спроса. Они предоставляют новые рабочие места местному населению.

Ситуация в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в АПК на региональном уровне складывается неоднородно и весьма разнообразно. В ряде регионов она развивается достаточно активно: созданы фонды поддержки предприятий и другие объекты инфраструктуры, приняты соответствующие региональные программы и необходимые законодательные и нормативные акты, выделяются бюджетные ассигнования, применяются налоговые льготы, реализуются международные проекты.

К сожалению, местные власти еще не в полной мере осознали важность развития малого и среднего предпринимательства в АПК для решения острых социально-экономических проблем не принимают действенных мер по активизации этого важного фактора регионального развития, что, впрочем, в определенной степени является следствием невнятной политики, проводимой федеральными властями.

Например, на региональном уровне неравномерно разрабатывается правовая база государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в АПК. Есть регионы, где соответствующее правовое обеспечение отсутствует, к его разработке не приступали. Кроме того, имеются многочисленные факты принятия региональными и местными органами власти решений, которые существенно сдерживают развитие малых предприятий, ставят их в неравное положение с другими хозяйствующими субъектами, ограничивают свободное перемещение товаров и капитала.

В ряде субъектов Российской Федерации уже приняты или разрабатываются специальные законодательные акты по вопросам государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в АПК.

Во многих регионах Российской Федерации законодательными и нормативными актами предусмотрено выделение бюджетных ассигнований на поддержку, расходование на эти цели определенной доли средств от приватизации. Однако эти ассигнования весьма незначительны, не относятся к защищенным строкам бюджета, а фактическое выделение средств зависит от уровня дефицита бюджета. В ряде субъектов Российской Федерации законодательно установлены льготы для малых и средних предприятий по местным налогам и иным обязательным платежам, которые в условиях общей хаотичности и неопределенности налогового регулирования также не могут оказать серьезного стимулирующего воздействия на малое и среднее предпринимательство в АПК.

По сравнению с ранее принятыми многие региональные программы приближаются к комплексному решению проблем поддержки предпринимательства, включая такие разделы, как нормативно-правовое и финансово-кредитное обеспечение, создание инфраструктуры поддержки предпринимательства, совершенствование системы налогообложения, информационно-техническое и кадровое обеспечение. Обращает на себя внимание тот факт, что ряд региональных программ предусматривает новые направления поддержки малого и среднего предпринимательства в АПК , такие как:

- имущественная поддержка;

- меры по участию субъектов малого и среднего предпринимательства в АПК в выполнении заказов для нужд субъектов Федерации;

- меры по размещению заказов на производство специализированного оборудования для малых и средних предприятий на предприятиях региона;

- предоставление гарантий под частные кредиты и инвестиции за счет государственных средств и имущества.

В тех регионах, где созданы региональные фонды поддержки предпринимательства, ими осуществляются отбор, экспертиза и финансирование предпринимательских проектов, включенных в региональные программы. Однако ограниченность средств фондов, длительность процедур экспертизы и финансирования приводят к тому, что значительная часть проектов остается нереализованной.

Структура органов власти и управления, обеспечивающих поддержку и взаимодействие с малым и средним предпринимательства в АПК, в различных регионах неодинакова. В системе исполнительной власти субъектов этими вопросами в той или иной мере занимается множество органов с различными функциями и полномочиями, представляющих разные направления социально-экономической деятельности (управления, департаменты, отделы, министерства, комитеты и т.д.). В некоторых регионах образованы специализированные органы исполнительной власти, например, Департаменты развития и поддержки малого предпринимательства в Москве и Самарской области, Комитеты по поддержке предпринимательства в Тюменской области и Алтайском крае и др. Создаются также разнообразные советы, координационные комитеты, рабочие группы по развитию предпринимательства при высших органах исполнительной власти субъектов Федерации. Однако ещё далека от совершенства координация различных организаций, специализирующихся в поддержке МП на федеральном и региональном уровнях.

Более чем в 40 регионах Федерации имеются специализированные структурные подразделения в составе органов исполнительной власти субъектов Федерации, занимающиеся поддержкой предпринимательской деятельности. Вместе с тем в ряде регионов отсутствуют не только структурные подразделения, но даже нет специалистов по данным вопросам, что весьма негативно сказывается на реализации этого направления экономической политики.

Следует также отметить, что некоторые федеральные органы исполнительной власти, связанные с государственной поддержкой малого и среднего предпринимательства в АПК, имеют в регионах структурные единицы, находящиеся в их непосредственном подчинении либо под их методическим руководством (региональные центры занятости населения, территориальные управления ГКАП России, региональные представительства МВЭС России, агентства Госкомимущества России и т.д.). Они могут быть использованы для проведения единой государственной политики и ее координации с мерами, которые разрабатываются и реализуются органами исполнительной власти и управления субъектов Федерации. Кроме того, через региональные службы федеральных органов исполнительной власти могут действовать механизмы обратной связи и обеспечиваться учет предложений регионов при формировании федеральных программ поддержки МП.

Таким образом, учитывая, что вопросы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в АПК имеют ярко выраженную региональную специфику, зарубежный опыт в данной области весьма полезен при совершенствовании распределения функций между центральными и местными органами власти и управления России.

