Платежной системы Казахстана

ВВЕДЕНИЕ

Развитие экономики любой страны невозможно без высокоэффективной системы денежного обращения и использования современных платежных механизмов. Перманентно растущий оборот между субъектами бизнеса требует уверенности в своевременном и точном выполнении обязательств по платежам. Построение эффективной и надежной национальной платежной системы является одним из определяющих факторов действенного функционирования денежно-кредитной системы государства. В последнее время платежные системы все чаще стали рассматриваться как составные части государственной политики, в основном из-за их важного значения для функционирования экономики.

От доверия к платежной системе во многом зависит и структура денежного оборота, увеличение ее безналичной составляющей, реализация чего позволила бы получить дополнительные возможности для объективного, экономически обоснованного налогообложения и пополнения доходной части бюджета государства, а также получения информации, необходимой для углубленного макроэкономического анализа денежных потоков, что так необходимо при принятии более объективных решений в области денежно-кредитной политики.

Современный этап развития платежной системы Казахстана в целом отвечает последним тенденциям в развитии мировых платежных систем. Исследование ученых показало, что в отличие от остальных элементов финансовой системы, национальная платежная система отличилась тем, что влияние мирового финансового кризиса на нее не оказало особого влияния. Несомненно, особую роль и значение в этом следует отвести Национальному банку РК и Правительству страны принявшим своевременные меры по оказанию поддержки банковской системы. Именно поэтому проблемы ликвидности, которые напрямую связаны с функционированием платежной системы были сняты. В этой связи проведенная периодизация развития платежной системы Казахстана не предусматривает деления на докризисный и кризисный периоды. Однако особое место платежной системы в обеспечении расчетов в процессе производства и реализации продукции, и в целом функционирования национальной экономики определяет необходимость учета всех факторов связанных с проявлением мирового кризиса.

  1. Сущность платежной системы

  1. Понятие платежной системы и её субъекты

Последние десятилетия ХХ века во всем мире ознаменовались активным реформированием платежных систем, связанных с пониманием и признанием ключевой роли, которую играют платежные системы в рыночной экономике. Реформирование платежных систем также связано с появлением новых технологий, обеспечивающих быстрое, эффективное и безопасное проведение платежей и переводов денег, независимо от месторасположения плательщика и получателя денег. Совершенно очевидно, что новые технологические решения в проведении платежей не могли обойти стороной Казахстан, как раз в 90-е годы активно вошедшего в мировое сообщество в связи с обретением независимости и переходом к рыночной экономике.
Система безналичных платежей, унаследованная Казахстаном от прежней централизованной плановой системы, которая поддерживалась Государственным банком бывшего Советского Союза, не подходила для рыночной экономики. Этот платежный механизм не был особенно надежным и эффективным. Своевременность в движении финансовых потоков также не имела особого значения, поскольку способность вовремя оплачивать счета не являлась важным фактором при установлении экономических отношений. Кроме того, поскольку платежи гарантировались в рамках централизованной плановой экономики, участникам торговых операций не нужно было беспокоиться по поводу рисков платежной системы. И, наконец, в силу того, что операционные издержки, связанные с осуществлением платежей, не перекладывались на хозяйствующие субъекты в качестве их затрат, прямой стимул для эффективного функционирования платежной системы отсутствовал.
В связи с этим, после введения собственной национальной валюты в ноябре 1993 года Национальный Банк Республики Казахстан стал проводить активную работу по реформированию платежной системы Республики Казахстан. Платежная система является жизненно важной составной частью финансовой системы любой страны. Для Казахстана она имеет особую значимость, поскольку стала одной из ключевых проблем реформирования экономики на переходном этапе. Основными составляющими этой проблемы являются, с одной стороны, платежный кризис и его последствия, а с другой - революционные изменения в расчетах между банками, представляющие фундамент новой банковской системы [1].

К составу основных участников платежной системы следует отнести:

- юридических и физических лиц, производящих и получающих платежи;

- банки второго уровня;

- Национальный банк РК.

В рыночной экономике ежедневно проводится значительное количество операций по инициативе различных экономических субъектов, включая частных лиц и предприятия сектора материального производства, связанных с приобретением товаров и услуг, финансовых активов. В результате таких операций возникает необходимость совершения платежа по образовавшимся обязательствам. Как известно, такие обязательства могут погашаться за счет передачи наличных денег или за счет безналичных перечислений по счетам экономических субъектов, открытым в банках [2].

Платежная система представляет собой набор механизмов расчета по обязательствам, принимаемым на себя экономическими субъектами ими материальных и финансовых активов.

Становление и развитие платежной системы в Республике Казахстан потребовало принятия соответствующих законодательных и нормативно – правовых актов. Так, в соответствии с Законом «О Национальном Банке Республики Казахстан» от 30 марта 1995 г., Национальный банк РК организует, координирует и регулирует функционирование платежной системы, издает обязательные для исполнения всеми банками и их клиентами нормативные правовые акты по вопросам платежей и переводов денег, а также устанавливает правила применения способов осуществления платежей и переводов денег. Деятельность основных участников платежной системы – банков второго уровня – регулируется Законом РК от 31 августа 1995 г. «О банках и банковской деятельности» [9].

Основным законодательным актом, регулирующим отношения возникающие при осуществлении платежей и переводов денег в РК, является Закон РК «О платежах и переводах денег» от 29 июня 1998 г. Постановлением правления Национального банка РК от 25 апреля 2000 г. №179 были утверждены «Правила использования платежных документов и осуществления безналичных платежей и переводов денег. В целях регулирования выпуска и обращения чеков, векселей, платежных карточек, использования документарных аккредитивов, порядка прямого дебетования банковского счета и осуществления платежей без открытия банковского счета были разработаны соответствующие нормативно – правовые акты Национального банка РК [10].

Для урегулирования отношений, связанных с предоставлением услуг Казахстанским Центром Межбанковских Расчетов (КЦМР) по безналичным переводам денежных средств, постановлением Правления Национального банка РК № 242 от 21 ноября 1998 г. Были разработаны и утверждены «Правила переводов денег в межбанковской системе переводов денег» и «Правила осуществления клиринга в республике Казахстан», утвержденные постановлением Правления Национального банка РК 16 июня 2000 г. № 273 [11].

1.2 Основные платежные инструменты и механизмы их использования

Нормальное функционирование системы платежей предполагает применение общепринятых платежных инструментов и механизма их использования. Основные понятия используемые в платежной системе:

- перевод денег - последовательное исполнение банками-получателями указаний отправителей о передаче денег, связанных с осуществлением платежа или иными целями;

- инициатор перевода денег (далее - инициатор) - лицо, первым предъявившее для исполнения указание о переводе денег;

- отправитель денег - лицо, за счет которого осуществляются платеж и (или) перевод денег;

- участники платежа и (или) перевода денег - физические и юридические лица, филиалы и представительства юридических лиц, имеющие права и (или) обязанности по платежу и (или) переводу денег;

- банк-получатель - банк, которому адресуется указание о переводе либо выплате денег;

- прямое дебетование банковского счета - способ осуществления платежа, при котором производятся изъятие денег у отправителя денег и передача их в пользу бенефициара на основании предварительного разрешения отправителя денег об указанном изъятии, действующего в течение определенного периода времени и (или) в пределах определенной суммы денег;

- бенефициар - лицо, указанное в поручении либо требовании в качестве получателя денег при совершении перевода денег, а также при безналичных платежах, осуществляемых без перевода денег;

- банк бенефициара - банк, которому согласно условиям договора с отправителем и (или) указанию отправителя надлежит принять деньги, пступающие в пользу бенефициара, и (или) выполнить иные действия, предусмотренные указанием либо договором с отправителем;

- банк-посредник - любой банк-участник перевода денег, не являющийся банком отправителя денег и банком бенефициара;

- отправитель - лицо, отправляющее указание, связанное с платежом и (или) переводом денег, которое может быть в том числе отправителем денег, инициатором или бенефициаром;

- инкассовое распоряжение - способ осуществления платежа, используемый для изъятия денег с банковского счета отправителя денег без его согласия;

- клиринг - осуществляемый клиринговой организацией процесс сбора, сверки, сортировки и зачета встречных требований участников клиринга и последующего определения их чистых позиций (сальдо), а также выполнение банком указанных действий по встречным требованиям между его клиентами;

- микропроцессорная платежная карточка - платежная карточка с интегральной микросхемой, которая используется для безналичной оплаты товаров (работ, услуг), получения наличных денег, осуществления обмена валют и других операций, определенных эмитентом платежной карточки и на его условиях, а также содержит необходимую для держателя карточки информацию;

