Антикоррупционное законодательство Франции
ПЛАН
Введение………………………………………………..…….….……..3
Антикоррупционное законодательство Франции………..........….....4
Заключение………...…………………………………………………...9
Список использованных источников и литературы...……………...10
ВВЕДЕНИЕ
В современной России борьба с коррупцией является важной и актуальной проблемой. Ежегодно издаются десятки нормативных правовых актов, направленных на борьбу с этим пагубным общественным явлением. Однако о высокой эффективности предпринимаемых мер говорить не приходится. В этом отношении тем более важным является учет и эффективное применение антикоррупционных мер, предусмотренных законодательством зарубежных стран и, в особенности, тех их них, которые принесли положительные результаты. В рамках настоящего доклада речь пойдет об антикоррупционном законодательстве Франции и мерах, которые предусмотрены им.
Франция и Россия обладают на настоящий момент достаточно высоким уровнем коррупции, хотя Россия, конечно, лидирует. Ноэль Понс, директор французского Центра противодействия коррупции, высказался по этому поводу: «Взятка это самая настоящая коррупция. А по нашим данным, только 20 % населения ангельски чисты и сразу попадают в рай, не взяв за свою жизнь ни одного сантима. Еще 20 % злостные коррупционеры, которые ни перед чем не останавливаются. А оставшиеся 60 % хотели бы участвовать в незаконных действиях, но просто боятся»1. Может быть, данная ситуация имеет место быть из-за того, что антикоррупционное законодательство Франции уже давно опирается на комплексный подход к решению проблемы, может быть дело в различном менталитете. Ответить на эти вопросы мы в том числе постараемся в процессе исследования.
Первые шаги в области противодействия коррупции во Франции на законодательном уровне были сделаны еще в начале ХХ века. Основными средствами такого противодействия являются создание специальных органов, основной функцией которых является контроль за должностными лицами различных уровней и рангов, введение квалифицированной ответственности за правонарушения в данной области для этих категорий лиц и т.д.
Антикоррупционное законодательство Франции
Особенность французского антикоррупционного законодательства заключается в том, что государственные чиновники могут участвовать в выборах, не утрачивая своего статуса. Им разрешается совмещать свою работу с выборной должностью на местном уровне. Если же они избраны в общенациональный парламент, то обязаны уйти в отпуск со службы, но по истечении срока депутатских полномочий вправе вернуться на прежнюю должность без каких-либо ограничений.
Особый статус устанавливается для министров, к которым относятся все члены правительства независимо от ранга. По Конституции Франции правительственным чиновникам запрещено совмещать свою должность с депутатским или сенатским мандатом и с любой другой профессиональной деятельностью в общественном или частном секторе. После отставки министры в течение шести месяцев не имеют права занимать руководящие посты в государственных или частных компаниях. Это не относится к лицам, которые до назначения на министерский пост уже работали в указанных сферах.
Во Франции созданы правовые и организационные основы гласности деклараций о доходах и имуществе высокопоставленных работников государственного аппарата.
Среди актов, направленных на борьбу с коррупционными преступлениями, следует назвать также решение правительства страны от 11 марта 1988 году о публикации актов политических партий и данных о расходах на проведение избирательных кампаний, об обязательном декларировании доходов министров и парламентариев2.
В 1990 году был принят Закон о финансировании политических партий, который ввёл ограничения на предоставление политическим партиям средств от физических лиц или предприятий, в том числе на проведение избирательных кампаний. В 1993 году была создана Национальная комиссия по счетам избирательных кампаний и финансированию политических партий, наделённая контрольными функциями.
Причиной тому послужил не крупный финансово-экономический скандал, который, что называется, стал последней каплей. Дело в том, что в 1993 году во Франции все политические партии правящие или оппозиционные финансировались либо из частных фондов, либо на благотворительные пожертвования. Причем с грубейшими нарушениями законодательства.
Тогда же, в 1993 году, и появился Всефранцузский антикоррупционный центр. Всего 14 сотрудников: юристы, полицейские, следователи, судьи и так далее. Уже упоминаемый нами ранее Ноэль Понс, раньше был финансовым контролером, потом написал программный труд, ставший бестселлером «Белые воротнички грязные руки». Это о коррупции при покупке игроков и целых футбольных клубов.