Глава 2. Анализ практики государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и хозяйств агропромышленного комплекса в РФ

2.1. Характеристика государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и хозяйств агропромышленного комплекса в РФ

Агропромышленный комплекс (АПК) – это совокупность отраслей хозяйства, принимающих участие в производстве сельскохозяйственной продукции, ее переработке и доведении до потребителя. Значение агропромышленного комплекса заключается в обеспечении страны продовольствием и некоторыми другими потребительскими товарами.9

В структуре АПК выделяют три сферы.

Первая - отрасли, производящие средства производства для сельского хозяйства: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для животноводства и кормопроизводства, производство мелиоративной техники, минеральных удобрений, сельское производственное строительство, комбикормовая и микробиологическая промышленность, обслуживающие сельское хозяйство производства и др.

Вторая - сельское хозяйство (земледелие и животноводство) и лесное хозяйство.

Третья - отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье: пищевая, отрасли легкой промышленности, связанные с первичной обработкой льна, шерсти, а также отрасли, обеспечивающие заготовку, хранение, транспортировку и реализацию продукции агропромышленного комплекса.

Сегодня развитие АПК в нашей стране рассматривается в качестве одного из приоритетных национальных проектов.

Принятие приоритетного национального проекта «Развитие АПК» подчеркнуло значение сельскохозяйственного сектора для экономического развития страны и общества. Реализация основных задач, поставленных этим проектом, заставляет еще раз оценить методы государственной поддержки и государственного участия в АПК, выявить и сформировать основные концептуальные подходы к обновлению процессов государственного регулирования одного из существенных секторов экономики России.

Западные ученые подчеркивают, что на фоне норм Шестой программы действий Европейского Сообщества механизм регулирования аграрных отношений и стимулирования устойчивого развития многофункционального сельского хозяйства приводится в действие посредством всецелого использования возможностей данного механизма и активного применения экологически ответственных методов ведения сельского хозяйства, включая в необходимых случаях расширенные методы производства, интегрированную сельскохозяйственную практику.

Помимо этой программы регулирование устойчивого развития сельского хозяйства осуществляется посредством Информационного письма Европейской Комиссии «Стабильная Европа для улучшения жизни в Европе: стратегия Европейского Союза по устойчивому развитию». Данная стратегия предусматривает план действий по достижению устойчивого развития, т.е. удовлетворения потребностей настоящего поколения, без нанесения ущерба будущему. Стратегия призвана дополнить экологическую составляющую Лиссабонской стратегии. Она построена на комплексных предложениях и долговременных мероприятиях.10

Принятые в последние годы нормативные и подзаконные акты (указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства и др.), направленные на развитие малых и средних предприятий, сыграли определенную роль в становлении этого ключевого сектора экономики. Но среди них не было ни одного специального закона.

Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской федерации» декларирует необходимость проведения целенаправленной государственной политики поддержки малого предпринимательства для проявления инициативы и предприимчивости в интересах развития национальной экономики. Закон призван обеспечить реализацию конституционных гарантий и прав граждан на свободное использование их способностей и имущества для предпринимательской деятельности в условиях конкурентной рыночной.

В целом данный закон создает общие правовые условия для количественного и качественного роста этого сектора экономики с учетом опыта реализации мер по поддержке малого и среднего предпринимательства, накопленного за последние годы, как на федеральном, так и на региональном уровне. Закон определяет правовой статус субъектов малого предпринимательства, устанавливая понятие субъекта малого предпринимательства и критерии отнесения предприятий к категории малых, провозглашает гарантии им государственной поддержки, декларирует стабильность налогообложения субъектов малого предпринимательства в период их становления и развития.

В законе намечены основные цели и направления государственной политики в области малого предпринимательства, формы и методы его государственной поддержки. Однако отсутствие достаточных механизмов его реализации не позволяет воспользоваться провозглашенными в нем возможностями.

Закон определяет разграничение полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в области государственной поддержки МП, которое позволяет субъектам Российской Федерации самостоятельно разрабатывать и проводить политику в области малого бизнеса. Это особенно актуально, учитывая тот факт, что малые предприятия ориентированы, прежде всего, на местные товарные рынки.

Важным элементом политики в отношении малых и средних предприятий в АПК становятся государственные программы его поддержки, финансируемые из бюджетных источников. Предусматривается, что государство возьмет на себя (компенсирует) часть рисков, в особенности на наиболее сложном начальном этапе деятельности малого предприятия. Основным инструментом реализации этих компенсационных механизмов должны стать фонды поддержки предпринимательства, создаваемые с привлечением средств соответствующих бюджетов.

Закон определяет основные формы и условия финансовой поддержки малого бизнеса со стороны государства, ключевым звеном которой является система специализированных фондов поддержки предпринимательства - некоммерческих организаций, создаваемых для финансирования на льготных условиях программ и проектов в сфере малого предпринимательства. Предполагается, что именно фонды будут аккумулировать и распределять бюджетные и иные средства, направляемые на поддержку малого бизнеса. Основные направления деятельности и задачи фондов детально регламентируются законом.

Наряду с прямой финансовой поддержкой закон предполагает возможность установления в налоговом законодательстве для субъектов малого предпринимательства и для объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса (фондов, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций) определенных налоговых льгот, использование которых поможет укрепить финансовое положение малых предприятий.

Весьма перспективным представляется создание обществ взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства как инструмента их финансовой взаимопомощи. Закон предусматривает, что эти общества, являясь по своей сути кредитными учреждениями, в то же время вправе не резервировать средства в Центральном банке и самостоятельно определять все вопросы финансовой помощи своим участникам.

