Аналитическая процедура и проверки на предприятии

Костанайский социально – технический университет

имени академика З. Алдамжар

факультет ЭКОНОМИКИ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Курсовая работа по дисциплине АУДИТ

ТЕМА: Аналитическая процедура и проверки на предприятии

Выполнил: Волкова Галина Владимировна

2 курса специальности

Учет и аудит, СПО

Научный руководитель

Мощенко Н.С.

старший преподаватель

Костанай

2012г.


Костанайский социально – технический университет

имени академика З. Алдамжар

Кафедра Экономики и управления

Дисциплина ___Аудит____

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой ____________

«___»_______ 2012 г.

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу студенту

___________________ Волкова Галина Владимировна___________

Тема курсовой работы «_____Аналитическая процедура и проверки на предприятии___________________»

Целевая установка __________ Изучить выбранную тему___________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Объем курсовой работы – ___________(устанавливается кафедрой)

Срок доклада руководителю о ходе разработки курсовой работы:

а) доклад о собранном материале и ходе разработки курсовой
работы до « 1» 10 2012 г.

б) доклад о ходе написания курсовой работы до
« 1 »______11_____ 2012 г.

Срок сдачи курсовой работы - «30» 12 2012 г.

Руководитель курсовой работы: Мощенко Н.С.

«20» 12 2012 г.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4

1. Аудит цикла производства: взаимосвязь счетов, процедуры проверки………4

1.1 Взаимосвязь счетов цикла производства……………………………………….5

1.2 Тестирование средств внутреннего контроль………………………………….6

2. Аналитическая процедура и проверки по существу цикла производства…..10

2.1 Проверки по существу…………………………………………………………10

2.2 Проверки на соответствие в цикле производства……………………………16

2.3 Возможные аналитические процедуры……………………………………….24

3. Аудит по циклам на примере предприятия…………………………………….25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..33

Список использованных источников……………………………………………...35


ВВЕДЕНИЕ

Аудит представляет собой независимую проверку аудиторами и аудиторскими организациями финансовой отчетности и иных документов юридических и физических лиц с целью оценки достоверности и соответствия финансовых и хозяйственных операций законодательству Республики Казахстан.

Целью аудита является составление заключения по финансовым отчетам, дающего представление о том, составлены ли финансовые отчеты по всем существенным параметрам в соответствии с основами финансовой отчетности. Эта основная цель может дополняться обусловленными договорами с клиентами, выявление резервов лучшего использования финансовых ресурсов, анализа правильности, начисление налогов, разработка мероприятий по улучшению финансового положения предприятия, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов.

Своевременное оказание консультационной помощи позволяет предприятию-клиенту избежать недостатков в учете и ошибок при составлении отчетности.

Производственный цикл связан с материальными ценностями, которые производятся для реализации. Его проверка наиболее сложная и трудоемкая. Большая часть источников аудиторских доказательств является внутренними документами, созданными самим экономическим субъектом, что понижает их ценность для аудита. Поэтому для успешного проведения проверки особенно важно достаточное понимание аудитором особенностей бизнеса клиента, сущности его производственного процесса, а также визуальное ознакомление с производственным процессом в цехах, складами и другими производственными помещениями.


1. Аудит цикла производства: взаимосвязь счетов, процедуры проверки

1.1 Взаимосвязь счетов цикла производства

Производственный цикл связан с материальными ценностями, которые производятся для реализации. Его проверка наиболее сложная и трудоемкая. Большая часть источников аудиторских доказательств является внутренними документами, созданными самим экономическим субъектом, что понижает их ценность для аудита. Поэтому для успешного проведения проверки особенно важно достаточное понимание аудитором особенностей бизнеса клиента, сущности его производственного процесса, а также визуальное ознакомление с производственным процессом в цехах, складами и другими производственными помещениями.[4]

Знание сущности производственного процесса включает в себя нижеприведенную информацию.

В зависимости от сложности технологического процесса изготовления продукции различают производство простое и сложное. Простым считают такое производство, для которого характерен единый непрерывный процесс добычи и обработки продуктов. Простое производство обычно имеет короткий цикл и не имеет незавершенного производства.

К сложному относят производство, в котором процесс изготовления продукции состоит из ряда отдельных самостоятельных переделов, переходов, фаз, стадий. Например, текстильное, обувное, машиностроительное, мясное и др. Сложное производство всегда имеет остаток в незавершенном производстве.

Промышленные производства в зависимости от роли производства основной продукции делят на основные и вспомогательные.

К основным относятся производства, предназначенные изготавливать продукцию, для выпуска которой создано предприятие.

В различных отраслях промышленности номенклатура основных производств бывает различной. Например, к основным производствам относят: на металлообрабатывающем предприятии – линейный, кузнечный, механический, сборный цехи; на металлургическом предприятии – доменный, мартеновский, прокатный и др.

Вспомогательными называют производства, которые обслуживают основное производство и все предприятие в целом. Обслуживание выражается в изготовлении или в ремонте инструментов, ремонте оборудования, зданий и т.п. [5]

К числу вспомогательных производств относятся: инструментальный, ремонтно-механический, ремонтно-строительный цехи, электростанция, парокотельная, компрессорная станция, автотранспорт и т.д.

Часть продукции вспомогательных производств может быть реализована на сторону.

Система счетов бухгалтерского учета, относящиеся к циклу производства, и взаимосвязей между ними приведена на рисунке 1. Стрелками указаны направления проверки.

Приведенная взаимосвязь показывает состав затрат, отнесение на затратные счет и их закрытие. Так , в частности, отпуск в производство сырья, материалов, расходы на оплату труда, начисление резервов на оплату отпусков, отчисления от оплаты труда по социальному налогу, списание накладных расходов отнесены на счета основного производства и часть расходов – на счета расходов периода. В конце отчетного периода счета основного производства относятся на себестоимость готовой продукции, а расходы периода закрываются счетом 5610 «Итоговая прибыль» (итоговый убыток). [7]

1.2 Тестирование средств внутреннего контроля

Для подтверждения первичной оценки системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета товарно-материальных запасов аудитор на основе полученной информации заполняет заранее разработанные тесты (табл. 1). По результатам тестирования устанавливается оценка надежности систем, которая сравнивается с первоначальной оценкой, полученной на стадии планирования аудита. Если такая оценка окажется ниже первоначальной, то необходимо скорректировать объем и порядок проведения других аудиторских процедур. Аудитор определяет объекты повышенного внимания при планировании контрольных процедур и уточняет аудиторский риск.

Таблица 1

Тестовые вопросы, характеризующие эффективность средств внутреннего контроля

№ п.п

Содержание тестовых вопросов

Да

Нет

Примечание

1

2

3

4

5

1.

Установлен ли на предприятии круг лиц, ответственных за хранение и отпуск товарно-материальных запасов?

2.

Заключены ли договоры о материальной ответственности?

3.

Имеются ли должностные инструкции административных работников и материально-ответственных лиц?

4.

Обеспечена ли сохранность товарно – материальных запасов на складах:

  • охранной сигнализацией;
  • металлическими дверями,

1

2

3

4

5

решетками;

  • стеллажами, ящиками, шкафами и т.п.;
  • навесами для материалов открытого хранения?

5.

Сдаются ли регулярно отчеты материально-ответственными лицами?

6.

Проводятся ли своевременно инвентаризации товарно-материальных запасов?

7.

Выявлялись ли при проведении инвентаризации:

  • излишки;
  • недостачи;
  • пересортица;
  • порча ценностей?

8.

Как часто имеют место:

  • возмещение убытков виновниками;
  • списание на результаты деятельности;
  • передача дел в следственные органы?

9.

Установлены ли нормативы товарно-материальных запасов на складах и соблюдается ли они?

10.

Правильно ли оформляются документы по:

  • расходу товарно-материальных

1

2

3

4

5

  • запасов;
  • внутреннему перемещению?

11.

Имеются ли утвержденные нормы расходы материалов на производство продукции?

12.

Обоснованны ли эти нормы расхода и соблюдаются ли они?

13.

Установлении ли пропускная система при ввозе и вывозе товарно-материальных запасов?

14.

