Супружеские измены как психологическая проблема семейных отношений
Введение
Семья является важнейшей социальной средой для формирования личности и основным институтом психологической поддержки и воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа жизни, образа мыслей и отношений. Поэтому общество заинтересовано в прочной, духовно-нравственной и здоровой семье [1].
Современные социологи определяют брак как «исторически изменяющуюся социальную форму отношений между мужем и женой, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и усматривает их супружеские и родительские права и обязанности» (Харчев А. Г., 1979.).
Выделение супружества как структурной единицы произошло в результате серьезных социально-экономических преобразований современного общества, сформировавших условия для равноправного (социального, юридического, нравственного) мужчины и женщины. Супружество это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое присущими ему ценностями. (Голод С. И., 1984).
По определению А. И. Антонова, семья это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Антонов считает, что лишь наличие такого триединого отношения позволяет говорить о конструировании семьи как таковой в ее строгой форме [2; 3; 1].
В Законе Республики Казахстан «О браке и семье» говорится, что «семья -это круг лиц, связанных имущественными и личными неимущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятий детей на воспитание и призванными способствовать укреплению и развитию семейных отношений» [2; 3; 1] .
Так, в условиях современного Казахстана в сфере семейно брачных отношений произошли многие изменения, в том числе и различные преобразования во внутренней организации семейной жизни. В свете этих преобразований актуальной стала проблема супружеских измен.
Религиозные запреты, которые регулировали этические и нравственные нормы поведения семьи ранее в настоящее время нивелируются [2; 3; 1].
Но, несмотря на то, что современная мораль формирует все более либеральное, терпимое отношение к супружеской измене, для подавляющего большинства супругов во многих странах известие об измене является шокирующим фактором и выступает как один из наиболее частых поводов обращения за помощью к психотерапевту [4; 5; 6; 7].
По данным зарубежных исследований, известие об измене обуславливает нарушение психического благополучия личности, а также является индикатором дезинтеграции межличностных отношений в семье [8; 9; 4; 10].
Под супружеской неверностью понимаются половые отношения за пределами брака с лицами из других брачных пар или с одинокими мужчинами или женщинами [11].
Творческое наследие отечественных и зарубежных психологов в области семьи велико и разнообразно. Однако проблема супружеской неверности рассматривается лишь попутно [64; 13; 14; 15; 16; 9; 17; 18; 19; 11; 7].
Проблемы семьи привлекают внимание специалистов в первую очередь в связи с задачами профилактики нервных и психических заболеваний, в связи с проблемами семейного воспитания. Последние годы в области практической психологии развивается семейное консультирование по проблемам супружеской жизни и коррекции детско-родительских отношений [20; 21; 42; 23; 24; 25; 26]; исследования в области гендерной психологии [51;55;32;], однако исследования, относительно психологических мотивов супружеской измены, к сожалению, мало изучены, хотя эта проблема стара как мир.
Начало ведется от У. Джеймса, Ч. Кули, Дж. Мида, Г. Хаймона, Г. Лотце. «Социальное Я» Джеймса «зеркальное Я» Кули «обобщенный другой» Мида « референтная группа» Хаймона, Г. Салливан «значимый другой» - это ступени психологического изучения роли других людей в достижении человеком надежности, комфортности. Те, кто участвует в этом процессе, выполняют самые главные роли в жизни каждого человека, являются значимыми другими. В этот круг попадают, прежде всего, члены семьи индивида [27].
В.Н. Мясищев определил понятие «психологическое отношение» как целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности, как систему, которая складывается в ходе истории развития человека, выражает его личный опыт, определяет действия и переживания [27, с.28].
Начиная с С.Л. Франка, А.Ф. Лазурского, В.Н. Мясищева, исследований Б.Г. Ананьева и А.А. Бодалева, И.С. Кона и заканчивая Б.С. Братусь, А.А. Кроник, Е.А. Кроник происходило становление психологии значимых отношений [27, с.7-8; 31; 62].
Научная новизна исследования заключается в выявлении личностных особенностей мужского пола в возникновении измены жене, а так же выявление характера психологических мотивов супружеской измены у мужчин.
В отечественной психологии проблема значимых отношений исследуется в контексте детско родительских отношений В.А. Кобец, С.М. Джакупов и между супругами М.П. Кабакова, [21;17], в российской В.Я Титренко, Л.Я Гозман, Ю.Е. Алешина [28;23]. Проблема супружеской измены актуальна всегда, но психологической наукой она изучена не достаточно [8,14,29], поэтому мы решили посвятить свою дипломную работу этой проблеме.
Тема нашего исследования: « Супружеские измены как психологическая проблема семейных отношений ».
Целью исследования данной дипломной работы является выявление психологических мотивов супружеской измены у мужчины.
Объектом исследования являются мужчины до 30 лет, состоящие в браке от 3-х до 5 лет.
Предмет исследования : психологические мотивы супружеской измены у мужчин.
Гипотеза: мы предполагаем, что одними из мотивов супружеской измены у мужчин являются: отсутствие мотива аффиляции между супругами, отсутствие взаимопонимания между супругами, а также мотив самоутверждения.
Задачи исследования:
1. Изучить научно теоретическую литературу по теме исследования;
2. Подобрать методы и методики исследования;
3. Провести психодиагностику, и, исходя из цели исследования, дать интерпретацию полученных эмпирических данных о мотивах супружеской измены у мужчины;
4. На основе теоретического и эмоционального анализа полученных результатов разработать рекомендации для семейных пар, направленные на стабилизацию и укрепление семейных отношений.
Для реализации цели и задач работы мы использовали методы теоретического и эмпирического исследования: наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, статистико математические методы.
Достоверность и надежность результатов исследования обеспечивалось применением взаимодополняющих экспериментальных методов, статистических методов обработки данных, качественным анализом.
