Этнопедагогическая и этнокультурологическая система образования в современных условиях

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................3

1. Народная педагогика как основа формирования этнической культуры…......5

1.1 Психологические закономерности развития этнического самосознания в онтогенезе .....................................................................................................5

1.2 Народная педагогика – самостоятельная педагогическая наука.........8

2. Этнопедагогическая и этнокультурологическая система образования в современных условиях…………………………………………………………. …15

2.1 Этнокультурная соотнесенность обучения и воспитания детей, приобщение их к истокам культуры своего народа……………………….17

2.2 Мониторинг, проведенный в 2008 году………………………………..23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....26

Список использованных источников……………………………………………...27

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Сегодня, в период ломки старых стереотипов и противоречий в условиях нестабильности и ощутимого обострения межчеловеческих отношений в рамках социума, наблюдается довольно резкое нарушение процесса формирования и развития духовного мира подрастающего поколения. Оно сопряжено со сложившимся дефицитом духовных ценностей, их переоценкой в современном мире. Такое положение ставит педагогические коллективы образовательных учреждений и всю педагогическую мысль общественности перед необходимостью реализации важнейшего социального заказа – возрождения духовности всем арсеналом существующих и возможных средств. Это прежде всего возрождение народной педагогической культуры, традиций этнического воспитания. Специфический образ духовного мира казахов отражен в декоративном искусстве, в самобытных произведениях устного народного творчества, которые несут в себе высокий заряд нравственности, учат пониманию национальных и общечеловеческих ценностей, служат источником педагогических идей.

Одним из возможных способов качественного изменения содержания учебно-воспитательного процесса является включение в него гуманистических идей и традиций народной педагогики.

Объект исследования: процесс формирования индивидуальной культуры младших школьников.

Предмет исследования: использование этнических традиций казахов в формировании индивидуальной культуры младших школьников.

Цель исследования: разработать и апробировать модель воспитательной системы, направленную на использование этнических традиций казахов в формировании индивидуальной культуры младших школьников.

Задачи исследования:

1) уточнить понятия «индивидуальная культура личности», «этнические традиции»;

2) выявить педагогический потенциал семейно-бытовых этнических традиций казахов в формировании индивидуальной культуры личности;

3) изучить особенности формирования индивидуальной культуры младших школьников-казахов в процессе освоения традиций родного народа и влияния этнических традиций на уровень их нравственной воспитанности;

4) разработать стратегию, этапы формирования индивидуальной культуры младших школьников с использованием этнических традиций казахов;

Педагогические воззрения народа должны стать предметом дальнейшего изучения в школах и других учебных заведениях. В действующих учебных программах общеобразовательных школ подчёркивается воспитательное значение народного творчества. Материалы устного творчества имеют большое воспитательное значение. Идеи народного творчества способствуют патриотическому, нравственному воспитанию, формированию этических понятий.

Народную педагогику создал народ, педагогическая теория её только изучала, взаимодействовала с ней и синтезировала её. Народная педагогика до сих пор не заняла подобающего ей места в общей системе педагогических исследований. Между тем и сегодня в любой семье воспитание происходит, прежде всего, на основе накопленного житейского воспитательного опыта данной семьи. В памятниках народной педагогики воплощён характер народа, представление о будущем, о прекрасном. Народная педагогика заслуживает самого внимательного отношения, глубокого и пристального изучения, творческого использования.

Предмет, сущность и содержание этнопедагогики могут быть представлены только в тесной взаимосвязи. Предмет ее - народная педагогика, народное воспитание, сущность - в трех качествах: во-первых, это - педагогика национального спасения, во-вторых, это - всеобщая мудрость воспитания, т.е. педагогическая пансофия, в-третьих, это -педагогика всеобщей любви; содержание нового направления в педагогической науке определяется системой этнопедагогических знаний. За последние полвека эту систему знаний можно считать вполне оформившейся, раз уже появился официально утвержденный Министерством образования Российской Федерации учебник по этнопедагогике.