Имеют ли место неходовые и залежалые сырье, материалы?

15.

Нет ли доступа посторонним лицам к бланкам накладных, лимитно-заборным картам, требованиям, нарядам, табелям?

16.

Проводится ли предварительная нумерация накладных, лимитно-заботных карт, требований, нарядов, табелей?

17.

Соблюдаются ли на предприятии лимит численности административно-управленческого персонала?

18.

Соответствует ли сумма административных расходов утвержденной смете?

19.

Понесены ли предприятием расходы по оплате штрафов, пени, неустоек в отчетном периоде?

Возможные искажения в бухгалтерском учете по циклу производства. Изучив контрольные процедуры клиента, аудитор должен помнить, что невозможно средствами системы внутреннего контроля устранить все возможные искажения в процессе совершения хозяйственных операций. Поэтому он сам также применяет соответствующие процедуры проверок, опираясь на свой опыт и суждение. Все это может подсказать ему, какие характерные искажения могут иметь место при аудите операций цикла производства. Такими искажениями могут быть: [7]

  • отсутствие договоров о материальной ответственности с лицами, ответственными за хранение и перемещение товарно-материальных запасов;
  • отсутствие первичных документов или оформление их с нарушением установленных требований;
  • отсутствие аналитического учета движения товарно-материальных запасов в бухгалтерии;
  • неправильное исчисление фактической себестоимости заготовления материалов;
  • списание в расход не принятых к учету материальных ценностей;
  • отсутствие норм расхода материалов или их несоблюдение;
  • несоблюдение принятого в учетной политике варианта учета материальных ценностей;
  • нерегулярное проведение сверки данных по движению материальных ценностей в бухгалтерии и на складах предприятия;
  • несоблюдение проведения ежегодных инвентаризаций имеющихся запасов;
  • хранение на складах большого количества неиспользуемых материальных ценностей;
  • неправильное списание товарно-материальных запасов по направлениям затрат;
  • ошибки в подсчетах;
  • неправильное отнесение отдельных видов расходов в себестоимость продукции;
  • неверная оценка остатков незавершенного производства;
  • неправильное разграничение расходов по отчетным периодам;
  • несоответствие применяемого метода учета затрат и методики определения затрат методам, отраженным в учетной политике;
  • необоснованное включение в себестоимость отдельных видов затрат;
  • отсутствие раздельного учета затрат основного и вспомогательного производства при наличии вспомогательных производств.

Обнаруженные в ходе проверки ошибки и нарушения фиксируются в рабочей документации аудитора.

Близкими статьями баланса, позволяющими дополнительно обнаружить искажения по циклу производства, являются счета:

  • характеризующие оплату денег;
  • поставщиков и подрядчиков;
  • дебиторов и кредиторов. [9]


2. Аналитическая процедура и проверки по существу цикла производства

2.1 Проверки по существу

Аудитор должен разобраться в структуре контроля компании в такой степени, которая позволила бы ему планировать аудит. Это необходимо для выявления возможных искажений или риска их возникновения и разработки методики проверок по существу. Аудитор анализирует то, что ему уже известно о предприятии, просматривает результаты аудита предыдущего года, беседует с персоналом клиента, наблюдает за тем, как персонал выполняет свои обязанности, просматривает подготовленные клиентом описания политики и процедур контроля, изучает документы и отчетность. [11]

Если аудитор оценил риск контроля для некоторых или всех счетов производственного цикла как низкий в отношении таких целей аудита, как полнота, точность и наличие, то проверки по существу в отношении этих целей аудита могут, за исключением обязательного наблюдения за проведением инвентаризации запасов, ограничиться аналитическими процедурами. Он редко оценивает как низкий риск контроля в отношении следующих целей аудита: явление, оценка, права и обязательства, представление и раскрытие, поэтому в отношении этих целей обычно проводит проверки по существу.

Цели аудита цикла производства:

Полнота:

  • в расходы предприятия и затраты на производство продукции проверяемого периода в полном объеме включены:

а) стоимость всех отпущенных и израсходованных в производстве материалов;

б) суммы, начисленные на оплату труда, и соответствующие отчисления на обязательное страхование и обеспечение;

в) объемы незавершенного производства и готовой продукции;

г) амортизационные отчисления по основным средствам, нематериальным активам;

  • обороты и остатки по счетам синтетического учета адекватны оборотам и остаткам по счетам аналитического учета и полностью перенесены в Главную книгу и формы финансовой отчетности;
  • требования на отпуск материалов постоянно утверждаются;
  • расход материалов обоснован, санкционирован и соответствует целям и характеру производственной деятельности.

Точность:

  • товарно-материальные запасы правильно отнесены на соответствующие счета Типового плана счетов и точно подсчитано их движение;
  • стоимость материалов, расчеты сумм износа основных средств и нематериальных активов, расходы на оплату труда и налоговых отчислений подсчитаны с арифметической точностью;
  • система аналитического учета затрат на производство позволяет получить информацию в разрезе элементов затрат, статей калькуляции, сверхнормативных расходов;
  • затраты правильно подразделены на прямые и косвенные;
  • косвенные затраты распределены между видами продукции в соответствии с нормативными актами и учетной политикой.

Существование (наличие):

  • факт существования товарно-материальных запасов подтвержден наличием соответствующих первичных документов и результатами проведенных инвентаризацией;
  • затраты на оплату труда и соответствующие отчисления включены в издержки производства и расходы периода обосновано.

Оценка:

  • стоимость материальных ценностей, израсходованных в производстве, входит в затраты в оценке, предусмотренной учетной политикой;
  • суммы начисленного износа основных средств и амортизации нематериальных активов внесены в себестоимость и соответствующие счета расходов периода;
  • суммы затрат на оплату труда и соответствующих отчислений включенные в издержки производства, обоснованны и правильно исчислены;
  • себестоимость готовой продукции калькулируется согласно отраслевым методическим рекомендациям по планированию и калькулированию себестоимости, а если их нет – в соответствии с принятой учетной политикой;
  • выпуск готовой продукции и незавершенное производство оцениваются в соответствии с принятой учетной политикой;
  • готовая продукция на складе оценена согласно принятой учетной политике.

Права и обязательства: [12]

  • положения учетной политики, касающиеся учета и оценки процесса передачи сырья и материалов в производство, а также произведенных расходов по оплате труда, эксплуатации оборудования, соответствуют требованиям нормативных актов;
  • предприятие обладает юридическим правом собственности на свои запасы; товарно-материальные запасы, являющиеся собственностью других предприятий, учитываются на забалансовых счетах.

Явление:

  • хозяйственные операции по отпуску сырья, материалов и расчет себестоимости продукции документированы за соответствующий период;
  • понесенные производственные издержки регистрируются своевременно.

Представление и раскрытие:

  • представлена информация о всех обязательствах по запасам;
  • наличие аналитического учета затрат на производство позволяет получить информацию в разрезе элементов затрат, статей калькуляции, сверхнормативных расходов;
  • затраты правильно классифицированы в качестве текущих, не допущено включение в издержки производства затрат капитального характера;
  • накладные расходы распределены между видами продукции в соответствии с учетной политикой.

При проведении проверок по существу аудиторы изучают документы, применяемые на предприятии. Перечень источников информации по циклу производства приведен в таблице 2.

Таблица 2.

Источники информации при аудите цикла производства

№ п.п.

формы

Наименование формы

1

2

3

1.

Бизнес-план, Производственная программа

2.

Финансовая отчетность

3.

Учетная политика

4.

Главная книга, учетные регистры по счетам 1310-1350, 1360, 8010,8020, 8030, 8040 и др.

5.

Сметная документация, нормы и нормативы расхода сырья и материалов

6.

Договоры с материально-ответственными лицами

7.

Карточки складского учета материалов, реестры карточек

8.

Приказы руководителя предприятия о проведении инвентаризации, приказы о составе комиссии

9.

Акты контрольной проверки правильности проведения инвентаризации

1

2

3

10.

Требование-накладная

11.

Лимитно-заборная карта

12.

Книга учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации

13.

Путевой лист легкового автомобиля

14.

Путевой лист грузового автомобиля

15.

Инв-3

«Инвентаризационная опись товарно-материальных запасов»

16.

