Государственное устройство и форма государственного управления Швеции

PAGE 2

Тема: Государственное  устройство и форма государственного управления Швеции

Содержание

Введение ………………………………………………………………..………...3

Глава 1. Государство Швеция: теория и история создания…………..….…….6

1.1.Теория и способ создания государства Швеции……………………...…….6

1.2.Тип и форма государственного устройства Швеции………………..…….12

Глава 2. Форма государственного правления Швеции…………………..……24

2.1. Король Швеции…………………………………………………………..….24

2.2. Правительство Швеции………………………………………………….….27

2.3. Судебная власть Швеции ……………………………………………….….28

Заключение…………………………………………….……………..………....37

Список литературы…………………………………………………….…….…39

Приложение …………………………………………………..……….…….….41

Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что многие представляют «шведскую модель» как отдельный, особый путь, который «пролегает» между капитализмом и социализмом. В соответствии с этим подходом, отдав предпочтение в пользу третьей системы вне капитализма и социализма, общества могут добиться процветания и социальной справедливости. В модели, в которой доминирующим субъектом является государство, именно оно обеспечивает быстрый экономический рост, а также, удовлетворяя базовые потребности всех граждан, способно бороться с бедностью и неравенством благодаря политике перераспределения, основанной на системе налогообложения. Судя по тому, что все это удалось реализовать Швеции, другие страны также способны добиться успеха в этом направлении. В разработке данной темы принимали участие следующие авторы: Фиш Г. «Малые страны Западной Европы»1 (в книге рассматривается создание государства Швеции и его устройство), Голошубов Ю. И. «Скандинавия и проблемы послевоенной Европы»2 (в книге рассматривается положение Швеции в после Второй мировой войны и ее положение в Европе), Дымша Л. «Государственное право Швеции»3 (рассматривается зарождение и становление правовой системы Швеции), Андерсон И. «История Швеции»4 (в книге речь идет о создании государства Швеции и главных исторических моментах в жизни государства), Тимашкова О. «Шведская социал-демократия у власти»5 (автор рассматривает форму правления Швеции и государственные органы).

Целью данного исследования является изучение государственного  устройства и формы государственного управления Швеции.

В соответствии с целью, в работе поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть теорию и способ создания государства Швеции;

2. Рассмотреть тип и форму государственного устройства Швеции;

3. Рассмотреть государственное правление Швеции.

4. Рассмотреть судебную власть в Швеции.

Источники проблемы – специальная научная литература, монографии и статьи на данную тему. Каримов Д.А. в своей статье «Директивные полномочия короля Швеции или все ли могут короли?»6 освящает основные вопросы существования шведской монархии. В частности, затрагивает современный статус Короля с позиций теории монархии, утверждает, что несмотря на отсутствие политической власти, Король может даже формально влиять на положение дел в государстве. Рассмотрению основных вопросов, касающихся судебной системы Швеции посвящены работы таких авторов, как Калининой Н.С., Матвеевой И., Привезенцева А., Чекунова С.А. Последнее время о Швеции выходит мало книг. Одной из новинок является книга Коваленко Г. «Русские и шведы от Рюрика до Ленина. Контакты и конфликты»7.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе рассматривается создание государства Швеции со времен викингов, реформы, проводимые за все время существования государства; военные конфликты, в которых принимала участие Швеция; основные занятия населения Швеции со времен ее основания. Раскрывается административное деление, высшие органы власти Швеции. Рассматриваются основные положения Конституции. Раскрывается значительный вклад страны в укрепление безопасности во всей Европе, ее активное участие в ОБСЕ и Совете Европы. Во второй главе речь идет о форме государственного правления, рассматриваются основные положения о короле, требованиях к наследникам престола, их правовое положение и обязанности. Описывается правительство Швеции – самостоятельный государственный орган, осуществляющий всю полноту исполнительной власти в государстве, его состав и полномочия. Раскрывается судебная система Швеции, юрисдикция судов, их состав и полномочия. В заключении делаются вывод, согласно поставленных в работе задач о государственном устройстве, форме правления, устройстве государственной власти. В приложении раскрывается краткая информация о Швеции: географическое расположение, площадь страны, климат и полезные ископаемые, население и государственный язык, денежные единицы, национальные праздники, современная внутренняя политика, неправительственные и общественные организации, уровень жизни и социальная защита населения, образование, культурное наследие и средства массовой информации.

Глава 1. Государство Швеция: теория и история создания

  1. Теория и способ создания государства Швеции

Первый человек появился на территории Ш. примерно 12 тыс. лет назад. Однако только с 9 в. о скандинавах заговорили в Европе, куда викинги стали проникать морским путём, занимаясь разбоем и торговлей. Шведским викингам удавалось по русским рекам достигать Чёрного и Каспийского морей (путь «из варяг в греки») и торговать с Византией и арабами. В 11 и 12 вв. Ш. начинает выступать как единое государство. Христианство становится господствующей религией, и в 1164 учреждается архиепископство в Уппсале. Процесс централизации государства под королевской властью продолжался два столетия (с сер. 12 в.). В 1397 датская королева Маргарета объединяет Данию, Норвегию и Ш. в т. н. Кальмарскую унию под датской короной.

Постоянные раздоры как внутри объединённых унией государств, так и между ними постепенно привели к открытому конфликту между шведами и датчанами. Окончательный распад унии в нач. 16 в. привел к ряду ожесточённых войн между Данией и Норвегией, с одной стороны, и Ш. и Финляндией, которая в 12-13 вв. была завоёвана шведами, с другой. Кульминацией стала т. н. Стокгольмская кровавая баня в 1520, когда при вступлении на престол датского короля Кристиана II были казнены более 100 известных представителей различных сословий в Ш. Это событие привело к восстанию, в результате которого был низложен датский король и возведён на престол шведский дворянин Густав Ваза, избранный королём Ш. в 1523. Данные факты свидетельствуют о том, что Швеция была создана в соответствии с патриархальной теорией происхождения государства, в основе данной концепции лежат представления о возникновении государства из семьи, а общественной и государственной власти – из власти отца семейства. Отношения отца с членами семейства в соответствии с патриархальной теорией происхождения государства уподобляются отношениям монарха с подданными. Монарх должен, подобно отцу семейства, заботиться о своих подданных, а те, в свою очередь, должны беспрекословно подчиняться и уважать его. Способом создания государства является вторичный – Швеция образовалась в следствие вооруженных конфликтов и восстаний.

Густав Ваза, выступая за шведский суверенитет, решительно пресёк попытки возрождения Кальмарской унии и провёл целый ряд важнейших реформ, сыгравших большую роль в жизни страны. Во время правления Густава Вазы (1523-60) были заложены основы шведского национального государства. Он порывает с католицизмом и проводит Реформацию. Главой шведской церкви был объявлен король. В 1544 он вводит наследственную монархию (до этого была выборная). Попытки высшей знати восстановить свою власть во время правления Эрика XIV (1560-68), Юхана III (1568-92) и Сигизмунда (1592-99) провалились. Во время правления Карла IX (1599-1611) и Густава II Адольфа (1611-32) монархия укрепила свои позиции. После гибели Густава II Адольфа в битве при Лютцене высшей знати удалось ввести новую Конституцию – Форму правления 1634, согласно которой был создан ряд центральных административных органов и часть власти перешла в её руки. Однако эта Конституция применялась при Кристине (1632-54), Карле X Густаве (1654-60) и потеряла своё действие в 1680 при Карле XI (1660-97). После этого дворянство превратилось в бюрократический класс, во всём покорный воле короля.

После разрыва Кальмарской унии шведская внешняя политика была нацелена на господство на Балтике, что привело с 1560-х гг. к частым войнам с Данией. После вступления Ш. в 1630 в Тридцатилетнюю войну на стороне германских протестантов Ш. при Густаве II Адольфе стала одной из ведущих европейских монархий и дважды разбила Данию: в 1643-45 и 1657-58. Эти победы позволили Ш. завоевать бывшие датские провинции Сконе, Халланд, Блекинге и Готланд и норвежские Бохюслэн, Емтланд и Хэрьедален. Финляндия, ряд провинций в Северной Германии (Померания, Бремен), Эстония, Латвия, Ингерманланд (в устье Невы) также принадлежали Ш. После Вестфальского 1648 и Роскилльского 1658 мирных договоров с Данией Ш. стала великой державой в Северной Европе. Ш. даже ненадолго основала колонию в Северной Америке (где сейчас расположен штат Делавэр).

