Пути совершенствования учета товарно-материальных запасов на предприятии

Костанайский социально – технический университет

имени академика З. Алдамжар

факультет ЭКОНОМИКИ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Курсовая работа по дисциплине Управленческий учет

ТЕМА: Пути совершенствования учета товарно-материальных запасов на предприятии

Выполнил: Сыздыкова С.Ж.

2 курса специальности

Учет и аудит, ОС СПО

Научный руководитель

Мощенко Н.С.

старший преподаватель

Костанай

2011


Костанайский социально – технический университет

имени академика З. Алдамжар

Кафедра Экономики и управления

Дисциплина ______Управленческий учет___________________

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой ____________

«___»_______ 2012 г.

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу студенту

____________________________________________________________________

Тема курсовой работы «___Пути совершенствования учета товарно-материальных запасов на предприятии_____________________________»

Целевая установка___ Изучить выбранную тему _______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Объем курсовой работы – _____26______(устанавливается кафедрой)

Срок доклада руководителю о ходе разработки курсовой работы:

а) доклад о собранном материале и ходе разработки курсовой
работы до «13 » ноября 2012 г.

б) доклад о ходе написания курсовой работы до
« 12 »___декабря 2012 г.

Срок сдачи курсовой работы - « » 2012 г.

Руководитель курсовой работы:

« » 2012 г.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

1 Теоретические основы учета товарно-материальных запасов 6

1.1. Понятия и виды товарно-материальных запасов 6

1.2. Учет движение товарно-материальных запасов 9

1.3. Методические оценки исследования товарно-материальных запасов 12

2 Пути совершенствования учета товарно-материальных запасов на предприятии 16

2.1. Первичный, синтетический и аналитический учет товарно-материальных запасов 16

2.2 Аудит движения материальных ценностей на предприятии 20

предприятии 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

Список использованной литературы 29


ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях все предприятия, осуществляя хозяйственную деятельность, вступают во взаимоотношения с другими предприятиями, организациями, учреждениями, работниками предприятия и отдельными лицами. Эти взаимоотношения основаны на различных денежных расчетах в процессе заготовления, производства и реализации продукции, товаров, работ или услуг. У предприятий возникают обязательства перед поставщиками за полученные от них товарно-материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги: перед государственным бюджетом по отчислениям от прибыли, платежам в фонды, налоговым и неналоговым платежам, перед своими рабочими и служащими по заработной плате и другие. С другой стороны, сами предприятия предъявляют требования к абонентам, покупателям, заказчикам об оплате отгруженной им продукции, оказанных услуг и выполненных работ для возмещения произведенных затрат, выполнения своих обязательств и получения прибыли. Основные задачи учета товаров и их реализации состоят в том, чтобы обеспечить контроль за состоянием товарных запасов и их сохранностью на складах. Для выполнения указанных задач необходимо в первую очередь использовать данные первичного учета, регистры синтетического и аналитического учета.

Экономическая стратегия должна исходить из реализации курса на ресурсные сбережения. Особое внимание надо уделить снижению материальных затрат и материальной емкости продукции путем принятия новых решений, внедрения новых технологий, норм переработки и т.д.

Данные учета должны содержать всю необходимую информацию для осуществления контроля за полезным движением и рациональным использованием производственных запасов. Отсутствие четкого учета приводит к срывам контроля за наличием и расходом производственных запасов. Они должны находится в сфере влияния руководства предприятия. Учет должен быть оперативным и точным, а объем информации достаточным для принятия управленческих решений. Эти основоположные требования конкретизируются в индивидуальных задачах:

- получение достоверных данных об остатках запасов, по их объему и структуре, необходимых для управления и обеспечения бесперебойной работы;

- контроль за сохранением запасов как в местах хранения так и в местах потребления;

- выявление и отражение фактической себестоимости приобретения материальных ценностей;

- контроль за использованием запасов в процессе производства и эксплуатация в соответствии с установленными нормами;

- своевременное и правильное начисление фактической себестоимости израсходованных материальных ресурсов и их отнесение на себестоимость продукции.

К основным способам ведения учета производственных запасов относятся:

- методы групп и оценки материальных ценностей;

- система документации и документооборота по оформлению оперативного движения производственных запасов;

- использование счетов БУ и системы учетных регистров для ведения синтетического и аналитического учета производственных запасов;

- порядок проведения инвентаризации и отражение ее результатов в регистрах БУ;

- порядок обработки учета информации.


1 Теоретические основы учета товарно-материальных запасов

1.1 Понятия и виды товарно-материальных запасов

Товарно-материальные запасы (ТМЗ) являются наиболее важной и крупной статьей активов предприятия. Как актив ТМЗ оказывают большое влияние на окупаемость компании в бухгалтерском балансе. Как фактор в определении стоимости проданных (реализованных) товаров запасы ТМЗ влияют на доходность предприятия и ее отражение в отчете о результатах финансово-хозяйственной деятельности. Уровень ТМЗ может быть различным и зависит от характера производства и вида деятельности. Производители, работающие на конкретного потребителя, поддерживают низкий уровень запасов; они обеспечивают доставку товаров потребителям по мере готовности. Если товар является быстропортящимся, то субъект будет стремиться уменьшить свои запасы.

Хозяйствующие субъекты с большим производственным циклом (строительство здания, кораблей) могут инвестировать большие суммы в незавершенное производство. Поддержание уровня запасов может быть делом дорогостоящим, так как включает стоимость хранения запасов, страховку, возможность кражи, так же как финансовые расходы по замораживанию средств.

Сырье и основные материалы – это предметы труда, которые вещественно входят в изготовляемую продукцию, образуя ее материальную основу (мука при выпечке хлеба). Сырьем является продукция сельского хозяйства (зерно, хлопок) и добывающей промышленности (уголь, руда, нефть). Материалы - это продукт обрабатывающей промышленности (ткань, сахар, мука, металл, цемент).

Вспомогательные материалы - это материалы, которые входят в состав вырабатываемой продукции, но в отличие от основных материалов не создают вещественной основы производимой продукции. Вспомогательные материалы применяют в качестве компонентов к основным материалам для придания продукции необходимых качеств (краски, лак, клей).

