Повышение эффективности управления экономическим развитием муниципального образования «Город Курск»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУРСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФИЛИАЛ) РГСУ

Факультет социального управления, экономики и права

Кафедра государственного управления и конституционного права

Направление подготовки 081100.62

«Государственное и муниципальное управление»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

«Повышение эффективности управления экономическим развитием

муниципального образования «Город Курск»»

Допустить к защите:

зав. кафедрой, профессор

Свиридов В.И.

(подпись)

Выполнил

(подпись)

студент 4 курса

очной формы обучения

Макеев Евгений Андреевич

Руководитель ___________

(подпись)

к.и.н., доцент

Чернышев Алексей Игоревич

Курск 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

1.1. Сущность и особенности муниципального управления как вида управленческой деятельности.
1.2. Муниципальное образование как объект управления.
1.3 Правовые аспекты муниципального управления в Российской Федерации.

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ВОРОШНЕВСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ.

2.1 Общая характеристика муниципального образования Ворошневский сельский совет.
2.2 Анализ методов управления в муниципальном образовании Ворошневский сельсовет.

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОШНЕВСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ»

3.1 Применение метода муниципального консалтинга в деятельности администрации Ворошневского тельсовета

3.2 Предложения по внедрению муниципальных правовых актов в деятельность администрации Ворошневского сельсовета

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность моей работы состоит в том, что в связи с повышением роли и значимости муниципального управления проблема совершенствования стилей и методов работы сотрудников администрации приобрело новую актуальность. Работа администрации сельсовета наиболее приближена к жизненным нуждам и интересам граждан, проживающих в данном населенном пункте. И от ее успешной работы зависит протекание экономических и социальных процессов на территории сельсовета, удовлетворение бытовых и социальных потребностей людей.

В управлении муниципальным образовании мы сталкиваемся со сложность управления и чтобы их сократить необходимо придумывать новые методы управления муниципальным образованием.

Объектом исследования – муниципального образования Ворошневского сельсовета как объект управления.

Предмет исследования – совершенствование методов управления муниципальным образованием на примере администрации Ворошневского сельсовета.

Цель исследования – изучение методов управления муниципальным образованием и разработка предложений по их совершенствованию.

Поставленная цель продиктовала следующие задачи:

Изучить теоретические основы системы управления муниципальным образованием;

Изучить основные методы управления в муниципальном образовании;

Дать харрактеристику администрации Ворошневского сельсовета;

Проанализировать методы управления Ворошневским сельсоветом;

изучить литературу по теме исследования;

составить социально-экономическую характеристику жизни сельсовета;

изучить структуру администрации и соответствующую теме документацию;

разработать предложения по совершенствованию стилей управления администрации Ворошневского сельсовета.

Задачи и цель дипломной работы обусловили выбор следующих методов: абстрактно-логический, статистико-экономический, монографический, балансовый, социологический, наблюдение, анкетирование.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

1.1. Сущность и особенности муниципального управления как вида управленческой деятельности

Муниципальное управление - относительно новое явление в современной России. Как особый вид управления, как научная дисциплина и как область практической деятельности, муниципальное управление появилось в стране лишь в 1990-х годах вместе с возрождением местного самоуправления1. Согласно Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Система муниципального управления, как и вся система местного самоуправления, находится в современной России на стадии становления. В силу этого законодательная база местного самоуправления пока несовершенна и во многом противоречива. 6 октября 2003 г. был принят Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ2. В закон уже внесено большое количество изменений и дополнений, причем этот процесс продолжается.

Принят также ряд других важных федеральных законов, затрагивающих интересы местного самоуправления, в том числе новые Жилищный и Градостроительный кодексы РФ. Постоянно меняется земельное, налоговое и бюджетное законодательство.

Предметом муниципального управления является регулирование социально-экономических процессов на территории муниципального образования в интересах местного сообщества и на основе эффективного использования местных ресурсов.

Принципиально теоретическое и методологическое значение для муниципального управления имеет системное представление его компонентов, элементов и их взаимодействий. Таким образом, система муниципального управления представлена в наличии взаимосвязи между объектом и субъектом муниципального управления.

Итак, объектом муниципального управления является муниципальное образование - населенная территория, на которой осуществляется местное самоуправление.

В качестве субъекта муниципального управления выступает население муниципального образования, объединенное общими интересами в решении местных проблем жизнеобеспечения и развития, - местное сообщество, а также органы местного самоуправления, избранные населением и действующие от его имени.

К субъектам муниципального управления относятся:

- представительные органы местного самоуправления;

- исполнительные органы местного самоуправления;

- главное должностное лицо муниципального образования;

- иные органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с уставами муниципального образования.

Субъект муниципального управления представляет собой тонкую организационную структуру. Это совокупность людей, объединенных линейно – функциональными идейно – правовыми связями, вступающие в различные общественные (в том числе правовые) отношения по поводу объекта управления (муниципальное образование), конечной целью которых является повышение уровня и качества жизни населения соответствующей территории2.