- указание - приказ отправителя банку-получателю о переводе либо выплате денег, предъявляемый в силу договора или закона. Указания составляются в форме поручения либо форме требования;

- операционный день - период времени, в течение которого банком осуществляется прием указаний о переводе денег и распоряжений о приостановлении либо об отзыве таких указаний от клиентов и передача им сообщений, связанных с осуществлением переводов денег в их пользу;

- взыскатель - лицо, предъявляющее в силу договора или закона требование о взыскании денег, подлежащее исполнению банком-получателем без согласия отправителя денег;

- платеж - исполнение денежного обязательства с использованием наличных денег или без их использования путем перевода денег либо выдачи платежного документа, содержащего денежное обязательство или приказ о выплате денег;

- национальная межбанковская система платежных карточек - система обслуживания межбанковских операций по платежным карточкам, управление которой осуществляет организация, специально созданная банками-участниками системы, способная также обеспечить хранение, обработку и передачу необходимой информации электронным способом с применением технологий микропроцессорных карточек для реализации общенациональных задач, определяемых законодательными актами Республики Казахстан;

- платежная карточка - средство доступа к деньгам через электронные терминалы или иные устройства, которое содержит информацию, позволяющую держателю такой карточки осуществлять платежи, получать наличные деньги, производить обмен валют и другие операции, определенные эмитентом платежной карточки и на его условиях;

- платежное поручение - способ осуществления платежа и (или) перевода денег, предусматривающий предъявление отправителем указания банку-получателю о переводе определенной в данном указании суммы денег в пользу бенефициара;

- платежное требование-поручение - способ осуществления платежа, при котором в банк отправителя денег предъявляется требование отправителя к отправителю денег о выплате денег в сумме, указанной в таком требовании, на основании и с приложением документов, подтверждающих указанное требование;

- платежный документ - документ, на основании или с помощью которого производятся платежи и переводы денег;

- чек - платежный документ, содержащий письменный приказ чекодателя банку-получателю, основанный на договоре между ними, об уплате указанной в таком приказе суммы денег чекодержателю;

- чекодатель - лицо, выписавшее чек;

- чекодержатель - лицо, в пользу которого был выписан чек, в том числе чекодатель, если чек был выписан им на себя [10].

В соответствии с действующим законодательством в Республике Казахстан, платежный документ – это документ, на основании или с помощью которого производится исполнение денежного обязательства согласно условиям гражданско – правовых сделок, договоров, нормам законодательства РК и решениям суда. Платежные документы могут представляться как в электронном виде, так и на бумажном носителе. Электронные платежные документы формируются в соответствии с установленными форматами для передачи электронных платежных сообщений и направляются в банк по электронным каналам связи и телекоммуникаций. Любые исправления в платежных документах и распоряжениях об их отзыве или о приостановлении их исполнения, исполненных на бумажных носителях, не допускаются. В случае обнаружения банком исправлений, помарок, а также несоответствия сумм, указанных цифрами и прописью, платежный документ банком к исполнению не принимается и возвращается его инициатору не позднее трех рабочих дней со дня получения с указанием причины возврата.

Банк – получатель или банк бенефициара вправе отказать в акцепте платежного документа, заполненного и представленного в форме, не соответствующей требованиям Правил использования платежных документов и осуществления безналичных платежей и переводов денег на территории РК и нормативных правовых актов Национального банка, регулирующих правила и особенности применения способов осуществления платежей и переводов денег, а также в случаях несоответствия реквизитов клиента (его наименования, индивидуального идентификационного кода, РНН) реквизитам, указанным в платежном документе, валюте банковского счета. Отказ банком в акцепте платежного документа осуществляется по основаниям, предусмотренным законодательством РК, не позднее трех рабочих дней со дня его получения.

Количество экземпляров представляемых платежных документов и распоряжений об отзыве платежного документа или о приостановлении его исполнения, выполненных на бумажном носителе, определяется каждым банком самостоятельно и оговаривается в его правилах об общих условиях проведения операций, если иное не предусмотрено законодательством РК.

Для осуществления операций по безналичным расчетам применяются кредитовые и дебетовые переводы [10].

При кредитовом переводе плательщик поручает банку перевести его средства получателю. Основным платежным инструментом, используемым для осуществления такого перевода, является платежное поручение.

Платежное поручение представляет собой поручение отправителя денег обслуживающему банку – получателю о переводе его денег в пользу бенефициара в сумме, указанной в поручении. Платежное поручение может представляться как на бумажном носителе, так и в электронном виде.

Платежное поручение принимается банком – получателем в течение десяти календарных дней с указанной в нем даты выписки и исполнятся в пределах имеющихся на счете средств.

При отсутствии перевода денег в пользу бенефициара – нерезидента отправитель денег, за исключением случаев, когда отправителем денег является банк, предъявляет в обслуживающий банк – получателю о переводе денег. В заявлении на перевод, помимо реквизитов, установленных формой бланка, банк вправе включить дополнительные сведения об отправителе денег, а также необходимые банку для обработки данного заявления.мес

Работник банка проверяет правильность заполнения платежного поручения, соответствие подписей и печати имеющимся образцам. При оплате платежного поручения ответственный исполнитель проставляет на всех экземплярах дату проводки и подпись, а на втором экземпляре – штамп. Далее, на основании первого экземпляра платежного поручения совершается бухгалтерская проводка и он помещается в Документы дня, а второй экземпляр с отметкой об оплате возвращается клиенту вместе с выпиской по счету.

При наличии электронных каналов связи платежные документы могут приниматься банками электронным способом. Электронный образ платежного документа (электронный платежный документ) имеет силу платежного документа, оформленного на бумажном носителе, и содержит все его реквизиты. Кроме того, в нижней части электронного документа указываются наименования должностей, фамилия, имя, отчество распорядителей счетов. Оттиск печати не проставляется.

Прием (передача) и исполнение электронных платежных документов клиента, осуществляется только на основании заключенного между банком и клиентом договора на обслуживание банковского счета с использованием компьютерно – модемной связи и акта о признании электронной подписи, а также при соблюдении требований к предъявителю указаний о переводе денег электронным способом.

При дебетовом переводе инициатором оплаты выступает получатель, поручающий банку перевести средства плательщика, как правило, с предварительного разрешения последнего. К числу платежных инструментов, используемых для осуществления дебетовых переводов, относятся:

Чек – платежный документ, содержащий письменный приказ чекодателя банку – получателю, основанный на договоре между ними об уплате указанной в таком приказе суммы денег чекодержателю. Чеки могут использоваться как для получения наличных денег, так и для осуществления безналичных платежей при оплате товаров и услуг. Чеки подразделяются на покрытые, т.е., обеспеченные депозитом, предварительно внесенным чекодателем в банк, и непокрытые, которые не были предварительно обеспечены депозитом. Чеки могут содержать гарантию банка по их оплате, в том числе и по непокрытым чекам.

Платежное требование – поручение – требование бенефициара к отправителю денег об оплате за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, предъявляемое на основании документов, подтверждающих указанное требование.

При получении платежного требования поручения банк отправителя денег регистрирует его и учитывает на соответствующем счете, проставляет на всех экземплярах дату принятия документа и передает не позднее рабочего дня, следующего за днем получения платежного требования – поручения, экземпляр платежного требования – поручения отправителю денег на бумажном носителе либо в электронном формате в соответствии с соглашением об электронном предъявлении между отправителем денег и банком для последующего его акцепта и оплаты, либо по почте, зафиксировав дату отправки в журнале исходящей корреспонденции.

Платежное требование – поручение подлежит исполнению банком отправителя денег только при наличии акцепта отправителя денег, за исключением платежного требования – поручения, по которому не требуется акцепт отправителя денег. Акцепт указания либо отказ в его исполнении должен быть совершен не позднее трех рабочих дней со дня получения указания. Клиент в течение этого срока обязан акцептовать или заявить банку об отказе. Банк отправителя денег при неполучении от отправителя уведомления об оплате или отказе в акцепте платежного требования – поручения по истечении 30 дней со дня его выписки вправе возвратить свой экземпляр данного платежного требования – поручения лицу, его представившему, без рассмотрения, вместе с извещением о неполучении от отправителя денег ответа об акцепте либо отказа в акцепте.

При согласии оплатить платежное требование – поручение отправитель денег в нижней части этого документа ставит подписи лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, и оттиск печати на всех экземплярах, и сдает их в обслуживающий банк.

При оплате акцептованного клиентом требования – поручения, ответственный исполнитель проставляет на всех экземплярах дату и подпись.