Закон уравнивает права предпринимателей, создавая, в частности, потенциальные возможности для участия малых предприятий в реализации федеральных программ и поставках продукции для государственных нужд на равных условиях с более крупными хозяйствующими субъектами, в том числе путем обязательного размещения на малых предприятиях на конкурсной основе определенной доли поставок для государственных нужд. Предусмотрены также меры по производственно-технологической и имущественной поддержке малых предприятий, их информационному и кадровому обеспечению.

Механизм регулирования устойчивого развития малых и средних предприятий в АПК находится в постоянном развитии и совершенствовании с учетом объективных факторов. В Российской Федерации основы создания, функционирования и ликвидации таких форм хозяйствования, которые присущи аграрной сфере, определяются Федеральными законами «О сельскохозяйственной кооперации» и «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». В определенной мере отношение к хозяйственным формам использования земель сельскохозяйственного назначения имеет и Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве». К нормативным актам, устанавливающим особые условия финансовых отношений с участием сельскохозяйственных товаропроизводителей, следует отнести, прежде всего, Налоговый кодекс РФ (часть 2, глава 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)»), а также Федеральный закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».

Некоторые нормативные акты направлены на общее государственное регулирование отдельных видов сельскохозяйственной деятельности. К ним относятся федеральные законы «О семеноводстве», «О племенном животноводстве», «О ветеринарии», «О мелиорации земель». Существенное значение в регулировании аграрных отношений имеют также нормативные акты, устанавливающие правовой режим земель сельскохозяйственного назначения.

Развитие сельского хозяйства – это повышение, в конечном счете, его производительности, доходности, эффективности, что является целью аграрной (или агропродовольственной) политики. В одном из проектов данный закон назывался «О развитии сельского хозяйства и агропродовольственной политике».

Определение государственных приоритетов, стратегии развития экономики и отдельных ее отраслей лучше формулировать в таких документах, как национальный доклад, федеральная программа и т.п. Конкретные направления аграрной политики неизбежно меняются в течение определенного времени: в зависимости от успешности выполнения тех или иных задач, появления новых факторов внутренней и международной жизни, новых социальных потребностей. Поэтому разрабатывать документ, определяющий направления аграрной политики государства, целесообразно с установления конкретного временного периода его действия.11

Для правильного развития регулирования аграрных отношений в направлении решения наиболее важных социальных и экономических проблем необходимо определить выбор направлений и методов государственного регулирования аграрной экономики. Исходя из общих представлений о регулировании государством экономических отношений разные отрасли экономики и экономическая ситуация в государстве диктуют разный набор методов регулирования. Это, в свою очередь, находит выражение в содержании нормативных правовых актов, закрепляющих основы государственной политики в области экономики в конкретный период времени.

Для государственного регулирования переходного периода характерно сочетание методов прямого воздействия государства на экономику с применением методов косвенного регулирования. Для государств с развитой рыночной экономикой преобладающими являются методы косвенного регулирования. При этом концепции воздействия государства на рынок также различаются при решении вопроса об интенсивности такого воздействия и активности государственного вмешательства в рыночные процессы. В этом смысле выбор подхода в отношении сельского хозяйства и особенности правового регулирования, связанные с этим, тесно взаимодействуют с выявленной спецификой отрасли.

Российское сельское хозяйство, помимо иных особенностей, отличает затянувшееся кризисное состояние, которое является дополнительным основанием участия государственного регулирования и включения методов государственной поддержки для выравнивания ситуации. В связи с этим в России укрепились высказывавшиеся и ранее идеи необходимости государственного регулирования экономики, в том числе путем общего укрепления законодательного регулирования аграрного сектора, государственного регулирования инвестиций в АПК, кредитования сельского хозяйства, регулирования потребления сельскохозяйственной продукции.

Направления государственного регулирования реализуются при помощи определенных методов, наиболее важная часть которых находит правовое выражение.

К таким методам государственного регулирования аграрных отношений принято относить:

- регулирование цен,

- реализацию бюджетной, налоговой, кредитной политики,

- антимонопольное регулирование,

- разработку и реализацию программ в области АПК,

- применение балансового метода, который предполагает обеспечение баланса производства различных секторов АПК, и нормативного метода, предусматривающего определение объемов и структуры потребностей сельского хозяйства.

Практически все представленные методы предполагают косвенное регулирование аграрных отношений. Однако до последнего времени прямое государственное регулирование и управление было преобладающим при участии государства в аграрном секторе.

Аграрное законодательство последнего времени дает представление о том, какие направления и методы регулирования сельского хозяйства применялись в Российской Федерации, и позволяет сделать некоторые выводы о результатах.

С точки зрения состава субъектов, ответственных за осуществление поддержки и государственного регулирования АПК, законодательством устанавливалась концепция участия, в том числе регулирования отношений в области поддержки сельского хозяйства, как Российской Федерации, так и субъектов РФ и местного самоуправления. Так, в частности, указывалось на то, что финансирование развития агропромышленного производства допускается за счет средств местных бюджетов; субъекты Российской Федерации осуществляют финансирование агропромышленного производства в соответствии с действующим законодательством. Надо сказать, что общий механизм программного регулирования допускал и допускает принятие не только федеральных, но и региональных и местных целевых программ в области поддержки сельского хозяйства.