От системы организационно – функциональных связей и принципов в структуре субъекта муниципального управления во многом зависит эффективность управленческого воздействия

Взаимосвязь субъекта муниципального управления (органов муниципального управления) с управляемой подсистемой (муниципальным образованием) образуют систему муниципального управления, которая охватывает:

• организацию и функционирование субъекта управления – органов муниципального управления (управляющую подсистему);

• структуру взаимосвязей управляющей системы с управляемым объектом – муниципальным образованием (прямые и обратные связи);

• компоненты управляемой подсистемы и их отдельные элементы, которые создают во взаимосвязи структуру управляемой подсистемы и непосредственно воспринимают управленческие воздействия.

В силу несовершенства законодательной базы и множества других объективных причин муниципальное управление имеет свою специфику, отличающую его от других видов управленческой деятельности, в том числе от государственного управления.

Муниципальное управление как вид управленческой деятельности сформировалось на волне демократизации общества как принципиально новый тип и уровень управления3. Оно не укладывается в рамки ни одного из ранее сложившихся типов управления. Идеология муниципального управления ориентирована на ценности, ресурсы, задачи и возможности, связанные с локальной территорией, и созвучна традиционным российским основам организации местной жизни.

Итак, характерными чертами муниципального управления как вида управленческой деятельности являются:

- опора на базовые принципы местного самоуправления;

- объект управления - локальная территория и происходящие на ней социально-экономические процессы;

- наличие двух субъектов управления: население муниципального образования (местное сообщество) и органы местного самоуправления, действующие от имени местного сообщества.

Перечисленными характерными чертами муниципального управления как вида управленческой деятельности обусловлены его особенности, отличающие его от производственного (корпоративного) менеджмента, а также от менеджмента в сфере государственного управления. Они связаны с самим характером муниципальной деятельности, ориентированной на удовлетворение потребностей населения в различных услугах, обустройство территории, создание условий для воспроизводства и развития самого человека.

Первая особенность муниципального управления состоит в том, что если муниципалитет - организация, преследующая социальные (некоммерческие) цели, то критерием эффективности его деятельности не может быть максимум доходов бюджета или максимум прибыли. В хозяйственном обществе заработная плата - это расходы: чем она выше, тем при прочих равных условиях будет ниже прибыль и эффективность работы предприятия. В муниципальном образовании рост доходов населения - одна из важнейших задач управления.

Вторая особенность - роль человека как участника процесса. Население в муниципальном управлении выступает одновременно в трех ролях: как цель, объект и субъект управления. Такого нет ни в одном другом виде управленческой деятельности.

С этим связана третья особенность муниципального управления - опора в системе на использование людей как главного местного ресурса, т.е. опора на желания, потребности, энергию, волю, интеллект, труд, а зачастую и денежные средства отдельных граждан. Поэтому принятие и реализация управленческих решений на муниципальном уровне происходят иначе, чем на уровне производства или государства.

Четвертая особенность муниципального управления состоит в том, что оно основано на ценностях, ресурсах, задачах и возможностях, связанных с местом проживания человека4.

Смена места жительства на порядок сложнее смены места работы, поэтому он чувствует себя "привязанным" к месту проживания и в силу этого объективно заинтересован в его обустройстве, получении качественных муниципальных услуг. В этом смысле местное сообщество в определенной степени можно сравнить с кооперативом или акционерным обществом, участники которого объединились в целях реализации общих интересов. В качестве иллюстрации в табл. 1 приведены сходства и различия между акционерным обществом и муниципальным образованием.

Базовые характеристики муниципального образования (МО) и акционерного общества (АО)

Таблица 1

Показатели

Акционерное общество

Муниципальное образование

Участники

Акционеры

Жители

Характер участия

Добровольный

Обусловлен местом проживания

Общий интерес (цель) участия

Дивиденд

Общественные блага (среда обитания, муниципальные услуги)

Способ достижения цели

Развитие АО, получение прибыли

Соц-экономическое развитие муниципального образования

Экономическая основа деятельности

Уставный капитал

Муниципальная собственность

Формирование экономической основы

Приобретение акций

Выделение из состава гос собственности, последующее наращивание

Финансирование текущей деятельности и развития

Самофинансирование

Налоги и сборы, рентные платежи, платные услуги, средства гос поддержки

Форма участия в управлении

Собрание акционеров

Выборы, референдумы, другие формы прямого участия граждан

Способ принятия основных решений

Пропорционально числу акций

Один человек - один голос

Орган, определяющий политику

Совет директоров

Совет депутатов

Исполнительный орган

Дирекция

Администрация

Руководитель исполнительного органа

Генеральный директор

Глава администрации

Наконец, пятая особенность муниципального управления - множество одновременно решаемых проблем, каждая из которых носит локальный, частный характер. Из этого логически следует и стремление муниципальной власти решать каждую из них на локальном уровне. При тотальном дефиците финансовых и прочих ресурсов выбор приоритетов развития представляется для муниципальной власти особенно сложной задачей.

