Аудит основных средств предприятия

Костанайский социально – технический университет

имени академика З. Алдамжар

факультет ЭКОНОМИКИ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Курсовая работа по дисциплине аудит

ТЕМА: АУДИТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Выполнил: Бернер Любовь

2 курса специальности

Учет и аудит,СПО

Научный руководитель

Мощенко Н.С.

старший преподаватель

Костанай

2012


Костанайский социально – технический университет

имени академика З. Алдамжар

Кафедра Экономики и управления

Дисциплина _________________________

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой ____________

«___»_______ 2012 г.

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу студенту

____________________________________________________________________

Тема курсовой работы «_____________________________________________

___________________________________________________________________»

Целевая установка _______________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Объем курсовой работы – ___________(устанавливается кафедрой)

Срок доклада руководителю о ходе разработки курсовой работы:

а) доклад о собранном материале и ходе разработки курсовой
работы до « 1» 10 2012 г.

б) доклад о ходе написания курсовой работы до
« 1 »______11_____ 2012 г.

Срок сдачи курсовой работы - «30» 12 2012 г.

Руководитель курсовой работы: Мощенко Н.С.

«19» 12 2012 г.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….…....4

1 Задачи и виды основных средств ………………………………………….……..5

  1. Задачи сохранности, учета и использования основных средств……………...5

1.2 Поступление и выбытие основных средств…………………………………....6

2 Организация аудита движения основных средств .…………………………….11

2.1 Аудит аналитического и синтетического учета основных средств………….14

2.2 Аудит оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств …………………………………………………….….14

2.3 Аудит ремонта и аренды основных средств……………………………..….....17

3. Аудит основных средств на предприятии……………………………………....23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….…..…...27

Список использованных источников……………………………………………....28


ВВЕДЕНИЕ

Для производственной деятельности предприятиям необходимы основные средства (средства труда); они многократно участвуют в производственном процессе, частями переносят свою стоимость на создаваемый продукт, не изменяя при этом своей вещественно-натуральной формы.

Основные средства формируют основную составляющую материально-технической базы организаций и играют важную роль в осуществлении ведущих направлений их деятельности.

С развитием рыночных отношений в учете основных средств произошли существенные изменения.

Эти изменения коснулись: состава и структуры основных средств; амортизации их стоимости; учета долгосрочных инвестиций; учета операций, связанных с лизингом и арендой имущества; переоценки стоимости основных средств; учета и финансирования затрат на ремонт основных средств; учета реализации и прочего списания основных фондов. Аудиторская проверка, следовательно, должна проводиться по указанным направлениям.

Таким образом, конкретная цель аудита основных средств - проверка правильности формирования состава, полноты и реальности учета основных средств и достоверности амортизации их стоимости.

Программу внутреннего контроля основных средств и соответствующих хозяйственных операций обычно не разрабатывают, потому что у большинства организаций таких операций немного и издержки на специальный контроль не оправдываются. Поэтому обзор внутреннего контроля и системы учета основных средств необходимо осуществлять при большом количестве операций.

Перечень основных средств в проверяемой организации может быть небольшим, но операции по их движению могут оказаться многочисленными и риск неэффективности контроля может считаться высоким. Когда же налицо небольшое количество основных операций и существенный аудит каждой уже проведен, то тест контроля обычно не используется.

Однако в любом случае аудиторские процедуры должны быть направлены на изучение системы учета, поскольку требуется определить, какая информация может быть получена.

Аудиторская проверка основных средств завершается анализом эффективности их использования.

Эффективность использования основных средств характеризует показатель фондоотдачи (объем реализуемой продукции на один рубль стоимости основных средств – отдельно всех и активной части).

Определяются коэффициенты: обновления, износа, годности основных средств. На заключительном этапе аудитор должен обобщить результаты проверки, сделать выводы и подготовить обоснованные предложения по устранению недостатков и использованию выявленных резервов.