Первый экземпляр подшивается в документы дня. На экземпляре, который возвращается отправителю денег, ставится штамп. Банку, обслуживающему бенефициара, направляется электронная копия исполненного платежного требования – поручения.

При проведении регулярных платежей клиента применяется прямое дебетование его банковского счета. В этом случае отправитель денег дает предварительное разрешение обслуживающему его банку на списание денег с его банковского счета на основании документов получателя, подтверждающих поставку товаров, выполнение работ либо оказание услуг. При поступлении от получателя подтверждающих документов банк списывает со счета отправителя денег сумму, указанную в представленных документах, и перечисляет ее в пользу получателя без дополнительного разрешения отправителя денег. Разрешение плательщика на прямое дебетование своего счета обычно действует в течение определенного периода времени и в пределах определенной суммы денег.

Инкассовое распоряжение – платежный документ, используемый для изъятия денег с банковских счетов отправителя денег без согласия отправителя денег, в случаях, предусмотренных законодательными актами. Прием инкассовых распоряжений и распоряжений об их отзыве либо приостановлении осуществляется банком – получателем только в течение установленного им операционного дня. Если данные документы были получены после окончания операционного дня, то они считаются полученными банком – получателем в начале следующего операционного дня. Инкассовые распоряжения регистрируются в банке в отдельном журнале регистраций, где указывается дата поступления распоряжения, его номер, дата выписки, сумма, наименование бенефициара, наименование отправителя денег, ФИО ответственного исполнителя банка, его подпись в получении.

При отсутствии или недостаточности суммы денег на счетах у отправителя денег, необходимой для исполнения инкассового распоряжения, банк обязан принять и хранить полученные инкассовые распоряжения в картотеке до поступления суммы денег на банковский счет отправителя денег, достаточной для исполнения инкассового распоряжения, в сроки, установленные законодательными актами РК (кроме инкассовых распоряжений налоговых и таможенных органов). При постановке инкассового распоряжения в картотеку банк отправителя денег обязан не позднее следующего рабочего дня направить извещение банку бенефициара о постановке на учет с указанием причины.

Кроме указанных, к платежным инструментам в РК относятся также векселя и платежные карточки.

Вексель – платежный документ строго установленной формы, содержащее одностороннее безусловное денежное обязательство. Векселя делятся на простые и переводные в зависимости от того, содержится ли в векселе обещание или предложение уплаты денежной суммы. Простой вексель (соло) – ничем не обусловленное обязательство векселедателя уплатить по требованию или в определенное время в будущем обозначенную в векселе сумму денег векселедержателю. Переводной вексель (тратта) – ничем не обусловленное предложение (приказ) векселедателя (трассанта) третьему лицу (трассату) уплатить первому векселедержателю (ремитенту) или по его приказу в определенное время в будущем, либо по предъявлению обозначенную в векселе сумму денег.

Вексель может передаваться от одного лица другому с помощью передаточной надписи – индоссамента. Индоссамент должен быть написан на векселе или на присоединенном к нему листе (аллонже). Он должен быть подписан индоссантом (лицом, передающим вексель) и индоссатом (лицом, в пользу которого переводится вексель).

Платежная карточка – средство доступа к деньгам (к карточному счету) через электронные терминалы, импринтеры, банкоматы, позволяющие держателю такой карточки осуществлять платежи при приобретении товаров, услуг у предпринимателя, получать наличные деньги в пунктах выдачи наличных банков – эквайеров, производить обмен валют и другие операции, определенные банком – эмитентом платежной карточки и на его условиях.

При осуществлении платежа посредством платежной карточки формируются платежные карточные документы в электронном виде или на бумажном носителе – слипы, чеки. На основании этих документов, предоставленных в банк, ответственный исполнитель осуществляет перевод денег с карточных счетов в пользу бенефициара – предпринимателя или пункта выдачи наличных банка, формируя при этом электронный мемориальный документ (платежное поручение, платежный ордер, мемориальный ордер).

Платежные карточки подразделяются на кредитные и дебетовые. Также используются дебетно – кредитные карточки, сочетающие в себе функции тех и других карточек. Кредитная карточка предоставляет ее держателю возможность осуществлять платежи в пределах суммы кредита, предоставленного держателю такой карточки банком – эмитентом. При этом сумма кредита должна быть погашена по истечении определенного периода времени с уплатой соответствующего вознаграждения банку. Дебетовая карточка предоставляет ее держателю возможность осуществлять платежи только в пределах остатка денег у держателя на его карт – счете [10].

1.3 Принципы функционирования платежной системы РК

Безналичные расчеты производятся юридическими и физическими лицами через банк, в котором им открыт соответствующий счет. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета, в котором указываются процентные ставки по кредитам и депозитам, стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушение договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие условия договора. Клиенты вправе открывать необходимое им количество счетов в любой валюте [12].

Если плательщик и получатель имеют счета в различных банках, для исполнения платежного документа банк плательщика должен перевести средства банку получателю, тем самым совершить межбанковский перевод. Межбанковские переводы денег – это переводы, при осуществлении которых банки выступают в роли плательщика и получателя платежа. Такие переводы имеют место не только при исполнении банками платежей своих клиентов, но и когда банки выполняют обязательства друг перед другом, например, по операциям на денежном, валютном и фондовом рынках.

Межбанковские платежи в Республике Казахстан проводятся через:

- межбанковскую систему переводов денег (МСПД) – систему валовых расчетов в режиме реального времени (RTGS);

- систему розничных платежей (СРП) – клиринговую систему.

Эти системы являются основными механизмами осуществления платежей и переводов денег в РК.

Назначение МСПД состоит в исполнении безотзывных и безусловных платежей в национальной валюте с гарантией расчета в течение одного операционного дня с использованием и в пределах сумм денег, находящихся на счетах пользователей МСПД в Национальном банке РК. Через МСПД осуществляются как кредитовые, так и дебетовые переводы. Дебетовые переводы осуществляются только на основании предварительного согласия банка плательщика на дебетование своего счета. Передача и прием сообщений в системе осуществляется только электронным способом, в соответствии с форматами, установленными Национальным банком РК. Используются SWIFT подобные форматы МТ 100 и МТ 102. Пользователям предоставляются все виды каналов связи: коммутируемые, выделенные линии, интернет, Х.25, DialNet, которые выбирает сам пользователь. Пользователем МСПД может быть любой банк или организация, имеющая лицензию на проведение отдельных видов банковских операций, которой открыт корреспондентский счет в Национальном банке.

Оператором МСПД является Казахстанский Центр межбанковских расчетов (КЦМР). Правовую основу осуществления платежей в МСПД обеспечивают договора, заключенные между КЦМР и пользователями системы.

Национальный банк на основании платежного поручения пользователя осуществляет перевод денег с его корреспондентского счета в пределах суммы остатка на нем, на специальный счет системы. Окончательный расчет производится в течение дня с использованием имеющихся на счетах системы денежных средств каждого пользователя. В конце операционного дня Национальный банк переводит деньги в сумме сальдо позиции пользователя со счета системы на корреспондентский счет пользователя.

Если на момент поступления платежного документа в систему у банка – плательщика нет достаточной суммы денег для его исполнения, платежный документ становится в очередь и находится там до поступления на счет пользователя – плательщика суммы денег, необходимой для его исполнения. В МСПД предусматривается возможность поучения пользователями овердрафта Национального банка в случае отсутствия у пользователя необходимой суммы денег для осуществления текущих платежей [1].

Ядром системы розничных платежей (СРП) является Республиканский межбанковский клиринг. Клиринговые операции осуществляются в расчетных (клиринговых) палатах, организованных либо банковскими центрами, либо государственными органами. В Казахстане функции клиринговой палаты выполняет КЦМР, согласно лицензии Национального банка.

В СРП осуществляются мелкие несрочные платежи. Основу операций через СРП составляют поручения о регулярных платежах: коммунальные платежи населения, отчисления предприятий в бюджет, перечисления заработной платы и.т.д. В СРП установлен лимит на максимальную сумму одного платежа в размере 3 млн. тенге.

Пользователями системы Республиканского межбанковского клиринга могут быть банки и другие финансовые учреждения, которые заключили договор с КЦМР об оказании услуг по клирингу. В СРП используются только электронные сообщения формата МТ 100 и МТ 102.