В отличие от государственного управления, где важность стратегических проблем признавалась всегда, в муниципальном управлении легко отдать приоритет тактике действий перед стратегией, "латанию дыр" перед перспективой. Поэтому обеспечение стратегического подхода в муниципальном управлении приобретает особую важность.

Общий вывод состоит в том, что муниципальное управление является более сложным, чем любая другая управленческая деятельность. Ни в одном другом ее виде нет такой глобальной зависимости муниципальной власти как субъекта управления от воли и интересов населения и как второго субъекта, и как объекта управления.

За государственным управлением стоят социальная машина и тщательно разработанные процедуры, сила формы, закона и инструкций, легитимного принуждения. В муниципальном управлении механизм принуждения гораздо слабее и на первый план выходят методы и способы согласования интересов и корпоративного участия.

  1. Муниципальное образование как объект управления.

Основополагающим элементом эффективного местного самоуправления является знание сущности и специфики объекта, на котором оно организуется. В соответствии со ст. 131 Конституции РФ местное самоуправление в нашей стране осуществляется в границах городских и сельских поселений, а также других территорий с учетом исторических и иных местных традиций, что позволяет говорить о наличии в России муниципальных территорий, существенно различающихся как по площади, так и по населению5.

Более развернутое представление о территориях Российской Федерации, в рамках которых возможно формирование систем местного самоуправления, дает Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» . Ст. 11 данного Закона к числу муниципальных территорий относит такие населенные пункты, как города, поселки, станицы, районы, сельские округа.

Подобное качественное многообразие территорий со статусом местного самоуправления не может не вызывать определенных трудностей с их идентификацией, а потому вполне закономерно, что в рамках Федерального закона «Об общих принципах…» вслед за Гражданским кодексом РФ (первая часть, ст. 24) была предпринята попытка унификации соответствующих территориальных единиц путем введения в отечественную нормотворческую практику единой категории – муниципальное образование (далее – МО).

В указанном Законе (ст. 1) муниципальное образование определяется как «городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория …, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления». Причем данное определение уточняется в ч. 3 ст. 61 цитируемого Закона, где устанавливается, что наличие муниципальной собственности не является обязательным признаком муниципального образования, и в особенности, на момент вступления в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Из данного определения следует, что любое муниципальное образование представляет собой целостную систему, состоящую как минимум из трех следующих элементов:

1) территории, в пределах которой осуществляется местное самоуправление;

2) населения и выборных органов, осуществляющих от его имени местное самоуправление на данной территории;

3) муниципальной собственности и местного бюджета, являющихся материальным обеспечением деятельности органов местного самоуправления (далее – ОМС).

Сопоставляя Конституцию РФ, Гражданский кодекс и Федеральный закон «Об общих принципах...» можно сделать заключение, что под муниципальным образованием понимается и некая территория, в пределах которой проживающее на ней население осуществляет функции местного самоуправления, и часть городской территории (район в городе), приобретшая статус муниципальное образование, позволяющий, в частности, участвовать в гражданских правоотношениях и осуществлять местное самоуправление. Такая трактовка ведет к тому, что основное внимание сосредоточивается на раскрытии правоимущественной основы муниципальных образований и в стороне остается их социально-экономическая сущность.

Ряд специалистов, занимающихся проблемами развития муниципальных образований, рассматривают его как производственно-социальный комплекс, на базе которого образуется первичная территориальная административно-хозяйственная единица, обладающая достаточными экономическими возможностями и властными полномочиями, позволяющими более полно и самостоятельно удовлетворять большую часть жизненно важных потребностей населения в труде и социальных благах. Данное определение является одной из первых попыток объяснения муниципального образования с экономической точки зрения.

Сложность его применения связана с проблемой установления критерия достаточности экономических возможностей и властных полномочий, а также пределов этих полномочий. Экономические возможности территории зависят от имеющихся трудовых, финансовых, природных ресурсов, предприятий, учреждений и организаций различных форм собственности, расположенных на данной территории, а также от эффективности их использования. Кроме того, существуют муниципальные образования курортного, туристического типа, наукограды, которые не подходят под определение «производственный».

Объем властных полномочий устанавливается Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» , в котором отмечается, что органы местного самоуправления наделяются полномочиями на решение вопросов местного значения и не входят в систему государственной власти.

Все отмеченное позволяет дать следующее определение: муниципальное образование – это территориально-административная единица, управляемая органами местного самоуправления и самостоятельно удовлетворяющая большую часть жизненно важных потребностей населения в труде и социальных благах через использование наличных ресурсов.

Муниципальные образования в России исключительно разнообразны по численности населения и многим другим параметрам и могут классифицироваться по различным признакам6.