Позволим себе назвать только те отрасли, которые прямо и непосредственно связаны с темой заявленной статьи: методология этнопедагогики (К.Ж. Кожахметова), историческая этнопедагогика (Т.Н. Петрова), региональная этнопедагогика (Ш.М.-Х. Арсалиев, А.Л. Бугаева), аналитическая этнопедагогика. (Г.Н. Волков), дошкольная этнопедагогика. (Н.С. Александрова), этнопедагогика игры (В.М. Григорьев), афористическая этнопедагогика (З.Б. Цаллагова), этнопедагогика семьи (Э.И. Сокольникова), этнопедагогическая антропология (Л.К. Рахлевская), этнопедагогическое образование (М.Г. Харитонов), этносоциальная педагогика (А.А. Григорьева-Шадрина, Д.Е. Иванов), сравнительная этнопедагогика (В.А. Иванов, Л.И. Федорова), субэтническая педагогика (A.M. Леонов). В.Н. Иванов доказал, что вне этнопедагогики никакая школа, тем более элитарная школа в системе национального образования, эффективно существовать не может. К.А. Петров на многолетнем опыте заведующего РОНО сумел выяснить благотворное влияние народных педагогических традиций на дисциплинированное поведение детей в школе и семье. В соответствии с поставленной в статье проблемой мы особо выделяем работы В.Н. Иванова и Э.И. Сокольниковой.

Итак, этнопедагогикой называется наука, исследующая воспитательный опыт народа, его педагогические воззрения, наука о педагогике быта, педагогика семьи, рода, племени и нации.

Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественно-народного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, всю народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах, притчах, песнях, загадках, пословицах, играх, игрушках и пр., в семейном и общинном укладе жизни, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, совокупный опыт историко-культурного формирования личности. Этнопедагогика по сути своей является аналитическим представлением пансофической гармонии народной педагогики, ориентированной на семью и школу.

В народной педагогике как предмете этнопедагогики следует иметь в виду аспекты эпистемнческий (познание, знание, идея, мысль) и аксиологический (ценность, значение, роль, смысл). В народном творчестве это различие едва уловимо, они находятся в тесном единстве.[5]

1. Народная педагогика как основа формирования этнической культуры

1.1 Психологические закономерности развития этнического самосознания в онтогенезе

Вопрос о возрастных изменениях осознания своей этнической принадлежности является важным и в то же время малоизученным в современной психологии. При обращении к онтогенезу этнического самосознания психология получает возможность более глубоко понять особенности функционирования этого феномена, его развивающую роль, а также природу социальных механизмов поведения взрослого человека.

Предметом анализа этнокультурного развития в онтогенезе является культурная практика, культурные формы деятельности, т.е. система жизнедеятельности человека в контексте этнической культуры, служащая ближайшей средой развития. Этнокультурное развитие человека развертывается в непрекращающемся континууме культуроосвоения: культура не перестает предъявлять человеку определенного рода предписания, санкции и ограничения, касающиеся способа, формы, меры, порядка исполнения культурных действий в повседневной жизни с конкретным набором культурных знаний, умений, навыков.

Центральным в онтогенетическом развитии этнического самосознания является усвоение способов взаимоотношений с этническим миром, с помощью которых человек присваивает этнические значения и смыслы этнокультурной среды, а значит набор этнокультурных средств своего народа. Культурное опосредствование предполагает развитие этнического самосознания, аккумулирующего в актуальном себе идеально составляющий этнокультурный мир, формы культурной деятельности предыдущих поколений, но происходит процесс этнической самоидентификации постепенно.

В науке отмечается определенная последовательность соответствия характера взаимодействия индивида с этнокультурной средой и стадий развития этих отношений в филогенезе, т.е. стадий развития отношений людей в определенном культурно-историческом процессе. Динамика этих стадий в рамках конкретной этнической среды рассматривается как их последовательная трансформация от языческо-природной к преобладанию монотеистического компонента при выраженном единстве и целостности религиозно-этической концепции и до современного научного мировоззрения. [3]

Стало быть, в индивидуальном развитии каждого человека в известном приближении можно выделить стадии развития его отношений к этническому миру. Так, выделяются три стадии, имплицитно выполняющие этническую функцию. Первая — сказочно-мифологическая, приходящаяся на дошкольный и младший школьный возраст, вторая — нравственно-этическая (религиозная) охватывает подростковый возраст, третья — технотронно-сциентическая выпадает на старший школьный и студенческий возраст. Этнофункциональное нарушение последовательности стадий приводит к этнокультурному дизонтогенезу в развитии личности.