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап - подготовительный, поисково-теоретический, в процессе которого осуществлялся выбор, и теоретическое осмысление темы исследования изучалась и анализировалась философская, психолого-педагогическая, социологическая, юридическая литература по проблеме; определились методологические основы, понятийный аппарат исследования; велась подготовка к исследовательской работе, определились цели и задачи эксперимента.
Второй этап - опытно-экспериментальный. На данном этапе проведен эксперимент с целью проверки и корректировки рабочей гипотезы.
Третий этап - этап осмысления, описания, обобщения и систематизации исследовательской работы и ее результатов.
Экспериментальная база исследования: Государственное учреждение «Аппарата Акима Тарановского района».
Теоретическая значимость исследования : системный подход (Ломов Б.Д., Юдин Э.Г), личностный подход (Леонтьев А.Н.), труды Э.Г.Эйдемиллера, А.Н.Волковой, А. Либиной, к. Витек, Л.Я. Гозмана, А.А. Бодалева, Г.Ф. Дейнега.
Практическая значимость исследования: на основе полученных результатов разработка рекомендации для семейных пар, направленных на стабилизацию и укрепление семейных отношений.
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов, заключении, списка использованных источников и приложения.
1.Теоретический анализ семьи как социального института
1.1Социально психологическое понимание понятий
«семья» и «брак»
C социологической точки зрения семья является важнейшим элементом
общества: для здорового общества необходима здоровая семья, адекватно исполняющая все свои функции: культурно-нравственную, эмоциональную, репродуктивную, социально-экономическую.
В психологическом смысле семью можно определить как систему межличностных взаимодействий, призванных в самом общем плане, с одной стороны, защищать индивида от манипулятивных воздействий общества, а с другой приспособить его к жизни в этом обществе, дать средства для нормального функционирования в нем [22].
По мнению Соловьева Н.Я.: «Семья - ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношения между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками» [30].
Понятие «семья» изначально включало не только отца, мать и детей. Под семьей подразумевалось все домашнее хозяйство, функционирующее как единое целое, включая людей, живущих под одной крышей или подчиняющихся власти одного человека.
История свидетельствует о том, что состав семейной группы сильно зависит от социального строя и экономического уклада, образа жизни в целом. В каждой последующей цивилизации структура и функции семьи, как единого цельного претерпевали существенные изменения.
Семейные узы существуют благодаря комплексу основных факторов биологических, психологических, социальных и экономических с биологической точки зрения, и обусловлены общими для мужчины и женщины потребностями в любви, их стремлением к продолжению рода, а также продолжительным периодом зависимости ребенка от родителей. С психологической и социальной точек зрения, члены семьи объединены взаимозависимостью для удовлетворения своих эмоциональных потребностей. Экономически они связаны зависимостью друг от друга при удовлетворении материальных нужд. Таким образом, единство семьи основано на общих потребностях и совместном их удовлетворении, как и в физическом, так и в психологическом аспектах.
С генетической точки зрения, семья представляет собой продукт социальной эволюции. Семья вчера и сегодня - это разные системы, завтрашняя семья, в свою очередь, будет отличаться от нынешней. Структура семьи с течением времени постепенно меняется в зависимости от социальных и культурных перемен. Тот факт, что современная семья представляет гораздо более свободную во всех отношениях группу, чем когда-либо в прошлом, в определенной мере обусловлен социальными и экономическими преобразованиями. Таким образом, семья не есть нечто статичное, «Богом данное». Напротив, семья представляет собой живую, развивающуюся, постоянно меняющуюся гибкую систему, чутко реагирующую адаптационными изменениями на внешние и внутренние воздействия [7]. Классическая формула - семья как объединение людей в браке, связанная общностью быта и взаимной ответственностью [31].
Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной. Брак упорядочивает половую жизнь и устанавливает их супружеские, родственные права и обязанности с целью создать семью, рождение детей [32].
При заключении брака составляется брачный договор, который регламентирует и имущественные отношения супругов в рамках законодательства. Для вступления в брак необходимо обоюдное согласие.
Особенность существующего брака в Республике Казахстан:
- единобрачие, каждый гражданин может состоять в одном браке;
существующая свобода развода находится под контролем государства;
обязательность воспитания детей;
материальная и моральная поддержка членов семьи;
охрана государством материнства и детства.
Семья - это не только брачная группа, но и социальный институт. То есть, в семье сосредотачивается система связей, система отношений не только супругов, но и детей, а также родственников[25].
Семья - как социальный институт проходит ряд этапов. Это:
вступление в брак;
рождение первого ребенка;
окончание деторождения (последний ребенок);
«пустое гнездо» - уход из семьи последнего ребенка на самостоятельную жизнь.
Для каждого человека существует две семьи. Та, из которой он вышел, и та, который он создал, и в которой живет.
Семья- это созданная человеком интимная среда существования. Члены семьи связаны кровным родством, семья объединяет родственников, как живых, так и умерших, близких и дальних, известных и неизвестных[15].
Семья - это единица общества, которая требует постоянного внимания [33;34].
Развитие семьи проходит несколько стадий:
Первая стадия - первоначальное образование семьи, чаще, когда молодожены отделяются и уезжают из семьи. До момента появления первого ребенка молодая семья решает ряд задач. Важнейшие среди них это проблемы психологической адаптации супругов к условиям семейной жизни в целом и психологическим особенностям друг друга. В этот период завершается (в случае, если имели место добрачные отношения) или осуществляется взаимная сексуальная адаптация супругов. Значительные усилия на данной стадии развития семьи, как правило, прилагаются для «первоначального семейного обзаведения» [Гордон Л. А., Клопов Э. В.,]. Речь идет о решении проблемы жилища и приобретении совместного имущества. Наконец, именно на данном этапе развития семьи складываются отношения с родственниками, особенно если молодая семья, как это чаще всего бывает, в начале не имеет собственного жилища.