Разнообразие муниципальных образований вызвано различием природных, исторических, социально-демографических и других факторов, обусловливающих обособленность и структуру этих территорий. Так, одна часть муниципальных образований, несмотря на тенденцию к размыванию границ между смежными территориями, стремится сохранить свои границы с целью недопущения утраты социокультурной и исторической самобытности. Другая часть муни-ципальных образований обособлена по национальному принципу, способствуя сегрегации на данной территории представителей определенной национальности или культуры. Такое обособление позволяет жителям не только сохранять тради¬ции и культуру, но и эффективнее защищать свои экономические и социальные интересы. Особенностями отдельных муниципальных образований являются их принадлежность к экстремальной климатической зоне, рельеф местности, наличие природных достопримечательностей, уникальных месторождений полезных ископаемых и т. п.

Не меньшее значение имеет возраст поселения, влияющий на особенности его социально-демографической структуры. В частности, в новых городах средний возраст проживающих значительно ниже, чем в старых, различны пропорции между мужчинами и женщинами. Учет этих факторов важен для организации муниципального управления.

А. Воронин классифицирует муниципальные образования на следующие три группы .

1. Поселенческие (города, поселки, сельские населенные пункты), имеющие собственную минимально необходимую инженерную и социальную инфраструктуру7.

2. Территориально-поселенческие, состоящие из нескольких населенных пунктов, связанных общностью инфраструктуры и хозяйственного интереса. Это могут быть сельский район или округ, город с пригородными поселками и сельскими населенными пунктами, город и окружающий его район.

3. Территориальные, характеризующиеся самостоятельным ведением хозяйства на малочисленных территориях, например на хуторах или при кочевом образе жизни в условиях Крайнего Севера.

Наиболее существенным является различие между городскими и сельскими муниципальными образованиями, которое вытекает из различия видов хозяйственной деятельности, формы расселения и уклада жизни в городской и в сельской местности. Для сельских поселений больше характерна адаптация к природной среде, тогда как для городов преобладающую роль играет их целевая функция.

К промежуточной форме между сельскими поселениями и городами относятся поселки городского типа (рабочие поселки). Многие из них по мере расширения преобразовались в города. Однако наблюдается и обратная тенденция — преобразование поселков городского типа и некоторых малых городов в сельские поселения, что позволяет их жителям получать ряд социальных льгот. По данным всероссийской переписи населения таких поселений оказалось около 300.

Численность населения и его демографическая структура являются важнейшими характеристиками муниципального образования. На основе информации о демографических процессах органы местного самоуправления планируют объем муниципальных услуг, сеть муниципальных учреждений образования, здравоохранения и т. п., вносят изменения в бюджеты, корректируют социальную политику, определяют приоритеты в финансировании различных проектов.

Демографические показатели населения муниципального образования могут быть разделены на статические, фиксируемые на определенный момент времени, и динамические. К статическим относятся, в частности, общая численность населения, количество трудоспособного населения, половозрастная структура (в том числе количество детей разных возрастов и пенсионеров), образовательный уровень, квалификационный уровень, этнический состав, структура занятости, уровень безработицы, уровень и качество жизни. К динамическим изменения перечисленных статических показателей, показатели рождаемости и смертности, естественный прирост, миграционное сальдо, темпы изменения безработицы и другое.

Демографическая структура населения муниципального образования зависит от возраста поселения, его производственной специализации, характера миграционных процессов. Демографическая структура населения городских поселений отличается от структуры населения сельских поселений. Специфической особенностью сельской демографической структуры является сравнительно невысокая доля жителей в возрастном диапазоне 20-30 лет, что объясняется отсутствием возможностей карьерного роста в сельской местности. Структура сельской занятости не привлекает молодежь, стремящуюся к трудовому разнообразию, и способствует расширению тех видов деятельности, для осуществления которых необходимы опыт и трудовые навыки.

На территории сельсовета явно обнаруживается более активная миграционная роль женщин, что можно объяснить низкой востребованностью женского труда и неустроенностью быта, особенно остро переживаемых молодыми женщинами. В городах по численности женщины чаще преобладают, особенно в старших возрастных группах. Исключение составляют города с ярко выраженной производственной специализацией, а также молодые города с неразвитой инфраструктурой.

Одной из характеристик демографической структуры муниципального сообщества является социально-профессиональная структура, в основе которой лежат такие критерии, как социальный статус человека, характер и размеры извлекаемого им дохода, уровень образования, а также содержание и интенсивность труда.

Как отмечалось, территория муниципального образования может включать в себя один (город, поселок, сельский населенный пункт) или несколько населенных пунктов, объединенных общей территорией. При этом для муниципального района расстояния между входящими в него поселениями могут быть весьма значительными.

Все процессы жизни муниципального образования осуществляются на относительно небольшой территории. Территорию муниципального образования характеризуют две основные составляющие:

- природный комплекс;

- созданная человеком планировка и застройка8.

Улучшение состояния среды обитания затрагивает все подсистемы муниципального образования, поэтому пространственная организация его территории должна рассматриваться как важнейший компонент муниципального управления. Здесь совершенно недопустимо принятие управленческих решений, ориентированных на краткосрочный результат. Должны учитываться все факторы: природные, исторические, социальные, экономические, экологические, культурные.