В силу того, что для дошкольного возраста характерна стадия сказочно-мифологического отношения к этническому миру в качестве аккумулятора в этнокультурном росте ребенка занимает самобытномифологическая доминанта во взаимоотношении с этнокультурной средой. Модель Я-образа и этнического мира формируется через сказочно-таинственные отношения человека с миром, представленные в мифах, сказках, легендах, народных играх, раскрывающих перед ребенком сложный мир ценностных взаимосвязей человека с окружающей действительностью. Чувства, связанные со сказочным преобразованием своего «Я», в процессе приобщения к мудрости народа, совместно переживаемые поступки с «культурными героями», с которыми ребенок осознанно идентифицирует себя, дают возможность выбора быть собой и места в окружающем мире.

Формирование этнического самосознания детей дошкольного возраста строится средствами преимущественно на основе философских сказочно-мифологических представлений о мире. Этому возрастному периоду приписывается начало этнической культуризации детской деятельности.

Генеральной задачей школы является обеспечение этнокультурных и этнопсихологических потребностей подрастающего поколения. Педагогическая деятельность, ориентированная на реализацию принципа этнокультурного взаимодействия школы и среды, направляется, прежде всего, на создание условий для формирования у подростков, этнической картины мира, парадигмы народной культуры, осознания ее компонентов, содержания и закономерностей. Школа является социальным институтом нации, выполняющим функцию сохранения и воспроизводства нации, ее языка, культуры, духовно-нравственных ценностей, интеллектуального и физического здоровья. [7]

Приобщение к этнической культуре способствует овладению школьниками историко-культурного опыта народа, формированию социокультурного типа личности, этнической индивидуальности, становлению этнического самосознания: однако процесс развития когнитивного (знание об этнокультурных и этнопсихологических особенностях своего народа), эмоционально-ценностного (этнокультурных и этнопсихологических потребностей, мотивов, интересов), регулятивного (деятельности, поведения) компонентов этнического самосознания приходится на юношеский (студенческий) возраст. Принимая во внимание возрастные стадии развития взаимодействия человека с этнокультурным миром, в содержание образования профессиональной образовательной спецификой необходимо привнести в соответствующие дисциплины гуманитарного цикла этнокультурное содержание, которое освещало подсистемы этнической культуры производственную (экономику и технику), жизнеобеспечивающую (одежда, жилище, пища), соционормативную (этническое мировоззрение, нравы, традиции, обычаи и обряды, религия и верование), познавательную (национальный язык, историю своего народа и родного края, народное творчество, национальную литературу и искусство). Важным моментом является знакомство студентов с основами этнопсихологии.

Если в подростковом возрасте происходит формирование самосознания как такового, происходит вызревание и стабилизация основных психических структур самосознания, дифференциации и уточнения знания о себе, то формирование и развитие самосознания в юношеском возрасте есть «врастание» индивидуальной психики в нормативный дух культуры, где молодой человек конструирует себя, исходя из конкретных социально-экономических и, естественно, этнокультурных условий.

Проведенные исследования этнического самосознания позволили выделить этап, охватывающий юношеский, т.е. непосредственно студенческий возраст (19-22 лет), являющийся решающим периодом развития этнического самосознания, его упрочения и закрепления. В период обучения в вузе этническое самосознание молодого человека расширит систему его представлений о мире, укрепит его место в нем.

Юношеский возраст, а конкретно завершающий этап юности, является решающим периодом развития этнического самосознания, его упрочения и закрепления. Дальнейшие его изменения представляют уже не развитие и формирование, а трансформацию в зависимости от социально-политических, экономических, этнокультурных условий жизнедеятельности этноса.