Однако до настоящего времени не определено и с правовой точки зрения не урегулировано само взаимодействие различных уровней государственной власти и местного самоуправления при осуществлении регулирования АПК. В целом идея поддержки сельскохозяйственного товаропроизводителя на уровне региона и муниципального образования актуальна. Однако ввиду отсутствия концептуальных и правовых решений меры поддержки малых и средних предприятий АПК на региональном уровне сопровождаются установлением, в том числе нормативным правовым актом, барьеров на ввоз и вывоз сельскохозяйственной продукции, протекционизм в отношении отдельных сельскохозяйственных товаропроизводителей в ущерб другим. Эти и другие проявления коррупции являются существенным препятствием развитию единого аграрного рынка и, в конечном счете, нормального развития сельского хозяйства страны.

В том, что касается прямого воздействия на развитие аграрной сферы, помимо регулирования интервенций и госзакупок, немаловажное значение имеют и иные законодательно закрепленные меры поддержки сельскохозяйственного товаропроизводителя. Среди них, возможно, наиболее важную роль играют меры налогообложения и обеспечения аграрной сферы земельными ресурсами.

В ходе административной реформы стало насущной необходимостью более четкое разграничение компетенции органов исполнительной власти в области сельского хозяйства.

Несмотря на то, что в последние десять лет на федеральном уровне принято несколько законов, регулирующих аграрные отношения и реализующих некоторые методы государственной поддержки, законодательные тенденции последнего времени таковы, что значительная часть нагрузки в этой области перекладывается на субъекты РФ. Например, в области сельского хозяйства в субъектах Федерации принимаются законы, определяющие: основные направления и формы государственной поддержки сельскохозяйственного производства; особенности регулирования отношений в сфере оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и планирования использования таких земель; а также устанавливающие систему гарантированного обеспечения учреждений, организаций и предприятий государственного и муниципального секторов экономики субъекта Федерации сельскохозяйственным сырьем и продуктами питания и поддержки местных товаропроизводителей и др.12

Все это позволяет сделать выводы о том, что в сложившейся ситуации регулирование в сельском хозяйстве должно решать как минимум задачи усиления правовой защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей, для чего необходимо более внимательное соотнесение норм, регулирующих отношения в сельском хозяйстве, с общими положениями базовых отраслей права; постоянного анализа участия аграрных товаропроизводителей в правовых отношениях для выявления подлинной специфики аграрных правоотношений; повышения правовой дисциплины и грамотности.

2.2. Проблемы и перспективы развития государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и хозяйств агропромышленного комплекса в РФ

Малые и средние предприятия в АПК России в настоящее время находится в кризисном состоянии. Основными проблемами АПК являются: спад производства, сокращение посевных площадей, поголовья скота, что произошло в результате неустойчивости производственно - хозяйственных связей, инфляции, удорожание кредитных ресурсов, сокращение государственного финансирования, снижения покупательской способности потребителей сельскохозяйственной продукции, роста неплатежей между предприятиями и диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию; неудовлетворительное состояние сельскохозяйственных земель.

Медленно развивается инфраструктура земельного рынка, не создана система информационного обеспечения и разъяснительной работы, что создаёт возможность теневого оборота.

Отечественное животноводство обеспечивает не выше 50% потребности населения страны в молоке и мясе.

Проблемы сельского населения. Среднемесячная зарплата в сельском хозяйстве составляет 4904 руб., или 36 % общероссийского уровня. За чертой бедности находится более 40 % сельского населения. Продолжается отток квалифицированной, экономически активной части населения в города. Во многом это обусловлено недостаточным уровнем предоставляемых социальных услуг. Выявлено, что дальнейшее снижение производства в аграрном секторе экономики, разрушение общественного производства тесно связано с качеством жизни сельского населения, одним из показателей которого является уровень денежных доходов сельскохозяйственных работников.

Проблемы инвестиций в основной капитал. Одной из причин низкой эффективности сельского хозяйства является высокий физический и моральный износ основных средств. Нехватка свободных денежных средств не позволяет большинству предприятий проводить полноценную техническую и технологическую модернизацию основных фондов.  Основным источником финансирования продолжают оставаться собственные средства предприятий. В результате износ основных фондов в АПК достиг 80%. По-прежнему ощущается нехватка «длинных» ресурсов для капитальных инвестиций.

Проблемы сельскохозяйственного машиностроения. Сохраняется дефицит техники. Одновременно, вследствие недостатка платёжеспособного спроса, слабо развивается сельскохозяйственное машиностроение. Почти полное разрушение сельскохозяйственного машиностроения (свыше 75% парка составляют старые машины, что делает современную и качественную уборку урожая практически невозможной).

Проблемы технологии отрасли. Проведённый специалистами  анализ показал, что в сельском хозяйстве используются в основном устаревшие технологии.

Из-за технологического отставания и недостаточной обеспеченности техникой ежегодно на полях остаётся до 14% выращенного урожая, ещё до 11% - теряется из-за несовершенства техники. По этим причинам из года в год сокращается рынок для отечественных производителей.13

Преобразования в системе регулирования АПК определяются приоритетными задачами развития агропромышленного комплекса на перспективу, тенденциями, связанными с развитием рыночных отношений, процессами интеграции и кооперации.

Следует учитывать, что поддержка сельскохозяйственных производителей, несмотря на дополнительные затраты государства, создает условия для роста производства, способствует развитию инфраструктуры, снижает безработицу, поддерживает равновесие цен, а в целом - социальную стабильность. На подобные затраты идут практически все страны.

