Анализ и прогнозирование конъюнктуры гостиничного бизнеса

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

Университет кино и телевидения»

Институт экономики и управления

Кафедра управления экономическими и социальными процессами

----------------------------------------------------------------------------------------------------

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Прогнозирование развития хозяйства»

на тему «Анализ и прогнозирование конъюнктуры гостиничного бизнеса»

Выполнила:

Руководитель:

Ассистент кафедры

управления экономическими

и социальными процессами

Сотникова А.С.

Санкт-Петербург

2013

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3

Глава 1. Теоретические основы прогнозирования и гостиничного бизнеса ………..…..5

  1. Основные понятия науки прогнозирование………………………….…..5
    1. Теоретические основы гостиничного бизнеса……………………….….8

Глава 2. Современный гостиничный бизнес, его проблемы и тенденции развития………………………………………………………………..………...15

2.1. Особенности гостиничного бизнеса в России ..………………..………...15

2.2. Проблемы и тенденции развития гостиничного бизнеса в России..……18

Глава 3. Прогнозирование уровня заполняемости гостиниц …….…..……....22

3.1. Прогнозирование уровня заполняемости гостиниц методом экстраполяции временного ряда …………………………………………….…22

3.2. Прогнозирование заполняемости гостиниц методом наименьших квадратов ………………………………………………………….……………..25

Заключение……………………………………………………………….………28

Список использованной литературы…………………………..……………….30

Введение

Современная туристская индустрия является одной из самых высокодоходных отраслей экономики. Издавна гостиничное дело и туризм как две области общественной жизни были неразрывно связаны между собой. Постоянно мы становимся свидетелями того, как туризм влияет на развитие гостиничного дела и, наоборот, как от уровня гостиничного дела зависит развитие туризма.

Сегодня индустрия гостеприимства - это мощнейшая система хозяйства региона или туристского центра и важная составляющая экономики туризма.

В экономике современной России туризм занимает важное место. Одной из приоритетных задач Федеральной целевой программы туризма в Российской Федерации является становление в России высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса.

Реализация программы предполагает: создание нормативно-правовой базы, формирование современного отечественного туристского рынка, углубление специализации и кооперации в работе туристских предприятий, обеспечение условий для развития различных видов внутреннего и въездного туризма, развитие международного сотрудничества в области туризма, а также решение целого комплекса задач в области подготовки кадров для отрасли.

Туристские услуги, в том числе и в рамках гостиничного обслуживания, отнесены к социально-культурным услугам. Они строятся на принципах современного гостеприимства, что повышает их роль в развитии отечественного туризма, а также ставит определенные задачи в системе подготовки кадров для туристско-гостиничного сервиса.

Размещение – это самый важный элемент туризма. Гостиничная индустрия - суть системы гостеприимства. Она исходит из древнейших традиций в истории человечества - уважения гостя, торжества его приема и обслуживания.

Сегодня индустрия гостеприимства представляет собой мощнейшую систему хозяйства региона или туристского центра и важную составляющую экономики туризма.

Гостиничная индустрия как вид экономической деятельности включает предоставление услуг и организацию краткосрочного проживания в гостиницах, мотелях, кемпингах и в других средствах размещения за вознаграждение.

Объектом курсовой работы является гостиничная индустрия Российской Федерации.

Предметом данной курсовой работы является уровень заполняемости гостиниц Российской Федерации.

Целью курсовой работы является прогнозирование уровня заполняемости гостиниц Российской Федерации. Достигать данную цель мы будем при помощи метода экстраполяции временного ряда и метода наименьших квадратов.

Задачи курсовой работы:

  1. Изучить теоретические основы прогнозирования, основные методы и положения.
  2. Разобрать ключевые составляющие гостиничного бизнеса и его главные принципы.
  3. Изучить текущее положение дел в гостиничном бизнесе Российской Федерации.
  4. Сформулировать основные проблемы гостиничного бизнеса Российской Федерации и выявить тенденции его развития.
  5. Спрогнозировать уровень заполняемости гостиниц в Российской Федерации в ближайшие несколько лет методом экстраполяции.
  6. Спрогнозировать уровень количества заполняемости гостиниц в Российской Федерации в ближайшие несколько лет методом наименьших квадратов.

Глава 1. Теоретические основы прогнозирования и гостиничного бизнеса

1.1. Основные понятия науки прогнозирование

Прогноз – это поиск реального и экономически оправданного решения. Прогнозирование определяет процессы, которые необходимо учитывать в будущем периоде, и позволяет обосновывать методы активного воздействия на них.

Основными, или базисными, понятиями прогностики являются:

Вариант прогноза – один из прогнозов, составляющих группу возможных прогнозов объекта прогнозирования.

Метод прогнозирования – способ исследования объекта прогнозирования направленный на разработку прогноза.

Методика прогнозирования – совокупность методов и правил разработки прогнозов конкретных объектов.