На основании проанализированных выше возрастных особенностей этнического самосознания, можно сделать вывод, что формирование этнического самосознания в онтогенезе проходит ряд этапов: от отражения в самосознании этнодифференцирующих признаков (чувство «Они») и осознания на их основе этноинтегрирующих признаков (чувство «Мы»), к формированию чувства этнической принадлежности или этнокультурного «Я». При этом если в подростковом возрасте этническое самосознание можно представить в виде формулы «Я - в отличие от других», то в юношеском, на основании общих закономерностей личностного самосознания, в виде «Я - и другие».

Таким образом, этническое самосознание развивается в русле развития личностного самосознания и обладает регулирующей силой как на уровне общности, группы, так и на уровне индивидуальности. Оно проходит в онтогенезе ряд этапов и получает в общих чертах завершение своего формирования в юношеском возрасте. [9]

1.2 Народная педагогика – самостоятельная педагогическая наука

Следуя гуманистическим целям образования и воспитания, школа решает задачу формирования личности, главными качествами которой являются осознание себя как представителя определенного этноса, готовность взаимодействовать с другими личностями, культурами, обществом и государством. Поэтому, педагогическая теория находится в активном поиске концепции, реализующей обе цели - воспитать человека как представителя определенной культуры нации, народности и гражданина мира (Шаповалов В.К.). Решить эту проблему можно в воспитательной системе индивидуально-личностной ориентации (Е.Н.Барышников), направленной на формирование человека-индивидуальности, способного быть самим собой, выступать субъектом жизнедеятельности (М.В.Воропаев), носителем индивидуальной культуры рассматривается как совокупность уникальных компетенций, обеспечивающих целостность, самобытность, неповторимость, активность личности в обществе. Индивидуальная культура человека развивается в процессе освоения, воспроизведения и трансляции культурных ценностей, в том числе этнических.

Педагогика - одна из древнейших наук. С тех пор как существует человеческое общество, существует и педагогика в своеобразной форме путеводителя по воспитанию и обучению, подготовке к жизни юного поколения. Как известно, первые педагогические знания существовали в устной форме и передавались из поколения в поколение в виде заповедей предков, предписаний богов, пословиц и поговорок, мудрых сказок, разумных советов, колыбельных песен. Затем важнейшие педагогические знания были увековечены в наскальных рисунках, придорожных камнях, свитках папируса, на потолках изб, столешницах и, наконец, в книгах.

Педагогика развивалась вместе с развитием общества, реализовывалась в различных формах воспитания и обучения детей, молодежи, взрослых (от простейших: беседы в кругу, передачи умений путем «делай, как я», диспутов древнегреческих философов, до более сложных организационных форм: занятий при монастырях, в школах, университетах).

Педагогика - слово греческого происхождения и буквально означает детоведение. Как известно, в далеком прошлом педагогом назывался слуга-раб, который сопровождал в школу сына своего господина, охранял его, нес сумку. Впоследствии это понятие переосмыслилось и педагогами стали называть людей, которые занимались воспитанием и обучением детей и молодежи - «вели» по дороге знаний. Воспитание и обучение выделилось в особую общественную функцию и стало осуществляться в специальных государственных и других учреждениях, предназначенных для этой цели.

Педагогика, родившись в произведениях фольклора, имеет своей научной «проматерью» философию. И эти два источника длительное время были питательной средой и хранилищем

основных педагогических идей и теорий. Связь с ними сохранилась и поныне.

Заслуга выделения педагогики из общей системы научных знаний принадлежит английскому философу Фрэнсису Бэкону, который в трактате «О достоинстве и увеличении наук», осуществляя классификацию наук, при перечислении их упоминает и педагогику.

Позднее о педагогике как самостоятельной науке говорится в трудах выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Его богатое педагогическое наследие получило широкое распространение уже при жизни автора и не потеряло своей актуальности до сих пор.

Таким образом, с начала XVII в. педагогика приобрела статус самостоятельной науки.

Педагогика - наука о закономерностях процесса воспитания, обучения, образования, профессиональной подготовки и повышения квалификации детей, молодежи, взрослых людей, разрабатывающая теорию и методику организации и управления этим процессом.