Для обеспечения выгодности обмена требуется совершенствование таких экономических рычагов, как кредит и налоги. Потребности сельского хозяйства в кредитах в силу сезонности сельскохозяйственного производства чрезвычайно велики. Кредитование должно быть рассчитано на весь период производства (например, производственный цикл по озимой пшенице от посева до уборки составляет 8-9 месяцев). Долгосрочное кредитование сельского хозяйства фактически сокращено до минимума. В последние годы, по сути, прекращено краткосрочное кредитование за счет ресурсов Центрального банка, ужесточены условия получения кредита и в коммерческих банках, требующих весомых гарантий.

В сложившейся ситуации целесообразно использовать кредитование села на основе специальной кредитной линии, открытой под 1/3 учетной ставки Центрального банка.

В государственном регулировании нуждается и реализация продукции сельского хозяйства. Для производителя продукции трудности реализации связаны с ее неконкурентоспособностью, высокой себестоимостью, низким качеством и отсутствием профессиональной маркетинговой службы. Со стороны потребителя в лице населения проблема сбыта осложняется его невысоким платежеспособным спросом (нередко низкой и нечасто выплачиваемой зарплатой). Проблема реализации в современных условиях не имеет однозначного решения и требует комплексного подхода, включающего гарантии, стимулы и правовую защиту для производителей продовольствия, создание централизованной маркетинговой службы по сбыту продукции и др.

Для производителей продукции следует определять объем региональных закупок по каждому району и хозяйству. На 3-5 лет должен заключаться договор, в котором устанавливаются гарантированные цены с последующей индексацией (на уровне не ниже рыночных). При этом должна быть предусмотрена система авансирования: 50% - под посевные работы, 50% - по мере поступления продукции.

Для повышения конкурентоспособности отечественной продукции необходимо ввести дотации. Дело в том, что ни увеличение таможенных пошлин, ни установление квот не окажут существенного влияния на ограничение импорта и рост объемов внутреннего производства. Как известно, зарубежный импорт в значительной мере дотируется страной-производителем, и «захват» нашего рынка нередко идет за счет установления демпинговых цен ниже розничных цен отечественной продукции. Дотации производителям отечественной продукции позволят им реально конкурировать с импортной продукцией. Кроме того, вся сумма таможенных платежей, связанная с импортом, должна переводиться в специальный фонд поддержки предприятий малых и средних предприятий в АПК.

На базе региональной продовольственной корпорации или какой-либо другой системы должны концентрироваться денежные и материально-технические ресурсы, позволяющие заготовителям кредитовать проведение посевных и уборочных работ под конечную продукцию, оцениваемую по рыночным ценам. Одновременно корпорация будет гарантировать и закупку излишков продукции по рыночным ценам. Государство тем самым может получить продукцию в объеме, обеспечивающем внутренние потребности страны, регулирующем уровень рыночных цен и создающем возможности для широкого выхода на внешний рынок.

Необходим переход и к дифференцированной политике использования государственных дотаций и инвестиций с учетом конкретных условий и целесообразности поддержки того или иного предприятия. Инвестиции для формирования производственной и социальной инфраструктуры и обеспечения экологической безопасности следует осуществлять (на данном этапе развития) за счет средств федерального и региональных бюджетов, привлечения лизинговых компаний и других коммерческих структур к финансированию долгосрочных проектов АПК, сбережений населения, иностранных инвестиций и др. Привлечение инвестиций в регионы, в том числе и зарубежных, возможно только при очень надежных гарантиях Центрального банка или Минфина РФ под материальные ценности - основные фонды, землю, полезные ископаемые.

Одним из вариантов улучшения финансирования сельского хозяйства может стать возрождение в широком плане сельской кредитной кооперации. Кооперативы могут объединять собственные средства, свободные средства сельского населения, а также жителей малых городов. Но здесь на первых порах со стороны государства должна быть оказана конкретная помощь в виде льготных банковских кредитов.

Наряду с мероприятиями по усилению госрегулирования сельского хозяйства необходима активизация роли государства в регулировании деятельности предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Требуется приток инвестиций для технического перевооружения отрасли и в некоторых случаях - нового строительства предприятий. Актуальность такого подхода вызвана еще и тем, что населению в переработанном виде реализуется лишь 1/3 произведенной продукции, в то время как в развитых странах этот показатель достигает 90%. Только за счет сокращения потерь и углубления переработки сырья можно увеличить производство продуктов питания в стране на 25-30%.

Инвестиции в пищевую промышленность, как и в сельское хозяйство, - стратегическое направление для цивилизованного вхождения в рынок. Важно, чтобы инвестиции в отрасли использовались на модернизацию и строительство на базе новейших достижений научно-технического прогресса. Для этого необходимо, во-первых, выделение финансирования пищевых и перерабатывающих предприятий отдельной защищенной строкой в бюджете, во-вторых, широкое привлечение банковского капитала под залог акций и имущества.