Объект прогнозирования – процессы, явления и события, на которые направлена деятельность субъекта прогнозирования. В зависимости от:

1. природы объекта различают:

· социальные;

· научно-технические;

· экономические;

· экологические;

2. возможности воздействия на него субъекта прогнозирования:

· управляемые;

· неуправляемые./12/

Потребитель прогноза – организация, предприятие, учреждение или отдельное лицо, использующее результаты прогнозов, а также в ряде случаев формулирующее задание на прогноз. Иногда потребитель может выступать в качестве заказчика.

Приём прогнозирования – одна или несколько математических или логических и других операций, направленных на получение конкретного результата в процессе разработки прогноза (например: а) вычисление средневзвешенного значения оценок эксперта; б) определение компетентности эксперта; в) сглаживание и выравнивание динамического ряда и т.д.).

Прогнозная модель – модель объекта прогнозирования, исследование которой позволяет получить информацию о возможных состояниях объекта в будущем и/или путях и сроках их осуществления. Прогнозная модель в виде графика называется “граф-моделью объекта прогнозирования” или “граф-моделью”.

Прогнозный фон – совокупность внешних по отношению к объекту прогнозирования условий (факторов). Существенных для решения задачи прогноза.

Система прогнозирования – система методов прогнозирования и средств их реализации, функционирующая в соответствии с основными принципами прогнозирования.

Средствами реализации являются экспертная группа, организационные мероприятия, технические средства и т.д. Системы прогнозирования могут быть автоматизированными и неавтоматизированными и разрабатываться на различных уровнях управления.

Субъект прогнозирования – организация, предприятие, учреждение или отдельное лицо, разрабатывающее данный прогноз.

Этап прогнозирования – часть процесса разработки прогнозов, характеризующаяся своими задачами, методами и результатами. Деление на этапы связано со спецификой построения систематизированного описания объекта прогнозирования. Сбором данных прогнозного фона, с построением поисковой и нормативной моделей, верификацией прогноза. Особое место занимает прогнозная ориентация, предшествующая операциям собственного прогнозирования, а также разработка рекомендаций для целеполагания, программирования, планирования, проектирования, т.е. для управления на основе данных, полученных в результате прогнозирования.

Необходимость прогнозирования возникает из-за неопределённости будущего и из-за того, что эффект многих решений, которые принимаются сегодня, в течении определённого времени не ощущается.

Можно привести такой общеизвестный пример. В большинстве стран составляются и публикуются средствами массовой информации прогнозы погоды, к которым проявляют интерес работники сельского хозяйства, путешественники и широкая масса населения. Если бы погода не менялась ежедневно, то такие прогнозы не составлялись бы. Именно изменчивость погоды делает её прогнозы необходимыми.

Первоначально прогнозирование в рамках фирмы возникло как предсказание экономических параметров длительности бизнеса (как внешних по отношению к фирме, так и внутренних).

Позднее фирмы освоили прогнозирование технологического (технологическое прогнозирование), а также социального и политического компонентов (социально-политическое прогнозирование) своей среды.

Поэтому общие, наиболее распространенные методы прогнозирования возникли в рамках экологического прогнозирования, однако позднее они нашли свое применение также и в технологическом, и в социально-политическом прогнозировании. Кроме того, для технологического и социально-политического прогнозирования характерны собственные, специфические методы исследования.

Общие методы прогнозирования можно разделить на четыре крупные группы-

· методы экспертных оценок;

· методы экстраполяции трендов;

· методы регрессионного анализа;

· методы экономико-математического моделирования.

Методы экстраполяции трендов и методы регрессионного анализа объединяют в общее понятие “методы анализа временных рядов”.

Методы регрессионного анализа и метод экономико-математического моделирования вместе составляют понятие “методы анализа причинных связей”.

Подведем итоги. Нами были изучены ключевые понятия, касающиеся темы прогнозирования, они нам пригодятся при составлении прогноза относительно изучаемого нами гостиничного бизнеса.

1.2. Теоретические основы гостиничного бизнеса

Гостиница – это имущественный комплекс (дом, здание, часть здания, иные постройки) с меблированными комнатами («номерами») для временного проживания путешественников. Обычно предоставляются и другие услуги (уборка, охрана), в зависимости от класса обслуживания./14/

Первоначально гостиницы возникли как постоялые дворы в населённых пунктах (или на развилках дорог) на пути следования важнейших транспортных маршрутов. Постоялые дворы, в крупных городах, существовали в странах древнего мира. Само слово «гостиница» первоначально означало постоялый двор. Слово «отель» в конечном счёте имеет источником французское htel. В средние века так называли обычный городской дом, в котором часто останавливались знатные персоны во время путешествий.

Увеличение числа путешественников в Новое время (развитие торговых отношений, колонизация) способствовало расширению гостиничной индустрии. Современный тип крупных гостиниц сложился в XIX веке, с началом промышленной революции.