Инв-4

«Акт инвентаризации товаров отгруженных»

17.

Инв-5

«Инвентаризационная опись товарно-материальных запасов, принятых (сданных) на ответственное хранение»

18.

Инв-12

«Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных запасов»

19.

Инв-4а

«Акт о недостачах и потерях товарно-материальных запасов в процессе заготовления, хранения и в производстве»

20.

ТМЗ-4б

«Акт о порче, бое, ломе товарно-материальных запасов»

21.

ТМЗ-5

«Карточка учета товарно-материальных запасов»

22.

ТМЗ-7

«Ведомость учета остатков товарно-материальных запасов на складе»

23.

ТМЗ-11

«Акт об оприходования товарно-материальных запасов, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений»

Аудитор должен постоянно помнить о целях наблюдения за проведением инвентаризации:

  • установить, что запасы действительно существуют;
  • убедиться, что подсчеты и описания запасов и их состояния точны и правильно задокументированы.

Перед тем как приступить к наблюдению за инвентаризацией, аудитор должен в достаточной мере ознакомиться с бизнесом клиента, чтобы суметь, хотя бы в общих чертах, распознать изделия, за подсчетом которых он наблюдает, а также иметь общее представление о характеристиках, позволяющих судить об их качестве и состоянии. Таким образом, аудитор должен посвятить некоторое время осмотру запасов, которые подсчитывают; однако как клиент, так и все, кого это касается, должны осознавать, что аудитор не выступает в качестве эксперта по оценке запасов. [14]

Аудитор должен сделать контрольные проверки как для подтверждения точности подсчетов клиента, так и для документирования подтверждающих свидетельств в отношении наличия запасов, которыми можно будет воспользоваться позднее при проведении общего итога инвентаризации. Необходимо проверить с помощью повторного подсчета точность записей в документах клиента, отражающих итог произведенных подсчетов; помимо этого следует отобрать и самостоятельно пересчитать какие-нибудь группы запасов и сравнить результаты с количеством, указанным в документах клиента. Это позволяет заключить, что все ТМЗ должным образом включены в документы клиента, отражающие результаты подсчетов.

Вопрос о том, сколько контрольных проверок необходимо провести, аудитор решает с учетом обстоятельств. Если нет особых причин, то аудитор проводит небольшое число контрольных проверок по отношению к некоторому количеству запасов.

Одним из важных вопросов является проверка правильности оценки материальных ресурсов, списанных на себестоимость, поскольку материалы поступают из разных источников, а начальные остатки материалов могут иметь иную цену по сравнению с закупленными. Обоснованность списания материальных ресурсов в расход выясняется по данным соответствующих первичных документов. Аудитору необходимо установить правильность оценки материальных ресурсов по таким операциям. Оценка должна производиться в соответствии с методом, закрепленным в учетной политике предприятия. Допускается применение одного из методов по конкретному наименованию запасов в течение отчетного года.

Аудитор определяет, в результате каких операций ТМЗ поступают на предприятие и осуществляется их расход. Все эти операции могут быть классифицированы аудитором на типичные и нетипичные. Типичные операции подвергаются сплошному изучению. Контрольные процедуры в обоих случаях направлены на анализ документации, подтверждающей операции по движению ТМЗ и оценку правильности отражения этих операций на счетах бухгалтерского учета. [10]

Если в отчетном периоде производилась уценка отдельных производственных запасов, то в наличии должны быть акты инвентаризации, протоколы инвентаризационной комиссии, сведения о рыночных ценах, приказы руководителя, подтверждающие обоснованность такой операции.

Аудитору предстоит проконтролировать соблюдение технологических норм списания и расхода материалов, сырья, инвентаря и хозяйственных принадлежностей. Иногда предприятия в целях увеличения затрат на производство продукции или же для создания «неучтенной» готовой продукции допускают необоснованное увеличение материальных затрат или их перерасход. Здесь можно использовать контрольный запуск сырья или составить альтернативный баланс расходов сырья и материалов по нормам.

Аудитор внимательно проверяет состав и порядок распределения накладных расходов. На основании первичных документов проверяется правильность распределения по конкретным счетам расходов на отопление, освещение, содержание и аренду помещений, рекламу, заработную плату управленческого персонала и др. Порядок распределения накладных расходов должен быть утвержден учетной политикой предприятия. При этом аудитор должен обратить внимание на особенности учета накладных расходов. Особенность учета может состоять в подразделении их на накладные расходы, включаемые в себестоимость и относящиеся к расходам периода.

Проверке подвергается также достоверность показателей «незавершенного производства» и правильность списания затрат на готовую продукцию. Особое внимание следует уделить корректировочным записям в целях установления правильности списания калькуляционных разниц. Здесь могут быть искусственные нарушения, увеличивающие или уменьшающие себестоимость продукции при ее реализации.

Для того чтобы обоснованно оценить состояние учета производственных затрат, целесообразно зафиксировать все выявленные нарушения в специально разработанной ведомости, где должны быть предусмотрены следующие показатели: содержание операции, наименование документа, дата составления и номер документа, сумма, корреспонденция счетов, примечание. В примечании аудитор записывает выводы и обоснованные предложения по устранению недостатков. [7]

При проверке расходов периода аудитор должен обратить внимание на правильность классификации и включения в них затрат, в соответствии с Методическими рекомендациями к Стандарту бухгалтерского учета 7 «Учет товарно-материальных запасов» в части формирования расходов, не включаемых в себестоимость товарно-материальных запасов и признаваемых расходами периода.

Практика аудиторских проверок показывает, что нередки факты, когда в затраты данного отчетного периода входят расходы, произведенные в другие отчетные периоды. Поэтому необходимо помнить, что согласно Методическим рекомендациям к Стандарту бухгалтерского учета 7 «Учет товарно-материальных запасов» в части формирования расходов, не включаемых в себестоимость товарно-материальных запасов и признаваемых расходами периода, «расходы периода списываются в том отчетном периоде, в котором они произведены, и не переносятся на последующие периоды в остатках нереализованной продукции и незавершенного производства».

Затраты, по которым нельзя точно установить, к какому периоду они относятся, а также отдельные виды затрат в сезонных отраслях включаются в себестоимость продукции или в расходы периода в сметно-нормализованном порядке.

Аудитору предстоит выяснить обоснованность отражения в учете соответствующих расходов периода. Для этого необходимо изучить различные документы, удостоверяющие факт возникновения и величину таких расходов.

Учет расходов на содержание законсервированных производственных мощностей должен производиться при наличии приказа руководителя предприятия; сметы затрат на содержание законсервированных мощностей; первичных документов по оформлению расходов.

Следует проверить правильность корреспонденции счетов, указанной в учетных регистрах.

Готовая продукция приходуется в качестве таковой, если работы по ее созданию завершены, она удовлетворяет всем предъявленным к ней требованиям качества и сдана на склад для хранения и дальнейшей реализации заказчику. [12]

В синтетическом учете готовая продукция отражается по фактической себестоимости. Представленная схема раскрывает следующую информацию:

- фактическая себестоимость готовой продукции – себестоимость, подлежащая отражению на счете 1320 «Готовая продукция» Типового плана счетов;

- затраты на производство – затраты, аккумулированные в дебете счетов 8000, 8030 Типового плана счетов;

- незавершенное производство на начало периода – себестоимость незавершенного производства, перенесенная в начале периода с кредита счета1340 Типового плана счетов в дебет счетов 8000, 8030 Типового плана счетов для доработки;

- незавершенное производство на конец периода – расчетная себестоимость незавершенного производства в конце отчетного периода с кредита счетов 8000, 8030 Типового плана счетов в дебет счета 1340 Типового плана счетов с последующим переносом в начале следующего периода для доработки на счета 8000, 8030.

Для учета затрат на продукцию основного производства предусмотрены счета раздела 8 Типового плана счетов. На счете 8000 обобщаются затраты, произведенные за период. На счетах 8010-8040 ТПС учитываются затраты по элементам: материалы, оплата труда, отчисления от оплаты труда и накладные расходы.