1. Задачи и виды основных средств

1.1 Задачи сохранности, учета и использования основных средств

К основным фондам относятся те средства труда, которые, находясь в сфере материального производства, непосредственно участвуют в изготовлении материальных благ (машины, оборудование и т. п.), создают условия для осуществления производственного процесса (производственные здания, сооружения, электросети, трубопроводы и др.), служат для хранения и перемещения предметов труда.[5]

С точки зрения экономики под основными фондами предприятия понимают такую часть средств производства, которая используется многократно в процессе производства, сохраняя при этом свою первоначальную натурально-вещественную форму в течение длительного периода. Стоимость основных фондов переносится на готовую продукцию по частям в процессе их износа в виде амортизационных начислений [5, c. 49]

Основные средства – это материальные активы, действующие более одного года как в сфере материального производства, так и в не производственной сфере. [16, c. 34]

В МСФО основным стандартом, регулирующим учет основных средств является МСФО (LAS) 16 «Основные средства». Обесценение основных средств регулируется МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов».

Обесценение является главным вопросом при учете основных средств, так как эта процедура должна обеспечить немедленное списание стоимости основных средств, которая не может быть возмещена полностью, до суммы, которая будет возмещена в полном объеме. Кроме этого, отдельный стандарт - МСФО (IAS) 40 «Инвестиционная недвижимость» содержит положения об учете отдельной категории основных средств.

В МСФО 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность» представлены требования к учету объектов основных средств, предназначенных для продажи.

К основным средствам не относятся:

основные средства, в отношении которых применяется другой порядок учета согласно требованию или с разрешения другого стандарта (например, в случае инвестиционной недвижимости - МСФО (IAS) 40);

основные средства, классифицированные как предназначенные для продажи в соответствии с МСФО (IFRS) 5;

биологические активы, связанные с сельскохозяйственной деятельностью (которые регулируются МСФО (IAS) 41).

Основные средства представляют собой материальные объекты, которые:

а)предназначены для использования в производстве или поставке товаров или услуг, для предоставления в аренду другим субъектам или для использования в административных целях;

б)предполагается использовать дольше, чем в течение одного отчетного периода.

В МСФО (IAS) 16 приведены следующие определения терминов, использующихся в нем:

Балансовая стоимость - это сумма, в которой актив признается на балансе после вычета накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения.

Первоначальная стоимость (фактическая стоимость) - сумма уплаченных денежных средств или их эквивалентов или справедливая стоимость переданного для приобретения актива другого возмещения, на момент его приобретения или сооружения.

Амортизируемая стоимость - первоначальная стоимость актива или другая сумма, используемая в качестве первоначальной стоимости, за вычетом его ликвидационной стоимости.

Амортизация - систематическое распределение амортизируемой стоимости актива в течение срока его полезного использования.

Специфичная для предприятия стоимость - приведенная стоимость денежных потоков, которые предприятие ожидает получить от использования актива и от его выбытия в конце срока его полезного использования или ожидает затратить при погашении обязательства.

Справедливая стоимость — сумма, на которую актив может быть обменен в результате коммерческой сделки, проведенной между осведомленными, желающими провести эту сделку сторонами.

Убыток от обесценения - это сумма, на которую балансовая стоимость актива превышает его возмещаемую стоимость.

Возмещаемая стоимость - это сумма, равная большей из двух величин: чистой цены реализации актива и его стоимости от использования.

Ликвидационная стоимость актива - это расчетная сумма, которую предприятие получило бы в настоящий момент времени от выбытия актива после вычета предполагаемых затрат на выбытие, если бы актив находился в таком же состоянии, как на конец срока его полезного использования, и после его приобретения прошло столько же лет.

1.2 Поступление и выбытие основных средств

Основные средства могут поступать на предприятие в результате строительства производственных и жилых зданий, сооружений, передаточных устройств; приобретения машин, оборудования, транспортных средств; изготовления своими силами инвентаря, оборудования, мебели; перевода молодняка животных в основное стадо; зачисления в основные средства декоративных, защитных и других насаждений; безвозмездного поступления от других субъектов и физических лиц; финансируемой аренды объектов (после перехода права собственности); вкладов в уставный капитал и др. Учетной политикой хозяйствующего субъекта определяется порядок оприходования поступивших основных средств, состав комиссии, осуществляющей осмотр и приемку объектов, их обязанности и порядок оформления соответствующей документации. (13)

Поступление основных средств оформляют следующими документами.