Однако Ш. оставалась чисто аграрной страной с натуральным хозяйством (не считая небольших металлургических заводов и добычи медной руды в Фа-луне) и не имела ресурсов надолго сохранять свои позиции великой державы. В 1700 Россия, Саксония в союзе с Польшей, а также Дания и Норвегия вместе выступили против усиления Шведской империи. Хотя юный шведский король Карл XII (1697-1718) и одерживал в первый период Великой Северной войны (1700-21) победы, всё же обширный замысел принудить Россию к капитуляции путём осады Москвы оказался ему не под силу. Поражение в Полтавской битве 1709, а затем гибель Карла XII при осаде норвежской крепости в 1718 и заключение Ништадтского мирного договора с противниками, к которым примкнули позднее Англия, Ганновер и Пруссия, положили конец шведскому великодержавию. Ш. потеряла большинство провинций на противоположном берегу Балтики, и её территория сократилась примерно до современных Ш. и Финляндии.

Русско-шведская война 1808-09 привела в 1809 к потере Финляндии. Ш. потеряла также последние владения в Северной Германии во времена наполеоновских войн. Компенсацией Ш. за её участие в антинаполеоновской коалиции стало получение Норвегии, перешедшей в 1814 по решению Венского конгресса от Дании к Ш. Уния, присоединявшая Норвегию к Ш., просуществовала до 1905 и была расторгнута по инициативе Норвегии в результате мирных переговоров.

После краткосрочной войны с Норвегией в 1814 при создании унии Ш. больше не участвовала в войнах и со времён 1-й мировой войны проводила внешнюю политику свободы от союзов в мирное время и нейтралитета во время войны.

После смерти Карла XII и поражения Ш. в Великой Северной войне шведский парламент – риксдаг, постоянно действующий с 15 в. и ведущий своё начало от выборов старейшин племён и вождей у викингов, ввёл новую Конституцию, отменившую королевский абсолютизм и передавшую власть в руки риксдага. В период т. н. эры свобод (1719-72) в Ш. было правительство, формировавшееся доминировавшей в риксдаге партией и ответственное перед риксдагом. Однако Густав III (1771-92) ограничил власть риксдага в результате бескровного переворота в 1772 и позднее, в 1789, восстановил абсолютизм. После свержения в результате государственного переворота в 1809 Густава IV Адольфа (1792-1809) политическое развитие Ш. шло уже более спокойно и мирно.

В 1809 была введена новая Конституция, основанная на разделении власти. Вскоре наполеоновский маршал Жан Батист Бернадот был избран наследником шведского престола, и в 1818 он стал королём Карлом XIV Юханом (1818-44). Его политика была консервативна, но вместе с тем появилась влиятельная либеральная оппозиция. Во времена правления его сына Оскара I (1844-59) и внука Карла XV (1859-72) произошли многие важные события, включая введение обязательного образования в 1842, упразднение цеховой системы в 1846, переход к свободной торговле, введение местного самоуправления в 1862 и, наконец, проведение парламентской реформы в 1866. Последняя реформа заменила существовавший с 15 в. четырёхсословный риксдаг на двухпалатный8.

Первобытные рыболовы и охотники впервые появились на территории современной Швеции с древних времен, а затем стали продвигаться вглубь полуострова, вслед за тающими ледниками, тысячелетия назад. Одним из первых свидетельств пребывания древних людей в здешних землях можно считать стоянку, обнаруженную неподалеку от Мальме. Она датирована восьмым тысячелетием до нашей эры.

Поселения первобытных людей, перешедших от охоты и собирательства к занятию земледелием и скотоводством, на территории современной Швеции появились более четырех с половиной тысяч лет назад. Археологами и историками обнаружено несколько могильных курганов, пещер и наскальных рисунков, которые относятся к тому времени.

На протяжении бронзового века местные племена начали заниматься торговлей с Британскими островами и Центральной Европой. Также были обнаружены доказательства высокого развития различных ремесел и искусства здешних племен.

В железном веке местными жителями был налажен плотный контакт с кельтскими племенами. Начиная с первого столетия нашей эры, начинается эпоха тесного сотрудничества шведов с Римской империей, которая продлится вплоть до шестого столетия.

В эпоху раннего средневековья, с шестого по девятое столетие, на полуострове было сформировано шведское государство. Согласно данным ученых и исследователей, оно было создано благодаря тому, что племя свеев, проживавшее у озера Меларен в средней части страны (современная историческая область Свеаланд), завоевало целый ряд других местных племен, среди которых были и готы, населявшие провинцию Геталанд, которая находилась южнее владений сеев.

Первый город шведов, названный Бирка и находящийся на озере Меларен, был основан в начале девятого столетия. Он довольно быстро превратился в довольно крупный балтийский торговый центр, известный далеко за пределы Европы. О нем было известно и в Арабском халифате, и в далекой Византии, и во Франкском государстве. Именно отсюда начинали свои легендарные походы викинги. Здешние купцы и морские разбойники были известными и искусными мореплавателями. Народы Западной Европы звали их «норманны» (дословно можно перевести, как «северные люди»), в Византии и на Руси их знали, как «варягов», а финны называли их не иначе, как «руотси». С последним названием многие историки связывают название Руси, так как известные князья, правившие славянскими племенами, являются потомками скандинавской династии Рюриков. Викинги довольно часто совершали набеги на побережья соседских земель. С восьмого по десятое столетие викинги практически единолично правили на воде, что послужило началу бурной экспансии, которая привела к колонизации викингами огромнейших территорий.

Во времена средневековья становится известен торговый путь «из варяг в греки» и начинаются весьма удачные для обоих держав русско-шведские отношения. Не смотря на огромные успехи мирной торговли, викинги не переставали воевать со своими соседями. Основной ареной для сражений стали прибалтийские земли. В сороковом году тринадцатого столетия войска викингов решают захватить Новгород с окружающими его землями и Старую Ладогу, но их поход завершился крайне неудачно – они были разгромлены князем Александром Невским и его дружиной. К концу тринадцатого столетия Швеция подчинила себе практически все финские земли. Граница с Русью на тот момент проходила по Неве. Шведы основали великолепный и хорошо укрепленный город Выборг, крепость которого украшает эти земли и сейчас.

В середине двенадцатого столетия Швеция являлась целостной державой, которой управлял король. На троне сменилось несколько правителей, прежде чем на него взошла Маргарита – королева Дании, которой удалось к одна тысяча триста восемьдесят седьмому году отвоевать у шведов часть их территории. Так как Маргарита была в тот момент и королевой Норвегии, вышло так, что датская корона объединила три королевства. Это объединение, названное Кальмарской унией, просуществовало полторы сотни лет. Распалось оно во многом благодаря неистовому напору шведского сопротивления. Один из руководителей борьбы за независимость, шведский дворянин Густав Ваза, был в одна тысяча пятьсот двадцать третьем году избран королем. В период, когда новый монарх правил страной, она превратилась в сильнейшее и могущественное королевство. Также Густав Ваза известен тем, что отменил шведскую традицию избирать короля, и с этого момента корона стала передаваться по наследству.

На протяжении шестнадцатого и семнадцатого веков шведское королевство участвовало во многих военных конфликтах. Одними из самых значимых для страны стали постоянные военные столкновения с Россией и Датским королевством за право господства над территорией Балтики. К концу семнадцатого столетия шведам удается захватить территории Эстонии, Польши, Лифляндии, Ингерманландии, а также часть земель, принадлежавших Германии. Все эти события сделали Швецию на пороге восемнадцатого века одной из мощнейших европейских держав.

Но всяческие дальнейшие попытки Швеции расширить свои владения, ни к чему хорошему не привели и в результате серии сокрушительных поражений королевству пришлось отказаться от ряда своих владений. В конце концов, по результатам войны с Россией в одна тысяча восемьсот девятом и десятом годах Швеция потерпела полное поражение и лишилась всей территории Финляндии и даже части своих северных земель.