Сложный процесс формирования внутрисемейных и внесемейных отношений, сближения привычек, представлений, ценностей супругов и других членов семьи на данном этапе протекает весьма интенсивно и напряженно. Косвенное отражение всех этих трудностей количество и причины разводов. «Немалая часть молодых семей распадается в самом начале совместной супружеской жизни. Основные причины распада таких браков неподготовленность к супружеской жизни, неудовлетворительные бытовые условия, отсутствие жилой площади после свадьбы, вмешательство родственников во взаимоотношения молодых супругов» [Дичюс П., 1985].
Вторая стадия - рождение ребенка, семья состоит из двух поколений. За начальной стадией семейной жизни в обычных условиях следует основной, центральный, этап жизненного цикла сложившаяся зрелая семья, включающая в свой состав несовершеннолетних детей. В жизни семьи это время наибольшей хозяйственно-бытовой активности. У женщин, матерей несовершеннолетних детей, на ведение домашнего хозяйства приходится значительная часть внерабочего времени. Мужчины, в таких семьях уделяют домашнему труду в среднем 1,52 ч в день [Груздева Е. В., Чертихина Э. С,
1983; Кличюс А. И., 1987]. Одновременно с длительностью нарастают напряженность домашнего труда, трудности совмещения домашних обязанностей с трудовой деятельностью. На данном этапе значительно преобразуются функции духовного (культурного) общения и эмоциональная Перед супругами возникает нелегкая задача сохранить духовную и эмоциональную общность в совершенно иных условиях, чем те, в которых она формировалась. Формировались эти взаимоотношения, как правило, в сфере досуга, развлечения, что играло немаловажную роль на первой стадии развития семьи. В условиях загруженности обоих супругов домашними и трудовыми обязанностями духовная и эмоциональная общность в гораздо большей мере проявляется в стремлении помочь друг другу, взаимном сочувствии и эмоциональной поддержке. Особо значима на этом этапе воспитательная функция. Обеспечение физического и духовного развития детей ощущается членами семьи как наиболее важная задача на данном этапе. Не случайно прохождение детьми основных периодов развития ряд исследователей используют в качестве основ для более подробного разделения данного этапа: семья с детьми в первые годы их жизни, период пребывания в детском саду, семья школьника и т. д. [Barcia A., 1981]. Каждый новый этап развития ребенка, с одной стороны, становится своеобразной «проверкой» того, в какой мере было эффективным функционирование семьи на предшествующих этапах; с другой, ставит перед ней новые задачи, от родителей требуются иные качества, способности и умения. Так, весьма различны требования, например, к родителям годовалого ребенка и подростка.
Для данного этапа развития семьи характерны самые различные проблемы и нарушения. Показательно, что именно в этот период обнаруживается снижение удовлетворенности семейной жизнью [Алёшина Ю. Е., 1987].
К основным источникам нарушений жизнедеятельности семьи в это время относятся, во-первых, перегрузка супругов, перенапряжение их сил; во-вторых, необходимость перестройки духовных и эмоциональных отношений. Именно на этом этапе наиболее часто наблюдаются различные проявления
эмоционального «остывания»: супружеские измены, сексуальные дисгармонии, разводы по причине «разочарования в характере партнера», «любви к другому человеку». На смену конфликтности, проблемности эмоциональных отношений), характерных для первого этапа жизни семьи, приходит опасность их остывания. Основные нарушения жизнедеятельности семьи здесь связаны с воспитательными трудностями [Чечот Д. М., 1973; Чуйко Л. В., 1975; Джеймс М., 1985; Соловьев Н. Я., 1985; Tamir L., Antonuc-ci С, 1981; Schater R., Keeth R., 1981].
Третья стадия - семья из трех поколений, когда взрослые дети заводят семью. Они или остаются с родителями, или уезжают. Момент, когда последний из детей начинает трудовую деятельность и далее создание детьми собственных семей, обусловливает новое качественное изменение в жизни семьи. Семья прекращает воспитательную деятельность. Попытки ее продолжать именно теперь чаще всего вызывают сопротивление детей. Наиболее очевидные сдвиги в повседневной жизни семьи связаны с особенностями возраста. Постепенное ослабление физических сил неизбежно увеличивает роль восстановительных функций быта, отдых приобретает все более важное значение. С ухудшением состояния здоровья супругов проблемы здоровья выходят на первый план, сюда перемещаются интересы, здесь нередко активизируются усилия.
В то же время в типичном случае имеет место активное участие членов семьи в домашнем труде и уходе за детьми. Новые роли «бабушек» и «дедушек» особенно много сил требуют в первые годы жизни внуков. Происходит обусловленное трудностями, с которыми сталкиваются дети на первых этапах жизни в собственных супружеских семьях, «перекладывание» части забот на старшее поколение [Гордон Л. А., Клопов Э. В., 1972].
Четвертая стадия - когда все устоялось, дети устроились в отдельных семьях, родители идут на пенсию. В этот период крепнет семейная солидарность, дети могут поддержать родителей. Завершение жизненного цикла, трудовой деятельности, выход на пенсию, сужение круга возможностей все это заостряет потребность в признании, уважении, особенно со стороны детей. Обеспечение этого отношения к себе, чувства своей нужности, значимости на этом этапе начинает играть особенно заметную роль.
Пятая стадия - это период заботы о членах семьи, так как ее члены нуждаются в помощи. Забота падает на среднее поколение, так как они могут по состоянию здоровья заботиться о детях разведенной дочери, предоставить кров престарелым, помогать, уехавшим учиться, заботиться о них, кто оказался без работы.
Забота о престарелых или больных родителях - главная задача этой стадии семьи. Здесь больше всего стрессов и напряженности в отношениях. Со смертью старшего поколения изменяются роли в семье, ведущие роли передаются другому поколению.
Шестая стадия - заключительный период семейного цикла. С появлением «дочерней», появляется новый глава семьи, но не появляется новая семья, а продолжается первая ячейка, так как в семье существует неразрывная связь поколений.