Педагогика органически связана с философией, социологией, психологией, физиологией, медициной, этикой, кибернетикой, которые сегодня оперируют результатами педагогических исследований. В то же время и педагогика опирается на данные различных наук. Из социологии и математики заимствованы некоторые методы научного исследования (анкетирование, рейтинг, математическая статистика); из психологии взяты такие категории, как «личность», «общение», «развитие», «формирование», которые стали фактически междисциплинарными. [8]

Философия обогащает педагогику системой методологических идей, нравственно-эстетических ценностей, философским осмыслением педагогических понятий, прежде всего таких, как «образование», «воспитание», «формирование личности», «самообразование»,

«самовоспитание», «активность», «деятельность», «познание» и др.

Педагогика, особенно теория воспитания, испытывает влияние идеологии общества. Оно проявляется, прежде всего, в выборе целей и содержания воспитания. Идеология помогает выстроить определенным образом систему педагогических нравственно-политических ценностей, актуальность которой сохраняется для определенного периода времени.

Развитие человеческой цивилизации, реорганизация систем и учреждений образования вносили исторические изменения в педагогическую науку. Переосмысливались цели и принципы воспитания, разрабатывались различные теории воспитания и образования, изменялись взгляды на роль и назначение учителя в обществе, на его подготовку и т.д. Одни концепции существовали длительное время, оказывая прогрессивное влияние на взгляды и отношение общества к образованию и педагогике, на развитие самого общества. Другие оказались менее плодотворными, их воздействие было кратковременным. Вместе взятые, они составляют педагогическую историю, обогащают наше педагогическое мышление. Это позволяет считать, что педагогика носит исторический характер.

Поскольку воспитание и образование детей и молодежи во все времена строилось по сословному принципу, служило интересам определенного класса, постольку и педагогика должна была соответствовать этим интересам: выдвигать ведущие цели воспитания, развивать основные концепции образования в соответствии с социальным заказом, т.е. она издавна носила классовый характер. И такое положение сохранится до тех пор, пока будет существовать классовое общество.

В содержании педагогической науки можно выделить три компонента. Один из них детерминирован установками преимущественно ведущего класса, сословия, правящей партии.

Он является динамичным и относительно быстро подвергается изменению, переоценке или пересмотру. Актуальность идеологического компонента имеет свои пределы. Наиболее отчетливы его проявления в теории воспитания.

Второй компонент в педагогике отражает национальные интересы, традиции, особенности конкретных народов и стран. Он всегда присутствует в том или ином объеме в педагогических системах, его наличие предопределено этнически. Благодаря национальному компоненту обеспечивается своеобразие в развитии образования, сети учебных заведений в разных странах, их различие, основанное на менталитете конкретного народа. Национальный компонент в педагогике менее динамичен, но и он периодически подвергается трансформации, что связано с теми или иными историческими и ценностными изменениями национального порядка.

Третий компонент педагогики наиболее фундаментален, отвечает общечеловеческим ценностям разных народов, стран, эпох, имеет непреходящее значение. Самые прогрессивные и значимые для человека и человеческого общества ценности идут из глубины веков и актуализируются в настоящее время. Но историческое развитие человечества, научно-технический прогресс вносят свои коррективы. Общечеловеческий компонент просматривается в педагогических теориях всего мира. Каждая наука имеет свой понятийно-категориальный аппарат, благодаря которому она приобретает самостоятельный статус в системе наук. Имеет его и педагогика.

Объектом педагогики является исследование различных педагогических систем - больших, средних, малых: раскрытие закономерностей их функционирования, разработка вопросов управления и прогнозирования их развития. К подобным системам можно отнести личность, класс, группу, курс, школу, ПТУ, ясли-сад, вуз, систему народного образования и др.

Предметом педагогики является исследование закономерностей процесса воспитания, обучения, образования детей, молодежи, взрослых людей.

К основным педагогическим понятиям относятся: воспитание, обучение, образование, развитие, формирование, самовоспитание, самообразование, профессиональная подготовка, объект, субъект, предмет, методы, принципы, цель.