Запасы признаются в учете как актив при соблюдении следующих критериев:

  1. вероятности получения экономических выгод в будущем, связанных с данным активом;
  2. надежной оценки себестоимости запасов.

Получение выгод в будущем предполагает получение выручки от продажи активов как купленных для дальнейшей реализации, так и приобретенных дня дальнейшей переработки в готовую продукцию (работы, услуги).

Активы, отвечающие определению запасов, можно подразделить на

3 подгруппы:

  1. сырье и материалы, которые учитываются на счете 1310 Плана счетом (далее - ПС) (в скобках приводится код счета по старому типовому плану счетов бухгалтерского учета (далее - ТПС) - 201-208) с открытием синтетических счетов по видам сырья и материалов, исходя из специфики деятельности компании;
  2. незавершенное производство, учитываемое на счете 1340 ПС (211-213);
  3. готовая продукция и товары, учитываемые на счетах 1320-1330,1350ПС (221-223).

Для учета операций с запасами компания должна отразить основные подходы и избранные методы оценки в учетной политике или в отдельном положении к ней, являющемся неотъемлемой частью учетной политики.

Учетная политика или положение должны содержать следующие аспекты:

  1. метод оценки запасов, причем компания должна применять одинаковый метод оценки для всех запасов, сходных по характеру и их использованию. По КСБУ 7 для всех запасов должен применяться только один метод оценки. По МСБУ 2 (IAS) для запасов различного характера могут быть приемлемы различные методы оценки;
  2. утвержденный руководителем круг лиц или специальный отдел закупок, которому предоставлены права заниматься выбором поставщика и контролем над поставками;
  3. утвержденные на предприятии процедуры санкционирования закупок;
  4. перечень первичных документов, на основании которых закупки будут регистрироваться в бухгалтерском учете;
  5. утвержденная руководителем схема документооборота по учету запасов;
  6. порядок списания запасов до возможной чистой стоимости реализации;
  7. порядок и сроки проведения инвентаризации запасов (материалов, незавершенного производства, товаров);
  8. учет затрат на производство и калькулирование себестоимости;
  9. классификация запасов, регистры бухгалтерского учета и организация аналитического учета.

Особая роль в создании эффективной системы внутрихозяйственного контроля отводится схеме документооборота по учету ТМЗ. Данная схема предусматривает:

  1. перечень документов, на основании которых регистрируются операции в учете, количество экземпляров и сроки представления;
  2. перечень исполнителей, на которых возложена обязанность заполнения документов;
  3. движение документов внутри компании;
  4. соответствующие процедуры санкционирования операций, а именно, перечень лиц, на которых возложены функции одобрения (или разрешения) в рамках их полномочий на совершение операций.

Созданная схема документооборота должна быть доведена до всех служб компании для ознакомления и исполнения. Должностные лица, ознакомленные со схемой, несут ответственность за своевременное и достоверное заполнение документов.

В соответствии с Законом РК "О бухгалтерском учете и финансовой

отчетности" качественная система документирования и учета должна строиться на следующих основных аспектах:

  1. бухгалтерские записи должны быть подкреплены оригиналами первичных документов;
  2. документы и записи должны иметь непрерывную последовательную нумерацию;
  3. все операции и события должны регистрироваться в хронологической последовательности в момент совершения операции;
  4. данные синтетического (итогового) учета должны соответствовать данным аналитического (детального) учета.

Приказом Министерства финансов РК от 19.03.2005 г. № 128 утверждены типовые формы первичных документов, которые не отменены на сегодняшний день. После внесения изменений в Закон РК "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности", возможно, будут изменения по данному вопросу. По учету запасов предусмотрено 14 форм: от ТМЗ -1 до ТМЗ -11.

В зависимости от характера операции или события компании могут вносить дополнительные реквизиты в первичные документы. При внесении дополнительных реквизитов в утвержденные формы или разработки дополнительных документов субъектом самостоятельно необходимо учесть следующие рекомендации:

  1. документы должны быть простыми и доступными для понимания;
  2. документы должны быть унифицированы для многоцелевого использования;
  3. документы должны иметь продуманную структуру для их правильного оформления.
  4. Это достигается включением в документ определенных контрольных моментов;
  5. указания на то, куда следует отправить документ;
  6. предусмотренные графы для санкционирования операции и т.п.

1.2 Учет движение товарно-материальных запасов

Пребывание ТМЗ на предприятии предполагает 3 этапа: стадию приобретения; стадию ожидания переработки и (или) реализации; стадию формирования готового продукта и последующую реализацию или выбытие товаров, приобретенных для целей дальнейшей реализации (стадия переработки в данном случае отсутствует). Для каждой конкретной стадии характерен свой метод оценки или стоимостного измерения. Приобретенные ТМЗ (как по КСБУ, так и по МСФО) признаются в качестве актива по фактической себестоимости, включающей в себя все затраты, непосредственно связанные с их закупкой, а именно: цена покупки (по счету-фактуре поставщика и т.п.), таможенные пошлины, комиссионные вознаграждения снабженческим и посредническим организациям, транспортно-заготовительные расходы и прочие расходы, прямо связанные с приобретением запасов. Торговые скидки, предоставленные поставщиком, возмещения вычитаются при определении затрат на приобретение. Суммы НДС, предъявляемые поставщиками товаров (работ, услуг), относятся в зачет на основании ст. 235 Налогового кодекса РК (далее - НК РК).

Первичными документами при закупках ТМЗ являются:

при приобретении ТМЗ у юридических лиц, работающих по общеустановленному режиму: накладная (товарный чек), счет-фактура, чек К КМ (при наличной форме оплаты), договор купли-продажи;

при закупе запасов на рынках у субъектов, осуществляющих деятельность. на основе разового талона: закупочный акт (справка) со всеми необходимыми реквизитами, копия разового талона;

при закупе запасов у индивидуальных предпринимателей: закупочный акт со всеми необходимыми реквизитами. Обязательно необходимо указать. номер и серию свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Кроме того, в момент совершения сделки уполномоченные лица от компании-покупателя должны проверить наличие документа, подтверждающего соответствие вида и срока действия документа на осуществление торгово-закупочной деятельности (патент, упрощенная декларация, общеустановленный режим - копии желательно приложить).