Важнейший элемент территории муниципального образования составляет природный комплекс. Его основу образует физико-географическое положение, определяемое границами природных зон, климатическими условиями, количеством осадков, особенностями ландшафта, рельефом местности, ветровым и солнечным режимом территории, типом и строительными характеристиками грунтов, наличием водоемов (рек, озер), памятников природы и т. п. Физико-географическая среда урбанизированных территорий сильно трансформирована и представляет собой особую экологическую систему. Человек в состоянии максимально эффективно использовать природные факторы территории для формирования благоприятной среды, удобной для проживания.

В зависимости от характера природного окружения муниципального образования различаются дизайном застройки, этажностью зданий, расположением рекреационных зон. Так, в ряде северных городов России особенности климата и почв формируют низкоэтажную застройку территории, для южных и засушливых территорий особую важность приобретают проблемы озеленения городов и так далее. Пространственная организация каждого муниципального образования уникальна и неповторима, двух одинаковых нет.

1.3 Правовые аспекты муниципального управления в Российской Федерации.

В соответствии со ст. 130, 131 Конституции РФ местное самоуправление может осуществляться в различных формах, но муниципальное образование должно обладать такими признаками как муниципальная собственность, местный бюджет, выборные органы местного самоуправления. Ст.132 закрепляет право органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет.

Наиболее важными для становления и развития местного самоуправления в РФ является Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Он определяет:

- общие принципы организации местного самоуправления в РФ;

- правовые основы местного самоуправления;

- организационно-правовые формы его осуществления;

- его финансово-экономические основы;

- основные принципы и подходы к определению полномочий органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения.

Для развития отдельных положений этого Закона был принят пакет законов. Содержание пакета отражено в Постановлении Правительства РФ от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "О некоторых мерах по реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".

Основополагающими областными законами являются Закон Курской области от 28.07.2003 г. "Об организации местного самоуправления в Курской области", Закон Курской области "О первичном образовании муниципальных образования в Курской области и организации в них местного самоуправления", Закон Курской области "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан и юридических лиц на территории Курской области", Закон “О муниципальной службе”, Закон “О приватизации”, Закон “О муниципальном имуществе”.

Конкретные организационно-правовые формы местного самоуправления населения определяет самостоятельно и закрепляет в уставе муниципального образования9. Устав - основной нормативно-правовой акт муниципального образования. Он является своеобразной малой конституцией на его территории. Конституирующее значение Устава муниципального образования для местного самоуправления вытекает из статьи 8 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".

Как и Конституция, Устав муниципального оброзованрия обладает рядом особенностей:

Наличие особого субъекта, который устанавливает или от имени которого принимается устав муниципального образования. В соответствии со ст.8 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" Устав муниципального образования может приниматься представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно.

Учредительный характер. Как акт учредительного характера, Устав муниципального образования придает юридический, правовой статус фактически сложившимся или складывающимся отношениям по самоуправлению местного сообщества.

Всеобъемлющий и всеохватывающий характер правового регулирования. Устав регулирует отношения, которые затрагивают все стороны, все сферы жизни местного сообщества, которые мыслимы на местном уровне.

Устав обладает высшей юридической силой в массиве норм, принимаемых органами местного самоуправления или местным сообществом непосредственно.

Устав муниципального образования характеризуется особым порядком принятия, а также внесения изменений или дополнений10.

Важнейшей особенностью Устава является его самодостаточность. Это означает, что по возможности он должен включать все нормы, необходимые в практике местного самоуправления.

Кроме того, Устав муниципального образования должен быть достаточно стабильным, т.е. не меняться в течение сравнительно долгого времени.

Наличие в Уставе механизмов реализации его положений и норм, а также положений и норм Федерального законодательства и законов субъектов Федерации. Еще в Уставе должны содержаться четкие нормы прямого действия.

В соответствии со ст.8 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в Уставе муниципального образования указывается:

- состав территории и границы муниципального образования;

- структура органов местного самоуправления;

- финансово-экономическая основа местного самоуправления;

- гарантии местного самоуправления;

- ответственность органов и должностных лиц районного самоуправления и др. положения.

Устав муниципального образования разрабатывается им самостоятельно, принимается правительственным органом местного самоуправления или непосредственно населением и вступает в силе после его официального опубликования. Устав Курской области был принят 27.09.2001г.

  1. Основные методы управления в муниципальном образовании.

Методы управления – это способы и приемы управленческой деятельности, с помощью которых объект управления направляется на достижение своих целей11.

Методы муниципального управления основываются на объективных экономических законах, закономерностях социально-экономических систем, учитывают достигнутый научно-технический уровень, социальные. правовые и психологические отношения в процессе управления. Методы муниципального управления всегда используются комплексно, взаимно дополняя друг друга. Их совокупность образует целостную систему методов муниципального управления. Существуют следующие группы методов: экономические, административно-распорядительные и правовые, социально-психологические. Каждая группа методов обладает определенным характером воздействия на объект управления. Искусство управления заключается в овладении этими методами, в правильном их выборе и сочетании, умении применить на практике.