Одним из внутренних источников повышения эффективности АПК, которые должны быть включены в сферу госрегулирования, выступает развитие кооперации и интеграции по горизонтали и вертикали, причем в зависимости от субъектов хозяйствования могут использоваться различные их формы:

- кооперирование на уровне первичного хозяйственного звена, объединение крестьян и фермеров по производству и переработке продукции, формирование кооперативов на базе ЛПХ и интеграция их с общественными хозяйствами;

- межхозяйственное кооперирование объединений по всем технологическим стадиям, включая переработку и реализацию продукции на базе хозяйства-интегратора;

- кооперирование на уровне административного района путем объединения всего ресурсного потенциала для выпуска конечной продукции;

- создание межрайонных агропромышленных ассоциаций по производству, например, сахара на базе хозяйств сырьевых зон, и другой продукции.14

В условиях продолжающегося спада сельскохозяйственного производства и возрастающей в связи с этим на селе безработицы важное значение приобретает развитие на селе малого предпринимательства как в сфере производства, так и в сфере услуг. Эта деятельность обеспечивает сельскому населению повышение занятости и расширение ее видов, снижение сезонности производства, способствует росту доходов и благосостояния сельских жителей, более полному использованию местных ресурсов. Возрождению сельских промыслов, расширению предпринимательской деятельности на селе благоприятствует относительная дешевизна рабочей силы, земли и помещений.

В этом отношении весьма поучителен опыт Китая, в относительно короткие сроки развившего мелкую промышленность в сельской местности (так называемые волостные и поселковые предприятия), которая ныне занимает большое место в экономике этой страны. На предприятиях сельской промышленности Китая в настоящее время работает более 130 млн. крестьян (т.е. половина избыточной сельскохозяйственной рабочей силы деревни). Весьма важным при этом является то, что стоимость создания одного рабочего места на предприятиях сельской промышленности, по расчетам китайских специалистов, обходится в четыре раза дешевле, чем на государственных. Главное - развитие этой промышленности финансируется в основном не за счет бюджетных ассигнований, а за счет капиталовложений организаций деревенской коллективной экономики (т.е. внебюджетных средств) или крестьян.

Для нашей страны с весьма продолжительной зимой, т.е. периодом сельскохозяйственного межсезонья, большое значение имело бы восстановление промысловой кооперации, развитие которой было прервано в 50-х годах, сельского туризма и других форм обеспечения полной занятости и получения селянами дополнительных доходов.

Процесс реформирования, безусловно, предполагает изменения в законодательной базе по мере перехода от одного этапа реформы к другому. Однако нынешняя непоследовательность законоположений лишает аграрное законодательство необходимой определенности и стабильности, что ведет к правовому нигилизму.

В этой связи представляется необходимым наряду с разработкой новых нормативно-правовых документов в ближайшее время осуществить инвентаризацию аграрного законодательства, устранив в нем противоречивые нормы (следствие постепенного отказа от идеологических догм), неопределенность и половинчатость (следствие компромиссов между отдельными звеньями власти, прежде всего между парламентом и правительством), а также обеспечить относительную устойчивость законов и контроль за их исполнением. Должны быть ускорены подготовка и принятие базовых законопроектов, определяющих ход аграрного реформирования.

В целях создания условий для проведения единой агропромышленной политики необходимо обеспечить четкое разграничение сфер ответственности федеральных, региональных и муниципальных органов управления АПК и их тесное взаимодействие в решении стоящих задач.

В целях осуществления функций государственного регулирования и контроля необходимо обеспечить бесперебойное функционирование по всей вертикали управления от федерального до районного уровня ветеринарных, охотничьих, мелиоративных служб, инспекций по карантину растений и других государственных служб, инспекций и их территориальных органов.

Одной из важнейших задач является регулирование основных рынков, которое будет осуществляться федеральными органами через государственные специализированные структуры совместно с негосударственными организациями в аграрном секторе (отраслевыми «продуктовыми» союзами и ассоциациями).

В сфере управления государственной собственностью в АПК необходимо: провести тщательную ее инвентаризацию и продолжить приватизацию с целью повышения эффективности аграрного сектора; на стратегически значимых рынках необходимо создать вертикально интегрированные структуры, которые станут базой проведения государственной продовольственной политики.15

Рассмотрим, какие изменения законодательства, больше всего повлияли на развитие малого и среднего бизнеса.

1. Страховые взносы

Значительно возрасла финансовая нагрузка на бизнес, связанная с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Положения Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» предусматривают повышение размера страховых взносов с 26% до 34%.

По оценкам Минфина, повышение взносов в 2011 году на 8% стало наиболее значительным перераспределением денег между государством и бизнесом. По подсчетам министерства, дополнительные затраты для бизнеса составят 928 млрд. рублей, что эквивалентно 2,1% ВВП в условиях нынешнего года.

2. Незаконные проверки

Предприниматели лучше защищены от незаконных проверок со стороны контролирующих органов. По Федеральному закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с 1 января 2011 проведение плановой проверки органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок, относится к категории грубых нарушений, влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.

3. Блокировка счётов

Незаконная блокировка расчетного счета компенсируется. Федеральный закон от 27.07.2010 N229-ФЗ ввел абзац в ст. 9.2 Налогового кодекса. Теперь в случае принятия ИФНС незаконного и необоснованного решения о блокировке расчетного счета налогоплательщику должны уплатить неустойку за каждый день просрочки, начиная с поступления соответствующего поручения о приостановлении операций по счетам в банк. Возможно, теперь налоговые органы будут внимательнее относиться к таким полномочиям и не будут ими злоупотреблять.