По мере развития образования возникла необходимость изучения педагогики как учебного предмета в тех вузах, которые готовили педагогические кадры. В университетах Европы педагогика как учебный предмет введена в XVIII в., в России - в XIX в. Первая кафедра педагогики в России была открыта в 1840 г. в Главном педагогическом институте. Несмотря на общее усиление внимания к педагогике со стороны общества и вузов, в отдельных странах сложилось и продолжает оставаться негативное отношение к этой науке и учебной дисциплине. Например, в Англии не желали признать ее роль и возможность использования на практике, не видели глубокие исторические корни, а термин «педагогика» старались не употреблять. Только во второй половине XX в. в университетах началось изучение педагогики и были открыты педагогические факультеты (в Кембридже ввели звание профессора педагогики, в Оксфорде до сих пор к этой научной дисциплине относятся неуважительно).

Между тем пренебрежительный взгляд на педагогику критиковался еще в XIX в. Так, в «Энциклопедии образования», изданной в Нью-Йорке в 1889 г., отмечалось: «Интерес к педагогике не в почете среди англичан. Непопулярность педагогики в Англии объясняется недостатком профессионализма в деле преподавания. Тем самым нация, к сожалению, многое теряет... Без научного подхода к вопросам образования, без педагогики мы никогда не сумеем выработать единой системы взглядов на образование».

Вместе с тем в АНГЛИИ в 1879 г. была издана книга А.Бейна «Воспитание как наука», в которой заложены теоретические основы развития педагогики и образования. Она включена ЮНЕСКО в Международную научную серию, в то время как на родине ее забыли. Но Англия является скорее исключением. Во всех странах в вузах функционируют кафедры педагогики, издаются учебники по различным отраслям педагогических знаний.

В нашей республике изучение педагогики как учебной дисциплины введено и осуществляется в университетах, педагогических институтах, колледжах и училищах, а в 90-е гг. XX в. во всех вузах, государственных и негосударственных, независимо от их профиля.

Развитие образования стимулировало и процесс развития педагогической теории. Постепенно, по мере накопления научных знаний и их специализации, внутри педагогики происходила дифференциация: от общей науки отделялись новые, которые приобретали статус самостоятельных педагогических наук. Параллельно создавались и оформлялись аналогичные учебные дисциплины. К основным отраслям педагогики относятся:

  • преддошкольная и дошкольная педагогика;
  • педагогика школы;
  • частные методики;
  • специальная педагогика, дефектология;
  • история педагогики;
  • педагогика высшей школы;
  • профессионально-техническая педагогика;
  • военная педагогика;
  • народная педагогика;
  • этнопедагогика;
  • андрогогика;
  • социальная педагогика;
  • аутогогика;
  • педаутология.

Народная педагогика олицетворяет собой думы и чаяния народа, отражает его идеалы, воззрения, представления о человеке, семье, детях, о воспитании подрастающего поколения. [12]

В передаваемых из поколения в поколение и бытующих до наших дней народных обычаях, традициях, праздниках, обрядах, играх, фольклоре нашло свое яркое выражение неоценимое богатство педагогической культуры народов.

В народной педагогике отражены как особенности национального характера, так и общечеловеческие черты, правила поведения, которые народ хотел бы видеть в своих детях. Осмеянию подвергаются лентяй, грубиян, неряха. Побеждает добрый, находчивый, трудолюбивый.

Народная педагогика широко и глубоко представлена в пословицах, пожеланиях и дает верные и четкие указания относительно воспитания детей и молодежи.

Народная педагогика любого этноса характеризуется как глубиной и самобытностью содержания, так и целостностью, которая должна непременно сохраняться в сфере современного образования и обучения. Целостность регионально-этнической культуры воспитания обеспечивается, как известно, наличием в ней веками создаваемого народом идеала совершенного человека – идеала, составляющего одно из слагаемых духовной культуры любого этноса.

Современная система дошкольного, среднего и высшего образования стремится все более продуктивно включать содержание национально-регионального компонента в целостный учебно-воспитательный процесс сети соответствующих учреждений. Следовательно, необходимо отобрать из этого содержания наиболее приемлемый в существующих условиях объем знаний и скоординировать его с общими стандартами образования, создав тем самым оптимальную педагогическую модель совершенной личности. Таким образом, система национальных и общечеловеческих ценностей, исторически сложившаяся в недрах регионально-этнических культур и бережно пронесенная через жизнь целого ряда последующих поколений, непрерывно развиваясь и совершенствуясь, явится интегрирующей основой для всех других качеств и проявлений личности. Реализация национально-регионального компонента в учебно-воспитательных планах образовательных учреждений требует использования соответствующих ему воспитательных средств, какими и служат различные аспекты традиционных научных культур. А это логически ведет к разработке и внедрению в учебно-воспитательный процесс вариативных и альтернативных программ, частных методик, инновационных образовательных технологий, призванных сделать национальный вуз основной движущей силой духовного возрождения этноса.