Гостиницы делятся на категории - «1,2-3 звезды», «3-4 звезды» , «4-5 звезд», т.е. существует подразделение гостиниц на верхний, средний, низший сегменты. Также стоит сказать о больших различиях между двумя основными типами гостиниц, сложившимися в Москве, условно гостиницами «советского типа» и международного формата./2, с. 19/

Классификация гостиничных предприятий по уровню комфорта играет огромную роль в решении вопросов управления качеством гостиничных услуг. Уровень комфорта — это комплексный критерий, слагаемыми которого являются: 1. состояние номерного фонда: площадь номеров (м2), доля одноместных (однокомнатных), многокомнатных номеров, номеров-апартаментов, наличие коммунальных удобств и т.д.;

2. состояние мебели, инвентаря, предметов санитарно-гигиенического назначения и т.п.;

3. наличие и состояние предприятий питания: ресторанов, кафе, баров и т.п.;

4. состояние здания, подъездных путей, обустройство прилегающей к гостинице территории;

5. информационное обеспечение и техническое оснащение, в том числе наличие телефонной, спутниковой связи, телевизоров, холодильников, мини-баров, мини-сейфов и т.д.;

6. обеспечение возможности предоставления ряда дополнительных услуг. Указанные параметры оцениваются практически во всех имеющихся сегодня системах классификации гостиниц./10/

Кроме того, ряд требований предъявляется к персоналу и его подготовке: образованию, квалификации, возрасту, состоянию здоровья, знанию языков, внешнему виду и поведению.

Установление уровня комфорта в настоящее время лежит в основе более тридцати систем классификации, наиболее распространенными среди которых являются следующие:

1. европейская, или, как часто ее называют, система "звезд", базирующаяся на Французской национальной системе классификации, в основе которой лежит деление гостиниц на категории от одной до пяти звезд. Такая система применяется во Франции, Австрии, Венгрии, Египте, Китае, России и ряде других стран;

2. система букв (А, В, С, D), используемая в Греции; система "корон", применяемая в Великобритании;

3. система разрядов (люкс, высший А, высший Б, первый, второй, третий, четвертый), используемая на территории бывшего СССР./1, с. 18/

В мировом гостиничном бизнесе существуют различные классификации отелей, наиболее популярной является классификация по месторасположению.

Городская гостиница общего типа — здание гостиницы расположено в центре города, в большинстве случаев это гостиница эконом. класса. Отели данного типа должны иметь хорошие подъездные пути, автостоянки, хорошо организованную зеленую зону. Номера, расположенные в таких гостиницах обычно являются номерами первой категории, не всегда есть ресторан, список, предоставляемых услуг ограничен.

Курортная гостиница — здание гостиницы расположено недалеко от основных достопримечательностей, близко к центру города, где есть торговые павильоны. Внутренние интерьеры отеля располагают к активному отдыху, большинство помещений приспособлен под веранды, видеоплощадки, музыкальные салоны, гостиные. Ведущее место при оказании услуг отводится организации питания. Курортная гостиница имеет широкий перечень услуг.

Гостиница пансионат — здание гостиницы в большинстве случаев расположено в тихом, спокойном месте, где нет интенсивного движения транспорта, недалеко от торговой части города. Номерной фонд представлен комнатами первой и второй категории, которые снимают для длительного пребывания. Гости проживают по путевкам.

Туристская гостиница — здание гостиницы расположено недалеко от трасс, на пути туристических маршрутов. Гостиница рассчитана на большую пропускную способность, по ценам на номера и услуги должна быть доступна населению. В отеле предлагают качественное и быстрое питание, а также узкий перечень услуг.

Гостиница кемпинг — это гостиница сезонного типа, принимает посетителей в основном летом. Гостиница представляет собой облегченные постройки — домики, палатки, коттеджи, которые являются очень дешевыми по цене. В расположении гостиницы имеются столовые и отдельный корпус для бытовых услуг, а также кухня.

Кемпинг лагерь — лагеря самых разных форм и назначений. Расположены в городских парках или на окраине города.

Гостиница мотель — основным направлением данного типа гостиниц является обслуживание автотуристов. В большинстве случаев такие гостиницы расположены на магистралях в непосредственной близости от СТО, заправочной станции, на перекрестках дорог. Услугами данной гостиницы является предоставление туристам жилья, питания, стоянки автомобиля.

Ботель — вид гостиниц для туристов, путешествующих по воде. Обычно располагаются вблизи крупных водоемов. Ботель обеспечивает гостей проживанием и питанием.

Флайотель — гостиница, которая предлагает размещение очень состоятельным клиентам. В мире такие отели распространены в США и Австралии. На территории отеля имеются посадки для самолетов и вертолетов. Клиент может заказать по радиосвязи номер и стоянку.

Хаузтели — очень дешевая гостиница, предназначенная в основном для молодежи, типа общежития. Коридорная система, общие туалеты и душевые, общие комнаты для отдыха с ТУ, один телефон и одна кухня на этаж, общие столовые или готовят сами. Часто этим типом гостиниц пользуется тип населения с низким достатком. Гостиницы объединены в гостиничные цепи и имеются практически в каждом крупном европейском городе.

Предприятия гостиничного типа различаются:

· по размеру (меньше 100 номеров, от 100 до 300 номеров, свыше 300 номеров);

· по уровню и качеству обслуживания и комфорту (отели класса люкс, первого класса, эконом класса);

· по управлению (независимые, принадлежащие цепям и т.п.).

К коллективным средствам размещения также относятся туристские общежития, меблированные комнаты и другие заведения, которые предоставляют ограниченные услуги (например, проживание, включая уборку номера).