Запасы отражаются в учете только в случае, если право собственности на них перешло к компании-покупателю, т.е. компания может осуществлять контроль над запасами. Переход права собственности на ТМЗ, как правило, регулируется договором. При условии получения запасов на переработку, на ответственное хранение, на консигнацию их учет осуществляется за балансом. Открытие забалансовых счетов производится компанией самостоятельно. Забалансовый учет осуществляется для тех активов и обязательств, на которые право собственности и контроль не перешли к компании. При закупе запасов по договорам купли-продажи и возникновении каких-либо непредвиденных обстоятельств следует руководствоваться нормами гражданского законодательства ст. 406 - 477 Гражданского кодекса.

Закупленные ТМЗ проверяют на соответствие качественным характеристикам, указанным в заказе на закупку. Количество товаров проверяют пересчетом, взвешиванием или измерением. Проверка приобретенных запасов является важной контрольной процедурой для руководства компании.

Получение запасов у поставщика осуществляется на основании доверенности, выдаваемой должностному лицу для подтверждения его права выступать в качестве доверенного лица компании. Доверенность (форма № ТМЗ-1) оформляется в бухгалтерии и выдается под расписку получателю. Если получение ТМЗ по доверенности носит массовый характер, то выдается доверенность формы № ТМЗ-1а, выдача которой регистрируется в заранее пронумерованном журнале учета выданных доверенностей (форма № ТМЗ-2). Для учета материалов, поступивших в компанию от поставщиков или из переработки, применяется приходный ордер (форма № ТМЗ-3). Приходный ордер составляется материально-ответственным лицом в день поступления запасов на склад. Если в результате приемки выявлены отклонения по количеству и (или) качеству закупленных ТМЗ, то в этом случае составляется акт для предъявления претензии поставщику (форма № ТМЗ-4). Акт формы

№ ТМЗ-4 также составляется и в случае приемки запасов, поступивших без документов. Акт в двух экземплярах составляет приемная комиссия с обязательным участием материально-ответственного лица покупателя и представителя отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации. После приемки запасов акты с приложением документов (ТТН, счета-фактуры, накладные и т.д.) передают: один экземпляр - в бухгалтерскую службу компании для учета, другой - в отдел снабжения или бухгалтерию для оформления претензии.

Действия, которые необходимо предпринять покупателю в случае нарушения договора поставки, регламентируются гражданским законодательством.

Согласно ст. 422 ГК РК продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору. Если в договоре указаны условия о качестве товара, то продавец берет на себя обязательство предоставить покупателю товар требуемого качества или при отсутствии в договоре указанных условий - товар, пригодный для целей деятельности покупателя. По соглашению сторон покупателю может быть передан товар повышенного качества.

Согласно ст. 428 ГК РК если недостатки товара не были оговорены приданном, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца: соразмерного уменьшения покупной цены; безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок; возмещения своих расходов на устранение недостатков товара; замены товара ненадлежащего качества на товар, соответствующий договору; отказа от исполнения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы.

В случае ненадлежащего качества части товаров, входящей в комплект , покупатель вправе в отношении этой части товаров осуществить. права, предусмотренные выше.

В случае, когда продавец товара ненадлежащего качества не является его изготовителем, требования о замене или о безвозмездном устранении недостатков товара могут быть предъявлены по выбору покупателя к продавцу либо изготовителю.

В соответствии со ст. 436 ГК РК покупатель обязан известить продавца о нарушении условий договора о количестве, ассортименте, качестве, комплектности, таре и/или упаковке товара в срок, предусмотренный законодательными актами, иными нормативными правовыми актами или договором, а если срок не установлен - в разумный срок после того, как нарушение соответствующего условия договора должно было быть обнаружено, исходя из характера и назначения товара.

В случае невыполнения покупателем обязанности продавец вправе полностью или частично отказаться от удовлетворения требований покупателя, если докажет, что такое несвоевременное извещение повлекло невозможность удовлетворить требования покупателя или влечет для продавца несоразмерные расходы по сравнению с теми, которые он понес бы, если бы своевременно был извещен о нарушении условий договора. Если продавец знал или должен был знать о том, что переданные покупателю товары не соответствуют условиям договора, он не вправе ссылаться на неисполнение покупателем обязанности, предусмотренной п. 1 ст. 436 ГК РК.

1.3 Методические оценки исследования товарно-материальных запасов

Особое значение в организации учета товарно-материальных запасов имеет правильно выбранный метод оценки, так как оценка непосредственно влияет на размер валового дохода через себестоимость реализованной продукции, работ, услуг и, естественно, на величину подоходного налога с юридических лиц и на конечные финансовые результаты деятельности предприятия[17, c.53]

Метод средневзвешенной оценки - рассчитывается средняя стоимость товаров, пригодных для реализации. Средняя стоимость определяется путем деления стоимости всего товара на количество его единиц. В результате получаем средневзвешенную стоимость единицы материальных запасов на конец отчетного периода.

Стоимость изделий на конец периода, определенная по методу средней стоимости, учитывает все цены, по которым приобретались изделия в течение отчетного периода. И где большая номенклатура товарно-материальных запасов лучше применить этот метод, так как - он позволяет облегчить их текущий учет.

Следующим методом определения стоимости товарно-материальных запасов является метод «ФИФО». На языке бухгалтерского учета эта аббревиатура означает «Первым поступил - первым продал»; или товарно-материальные запасы, поступившие ранее, будут реализованы ранее.

Другими словами, можно сказать, что себестоимость товаров, приобретенных в первую очередь, должна быть отнесена к товарам, проданным в первую очередь. Этот называют методом оценки запасов по ценам первых покупок. Оценка запасов на конец периода производится по ценам последних покупок. Этот метод соответствует лучшему управлению запасами. Метод «ФИФО» может быть использован предприятиями и не зависит от физического Движения запасов, так как он учитывает движение стоимости, а не товаров.

Следует отметить, что метод «ФИФО» в международной практике ориентирован на бухгалтерский баланс и в основном предназначен для составления ежемесячного отчета о прибыли.