2.2 Проверки на соответствие в цикле производства

Проверки на соответствие нацелены на тестирование качества системы внутреннего контроля и соответствие нормативно-правовым документам, принятым в стране. Основные нормативно-правовые документы по циклу производства продукции приведены в таблице 3.

Таблица 3.

Нормативно-правовые документы, регулирующие цикл производства

№ п.п

Наименование документа

1

2

1.

Гражданский кодекс РК (Общая часть) от 1999г. №409-1, глава 13 «Приобретение права собственности»

2.

«О налогах и других обязательных платежах в бюджет»: Кодекс РК от 12.06.2001г. №209-2 (с изменениями и дополнениями от 22.10.2004г.)

3.

«Об административных правонарушениях»: Кодекс РК от 30.01.2001г. №155-2 (с изменениями и дополнениями от 06.07.2004г.)

1

2

4.

«О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»: Закон РК от 26.12.1995г. №2732 (с изменениями и дополнениями от 11.06.2004г.)

5.

«Предоставление финансовой отчетности», Стандарт бухгалтерского учета 30, Приказ Министра финансов РК от 17.01.2003г. №14

6.

«Учет товарно-материальных запасов», Стандарт бухгалтерского учета 7, Постановление национальной комиссии РК по бухгалтерскому учету от 13.11.1996г. №3 (с изменениями и дополнениями, внесенные приказом Министра финансов РК от 28.01.2003г. №27)

7.

Методические рекомендации к Стандарту 7: Приказ ДМБУиА от 21.05.1997г.

8.

«Учет операций в иностранной валюте»: Стандарт бухгалтерского учета 9. Постановление национальной комиссии РК по бухгалтерскому учету от 13.11.1996г. №3 (с изменениями и дополнениями, внесенные приказом Министра финансов РК от 28.08.2002г. №390)

9.

Методические рекомендации к Стандарту 9: Приказ ДМБУиА от 21.05.1997г. (с изменениями и дополнениями, внесенные приказом Министра финансов РК от 05.02.2003г. №44)

10.

«Организация бухгалтерской службы»: Стандарт бухгалтерского учета 24. Приказ ДМБУиА Министра финансов РК от 31.12.1997г. (с изменениями и дополнениями, внесенные приказом Министра финансов РК от 11.03.2003г. №101)

11.

Методические рекомендации к Стандарту 24: Приказ ДМБУиА от 06.03.1998г. №47. (с изменениями и дополнениями, внесенные приказом Министра финансов РК от 05.02.2003г. №44)

12.

«О порядке выдачи доверенности на получение товарно-материальных запасов и отпуске их по доверенности»: Методические рекомендации

1

2

от 06.03.1998г. №41

13.

«Учет затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы»: Положение (стандарт) бухгалтерского учета 29. Приказ Министра финансов РК от 19.05.1999г. №210 (с изменениями и дополнениями, внесенные приказом Министра финансов РК от 04.11.2002г.)

14.

Методические рекомендации к Положению (стандарту) бухгалтерского учета 29: Приказ Министерства финансов РК от 07.09.199г. №485.

Процесс производства – основной в хозяйственной деятельности предприятия, а значит учет и аудит затрат на производство – ответственный участок работы бухгалтерии и аудиторской проверки. Поэтому при проверке данного цикла аудитор должен понять процедуры контроля, применяемые в отношении производства и отгрузки готовой продукции, хранения запасов сырья. Основываясь на такой информации, аудитор определяет, правильно ли разработаны и применяются ли на предприятии политика и процедуры контроля для конкретных хозяйственных операций. [14]

В процессе изучения структуры внутреннего контроля аудитор может параллельно провести проверки контроля и получить благодаря им доказательства того, что процедуры контроля функционируют эффективно, разработаны правильно в соответствии с нормативно-правовыми документами, действующими в Республике Казахстан. Такие доказательства позволяют аудитору оценить уровень риска контроля в отношении соответствующих целей аудита ниже максимального. Проводимая администрацией проверка, если она эффективна, позволяет получить факты, по которым можно судить о полноте и точности начисления расходов на продукцию. Аудитор также принимает во внимание, насколько детальна проверка, и сможет ли лицо, ее осуществляющее, обнаружить существенное искажение. Поэтому такая работа начинается с ознакомления с работой материального отдела бухгалтерии.

Аудитору должно быть известно, что система внутреннего контроля клиента может состоять из процедур и методических руководств, разработанных для достаточной уверенности администрации в успешном достижении поставленных целей. Так, в частности, для учета операций в цикле производства предприятие обычно отражает основные подходы и избранные методы оценки в учетной политике или в отдельном положении к ней. При этом учетная политика или положение должны содержать следующие аспекты:

метод оценки товарно-материальных запасов, причем он должен быть одинаковым для всех ТМЗ;

перечень первичных документов, на основании которых процесс производства продукции будет регистрироваться в бухгалтерском учете;

утвержденный руководителем график документооборота по циклу производства;

порядок списания ТМЗ;

порядок и сроки проведения инвентаризации ТМЗ;

классификация ТМЗ, регистры бухгалтерского учета и организация аналитического учета.

Процедурами внутреннего контроля на предприятии могут быть:

адекватное разделение обязанностей;

наличие эффективных процедур санкционирования;

документация и учетные записи;

фактический контроль за ТМЗ;

осуществление независимых проверок.

Адекватное разделение обязанностей. При изучении разработанных и утвержденных руководством предприятия политик и процедур внутреннего контроля аудитор получает информацию о том, как на предприятии распределены обязанности между работниками. Например, разделение материальной ответственности и ведение бухгалтерского учета (ведение бухгалтерского учета не должно быть возложено на материально-ответственное лицо); разделение санкционирования на осуществление хозяйственных операций и материальной ответственности по товарно-материальным запасам.

Наличие эффективных процедур санкционирования. Для эффективности действия системы внутреннего контроля необходимо, чтобы каждая хозяйственная операция соответствующим образом санкционирована (разрешена). Для этого на предприятии утверждаются правила санкционирования и полномочия конкретных должностных лиц для выдачи разрешения на определенные хозяйственные операции. Часто такая информация на определенные хозяйственные операции. Часто такая информация содержится в должностных инструкциях. [10]

Документация и учетные записи. Здесь понимается качественная система документирования и учета, построенная на основе Стандартов бухгалтерского учета, Типового плана счетов, Учетной политики и других методических руководств, описывающих принципы и правила ведения учета.

Особая роль в создании эффективной системы внутреннего контроля в цикле производства отводится графику документооборота по учету товарно-материальных запасов.

Путем опроса персонала, занимающегося документацией, аудитор может удостовериться в том, доведен ли график документооборота до всех служб предприятия для ознакомления и исполнения. Должностные лица, ознакомленные с графиком, несут ответственность за своевременное и достоверное заполнение документов. В Стандарте 24 «Организация бухгалтерской службы» указано: « Ответственность за соблюдение графика документооборота, а также ответственность за своевременное и доброкачественное создание документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за достоверность содержащихся в документе данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы». [9]

График документооборота предусматривает:

перечень документов, на основании которых регистрируются операции в учете, количество экземпляров и сроки предоставления;

перечень исполнителей, на которых возложена обязанность заполнения документов;

движение документов внутри предприятия.

Визуально изучая бухгалтерскую документацию цикла производства, аудитор должен убедиться в качестве системы документирования и учета, которая должна строиться в соответствии Законом РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» на основании следующих основных аспектах:

бухгалтерские записи должны быть подкреплены оригиналами первичных документов;

документы и записи должны иметь непрерывную последовательную нумерацию;

все операции и события должны регистрироваться аналогической последовательности в момент совершения операции;

данные синтетического учета должны соответствовать данным аналитического учета.

Фактический контроль за активами и записями. Цель – принятие мер предосторожности за сохранностью ТМЗ и соответствующих документов.

Осуществление независимых проверок. Независимые проверки являются процедурой, проводимой с целью контроля за соблюдением предписанных правил.

Далее аудитор анализирует, следует ли получить дополнительные доказательства эффективности политики и процедур в качестве основания для оценки риска контроля как низкой, а затем – возможно ли целесообразно ли получение таких доказательств. Если это так, то аудитор обычно проводит дополнительные проверки контроля в отношении конкретных целей аудита – чаще всего полноты, точности и наличия запасов, себестоимости продукции и производственных затрат.