Существует такое понятие, как коллективизм семьи, который зависит от внутрисемейных отношений, где нет конфронтации, противоборства супругов, существует забота и ответственность каждого члена семьи и семьи в целом, где дети помогают взрослым, труд взрослого как жизненная потребность, где ценится добросовестность, трудолюбие, совместно, решаются проблемы бюджета, конфликты решаются быстро. Создание такой семьи - это влияние старших членов семьи, когда дети соблюдают традиции и нормы отношений[59].
Через этапы жизненного цикла проходят так называемые «нормативные стрессоры» [Boss P., 1980], т. е. трудности, достаточно обычные, которые в более или менее острой форме переживаются всеми семьями: трудности взаимного психологического приспособления; проблемы, возникающие при формировании взаимоотношений с родственниками при решении жилищной проблемы на первом этапе жизни семьи; проблемы воспитания и ухода за ребенком, ведения трудоемкого домашнего хозяйства на втором.
Сочетание перечисленных трудностей в определенные моменты жизненного цикла семьи приводит к семейным кризисам.
Несомненный интерес представляют исследования чешских ученых, установивших и описавших два «критических периода» в жизни семьи [PlzakM., 1973; Kratochvil S., 1985]. Первый из них, более интенсивный, наблюдается между 3-ми 7-м годами существования семьи и достигает наибольшей остроты в период между 4-м и 6-м годами. Второй кризис назревает между 17-м и 25-м годами. В обоих случаях наблюдается нарастание неудовлетворенности. Ведущую роль в случае первого кризиса приобретает фрустрирующее изменение эмоциональных взаимоотношений, нарастание числа конфликтных ситуаций, рост напряжения (как проявление трудностей в перестройке эмоциональных взаимоотношений между супругами, отражение бытовых и других проблем); второго кризиса нарастание соматических жалоб, тревожности, ощущение пустоты жизни, связанное с отделением от семьи детей.
Выявление кризисных периодов в жизни семьи может иметь немаловажное прогностическое значение и способствовать их смягчению или предупреждать неблагоприятные кризисные проявления.
Трудности, обусловленные неблагоприятными вариантами жизненного цикла, это те, что возникают при отсутствии в семье одного из ее членов (супруга, детей). Причинами могут быть развод, длительная разлука супругов, наличие внебрачного ребенка, смерть одного из членов семьи, бездетность супругов.
При всем разнообразии этих вариантов развития семьи отмечается ряд общих источников нарушений. Это, во-первых, так называемая функциональная пустота, т. е. ситуация, когда одна из ролей, необходимых для успешного существования семьи, не выполняется. С уходом, например, из семьи отца определенная часть его «доли» в воспитании уже не восполнима [Титаренко В. Я-, 1987]. Во-вторых, могут быть трудности адаптации к факту, событию, породившему, неблагоприятный вариант развития семьи (развод, смерть одного из членов семьи, необходимость воспитывать ребенка вне бракаи др.) В случае развода противоречивость и «многослойность» возникающих в связи с этим процессов хорошо показаны на материале социологических исследований восприятия разведенными послеразводной ситуации [Раппопорт С. С, 1985].
К ситуационным нарушениям относятся трудности, относительно краткие по длительности, создающие значительную угрозу функционированию семьи (серьезные заболевания членов семьи, крупные имущественные потери и т.. п.). Значительную роль в психологическом эффекте данных трудностей играет фактор внезапности (неподготовленность семьи к событию), исключительности (более легко переживается трудность, затрагивающая многие семьи), ощущение беспомощности (уверенность членов семьи, что они ничего не могут сделать, чтобы обезопасить себя в будущем) [Costell R. et al., 1981].
Неблагоприятные последствия трудности. Семейное нарушение. Значимость той или иной трудности для семьи зависит, прежде всего, от того, сколь далеко идущие неблагоприятные последствия для жизни семьи она имеет. Так, утрата определенной суммы денег для одной семьи тяжелое нарушение ее жизнедеятельности, для другой нет, в зависимости от того, какими средствами эти семьи располагают.
Разнообразные последствия воздействия трудностей на семью можно подразделить по тому, на какие сферы жизни семьи они прежде всего оказывают неблагоприятное влияние: нарушение воспитательных функций семьи, супружеских отношений и т. п. При рассмотрении нарушений семьи учитывается также, как они действуют на ее членов. Как правило, нарушение жизнедеятельности семьи ведет к неудовлетворению потребностей, в том или ином отношении тормозит развитие личности, обусловливает возникновение состояний неудовлетворенности, нервно-психического напряжения, тревоги. Одно из важных, с точки зрения семейной психотерапии, последствий нарушений это их неблагоприятное влияние на психическое здоровье индивида (психотравмирующее действие).
Усилия семьи по противодействию нарушениям. Семья, столкнувшаяся с трудностью, более или менее активно противодействует ей, стремится предотвратить неблагоприятные последствия. Исследования показывают довольно значительные различия в том, как семьи реагируют на трудности. В одних случаях трудности оказывают явно мобилизующее, интегрирующее воздействие; в других, напротив, ослабляют семью, ведут к нарастанию ее противоречий. Эта особенность реагирования различных семей особенно отчетливо прослеживается в случае «нормативного стресса», т. е. столкновения семьи с обычными для определенного этапа трудностями [Rapoport S., 1963; Stier-l].
Неодинаковая устойчивость семей по отношению к трудностям объясняется по-разному. Ссылаются на определенный механизм, обеспечивающий успешное противодействие нарушению. Чаще всего говорится о механизме «решения проблем», о семьях, умеющих решать проблемы (опознавать их, выдвигать версии решения, выбирать из них наиболее удачную). Выделяют также определенные группы особенностей семьи, в силу которых она легче приспосабливается к неблагоприятным условиям. Среди таких особенностей указываются гибкость взаимоотношений, средняя (не слишком жесткая и не слишком «расплывчатая») степень четкости в формулировке ролевых ожиданий, сплоченность, «открытость» в восприятии окружающего мира, т. е. отсутствие тенденции игнорировать какую-то часть информации об этом мире [Aldous J. et al., 1971; Reiss D., Oliveri M., 1980].