Процесс воспитания подрастающего поколения на традициях народной педагогики включает три этапа:

1) формирование положительного эмоционального отношения к народным обычаям и традициям через развитие интереса к ним;

2) организация координированной учебно-воспитательной деятельности, включающей в свое содержание прогрессивные традиции народной педагогики, произведения фольклора, декоративного народного творчества кахзахов;

3) перевод творческой деятельности по привитию интереса к народным обычаям и традициям в познавательную активность самих учащихся в данном направлении.

Постижение общечеловеческих ценностей, входящих в них образов и представлений, понимание силы их значения для людей существенно повышают престиж как образовательных учреждений, так и семьи, продуктивно способствуют осуществлению взаимосвязи и взаимодействию этих воспитательных институтов. [15]

Закрепляя в себе многовековым опыт истории и бережно передавая его последующим поколениям для дальнейшего развития, обычаи и традиции народной педагогики служат механизмом развития духовного мира, представляют собой способы передачи ценной информации на социально-психологической основе.

Знакомство с идеями и традициями казахской народной педагогики должно непременно включаться и в программу подготовки учителей на факультетах педагогических специальностей вузов, в учреждениях повышения квалификации работников образования. Через все формы обучения студентов и практикующих учителей внедряются гуманистические идеи приоритетности национального вуза, значимости реализации этнокультурного компонента образовательных стандартов, взаимосвязи общечеловеческих и национально маркированных культурных ценностей, этнопедагогизации вуза как эффективного фактора ее гуманизации и гуманитаризации, как основной и важной формы возрождения духовности.

2. Этнопедагогическая и этнокультурологическая система образования в современных условиях

Без собственной этнической системы образования народ как историческая личность не может быть суверенным. Более того, народ перестает быть таковым, превращаясь в унифицированный социальный феномен, именуемый населением. Поэтому мы вправе рассматривать этнопедагогику как систему научных концепций, несущих для любого из народов спасительные функции. И не удивительно, что этнопедагогическое наследие народов все более приобретает политическое звучание. Этнопедагогические идеи во многом демократизируют и гуманизируют политический климат общества. В Конституции Республики Казахстан получили отражение ряд важнейших этнопедагогических идей: о защите национального достоинства, семейном воспитании, поддержке национальных традиций и др.

Этнопедагогика – это, по сути, педагогика, идейно близкая народу и служащая его духовно-нравственному возрождению.

Народная педагогика представляет собой совокупность накопленных и проверенных практикой знаний, сведений, умений и навыков, передаваемых из поколения в поколение преимущественно в устной форме. Охватывая все возрасты и почти все стороны жизни народа, она намного превосходит по объему рассматриваемых вопросов научную педагогику, а самое главное близка к природе, человеку и воспринимается как природная, естественная. Не случайно выдающийся русский педагог С.Д.Ушинский называл природными педагогами деда, бабушку, старших сестер и братьев.

Этнопедагогическая система образования – это, иначе говоря, суверенизация воспитания гражданина, связанного с национальной государственностью. В современных условиях народная педагогика продолжает оставаться гарантом национального подъема и межэтнической стабильности. Педагогическим условием воспитания этнопедагогикой важнейшим условием является формула без памяти (исторической) нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа (исторической личности).

В народной педагогике воспитатель – это не только признание и профессия, но прежде всего – признание. Из всех традиций, передаваемых из поколения в поколение, важнейшими все более становятся педагогические.