Метод «ЛИФО». Этот метод оценки запасов по ценам первых покупок и ориентирован на противоположное утверждение. «ЛИФО» исходит из того, что реализованные запасы были закуплены последними, значит, остаток запасов при этом представляет собой сумму наличных запасов и ранее приобретенных активов.

Цель этого метода - максимально приблизить себестоимость

реализованной продукции к последним издержкам на их приобретение. Однако, трудность заключается в нестабильности цен. Если были бы стабильные цены на запасы и на другие товары, то результаты по методам «ФИФО» и «ЛИФО» стали бы одинаковыми. Поскольку в условиях рыночных отношений цены меняются, то результаты использования этих методов сильно различаются. Также следует учесть, что часть запасов, приобретенных в один день или же из одной партии, реализуется в разные периоды. Потому физическое движение запасов искажает реальные оценки запасов. Это связано преимущественно с затратами, на основе которых формируется себестоимость реализованных запасов, а не физических единиц, и затраты определяются не потому, что она параллельна движению физических товаров, а потому, что дает оценку запасов в денежном выражении. При применении метода «ЛИФО» учитывается соотношение текущей выручки, получаемой в результате реализации товарно-материальных запасов, и текущих затрат, сложившихся в процессе инфляции. Таким образом, отчет о прибылях и убытках будет представлен более реально с точки зрения текущих затрат и текущей выручки, в финансовом отчете также будет отражен инфляционный процесс.

Если учесть темпы инфляции, а также частые закупки и продажи, то метод «ЛИФО» отражает временную корректировку влияния инфляции. Однако метод «ЛИФО» многовариантен, что позволяет получать различные результаты[23, c.21]

Следует отметить, что чем больше величина себестоимости реализованной продукции, тем меньше величина налогооблагаемого дохода и, соответственно, тем меньше сумма подоходного налога с юридических лиц. Предприятия, особенно, частные, стараются, как можно меньше платить подоходный налог. Разумеется, при соблюдении законодательства. По этой причине большинство предприятий применяет тот метод оценки товарно-материальных запасов, который дают большую величину себестоимости реализованной продукции. В условиях повышения цен и инфляции, как правило, предприятия предпочитают метод «ЛИФО». Выбрав тот или иной метод, предприятия должны пользоваться из года в год. Следовательно, утверждение учетной политики, в целом означает сложный и очень серьезный процесс. Предприятие может изменить тот или иной метод только в случае, если для этого имеются серьезные основания, причем и причины и последствия перехода на другие методы должны объясняться в соответствующих методах и отражаться в годовом отчете[13, c.34]

Метод специфической идентификации затрат предполагает расчет себестоимости единиц товарно-материальных запасов, которые не являются взаимозаменяемыми, и товаров и услуг, произведенных и предназначенных для специальных проектов и заказов. Метод специфической идентификации затрат можно применить тогда, когда единицы продукции в составе товарно-материальных запасов на конец периода четко обозначены как приобретенные в результате тех или иных операций.

Метод специфической идентификации затрат может быть использован для товаров, обладающих значительной стоимостью, как ювелирные изделия, дорогостоящие, редкие, дефицитные группы товарно-материальных запасов. Хотя до реформирования бухгалтерского учета в отечественной практике учета этот метод являлся преобладающим и, действительно, в некоторых случаях удобным для пользования, но из-за двух существенных недостатков, в настоящее время не получил особого распространения. Во-первых, сложно и непрактично прослеживать приобретение и реализацию конкретных единиц. Во-вторых, если хозяйствующий субъект занимается приобретением или реализацией однородных товаров, определить, какие товары уже реализованы, какие нет, можно со значительной долей условности. То есть этот способ оценки товарно-материальных запасов обычно применяется в организациях с небольшой номенклатурой товарно-материальных запасов, которые выполняют специальные заказы.

Согласно МСФО № 2 «Запасы» товарно-материальные запасы оцениваются по наименьшему значению их себестоимости и чистой стоимости реализации[8, c.5]

Себестоимость товарно-материальных запасов состоит из:

a) затрат на приобретение товарно-материальных запасов, включая стоимость покупки, таможенные пошлины на ввоз и другие налоги, стоимость фрахта, прочие расходы, непосредственно связанные с приобретением;

б) затрат по переработке, затрат, непосредственно, связанных с производством готовой продукции, включая:

1) затраты на оплату труда и отчисления в фонд оплаты труда рабочих, непосредственно занятых при переработке сырья и материалов в готовую продукцию;

2) постоянных и переменных производственных накладных расходов, понесенных при переработке сырья и материалов в готовую продукцию;

3) прочих затрат, понесенных при транспортировке к месту расположения товарно-материальных запасов в настоящее время или в процессе приведения их в надлежащее состояние.

Каждый вышеназванный метод оценки себестоимости товарно-материальных запасов имеет свой определенный механизм ее исчисления. При выборе одного метода для включения его в учетную политику особое внимание следует обратить на тот факт, что конкретные цифры расчетов по этим методам зависят от способа учета товарно-материальных запасов (кроме метода специфической идентификации затрат)[12, c.158]

С развитием рыночных отношений постепенно расширяется самостоятельность предприятий, в том числе и в вопросах установления цен на свой товар с учетом складывающихся на рынке спроса и предложения и удовлетворения интересов всех участников рыночного процесса.

Реализация товаров является одной из важных стадий кругооборота средств предприятия. Реализация товаров и поступлением выручки завершается кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед бюджетом, банками по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Колгин А.И. считает, что реализация товаров необходима для поступления денежных средств в предприятия и является важным источником получения прибыли при правильном использовании средств на стадии во многом обеспечивается нормальное функционирование предприятия. В связи с этим, операции по реализации товаров, и также выполнении работ и оказании услуг сторонним организациям и лицам должно правильно отражаться в бухгалтерском учете.