Состав и количество хозяйственных операций производственного цикла в основном зависит от сложности производственного процесса. Как известно, к обычно операциям производственного цикла относятся:

отпуск сырья (материалов) в производство;

начисление и выплата заработной платы;

формирование себестоимости готовой продукции;

выпуск готовой продукции и ее перемещение;

хранение сырья и готовой продукции.

Для последовательного проведения проверок на соответствие будет рациональным рассмотрение работы внутреннего контроля по четырем основным составляющим цикла производства.

Отпуск сырья (материалов) в производство. Изучая систему бухгалтерского учета операций производственного цикла и применяемые к ним процедуры контроля, аудитор в первую очередь интересуется процедурами, которые должны гарантировать, что понесенные производственные затраты разрешены, точно зафиксированы и суммированы. Эти цели контроля тесно связаны с целями аудита, а именно: полнотой, точностью и существованием в рамках производственного цикла, во-первых, запасов сырья, незавершенного производства готовой продукции, во-вторых, в себестоимости реализованной продукции. Аудитора может интересовать и другие процедуры контроля, не связанные непосредственно с вышеназванными целями аудита. [12]

Наличие сырья и материалов на складах предприятия зависит от потребности производства. Этот процесс должен быть под постоянным контролем руководства. Ошибки в данных о производстве и запасах могут повлечь за собой принятие неправильных решений. Например, неточные сведения о запасах могут привести к ошибочным решениям в отношении закупок или выполнения Производственной программы. Излишне большие запасы увеличивают текущие расходы по хранению и повышают риск устаревания. Недостаточные запасы могут привести к их дефициту, простоем производства и потере сбыта. Эффективные процедуры контроля уровня запасов сокращают возможность появления ошибок в учетной и другой информации, которой пользуются администрация при управлении бизнесом и тем самым способствуют эффективности управления.

Аудитор, который понимает роль планирования и составления графиков в производственном процессе, сможет более эффективно оценить неотъемлемый и контрольный риски, связанные с запасами и себестоимостью продукции. Поскольку в данном цикле мною будет изучен расход материалов, то рассмотрим организацию и осуществление контроля за отпуском материалов, который требует наличия ряда организационных предпосылок в работе внутреннего контроля. Так, работники складов должны иметь утвержденные по согласованию с главным бухгалтером списки и образцы подписей лиц, которые могут затребовать материалы.

Необходимым условием организации контроля как за отпуском, так и за использованием материалов является наличие нормативов (норм расходов). Без них нельзя наладить учет расхода материалов, контроль за их использованием, снижением себестоимости продукции.

Сырье и материалы направляют в производственный процесс на основе санкционированной накладной. В любом случае такое движение материалов должно быть зафиксировано разрешительным документом, что служит как оперативным целям, так и целям бухгалтерского учета.

Во многих производствах, независимо от способа документального оформления, материалы отпускаются по лимиту. Внутренним контролем должен проводиться анализ, который выявляет количество и качество таких лимитов и нормативов, правильность их расчета. При этом учитываются и остатки материалов, неизрасходованных цехами на начало месяца. Лимит отпуска материалов обычно устанавливают отдел снабжения, используя расчет отдела нормирования. [14]

Только директор или главный инженер могут дать разрешение на сверхлимитный отпуск материалов или замену одного их вида другим.

Начисление и выплата заработной платы. Расходы на заработную плату распределяются по аналитическим счетам затрат на основании документации по оплате труда или отчетов о выпуске продукции. Совокупные затраты на рабочую силу, отнесенные на счета производственных расходов или расходов периода, приводятся в соответствии с общей контрольной суммой, указанной в документах по оплате труда, чтобы установить, что все затраты на оплату рабочей силы были отнесены на соответствующие счета. Такая система обеспечивает получение данных о простоях, в том числе по техническим или организационным причинам, по времени на наладку, техническое обслуживание, исправление брака и т.д. При системе учета затрат по нормативам расходы на труд производственных рабочих рассчитываются на основе ставок, часов, и путем сравнения их с фактическими затратами получают отклонения по сумме заработной платы и производительности труда. Если аудит проводится на крупном предприятии с большим количеством работающих, целесообразно расходы по заработной плате проверить отдельно.

Формирование себестоимости готовой продукции. Аудитору должно быть известно, что для определения себестоимости готовой продукции главная задача состоит в разграничении затрат:

входящих в выпущенную продукцию за период;

относящихся к другим временным интервалам ввиду незаконченности обработки продукта.

Для определения фактической себестоимости готовой продукции за период необходимо определить незавершенное производство на конец периода. Его оценивают двумя способами:

путем инвентаризации;

расчетным путем.

С принятым порядком учета затрат на производство и калькулированием себестоимости продукции аудитор знакомится по данным, отраженным в учетной политике предприятия с учетом специфики ее операций.

Определение фактической себестоимости готовой продукции для отражения в учете возможно только в конце отчетного периода, так как ее исчисление требует определенных процедур по закрытию счетов и проведению инвентаризации незавершенного производства. В течение отчетного периода по мере выпуска готовой продукции она приходуется на склад по утвержденной в компании плановой или нормативной себестоимости. Отклонения фактической себестоимости от нормативной или плановой себестоимости аудитор может определить по итогам счета 1320 «Готовая продукция».

Промышленные предприятия применяют самые разные системы учета затрат, от весьма простых, когда производится сальдо запасов на конец года, до хорошо разработанных систем учета на основе нормативных затрат, которые позволяют вести учет всех операций с материалами, незавершенного производства и готовой продукции, а также выявлять отклонения от нормативных затрат. Достаточно сложная система учета затрат должна обеспечивать информацию о распределении расходов между сырьем и незавершенным производством, между незавершенным производством и готовой продукцией, а также о фиксировании и суммировании затрат на материалы и рабочую силу, накладных расходов по центрам возникновения затрат, заказам и партиям выпущенной продукции.

В накладные расходы включаются многочисленные затраты, которые относятся на различные счета. Записи о регистрации возмещения накладных расходов могут быть самостоятельной учетной процедурой, однако чаще всего такие записи связаны с данными по заработной плате или расходу материалов, на которых основана норма возмещения.

Выпущенные бракованные изделия становятся объектом процедур, направленных на сохранность средств и устранение брака таким образом, чтобы максимально возместить затраты на направление брака и тем самым снизить производственные расходы. Учет затрат становится более точным, если увязать брак с операциями или продукцией, которые служат источником его появления. Однако часто этого сделать невозможно. Процедуры контроля, связанные со сбором, охраной, измерением, документированием, хранением и устранением брака, иногда также важны, как и другие процедуры контроля.

Выпуск готовой продукции и ее перемещение. Выпуск готовой продукции представляет собой сложный технологический процесс. В большинстве случаев процесс создания продукта не укладывается в рамки одного отчетного периода, и на конец периода существует незавершенное производство. Иными словами, интервалы осуществления производственных затрат и выпуска готовой продукции не совпадают. [13]

После того как продукция выпущена производством и прошла окончательный контроль, ее направляет либо на склад, либо на специальный участок для хранения, где она и находится до отправки заказчикам. Уведомлением руководству производством может служить копия выполненного наряда-заказа или отчет службы технического контроля или отчет заведующего складом о приемке сырья. Полнота начисления затрат на готовую продукцию устанавливается путем проверки номеров производственных отчетов или отчетов о приемке.

Фактическое движение готовой продукции анализируется по данным производственных отчетов, отчетов о движении материальных ценностей на складах, накладных на отпуск или передачу готовой продукции.

Хранение сырья и готовой продукции. Сырье и материалы являются объектом учета и контроля на всех стадиях их использования в процессе производства, начиная с момента приемки.

Процедуры, обеспечивающие хранение сырья, материалов и готовой продукции, включают в себя:

охрану запасов путем ограничения допуска к ним персонала, не имеющего на то разрешения;

выдачу материалов в производственные цехи только с соответствующего разрешения;

запись в учетные регистры расхода запасов после выдачи материалов;

периодический подсчет наличных материалов с последующим сличением результатов с данными регистров аналитического учета.