Экономические методы муниципального управления

Экономические методы управления – это комплекс способов и приемов управления, основанных на использовании экономических законов и интересов12. Цель этих методов – создать условия, заинтересовывающие производителя производить необходимые товары и услуги нужного качества и по приемлемой цене.

Эти методы призваны обеспечить гармонию и единство экономических интересов предприятий (организаций), местного сообщества и конкретного жителя. Экономические методы включают в себя планирование, хозрасчет, ценовую политику, бюджетную политику, налоговую политику, кредитную политику и др. Потребность в экономических методах управления закономерно и существенно возрастает, поскольку в условиях развития частного предпринимательства не всегда возможно и разумно решать с помощью директивного воздействия сложную совокупность задач удовлетворения растущих потребностей населения.

Сущность экономических методов – в воздействии на экономические интересы потребителей и работников с помощью цен, оплаты труда, прибыли, кредита, налогов и других экономических рычагов, позволяющих создавать эффективный механизм работы. Экономические методы основываются на использовании стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться инициативного осуществления поставленных задач без специальных на то распоряжений.

Особенности экономических методов управления состоят в том, что они:

- базируются на некоторых общих правилах поведения, дающих возможность маневрировать ресурсами, тогда как административные характеризуются конкретно-адресными задачами, ориентированными на достижение целей управляемой системы путем формирования ее четкой структуры, создания условий для подготовки, принятия и реализации решений;

- оказывают на производителей и потребителей косвенное воздействие посредством системы отношений, учитывающих интересы коллектива и отдельных работников (административные методы по своей природе не способны столь полно и непосредственно ориентироваться на экономические интересы объекта управления);

- непременно предполагают самостоятельность предприятия на всех уровнях при одновременном возложении на него ответственности за принимаемые решения и их последствия (в отличии от административных методов, предполагающих значительную долю ответственности вышестоящих органов, принимающих решения);

- побуждают исполнителей к подготовке альтернативных решений и выбору из них наиболее соответствующих интересам коллектива (административные распоряжения большей частью однозначны, требуют обязательного, точного исполнения).

Экономические методы управления должны занять и неизбежно займут доминирующее положение. Это необходимо для нормального функционирования ассоциаций, союзов, предприятий в новых условиях хозяйствования. Одновременно сокращается число звеньев управления13.

При умелом использовании экономических методов управления управляющие органы в условиях рынка легче преодолевают инертность в реализации своих задач, обусловленной отсутствием соответствующей экономической заинтересованности в оперативном удовлетворении меняющихся потребностей. Усиливается самоконтроль, до минимума снижается необходимость в административном контроле, который сосредотачивается, если в том есть потребность, на конечных результатах обслуживания населения.

Чем шире применяются экономические методы, тем большее число вопросов решается непосредственно в основных звеньях управления, ближе к источнику информации. В прошлом в условиях необоснованного широкого применения административных методов нередко на высоких уровнях управления принимались решения, которые по своему содержанию входили в компетенцию нижестоящих звеньев управления. В результате замедлялся процесс принятия решений и не обеспечивалась требуемая оперативность управления, снижались его компетентность и качество. Использование системы экономических методов на государственных предприятиях даст должный эффект только в том случае, если прибыльность ведения хозяйства будет охватывать все звенья организационной структуры управления, образуя замкнутую систему с распределением материальной ответственности между всеми ее звеньями.

Административно-распорядительные и правовые методы муниципального управления

Исполнительный орган местного самоуправления (местная администрация) осуществляет свои функции двумя способами правовыми и организационными. Правовой способ предполагает принятие нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию исполнительных органов местного самоуправления. Организационный способ предполагает организацию работ по выполнению решений представительного органа местного самоуправления, собственных решений, а также законов и других нормативных правовых актов федеральных и региональных органов государственной власти.

Административно-распорядительные и правовые методы представляют собой совокупность средств юридических (правового и административного) воздействия на отношения людей. Осуществление этих методов гарантируется действующей системой федеральных и региональных законов, нормативных актов местного самоуправления14.

Юридическое воздействие заключается в применении правовых норм, регулирующих связи и отношения, возникающие в процессе управления. Правовые нормы выражаются в различных законодательных актах, положениях, инструкциях, приказах и распоряжениях.

Применение правовых норм предполагает использование санкций, которые подразделяются на:

- дисциплинарные;

- материальные;

- административные;

- уголовно-правовые.

Административные методы предполагают организационное и распорядительное воздействие.

Организационное воздействие выражается в четком распределении функций управления, установлении прав и обязанностей работников управления, регламентации основных процедур управленческой деятельности.

В основе организационных воздействий лежат:

- организационное регламентирование;

- организационное нормирование.

Организационное регламентирование устанавливает правила, обязательные для выполнения, и определяет содержание и порядок управленческой деятельности в соответствии с правовыми нормами и инструктивными материалами.

Организационное нормирование заключается в разработке нормативов и норм; численности управленческого персонала и управляемости, затрат труда в сфере управления и длительности управленческих операций и процедур, расходов материалов и других расходов.