Антикоррупционный центр не расследует уголовные дела, он определяет юридическо-правовые механизмы, а главное объясняет, что является коррупцией в каждом конкретном случае.
Вот что думает по этом поводу директор французского Центра противодействия коррупции: «Черные кассы, уход от налогов, нелегальные счета, подкуп должностных лиц. Конечно, существует простой налоговый контроль. Если при зарплате в 3 тысячи евро в месяц кто-то ежегодно меняет автомобиль или покупает квартиру, это коррупция в чистом виде»3.
Если звонят, то по случаям так называемой мелкой коррупции. По делам, где задействованы миллионы евро, обращаться в Антикоррупционный центр не будут.
Кроме того, в 1991 году во Франции была создана Межведомственная комиссия по контролю за рынками государственных заказов и общественных работ, а в 1993 году был расширен круг мероприятий, направленных на соблюдение правил заключения контрактов на проведение общественных работ. В этот же период в законодательство была введена такая форма коррупции, как покровительство. Под ним понимаются действия чиновников, ведающих распределением заказов, которые предоставляют частному предприятию незаконные льготы.
В 1995 году был принят Закон Сегена, дающий Счётной палате Франции право контролировать процесс назначения на государственную службу. Практически одновременно была создана Комиссия по финансовой гласности политической жизни, которая контролирует имущественное положение парламентариев. В соответствии с законом каждый депутат Национального собрания Франции после своего избрания обязан представить финансовые счета о средствах, израсходованных на предвыборную кампанию, а также «декларацию чести» с указанием размеров личной собственности. Такие же декларации представляют депутаты Европейского парламента, члены генеральных и региональных советов4.
В системе противодействия коррупции функционируют специальные подразделения криминальной полиции, министерства внутренних дел, прокуратуры, таможенной службы и налоговой инспекции. Координация этой деятельности возложена на Центральную межведомственную службу по предотвращению коррупции при Министерстве юстиции Франции.
Немаловажную роль в противодействии коррупции играет и созданная в 1991 году при Министерстве экономики и финансов Франции служба «Тракфин». Этот орган создавался для борьбы с отмыванием нелегальных доходов от незаконного оборота наркотиков. Затем в поле его зрения попали дела о ввозе и вывозе капитала, полученного от незаконной торговли оружием, и как следствие о коррупции крупных французских госчиновников. В настоящее время «Тракфин» занимается всем комплексом проблем, связанных с отмыванием «грязных» денег через банковскую сеть5.
Антикоррупционное законодательство Франции направлено на борьбу с должностными преступлениями государственных чиновников, принимающих политико-административные решения, а также противодействие деятельности политических партий, применяющих незаконные методы финансирования и проведения избирательных кампаний.
Первое направление получило развитие ещё в 1919 году, когда в Уголовный кодекс была включена статья, запрещающая государственным чиновникам в течение 5 лет после отставки работать в компании, которую они контролировали, находясь на государственной службе. Неисполнение этого требования наказывалось лишением свободы до двух лет и штрафом в размере 200 тысяч франков. В 1946 году, затем в 1992 году в связи с принятием Устава о государственной службе ответственность по данной статье была ужесточена.
И всё же французское законодательство уделяет больше внимания административным, а не уголовным мерам наказания. При этом преследуется главная цель предотвращение «недолжного соединения личных финансовых интересов и исполнения должностных функций государственного служащего»6. Французские законодатели менее суровы, чем американские. От чиновников не требуется подача декларации о доходах, а соблюдение ограничений на профессиональную деятельность после увольнения чиновника с государственной службы контролируется менее строго.
В заключение также хотелось бы немного обратиться к истории борьбы с коррупцией во Франции. Самый громкий процесс во Франции за последние десятилетия (хотя речь идет о суммах, по российским меркам, просто смехотворных 500 миллионов евро) дело нефтяной компании «Эльф7». 37 подсудимых, 30 осужденных. Кого-то пришлось искать за границей.
Процесс «Эльф» еще называли «французской сагой». Помимо грязных денег здесь была и большая любовь. Кристин Девье Жонкур, любовница бывшего министра иностранный дел Франции Ролана Дюма, штатный агент «Эльфа», напишет даже книгу об этом.