Принцип функционирования СРП основан на неттинге и имеет один клиринговый цикл за операционный день. Операционный день клиринга отличается от операционного дня МСПД: он начинается в 15 часов предыдущего календарного дня и заканчивается в 15 часов текущего дня. Система принимает платежные поручения с 16:00 предыдущего дня до 15:00 текущего дня. После окончания принятия платежных поручений осуществляется многосторонний расчет чистых позиций участников на основании входящих и исходящих платежей в течении дня. Чистая позиция пользователя может быть дебетовой, если сумма платежей пользователя превышает сумму платежей на него, или кредитовой, если наоборот. После определения чистых позиций пользователей осуществляется их перевод в МСПД: сначала – с позиций пользователей, имеющих дебетовые сальдо, затем – на позиции пользователей, имеющих кредитовые сальдо. Кредитовая позиция пользователя клиринга позволяет приобрести ему дополнительные средства для переводов через МСПД [3] (динамика объемов платежей проведенных через МСПД за 2005 – 2010 года приведены ниже в таблице 1).

Таблица 1

Динамика объёмов платежей, проведенных через МСПД за период с 2005 по 2010 годы

Показатели

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Количество тыс. транзакций

810,0

3184,9

4955,2

6097,2

6511,7

3735,3

Сумма млрд. тенге

335,0

2356,0

2875,5

3928,5

6767,6

9708,6

После завершения перевода денег по результатам клиринга КЦМР выдает участнику уведомление о завершении перевода денег в соответствии с чистой позицией данного участника. Кроме того, КЦМР выдает участникам платежные документы, поступившие в пользу данного участника, информацию о чистой позиции участника по результатам клиринга и информацию о платежных документах, которые по какой – либо причине не обработаны с указанием этой причины.

Количество платежей за 2005 год, проведенных через МСПД и Межбанковский клиринг, составило 23221,7 тыс. трансакций не сумму 51705,7 млрд. тенге. По сравнению с 2004 год количество платежей увеличилось на 33,4%, а сумма платежей – на 72,1%. При этом на платежи, проведенные через МСПД, приходится 34,2% от количества и 97,2 от объема всех платежей, совершенных в 2005 году в платежной системе. Средняя сумма одного платежа в МСПД в 2005 году составила 6,3 млн. тенге и увеличилась по сравнению с 2004 год на 1,6 млн. тенге. На платежи, проведенные через Межбанковский клиринг, приходится 65,8% от количества и 2,8% от объема всех платежей, соответственно. Средняя сумма одного платежа в Межбанковском клиринге в 2005 году составила 94,7 тыс. тенге и увеличилась по сравнению с 2004 годом на 10,6 тыс. тенге (на 12,7%) [1] (данные за 2005 2010 год приведены ниже в таблице 2).

Количество участников в МСПД на 1 января 2007 года составило 53, в том числе:

- 38 банков второго уровня и АО «Банк Развития Казахстана»;

- Комитет Казначейства Министерства финансов РК;

- 10 организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций;

- 3 счета для Государственного центра по выплате пенсий;

- Межгосударственный банк;

- Евразийский Банк Развития;

- Национальный Банк РК и Банк – Кастодиан Государственного НПФ.

Количество участников Межбанковского клиринга по состоянию на 1 октября 2006 г. составило 34, из них 26 банков второго уровня, Комитет Казначейства Министерства финансов РК, АО «Казпочта» и кредитное товарищество «ТАТ Кредит», 3 счета для Государственного центра по выплате пенсий, Национальный Банк РК и Банк – Кастодиан ГНПФ.

Межбанковские расчеты могут осуществляться и через взаимные корреспондентские счета банков, открытые на их балансах в результате установления корреспондентских отношений.

Корреспондентские отношения – это всевозможные формы сотрудничества между двумя банками, которые основываются на корректном, честном и согласованном выполнении взаимных поручений. Корреспондентские отношения – это прежде, всего договоренные отношения между ними, в соответствии с которыми один банк обязуется принимать деньги, поступающие в пользу другого банка, выполнять его распоряжения о переводе третьим лицам и ему соответствующих сумм денег и оказывать другие услуги, предусмотренные договором между ними.

Корреспондентские отношения могут применяться на национальном уровне, но еще большее значение они имеют для международного оборота. Для проведения расчетов и других видов операций банки – корреспонденты открывают друг у друга счета. Счета, открываемые данным банком в других банках, называются счетами NOSTRO («наш счет у вас»). Счета других банков, открытые в данном банке, называются счетами LORO («ваш счет у нас»). По степени сложности операции, проводимые банками по этим счетам, подразделяются на следующие типы:

- базисные операции, или операции, основывающиеся на обслуживании клиентов (переводы, документарные операции, платежи по чекам, предоставление гарантий);

- межбанковские операции (операции по покупке и продаже валют, торговля на денежном рынке, привлечение и размещение вкладов, хранение ценных бумаг, клиринговые и кредитные операции).

Что касается такого компонента платежной системы, как инфраструктура и технологии, то его роль состоит в обеспечении надежности, безопасности и скорости проведения платежей. Программно – технические средства, используемые в платежной системе, должны обеспечивать ее бесперебойную работу.

Таблица 2

Динамика объёмов платежей, проведенных через Систему розничных платежей за период с 2005 по 2010 годы