После того, как умер не имевший наследников Карл ХIII, последняя шведская королевская династия (Гольдштейн-Готторп) прекратила свое существование. Чтобы избежать войны с наполеоном, шведы были вынуждены посадить на престол французского маршала по имени Жан Батист Бернадот, которого переименовали в Карла ХIV Йохана. Вместо ожидаемой шведами новой войны за земли Финляндии, новый король, наоборот, заключил перемирие с Россией.

Последними военными действиями шведов стали короткие войны с Норвегией и Данией. После начала Первой мировой войны Швеция объявила о своем нейтралитете. Удалось ей его сохранить и во время Второй мировой войны.

В середине прошлого столетия Исландия, Норвегия, Дания и Швеция вошли в состав Северного совета.

С девяносто пятого года прошлого столетия Швеция является полноправным членом ЕС. 

  1. Тип и форма государственного устройства Швеции

В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств да и сейчас их немало. Классификация государств на типы не является всеохватывающей. В прошлом существовали и ныне есть немало так называемых переходных государств. Одни из них возникли в результате распада колониальной системы и двигались в своем развитии к одному из существующих типов (чаще всего к буржуазному), другие сочетали в себе признаки нескольких типов государств (например, скандинавские государства сочетают признаки традиционно буржуазного государства с ростками государства социалистического типа), у третьих возможно появление таких признаков и черт, которых нет ни у одного из известных типов государств.

На основе феодальных производственных отношений возникло много государств, не известных предшествующей эпохе. Это государства в Англии и Франции, Германии и России, Чехии и Польше, скандинавских странах, Японии и др. И сегодня в ряде стран сохранились феодальные пережитки.

Экономической основой феодального государства выступала собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Феодальная собственность на землю служила основой социального неравенства. Основными классами общества были феодалы и крепостные крестьяне. Вместе с тем существовали и другие социальные группы: городские ремесленники, торговые люди и др.

Классовая дифференциация феодального общества определенным образом сочеталась с делением на сословия, т.е. на такие группы людей, которые отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей. На Руси, например, существовали такие привилегированные сословия, как князья, дворяне и духовенство. Сословия ремесленников, купцов, мещан не имели тех привилегий, которыми обладали высшие сословия. Самыми бесправными были крепостные крестьяне, которые принудительно прикреплялись к земле. Право открыто закрепляло сословные неравенство и привилегии. Через всю историю феодального общества проходили крестьянские восстания и войны.

Феодальное государство было орудием диктатуры феодалов и привилегированных сословий. В своем развитии оно прошло ряд стадий:

а) децентрализованной феодальной раздробленности;

б) усиления централизации и установления сословно-представительной монархии;

в) централизованной абсолютной монархии и разложения феодальной государственности.

Большинство функций феодального государства обусловливалось классовыми противоречиями. Это охрана феодальной собственности, подавление сопротивления крестьян и других эксплуатируемых групп населения. Государство выполняло также функции, вытекающие из потребностей всего общества. Внешняя же его деятельность в основном сводилась к ведению захватнических войн и защите от внешних нападений.

В государственный аппарат феодального государства входили войско, отряды полиции и жандармерии, разведывательные органы, органы по сбору налогов, суды.

Доминирующей формой феодального государства была монархия различных видов. Республиканская форма правления существовала лишь в государствах-республиках (Венеции, Генуе, Новгороде, Пскове и др.).

На последнем этапе в недрах феодального общества стали зарождаться буржуазные (капиталистические) производственные отношения, требующие работника, свободно продающего свой труд. Но развитию новых отношений мешали феодалы, их государство. Поэтому между молодой буржуазией и феодалами возникли острые противоречия, которые разрешались путем буржуазно-демократических революций. В результате последних возник новый тип государства – буржуазное (капиталистическое) государство.

Этот тип государства оказался самым жизнестойким, способным адаптироваться к изменяющимся условиям. Первые капиталистические государства возникли более трех столетий назад. Буржуазия шла к власти под лозунгом «Свобода, равенство, братство». Установление буржуазной государственности по сравнению с феодальной – огромный шаг вперед по пути социального прогресса.

Экономическую основу буржуазного государства на первых этапах его развития составляла капиталистическая частная собственность на средства производства. В этом государстве все граждане равны перед законом, но сохраняется экономическое неравенство. Буржуазное общество долгое время состояло из двух основных классов – буржуазии и рабочих, отношения между которыми претерпевали существенные изменения.

Буржуазное государство проходит в своем развитии ряд этапов.

Первый этап можно назвать периодом становления и развития капиталистического государства. В экономическом плане это период свободной конкуренции большого числа собственников. Государство здесь не вмешивается в экономику. Экономическую жизнь определяют стихийный рынок и конкуренция. Для выявления общеклассовых интересов и воли развивающейся буржуазии необходим был новый, более современный механизм. Таким механизмом стали буржуазная демократия, парламентаризм, законность. Государство обеспечивало благоприятные условия для развития капиталистических общественных отношений. Классовая борьба еще не достигла особой остроты.

Второй этап развития буржуазного государства совпал с периодом монополистического капитализма. Его можно назвать этапом начала и углубления кризиса буржуазной государственности (конец XIX в. – первая половина XX в.). В экономике на данном этапе происходят большие изменения. Мелкие предприятия и фирмы для повышения конкуренции объединяются, монополизируются различные виды производства и распределения, возникают мощные объединения – тресты, синдикаты, корпорации и т.п.; усиливается эксплуатация рабочего класса, платежеспособный спрос населения отстает от производства товаров.

Следствием этого стали периодические кризисы и депрессии, сопровождавшиеся банкротством предприятий, ростом безработицы, обострением классовой борьбы. Монополизация и концентрация капитала привели к объединению рабочего класса, который стал носителем революционных марксистских идей. Парижская Коммуна 1871 г. – исторически первая попытка рабочего класса завоевать революционным путем государственную власть и использовать ее в своих интересах.

На рубеже XIX и XX столетий буржуазное государство все более превращается в политический институт крупной монополистической буржуазии, которая начинает отказываться от демократии и законности. В ряде стран это приводит к возникновению реакционных политических режимов (фашистские режимы в Германии и Италии). Во внутренней деятельности буржуазных государств усиливается функция борьбы с революционным рабочим движением, во внешней – функция ведения войн за захват чужих территорий и рынки сбыта. Все это сопровождается ростом военно-бюрократического государственного аппарата. Первые десятилетия XX в. – это годы первой мировой войны, пролетарские революции, распад колониальной системы, тяжелые экономические кризисы и депрессии. Перед буржуазным обществом и государством неотвратимо встала жесткая альтернатива – или саморазрушение под натиском острых противоречий, или реформы и преобразования. Они выбрали второй путь.

В 30-е гг. нашего столетия буржуазное государство вступило в третий (современный) этап своего развития, который, по всей вероятности, является переходным к более высокому типу государства. Начало ему положил «Новый курс» президента США Ф. Рузвельта, но более масштабные изменения, совпавшие с развернувшейся научно-технической революцией, происходили после второй мировой войны. На данном этапе существенно меняется экономическая основа государства, «чистая» частная собственность перестает быть доминирующей. До 30% и более экономического потенциала развитых стран превращается в государственную собственность, быстрыми темпами развивается собственность акционеров, возникает кооперативная собственность. Словом, экономика приобретает смешанный характер. Многообразие видов и форм собственности придает экономике больший динамизм, способность приспосабливаться к изменяющимся условиям.

Не меньшие изменения происходят и в социально-классовой структуре общества. Многие рабочие становятся держателями акций и вместе с другими слоями общества (научно-технической интеллигенцией и др.) образуют «средний» класс – основной стабилизатор общественных отношений.

Государство сохраняет буржуазно-классовые черты, но делается более демократичным и социальным. Многие его основные функции вытекают из потребностей всего общества – экономическая, социальная. Оно активно вмешивается в экономику путем гибкого планирования, размещения государственных заказов, кредитования и т.п.