Инвентаризация является частью эффективной структуры внутреннего контроля. Поэтому аудитор изучает вопросы проведения инвентаризации клиента в соответствии со Стандартом бухгалтерского учета №24 «Организация бухгалтерской службы» и Методическими рекомендациями к нему «О порядке проведения юридическими лицами инвентаризации имущества и обязательств». Инвентаризация активов проводится не менее одного раза в год в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности. До начала инвентаризации от каждого материально-ответственного лица или группы лиц, отвечающих за сохранность активов, берется расписка.

Полный подсчет запасов предприятия производится единовременно, причем все операции на этот момент времени должны быть приостановлены; если же ведутся регистры аналитического учета и другие обстоятельства удовлетворительны, то в разное время в течение года могут проводиться периодические подсчеты произвольно выбранных видов запасов.

Ответственность за планирование и проведение инвентаризации в первую очередь несет клиент. Однако в связи с участием в инвентаризации внешнего аудитора планирование следует осуществлять совместно.

Аудитор должен просмотреть инструкции или памятки к проведению инвентаризации, составленные в письменном виде, и высказать свои замечания по ним. Часто представитель администрации клиента, отвечающий за инвентаризацию, проводит один или несколько инструктажей для тех, кто будет осуществлять надзор за проведением инвентаризации.

Эти инструкции должны быть адресованы не только материально ответственным лицам, но и членам постоянно действующих инвентаризационных комиссий, а также работникам бухгалтерии. Они включают в себя вопросы, с помощью которых можно:

подсчитать количество, общую сумму ТМЗ;

осуществить оценку и подведение общего результата инвентаризации;

физически расположить запасы таким образом, чтобы облегчить подсчеты;

отделить или правильно определить неходовые, залежалые или поврежденные товары;

проконтролировать нумерацию инвентарных ярлыков или ведомостей;

задокументировать и проверить отдельные подсчеты;

добиться правильного «отсечения» документации, отражающей приемку и отгрузку, движение между подразделениями;

исправить ошибки, выявленные в результате подсчетов.

2.3 Возможные аналитические процедуры

С помощью аналитических процедур определяют риски, изучают соотношения между счетами, выявляют тенденции и закономерности, которые помогают аудитору в оценке риска. Тенденции могут проявляться в: [10]

  • соотношении между составляющими производственных затрат, производственными расходами и отклонением цен;
  • оборачиваемости запасов готовой продукции.

Аудитор должен проанализировать эти соотношения и сравнить их с соответствующими данными за прошлые периоды и прогнозными показателями, выявить необходимые операции, найти объяснение природы их образования. Проведение администрацией анализа внутренних отчетов позволяют аудитору решить, насколько они ему необходимы и для дополнения своих собственных аналитических процедур. Кроме вышеперечисленных аналитических процедур, аудитор также проводит анализ:

  • отклонения фактических затрат на сырье и материалы, заработную плату и накладных расходов от нормативных;
  • состава и структуры товарно-материальных запасов;
  • выбытия товарно-материальных запасов;
  • ликвидности товарно-материальных запасов.

Реакция клиента на вопросы аудитора, возникшие в связи с аналитическими процедурами, может дать представление о качестве контроля у клиента. Например, незамедлительные, логичные и конкретные ответы на вопросы относительно колебаний в показателях оборачиваемости запасов текущего года по сравнению с предыдущим могут стать основанием для вывода, что администрация контролирует положение и что система учета и процедуры контроля действуют должным образом.


3. Аудит по циклам на примере предприятия

Процесс получения аудиторских доказательств может быть оптимизирован, если в качестве сегментов аудита выделять образующиеся при осуществлении хозяйственных операций взаимосвязи между отдельными объектам учета – так называемые циклы хозяйственных операций. [11]

Цикл приобретения – объединяет хозяйственные операции по приобретению и созданию внеоборотных активов и приобретению запасов, товаров, приводящие к образованию кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками соответствующих активов.

Цикл производства – объединяет хозяйственные операции по производственному потреблению элементов производства и выпуску готовой продукции.

Цикл реализации – хозяйственные операции, связанные с реализацией готовой продукции и приводящие к образованию дебиторской задолженности покупателей и заказчиков.

Цикл оплаты – хозяйственные операции, связанные с движением наличных и безналичных денежных средств, а также погашение дебиторской и кредиторской задолженности как путем оплаты денежными средствами, так и путем зачета взаимных требований. В зависимости от содержания финансово – хозяйственной деятельности компании могут быть выделены и другие циклы хозяйственных операций, например цикл инвестирования, если операции по осуществлению финансовых вложений носят массовый, часто повторяющийся характер.

Аудитор рассматривает каждый цикл по отдельности, но при этом следит за взаимосвязями между различными циклами. Рассмотрим аудит по некоторым основным циклам на предприятии ТОО «Вкуснодел».

Денежные средства являются самыми ликвидными активами компании, потому аудит кассовых операций и операций по счетам в банке один из значимых циклов.

Основными задачами аудита кассы и кассовых операций являются проверка:

  • обеспечение условий хранения денежных средств в кассе и их доставке в банк;
  • правильности оформления приходных и расходных документов;
  • своевременного и полного отражения операции по движению денежных средств;
  • соблюдения лимита денежных средств в кассе компании .

Основными документами, которые подлежат изучению аудитором при проверке денежных средств в кассе компании, являются кассовая книга, приходные и расходные документы, отчеты кассиров, журналы регистрации документов, журналы регистрации депонированных сумм, авансовые отчеты, а также реестры синтетического учета и отчетности (журналы – ордеры), главная книга, отчет о движении денежных средств, баланс. Общую структуру аудита кассовых операций можно представить с помощью схемы (рис. 2).

Аудит кассовых операций необходимо начинать с проверки фактического количества денежных средств в кассе компании путем проведения инвентаризации. Инвентаризация кассы проводится в присутствии кассира и главного бухгалтера, в случае наличия нескольких касс необходимо их опечатать или принять ряд других мер, для того чтобы избежать возможности покрытия недостачи в данных кассах. При проведении инвентаризации проверяется: приказ (или другой распорядительный документ) о назначении кассира, наличие договора о полной материальной ответственности, условия хранений денежных средств, своевременность оприходования денежных средств, правильность подсчета арифметических сумм в платежных ведомостях. Проводя инвентаризацию кассы, аудитор должен предложить кассиру написать расписку о том, что все приходные и расходные документы и денежные средства включены в отчет кассира на момент инвентаризации кассы и что неоприходованных средств нет. При этом подсчет проводит непосредственно кассир, комиссия не имеет права пересчитывать денежные средства самостоятельно. По результатам инвентаризации составляется акт. В случае выявления недостачи или излишка денежных средств кассир обязан дать письменное пояснение по такой разнице.

Следующий этап аудита кассовых операций начинается с анализа внутреннего контроля и движения средств за рассматриваемый период. [12]

Аудит денежных средств заключается не только в аудите кассы, но и в аудите денежных средств на счетах в банках. Данный цикл аудита очень важен, так как помогает понять взаимосвязь различных операционных циклов. Перед началом аудита банковских операций необходимо оценить состояние внутреннего контроля и системы учета банковских операций, определить основные объекты и последовательность проверки.

Аудит денежных средств на счетах в банке проводится сплошным методом. Если у компании несколько счетов, то аудит проводится по каждому счету. Сначала сверяются остатки денежных средств на счетах по выпискам банка с данными бухгалтерского учета и отчетности. Проверка банковских выписок должна объединять процесс изучения банковских операций по существу. При этом аудитор определяет, имели ли место незаконные банковские операции.

При аудите кассы и операций по расчетным счетам будет установлена взаимосвязь со счетом по заработной плате. При аудите расчетов с персоналом по оплате труда выполняются следующие процедуры:

  • оценивается система внутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда;
  • подтверждается достоверность производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям и отражения их в учете;
  • устанавливается законность и полнота удержаний из заработной платы и других выплат сотрудникам;

проверяется организация аналитического учета расчетов с персоналом по оплате труда и взаимосвязь аналитического и синтетического учета;

  • контролируется соблюдение компанией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда.