Показатели

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Количество тыс. транзакций

1274,8

2882,1

3742,4

2181,0

3326,7

7314,3

Сумма млрд. тенге

127,4

338,2

4721,1

208,5

311,3

583,5

2 Исторический обзор развития платежной системы РК

2.1 Реформирование платежной системы Казахстана

Первоначально значительным и важнейшим шагом в реформировании платежной системы является перевод в 1991 году счетов межфилиальных оборотов коммерческих банков на корреспондентские счета, открытые в филиалах Национального Банка Республики Казахстан, что в свою очередь однозначно позволило основательно и безповоротно закрыть Министерство ФО, затем позволило существенно упорядочить организацию межбанковских расчетов и в последствии обеспечить исполнение кассового обслуживания коммерческих банков. В связи с процессом распада Советского Союза и обретением входящих в его состав странами постсоветского пространства государственной независимости, были в свою очередь открыты в 1992 году корреспондентские счета для национальных, а также и центральных банков стран Союза Независимых Государств в целях осуществления торгово-экономических расчетов. Операции по данным платежным счетам начали существенно проводиться начиная с 1 июля 1992 года.
В целях процесса осуществления межбанковских расчетов, кассового исполнения государственного бюджета, кассового обслуживания коммерческих банков и бюджетных организаций и учреждений Национальным Банком были созданы необходимые в 1992 году расчетно-кассовые центры во всех районах, городах, городских районах областных центров и городе столице. И уже к середине 1992 года осуществили свое функционирование 19 областных расчетно-кассовых центра и 274 районных расчетно-кассовых центра Национального Банка.
Начиная в период с 1993 года Национальным Банком был произведен массовый зачет взаимной задолженности между основными хозяйствующими субъектами как внутри страны, так и за ее пределами. В этом же году по мере готовности технических средств началось массовое внедрение электронных платежей в расчетах между областями Казахстана в целях недопущения использования фиктивных авизо и ускорения осуществляемых платежей.
С1994 года впервые был осуществлен новейший выпуск государственных зарегистрированных казначейских обязательств Министерства финансов Республики Казахстан. В этом же году был создан и открыт Центральный Депозитарий государственных ценных бумаг. В настоящее время в Центральном Депозитарии была внедрена инновационная технология - электронная система расчетов по государственным ценным бумагам, которая в свою очередь позволяет дилерам осуществлять расчеты по сделкам, которые были заключены на внебиржевом рынке, непосредственно из своих офисов в режиме исключительно реального времени. Основное функционирование электронной системы расчетов было основано на приеме-передаче электронных сообщений. [10, стр. 15]
Для непосредственного осуществления прямых целей совершенствования порядка платежей и уменьшения документооборота плательщиков между банками в 1995 году была создана первая в Республике Казахстан клиринговая палата в городе Алмате, которая начала свою основную первоначальную работу по методу многостороннего взаимозачета. Но все же окончательные расчеты банки производили только единожды в конце операционного дня по чистой позиции каждого участника. В год создания клиринговой системы в 1995 году Национальным Банком была осуществлена выверка счетов и вытекающее из этого процесса урегулирование со странами рублевой зоны результатов корреспондентских счетов национальных банков, а также была проведена подготовка непосредственно соответствующих межгосударственных соглашений.
В новейших целях развития и модернизации платежной системы Республики Казахстан в 1996 году при областных филиалах Национального Банка были созданы отдельные региональные клиринговые палаты, которые в свою очередь осуществляли межбанковский клиринг внутрирегиональных платежей, то есть внутри только своего региона. В том же году былозаконодательно - нормативно закреплено такое понятие как «электронное платежное поручение», также были и разработаны и внедрены новейшие форматы электронных сообщений для того, чтобы производить обмен информацией по платежам между соответствующими участниками платежной системы, которые были ориентированные непосредственно на SWIFT, в связи с этим процессов внедрения система межфилиальных расчетов, которая была востребована ранее стала невостребованной и впоследствии чего была подвержена ликвидации. [16, стр. 68]
В 1996 году Алматинская клиринговая палата была подвержена реорганизации в Казахстанский Центр Межбанковских Расчетов, который является основным оператором платежной системы и призван осуществлять обеспечиние ее эффективной и устойчивой работы. В настоящее время для реализации возложенных функций и задач КЦМР необходимо использовать информационные технологии и техническое оборудование которое соответствует последним достижениям мировой практики.
Одним из важнейших моментов в непосредственном развитии платежной системы республики стало создание в августе 1996 года на базе КЦМР Системы крупных платежей, которая обрабатывает только электронные платежные поручения, также осуществляет расчеты на валовой основе и имеет в своей характеристике перспективной RTGS (системы валовых расчетов в режиме реального времени). С процессом введением в эксплуатацию систему крупных платежей система расчетов по государственным ценным начала производиться исключительно по методу DVP. По состоянию на сегодняшний день на рынке государственных ценных бумаг был принят единый стандарт сообщений (все информационные сообщения и платежные документы строятся в соответствии со стандартом SWIFT) и была также принята система кодировки эмиссий государственных ценных бумаг, которая в свою очередь отвечала требованиям стандарта ISIN. В целях непосредственного обеспечения расчетно-кассового исполнения государственного бюджета и сохранности бюджетных средств постановлением Правительства Республики Казахстан в феврале 1996 года был создан собственный государственный Бюджетный банк Республики Казахстан, основными и непосредственными функциями которого стали кассовое исполнение государственного бюджета Республики Казахстан, осуществление ведения учета и расчетно-кассовое обслуживание организаций и учреждений, которые состояли непосредственно на республиканском и местных бюджетах, также государственных внебюджетных фондов и средств, фондов целевого использования финансирования, пенсионного фонда, прямое распределение общегосударственных налогов между республиканским и местными бюджетами и осуществление зачисление их в бюджеты различных уровней . Впоследствии данных преобразовании государственный Бюджетный банк был в свою очередь реорганизован в новую структуру под названием Комитет Казначейства Министерства финансов Республики Казахстан. Важнейшим мероприятием, которое способствовало совершенствованию в целом платежной системы, явилась непосредственно централизация корреспондентских счетов банков прежде всего второго уровня в центральном аппарате Национального Банка, которая была произведена в месячный период с октября по ноябрь 1998 года. Деятельность централизации корреспондентских счетов позволила Национальному Банку существенно оперативно осуществлять все различные функции расчетного банка и банка банков, главного банка повысить соответственно эффективность контрольных функций над платежной системой и банковской системой в целом по республике. С целью создания значительной конкуренции на рынке розничных платежей и улучшения соответствующего качества предоставляемых услуг в этой сфере банковской деятельности, с начиная 1 августа 1999 года на территории Республики Казахстан была окончательно остановлена деятельность клиринговых палат непосредственно при областных филиалах Национального Банка. В течение нескольких последних лет, в целях удовлетворения имеющихся потребностей банковского и финансового секторов экономики в эффективной и безопасной платежной системе, Национальным Банком осуществлялись работы по глобальному совершенствованию Системы крупных платежей и существенному приближению ее к системам валовых расчетов, которые уже много лет действуют в развитых зарубежных странах. В итоге всего, в конце 2000 года Система крупных платежей КЦМР была преобразована в межбанковскую систему переводов денег, которая в свою очередь осуществляет расчеты непосредственно в режиме реального времени в пределах достаточности средств на счете пользователей и отвечает всем основным требованиям, которые предъявлены международными финансовыми организациями к системе платежей на полной валовой основе. Важными принципами данной системы являются окончательность и безотзывность расчета, осуществление завершения платежа в тот же день в режиме соответственно реального времени. Платежи, осуществляемые через систему крупных платежей, закреплены деньгами гарантируемыми Национальным Банком. В целях соответствующего управления риском ликвидности, кредитным и системным рисками, Национальный Банк осуществляет определенный мониторинг позиций пользователей МСПД в реальном времени на основании информации предоставляемой системой крупных платежей, предоставляемой им с помощью использования электронного способа в течение операционного дня системы. Непосредственные участники межбанковского валютного рынка осуществляют свои платежи по расчетам с иностранной валютой в тенге через МСПД, что позволяет участникам минимизировать свои риски и быстро восполнять осуществление текущей ликвидности в тенге. В настоящее время при осуществлении платежей и переводов денег непосредственно через платежную систему отсутствуют временные задержки, значительно повысилась эффективность и безопасность проведения денежных платежей, в связи с чем, платежная система Казахстана вызывает доверие у банков второго уровня, небанковских организаций и хозяйствующих субъектов. Национальный Банк обеспечивает осуществление платежей между корреспондентскими счетами банков второго уровня и ежедневно производит отслеживание их текущую ликвидность. Внутрибанковские платежи и платежи между филиалами одного банка проводятся непосредственно самим банком по внутренней операционной системе, которая в свою очередь также обеспечивает выход непосредственно в платежную систему [4]. В целях основополагающего формирования системы показателей, изначально позволяющих оперативно анализировать, планировать и контролировать параметры денежно-кредитной и валютной политики, внешнего долга, платежного баланса, текущее состояния банковской системы, а также анализа денежных потоков в Республике Казахстан, в 2001 году была внедрена новейшая система кодировки и определен порядок непосредственного проставления Государственного классификатора Республики Казахстан, который является единым классификаторам назначения платежей в используемых официально и законадательно на территории Республики Казахстан платежных документах.

2.2 Особая роль платежной системы в развитии финансового рынка Казахстана

В связи с осуществлением учета накопленного казахстанской платежной системой опыта функционирования можно важно отметить, что в развитии финансового рынка она выполняет значимую следующую роль:

  1. платежная система по своей характеристике имеет в своей основе определенный механизм перераспределения денежных средств, поскольку, являясь необходимым элементом финансового рынка, она позволяет проявить его особую характеристику
  2. именно механизмы платежной системы обеспечивают способствование налаживанию, поддержанию и развитию связей между экономическими агентами – государством, хозяйствующими субъектами и домашними хозяйствами, поскольку именно эта необходимость развития контрагентных отношений требует особого совершенствования платежной системы и наоборот, развитие платежной системы способствует значительному улучшению качества и содержания своеобразных контрагентных отношений;
  3. по объему обращающихся на денежном рынке страны финансовых инструментов оценивается непосредственное состояние денежной массы в обращении, но однако при этом нельзя существенно говорить о том что платежная система это и есть собственно денежная система;
  4. слаженность процесса функционирования составляющих механизма платежной системы определяет соответственно стабильность не только финансового рынка, но и всей ее экономической системы страны, а иначе говоря, непосредственное качество платежной системы является своего рода индикатор экономики;
  5. инструменты платежной системы по своей совокупности обеспечивают основу для взаимодействия всех сегментов финансового рынка, иначе говоря, именно они являются теми основными инструментами, которые обеспечивают постоянную доставку необходимых ресурсов каждому из отдельных сегментов финансового рынка другим отдельным сегментам финансового рынка, чтобы окончательно обслуживать процесс общественного воспроизводства.

Осуществляя особую и важнейшую роль в развитии финансового рынка, платежная система обладает характерными специфическими для неё чертами:

  1. несмотря на свою значительную глобальность, имеет собственные, характерные только для нее инструменты, которые являются инструментами безналичных расчетов и переводов, платежные карточки, чеки, векселя, наличность и т.д.;
    1. платежной системе в отличие от других своеобразных сегментов финансового рынка можно присвоить определенный статус классического: основная её часть заключается в инструментах и существующих механизмах функционирования относящихся к традиционным и за последние несколько десятков лет развития мировой платежной системы сильно не изменились;
    2. для процесса непосредственного осуществления платежной системы естественно характерно обращение инструментов срок обращения которых составляет до одного года;
    3. функционирование платежной системы в первую очередь способствует обеспечению такой основной финансовой характеристики экономических агентов таких как ликвидность, что является важнейшим условием для деятельности любого из них;
    4. инструменты которые рассматриваются именно в платежной плоскости, имеют характер кассовых финансовых инструментов, т.е. относятся к рынку cash или наличному рынку;
    5. в процессе непрерывного развития финансового рынка платежная система выполняет прямую расчетно-обслуживающую функцию;
    6. платежные системы в рамках обслуживания ведущих мировых финансовых систем соответственно в условиях глобализирующегося финансового рынка почти полностью отторгли свою материальную оболочку, в период перехода на кредитную и электронную форму своего существования [2].