По мнению Козловой Е.П., невыполнение плана реализации вызывает замедление оборачиваемости оборотных средств, и следующие за тем последствия: штрафы за невыполнение договорных обязательств перед покупателями, задерживаются платежи, ухудшается финансовое состояние предприятия[15, c.20]

Американские авторы А. Аренс и Дж. К. Лоббек считают, что общая цель при анализе цикла реализации товаров и получении выручки заключается в оценке того, представлены ли достаточно объективно, в соответствии с общепринятыми принципами остатки по счетам, которые имеют отношения к данному циклу.

Основными источниками для анализа учета реализации товаров и финансовых результатов служат: первичные документы, регистры бухгалтерского учета, главная книга, бухгалтерская отчетность.

При реализации товаров обычно заключаются договора и, как считает Корнеев А.А., что подлежащее выполнение заключенного договора обычно характеризует выполнение производственно-финансового плана предприятия[14, c.158]

Основными задачами при учете реализации товаров является: определение объема и качество реализованных товаров, контроль за выполнением планов и взятых обязательств по продаже товаров, исчисление полной себестоимости реализованных товаров, определение выручки и выявления финансовых результатов.

Денежные средства за реализованные товары, выполненные работы и оказанные услуги образуют выручку. Она возмещает затраты на приобретение товара и дальнейшую реализацию и содержат прибыль.

Выручка от реализации товаров зависит, как от объема, так и от цен, устанавливаемых с учетом качественных показателей и сроков продажи.


2 Пути совершенствования учета товарно-материальных запасов на предприятии

2.1 Первичный, синтетический и аналитический учет товарно-материальных запасов

Движение материалов в ТОО «Норд-Холдинг» осуществляется в результате операций, связанных с поступлением, перемещением, отпуском и реализацией. Правильное и своевременное документальное оформление движения материалов, позволяет предупредить различные нарушения, вскрыть злоупотребления, повышает дисциплинированность материально ответственных работников.

Товары на предприятие поступают на основании заключенных договоров с поставщиками, которые сопровождаются в унифицированных формах первичной документации. К ним в частности относятся: доверенность, приходный ордер, акт о приемке материалов, лимитно- заборная карта, карточка учета материалов.

Документы – форма, которых не предусмотрена в указанном перечне, содержат следующие обязательные реквизиты: наименование документа, дату составления документа, наименование организации, содержание хозяйственных операций, измерители хозяйственных операций в натуральном и денежном выражении, наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций, личные подписи указанных лиц[16, c.111]

Производственные запасы материалов пополняются за счет их приобретения у предприятий поставщиков на основании договоров.

Договором в соответствии, с которым предприятие получает материалы, является договор поставки, который заключается между двумя конкурентными организациями и влечет определенные юридические последствия – устанавливает права и обязанности сторон договора и прекращается после исполнения условий договора.

По договору поставки организация-поставщик, поставляет в определенные сроки организации-покупателю в собственность продукцию по согласованной цене.

В договоре определяется номенклатура, количество и качество продукции, сроки поставки и цена. При отсутствии этих условий в договоре, он считается незаконным.

Предприятие-поставщик на отпущенную продукцию выписывает платежное требование и счет-фактуру[28, c.25]

Счет-фактура является дополнительным учетно-контрольным официальным документом первичного бухгалтерского учета. Составление счетов-фактур и ведение журналов учета счетов-фактур входит в обязанность всем плательщикам налога на добавленную стоимость по каждой отгрузки товара. Кроме того, счета-фактуры должны быть оформлены в случае поступления на счет поставщика любых денежных средств связанных с расчетами по оплате товаров, работ, услуг; средств от взимания штрафов, взыскания пени, выплаты неустоек, получаемых за нарушение обязательств, предусмотренных договорами поставки товара (выполнение работ).

Счета-фактуры должны также составляться:

-при безвозмездной передачи товаров;

-передачи средств, зачисляемых в уставные фонды организации,

-при направлении средств участников совместной деятельности в период созданной общей долевой собственности.

Существует типовая форма счета, включающая в себя следующие реквизиты:

1. наименование предприятия - поставщика, с указанием РРН;

2. почтовый адрес, телефон;

3. банковские реквизиты предприятия-поставщика;

4. наименование грузоотправителя, если поставщик и грузоотправитель - одно лицо, то указывается “он же”;

5. наименование грузополучателя;

6. номер и дата заказа;

7. номер счета и дата его составления;

8. наименование - предприятия-плательщика, его почтовый адрес и банковские реквизиты;

9. сумма счета (сумма без НДС, суммы с НДС, общая сумма);

10. показатели, характеризующие способ отправки груза (наименование станции прибытия груза, дата отправления, вид упаковки, наименование станции отправителя, способ отправления, число мест занимаемых грузом, номер накладной, по которой произведена отгрузка вес всего груза);

11.дополнительные условия оплаты счета, отгрузки и тд.;

12. наименование товара;

13. единица измерения товара;

14. количество товара;

15. сумма;

16. общая сумма прописью, отдельной строкой выделяется сумма НДС; 17. подпись ответственных лиц[1, c.11]

Накладная является одним из товарно-сопроводительных документов, предусмотренных условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов. Накладная может выступать как приходным, так и расходным товарным документом. Должна выписываться материально ответственным лицом при оформлении отпуска товаров со склада, и при принятии товаров. В накладной указывается: номер и дата выписки, наименование поставщика и покупателя, наименование и краткое описание товара, его количество (в единицах), цена и общая сумма (с учетом налога на добавленную стоимость).

Накладная подшивается материально ответственными лицами, сдавшими и принявшими товар, и заверяется круглыми печатями организаций поставщика и покупателя. Количество оформляемых экземпляров накладной зависит от договоренности и условий получения товаров покупателем.

В зависимости от специфики работы в той или иной отрасли народного хозяйства в состав показателей, отражаемых в накладной, могут вводиться и другие характеристики. При использовании в одной накладной разных единиц измерения по разным товарам может вводиться единицы измерения. При транспортировке груза автомобильным транспортом в накладной могут указываться марка и регистрационные номера транспортных средств[2, c.42]

При доставке товара автомобильным транспортом, особенно при участии специализированной транспортной организации, обычно составляется товарно-транспортная накладная, которая состоит из двух разделов: товарного и транспортного. При доставке товаров железнодорожным транспортом в качестве сопроводительного документа выступает железнодорожная накладная. К ней могу быть приложены спецификация и упаковочные листы, о чем делается соответствующая отметка в накладной.