Акт приемки-передачи (перемещения) основных средств применяется для зачисления в состав основных средств отдельных объектов; для оформления ввода их в эксплуатацию, за исключением тех случаев, когда ввод в действие должен быть, в соответствии с существующим законодательством, оформлен в особом порядке; для оформления внутреннего перемещения основных средств из одного цеха (отдела, участка) в другой; для оформления передачи основных средств со склада (из запаса) в эксплуатацию, а также для исключения из состава основных средств при передаче другому субъекту (вклады в уставный капитал, реализация, дарение).

При оформлении приемки основных средств акт составляется в одном экземпляре на каждый отдельный объект приемочной комиссией, назначенной распоряжением руководителя субъекта (персональный состав комиссии утверждается ежегодно руководителем). Составление общего акта, оформляющего приемку-передачу нескольких объектов основных средств, допускается лишь при учете хозяйственного инвентаря, инструмента, оборудования и т.п., если эти объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты в одном календарном месяце. Акт, после его оформления, с приложенной технической документацией, относящейся к данному объекту, передается в бухгалтерию, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем субъекта или лицами на то уполномоченными.

В Акте приемки передачи (перемещения) основных средств помимо обязательных реквизитов, комиссия отражает срок полезного использования и прогнозируемую ликвидационную стоимость объекта. Срок полезного использования основных средств определяется хозяйствующим субъектом самостоятельно при принятии объекта к учету, исходя из технических условий его эксплуатации, норм, установленных субъектом или других условий.(10)

Порядок определения прогнозируемой ликвидационной стоимости, хозяйствующий субъект отражает в своей учетной политике: либо ее определяет приемочная комиссия путем визуальной оценки его технического состояния и, исходя из норм эксплуатации отдельных частей, узлов и деталей; либо она определяется исходя из первоначальной стоимости (процент к первоначальной стоимости) объекта. В последнем случае бухгалтерии хозяйствующего субъекта необходимо проанализировать списание объектов основных средств за предыдущие периоды и определить какой процент списываемых объектов составляют полученные запасные части, лом и отходы. В зависимости от специфики деятельности субъектов ликвидационная стоимость может составлять от 0,01 до 2% и более.

При оформлении внутреннего перемещения основных средств Акт выписывается в двух экземплярах работником подразделения (отдела)-сдатчика. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передается в бухгалтерию, второй - подразделению (отделу) - сдатчику.

При безвозмездной передаче (дарении) основных средств другому субъекту, Акт составляется в двух экземплярах (для субъектов, сдающих и принимающих объект).

При реализации основных средств другому субъекту Акт составляется в трех экземплярах: первые два остаются у сдающего субъекта (где первый экземпляр прилагается к отчету об остатках и движении основных средств, а второй - к расчетно-платежным документам), третий экземпляр передается лицу, принимающему основные средства.

Бухгалтерия закрепляет поступивший объект за материально ответственным лицом, открывает инвентарную карточку, присваивает объекту инвентарный номер, вносит объект в Инвентарный список (по месту нахождения, эксплуатации) и делает запись по оприходования основных средств.

При поступлении основных средств составляется следующая корреспонденция счетов подраздела «Основные средства» и кредиту следующих счетов:

2930- «Незавершённое строительство»;

5020- «Неоплаченный капитал;

6280-«Прочие доходы»;

Аналитический учет основных средств ведется в бухгалтерии в инвентарных карточках, которые открывают на каждый инвентарный объект, за исключением однотипных предметов хозяйственного инвентаря, инструментов и других предметов, имеющих одно и то же производственное или хозяйственное назначение, одинаковые технические характеристики, стоимость и находящиеся в одном производственном подразделении. Эти предметы допускается учитывать в одной инвентарной карточке.

Карточку заполняют на основе Актов на поступившие основные средства, технических паспортов и других документов. Характеристика объектов и отдельных их конструктивных элементов должна быть краткой и точно отражать индивидуальные особенности объекта, а не дублировать полностью данные технической документации. Инвентарная карточка ведется в бухгалтерии на каждый объект или группу отдельных объектов. В случае группового учета карточка заполняется путем позиционных записей отдельных объектов основных средств.

Основанием для отметок о выбытии основных средств при передаче объекта основных средств другому субъекту, а также при перемещении объектов основных средств внутри субъекта является Акт приемки-передачи (перемещения) основных средств, при списании объекта основных средств вследствие ветхости или износа - Акт на списание основных средств. Записи о законченных работах по достройке, дооборудованию, реконструкции и модернизации, ремонту объекта вносятся в карточки на основании Актов приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных модернизированных объектов.