Классификация гостиничных предприятий по функциональному назначению. Здесь различают следующие гостиницы:

1) целевые гостиницы, которые включают:

· гостиницы делового назначения - гостиницы для туристов, основной целью и мотивом путешествия которых является профессиональная деятельность (бизнес, коммерция, встречи, совещания, симпозиумы, конференции, конгрессы, обмен опытом, обучение, профессиональные выставки, презентации продукции и т.п.). К этой категории относятся бизнес отели (коммерческие отели), конгресс-отели, конгресс-центры, профессиональные клуб-отели и ведомственные отели;

· гостиницы для отдыха - гостиницы для туристов, основной целью и мотивом путешествия которых являются отдых (пассивный, активный, комбинированный) и лечение (профилактическое, восстановительное). К этой категории относятся: курортные гостиницы, пансионаты и дома отдыха (для стационарного пассивного отдыха), туристско-экскурсионные гостиницы (туркомплексы), туристско-спортивные гостиницы (туркомплексы), казино-отели (гостиницы для любителей азартных игр), специализированные (с системой технического обслуживания личных транспортных средств туристов, мобильные, самообслуживания);

2) транзитные гостиницы, осуществляющие обслуживание туристов в условиях кратковременной остановки. Такие гостиничные предприятия располагаются на авиатрассах (гостиницы при аэропортах), на автотрассах (мотели), на железнодорожных трассах (привокзальные), на водных трассах (отели, расположенные вблизи портов);

3) гостиницы для постоянного проживания.

Кемпинг (англ. camping) — лагерь для автотуристов с оборудованной парковкой, туалетами, местами для палаток или домиками легкого типа. Кемпинг может также включать инфраструктуру сферы обслуживания, например магазины, автомойки, станции технического обслуживания автомобилей.

В русском языке термин приобрел иное значение, чем исходное английское слово, под которым подразумевается вид туризма связанный с проживанием в палатках, домиках на колесах (RV) или специально оборудованных легких домиках, а для обозначения оборудованных мест для кемпинга используют другие термины (англ. campsite, campground).

Гостиницы можно разделить по виду собственности, ассортименту услуг, туристической привлекательности и дополнительной деятельности (отели-казино).

Несмотря на популярность брендов гостиничных сетей, преобладающее количество гостиниц никак не связаны с ними и действуют самостоятельно. Гостиничные бренды либо составляют единую сеть гостиниц, которые целиком принадлежат головной компании (напр., Hilton), либо передаются на основе франчайзинга частным владельцам, которые должны сами следить за соответствием своих гостиниц стандартам бренда (напр., Best Western). Несколько небольших брендов могут объединяться в общую систему для того, чтобы расширить перспективы бронирования и обобщить маркетинг (напр., ассоциация Choice Hotels).

Поскольку в России успех гостиничного бизнеса прямо пропорционален количеству приезжающих в страну туристов (преимущественно в Москву и Санкт-Петербург), говорить о выходе данного сегмента рынка на проектную мощь пока рано. Такой позиции придерживается Дмитрий Парий, специалист в области гостиничного консалтинга. По его мнению, пока в стране цены не соответствуют качеству. Иосиф Орджоникидзе, заместитель мэра города Москвы, же считает одной из главных проблем гостиничного бизнеса отсутствие профессиональных кадров в данной сфере. На наш взгляд, оба суждения абсолютно правильно характеризует нынешнее состояние системы, хотя и не отражают полностью истинную проблематику описываемого нами бизнеса.

Подведем итоги. Нами были изучены основные понятия, связанные с гостиничным бизнесом, включая исторический и функциональный аспекты, выявленные нами позиции относительно гостиничного бизнеса в России помогут нам в следующей главе выявить основные проблемы и тенденции данного вида рынка.

Глава 2. Современный гостиничный бизнес, его проблемы и тенденции развития

2.1. Особенности гостиничного бизнеса в России

Как и любой другой бизнес, ранее контролировавшийся государством, и перешедший в частные руки во времена растущего капитализма, гостиничный бизнес находился в не самом позитивном положении. Процессы, происходившие в 90-е годы, свидетельствовали о нелегких временах гостиничного бизнеса. Шло ветшание и сокращение гостиничного фонда страны. Согласно данным Государственного комитета РФ по статистике, за один только год количество гостиниц, мотелей и общежитий в стране сократилось с 5294 в 1996 г. до 5043 в 1997 г., т.е. на 251. Число гостиничных номеров сократилось соответственно с 207 362 до 202 033, т.е. на 5329. В 1999 г. насчитывалось уже 4225 гостиниц, мотелей и общежитий. /12/ Этот процесс затронул, главным образом, сельские и муниципальные гостиницы, являющиеся собственностью города, и другие средства размещения, которые стали убыточными и не могли успешно функционировать в рыночных условиях. Заметную роль в сокращении спроса сыграли повышение стоимости услуг гостиничного хозяйства, удорожание транспорта.