На практике в настоящее время, в особенности при ведении учета и делопроизводства с использованием компьютерной техники, накладные составляются по следующей примерной форме:

1. дата составления накладной;

2. номер накладной;

3. наименование получателя;

4. наименование поставщика;

5. документы, на основании которых производится передача материальных ценностей;

6. Ф.И.О. доверенного лица получателя;

7. порядковый номер материальных ценностей;

8. наименование материальных ценностей;

9. единицы измерения;

10. количество;

11. цена;

12. суммы прописью, отдельной строкой выделяются суммы НДС;

13. подпись ответственного лица поставщика;

14. подпись ответственного лица получателя[3, c.15]

Материально-ответственное лицо предприятия получает ценности по доверенности, которые бухгалтерия регистрирует в журнале учета выданных доверенностей и выдает ему под расписку. Прием материалов поступивших от поставщиков оформляют приходными ордерами. Составляют ордера в одном экземпляре материально-ответственные лица.

Доверенность подтверждает право материально ответственного лица на получение товара, если эти товары получаются вне склада получателя. Доверенность содержит следующие реквизиты:

1. срок действия доверенности (максимальный срок 10 дней);

2 наименование получателя, его почтовый адрес;

3 банковские реквизиты плательщика;

4 номер доверенности;

5 дата выдачи доверенности;

6 должность, ФИО доверенного лица;

7 паспортные данные;

8 наименование поставщика;

9 реквизиты документов, по которым получаются материальные ценности;

10 порядковый номер и наименование материальных ценностей;

11 единицы измерения;

12 количество (прописью);

13 подпись лица получившего доверенность;

14 подписи руководителя предприятия и главного бухгалтера.

Расчетные документы на поступившие материалы, с приложенными к ним документами, передаются материально-ответственному лицу, который после окончания смены, передает их в бухгалтерию.

Сдача материальных ценностей доставленных уполномоченным лицом на предприятии, осуществляется под расписку материально-ответственного лица, который проверяет соответствие материалов их данным, указанным в сопроводительных документах, и при отсутствии каких-либо расхождений выписывает приходный ордер.

Материалы также могут поступать от подотчетных лиц, приобретающих их за наличный расчет, но это бывает крайне редко. Подотчетные лица отчитываются на основании следующих первичных документов:

  1. Документами, подтверждающими фактическую оплату полученных товарно-материальных ценностей с указанием стоимости покупки;
  2. Документами, подтверждающими фактическое получение товарно-материальных ценностей

При закупке товарно-материальных ценностей у физического лица, в акте закупке приводятся сведения о продавце, такие как адрес его постоянного местожительства, паспортные данные, а если физическое лицо является индивидуальным предпринимателем, то указывается его РНН. Кроме того, при выдаче денежных средств под отчет для приобретения товарно-материальных ценностей у юридического лица, выдается доверенность подотчетному лицу, и регистрирует её в журнале учета выданных доверенностей.

Сортовой количественный учет движения товарно-материальных ценностей ведется непосредственно материально-ответственным лицом. В отдельных случаях допускается возлагать с согласия материально-ответственного лица ведение карточек складского учета на операторов.

Приемку документов, оформляющих движение товарно-материальных запасов, бухгалтер производит путем составления «реестров сдачи документов» в одном экземпляре.

О выявленных недостатках и нарушениях в работе материально-ответственного лица работник бухгалтерии информирует главного бухгалтера. На основании реестра сдачи документов составляется накопительная ведомость синтетического учета материалов, где отражается приход всего по видам расхода и находится остаток на конец периода. Накопительная ведомость используется для сверки данных бухгалтерского и складского учета, который ведется в карточках учета материалов. На основании её составляется ведомость движения материалов в денежном выражении, где отражаются сводные данные о себестоимости и поступивших затратах по транспортно-заготовительным расходам.

На основании ведомости движения материалов дается расшифровка по расходу в журнале-ордере № 10 и по материалам в журнале-ордере № 8. На основании данных ведомостей формируется счет 1330 «Товары» в главной книге.

Поступившие со складов при реестрах сдачи документы передают на таксировку, предварительно скомпоновав их в пачки и снабдив сопроводительными ярлыками.

Первые экземпляры документов используют для дальнейшей учетной обработки, а вторые остаются в местах хранения материалов, расположенные по группам ценностей и номенклатурным номерам.

Они используются для справочных целей и выверки данных учета на складе в бухгалтерии.

После таксировки данные документы группируются по установленным на предприятии учетным группам в накопительной ведомости синтетического учета материалов, которые ведутся по приходу и расходу товарно-материальных ценностей на синтетическом счете 1330 «Товары», где отражаются операции, связанные с движением товаров, закупленных и хранящихся для перепродажи.

В этой ведомости по каждой группе товаров указывается, в суммовом выражении:

остаток на начало месяца из ведомости за прошлый месяц,

приход и расход за месяц из реестров сдачи документов за текущий месяц

остаток на конец месяца.

Накопительная ведомость используется для сверки данных бухгалтерского и складского учета, который ведется в карточках учета и материалов и книги остатков материалов. Книга остатков материалов в течение месяца хранится в бухгалтерии и используется там для получения данных об остатках материалов. В конце месяца данные об остатках в накопительной ведомости синтетического учета материалов по каждой учетной группе, в суммовом выражении, сверяют с итогами по группам в книге остатков материалов.

В бухгалтерии на основании накопительной ведомости синтетического учета материалов составляется ведомость «Движение материалов в денежном выражении».

2.2 Аудит движения материальных ценностей на предприятии

Основной целью аудита товарно-материальных запасов является: установление правильности ведения их учета; получение точных сведений о наличии и движении запасов в местах их хранения, обеспечение сохранности товарно-материальных запасов и соблюдение установленных нормативов их производственного потребления; выявление и реализация предприятию материальных запасов с целью мобилизации материальных ресурсов.

Приведенный общий план и программы проверки используются для составления общего календарного плана и программ работ в целом по аудиту всех разделов и счетов учета, а так же для определения общей трудоемкости и стоимости работ.