Устав, положения, регламент, должностные инструкции, распределение прав и обязанностей, организационные структуры создают базу для распорядительной деятельности, т.е. для установления конкретных заданий и контроля их исполнения.

Распорядительное воздействие осуществляется в процессе функционирования муниципального образования и направлено на обеспечение слаженной работы, аппарата управления, на поддержание всей инфраструктуры в заданном режиме работы или перевод ее в более совершенное состояние.

Социально-психологические методы

Способы и приёмы воздействий, основанные на использовании социальной психологии, называются социально-психологическими методами управления. В этом управлении используются две группы методов, учитывающих человеческий фактор:

- социологические;

- психологические.

Социологические методы управления реализуют закономерности функционирования и развития коллективов и сообщества. К этой группе относятся следующие методы:

а) методы управления социально-массовыми процессами;

б) методы управления группами;

в) методы управления групповыми явлениями и процессами;

г) методы социального нормирования;

д) методы ролевых изменений;

е) методы социального регулирования.

Социально - психологические методы в управлении предполагают использование не только психологических методов в чистом виде, но всего комплекса психологических знаний, которые в рабочей ситуации подсказывают правильное решение, позволяют понять и оценить происходящее. К основным типам психологических методов управления относятся:

- психологические методы профессионального отбора и обучения;

- психологические методы организации и гуманизации труда;

- методы мотивации трудового поведения.

В этих методах учитываются темперамент, характер, способности и задатки человека.

ГЛАВА 2. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В АДМИНИСТРАЦИИ ВОРОШНЕВСКОГО СЕЛЬСОВЕТА

2.1. Харрактеристика администрации муниципального образования ворошневского сельсовета.

Ворошневский сельсовет входит в состав Курского района Курской области.

В Ворошневский сельсовет Курского района Курской области входит три  объединенных общей территорией сельских населенных пункта – д.Ворошнево, д.Рассыльная, х. Духовец, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Площадь Ворошневского сельсовета составляет 2700 га.

Ворошневский сельсовет граничит с г. Курском, Октябрьским районом, Моковским, Новопоселеновским сельсоветами.

Административным центром Ворошневского сельсовета является д.Ворошнево.

Общая численность населения : д. Ворошнево, д. Рассыльная и х. Духовец составляет - 5091 человек.

На территории сельсовета функционируют 1 врачебная амбулатория, 1 библиотека, 1 дошкольное учреждение (детский сад «Ёлочка»), для обеспечения населения продовольственными и промышленными товарами в Ворошневском сельсовете работают 7 магазинов. Так же на территории Ворошневского сельсовета осуществляет свою работу "Сбербанк России". Общеобразовательных школ нет.

На территории Ворошневского сельсовета хорошо развито сельское хозяйство и птицеводство: тепличные сооружения, плодородные поля, ОАО “Курская птицефабрика”.

Глава администрации Ворошневского сельсовета - Тарасов Николай Сергеевич. Заместителем главы администрации является Буданцева Лариса Владимировна. В администрации два отдела:

- отдел бухгалтерского учета;

- отдел по имущественным и информационно-правовым вопросам.

Начальник отдела бухгалтерского учета – Митрохина Любовь Ивановна.

Начальник отдел по имущественным и информационно-правовым вопросам - Крюкова Анна Павловна.

Основные полномочия администрации Ворошневского сельсовета: 

1. Администрация Ворошневского сельсовета Курского района - орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно - распорядительные функции.

2. Администрацией Ворошневского сельсовета Курского района руководит  Глава Ворошневского сельсовета Курского района на принципах единоначалия.

3. Администрация Ворошневского сельсовета Курского района обладает правами юридического лица и по организационно-правовой форме является учреждением.

4. Администрация  Ворошневского  сельсовета Курского  района осуществляет следующие полномочия:

обеспечивает исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения Ворошневского сельсовета в соответствии со статьей 3 настоящего Устава в интересах населения Ворошневского сельсовета;

разрабатывает для представления Главой Ворошневского сельсовета Курского района в Собрание депутатов Ворошневского сельсовета Курского района проект местного бюджета, после утверждения местного бюджета организует его исполнение и готовит отчет о его исполнении;

разрабатывает для представления Главой Ворошневского  сельсовета Курского района в Собрание депутатов Ворошневского сельсовета Курского района проекты планов и программ социально-экономического развития Ворошневского сельсовета, организует их исполнение;

управляет имуществом, находящимся в собственности Ворошневского сельсовета, в случаях и порядке, установленных Собранием депутатов Ворошневского сельсовета Курского района;

создает, реорганизует, ликвидирует муниципальные предприятия и учреждения, а также устанавливает тарифы на услуги муниципальных предприятий и учреждений в порядке, установленном Собранием депутатов Ворошневского сельсовета Курского района;

осуществляет земельный контроль за использованием земель на территории Ворошневского сельсовета Курского района;

осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

5. Администрация Ворошневского сельсовета Курского района осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Курской области, настоящим Уставом.