Основополагающие меры Национального Банка по развитию платежной системы непосредственно направлены на максимальное повышение операционной эффективности, надежности, скорости и своевременности платежных операций при одновременном и максимальном сокращении рисков, а также созданию благоприятного климата для использования различных процессов платежных инструментов. Изложенные ранее выводы по финансовой структуре национальной платежной системы легли в основу первоначальной разработки направлений ее мониторинга. С учетом этого, основными и существенными направлениями мониторинга платежной системы реализуемыми в Казахстане являются направления:

- межбанковская система переводов денег;

- платежных документов;

- платежных карточек;

- система межбанковского клиринга.

Статистическое количество пользователей МСПД по состоянию на 1 января 2011 года составило 55, в т.ч.: 37 банков второго уровня и АО «Банк Развития Казахстана»; Комитет Казначейства Министерства финансов РК; 5 организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций (АО «Казпочта», АО «Казахстанская ипотечная компания», АО «Центральный депозитарий ценных бумаг», АО «Казахстанская фондовая биржа», Клиринговая палата; 3 счета для Государственного центра по выплате пенсий; Межгосударственный Банк и Евразийский Банк Развития; Национальный Банк РК и Банк-Кастодиан Государственного Накопительного Пенсионного Фонда.

Согласно статистическим данным в системе межбанковского клиринга по состоянию на 1 января 2011 года количество участников составило 39, из них 33 банка второго уровня, Комитет Казначейства Министерства финансов РК, Национальный Банк РК, Банк-Кастодиан ГНПФ (УУМО НБК Кастодиан), 4 счета для Государственного центра по выплате пенсий, АО «Казпочта» [1].

2.3 Становление и развитие платежной системы РК

Отличительной особенностью от многих зарубежных стран и в частности России, в Казахстане для платежной системы характерно постоянное преобладание платежей через расчетную систему Национального банка страны. Среди непосредственных причин данной особенности была названа историческая преемственность современной системы платежей, которая взяла свое начало от платежной системы расчетов на основе МФО, небольшой по историческим меркам опыт возникновения и развития платежной системы страны, который насчитывает менее двух десятков лет. В числе основных причин централизации расчетов через платежную систему КЦМР можно выделить своеобразные причины негативного характера. Так, Национальный банк РК, призванный быть единственным на законных основаниях организатором расчетов в стране, фактически выступает прямым, непосредственным и заинтересованным игроком на рынке услуг по осуществлению перевода платежей. Занимая со своей расчетной сетью монопольное положение на рынке, Национальный банк РК имеет исключительную возможность проводить не самую лояльную тарифную политику и значительно реализовывать свои коммерческие интересы, которые также вступают в определенные противоречия с исполнением других функций центрального банка страны по лицензированию, регулированию и надзору за деятельностью платежных систем [6].

Установлено и  признано официальными органами, что первым электронным документом, который был проведен через платежную систему Национального банка, является межрегиональный электронный платеж между областными расчетно-кассовыми центрами Национально банка Республики Казахстан. Событие которое было непосредственно зафиксировано 1 декабря 1992 года. Отправителем документа явился Туранбанк, а адресатом - «Кустанайнефтепродукт». Деньги проводились непосредственно только в рублях, назначение платежа – за осуществление отгруженная на экспорт нефтепродуктов. На момент запуска самой системы платежей Национального банка РК окончательные сроки прохождения одного платежа, которые регламентировались временным положением о безналичных расчетах 1992 года, составляли: по городу – в течении трех дней, по области – в течении девяти дней, по республике – в течении двенадцати дней. Сегодня скорости и объемы несоизмеримо более высокие, чем 20 лет назад: сегодня через систему крупных платежей проходит не менее 20-25 платежей в секунду. Правда, привыкнув к процессу их бесперебойного осуществления, мало кто из пользователей задумывается об их механизме работы и непоследовательности. Относительно так же как редко кто из нас задается вопросом о том, как по каналам обыкновенной связи идет сигнал, или как одним нажатием клавиши пульта можно управлять музыкальной системой, домашним телевизором, или прогреть машину в гараже. Точнее было бы сказать и уточнить, что именно развитая платежная система позволила Казахстану очень быстро и легко интегрировать этот вид значительно удобных платежей. Сейчас в республике действуют две национальные платежные системы. Первая национальная платежная система - это Межбанковская система переводов денег. Вторая национальная платежная система - это Система межбанковского клиринга . Их оператором является расчетная государственная палата «Казахстанский центр межбанковских расчетов Национального банка РК» - дочерняя организация Национального Банка РК. Каждая из систем имеет свои специфические особенности и ориентирована только на определенные значительные сегменты рынка. В первой, системно многозначимой платежной системе, расчет платежей осуществляется непосредственно в режиме только реального времени, то есть каждый платежный документ сразу же после поступления в систему рассчитывается сроком в течение нескольких секунд. Данная система функционирует практически все дни недели за исключением праздничных и выходных дней. День работы операционной системы начинается строго в 9 утра и закрывается строго в 19 часов. Однако по предварительной заявке пользователя системы Национальный банк может пойти на уступки и продлить операционный день работы [8].

При возникновении проблемного случая недостаточности денег на счете для расчета платежного документа сразу после его поступления в систему документ немедленно становится в очередь. Платежные документы, находящиеся в очереди, непосредственно обрабатываются в соответствии с кодами приоритетности. В пределах этих кодов процесс исполнение платежных документов максимально осуществляется в порядке поступления их в соответствующую очередь, по принципу FIFO: первый в процесс прихода, первый в процесс расхода. Пользователи данной системы вправе устанавливать и менять имеющуюся очередность определения исполнения платежных документов. Кроме того, они могут отозвать документ, который находится в определенной очереди. Система ориентирована на проведение максимально крупных и приоритетных платежей по всем операциям финансового сектора: с ценными бумагами, межбанковскими депозитами, переводами собственных средств банков и их клиентов, операций с иностранной валютой и драгоценными металлами [3]. 

Международная система межбанковского клиринга (зачет взаимных требований и обязательств) осуществляет свои расчеты на нетто-основе поступивших от участников платежей только один раз в день. Перевод суммы денег по результатам клиринга осуществляется через международную систему перевода денег, так как в клиринговой системе не существует реальных денег. Значительными особенностями системы межбанковского клиринга является предоставляемая возможность отправления денежных платежей с будущей датой валютирования Т+3, а также наличие соответствующего ограничения по максимальной сумме одного платежа. На сегодня - 5 миллионов тенге. Эта система работает в процессе платежей круглосуточно 7 дней в неделю. При этом здесь в основном проводятся платежи непосредственно хозяйствующих субъектов по расчетам только за товары и за нематериальные активы, за оказанные услуги, а также за платежи в бюджет и выплаты из бюджета.

Доказано и удостоверено экономистами - экспертами международных финансовых организаций – международный валютный фонд, Всемирного банка - неоднократно отмечалась высокая максимальная эффективность и надежность платежных систем Казахстана, которые в свою очередь обеспечивают своевременное проведение и осуществление платежей и переводов денег. По оценкам консультантов международного валютного фонда, наши платежные системы целиком и полностью соответствуют всем 10 основным ключевым принципам, установленным Банком международных расчетов для системно значимых и основным платежных систем.

Начиная с самого момента проведения первого электронного платежа в конце 1992 года, была проделана большая и сложная работа по строительству и организации платежных систем, а какие проекты, шаги по их развитию были сделаны в последние годы?

Целесообразно понять то, что работа началась до того, как первый платеж был протестирован системой. Сложный процесс модернизации платежных систем Казахстана начался в 1991 году и в своей развитии прошел несколько основных важных этапов. Так, в 1991 году счета межфилиальных оборотов коммерческих банков были переведены на соответствующие корреспондентские счета, открытые в филиалах Национальным Банком РК. Это позволило в свою очередь закрыть МФО и упорядочить определенную организацию межбанковских расчетов. В 1992 году в Национальном банке были открыты специализированные коррсчета для национальных, а также центральных банков стран союза независимых государств. В том же году были созданы расчетно-кассовые центры во всех районах республики, городах, городских районах областных центров и в Алма-Ате. В 1993 году началось внедрение основных электронных платежей в расчетах между областями Казахстана в целях ускорения системы платежей, а также своевременного предотвращения использования фиктивных авизо. В 1995 году была создана первая в Казахстане клиринговая палата. В 1996 году при областных филиалах Национального банка были созданы отдельные региональные клиринговые палаты, которые осуществляли непосредственно межбанковский клиринг внутрирегиональных платежей для удобства системы. В этом же году было нормативно закреплено такое понятие как «электронное платежное поручение», разработаны и внедрены форматы электронных сообщений для удобства обмена информацией по платежам соответственно между участниками платежной системы, которые ориентированы только на систему SWIFT. Также в 1996 году Алматинская клиринговая палата была подвергнута реорганизации в Казахстанский центр межбанковских расчетов (КЦМР) [7].