Велико значение аудиторской проверки сохранности, правильного использования и организации материалов, учитываемых на счетах подраздела 1300 «Запасы» рабочего плана счетов бухгалтерского учета для организаций, составляющих финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

Проверку наличия и сохранности материальных ценностей аудитор начинает с обследования хранилищ хозяйства и проведения их инвентаризации.

При обследовании хранилищ хозяйства аудитору необходимо обратить

внимание на состояние и правильное использование емкостей и измерительных приборов; наличие пожарной и охранной сигнализации; соблюдение установленных правил приемки, отпуска и хранения материальных ценностей; подбор и расстановку материально-ответственных лиц, заключение с ними договоров о полной материальной ответственности; правильность оформления приходных и расходных документов, ведения складского учета и составления отчетности.

Обследовав складское хозяйство, аудитор должен подготовиться к проведению инвентаризации товарно-материальных запасов на складах. Перед началом работы аудитор договаривается с руководителем предприятия о создании инвентаризационной комиссии. В состав инвентаризационной комиссии, помимо материально-ответственных лиц, обычно включаются представители руководства предприятия. Присутствие при проведении инвентаризации материально-ответственных лиц обязательно.

Перед началом инвентаризации материально-ответственное лицо составляет отчет по приходу и отпуску материальных ценностей на дату инвентаризации в двух экземплярах. Первый экземпляр передается в бухгалтерию предприятия, второй - аудитору. После этого комиссия приступает к проверке наличия материальных ценностей путем взвешивания, пересчета или перемеривания.

Результаты инвентаризации, по каждому виду материалов, фиксируются в инвентаризационных описях, составляемые отдельно по местам нахождения или хранения ценностей должностным лицом, ответственным за их сохранность. В описях материальные ценности отражаются по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.

По данным инвентаризации составляются описи, которые подписывают члены инвентаризационной комиссии, а материально-ответственные лица по каждой описи дают расписку. Оформленную опись аудитор передает в бухгалтерию для составления сличительной ведомости. Их подписывает главный бухгалтер и материально-ответственное лицо, если установлены недостачи или излишки, то материально-ответственное лицо представляет письменное объяснение. Недостачи материальных ценностей сверхустановленных норм убыли относятся на виновных лиц, а излишки подлежат оприходованию.

Аудитор должен проверить правильность составления сличительной ведомости бухгалтерией предприятия.

Аудитор должен уточнить: наличие письменных договоров с материально-ответственными лицами о полной индивидуальной материальной ответственности, состояние контроля над их деятельностью, наличие номенклатуры. Особое внимание следует уделить проверке соблюдения правил хранения материальных ценностей на складах и состоянию ведения учета.

Важным направлением работы аудитора является анализ товарно-материальных запасов, определение обеспеченности предприятия предметами труда для осуществления его бесперебойной деятельности.

Для анализа запасов материальных ценностей используют карточки
складского учета, оборотные ведомости и инвентаризационные описи, а так же первичные документы.

При проверке состава материальных запасов на последнюю отчетную дату необходимо установить обеспеченность предприятия теми или иными видами товарно-материальных запасов для осуществления для осуществления бесперебойной работы предприятия и установить достоверность учетных данных об остатках материальных ценностей по счетам подраздела 1330 «Запасы». Согласованность данных аналитического и синтетического учета проверяют по оборотным или сальдовым ведомостям.

Хорошо зная принятый порядок оформления бухгалтерскими документами, поступающих на предприятие товарно-материальных запасов, аудитор должен проверить полноту их оприходования и правильность при этом бухгалтерский записей. Обычно контроль за оприходованием ценностей осуществляется путем анализа расчетных документов, поступающих от поставщиков. По этим документам аудитору следует проконтролировать правильность записей на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций по оприходованию материалов.

При поступлении материальных ценностей делают следующие

бухгалтерские проводки:

1) Дебет счета 1330 подраздел «Запасы», кредит счетов: 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам» - на стоимость материалов (без НДС), поступивших от поставщиков (журнал-ордер №12); 2150 «Долгосрочная задолженность работников » от подотчетных лиц (журнал-ордер №7);

2) Дебет счета 1420 «Налог на добавленную стоимость», кредит счета 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам» - на суммы НДС, включенные в налоговые счета-фактуры поставщиков, состоящих на учете по НДС.

Наиболее тщательно аудитор должен проверить полноту и своевременность оприходования поступивших материальных ценностей. При доставке товара от поставщика аудитор проверяет правильность оформления и приемки по товарно-транспортным накладным. По неотфактурованным поставкам материалов аудитор должен проверить соблюдение порядка составления приемных актов, полноту оприходования ценностей, правильность установления цен, их стоимости и записей в журнале-ордере №6 по кредиту счета 3310, а также правильность корректировки этих записей после получения счетов-фактур и других документов поставщиков[5, c.28]

Значительное место в аудиторской проверке товарно-материальных запасов занимает контроль обоснованности операций по отпуску материальных ценностей на хозяйственные нужды, на сторону и проверка правильности списания материальных ценностей. Для обеспечения контроля над расходованием материалов и правильного документального оформления, предприятие осуществляет соответствующие организационные мероприятия.

Одним из важных вопросов аудита является проверка правильности оценки материальных ресурсов. Себестоимость товарно-материальных запасов включает: затраты на приобретение запасов, транспортно-заготовительные расходы.

Аудитору обязательно следует проверить, какой метод оценки материалов отражается в приказе по учетной политике предприятия. При аудите следует обратить внимание на правильность учета транспортно-заготовительных расходов и распределения отклонения фактической себестоимости материалов от их стоимости по учетным ценам. Правильность применения оценки материальных запасов и их списания на производстве контролируется налоговыми органами.

Важное значение в деле обеспечения сохранности материальных ценностей имеет не только правильная организация бухгалтерского учета, но так же своевременное и качественное проведение инвентаризации товарно-материальных ценностей.

Аудитор должен проверить правильность осуществления бухгалтерских записей по результатам произведенной инвентаризации товарно-материальных запасов. Результаты инвентаризации должны отражаться на счетах бухгалтерского учета следующими записями:

1) Дебет счета 1330 подраздел «Запасы»; кредит счета 1330 - на сумму взаимозачета излишков и недостач.