К концу 90-х годов происходят заметные изменения, которые коренным образом меняют положение гостиничного хозяйства в стране. В РФ начинается формирование гостиничных цепей, прежде всего при поддержке иностранного капитала. Рынок гостиничных услуг ориентируется на западные стандарты. Отличительной особенностью развития гостиничного хозяйства стало внедрение иностранных гостиничных компаний из Австрии, Франции, США, Великобритании и других стран, а также привлечение иностранных инвестиций для реконструкции гостиниц в крупных городах и туристских центрах России. На российский рынок пришли международные гостиничные цепи («Аккор», «Марко Поло», «Кемпински», «Мариотт», Холидей Инн» и др.), которые подняли стандарты обслуживания, ввели гибкую ценовую политику и усилили конкуренцию на рынке гостиничных услуг.

Начинается строительство новых гостиниц на месте старых, не отвечающих требованиям международного туризма. Планируется демонтаж еще нескольких гостиниц в историческом центре города, таких как «Минск», «Киевская», на месте которых будут построены современные гостиничные комплексы. Коренной реконструкции будет подвергнута и знаменитая московская гостиница «Россия».

Функционирование гостиничного хозяйства России на современном этапе выявило наличие благоприятной тенденции постепенного выхода этой отрасли из кризиса, что проявляется в увеличении рентабельности предприятий, повышении загрузки гостиниц, особенно тех, которые расположены в крупных городах, в курортных местах, традиционных туристских центрах. Хотя в целом состояние этого бизнеса остается еще достаточно нестабильным и тяжелым, особенно в российских регионах.

В России объявлено уже несколько проектов создания гостиничных сетей в общенациональном масштабе, однако большинство из них пока далеки от практической реализации.

Более года назад группа «Русское золото» зарегистрировала компанию «Интерсетьотель» для реализации своего проекта строительства сети из 200 отелей в крупнейших деловых и туристических центрах России. Однако до сих пор не было представлено ни одного конкретного проекта строительства нового отеля. С первыми адресами «Русское золото» определится только к лету. По некоторым данным, один из первых отелей сети «Интеротель» будет построен в Петрозаводске.

В феврале проект создания экономичной гостиничной сети анонсировала группа «Менатеп». Компания намерена построить в общей сложности около 40 отелей под маркой Courtyard (группа Marriott). Управление проектом поручено инвестиционному банку «Траст». На первом этапе «Менатеп» планирует построить 2-3 гостиницы на 100-150 номеров каждая, инвестиции в размере $30-40 млн. выделит дочерняя компания группы GM Investment & Со. В дальнейшем для реализации проекта будут привлекаться сторонние инвесторы. Как сообщили «ТБ» в банке «Траст», группе хотелось бы возводить по 3-4 отеля в год, но все зависит от реальной ситуации на рынке. Строительство первых объектов «Менатеп» планирует начать уже в этом году, однако до сих пор конкретные площадки не называются, так как еще не завершен процесс оформления разрешительной документации. Определенность здесь появится также ближе к середине года.

Наконец, в марте о своем намерении создать в течение 15 лет экономичную сеть из 50 отелей объявили компании Delta Capital Management и Rezidor SAS Hospitality.

Партнеры даже называют конкретные сроки реализации первого этапа: в течение трех лет должны появиться около 8 новых гостиниц под маркой Country Inn. Однако конкуренты называют эти планы нереалистичными: если компании рассчитывают на такие темпы развития сети, уже должно было начаться строительство отдельных объектов, пока же даже не названы площадки.

Пожалуй, ближе других к реализации оказался отечественный проект создания гостиничной сети, принадлежащий компании «Корстон», созданной на базе «Комплекса гостиницы «Орленок». Компания планирует построить несколько многопрофильных объектов в регионах России. Единые комплексы будут включать в себя гостиницу категории 3-4 вместимостью 150-300 мест, конференц-центр с самым большим залом больше 1000 кв. м, бизнес-центр с офисами свободной планировки, развлекательный комплекс с казино, бильярдом, боулингом, кинотеатрами, дискотекой, детским парком, ресторанами быстрого питания и торговый комплекс. Общее управление объектами будет осуществлять управляющая компания группы. По отдельным видам деятельности, в том числе гостиничной, планируется привлекать сторонних иностранных операторов как для прямого управления, так и для образования российского оператора на базе «Корстона». Уже ведется строительство двух такт комплексов.

Подведем итоги. Нами было изучено современное положение дел в гостиничном бизнесе, которое свидетельствует о стремлении к развитию и преодолению мешающих препятствий, накопленный нами теоретический базис дает нам возможность выявить ряд существующих проблем и тенденции для развития гостиничного рынка в ближайшей перспективе.

2.2. Проблемы и тенденции развития гостиничного бизнеса в России

Анализ гостиничного бизнеса России позволил выявить, что развитие данной сферы в настоящее время находится лишь на начальном уровне, по сравнению с другими странами. Этому мешает ряд проблем (таблица 2.1).