Изменения, происходящие в развитых капиталистических странах, нашли свое отражение в различных теориях. Значительное распространение, например, получила теория государства всеобщего благоденствия. Согласно этой теории на рассматриваемом этапе капитализм в корне изменился, он стал народным капитализмом, а буржуазное государство полностью утратило классовый характер, превратилось в орган всеобщего благоденствия, делающий при помощи государственно-правового регулирования богатых победнее, а бедных – побогаче. Данная теория, несомненно, опирается на реальные процессы, факты, но все-таки существенно идеализирует буржуазное общество и государство 9.

Многие представляют «шведскую модель» как отдельный, особый путь, который «пролегает» между капитализмом и социализмом. В соответствии с этим подходом, отдав предпочтение в пользу третьей системы вне капитализма и социализма, общества могут добиться процветания и социальной справедливости. В модели, в которой доминирующим субъектом является государство, именно оно обеспечивает быстрый экономический рост, а также, удовлетворяя базовые потребности всех граждан, способно бороться с бедностью и неравенством благодаря политике перераспределения, основанной на системе налогообложения. Швеция стала богатой страной не благодаря социальной демократии, «большому государству» и обширным расходам на благосостояние. Швеция стала интенсивно развиваться через принятие политики рыночной экономики в конце XIX – начале XX века. С помощью прав на собственность, свободные рынки, эффективности многочисленных высокообразованных предпринимателей и инженеров в Швеции возникла благоприятная для осуществления экономического роста среда, причем в масштабе, примеров которого еще не было в истории страны. В последующие годы после экономической либерализации страна пережила значительный экономический прогресс. С 1870 по 1936 годы Швеция продемонстрировала высочайшие в индустриальном мире темпы роста. Между тем с 1936 по 2008 годы из 28 индустриальных стран Швеция занимала лишь 18-е место. 

 Экономическому росту Швеции также способствовала общественная культура. Основными принципами этой культуры были высокий уровень доверия людей друг другу, незначительное количество социальных трений, что объясняется сравнительно однородным населением, строгие нормы поведения, которые стимулировали преданность и интенсивный труд. Эти факторы также внесли вклад в достижение успеха шведскими эмигрантами в тех местах, где они находились. Для шведов, которые эмигрировали в США в XIX веке, несмотря на то, что в США было менее развито государство благосостояния, был характерен более низкий уровень безработицы, и что примечательно, их доход на 50% выше, чем у их родственников в Швеции. 

 Таким образом, Швеция стала процветать еще до образования государства благосостояния благодаря рыночной экономике и соответствующим культурным особенностям. В 1950 году налоговые поступления в Швеции составляли только 21% ВВП страны. Переход к «большому государству» и повышенным налогам занял последующие 30 лет, и ежегодно налоги повышали ВВП на 1%. 

 Стремительный рост государства сменился определенным спадом, особенно в 1960-е и 1970-е годы. В 1975 году Швеция была в числе четырех самых богатых стран по показателю ВВП на душу населения. В 1993 году Швеция занимала лишь 14-ю позицию. Превращаясь в «большое государство», Швеция оказывала разрушительное воздействие на предпринимательство. После 1970 года сократилось количество вновь создаваемых фирм. Интересный факт: лишь 2 из 100 фирм Швеции, которые обладали наивысшим доходом в 2004 году, были образованы после 1970 года, 21 из них были созданы до 1913. Также еще до образования «государства благосостояния» в Швеции на высоком уровне были распространены принципы равенства в стране. Иными словами, равенство не было результатом деятельности «государства благосостояния». Переход к нему повлек за собой различные социальные проблемы. Возможно, важнейшей из них стала возникшая среди определенных групп высокая зависимость от государства. 

 Экономический кризис начала 1990-х годов и рост социальных выплат, с которыми была не в силах справиться экономика страны, заставили Швецию изменить политику «социального государства». Руководство Швеции было вынуждено предпринимать шаги именно в этом направлении, и в области образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения были проведены рыночные реформы. Благодаря этому в Швеции, как показывали международные индексы, повысилась степень экономической свободы. 

Таким образом, Швеция является социальным государством или государством благосостояния10.

Швеция – конституционная монархия с парламентской формой правления. Действует Конституция, вступившая в силу 1 января 197511. Административное деление – 21 лэн: Блекинге, Вэрмланд, Вэстерботтен, Вэстернорр-ланд, Вэстманланд, Вэстра Гёталанд, Готланд, Даларна, Евлеборг, Емтланд, Йончёпинг, Кальмар, Крунуберг, Норрботтен, Сёдерманланд, Сконе, Стокгольм, Уппсала, Халланд, Эребру, Эстерйетланд.

Шведская Конституция состоит из 4 отдельных документов: Акта о форме правления, принятого в 1974, Акта о престолонаследии, действующего с 1810, Акта о свободе печати 1949 (ведущего начало с 1766) и Акта о свободе выражения взглядов, вступившего в силу в 1991. Кроме того, Акт о риксдаге 1974 занимает промежуточное положение между Основным законом и обычным статутным правом.

Высший орган законодательной власти – риксдаг.

Высший орган исполнительной власти – правительство.

Глава государства – король Карл XVI Густав (с 19 сентября 1973) наделён чисто представительскими или церемониальными функциями и является символом Шведского государства и нации12.

Глава высшего органа исполнительной власти – Йоран Перссон (с 21 марта 1996).

С 1971 риксдаг Ш. однопалатный, состоит из 349 депутатов, избираемых путём всеобщего, прямого и тайного голосования 1 раз в 4 года. Избирательным правом жители страны пользуются с 18 лет. Места в риксдаге распределяются на пропорциональной основе между партиями, получившими на выборах не менее 4% голосов.

Для шведской административной системы характерно разделение задач между министерствами и центральными административными органами. Центральное правительство состоит из 13 небольших министерств (их штат не превышает 100 чел.), занятых в основном подготовкой законопроектов для правительства. Совет министров для утверждения решений собирается 1 раз в неделю и несёт коллективную ответственность за все принимаемые решения. Проведение законов в жизнь возложено на 100 относительно независимых центральных учреждений и правления лэнов.

До 1971 Швеция была разделена на 850 коммун, каждая из которых имела своё выборное собрание уполномоченных. Число коммун сейчас сокращено до 288. В права и обязанности коммун входит строительство различных сооружений и обеспечение широкого круга услуг: жилищное и дорожное строительство, канализация и водоснабжение, начальное и среднее образование, социальная помощь, уход за престарелыми, забота о детях и т.п. Коммуны имеют право взимать подоходный налог.

Между государственным и коммунальным уровнями существует региональный уровень управления. На этом уровне страна поделена на лэны. Государственную власть представляют в каждом лэне губернатор и правление лэна. Губернаторы лэнов назначаются правительством на срок 6 лет и возглавляют правление лэна. Члены правления лэна назначаются ландстингом, который избирается и отвечает за здравоохранение и некоторые виды образования. Ландстинги взимают подоходный налог.

Политические партии хорошо организованы в риксдаге и вне его. Социал-демократическая рабочая партия Швеции основана в 1889, является правящей, крупнейшей в стране, тесно связана с движением рабочих профсоюзов, представляет идеи шведской модели демократического социализма. Консервативная Умеренная коалиционная партия основана в 1904 (до 1969 – Правая партия), выражает интересы крупных компаний и высших чиновников. Партия центра основана в 1910 (до 1957 – Крестьянский союз), выражает интересы средних и мелких землевладельцев, а также части средней и мелкой городской буржуазии. Народная партия – либералы – основана в 1895 (до 1990 – Народная партия), представляет интересы крупной, средней и части мелкой буржуазии, чиновников. Левая партия основана в 1917 на базе левого крыла Социал-демократической партии (до 1921 – Социал-демократическая левая партия, в 1921 переименована в Коммунистическую партию, в 1967 – в Левую партию – коммунисты, с 1990 носит нынешнее название). Партия охраны окружающей среды – «зелёные» – основана в 1981, выражает идеи охраны окружающей среды. Клерикальная буржуазная партия Христианские демократы основана в 1964 (до 1987 – Христианско-демократический союз). С 1966 государство субсидирует политические партии, которые имеют место в риксдаге.

Крупнейшая организация, представляющая деловые круги, – Объединение предпринимателей Швеции, созданное в 1902.