И тот, и другой подходы имеют определенные недостатки. Действительно, способность семьи противостоять трудностям и нарушениям немалой степени зависит от умения ее членов осознавать и решать проблемы, которые обусловлены этой трудностью. Психологические исследования и психотерапевтический опыт подтвердили, что повышение способности семьи к решению проблем, с которыми она сталкивается, подготовка к ним повышают стрессоустойчивость семьи. В то же время при таком подходе недостаточно учитывается то обстоятельство, что проблемы, с которыми сталкивается семья, имеют особый характер. Решение их определяется не только интеллектуальным принятием какого-то варианта действий. Нередко решение семейной проблемы это определенное самоограничение каждого из ее членов, уменьшение уровня потребления, взятие на себя большей нагрузки, большее напряжение воли, улучшение взаимопонимания и т. д. Эти процессы относятся уже не к одному семейному механизму решения проблемы, а охватывают самые различные стороны ее жизнедеятельности. Семья реагирует на трудность как целое, как единая система.
Что касается второго подхода, то его отличает определенная тавтоло-гичность. Верно, что гибкость, «открытость» и другие перечисленные выше характеристики содействуют приспособлению семьи к новым трудным условиям, преодолению их. Беда лишь в том, что само наличие у семьи этих качеств нередко устанавливается путем выяснения того, сколь гибко, «открыто» и т. д. ведет себя семья, столкнувшись с разными трудностями. Получается замкнутый круг: почему семья хорошо справляется с неблагоприятными условиями? Потому, что ей присущи гибкость, «открытость». Откуда мы знаем, что ей присущи эти черты? Из наблюдений над тем, как она приспосабливается к трудным условиям.
В центре подхода, понятие латентного нарушения функционирования семьи. Под латентным нарушением мы будем понимать такое, которое в обычных, нормальных условиях не оказывает сколько-нибудь значительного негативного воздействия на ее жизнь. Однако при попадании семьи в трудные условия именно оно играет значительную роль, определяя неспособность семьи противостоять таким условиям.
Как в обычных, так и необычных условиях члены семьи общаются, испытывая, друг к другу определенные чувства, распределяют между собой права и обязанности и т. д. Но в обычных (благоприятных, а тем более «тепличных») условиях оказываются вполне допустимыми определенные нарушения во всех этих сферах. Не слишком значительные нарушения взаимопонимания, умеренно выраженные конфликтность, пониженная способность членов семьи регулировать уровень своих требований друг к другу в этих условиях могут не оказывать весомого влияния на жизнь семьи. Иное дело условия трудные. Той степени взаимопонимания, взаимной привязанности, которая существовала в семье в благоприятных условиях, теперь уже оказывается недостаточно. Вот здесь-то и возникает разница в реакции семей па трудности. В семьях, где латентных нарушений пет или они минимальны, оказываются возможными мобилизация семьи, усиление ее сплочения, активизация совместных действий. В семьях, имеющих такие нарушения, это трудноосуществимо. Именно так и возникает описанная выше столь различная реакция разных семей па трудные условия. Семьи без латентных нарушений в этих условиях начинают функционировать лучше, а имеющие их - хуже.
Представление о латентных нарушениях, по нашему мнению, дает возможность более точно и многосторонне понять взаимодействие между семьей и самыми различными трудностями, которым она противостоит. В соответствии с этим трудные условия не просто выступают как фактор, нарушающий те или иные стороны жизнедеятельности семья. Они прежде всего выявляют латентные нарушения ее жизнедеятельности, «обнажают» ее «слабые места», а эти нарушения, в свою очередь, определяют реакцию на трудности.
Русский философ Иван Ильин писал, что семья - это частичка Родины. Он писал, что существует такое понятие, как «ДОМ». Это стены, это место, где собирается семья. Это особые голоса, неповторимые скрипы, это родные люди. Однако в одном доме может быть неуютно, хотя в нем чисто и аккуратно. Есть дом, который превращен в притон, в забегаловку, в проходной двор. Есть дом- затвор, человек скрывается от людей, от общения, от мира и близких [21].
Функции семьи. Основной функцией семьи является репродуктивное, биологическое воспроизводство поколения. Это основная функция, но кроме этой существует ряд социальных функций семьи. Это:
- воспитательная - социализация молодого поколения;
- хозяйственно-бытовая - поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми;
- экономическая - получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых;
- социальный контроль- ответственность членов семьи за поведение
в обществе, в различных сферах деятельности, это обязанность
между супругами, родителями и детьми, старшего поколения за младшее;
духовное общение - духовное обогащение каждого члена семьи;
социально-статусная - предоставление членам семьи определенного социального положения в обществе;
досуговая - организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;
эмоциональная- осуществление психологической защиты каждого члена семьи, организация эмоциональной стабильности личности, психологической тирании.
Социальная функция семьи. В любом государстве, где провозглашается социальная защита личности, это возможно решить через защиту семьи.
Семья как основная социальная ячейка общества объединяет людей, регулирует воспитание поколения, познавательную, трудовую деятельность личности.
От поведения отца и матери, их роли в воспитании детей зависти статус семьи. Являются ли образцом для детей отец и мать, отсутствие их отрицательно влияет на развитие ребенка, такие дети чаще ущербны, нервозны, тревожны.
Семья вводит ребенка в общество, именно в семье ребенок получает социальное воспитание, становится личностью. В семье укрепляют здоровье детей, развивают их задатки и способности, заботятся об образовании, развитии ума, воспитания гражданина, решают их судьбу и будущее [9].
В семье закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность ребенка, он учится отвечать за свои поступки.
Семья- это «дом», объединяющий людей, где закладывается основа человеческих отношений, первая социализация личности.