Проверка расчетов с работниками по оплате труда может осуществляться как сплошным, так и выборочным методом.

На первом этапе аудита расчетов по оплате труда аудитор должен ознакомиться с формой и системой оплаты труда, которую применяет данная компания, выяснить, существуют ли внутренне положение об оплате труда и трудовые соглашения. Аудитор должен познакомиться с учетными специалистами, осуществляющими контроль над начислением оплаты труда, а также с нормативными документами, которые используют данные специалисты в работе, выяснить подчиненность. Для этого аудитор должен выучить и оценить систему внутреннего контроля, сильные стороны системы с целью определения аудиторских процедур. Для определения эффективности системы внутреннего контроля изучаются такие факторы:

  • список сотрудников, которые принимают участие в формировании информации;
  • наличие должностных инструкций и договоров материальной ответственности;
  • наличие технических средств формирование учетной информации;
  • наличие системы контроля.

Система внутреннего контроля предусматривает наличие компетентного персонала с четко определенными правами и обязанностями, выполнение необходимых процедур при осуществлении хозяйственных операций, наличие контроля за сохранностью документов. Выявить сильные стороны внутреннего контроля можно по таким вопросам:

  • учет заработной платы не ведется отдельно от учета кадров и учета рабочего времени. Так как наиболее эффективна единая интегрированная система;
  • табели учета рабочего времени подписывает утвержденный (уполномоченный) круг лиц;
  • списки принятых и уволенных работников отдел кадров своевременно передает бухгалтерии;
  • должностные оклады устанавливаются приказом руководства;
  • расчеты по оплате труда проверяют лица, которые не имеют отношения к их осуществлении;
  • итоговые данные ведомости сверяются с итоговыми данными о выплате;
  • постоянно проверяется правильность распределения оплаты труда по объектам затрат (центрам возникновения);
  • выявляются отклонения по расходам на оплату труда и нормативными затратами.

Оценив систему внутреннего контроля, аудитор проверяет достоверность первичных документов на выполнение работы и отработанное время. При этом аудитор обязан обратить внимание на правильность заполнения, наличие соответствующих подписей, отсутствие исправлений. Проверки подлежат: табели рабочего времени, расчетно-платежные ведомости и другие соответствующие документы. При этом можно использовать приемы встречных документов по учету затрат на оплату труда, данные документов о выполнении работ и оприходования произведенной продукции. [8]

Анализ полученных материалов проверки дает возможность обобщить все недостатки и нарушения по использованию трудовых ресурсов и расчетов по оплате труда. Для этого сравнивают объемы выполненных работ, что указаны в первичных документов по учету труда, и ее оплату с аналогичными показателями технологических карт, справками норм выработки, а также контрольными замерами фактически выполненных работ. В случае необходимости аудитор лично проверяет объем выполненных работ, а также опрашивает соответствующих лиц для выявления обстоятельств. Аудитору необходимо обратить внимание на расчеты по оплате труда с работниками, которые приняты на работу по трудовым соглашениям. Так как такие соглашения часто носят фиктивный характер и могут быть оформлены задним числом, аудитору требуется установить, за какую работу (услугу) или какой объем выполненных работ начислена такая оплата, определить, каким документом подтверждается объем выполненных работ (услуг). Аудитору требуется проверить применение норм выработки, тарифных ставок, должностных окладов, а также обратить внимание на наличие (соблюдение) и уровень ответственности по внутренним распорядительным документам по начислению заработной платы, проверить рассчитанные итоговые суммы по первичным документам и у становить, не включены ли в первичные документы по оплате труда лица, которые фактически отсутствовали или не принимали участие в таких работах («мертвые души»). Аудитор должен проверить, как применялись доплаты и надбавки к заработной плате, при этом проверяется приказ руководства компании о начислении премии или соответствие начисления премии условиям трудового контракта (соглашения). Затем аудитор должен проверить правильность удержания из заработной платы и других выплат в соответствии с законодательством страны, а для этого необходимо правильно определить совокупный налогооблагаемый доход. Аудитор также может применить аналитические процедуры по рассмотрению сопоставимости начисления заработной платы за текущий период с предыдущими периодами. При аудите заработной платы на производственных компаниях аудитор может сравнить информацию о тарифах и нормативах с информацией по компаниям, осуществляющих аналогичную деятельность.

Проверка удержаний из заработной платы осуществляется по двум направлениям:

  • проверка обязательных удержаний из заработной платы;
  • проверка удержаний по инициативе работника.

Аудитор должен проверить правильность отображения сумм начисления и удержания из заработной платы в учетных регистрах и на соответствующих корреспондентских счетах. Отдельно аудитором проверяются суммы выплат, что не включается в фонд оплаты труда, например ссуды или займы работнику, материальная помощь, та как эти суммы не включаются в платежную ведомость. Аудитор проверяет правильность перенесения остатков на начало месяца. На практике встречаются случаи, когда работники бухгалтерии допускают ошибки при перенесении остатков.

При аудите расчетов с подотчетными лицами необходимо проверить правильность соблюдения действующего законодательства по таким взаиморасчетам, правильность документального оформления и отражения в учете всех виров расчетов с подотчетными лицами. Этот счет чаще всего учитывает незначительные суммы средств, но количество подотчетных лиц может быть значительным, поэтому аудит по данному счету очень важен. Этот счет проверяется также по причине существования потенциальной возможности хищений и злоупотреблений.

Аудит по расчетам с подотчетными лицами осуществляется с применением следующих процедур:

  • оценивается система внутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами;
  • подтверждается достоверность выдачи и возврата подотчетных сумм;
  • устанавливается законность и полнота возврата подотчетных сумм;
  • проверяется организация аналитического учета расчетов с подотчетными лицами и взаимосвязь аналитического и синтетического учета.

Аудитор проверяет документальное оформление авансовых отчетов на предмет:

  • правильности и полноты оформления авансовых отчетов;
  • правильности и полноты оформления командировочных расходов;
  • своевременности возврата подотчетных сумм и сдаче авансовых отчетов в бухгалтерию.

Трудоемким, но также очень важным является аудит цикла приобретения, который включает аудит счета материальных запасов. Начинается аудит счета материальных запасов с аудита наличия и состояния системы хранения материальных запасов.

Аудиторские процедуры по проведению аудита наличия материальных запасов делят на процедуры, что проводятся до, во время и после проведения инвентаризации.

Аудит наличия и состояния системы хранения следует начать с процесса ознакомления с местами хранения запасов, организаций складского хозяйства и системы учета на складе. После этого определяется размер выборки для проведения инвентаризации запасов, а в случае выявления существенных отклонений или недостатков в организации складского хозяйства проводится сплошная инвентаризация запасов. Во время проверки складского хозяйства необходимо обратить внимание:

  • на систему охраняя, в том числе противопожарную;
  • на периодичность проверки средств измерительной техники;
  • на оформление договоров материальной ответственности4
  • на наличие должностных инструкций по ведению складского хозяйства;
  • на соответствие складских помещений требованиям сохранности материальных ценностей от порчи. [10]

Аудитор должен отследить порядок выдачи и вывоза запасов со склада, а также порядок приема запасов на склад, наличие и правильность оформления сопроводительных документов. После осмотра складского хозяйства аудитор принимает решение о размере выборки для проведения инвентаризации. Если запасы хранятся на нескольких складах, то необходимо проводить инвентаризацию одновременно, для того чтобы исключить возможность перемещения запасов с одного склада на другой для сокрытия недостачи. После инвентаризации составляется сличительная ведомость для выявления отклонений.

При проведении аудита материальных запасов особое внимание уделяется учету поступления запасов. Во время проведения аудита полноты, своевременности и правильности оприходования материалов необходимо изучить следующие вопросы:

  • соблюдают ли в компании порядок принятия и оформления документов, подтверждающих факт поступления материалов;
  • правильность учета и оценки запасов;
  • регулярность пересмотра оценки стоимости запасов;
  • проверяется правильность оформления актов на принятие запасов в случае, когда качество или количество не соответствует данным в сопроводительных документах.