4. Микрофинансирование

Появилась возможность создавать микрофинансовые организации, выдающие микрозаймы до 1 млн. рублей. Федеральный закон от 02.07.2010 N151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», который вступил в силу в начале января 2011 года, предусматривает возможность создания микрофинансовых организаций, осуществляющих выдачу микрозаймов (заем на сумму до 1 млн. рублей). Данный документ дал новый импульс для активного развития кредитования малого и среднего бизнеса, легализует значительное количество небанковских организаций, работающих в этой области, и в конечном итоге сформировал цивилизованную деловую среду.

5. Госзакупки

Простимулировано участие в государственных торгах. В соответствии с Федеральным законом от 03.11.2010 N290-ФЗ увеличилась конфиденциальность участников государственных торгов. Меры направлены на предотвращение сговора относительно цены лота. Создается стимул у всех обезличенных участников открытого аукциона в электронной форме торговаться на понижение цены. Следовательно, сделан еще один шаг в пользу достижения цели экономии при заключении госконтрактов.

6. Развитие медиации

Можно будет разрешать разногласия и споры между организациями без обращения в суд, при содействии посредника. С 1 января 2011 года вступил в силу закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 N193-ФЗ). Закон позволил разрешать разногласия и споры между организациями без обращения в суд, путем проведения переговоров при содействии посредника (медиатора).

Медиатором, посредником при проведении медиации, может быть физическое лицо, занимающееся медиацией как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе. Медиатор не вправе быть представителем одной из сторон, осуществлять деятельность медиатора в случае заинтересованности в результате разрешения спора.

С помощью медиации можно не судебным, а переговорным путем найти решение в споре, возникшем между организациями или предпринимателями, а также эффективно и быстро разрешить трудовые и корпоративные конфликты. Если конфликт возник не с государственным органом - можно попробовать договориться.

Достигнутое в результате медиации согласие сторон оформляется в медиативном соглашении, которое носит характер гражданско-правовой сделки, если оно подписано до передачи спора на рассмотрение суда, или мирового соглашения, если оно заключено в процессе рассмотрения спора в суде.

7. Лицензирование 

Ужесточены лицензированные требования по отдельным видам деятельности. Закон о внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» (вступил в силу 06.12.2010) ужесточает лицензионные требования к производителям аудиовизуальных материалов (видеоматериалов), компьютерных программ и баз данных на любых видах носителей.

Так, в выдаче лицензии на воспроизведение (изготовление) аудиовизуальных произведений, программ для ЭВМ, баз данных и фонограмм будет отказано лицам, у которых такая лицензия была ранее отозвана по решению суда.

Кроме того, наличие на праве собственности производственного оборудования для осуществления указанной деятельности является одним из лицензионных требований для получения лицензии. 

8. Уведомление о начале деятельности 

Можно представлять уведомление о начале предпринимательской деятельности по электронной почте. Изменения в Постановлении Правительства РФ «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» с 1 января позволяют юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, предполагающим оказывать гостиничные, бытовые услуги, услуги общественного питания, осуществлять производство отдельных видов пищевой продукции либо заниматься оптовой или розничной торговлей, представить уведомление о начале своей деятельности в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальный орган) в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью заявителя. При этом подтверждение о получении уведомления в виде электронного документа направляется заявителю в день его регистрации также за электронной цифровой подписью уполномоченного органа.

Изменения отвечают общей тенденции постепенного перехода на электронный документооборот, направлены на упрощение порядка уведомления о начале деятельности, уменьшение расходов предпринимателе.

9. Увеличился срок выкупа16

Заключение

Итак, малое и среднее предпринимательство представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны.

МП - вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития.

На данном этапе развития малого бизнеса в качестве основных проблем выделяют: бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю Россию; развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово- посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость развития всей экономики, как в территориальном плане, так и во временном; недостаточность и недоработанность правовой базы, которая является однобокой. Негативное отношение к малому предпринимательству государства и общества, также является очень серьезной проблемой, хотя в последние годы отношение меняется. Это связано с тем, что даже в данных условиях малый бизнес оказывает положительное влияние на экономику. Если затронуть проблему финансирования, то ее разрешение находится на нулевой стадии. И как следствие - очень высокая криминализация малого бизнеса.

Агропромышленный комплекс является самым крупным народнохозяйственным комплексом РФ и включает три сферы (блока) связанных между собой отраслей - сельское хозяйство и отрасли «до» и «после» сельского хозяйства.

Аграрные преобразования последнего периода изменяют пропорции в структуре агропромышленного комплекса по стоимости, материально-технической оснащенности и занятости.

Но аграрные преобразования нужны и важны не сами по себе, а как условие повышения эффективности производства, обеспечения продовольственной безопасности страны.

Следует отметить, что принципиальные изменения сложившейся системы аграрных отношений были неизбежны, и прежде всего была необходима замена административно-распределительных, командных методов хозяйствования преимущественно экономическими, основанными на законах рынка.

Можно выделить следующие основные направления реформы агропромышленного комплекса. Надо сформировать систему государственной поддержки малых и средних предприятий сельского хозяйства и тем самым усилить влияние государства как гаранта развития рынка в аграрном секторе. Государство должно косвенно воздействовать на спрос и предложение сельскохозяйственных товаров, межотраслевой обмен в АПК с целью создания в его отраслях равных условий для получения доходов, заботиться наряду с муниципалитетами о социальном развитии села, улучшении природоохраны. При этом необходим поэтапный переход от сложившейся системы государственной поддержки АПК, ориентированной в основном на дотирование производства, компенсацию производственных затрат и централизованное кредитование, к системе, предусматривающей программно-целевую, избирательную поддержку доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, развитие рыночной инфраструктуры и рыночной информации, совершенствование системы кредитования.