2) Дебет счета 1330 подраздел «Запасы»; кредит счета 6280 «Прочие доходы» - на сумму излишков материальных ценностей.

3) Дебет счета 2180 «Прочая долгосрочная дебиторская задолженность»; кредит счета 1330 подраздел «Запасы» - на сумму недостачи материальных ценностей независимо от причин возникновения.

4) Дебет соответствующих счетов: 2930 «Незавершенное строительство», 7200 «Административные расходы» и др.; кредит счета 2180 «Прочая долгосрочная дебиторская задолженность» - на сумму недостач материальных ценностей в пределах норм естественной убыли.

5) Дебет счета 7200 «Административные расходы», кредит счета 2180 «Прочая долгосрочная дебиторская задолженность» недостач сверх нормы убыли.

Торговая деятельность - это посредническая деятельность по продвижения товаров от производителя к потребителю. Основным содержанием аудита торговой деятельности является изучение товарооборота, издержек обращения, финансовых результатов и финансовых состояний торгового предприятия, а также фактов, определяющих их уровень.

Цель аудита - поиск резервов повышения эффективности торговой деятельности и наращивания прибыли от данного вида бизнеса.

Для предприятия запасы представляют материальные ресурсы и важнейшие активы. Международные стандарты финансовой отчетности, а также казахстанские стандарты бухгалтерского учета предлагают для определения себестоимости товарно-материальные затраты четыре метода:

  1. специфической идентификации
  2. средневзвешенной стоимости
  3. метод оценки по ценам первых закупок (ФИФО)
  4. метод оценки по ценам последних закупок (ЛИФО)

В настоящее время среди специалистов бухгалтерского учета ведется дискуссия о том, как лучше оценивать товарно-материальные затраты. Каждый из 4-х методов оценки товарно-материальные затраты, описанных выше является приемлемым для использования в публикуемых финансовых отчетах. Методы ФИФО, ЛИФО и средней стоимости широко используются крупными и средними компаниями. У каждого метода есть свои преимущества и недостатки, и не один не может рассматриваться как самый лучший и совершенный. Выбор метода зависит от его влияния на баланс, отчета финансовых результат, решений, принимаемых руководством компании.

Основная проблема при выборе метода оцени товарно-материальные затраты для отдельной фирмы заключается в том, что товарно-материальные затраты отражаются как в балансе, так и в отчета о результатах.

В данной статье даются рекомендации процесса оценки товарно-материальные ценности, а также достоинства и недостатки различных методов оценки материальных ресурсов.

В бухгалтерском учете оценка выполняется в денежном выражении. Стоимость приобретения оценивается по себестоимости, которая отражает затраты на приобретение ресурсов на момент их получения или использования в процессе реализации. Проблема учета затрат в составе себестоимости решает в рамках бухгалтерского учета согласно принципам оценки по себестоимости и соответствия, то есть имеется взаимосвязь между затратами и будущими доходами.

Суть данного вопроса заключается в том, что существует разница между текущим списанием затрат и их включением в запасы. Текущее списание затрат производится в отчетном периоде, т.е. списываются затраты, не выходящие за рамки одного отчетного периода. А затраты, которые относятся к запасам, являются прямыми затратами будущих периодов. Следовательно отнесение затрат к запасам переносит их вычет из будущего дохода.

Если запасы учитываются по нормативной себестоимости, то отклонения будут либо очень незначительными, либо распределены т.е. нормативные издержки будут приближены к действительной себестоимости.

Согласно Международному стандарту бухгалтерского учета недопустимо учитывать запасы только по прямым издержкам с текущим списанием накладных расходов в течение отчетного периода. Поэтому определение себестоимости запасов связано с движением товаров и их стоимостью.

Чем больше величина себестоимости реализованной продукции, тем меньше сумма налогооблагаемой прибыли и, соответственно, тем меньше сумма налога на прибыль. Однако большинство наших предприятий применяет тот метод оценки товарно-материальные затраты, который дает большую величину себестоимости реализованной продукции. В условиях повышения цен и инфляции, предприятия предпочитают метод «ЛИФО».

Метод «ЛИФО» - наиболее подходящий для отчетов о финансовых результатах, потому что наилучшим образом сопоставляет доходы от реализации товаров с их себестоимостью. Но он не является лучшим методом оценки текущей балансовой стоимости товарно-материальные затраты особенно, когда существует длительная тенденция повышения или понижения цен. С другой стороны, метод «ФИФО» - наиболее подходящий при составлении баланса, потому что себестоимость запасов на конец отчетного периода является наиболее близкой к текущим ценам и, таким образом, дает более реальную картину активов предприятия. Лица, читающие финансовые отчеты должны быть внимательны к методам оценки товарно-материальные затраты, и в состоянии оценить последствия их применения.

В соответствии с международными принципами консерватизма «доходы учитываются только тогда, когда возможность их получения становится вполне определенным событием», нам следует учитывать товарно-материальные ценности по меньшей стоимости. В случае если рыночная цена тех или иных запасов на конец отчетного периода оказалась ниже, чем их первоначальная стоимость, производят необходимые дополнительные записи в учетной политике, а также на счетах бухгалтерского учета:

Дт 7010 «Себестоимость реализованных товаров»

Кт 1310-1350 «Товарно-материальные затраты»

Такой подход обоснован только в том случае, если цена товарно-материальные затраты при реализации будет меньше их первоначальной себестоимости. Причинами этого могут быть физический износ, естественная убыль, моральный износ товаров, падение курсов и тому подобное. В таких случаях товарно-материальные затраты оцениваются по рыночным ценам.

Большинство компаний используют метод «ЛИФО» для налоговой и внешней отчетности.

При этом, когда цены растут, руководство фирмы, в которой применяется данный метод, может обнаружить, что себестоимость товарно-материальные затраты в балансе существенно ниже тех сумм, которые приходится платить за такие же материалы в текущий момент. Администрация должна тщательно следить за тем, чтобы размер запасов на коне года не оказался меньше запасов на начало года.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