Анализ социального влияния семьи на личность показал, что на 40% людей в их жизни повлияла семья, на 30%) - средства массовой информации, на 20%) - школа, на 10%> повлияла улица [35].
Типы семей. Наиболее распространенной в современных условиях является нуклеарная семья - состоящая из мужа, жены и детей, семья из 3-4-х членов. Функции воспитания и обучения детей в этой семье взяли на себя школа и дошкольные воспитательные учреждения. Они, заменив семью, точнее, вместо семьи стали решать проблемы социализации личности. В этой семье изменяются роли членов семьи, так как в современных условиях увеличивалась занятость женщины в производстве, бизнесе и коммерции.
Молодая семья- это супружеская пара, с одним ребенком или без, первый брак, продолжительность этой семьи 5 лет, возраст супругов не старше 30 лет. Большинство таких семей живут с родителями, у них чаще всего и материальные, и жилищные трудности.
Неполная семья - это семья с одним родителем, в последние годы такие семьи стали распространенным явлением. Родителем в такой семье является мать, отцы редко. Такая семья - результат развода, продолжительного отсутствия или смерти одного из родителей, а также рождение, внебрачного ребенка.
Внебрачная семья - возникающая с рождением внебрачного ребенка. Мать как можно раньше должна объяснить ребенку о его появлении. Дети по-разному реагируют на отсутствие отца. Мальчики более уязвимы, чем девочки [13].
Семья в повторном браке - это семья с двумя родителями, где наряду с общими детьми могут быть дети от прежних браков. Иногда они живут вместе, иногда только с детьми от мужа или с детьми от жены.
У разных народов различные типы семей. П. Сорокин рассматривает три типа семей:
1. Семья патриархально общинная, где ребенок подготавливается к самостоятельной жизни под авторитетом главы семья. С первых дней жизни дети приучены к подчинению и зависимости от общины, от рода, а в будущем они будут полагаться не на себя, а на семью, на народ, на общину. «Из такой семьи выходит индивид без воли, без инициативы, без знаний, рабы традиций, лишенные самостоятельности».
2. Семья неустойчивая - приучает молодое поколение полагаться не на семью, а на государство. Цель - готовить государственных служащих, послушных чиновников. Ребенка учат не тому, что ему потребуется в жизни, а тому, что нужно государству. «Социальный уклад и общественный строй с таким типом семьи неустойчивы, они подвержены политическим страстям».
3. Семья индивидуалистического типа приучает молодого человека полагаться только на себя, на свои знания, энергию, волю. Личная инициатива получает полную свободу. Родители рано приучают детей к самостоятельности, с детьми обращаются как с взрослыми, их готовят к взрослой жизни, даются знания, необходимые в жизни [36].
Существуют различные классификации типов распределения ролей в семье. Так, по И. В. Гребенникову, существует три типа распределения семейных ролей:
- централистический (или авторитарный, с оттенками патриархальности)- когда во главе стоит один из супругов, нередко жена, которому принадлежит верховная власть в решении основных вопросов семейной жизни;
- автономный - муж и жена распределяют роли и не вмешиваются в сферу влияния другого;
- демократический - управление семьей лежит на плечах обоих супругов примерно в равной мере.
Типы семейных структур по критерию власти (Антонов А. И., Медков В. М, 1996) разделяют на:
- патриархальные семьи, где главой семейного государства является отец;
- матриархальные, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать;
- эгалитарные семьи, в которых нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью.
Таким образом, в основе семьи лежат брачные отношения, в которых как материальная (общественное бытие), так и духовная (общественное сознание) сфера социальной жизни. Семья, как и все общественные установления, на протяжении своей истории испытала ряд изменении. Ее развитие не остановилось и на современных ее формах. Вдумчивое изучение ряда явлений показывает, что в настоящее время семья как социально-правовая организация определенного вида переживает острый перелом; старые и отчасти современные ее формы мало-помалу исчезают и уступают место иным формам, известным пока лишь в самых общих чертах. Коротко говоря, современная семья изменяется и переходит в наши дни к новой, грядущей семье. Конечно, этот процесс изменения ее состоит в связи с изменением всей остальной общественной жизни. По мере того как изменяются основы современного общества, изменяется и семья.
1.2 Исторический обзор представлений о супружеской измене
Отношение к измене мужчин и женщин в классовых обществах было несколько разное.
Брак в Древней Греции: на протяжении веков муж в Афинах имел право убить жену, если она ему изменила. Брак в Древнем Риме: как и в Афинах, муж имел право убить жену, не выполнявшую своих супружеских обязанностей или нарушавшую строгие правила поведения. Римское право разрешало карать женщину смертью, если она изменила мужу. На мужей такой закон не распространялся [9]. Так, например, еще в 325 году до н. э. Демосфен писал: «Достойный эллинский муж обладает правом иметь девушек для наслаждений, гетер для развлечений и жену для продолжения рода своего. Жена же даже в помыслах своих не смеет изменить супругу, а любая неверность должна примерно наказываться публично, вплоть до умерщвления».
В период рабовладения в Древней Греции было известно 4 типа женщин:
1) матроны - респектабельные, замужние женщины, матери детей, мужа
называла на «вы», за измену могла поплатиться жизнью или продавалась в
рабство;
- гетеры - образованные и одаренные женщины;
- рабыни, являвшиеся наложницами плебеев;
- жрицы - служительницы различных культов, «мистические» женщины [27].
Положение женщины в Риме было более свободным, чем у греков. Хотя, главной целью брака по-прежнему остается рождение детей, явно выраженный патриархат греков уступил место значительно большей терпимости. Божественный Август законодательно признал внебрачные связи. Замужние дамы (матроны) обзаводились любовниками из среды гладиаторов и шутов, а отцы семейств - куртизанками [3].