Важную роль в жизни Швеции играет профсоюзное движение, которое объединяет в своих рядах около 80% всего экономически активного населения страны. Однако в стране нет единого профсоюзного центра. Центральное объединение профсоюзов Швеции – крупнейшее в стране, основано в 1898, объединяет около 1,2 млн чел., занятых в ведущих отраслях промышленности, коммунальном секторе и сфере обслуживания. Центральное объединение профсоюзов служащих образовано в 1944, объединяет служащих частного и государственного секторов. Центральная организация лиц с высшим образованием создана в 1947, объединяет преподавателей, инженеров, врачей и т.п.

В течение обеих мировых войн Швеция соблюдала нейтралитет. Благодаря этому, а также в силу других обстоятельств она сумела остаться в стороне от военных действий. После 2-й мировой войны Швеция продолжила свою традиционную политику свободы от союзов в мирное время и нейтралитета во время войны и основывала свою безопасность на сильной системе национальной обороны. Поэтому в политическом плане вовлечённость Швеция в европейские дела не шла далее участия в Совете Европы.

В 1960 - 70-х гг. внешняя политика Швеции была сосредоточена на помощи развивающимся странам и глобальных экологических проблемах, а также на поддержке усилий по разоружению в рамках ООН и мер по созданию доверия в Европе. Одним из основополагающих элементов шведской внешней политики остаётся поддержка ООН и её Устава. Швеция выделяет около 1% своего ВВП на помощь развивающимся странам.

В 1980-х гг. центральным элементом внешней политики Швеции стала доктрина всеобщей безопасности, направленная на сокращение вооружений в Европе и поддержку идеи всеобщего и полного разоружения во всём мире13.

В течение долгого времени политика нейтралитета не позволяла Швеции добиваться вступления в ЕС. Швеция довольствовалась членством в менее жёстко организованной ЕАСТ. Однако перемены в Европе и окончание «холодной войны» позволили пересмотреть эту позицию. В июле 1991 Швеция подала заявление о приёме в ЕС, в ноябре 1994 шведский народ на референдуме одобрил вступление в ЕС, и с января 1995 Швеция стала полноправным членом ЕС.

Швеция объявила, что она разделяет долгосрочные цели ЕС и поддерживает его меры по созданию экономического и политического союза. В рамках ЕС Швеция уделяет основное внимание процессу расширения ЕС, увеличению занятости, большей гласности в процессе принятия решений, равенству мужчин и женщин и более жёсткой экологической политике.

Шведская политика неучастия в военных союзах остаётся неизменной. Эта политика способствует поддержанию стабильности в Северной Европе. Швеция также вносит значительный вклад в укрепление безопасности во всей Европе, активно участвуя в ОБСЕ и Совете Европы. Швеция является наблюдателем в ЗЕС. Развивается и традиционное северное сотрудничество в рамках Северного Совета и Совета министров северных стран.

Швеция традиционно проводит политику свободной торговли и является сторонником открытой многосторонней торговой системы, основанной на принципах ГАТТ и осуществляемой в рамках ВТО14.

Основная функция шведской оборонной политики – сохранение мира при поддержании такой степени готовности и военной силы, чтобы потери и жертвы возможного агрессора в результате попытки захватить страну заметно превышали возможные завоевания. Вооружённые силы Швеции включают Сухопутные силы, ВМС, ВВС. Ежегодно новобранцы в возрасте 18 лет призываются на основную подготовку сроком от 5 до 15 мес. Затем они призываются на переподготовку каждые 4 года. В случае войны Вооружённые силы могут мобилизовать до 850 тыс. чел. Полки Сухопутных войск в мирное время существуют только для подготовки. Швеция не имеет постоянной армии, а воздушное пространство и территориальные воды находятся под постоянным контролем ВВС, ВМС и береговой охраны. Военные расходы составляют 2,1% ВВП. Вооружённые силы, строящиеся на всеобщей воинской обязанности мужчин в возрасте от 18 до 47 лет, сокращаются. Принятое в 2000 решение риксдага означает сокращение числа военных подразделений и одновременный рост их боеготовности и мобильности. Большое значение придаётся военной авиации. Шведские подразделения находятся в постоянной готовности к участию в международных акциях по урегулированию конфликтов. Более 60 тыс. шведских военнослужащих проходили службу в подразделениях ООН в различных частях мира. Швеция активно участвует в программе НАТО «Партнёрство во имя мира» и в миротворческих силах в бывшей Югославии.

Глава 2. Форма государственного правления Швеции
2.1. Король Швеции

Швеция является конституционной монархией, и функции главы государства исполняются королем или королевой. Правящий монарх Карл XVI Густав является главой шведского государства с 1973 года.

Титул наследуется старшим ребенком в семье правящего монарха, независимо от пола ребенка. В 1979 году были внесены изменения в Акт о наследовании, уравнивающие в правах на шведский трон наследников мужского и женского пола. Таким образом, наследницей короны стала рожденная в 1977 году принцесса Виктория – первенец королевской четы.

Согласно Форме правления, главой государства может быть только лицо, которое является шведским гражданином и которому исполнилось 18 лет, исповедующее евангелическую веру, как она принята и изложена в Аугсбургском исповедании и в решении Уппсальского собрания 1593 года. В этой вере и в пределах государства таким же образом должны воспитываться принцы и принцессы королевского дома. Член королевской семьи, не исповедующий эту веру, лишается права наследования престола.

Принц и принцесса королевского дома не могут вступать в брак, если Правительство по предложению Короля не дало на это своего согласия. Он или она, вступив в брак без такого согласия, лишает себя, своих детей и потомков права на наследование престола в государстве.

Король не может одновременно быть министром или выполнять обязанности тальмана либо члена Риксдага. Глава государства должен советоваться с Премьер-министром, прежде чем выезжать за границу (в ред. Закона 1994:1469).

Если болезнь, поездка за границу или другая причина мешают Королю выполнять свои обязанности, то обязанности главы государства временно выполняет в качестве регента член королевской династии в соответствии с действующим порядком престолонаследия, если к этому нет препятствий.

Если королевская династия угаснет, Риксдаг в дальнейшем назначит регента для выполнения обязанности главы государства. Одновременно Риксдаг назначит заместителя регента. Тот же порядок действует, если Король умрет или покинет престол, а наследник престола еще не достигнет 18 лет.

Если Король в течение шести месяцев подряд не мог выполнять свои обязанности или не выполнял их, Правительство должно заявить об этом Риксдагу. Риксдаг выносит постановление о том, должен ли Король считаться покинувшим престол.

По решению Правительства Риксдаг может назначить кого-либо временно исполнять обязанности регента, если никто другой, подпадающий под действие 3 и 4, не может выступить в качестве регента.

Тальман или в его отсутствие вице-тальман выполняет по решению Правительства обязанности временного регента, если никто другой, имеющий на это право, не может выступить в этом качестве15.

Король не может быть привлечен к ответственности за свои действия. Ответственность в этом случае возложена на советников короля - министров правительства.

Глава шведского государства – символ нации и ее главный представитель на международной арене, не имеющий, однако, реальной политической власти. Монарх имеет церемониальные, репрезентативные функции. От имени Швеции он посещает другие страны и выступает в роли хозяина, принимая представителей разных стран в Швеции. Он не участвует в политической жизни. Однако король является ключевой фигура в создании общественного настроения. Монарха регулярно информируют о состоянии дел в государстве. Король возглавляет Консультативный Совет по внешней политике.

В начале каждого парламентского года король открывает своей речью новую сессию в Риксдаге – шведском парламенте. Он не участвует в работе правительства и не подписывает правительственных документов.

Его величество король Карл XVI Густав (Konung Carl XVI Gustaf). Карл Густав Фольке Хубертус родился 30 апреля 1946 года во дворце Хага в Стокгольме в семье принца Густава Адольфа и принцессы Сибиллы Саксен-Кобург-Гота. К тому моменту в семье уже было четверо детей, но все – девочки, так что новорожденный оказался старшим сыном и наследником. В 1947 году принц Густав Адольф трагически погиб в авиакатастрофе в аэропорту Копенгагена (Дания). После смерти отца в 1947 году воспитанием Карла Густава занимались мать и дед, который в 1950 году взошел на шведский престол под именем короля Густава VI. Одновременно с провозглашением деда королем четырехлетний внук был провозглашен наследником престола. Наследного принца сначала учили приглашенные во дворец частные учителя. Потом он стал посещать школу «Бромс» в Стокгольме, затем – пансион «Сигтуна».