Десять лет это уникальное дело вела судебный следователь Эва Жоли. «У меня появилось столько врагов! Мне угрожали, меня прослушивали. Мне просто повезло, что у меня двойное гражданство, так что после дела «Эльфа» я смогла вернуться на родину»8, говорит бывший судебный следователь.
Теперь Эва Жоли живет в Норвегии. Будучи советником по вопросам коррупции норвежского правительства, она, оперируя бюджетом в 3 миллиарда долларов в год, решает проблемы коррупции на международном уровне.
Эва Жоли, советник правительства Норвегии по вопросам коррупции, бывший судебный следователь Франции: «Главное, чем может гордиться Франция в этом вопросе, это институтом специальных судебных антикоррупционных следователей. Нас только в Париже тринадцать, и у нас есть полная власть над всеми. Только мы решаем, какими методами вести расследование. Может кто-то их посчитает не слишком либеральными (например, прослушка телефонных разговоров), но это действует эффективно»9.
В 2003 году Эва Жоли выступила с инициативой создания Международной антикоррупционной хартии, главная цель которой лишение любого иммунитета политических деятелей за коррупцию. А также аресты счетов за границей. Даже членам семей функционеров запрещают их открывать. И это действует.
Знаменитый процесс по делу бывшего премьер-министра Франции Алена Жюппе так называемое дело о мертвых душах. Будучи лидером правящей партии, он применял практику создания фиктивных коммерческих предприятий для трудоустройства партийных функционеров. В результате 18 месяцев тюрьмы условно, а главное двухлетний запрет на занятие какой-либо политической деятельностью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение настоящего доклада можно сделать определенные выводы.
1. Должностные лица Французской республики имеют право заниматься любой иной оплачиваемой деятельностью помимо политической наряду с осуществлением общественных функций, которые с неизбежностью возлагает на них их статус. Исключение составляют только министры, к которым относятся все члены правительства независимо от ранга.
2. Высокопоставленные работники государственного аппарата несут публичный отчет о своих доходах и имуществе, причем такой учет осуществляется на основании представляемых ими деклараций.
3. Важным направлением антикоррупционной борьбы является контроль за деятельностью избирательных партий, прежде всего, в части их финансирования.
4. Важным этапом развития антикоррупционного законодательства Франции является принятие Закона Сегена, который позволил Счетной палате Республики контролировать процесс назначения на государственную службу.
5. Помимо различного рода антикоррупционных законов в качестве инструментов борьбы с коррупцией во Франции создаются специальные подразделения различного рода государственных органов.
6. Служба «Тракфин», созданная при Министерстве экономики и финансов Франции, также оказывает большое влияние на противодействие коррупции. Ее деятельность связана с борьбой с отмыванием нелегальных доходов от незаконного оборота наркотиков.
7. Основными направлениями борьбы с коррупцией во Франции на современном этапе являются: борьба с должностными преступлениями и противодействие незаконной деятельности политических партий.
Таким образом, в заключение настоящего доклада можно сделать вывод о том, что в современной Франции применяются достаточные меры для борьбы с коррупцией и их применение уже имеет определенные положительные результаты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бочарников, И.В. Зарубежный опыт противодействия коррупции / И.В. Бочарников // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 2008. - № 6.
2. Коррупция: зло без границ. Режим доступа : www.go.ir.ru.
3. Проблемы государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Режим доступа : ЭЖ «Юридический консультант».
1 Коррупция: зло без границ. Режим доступа : www.go.ir.ru.
2 См. : Бочарников, И.В. Зарубежный опыт противодействия коррупции / И.В. Бочарников // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 2008. - № 6.
3 Коррупция: зло без границ. Режим доступа : www.go.ir.ru.
4 См. : Проблемы государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Режим доступа : ЭЖ «Юридический консультант».
5 См. : Там же.
6 Бочарников, И.В. Указ. соч.
7
Коррупция: зло без границ. Режим доступа : www.go.ir.ru.
8 Коррупция: зло без границ. Режим доступа : www.go.ir.ru.
9 Там же.
Антикоррупционное законодательство Франции