На протяжении IV и V веков Европа постоянно приносили свои представления о браке, свои брачные обряды. Например, в соответствии с
традициями германских племен брак был моногамным, а супружеская неверность, как мужа, так и жены строго каралась моралью и законом. При этом почти у всех варварских племен считалось, что брак существует ради семьи, ради сексуального и экономического удобства [1, с.55].
В исламе многоженство провозглашается нормой: если мусульманину не достаточно, он может взять себе другую жену или искать удовлетворение у рабынь. Женщина же была заключена в гарем, обособлена от общения с внешним миром. Полная покорность мужу или отцу являлась главной добродетелью мусульманки. Нарушение супружеской верности каралось смертью, а таковым могло считаться даже случайное обнажение лица. Арабские мужчины, наоборот, охотно искали развлечений на стороне [3].
Семья в библейские времена: внебрачный секс был запрещен, и за измену или блуд полагалось наказание [1].
В эпоху Христианства подчеркивается значение морального фактора, ответственности за свои поступки и даже помыслы: « а я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем». Провозглашались требования воздержания, соблюдения моральной чистоты супругов. «... Кто разведется с женой своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует, и, женившись на разведенной, прелюбодействует» [3].
Слово «любовь» в языке XVI века имело преимущественно «духовный» смысл; в сексуальном контексте оно обозначает скорее то, что люди делали, чем то, что они чувствовали. Затем его значение начинает меняться. В XVII-XVIII веках, как некогда в античности, возникают напряженные споры о природе любви, соотношением любви и дружбы, чувственного влечения и нежной духовной привязанности [3, с. 143].
Сдвиги происходят не только на уровне идеологических представлений, но и в реальном, повседневном поведении людей. В традиционной патриархальной семье отношения супругов были, как правило, лишены не
только психологической интимности, но и сколько-нибудь индивидуальной эротической вовлеченности [1].
Выполняя «супружеский долг», люди не особенно разнообразили свои наслаждения, (церковь осуждала утонченный эротизм) и уж подавно мужья не заботились о сексуальных переживаниях жен. Ритм супружеской жизни подчинялся репродуктивной функции и строго регламентировался церковными правилами. Средневековье рассматривало половую жизнь главным образом в религиозно-этическом плане [2].
В эпоху средневековья усиливается мера наказания по подозрению в измене: клеветы и анонимного доноса было достаточно, чтобы вынести приговор, а впоследствии эти наказания усилились в отношении женщин как олицетворения искушения и ведовства [3].
Если Средневековье подчиняло сексуальное поведение индивида задаче укрепления его социальных связей, семейных и иных, то буржуазная эпоха интериоризирует сексуальность, выдвигая на первый план ценности аффективно-психологического порядка. Это сталкивает ее с проблемой соотношения эротических и эмоционально-коммуникативных компонентов сексуальности; в XVIII-XIX веках они постепенно превращаются в самостоятельные, противоположные начала, не имеющие между собой ничего общего [1].
Во время эпохи Ренессанса (Возрождения) диалектика взаимоотношений в семье нередко бывала еще более противоречивой. Занимая в браке доминирующее положение, мужчина оставался единственным законодателем, настойчиво защищавшим свои собственные интересы. Неукоснительно добиваясь целомудрия, привлекая жену за неверность к ответу, муж в то же самое время почти ничем не ограничивал личные вожделения, вследствие чего процветали адюльтер и проституция [3].
К эпохе Возрождения и Реформации стали возможны браки, основанные на добровольном союзе. Одновременно стала распространяться и более либеральная точка зрения на брак, появились новые духовные и сексуальные веяния [3].
С конца XVII- начала XVIII столетий огромное, но не всегда однозначное влияние на общество и нравы начало оказывать Просвещение.
Институт семьи испытывал кризис. Брак окончательно принял характер сделки. Среди дворянства и буржуазии распространились чисто условные, договорные браки.
Супружество само по себе мало кого прельщало, адюльтер и супружеская неверность встречалась повсеместно: широкое распространение получил фаворитизм [3, с. 52].
Викторианство стало символом самодовольного, чопорного ханжества. Ограниченный взгляд на брачные отношения превратился в официальную доктрину. Наиболее ярко он воплотился в так называемом кодексе двойной морали - негласно узаконенных правилах сексуального поведения для мужчин и женщин. Общество, безусловно, осуждало любые чувственные проявления, не связанные с деторождением. Вместе с тем оно игнорировало многочисленные нарушения морали мужчиной, жестоко карая за те же самые проступки женщин [2].
До второй половины XIX века виновная сторона в случае расторжения брака по причине супружеской неверности (независимо от пола) могла быть наказана заключением до 6 месяцев.
Именно ситуация двух «сексуальных культур» навели З.Фрейда на мысль о том, что «чувственное» и «нежное» влечения по природе своей автономны и что в основе всех неврозов лежит подавленная сексуальность [2, с. 145-146].
Октябрьская революция положила начало трагическому эксперименту по замене традиционных семейных ценностей бесплодными идеологическим догмам [3].
Издание «декретов о национализации женщин», «отмене частной собственности на женщин» и объявлении последних «общественным достоянием», организации «бюро свободной любви», теория «стакана воды» А.Коллонтай, «мимолетной страсти» И. Арманд и т.п., апеллирующие к историческому материализму, разрушило тысячелетиями складывающийся патриархальный семейный уклад и провозглашало свои нормы [ 3, с. 183-188].
Анализ 35 исследований, проведенных в США между 1903 и 1980 гг., показал, что 40-е - начало 50-х годов были еще эрой традиционного «двойного стандарта», когда половая жизнь разрешалась мужчинам и запрещалась женщинам.
В начале 50-х годов возобладал принцип «терпимость при наличии чувства» - добрачные связи стали допустимыми для обоих полов при наличии любви и надежды на будущее вступление в брак. В 70-х годах исчезло и это ограничение, сексуальные связи стали восприниматься как нормальные даже при отсутствии любви, лишь бы не было социальной или эмоциональной эксплуатации партнера [2].