Таблица 2.1

Проблемы гостиничного бизнеса в России

Проблема

Содержание проблемы

1

2

Низкий профессионализм

Недостаток практических и теоретических знаний, низкий уровень подготовленности менеджеров

Низкое качество российского продукта

Отсутствие культуры обслуживания в российских гостиницах, не позволяющее эффективно продавать данные услуги

Отсутствие информации о ситуации в регионах России

Отсутствие развитых межрегиональных связей, объективной информации о специфике потребностей в регионах России. Недостаток информации о динамике и особенностях спроса среди различных групп региональных потребителей

Культура корпоративных отношений

Крайне низкий уровень бизнес-коммуникаций между гостиницами и гостиничными цепями, направленных на совместное решение рыночных проблем (сокрытие информации, нечистоплотная конкуренция, демпинг, закрытость, недоброжелательность)

В целом по России общая численность работников, занятых в гостиничной индустрии примерно составляет 147,2 тыс. чел. Средняя численность работников, обслуживающих одну гостиницу, составляет 19 чел. В городской местности на одну гостиницу, в среднем, приходится 28 человек обслуживающего персонала, а в сельской местности - 3 человека. Наибольшая численность персонала характерна для гостиниц с иностранным участием (152 человека), а наименьшая - для муниципальных и частных гостиниц (в среднем 10-15 чел.).

Гостиничный бизнес — один из наиболее динамично развивающихся сегодня сегментов рынка. Эксперты считают, что ужесточающаяся с каждым днем конкуренция через несколько лет вынудит хотельеров снижать цены и повышать качество услуг. В результате этого даже гостиницы экономкласса перестанут ассоциироваться с дешевой отделкой и отсутствием элементарных удобств. Денежная емкость гостиничного рынка России оценивается в $1,7–2 млрд., а темпы роста — в 20–25% в год. Такие данные приводятся в аналитическом отчете «Тенденции развития российского гостиничного рынка» агентства ABARUS Market Research в 2006 г. В то же время, по оценкам специалистов DISCOVERY Research Group, в последние годы доля обеих российских столиц в общем отраслевом балансе сокращается. Если в 1999 г. отели Москвы и Санкт-Петербурга генерировали свыше 80% дохода, то в 2002 г. — уже только 70%, а сейчас их совокупные доходы не достигают 50%. Процесс деконцентрации происходит на фоне оживления этого рынка в других регионах. Гостиничный бизнес активно развивается в ряде российских городов-миллионников. Это вызвано ростом экономических, культурных и деловых. С 2003 г., когда в гостиничную отрасль пошли активные инвестиции, количество отелей в городе увеличилось более чем на 50%. Минувший год ознаменовался появлением сетевых игроков. В ближайшем будущем ожидается приход новых сетей, включая и крупные международные бренды./10/

Исследования гостиничного хозяйства России, проведенные отечественными и зарубежными специалистами, выявили ее негативные черты, которые заключаются в устаревшей инфраструктуре, в недостаточном профессионализме обслуживающего персонала, а также в недостаточном количестве гостиниц, соответствующих мировым стандартам. Ныне существующие столичные гостиницы пока не соответствует требованиям международного туризма. Очень мало высококлассных, т.е. 4—5-звездочных гостиниц, из 200 московских отелей чуть более 10% соответствуют этому уровню. Как видно, на настоящий момент в стране преобладают трехзвездочные отели/9/ (рис. 2.1).

Рисунок 2.1

Структура номерного фонда гостиниц

Рынок гостиничных услуг еще далек от перенасыщения и продолжает формироваться. Его развитию должны сопутствовать такие факторы, как создание развитой городской инфраструктуры, предприятий общепита, рост розничной торговли и банковских учреждений, разработка туристических маршрутов, появление инвестиционно привлекательного. В недалекой перспективе (эксперты называют срок от трех до пяти лет) в России будет достаточное количество отелей, рассчитанных на разные категории потребителей и предлагающих номера для проживания по относительно доступной цене. Как минимум цены сохранятся на сегодняшнем уровне, но с учетом инфляции через несколько лет это уже не будет считаться огромной суммой.

Выход на рынок международных и отечественных профессиональных гостиничных операторов, открытие новых гостиничных комплексов и реконструкция существующих, а также привлечение к управлению ими профессиональных менеджеров с рыночной ориентацией и появление на рынке здоровой конкуренции — это первые шаги в развитии гостиничного хозяйства современной России, которые должны привести к становлению качественного сервиса и высокой культуры обслуживания наряду с адекватным уровнем цен. У профессионалов гостиничного рынка есть перспективы — они могут грамотно управлять отелями, имеют правильное видение бизнеса.

В настоящее время заполняемость российских гостиниц составляет 67 %, что на 8 % больше, чем в 2009 году, соответственно отчетливо видна тенденция к развитию.

Подведем итоги. Нами были изучены и проанализированы ключевые, на наш взгляд, проблемы гостиничного бизнеса и выявлены пути развития бизнеса.

Глава 3. Прогнозирование уровня заполняемости гостиниц

3.1. Прогнозирование уровня заполняемости гостиниц методом экстраполяции временного ряда

Для того, чтобы спрогнозировать методом экстраполяции, сколько составит уровня заполняемости гостиниц в ближайшие несколько лет на основании данных за последние пять лет нам следует выполнить следующие действия:

1. Построение графика, отражающего тенденцию изменения уровня заполняемости гостиниц во времени по исходным данным. Во-первых, расскажем исходные данные: в 2008 году средняя заполняемость гостиниц по стране составила 61 %, в 2009 году – 59, в 2010 – 62, в 2011 – 65, а в 2012 году 67 %. Для построения графика необходимо каждому году присвоить порядковый номер: 2008 - 1, 2009 – 2, 2010 – 3, 2011 – 4, 2012 – 5(рис. 3.1.)