Принц прослужил два с половиной года в вооруженных силах по специальной программе, которая предусматривала стажировку во всех родах войск с особенным упором на военно-морской флот. Зимой 1966-1967 годов он ходил в длительный поход на минном тральщике «Альвслаббен», после чего в 1968 году сдал экзамен на звание офицера ВМФ. Принц продолжил военное образование в колледже национальной обороны Швеции, совмещая учебу со службой на различных кораблях военно-морского флота. После армейской службы проучился один курс в университете города Упсала, а затем еще один – на экономическом факультете Стокгольмского университета. Наследник престола много путешествовал по стране, изучая деятельность органов государственного и местного самоуправления, посещая фабрики, лаборатории и школы. Наследный принц принимал участие в деятельности постоянной миссии Швеции при ООН и шведского международного агентства развития и сотрудничества в Африке. Некоторое время Карл Густав провел в Лондоне, работая в банке Hambro`s, посольстве Швеции и Шведской торговой палате, а затем во Франции на заводе Alfa Laval.

15 сентября 1973 года, после смерти деда, Карл Густав вступил на шведский престол. Он правит под девизом «Ради Швеции и в ногу со временем». В соответствии со вступившей в силу в 1975 году новой конституцией страны у короля остались фактически одни лишь церемониальные обязанности.

В 1972 году тогда еще наследный принц Карл Густав познакомился на летних Олимпийских играх в Мюнхене с переводчицей из Германии Сильвией Зоммерлат. В марте 1976 года они объявили о своей помолвке. Свадьба состоялась 19 июня 1976 года в кафедральном соборе Стокгольма.

2.2. Правительство Швеции

Правительство Швеции признано конституцией самостоятельным государственным органом, осуществляющим всю полноту исполнительной власти в государстве. Оно зависит от парламента и подотчетно ему. В соответствии с этим правительство утверждается не королем, а риксдагом.

Премьер-министр считается избранным, если против него не проголосует большинство членов риксдага. Такое правило преследует цель облегчить выборы главы правительства. Если четыре раза ни одна из кандидатур, предложенных тальманом на голосование, не будет избрана, он должен распустить риксдаг и назначить новые выборы. После избрания премьер-министр должен сформировать кабинет и представить его на утверждение риксдага. Таким образом, выбор кандидатур всех министров, в строгом соответствии с законом, зависит от парламента. Однако на практике роль премьер-министра в данной процедуре является решающей. Риксдаг лишь санкционирует его предложения по этому вопросу. Министры должны быть шведскими гражданами в течение не менее 10 лет.

Число министров может быть различным. Кроме тех из них, кто возглавляет министерства, в состав правительства могут входить и министры без портфеля, которые обычно отвечают за те или иные вопросы деятельности департаментов.

Роль премьер-министра очень велика. Это связано и с тем, что он является главой партии, опирающейся на парламентское большинство; от него же зависит состав правительства. Он обладает весьма широкими полномочиями: определяет правительственную политику, может уволить в отставку любого министра, определяет круг рассматриваемых на заседаниях правительства вопросов. Его мнение является решающим при назначениях на важные государственные посты и создании новых ведомств.

Правительство может по тем или иным причинам досрочно уйти в отставку. В таком случае оно продолжает исполнять свои функции до сформирования нового кабинета. Обычно это происходит, когда не удается урегулировать разногласия по наиболее важным внутриполитическим вопросам. Но в целом для Швеции характерна устойчивость правительств: например, социал-демократы находились непрерывно у власти в течение 44 лет, и правительства включали довольно стабильную группу видных деятелей этой партии.

Важной частью правительственных полномочий является установление системы органов государственного управления. Хотя Административный закон четко определяет перечень министерств, задачей правительства остается создание иных административных органов – управлений, агентств, других ведомств, которые, наряду с департаментами, действуют под непосредственным руководством правительства. Оно же определяет их полномочия и круг относящихся к их ведению дел. Однако многие вопросы организации и деятельности административного аппарата урегулированы в специальных законах (Административный закон 1971 г. и Административно-процессуальный закон 1971 г.), в соответствии с которыми и действует правительство.

К ведению правительства относится также назначение на некоторые государственные посты и должности.

2.3. Судебная власть Швеции

Районные суды являются судами первой инстанции. В настоящий момент существует 50 районных судов в Швеции. Свою деятельность они осуществляют на территориальной основе: рассматривают дела, исходящие из коммун, которые составляют соответствующий судебный округ.

В состав районных судов входят штатные судьи (ordinarie domare): председатели суда (lagman), старшие судьи (chefsrdman) и судьи (rdman). Штатные судьи назначаются правительством. Также в состав суда входят секретари районного суда (tings notarie), фискалы – референты (fiskal) и асессоры – младшие судьи (assessor). Они являются младшими, нештатными судьями и проходят службу в районном суде в соответствии со своим образованием. Секретари часто занимаются вопросами подготовки дел, ведут протокол судебного заседания. Однако они могут выносить решения по простым делам (например, по делам, связанным с наложением небольшого штрафа). Фискалы и асессоры имеют такие же должностные полномочия, как и штатные судья. С районными судами ассоциированы присяжные заседатели (nmdeman). Присяжные не являются профессиональными судьями (lekman), т.е. у них нет юридического образования, и они ведут свою профессиональную деятельность в другой сфере. Присяжные являются выборными представителями населения и назначаются муниципальным советом. В их полномочия входит осуществление содействия в вынесении решения по различным вопросам16.

Суды по делам о недвижимости занимаются рассмотрением дел, связанным установлением права собственности, экспроприации, правом бессрочной аренды земельного участка и другими вопросами. В каждом лене находится минимум один суд по делам о недвижимости. Вопросы аренды рассматриваются специальным подразделением суда по таким делам (arrendenmnden).

Суды по делам об окружающей среде являются судами специальной юрисдикции, которые рассматривают вопросы, связанные с охраной окружающей среды, а также водными ресурсами. Региональные суды по делам об окружающей среде являются частью районных судов. Региональные суды по делам об окружающей среде находятся в Умео, Эстерсунде, Наке, Венесборге и Вакшо. Служащие этих судов делятся на профессиональных судей (juristdomare), специалистов по вопросам окружающей среды (miljrd) и юристов, занимающихся подготовкой дела к рассмотрению (beredningsjurist). При рассмотрении дела в состав суда входят профессиональный судья, специалист по вопросам окружающей среды, который имеет техническое или естественнонаучное образование, а также опыт в области охраны окружающей среды, а также два компетентных представителей (sakkunnig ledamot), которые имеют опыт работы в коммунальной сфере или сфере промышленности, а также официальный опыт работы в сфере природоохраны. Решения судов по делам об окружающей среде могут быть обжалованы в Высший суд по делам об окружающей среде (Miljverdomstol), который находится при апелляционном суде Свеа (Svea hovrtt). Он является судом последней инстанции для тех дел, которые были рассмотрены в региональных судах по делам об окружающей среде в первой инстанции17.

В большинстве случаев решения, вынесенные районным судом, могут быть обжалованы в апелляционный суд, однако иногда необходимо получить разрешение на пересмотр решения (prvningstillstnd), чтобы апелляционный суд принял к рассмотрению апелляционную жалобу.

В Швеции насчитывается шесть апелляционных судов: апелляционный суд Свеа в Стокгольме, апелляционный суд Йота в Йончопинге, апелляционный суд Сконе и Блекинге в Мальмё, апелляционный суд Западной Швеции в Гетеборге, апелляционный суд Нижнего Норррланда в Сундсвалле и апелляционный суд Верхнего Норрланда в Умео. Апелляционные суды отправляют правосудие на территориальной основе – в отношении судебных округов. Величина таких округов различается от пяти районных судов до двадцати (например, это имеет место в крупнейшем апелляционном суде Свеа).