В 1964 году Международный Конгресс по уголовному праву в Гааге принял решение: «Супружеская измена не может рассматриваться как уголовное преступление и в силу этого не подлежит уголовному наказанию».
1960-е годы на Западе сильны призывы к сексуальной свободе, но к концу 1970-х вновь побеждают традиционные ценности, и в первую очередь семья. Исследование Томаса Смита в США конца 1980-х годов показало, что отношение американцев к проблемам секса за последнее время очень изменилось. Если в конце 1960-х годов интимные контакты до вступления в брак одобряли 60% американцев, то сейчас лишь 8%. За тот же период несколько возросло число граждан США, осуждающих внебрачные связи. По мнению Смита, во многом это объясняется угрозой СПИДа.
Определенное представление о взглядах на внебрачные связи дает статистика, опубликованная С. И. Голодом в 1973 году. Согласно ей, 22% опрошенных осуждали внебрачные связи, около 39% оправдывали их, и столько же не имели определенного мнения на этот счет. Мужчины в большей мере оправдывали внебрачные связи и в меньшей мере осуждали.
В другом исследовании, выполненном спустя 8-10 лет в Москве, взгляды на внебрачные связи выяснялись отдельно по отношению к лицам своего и противоположного пола. Выяснилось, что мужчины в отношении себя придерживались более «разрешающих» взглядов, чем в отношении женщин, то есть мужчины проявили себя как сторонники традиционного «двойного стандарта» поведения. Женщины придерживались более «равноправной» морали, предъявляя почти одинаковые требования как к себе, так и к мужчинам. Женщины продемонстрировали и несколько большую консервативность в отношении внебрачных связей, «запрещая» их для обоих полов в большей мере, чем мужчины.
Результаты приведенных исследований показали, что «запретительной» позиции в отношении внебрачных связей придерживается не более 1/4-1/3 опрошенных. Большинство же либо допускает их возможность, либо относится к ним неопределенно (Лосева О., 1990). Социологические исследования «Молодежь будущее России» (1995) показали, что эта тенденция в нашей стране усилилась. Полностью принимают заповедь «Не прелюбодействуй» от 8% до 20% опрошенных (в зависимости от этнически-религиозной принадлежности).
Изучение фактического внебрачного поведения показало, что в большинстве случае в люди, выражающие мнение о допустимости внебрачных связей, придерживаются этой позиции и в поведении. Однако полного совпадения не происходит: примерно каждый пятый из имеющих внебрачные связи в принципе их осуждает и, наоборот, среди осуждающих часть их фактически имеет (Лосева О, 1990).
Статистические сведения о фактическом внебрачном поведении противоречивы, как противоречивы сами социальные процессы в мире. Так, по данным 3. Шнабль (1990), занимающейся семейным консультированием, в Германии изменяет своим супругам около 30% мужей и столько же жен. Примерно в половине семей хотя бы один из супругов хотя бы раз вступал во внебрачные связи.
Существует и другая тенденция: по данным общенационального исследования Американской Ассоциации содействия развитию науки под руководством Т. Смита, в котором приняли участие 1500 взрослых граждан США, 98,5% женатых мужчин и женщин в прошедшем перед исследованием году ни разу не изменяли своим супругам.
У нас тенденции, к сожалению, другие - 80% мужчин-военнослужащих признали факт измен (опрос проводился исследователями-мужчинами) (Харитонов А. Н., Тимченко Г. Н., 2002). По другим данным (в исследовании охранников ночных клубов Петербурга) 47% опрошенных мужчин отрицают у себя наличие внебрачных связей, не изменяют в настоящее время, но имели внебрачные связи раньше - 28%о мужчин, имеют внебрачную связь в настоящее время - 25%> (опрос проводился психологом-женщиной) (Андреева Т. В., Шмотчен-коЮ.А.,2003).
Браки прошлого строились, в основном, на экономической основе, имели деловой характер. В связи с развитием общества основу современного брака составляют взаимные чувства между супругами, общие интересы и цель [37; 23;38;1].
По мнению А.И. Захарова, в семье, как в интимной первичной группе, предполагается эмоциональное влечение ее членов друг к другу - уважение, преданность, симпатия, любовь. Именно эти чувства способствуют интимности, доверительности в семейных отношениях, прочности семейного очага [15; 29; 30; 18; 10; 1;].
Брак как психологическое отношение между полами включает в качестве обязательного условия как саму по себе нравственность, так и избирательность индивидуальной половой любви. Только такая любовь делает брак нравственным, а, следовательно, социальным по своей природе, способным стать основой репродуктивной функции семьи [19; 40; 41; 42; 27; 10; 24; 1].
Вместе с тем современный брак все больше ориентируется на удовлетворение потребностей в интимном и неформальном общении [1, с.464].
В семье формируются и развиваются брачно-семейные отношения как отражение многообразных и многовариантных межличностных контактов, а в целом всей системы ценностей и ожиданий социально-психологического аспекта [1, с. 465].
К настоящему моменту сложились разнообразные формы брачно-семейных отношений, наиболее распространенные из которых следующие:
- Брачно-семейные отношения на основе честной контрактной системы.
- Брачно-семейные отношения по принуждению.
- Брачно-семейные отношения как ритуальное исполнение социально-нормативных установок.
- Брачно-семейные отношения, освященные любовью [1, с. 100-101].
Анализ существующих брачно-семейных отношений показывает, что
большинство специалистов, занимающихся проблемами семьи и семейного воспитания, считают главным условием устойчивого существования брака и семьи - моральный уровень людей, включающий, прежде всего ту или иную степень осознанности нравственных норм [44; 45; 8; 13; 15; 46; 30; 47; 9; 19; 17; 18; 19; 40; 48; 41; 36; 37; 49; 5; 6].
Так, относительно внебрачных связей существует достаточно богатая историческая и этнографическая литература и явно недостает психологических и социологических исследований.
1.3 Психологические аспекты супружеских измен