В разделе "Краткая индивидуальная характеристика объекта" записываются только основные качественные и количественные показатели основного объекта, а также относящиеся к нему важнейшие пристройки, приспособления и принадлежности, ограничиваясь двумя-тремя наиболее важными для данного объекта качественными показателями, исключая дублирование данных, имеющихся в технической документации объекта. Краткую индивидуальную характеристику в случае группового учета основных средств дают не по каждому объекту отдельно, а в целом по всей группе объектов, учитываемых в инвентарной карточке.

При значительном изменении качественных и количественных показателей в характеристике объекта в результате реконструкции (модернизации), достройки и дооборудования прежнюю инвентарную карточку в случае невозможности отразить в ней все показатели, характеризующие реконструированный (модернизированный, дооборудованный, достроенный) объект в целом, заменяют новой. Старую инвентарную карточку сохраняют как справочный документ.

Заполненные инвентарные карточки в бухгалтерии регистрируют в Описях инвентарных карточек по учету основных средств, которые ведут в одном экземпляре по каждой классификационной группе основных средств. Опись приведена ниже.

При регистрации карточки нумеруют, затем помещают в специальную картотеку, где хранят по классификационным группам основных средств, а внутри этих групп - по местам эксплуатации, материально ответственным лицам и видам основных средств. В картотеке, как правило, предусматриваются следующие разделы: "Основные средства в эксплуатации" (по классификационным группам: "Здания", "Сооружения", "Передаточные устройства" и др.), а также "Поступило в текущем месяце", "Выбыло в текущем месяце", "Внутреннее перемещение", "В ремонте", "В запасе", "На консервации", "Основные средства, сданные в аренду", "Основные средства, сданные в долгосрочную аренду", "Арендованные основные средства", "Архив".

В течение месяца карточки из разделов "Поступило", "Выбыло" и "Внутреннее перемещение" после сверки с оборотами, учтенными на счетах подраздела 2400 "Основные средства", помещают в соответствующие разделы картотеки. После возврата объекта из ремонта или от арендаторов, прекращения консервации, передачи из запаса в эксплуатацию и т.д. карточки на эти объекты раскладывают в соответствующие разделы картотеки по выбывшим основным средствам карточки помещают в раздел "Архив" картотеки.

Свод оборотов и остатков по каждой классификационной группе основных средств за месяц при ручной обработке информации проводят в карточках учета движения основных средств, в которых на основании документов записывают обороты и остатки, показанные в инвентарных карточках, которые сверяют с Главной книгой по счетам подраздела 2400 "Основные средства". В карточках указывают остаток основных средств на начало года (квартала, месяца), поступление, выбытие (в том числе ликвидировано), остаток на конец месяца (квартала, года). На основе этих данных составляют отчетность о наличии и движении основных средств.

Все основные средства, закрепленные за материально ответственными лицами в разрезе цехов (отделов) субъекта, заносят в инвентарные списки основных средств. Списки находятся у материально ответственных лиц и используются ими для оперативных целей. Данные о стоимости основных средств в списках и инвентарных карточках должны соответствовать. По месту нахождения (эксплуатации) учет основных средств может вестись в двух экземплярах инвентарных карточек, которые выписывает бухгалтерия.

Данные картотеки бухгалтерии и картотеки по месту эксплуатации основных средств должны быть тождественны.

Хозяйствующий субъект в соответствии с действующим законодательством имеет право передавать другим субъектам, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять бесплатно во временное пользование либо взаймы принадлежащие ему здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и инвентарь, а также списывать их с баланса.

Выбытие основных средств происходит при ликвидации по физическому и моральному износу, в связи со строительством, расширением и техническим перевооружением предприятий, цехов или других объектов, при вкладе в уставный капитал, при сдаче объектов в долгосрочную (финансируемую) аренду, в результате стихийных бедствий, аварий, нарушения нормальных условий эксплуатации, при безвозмездной передаче другим юридическим и физическим лицам, дарении, передаче (продаже) межхозяйственным и другим предприятиям и общественным организациям, реализации неиспользуемых в хозяйственной деятельности объектов, при обмене, недостаче и т.п.