Основные задачи Администрации Ворошневского сельсовета:

- осуществления на территории муниципального образования «Ворошневский сельсовет». исполнительно - распорядительных функций в пределах своей компетенции;

- реализация решений органов государственной власти Курской области и органов местного самоуправления муниципального образования на территории муниципального образования «Ворошневский сельсовет».;

- осуществление в пределах своей компетенции мероприятий по экономическому и социальному развитию муниципального образования «Ворошневский сельсовет».

Администрация Ворошневского сельсовета в соответствии с возложенными на неё задачами осуществляет следующие основные функции:

1. Составляет и вносит на рассмотрение Собрания депутатов проект местного бюджета;

2. Исполнение местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, составляет и представляет отчетность об исполнении бюджета на Собрание депутатов;

3. Пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе с правом передачи этого имущества во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (Курской области) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать и совершать иные сделки в соответствии с утвержденным Собранием депутатов порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом;

4. Принятия в установленном порядке решения о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений;

5. Заключение в установленном порядке с предприятиями и организациями, не находящимися  в    муниципальной собственности, индивидуальными предпринимателями договоров о    сотрудничестве в экономическом и социальном развитии муниципального образования;      

6. Формирование, размещение, исполнение и контроль за исполнением муниципального заказа    на поставки товаров, выполнение работ и оказание  услуг для муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации, Курской области, Уставом муниципального образования и правовыми актами Собрания депутатов;  

7. Организация в  границах муниципального  образования  электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом;

8. Содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов муниципального образования, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных    транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;

9. Обеспечение малоимущих граждан, проживающих в муниципальном образовании и    нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии и жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального, жилищного фонда, создания условий для жилищного строительства;

10. Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования;

11. Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования;

12. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования;

13. Создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

14. Организация библиотечного обслуживания населения;

15. Создание условий для организации досуга и обеспечение жителей поселения услугами организаций культуры;

16. Охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах муниципального образования;

17. Обеспечение условий для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта;

18.Создание   условий   для   массового   отдыха   жителей    муниципального   образования   и организация обустройства мест массового отдыха населения;

19. Оказание содействия в соответствии с федеральным законом опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями муниципального образования;

20. Формирование архивных фондов поселения;

21. Организация сбора и вывоз бытовых отходов и мусора;

22. Организация благоустройства и озеленения территории муниципального образования, использования и охраны муниципальных лесов, расположенных в границах населенных пунктов муниципального образования;

23. Утверждение генеральных планов муниципального образования, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод в эксплуатацию, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального образования для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения;

24. Организация освещения улиц и установки указателей с названием населенных пунктов и номерами домов;

25. Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

26. Организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

27. Создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории муниципального образования;

28. Организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального образования;

29. Осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

30. Создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения;

31. Оказание на территории муниципального образования в соответствии с действующим законодательством содействие избирательным комиссиям всех уровней в подготовке и проведении референдумов, выборов а органы государственной власти и местного самоуправления;

32.Организация работы по регистрации (учету) избирателей, участников референдума, проживающих на территории муниципального образования и установление общей численности избирателей,   участников   референдума,   зарегистрированных   на  территории   муниципального образования; 

33. Взаимодействие с органами территориального общественного самоуправления населения,  правоохранительными органами, общественными объединениями;

34. Организация работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, по  регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту жительства, межведомственной по обследованию технического состояния индивидуальных жилых  домовладений, по призыву в ряды Вооруженных Сил Российской федерации и иных комиссий,  создаваемых в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством;  

35. Информирование населения муниципального образования по вопросам:

- организация и осуществление приема населения;

- рассмотрение жалоб;

- заявлений;

- предложений;

- принятие по ним необходимых мер в пределах своей компетенции;

36.Организация  работы  по  подготовке  и  переподготовке,   повышению   квалификации  и аттестации муниципальных служащих Администрации Ворошневского сельсовета, её структурных подразделений.

37. Осуществление иных исполнительно-распорядительных функций и полномочий,  предусмотренных законодательством Российской Федерации15.

На территории Ворошневского сельсовета существует муниципальное казенное учреждение культуры «Ворошневская сельская библиотека» Ворошневского сельсовета Курского района Курской

Второе муниципальное казенное учреждение "ОДА.МС" Ворошневского сельсовета Курского района Курской области.

 Основной целью деятельности учреждения является обеспечение уборки, содержание и охрана административного здания Учредителя, других помещений, занимаемых органами исполнительной власти местного самоуправления  Ворошневского сельсовета Курского района Курской области.

Третье мунципальное унитарное предприятие "Коммунальщик Ворошнево", директором которого является Сороковой Юрий Павлович.

Предприятие создается с целью коммунального обслуживания населения, удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли при осуществлении деятельности в жилищно-коммунальной и социально-бытовой сфере.

На территории Ворошневского сельсовета существует общественно-политическая газета Курского района Курской области "Сельская Новь".

2.2. Анализ методов управления муниципальным образованием Ворошневского сельсовета.