В ходе проверки наличия и сохранности материальных запасов аудитор осуществляет ряд процедур:

  • проверяет отсутствие искажений в начальном сальдо по счету запасов, правильность перенесения остатков по счетам учета из предыдущего периода на начало анализируемого;
  • анализирует правильность синтетического и аналитического учета;
  • проверяет оформление документов на наличие санкций и всех подписей, так как к исполнению должны приниматься лишь надлежащим образом оформленные документы;
  • проверяет установление порядка нормирования расходования сырья в производство, соблюдение норм, выявляет отклонения и меры, принимаемые для их ликвидации;
  • проверяет своевременное и полное отражение операций в регистрах бухгалтерского учета, проведение периодической проверки синтетического учета с данными карточек складского учета;
  • устанавливает правильность определения и списания стоимости израсходованных запасов на себестоимость производимой продукции;
  • анализирует организацию контроля за закупками, а также регламентацию процесса закупок: наличие договора, оплату счетов, накладных, счетов-фактур, оприходования запасов в регистрах бухгалтерского учета;
  • проверяет сроки и периодичность проведения инвентаризации в соответствии с требованиями законодательства, правильность оформления материалов инвентаризации и отражения ее результатов в учете.

При проверке движения запасов аудитор детально изучает:

  • документальное оформление операций по движению запасов, применение унифицированных форм, наличие всех необходимых реквизитов, отношение операций к проверяемому периоду;
  • правильность оприходования запасов при покупке;
  • правильность списания и отражения прибыли при продаже и прочем выбытии запасов;
  • правильность оприходования материалов, полученных при ликвидации основных средств;
  • соблюдение законодательства при отражении нетипичных операций;
  • правильность забалансового учета запасов, принятых на ответственное хранение, а также товаров взятых на комиссию;
  • полноту учета операций с аффинированными лицами;
  • соответствие законодательству операций при передаче запасов в залог.

Все вышеуказанные процедуры помогают аудитору собрать необходимую аналитическую информацию о составе, стоимости и движении запасов, которая в совокупности с данными, полученными в ходе аудита всех остальных статей финансовой отчетности, позволит аудитору выразить мнение о достоверности полученных сведений.

Имеются общие правила оценки надежности аудиторских доказательств в ходе аудита. Среди них можно выделить следующие:

  • аудиторские доказательства, полученные из внешних источников, являются более надежными, чем полученные из внутренних источников;
  • аудиторские доказательства более надежны, если система бухгалтерского учета и система внутреннего контроля эффективны;
  • аудиторские доказательства, собраннее непосредственно аудитором, более достоверны, чем собранные через третьих лиц;
  • аудиторские доказательства в письменной форме более надежны, чем устные.

В общем понимании процедура получения аудиторских доказательств относятся:

  • инспектирование, в ходе которого производится документирование доказательств, характеризующихся различными степенями надежности;
  • наблюдение – взгляд на процесс или процедуру. Это необходимо в тех случаях, когда не остается документальных свидетельств и невозможно произвести пересчет;
  • запрос и подтверждение – поиск информации у осведомленных лиц;
  • подсчет – проверка точности подсчетов;
  • аналитические процедуры – анализ важных коэффициентов и тенденций.

Аудиторские доказательства получают в результате проведения тестов средств внутреннего контроля и необходимых процедур по существу. В некоторых случаях доказательства могут быть получены только путем проведения процедур по существу.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Аудит представляет собой независимую проверку аудиторами и аудиторскими организациями финансовой отчетности и иных документов юридических и физических лиц с целью оценки достоверности и соответствия финансовых и хозяйственных операций законодательству Республики Казахстан.

Процесс производства – основной в хозяйственной деятельности предприятия, а значит учет и аудит затрат на производство – ответственный участок работы бухгалтерии и аудиторской проверки. Поэтому при проверке данного цикла аудитор должен понять процедуры контроля, применяемые в отношении производства и отгрузки готовой продукции, хранения запасов сырья. Основываясь на такой информации, аудитор определяет, правильно ли разработаны и применяются ли на предприятии политика и процедуры контроля для конкретных хозяйственных операций.

Производственный цикл связан с материальными ценностями, которые производятся для реализации. Его проверка наиболее сложная и трудоемкая. Большая часть источников аудиторских доказательств является внутренними документами, созданными самим экономическим субъектом, что понижает их ценность для аудита. Поэтому для успешного проведения проверки особенно важно достаточное понимание аудитором особенностей бизнеса клиента, сущности его производственного процесса, а также визуальное ознакомление с производственным процессом в цехах, складами и другими производственными помещениями.

Процесс получения аудиторских доказательств может быть оптимизирован, если в качестве сегментов аудита выделять образующиеся при осуществлении хозяйственных операций взаимосвязи между отдельными объектам учета – так называемые циклы хозяйственных операций.

Цикл приобретения – объединяет хозяйственные операции по приобретению и созданию внеоборотных активов и приобретению запасов, товаров, приводящие к образованию кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками соответствующих активов.

Цикл производства – объединяет хозяйственные операции по производственному потреблению элементов производства и выпуску готовой продукции.

Цикл реализации – хозяйственные операции, связанные с реализацией готовой продукции и приводящие к образованию дебиторской задолженности покупателей и заказчиков.

Цикл оплаты – хозяйственные операции, связанные с движением наличных и безналичных денежных средств, а также погашение дебиторской и кредиторской задолженности как путем оплаты денежными средствами, так и путем зачета взаимных требований. В зависимости от содержания финансово – хозяйственной деятельности компании могут быть выделены и другие циклы хозяйственных операций, например цикл инвестирования, если операции по осуществлению финансовых вложений носят массовый, часто повторяющийся характер.

Аудиторские доказательства получают в результате проведения тестов средств внутреннего контроля и необходимых процедур по существу. В некоторых случаях доказательства могут быть получены только путем проведения процедур по существу.

В заключение хотелось бы отметить, что своевременное оказание консультационной помощи аудитора или аудиторских организаций позволяют предприятию-клиенту избежать недостатков в учете и ошибок при составлении финансовой отчетности.


Список использованных источников

  1. Налоговый кодекс РК
  2. Закон Республики Казахстан от 28.02.2007 N 234-3"О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ И ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ"
  3. Национальные стандарты финансовой отчётности
  4. МСФО
  5. Типовой план счетов бухгалтерского учета, действующий с 01.01.2008 года
  6. Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 21 июня 2007 года № 218
  7. Трудовой кодекс РК
  8. Бухгалтерские информационные системы: Учебное пособие. Алматы, 2001
  9. Дюсембаев К. Щ. Аудит и анализ в системе управления финансами, Алматы Экономика 2000 г. Стр.291.
  10. Ефимова О.В. Финансовый анализ, М.: Бухгалтерский учёт, 2003 – 314с
  11. Егембердиева Е.А «Аудит доходов и расходов организации» // Статистика, учет и аудит № 1, 2007 г. с 3.-10.
  12. Жапаров К.Ж., Ладаненко Е.И. Бухгалтерский учет в условиях рынка Республиканский издательно - методологический центр, 2003 г. с 95-102.
  13. Ержанов М.С., Ержанов А.М Основы бухгалтерского учета. Алматы-2003г. С 186 .
  14. Жуйриков К.К., Раимов С.Р.. Корпоративные финансы. Учебник.-Алматы: ААЭС,2004.-512с.
  15. Жуйриков К.К., Раимов Г.Б., Танирбеогенова Г.Б. Финансовый анализ предприятия. Учебник, Алматы, 2003, 225с.
  16. Ковалёв В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник, Москва, 2004 – 421с
  17. Кох Р. Менеджмент и финансы от А до Я. – СПб – М.: Харьков – Минск, 2001 г. – 496 с.
  18. КСБУ – МСФО. Бухгалтерский учёт и отчётность, КСБУ – 28, МСФО – 38 (Практическое пособие), Алматы, 2003 г. – 139с.
  19. Маренго. А.К. Финансовый менеджмент. Экспресс – курс для менеджеров. Под ред. Проф. М.М. Трофимова. – СПб.: «Алетейя», 2001 г. -363 с.
  20. Мельников В.Д., Ильясов К.К. Финансы: Учебник. – Алматы:, 2001. – 512с.

Аналитическая процедура и проверки на предприятии