Рисунок 3.1

Средняя заполняемость гостиниц в 2008-2012 гг.

Анализ графика позволяет прийти к выводу, что общие условия, определяющие тенденцию изменения заполняемости гостниц в прошлом, не претерпевают существенных изменений в будущем.

Вид кривой свидетельствует о линейной зависимости переменных – тенденция изменения заполняемости гостиниц характеризуется аналитическим уравнением прямой. Таким образом, выполняются оба условия для возможности применения метода экстраполяции динамического (временного) ряда при выполнении прогноза о заполняемости гостиниц на 2013 год.

2. Расчет параметров уравнения прямой.

Кривая заполняемости гостиниц по годам близка к линейной зависимости, которая выражается уравнением прямой по формуле:

у=а+bх, (1)

где у- заполняемость гостиниц;

х - порядковый номер года;

а - параметр, характеризующий влияние основных факторов на заполняемости гостиниц;

b - параметр, характеризующий влияние вспомогательных факторов на заполняемость гостиниц (моды, сезонности и др.).

Для нахождения параметров уравнения прямой необходимо составить и решить систему уравнений по формуле :

(2)

Для решения системы уравнений необходимо провести дополнительные расчеты(таблица 3.1).

Таблица 3.1

Таблица для расчета параметров уравнения прямой

Порядковый номер года, х

Заполняемость гостиниц (%), у

ху

х2

1

2

3

4

1

61

61

1

2

59

118

4

3

62

186

9

4

65

260

16

5

67

335

25

Итого: 15

314

960

55

5a + 15b = 314

15a + 55b = 960

15a + 45b = 942

15a + 55b = 960

10b = 18

b = 1,8

5a + 15*1,8 = 314

5a = 314 – 27

5a = 287

a = 57,4

a = 57,4; b = 1,8

у = 57,4 + 1,8х

у(2013) = 57,4 + 1,8*6 = 68,2

у(2014) = 70

у(2015) = 71,8

у(2016) = 73,6

у(2017) = 75,4

у(2018) = 77,2

у(2019) = 78,8

у(2020) = 80,8

Как видно из наших расчетов, мы видим положительную динамику заполняемости гостиниц

Подведем итоги. С помощью метода экстраполяции нам удалось спрогнозировать заполняемости гостиниц на 2013-2020 годы. Мы отчетливо наблюдаем тенденцию увеличения заполняемости гостиниц. Мы связываем это с тем, что параллельно с улучшением имиджа Российской Федерации на мировой арене, у иностранных туристов растет желание съездить в нашу страну, а вместе с этим происходит совершенствование технических и человеческих ресурсов гостиниц для приближения их к мировым стандартам высшего качества.

3.2. Прогнозирование заполняемости гостиниц методом наименьших квадратов

Для расчета прогнозируемого уровня заполняемости гостиниц в ближайшие несколько лет методом наименьших квадратов нам следует выполнить следующие действия:

1. Расчет параметров уравнения прямой.

Для удобства выполнения расчетов составим и заполним табл. 3.2.

Таблица 3.2

Таблица для расчета параметров уравнения прямой

Годы

Условные обозначения периодов, х

Х2

Уровень заполняемости (%), у

ух

1

2

3

4

5

2008

-2

4

61

-122

2009

-1

1

59

-59

2010

0

0

62

0

2011

1

1

65

65

2012

2

4

67

134

Итого

0

10

314

18

1.1. Столбец 4 содержит исходные данные: в 2008 году уровень заполняемости гостиниц составил 61 %, в 2009 году – 59, в 2010 – 62, в 2011 – 65, а в 2012 году 67 %.

1.2. Столбец 2 – условные обозначения периодов, х .

Число уровней (значений) ряда динамики с 2008 до 2012 гг. содержит 5 уровней. При нечетном количестве, уровень, находящийся в середине ряда (2010 год), принимается за условное начало отсчета времени (этому периоду или моменту времени придается нулевое значение). Даты времени, стоящего выше этого уровня, обозначаются натуральными числами со знаком минус, например, 2009 году соответствует условное обозначение «-1», 2008 году- «-2»; а ниже - натуральными числами со знаком плюс, например, 2011 году соответствует условное обозначение «1», 2012 году «+2».

1.3. Заполнение столбца 3 осуществляется последовательным возведением в квадрат значений условных обозначений периодов х. В 2-ом примере для 2009 года: х = (-1) = 1. Требуется вычислить строку «Итого»: 10.

1.4. Столбец 1 содержит года, за которые идет учет уровня уровня заполняемости.

1.5. Заполнение столбца 5 осуществляется последовательным переумножением значений столбцов «Уровень заполняемости гостиниц» (%), У и «Условные обозначения периодов», Х (столбцы 4 и 2 соответственно). Допустим, для 2012 года:

у * Х = 67*2 = 134.