В состав апелляционных судов входят штатные судьи: начальники коллегий апелляционных судов (hovrttslagman) и судьи (hovrttsrd). При апелляционных судах также работают асессоры – младшие судьи – апелляционного суда (hovrttsassessor), фискалы – референты – апелляционного суда (hovrttsfiscal) и секретари апелляционного суда (hovrttssekreterare). Председателем апелляционного суда является президент апелляционного суда (hovrttspresident). Каждый апелляционный суд имеет несколько коллегий, которые возглавляются начальником коллегии или президентом апелляционного суда. Эти лица также являются старшими судьями. Судьи и асессоры апелляционного суда работают также в качестве судей, тогда как фискалы апелляционного суда занимаются подготовкой доклада в отношении конкретного дела, проведением правовых исследований, а также ведением протоколов. С апелляционными судами связаны присяжные заседатели. Они назначаются советом ландстинга, и в их должностные обязанности входит содействие правосудию, отправляемому апелляционными судами.

Апелляционный суд Свеа, помимо своих штатных апелляционных функций по пересмотру решений районных судов из своего судебного округа, отвечает за пересмотр решений всех судов специальной юрисдикции. Как уже было сказано, при нем ведут свою деятельность Высший суд по делам об окружающей среде.

Решения районных и апелляционных судов могут быть обжалованы в Верховный суд. Однако не все жалобы могут быть приняты к рассмотрению Верховным судом. Для того чтобы дело было рассмотрено Верховным судом, необходимо получить разрешение на пересмотр решения. Оно выдается самим Верховным судом по тем делам, когда важно принять к рассмотрению решение, которое может стать руководящим для районных и апелляционных судов. Если сторона по делу считает, что апелляционный суд неправильно разрешил дело, это не служит основанием для выдачи разрешения на пересмотр решения. На практике это означает, что апелляционные суды являются последней инстанцией для большинства дел.

Верховный суд находится в Стокгольме. В его состав входят судьи (justitierd), референты (revisionssekreterare), секретари Верховного суда (domstolssekreterare) и сотрудники канцелярии. Судьи Верховного суда назначаются правительством. Один из судей является председателем и административным главой Верховного суда. Помимо них, в Верховном суде работают юристы-докладчики, которые являются референтами Верховного суда и отвечают за подготовку к рассмотрению конкретного дела. В Верховном суде также имеется глава канцелярии (kanslichef), который отвечает за весь персонал, исключая судей (например, секретари судебного заседания, бухгалтеры, специалисты по кадровым вопросам, библиотекари, архивариусы и др.).

Как было отмечено выше, административные суды состоят из судов лена, апелляционных административных судов и Высшего административного суда.

Суд лена является судом первой инстанции в системе административных судов, который занимается рассмотрением споров между частными лицами и властями. Это может касаться, например, налоговых споров, вопросов, связанных с положением иностранцев, вопросы о предоставлении гражданства, споры с органами местного самоуправления и органами по социальному обеспечению. Суды лена также занимаются рассмотрением некоторых видов заявлений, например, установлением опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних или лиц, злоупотребляющих алкоголем или наркотическими средствами.

В Швеции насчитывается 23 суда ленов, и каждый суд имеет определенный лен в качестве своего судебного округа. В состав судов лена входят штатных судьи: председатели суда (lagman), старших судей (chefsrdman) и судей (rdman). Так же как и в районных судах, судьи судов ленов назначаются правительством. При судах лена работают секретари судебного заседания (notarie), сотрудник-докладчик (fredragande handlggare) и административный персонал. Состав суда лена различается в зависимости от дел, которые рассматриваются. В большинстве случаев в состав суда входят профессиональный судья и три присяжных заседателя, которые совместно разрешают дело. Если речь идет о рассмотрении решения органа местного самоуправления на соответствие закону, то суд будет состоять из профессионального судьи и двух специальных представителей. Если дело затрагивает вопросы налогообложения недвижимости, то в состав суда лена входят профессиональный судья, два присяжных заседателя и специальный представитель-оценщик (vrderingsteknisk ledamot). С судами лена связаны также присяжные заседатели. Они назначаются советом ландстинга и осуществляют содействие осуществлению правосудия судом лена.

В рамках судов лена существуют суды специальной юрисдикции – миграционные суды (migrationsdomstol). Как уже было сказано, в Швеции имеется три миграционных суда – в Стокгольме, Сконе и Гетеборге. Они занимаются рассмотрением жалоб на решение Миграционной службы. Решения миграционного суда может быть также обжаловано в Высший миграционный суд (Migrationsverdomstol), который является судом последней инстанции, и его решения являются руководящими для Миграционной службы и миграционных судов. Высший миграционный суд осуществляет свою деятельность при апелляционном административном суде Стокгольма.

Решение суда лена может быть обжаловано в апелляционный административный суд. Для этого, как и в судах общей юрисдикции, стороне необходимо получить разрешение на обжалование. Оно выдается при наличии оснований, когда требуется изменить решение суда лена или дать руководящие указания для разрешения схожих дел. По налоговым делам и делам, связанным с установлением опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних, лиц, злоупотребляющих алкоголем или наркотическими средствами, а также психически больных лиц, получения разрешения на обжалование не требуется.

В Швеции существует четыре апелляционных административных суда (в Гетеборге, Йончёпинге, Стокгольме и Сундсвалле), каждый из которых осуществляет свои полномочия в отношении пяти-семи судов лена. Судебные решения по делам, связанным с положением иностранцев и предоставлением гражданства, проверяются апелляционным административным судом Стокгольма – Высшим миграционным судом.

В системе апелляционных административных судов проходят службу штатные судья – главы коллегий (kammarrttslagman) и судья (kammarrttsrd). В этих судах работают ассесоры (kammarrttsassessorer), фискалы (kammarrttsfiskaler), юристы-докладчики (fredragande jurister) и административный персонал. Председателем апелляционного административного суда является президент апелляционного административного суда (Kammarrttspresident). Состав апелляционного административного суда различается в зависимости от категории рассматриваемого дела. Вопрос о выдаче разрешения на обжалование решается двумя судьями. В большинстве случаев достаточно трех судей для принятия решения по конкретному делу. В определенных случаях (например, в делах, связанных с социальным страхованием) в состав суда входят два присяжных заседателя, которые назначаются советом ландстинга лена.

Апелляционный административный суд обычно рассматривает налоговые споры или дела, связанные с социальным страхованием. В качестве суда первой инстанции апелляционный административный суд выносит решение по делам, связанным с тайной, как государственной, так и профессиональной.

Высший административный суд является судом высшей инстанции для всех административных судов и пересматривает решения, принятые апелляционными административными судами. Одной из важнейших задач Высшего административного суда является принятие решений по конкретным делам, которые будут являться руководящими предписаниями для судов. Для принятия к рассмотрению Высшим административным судом дела необходимо также получить разрешение на обжалование.

Высший административный суд находится в Стокгольме. Представителями Высшего административного суда являются судьи Высшего административного суда (regeringsrd). По закону Высший административный суд состоит минимум из 14 судей. В настоящий момент количество судей составляет 19 человек. Один из судей Высшего административного суда также является его председателем и главой (ordfrande och chef). В осуществлении своих полномочий судье Высшего административного суда помогает секретарь (regeringsrttssekreterare), который подготавливает и составляет доклад по конкретному делу, а также готовит предложения в отношении судебных решений. Секретарь Высшего административного суда является юристом, имеющим специальным судебно-процессуальным образование. Обычно Высший административный суд разрешает налоговые споры, а также дела, связанные с социальным обеспечением. В определенных случаях Высший административный суд может проверять на соответствие закону решения правительства. Этот институт называется «проверкой на законность» (rttsprvning).

В Швеции к судам специальной юрисдикции относятся Суд по трудовым спорам, Суд по защите конкуренции и Суд по патентным спорам.

Суд по трудовым спорам является судом специальной юрисдикции по рассмотрению трудовых споров. Определенная категория дел может направляться в Суд по трудовым спорам непосредственно. В таких случаях Суд по трудовым спорам является первой и единственной инстанцией. Если сторона по делу не согласна с решением районного суда, такое решение может быть обжаловано в Суд по трудовым спорам. В обоих случаях решение Суда по трудовым спорам является окончательным и, следовательно, не может быть обжаловано. Судьи Суда по трудовым спорам назначаются правительством. Процедура рассмотрения споров в Суде аналогична процедуре судов общей юрисдикции.