В целях осуществления функций государственного регулирования и контроля необходимо обеспечить бесперебойное функционирование по всей вертикали управления от федерального до районного уровня ветеринарных, охотничьих, мелиоративных служб, инспекций по карантину растений и других государственных служб, инспекций и их территориальных органов.

Одной из важнейших задач является регулирование основных рынков, которое будет осуществляться федеральными органами через государственные специализированные структуры совместно с негосударственными организациями в аграрном секторе (отраслевыми «продуктовыми» союзами и ассоциациями).

В сфере управления государственной собственностью в АПК необходимо: провести тщательную ее инвентаризацию и продолжить приватизацию с целью повышения эффективности аграрного сектора; на стратегически значимых рынках необходимо создать вертикально интегрированные структуры, которые станут базой проведения государственной продовольственной политики.

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты:

1. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской федерации» (ред. от 06.12.2011)

Литература:

2. Аликаева М. Теоретические аспекты развития малого предпринимательства: институционально-эволюционный подход / Аликаева М., Ксанаева М // Предпринимательство, 2009.– № 6.- С. 78–82

3. Амосов А. Прогноз ситуации в агропромышленном комплексе // Экономист, 2007.- №12.- С. 10-12

4. Булатов А.О выживании агропромышленного комплекса // Российский экономический журнал, 2008. - №5-6.- С. 69

5. Восстановление агропромышленного комплекса: приоритеты и прогнозы // Экономика сельского хозяйства. Реферативный журнал, 2010. - № 4. - С. 755.

6. Виленский А. В., Чепуренко А. Ю. Малое предпринимательство в

России: состояние и перспективы. – М.: Мир России, 2007.- 227 с.

7. Галиновская Е.А. Основные правовые проблемы государственного регулирования агропромышленного комплекса России // Журнал российского права, 2010. - № 4. - С. 62-65.

8. Давыдова Л.В. Малое предпринимательство в реформируемой экономике: роль и значение/ Давыдова Л.В., Будовская Л.А.// Финансы и кредит, 2007. – № 13 (253). – С. 48–53

9. Денисов В.И. Как стимулировать экономический рост производства АПК // ЭКО, 2008. - №4. –С. 121-127

10. Егоров А.Д. Поддержка малого бизнеса.- М.: Финансовая газета, 2010.- 241 с.

11. Емельянов А. Финансово-экономическое положение сельского хозяйства: пути оздоровления // Экономист, 2012. - №8.- С. 87-90

12. Калина С.В. Теоретические аспекты государственного регулирования агропромышленного комплекса в Российской Федерации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки, 2010. - № 3. - С. 395-396.

13. Мещерякова Л. Роль эффективности предпринимательской деятельности для социально-экономического развития региона // Предпринимательство, 2007. – № 2. 

14. Терентьев И. Агропромышленный комплекс: состояние и перспективы // Экономист, 2010. - №10.- С. 88

1 Мещерякова Л. Роль эффективности предпринимательской деятельности для социально-экономического развития региона // Предпринимательство, 2007. – № 2. – С. 125

2 Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской федерации» (ред. от 06.12.2011)- п. 1, с. 3

3 Егоров А.Д. Поддержка малого бизнеса.- М.: Финансовая газета, 2010.- 126-127 с.

4 Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской федерации» (ред. от 06.12.2011)- ст. 4

5 Аликаева М. Теоретические аспекты развития малого предпринимательства: институционально-эволюционный подход / Аликаева М., Ксанаева М // Предпринимательство, 2006.– № 6.- С. 78

6 Давыдова Л.В. Малое предпринимательство в реформируемой экономике: роль и значение/ Давыдова Л.В., Будовская Л.А.// Финансы и кредит, 2007. – № 13 (253). – С. 48–49

7 Булатов А.О выживании агропромышленного комплекса // Российский экономический журнал, 2008. - №5-6. – С. 69

8 Денисов В.И. Как стимулировать экономический рост производства АПК // ЭКО, 2008. - №4.- С. 121-123

9 Терентьев И. Агропромышленный комплекс: состояние и перспективы // Экономист, 2010. - №10.- С. 88

10 Восстановление агропромышленного комплекса: приоритеты и прогнозы // Экономика сельского хозяйства. Реферативный журнал, 2009. - № 4. - С. 755.

11 Калина С.В. Теоретические аспекты государственного регулирования агропромышленного комплекса в Российской Федерации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки, 2010. - № 3. - С. 395-396.

12 Круглов В.Н. Государственное регулирование экономики агропромышленного комплекса Российской Федерации Финансы и кредит, 2008. - № 41. - С. 61-64.

13 Амосов А. Прогноз ситуации в агропромышленном комплексе // Экономист, 2007.- №12.- С. 10-12

14 Емельянов А. Финансово-экономическое положение сельского хозяйства: пути оздоровления // Экономист, 2009. - №8. – С. 87-90

15 Галиновская Е.А. Основные правовые проблемы государственного регулирования агропромышленного комплекса России // Журнал российского права, 2010. - № 4. - С. 62-65.

16 Виленский А. В., Чепуренко А. Ю. Малое предпринимательство в России: состояние и перспективы. – М.: Мир России, 2007.- 227 с.

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства и хозяйств агропромышленного комплекса