Важнейшим и многозначимым мероприятием в развитии платежной системы стало глобальное осуществление централизации корреспондентских счетов банков второго уровня в центральном аппарате Национального Банка Республики Казахстан. Эта работа велась в месячный период с октября по ноябрь 1998 года. Централизация коррсчетов существенно позволила Национальному банку оперативно осуществлять свои непосредственные функции расчетного банка и банка банков, эффективно повысить контроль функций над всей платежной системой и банковской системой в целом. В 1999 году Национальный банк принял решение о своевременном построении единой централизованной клиринговой системы воспользовавшись американской автоматизированной клиринговой палаты. В результате была своеобразно выстроена и эффективно действующая в настоящее время Система межбанковского клиринга. Построение системы крупных платежей, осуществляющей расчеты непосредственно на валовой основе и имеющей в своей характеристике перспективу Системы Валовых Расчетов в режиме реального времени, было начато в 1996 году. За основу этого был взят неотъемлемый опыт Швейцарии, в частности опыт особо опыта построения своеобразной системы SIC - Swiss Interbank Clearing. В феврале 2000 года СКП была преобразована в Межбанковскую систему переводов денег. Осуществление ее внедрение явилось следующим этапом в развитии платежных систем страны, которое в свою очередь позволило значительно усовершенствовать механизмы мониторинговой системы и естественного управления рисками ликвидности банков – участвовавших в системе. Национальный банк на постоянной основе осуществляет работы по существенной модернизации, способствует повышению операционной надежности и производственной эффективности платежных систем республики, а также способствует внедрению международных стандартов. 1 декабря 2008 года был осуществлен значительный переход платежных систем республики на использование новой кодовой таблицы с символами казахского языка, основанной на государственном стандарте СТ РК 1048-2002. 7 июня 2010 года был осуществлен перевод платежных систем на новые версии, характеризующиеся значительно высочайшим уровнем безопасности и значительным увеличением пропускной способности. В рамках развития интеграционных процессов и приближения к стандартам ЕС, в банковской и платежных системах были внедрены международные стандарты номеров банковских счетов и банковских идентификационных кодов ISO 13616: IBAN и ISO 9362: BIC соответственно. С 2009 года Национальный Банк РК совместно с заинтересованными государственными органами осуществял работу по значительному переводу национальных платежных систем и информационных систем банков второго уровня на использование новейших идентификационных номеров в рамках реализации норм Закона РК «О национальных реестрах идентификационных номеров». Также одним из основных приоритетных направлений Национального банка в области обеспечения эффективной работы платежных систем является создание новейшего резервного центра в городе Астане. Эта мера существенно обеспечит непрерывное функционирование Национального банка и всех существующих платежных систем в случае возникновения нештатных и аварийных ситуаций в районе нахождения основного центра [9].

3 Анализ платежной системы Казахстана на современном этапе

3.1 Надзор за платежной системой

Официальное и полноопределяющее понятие надзора за платежными системами определено в статье 48 Закона «О Национальном банке РК». Оно включает в себя такие основные направления деятельности Национального Банка Республики Казахстан, как система разработки нормативно - правовых актов, определяющих условия и порядок определения организации и однозначного функционирования основных платежных систем; своевременное осуществление мониторинга платежных систем; проверка организации и функционирования платежных систем. Понятие включает также основной сбор и осуществление анализа информации по главным вопросам осуществления платежей и переводов денег, а также функционирования платежных систем от участников и операторов платежных систем; проводит проверку деятельности участников платежных систем. В качестве объектов надзора платежной системой определены национальные платежные системы - МСПД и СМК, а также система корреспондентских отношений между банками, платежные инструменты, рынок платежных карточек и системы международных денежных переводов.

В связи с этим Национальным банком проводится существенная работа по осуществлению и обмену организации опытом в области осуществления надзора за платежными денежными системами с другими банками. Так, в период с 2001 по 2007 год Национальным банком РК было организованно и проведено семь семинаров по платежным денежным системам для представителей всех центральных банков стран СНГ, стран дальнего зарубежья, на которых также обсуждались фиксирование вопросов оверсайта платежных систем. В сентябре 2011 года был проведен международный трехдневный семинар «Надзор за платежными денежными системами и методология его реализации» непосредственно для представителей центральных (национальных) банков стран - участниц ЕврАзЭс [1].

3.2 Применение новых технологий в платежной системе РК

Электронные банковские услуги - это инновационный способ, новейший уровень осуществления наиболее качественной банковской деятельности, который существенно заключается в проведении своеобразных банковских операций по таким каналам связи, как компьютеры с выходом в Интернет, телефоны, электронные терминалы, включая также много известные интернет-киоски. В процессе использования данных способов можно значительно выделить несколько основных и решающих в системе направлений развития электронных банковских услуг.

Телефонный банкинг – осуществляется непосредственно на основе действующей организации банковской системы голосовых сообщений. Система «Банк-Клиент» - дистанционное обслуживание клиента (юридического лица) благодаря установке специального модернизированного программного обеспечения. Интернет-банкинг - оказание новейших дистанционных услуг посредством Всемирной сети. Мобильный банкинг - удаленные услуги на основе современных мобильных технологий. Банковские услуги осуществляются через действующие автоматизированные терминалы самообслуживания.

Казахстанцы которые воспользовались телефонным и мобильным банкингом, уже оценили их превосходное удобство, поскольку для каждого клиента дистанционные банковские услуги - это прежде всего значительная экономия времени и собственных организационных затрат на совершение банковских операций без очередей, удобство в использовании и доступность банковских услуг 24 часа 7 дней в неделю, 365 дней в году. Независимо от географического месторасположения. Развитие таких услуг выгодно не только банкам и их клиентам, но и продавцам товаров и услуг. Благодаря явным преимуществам системы дистанционной платежной системы доступа получают все большее и большее максимальное распространение среди банков и их клиентов, что обеспечивает максимальное удовлетворение. [3]. 

В период 2001 года в среднем на 12 жителей Казахстана приходилась только одна единственная платежная карточка, тогда как в настоящее время ситуация однозначно окончательно изменилась, сейчас на 2 жителя приходится уже одна карточка. За последние пять лет количество карточек в обращении значительно увеличилось на двое и сейчас составляет более 9,1 миллиона штук. Число их держателей банковских карточек достигло 8,5 миллиона человек. Это составляет примерно 97% от общей численности экономически активного населения страны. Основная часть существующих карточек однозначно находящихся в обращении на сегодняшний день приходится на дебетные карточки. Их доля составляет около 87,6% от общего количества карточек находящихся в обращении. Доля дебетных же карточек с кредитным лимитом составляет около 1,6%, кредитных карточек - около10,8%, предоплаченных карточек – около 0,1%. Неотъемлемым и важным показателем существования рынка являются значительные объемы операций с существенным использованием платежных карточек. За 8 месяцев (январь - август) года с использованием платежных карточек казахстанских эмитентов на территории и за пределами Казахстана совершено 97,8 миллиона транзакций на сумму 2,7 триллиона тенге. Рост количества и суммы транзакций по сравнению с аналогичным периодом 2010 года составил 12,3% и 27,4% соответственно. Из них существенным безналичным путем определенно совершено 19,5 миллиона транзакций на сумму 359,7 миллиарда тенге, что превышает аналогичные показатели 2010 года на 20,8% и 42,8% соответственно. Операции непосредственно по выдаче наличности составили 78,3 миллиона транзакций на сумму 2 296,3 миллиарда тенге, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года по количеству на 10,4% и по сумме - на 25,3% [8].

3.3 Перспективы развития платежной системы РК

 В современном инновационном мире Интернет становится все более неотъемлемой и многочисленной частью жизни многих казахстанцев. В свою очередь все пользователи Интернета с каждым днем наращивают свои объективный спрос на совершенствование и модернизацию он-лайновых покупок в Сети, а у предпринимателей соответственно появляется значительная дополнительная совокупность возможностей предоставления своих услуг с помощью новых альтернативных способов. Учитывая, что все основные конкретные преимущества использования непосредственно электронных денег между собой характерно взаимовыгодны и достаточно безопасны для обеих сторон, то новые виды он - лайновых услуг стремительно максимально внедряются в ежедневный обиход каждого пользователя Интернет Сети.