Для того чтобы спор рассматривался в Суде по трудовым спорам, необходимо наличие двух условий. Производство должно быть инициировано профсоюзной организацией или объединением работодателей или работодателем, который самостоятельно заключил коллективный договор. Помимо этого, дело должно касаться спора в отношении коллективного договора или спора, предусмотренного Законом о правах рабочих (например, спор о праве на объединение), или спора между сторонами по коллективному договору, или спора, касающегося территории, где действует коллективный договор. По другой категории споров производство начинается в районном суде. Это относится к тем случаям, рабочий не является членом профсоюза или не имеет поддержки профсоюза. То же действует в отношении работодателя, который не имеет поддержки объединения работодателей.

Суд по защите конкуренции рассматривает дела, когда необходимо установить правомерность различных форм деятельности соответствующих субъектов на рынке. Суд по защите конкуренции состоит из председателя (ordfrande), заместителя председателя (vice ordfrande) и пяти специальных представителей – судей (srskild ledamot). Председатель, его заместитель, а также один из специальных представителей являются юристами, имеющими судейский опыт. Остальные специальные представители являются экономическими экспертами. Штатные судьи имеют замещающих лиц. Судьи и замещающие лица назначаются правительством. Кворум Суда считается соблюденным, если на заседании присутствует председатель и три судьи. Председатель Суда по защите конкуренции осуществляет свои функции на постоянной основе, остальные судьи – по совместительству. Младшие юристы (yngre jurist) и секретари (sekreterare) занимаются подготовкой и составлением доклада по конкретному делу.

Производство в Суде по защите конкуренции подчиняется правилам процесса в судах общей юрисдикции по исковым делам. Решение Суда не может быть обжаловано или пересмотрено.

Суд по патентным спорам является судом специальной юрисдикции по обжалованию решений Патентно-регистрационной службы по вопросам, касающимся патентов, товарных знаков и промышленных образцов, а также фирменных наименований и средств индивидуализации. Суд по патентным спорам также пересматривает решения Государственной службы по сельскому хозяйству в отношении защиты прав на сорта растений.

Суд по патентным спорам состоит из профессиональных судей, имеющих юридическое образование (lagfaren (juridiskt utbildad) domare), и судей, являющихся экспертами в определенной области техники (tekniskt kunniga domare). В настоящий момент в Суде по патентным спорам работает пять профессиональных судей и пять судей-специалистов в определенной области техники, называемых экспертами по патентным вопросам (patentrttsrd). Все судьи, кроме председателя Суда, отвечают за подготовку и составление доклада в отношении конкретного дела. Профессиональные судьи отвечают за подготовку дел, касающихся в основном правовых вопросов (например, о лучших правовых основаниях на изобретение, в отношении которого испрашивается патентная защита), а судьи-специалисты – дел, касающихся главным образом технических вопросов (например, новизны и технического уровня).

Заключение

Итак, исходя из поставленных в работе задач, можно сделать следующие выводы:

  1. Швеция была создана в соответствии с патриархальной теорией происхождения государства, в основе данной концепции лежат представления о возникновении государства из семьи, а общественной и государственной власти – из власти отца семейства. Отношения отца с членами семейства в соответствии с патриархальной теорией происхождения государства уподобляются отношениям монарха с подданными. Монарх должен, подобно отцу семейства, заботиться о своих подданных, а те, в свою очередь, должны беспрекословно подчиняться и уважать его. Способом создания государства является вторичный – Швеция образовалась в следствие вооруженных конфликтов и восстаний.
  2. Государственный строй Швеции определен Конституцией 1974 г. По форме правления Швеция – конституционная парламентская монархия. При этом король является только символом шведской нации, полномочия его носят, по существу, формальный характер, а фактическая власть принадлежит парламенту. Политический режим – демократический.

За Королем сохранились в основном церемониальные обязанности. Функции его как главы исполнительной власти принадлежат правительству и конституционно за ним закреплены. Решения, принятые правительством, не требуют подписи Короля, Король не присутствует на его заседаниях, наконец, он не обладает правом назначать и увольнять членов правительства, судей и высших чиновников.

  1. Высшим органом государственной власти является парламент – Риксдаг. С 1971 г. Риксдаг Швеции – однопалатный, состоит из 349 депутатов, избираемых путем всеобщего прямого и тайного голосования раз в 4 года (в 3-е воскресенье сентября). Конституция закрепляет за Риксдагом значительный объем прав. Право законодательной инициативы принадлежит правительству и членам парламента. К числу наиболее важных функций парламента относится определение финансовой политики государства. За ним закреплены широкие права в сфере налогообложения, он рассматривает и принимает бюджет, решает вопросы, касающиеся заключения займов и распоряжения государственной собственностью. Парламент вправе объявлять войну и заключать мир. Под его контролем находятся деятельность правительства, административный, судебный аппараты, органы местного самоуправления. Парламентский контроль осуществляется путем интерпелляций, обсуждения на сессиях сообщений правительства об основных направлениях его внутренней и внешней политики. Работу правительства контролирует Конституционная комиссия парламента. Исполнительная власть в стране возложена на правительство – Кабинет министров, – формируемое при непосредственном участии Риксдага и ответственное перед ним. Правительство назначается в соответствии с расстановкой сил в парламенте, оно должно пользоваться доверием Риксдага. Порядок образования Кабинета закреплен в Конституции. Риксдаг обладает правом роспуска правительства. Полномочия правительства в настоящее время достаточно обширны, и прежде всего потому, что большинство прав, принадлежавших ранее Королю, теперь осуществляет правительство.
  2. В настоящий момент в Швеции существует 50 районных судов, 6 апелляционных судов, Верховный суд находится, 23 суда лена, 4 апелляционных административных суда, Высший административный суд, Суд по трудовым спорам, Суд по защите конкуренции и Суд по патентным спорам.

Список литературы

  1. Алексеев С.С. Теория государства и права // http://be5.biz/pravo/t005/toc.htm.
  2. Андерсон И. История Швеции. - М., 2011. - 336 с.
  3. Атилла Йайла. Швеция и социальное государство // http://inosmi.ru/europe/20121106/201812198.html.
  4. Бойко С.С. Специальный состав судов общей юрисдикции в обеспечении защиты прав и законных интересов несовершеннолетних (административно-правовой аспект) // Юристъ - Правоведъ, 2010. - №1. - с. 79-83.
  5. Голошубов Ю. И. Скандинавия и проблемы послевоенной Европы. - М., 2014. - 445 с.
  6. Гражданское и семейное право развивающихся стран. - М., 2010. - 540 с.
  7. Дымша Л. Государственное право Швеции, т 1. - СПБ, 2010. - 540 с.
  8. Задерий В. Ювенальная юстиция в правовой практике ряда стран Европы, Азии, Латинской Америки, Канады и США // Специализированный ежемесячный журнал «Юрист», 2012. - №12. - 459 с.
  9. Кан А. Изучение новой истории в скандинавских странах в XVIII - начале XX века: «ВИ», 2011. - № 11. - с. 54-57.
  10. Каримов Д.А. Директивные полномочия короля Швеции или все ли могут короли? // Право и политика. – М.: «НБ-Медиа», 2011. - № 8. - с. 1275-1281.
  11. Конституция Швеции // http: //zakoni.ucoz.ru/ news/ konstitucija_shvecii/2012-03-26-97.
  12. Коваленко Г. Русские и шведы от Рюрика до Ленина. Контакты и конфликты. - М.: Ломоносовъ, 2010. - 256 с.
  13. Рогинский В. В. Союз России и Швеции перед Отечественной войной. - М., 2012. - 343 с.
  14. Тимашкова О. Шведская социал-демократия у власти. - М., 2012. - 540 с.
  15. Тихомиров Ю. А. Курс сравнительного правоведения. - М., 2012. - 430 с.
  16. Топорнин Б. Н. Европейское право. - М., 2010. - 334 с.
  17. Уголовное право развивающихся стран. Общая часть: Учеб. пособие. - М., 2013. - 357 с.
  18. Фиш Г. Малые страны Западной Европы. - М., 2014. - 554 с.

Приложение

Швеция. Информация о стране.