Ликвидация бывает полной или частичной (при переоборудовании и модернизации объекта). В порядке ликвидации с баланса субъекта списывают здания, сооружения, оборудование и другое изношенное имущество, полностью утратившее производственное назначение вследствие физического или морального износа, после отработки им установленных сроков службы, в результате стихийных бедствий, аварий, если восстанавливать эти объекты экономически нецелесообразно или невозможно, и если они не могут быть реализованы или переданы другим хозяйствующим субъектам.

Для определения непригодности основных средств, а также для оформления всей необходимой документации, по приказу руководителя субъекта создаются постоянно действующие комиссии в составе главного инженера или заместителя руководителя субъекта (председатель), главного бухгалтера или его заместителя, материально ответственных лиц, представителя собственника, представителя Дорожной полиции (при списании автотранспортных средств). В комиссию при списании с баланса отдельных видов основных средств включают соответствующих специалистов: инженеров-механиков, инженеров-энергетиков, инженеров - гидро-техников, инженеров-теплотехников, инженеров-технологов, ветврачей, зоотехников и других специалистов.

Постоянно действующие комиссии производят непосредственный осмотр объектов, подлежащих списанию, и устанавливают их непригодность к восстановлению и дальнейшему использованию, причины списания, а в необходимых случаях и виновных в преждевременном списании объектов; возможность использования отдельных узлов, деталей и материалов, их оценку, составляют акты на списание основных средств.

Комиссия обязана при составлении актов использовать паспорта, поэтажные планы, ведомости дефектов, акты об авариях машин и другую имеющуюся документацию.

Здания и сооружения списывают при износе основных конструктивных элементов, невозможности или нецелесообразности восстановительного ремонта, тракторы, автомобили, самоходные машины лишь при предельном износе базовых деталей, большинства узлов и агрегатов. При этом субъекты должны списывать с баланса здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства и другое имущество, относящееся к основным средствам, до истечения срока их службы только в тех случаях, когда они пришли в негодность вследствие аварий или стихийных бедствий.

Полное или частичное списание основных средств (кроме автотранспортных средств) оформляют Актом о ликвидации основных средств. Акт составляет в двух экземплярах комиссия, назначенная руководителем субъекта, или лицом на то уполномоченным. Первый экземпляр Акта передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность основных средств, и является основанием для сдачи на склад полученных в результате списания запасных частей, материалов, металлолома и т.п. (14)

Затраты по списанию, а также стоимость поступивших материальных ценностей от ликвидации и разборки зданий, сооружений, демонтажа оборудования и т п. отражают в Акте по разделу "Расчет результатов списания объекта".

Списание с баланса всех видов автотранспортных средств оформляется Актом на списание автотранспортных средств. Акт составляется в двух экземплярах комиссией и утверждается руководителем субъекта или лицом на то уполномоченным. Один экземпляр передается в бухгалтерию, второй остается у лица, ответственного за сохранность основных средств, и является основанием для сдачи на склад материальных ценностей и металлолома, полученных в результате списания автотранспортной техники.

Затраты по ликвидации, а также стоимость материальных ценностей, поступивших от разборки автотранспортных средств, отражаются в разделе "Расчет результатов списания автомобиля (прицепа, полуприцепа)".

В Актах дают характеристику списываемых объектов, указывают причину выбытия, приводят описание технического состояния основных частей, узлов, деталей, конструктивных элементов и обосновывают нецелесообразность ремонта. Кроме того, определяют результат от ликвидации объекта. При списании объектов вследствие стихийных бедствий, аварий, а также преждевременного износа или разукомплектования, к Актам должны быть приложены документы, объясняющие причины их списания с указанием мер, принятых к виновным. Акты утверждает руководитель субъекта. Только после их утверждения можно приступить к разборке (ликвидации) объекта. Полученные от ликвидации запасные части, агрегаты, металлолом и другие ценности приходуют на соответствующие счета по ценам возможного использования или реализации.

На основании Актов на ликвидацию основных средств делают отметки о выбытии основных средств в инвентарных карточках, описях инвентарных карточек и инвентарном списке основных средств по месту их нахождения, эксплуатации.


2. Организация аудита движения основных средств