Электронные деньги - это денежные обязательства банка эмитента, хранящиеся в электронной форме непосредственно на электронном носителе. Принятый закон РК в первые ввел понятие и закрепил правовой статус всех электронных денег в обращении. Использование Электронных денег, согласно принятому закону, определенно отнесено к новейшим способам организационного осуществления платежей наряду с другими платежными инструментами, такими как платежные карточки, чеки, векселя, платежные поручения и так далее.

Основным значительным  эмитентом Электронных денег имеет право выступать практически любой банк. При этом банк самостоятельно, в соответствии со своей внутренней бизнес-стратегией принимает решения по выбору модели работы и организации инфраструктуры системы электронных денег. На мой взгляд, наиболее оптимальным и рациональным решением для дальнейшего развития рынка электронной коммерции является создание единой инфраструктуры электронных денег с подключением к ней всех заинтересованных эмитентов. Внедрение такой системы наиболее максимально привлекательно для банков как с инвестиционной стороны, так и с позиции возможности расширения доступа потребителей к услугам.

Реализованию этого предложения способствовала бы существенному снижению общих издержек основных участников системы, максимальному повышению эффективности проведения платежей с использованием ЭД в масштабе страны. Для Казахстана внедрение электронных денег станет новым импульсом для дальнейшего развития электронной коммерции, поскольку их активное и повсеместное использование населением для совершения финансовых операций даст толчок развитию логистики и стимулированию торговых организаций по переходу на прием безналичных платежей. Национальный банк планирует в рамках этого направления ряд мероприятий по формированию эффективно работающей и перспективной модели рынка электронных денег. Мы ожидаем появление и запуск в 2012 году новых проектов, связанных с их вводом в обращение.

Количество экземпляров представляемых платежных документов и распоряжений об отзыве платежного документа или о приостановлении его исполнения, выполненных на бумажном носителе, определяется каждым банком самостоятельно и оговаривается в его правилах об общих условиях проведения операций, если иное не предусмотрено законодательством РК.

Для осуществления операций по безналичным расчетам применяются кредитовые и дебетовые переводы [10].

При кредитовом переводе плательщик поручает банку перевести его средства получателю. Основным платежным инструментом, используемым для осуществления такого перевода, является платежное поручение.

Платежное поручение представляет собой поручение отправителя денег обслуживающему банку – получателю о переводе его денег в пользу бенефициара в сумме, указанной в поручении. Платежное поручение может представляться как на бумажном носителе, так и в электронном виде.

Платежное поручение принимается банком – получателем в течение десяти календарных дней с указанной в нем даты выписки и исполнятся в пределах имеющихся на счете средств.

При отсутствии перевода денег в пользу бенефициара – нерезидента отправитель денег, за исключением случаев, когда отправителем денег является банк, предъявляет в обслуживающий банк – получателю о переводе денег. В заявлении на перевод, помимо реквизитов, установленных формой бланка, банк вправе включить дополнительные сведения об отправителе денег, а также необходимые банку для обработки данного заявления.

Работник банка проверяет правильность заполнения платежного поручения, соответствие подписей и печати имеющимся образцам. При оплате платежного поручения ответственный исполнитель проставляет на всех экземплярах дату проводки и подпись, а на втором экземпляре – штамп. Далее, на основании первого экземпляра платежного поручения совершается бухгалтерская проводка и он помещается в Документы дня, а второй экземпляр с отметкой об оплате возвращается клиенту вместе с выпиской по счету.

При наличии электронных каналов связи платежные документы могут приниматься банками электронным способом. Электронный образ платежного документа (электронный платежный документ) имеет силу платежного документа, оформленного на бумажном носителе, и содержит все его реквизиты. Кроме того, в нижней части электронного документа указываются наименования должностей, фамилия, имя, отчество распорядителей счетов. Оттиск печати не проставляется.

Развитие и осуществление электронной коммерции - одна из приоритетных задач государственной политики в обеспечении населения доступными (из любого региона страны), а главное безопасными платежными услугами. В этом направлении ведутся работы по решению комплекса вопросов. В частности, сейчас идет совершенствование законодательства в области электронной коммерции, направленное на решение проблемных вопросов правового характера.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На современном этапе развития казахстанской экономики, платёжная система страны перешла на качественно новый уровень своего развития. Большая часть реформ, направленных на создание основы для её успешного функционирования в перспективе, уже осуществлена.

На обширной территории Республики Казахстан функционируют следующие платежные системы: система валовых расчетов в режиме реального времени (межбанковская система переводов денег) и клиринговая система (система розничных платежей).

Платёжная система Казахстана на сегодняшний день является, по сравнению с другими странами СНГ, наиболее реформированной и опережает страны постсоветского пространства по уровню развития финансового сектора на несколько лет. Она признана одной из самых прогрессивных, и это подтверждают ведущие международные эксперты. Казахстан первым среди стран СНГ создал Национальный фонд для обеспечения стабильного социально-экономического развития, снижения зависимости от неблагоприятных внешних факторов. На сегодняшний день платежная система Казахстана практически приближена к стандартам Европейского Союза. Внедрение и развитие платежных карточек на основе микропроцессорных карточек в Казахстане позволит в будущем создать единое "платежное" пространство по обслуживанию населения, торгово-сервисных предприятий. Независимо от того, в каком банке они обслуживаются, а также будет способствовать расширению безналичного денежного оборота, снижению расходов на эмиссию и обслуживание наличных денег, а также позволит перейти от менее эффективных платежных инструментов (как, например чеки) к новым более эффективным видам платежных инструментов.
Актуальным также является внедрение, и развитие новых видов платежных инструментов приведет к дальнейшему развитию банковских услуг. Важным направлением также является построение общей платежной системы стран СНГ, основанной на национальных валовых системах расчета в режиме реального времени, а также популяризации платежной системы Казахстана в СНГ и за рубежом. В целом, несмотря на существующие достижения в платежной системе, Правительство Казахстана придерживается политики постоянного совершенствования, что позволяет  добиваться стабильного и систематического улучшения  всех экономических показателей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Банковское дело (настольная книга банкира): Учебное пособие//под научной ред. А.А.Абишева, С.С. Святова – Алматы: ТОО Издательство «Экономика», 2007 год. – 383 с.
  2. Банки и банковское дело: Учебник для вузов//под ред. д.э.н., профессора И.Т. Балабанова – Санкт – Петербург: Издательский дом «Питер», 2002 год – 304 с.
  3. Банковское дело: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям// под редакцией заслуженного деятеля РК, д.э.н., профессора У.М. Искакова – Алматы: Издательство «Экономика», 2011 год – 552 с.
  4. Банковское дело: Учебник//Под ред. Д.э.н. профессора академика международной академии информатизации В.И. Колесникова, д.э.н. профессора Л.П. Кроливекой – Москва: Издательство «Финансы и статистика», 2000 год – 464 с.
  5. Банковское дело: Учебник// Под ред. д.э.н., профессора Г.Г. Коробовой. – Москва: Издательство «Экономист», 2003 год – 751 с.
  6. Основы банковского дела: Учебник. – Москва: ФОРУМ:ИНФРА-М, 2007. – 288 с.
  7. Банковское дело: Учебник// О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова, Н.И. Валенцева; под ред. заслуженного деятеля РФ, д – ра экон.наук, проф. О.И. Лаврушина. – Москва: Издательство «КНОРУС», 2008. – 768 с.
  8. Основы финансов: Учебник для вузов.// Мельников В.Д. – Алматы: ТОО «Издательство LEM», 2007 год. – 568 с.
  9. Закон Республики Казахстан от 31 августа 1995 г. №2444 « О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.02.2007 г.).
  10. Закон Республики Казахстан от 29 июня 1998 г. №237 – 1 «О платежах и переводах денег» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 22.06.2006 г.).
  11. Постановление Правления Национального банка Республики Казахстан от 21 ноября 1998 г. №242 «Правила переводов денег в межбанковской системе переводов денег» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 17.11.2005 г.).
  12. «Правила использования платежных документов и осуществления безналичных платежей и переводов денег на территории Республики Казахстан», утвержденные Постановлением Правления Национального банка РК №179 от 25 апреля 2000 год.

PAGE 4

Платежной системы Казахстана