Требуется вычислить строку «Итого»: 18.

1.6. Решая систему, для О-го варианта задания получаем следующие значения параметров уравнения прямой:

a = 314/5= 62,8

b = 18/10 = 1,8

Зная значение параметров, получаем уравнение тренда –уравнение прямой ряда динамики, характеризующего динамику изменения уровня заполняемости гостиниц с 2008 года по 2012 год:

^у= 62,8 +1,8х (3)

2. Используя уравнение прямой (формула 3), выполним прогноз уровня заполняемости гостиниц в 2013-2015 годах.

Прогноз: уровня заполняемости гостиниц в 2013 году по методу наименьших квадратов составит:

^y3 = 62,8 +1,8*3 = 68,2

^y4= 70 – в 2014 году

^y5=71,8 – в 2015 году

Подведем итоги. Полученные в результате прогноза данные оказались абсолютно идентичны тем данным, которые мы получили, пользуясь методом экстраполяции. А значит, мы уже смело можем говорить о том, что именно так скорее всего будет увеличиваться заполняемость гостиниц. На наш взгляд, эту приятную тенденцию не могут не улучшать Олимпийские игры в Сочи, благодаря которым усилится поток туристов в страну, а не только в Сочи и не только на период соревнований.

Заключение

По мере увеличения интереса со стороны иностранцев к России развивается гостиничный бизнес: организаторы стремятся создать условия абсолютного комфорта, за которые не будет стыдно перед гостями страны. Будем откровенны: говорить о расцвете гостиничного бизнеса пока рано, есть огромное количество проблем, которые должно решать руководство гостиницы, нанимая компетентных адекватных людей и грамотно обучая их премудростям работы администратора, коридорных и т.д., к тому же государство тоже должно заботиться о том, чтобы дороги, ведущие к гостиницам, были отремонтированы.

В ходе выполнения курсовой работы нами было изучено большое количество материалов о состоянии гостиничной индустрии Российской Федерации. На основе имеющихся данных об уровне заполняемости гостиниц в РФ нами был составлен прогноз на 2013-2016 годы. Прогноз составлялся методом экстраполяции временного ряда и методом наименьших квадратов. Оба метода привели нас практически к единой картине развития объекта: уровень заполняемости гостиниц будет увеличиваться следующим образом – в 2013 году заполняемость составит 68,2 %, в 2014 году – 70 %, в 2015 году 71,8 %, в 2016 году 73, 6 %. Несмотря на то, что данные прогнозы не учитывают такие тенденции, как резкое увеличение популярности нашей державы на мировом олимпе в связи с проведением спортивных состязаний – Олимпийские игры в городе Сочи, уже можно говорить о четкой тенденции положительного развития изучаемого объекта.

Выявленный нами прогноз того, что с каждым годом средняя заполняемость гостиниц будет расти, ярко иллюстрирует активный рост данного сегмента рынка. На наш взгляд, если продолжить решать упомянутые проблемы и параллельно развивать строительство пятизвездочных отелей, финансовая отдача не заставит себя долго ждать. Более точные прогнозы развития можно будет строить на основе того, как сильно оценит мировая публика общее состояние России, не только гостиниц и достопримечательностей, но и дорог, к ним ведущих.

Список использованной литературы

  1. Абрамова Т.В., Барзыкин Ю.А., Шарафутдинов В.Н. XXI век станет веком туризма. - ЭКО - 2005. - № 9. – С. 15-49
  2. Бушманова Н.В., Мазлова М.А., Падалкина О.Н. Туристические услуги и их роль в организации обслуживания потребителей.//Современные технологии в сервисе, туризме и управлении. - М: МГТИ, 2002. – 421 с.
  3. Волков Ю.Ф. Экономика гостиничного бизнеса. - РнД: Феникс, 2003. – 129 с.
  4. Курская Е.Н. Контроль качества в туристической отрасли. //Менеджмент в России и за рубежом. - 2005. - № 5. – С. 42-97.
  5. Рогачев А.Ф., Скопина И.В. Повышение конкурентоспособности гостиничного бизнеса в рыночных отношениях. //Маркетинг в России и за рубежом. - 2004. - № 5. – С. 21-67.
  6. Туватов В.Е. Особенности организации и функционирования службы маркетинга на предприятиях гостиничной индустрии. //Маркетинг в России и за рубежом. - 2006. - № 1. – С. 53-81.
  7. Фомичев В.И. Международная торговля. - М.: ИНФРА-М, 2000. – 446 с.
  8. Юрик Р.А. Анализ современного состояния российского рынка туристических услуг. //Маркетинг в России и за рубежом. - 2005. - № 2. – С. 53-64.
  9. hotel-ozerki.ru›sostoyanie_gostinichnogo_biznesa
  10. spb-tei.ru›2008/11/27/organizacija…biznesa.html
  11. tb-magazine.ru›archive/44-45/subject/hotels/
  12. tochkarostaspb.ru›course/44

Анализ и прогнозирование конъюнктуры гостиничного бизнеса