Много сейчас говорят о возрождении национальных, народных традиций, но эти разговоры не будут иметь под собой основы, если не обратиться к педагогическим традициям, ибо сейчас они и являются ядром, стержнем всей и всякой культуры. Развитие, подъем культуры начинается с создания благоприятных условий для возрождения традиционной культуры воспитания. Педагогика в контексте общечеловеческой культуры так же вечна, как и воспитание, ибо само воспитание и есть практическая педагогика.

Чем же традиционно особенным характеризуется народное воспитание? Прежде всего, естественность процесса, ибо это сама жизнь народа: массовость участия народа, в т.ч. и детей, в воспитательном процессе; завершенность, целостность, цикличность.

Особенное, определяющее место в факторе народного воспитания занимает слово: родное слово (материнский язык), в полиэтнической стране – двуязычие: с точки зрения включения в мировую цивилизацию по меньшей степени, трехязычие. Многолетний опыт подсказывает, что там, где национальные языки развиваются, не игнорируются, охотно изучаются русскоязычными, не возникает проблемы с регулированием отношений между детьми разных национальностей. [17]

В казахстанском обществе происходит процесс осознания необходимости национальной самоидентификации через освоение и сохранение этнокультурного наследия. В целях гармонизации человеческого существования в рамках социума, повышения его адаптации к постоянно меняющимся, общественным условиям необходимо органическое вхождение этнокультурного наследия в содержание дисциплин, входящих в государственные общеобразовательные стандарты. Принцип народности, содержащийся в идеях этнопедагогики, в условиях демократических преобразований казахстанского общества приобретает на сегодняшний день большую актуальность.

Без такого фактора, как национальное самоуважение невозможно эффективное развитие общества, эффективное интегрирование в мировое сообщество. Предполагается, что этнокультурологические аспекты в системе высшего образования позволяет сформировать целостное представление будущего специалиста о национальной и общечеловеческой культуре. В «Концепции этнокультурного образования Республики Казахстан», одобренной Президентом страны от 15.07.96 г. определен новый подход к высшей школе, согласно которому выдвигается основной принцип осуществления подхода и образованию не как механизму передачи знаний и профессиональной подготовки кадров, но и как к культурообразующему институту, важнейшему средству сохранения и развития индивидуумом человеческой и национальной самобытности» [4]. Этокультурное образование в современных условиях казахстанского общества должно формироваться в вузах на дисциплинах социально-гуманитарного и естественнонаучных циклов. Именно знания, полученные в процессе изучения данных дисциплин, должны дать такой уровень профессиональной культуры, который позволит еще на этапе проектирования минимизировать негативные социальные и нравственные последствия деятельности специалиста.

Мировая педагогическая практика показала, что нравственно-эстетический потенциал личности в любой профессии чрезвычайно зависит от творчески-эстетических возможностей человека, на которые активное влияние оказывают различные жанры народного искусства и творчества.

На сегодняшний день в связи с усилением роли гуманитарного знания, что ставит проблему сохранения национальных культурных ценностей, существует необходимость разработки модели вхождения этнокультурологического образования в систему профессионального обучения вузов республики.

Модель этнокультурологического образования в системе профессионального обучения вузов Казахстана, позволит сформировать политическую личность специалиста, толерантную и наполненную гуманистическим содержанием.

Педагогический опыт показывает, что инновационный процесс представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью, которых научное открытие, идеи, превращаются в социальное, в т.ч., образовательное нововведение.

Таким образом, как обосновывает А.Г.Маджуга, деятельность, которая обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом, и есть инновационная деятельность.

Инновационная деятельность в сфере образования имеет достаточно широкий спектр конкретных областей и конкретных предметов своего приложения. Она направлена на существенное повышение качества образования и качества личности; создание новых интеллектуальных или наукоемких образовательных технологий, учебников и учебного оборудования; развитие законодательства и нормативной базы, формирование нового типа или усовершенствование образовательного менеджмента, новых научно-образовательных структур и организационных форм в системе образования; улучшение образовательных услуг, повышение профессионального уровня профессорско-преподавательского состава, конкурентоспособности образовательных учреждений, национальной системы образования в целом и выпускников.

К тому же образование инновационного типа является интегрирующим учебный процесс и научный поиск. Это предполагает не только использование в учебном процессе новых научных знаний, но и включает сам творческий поиск в образовательный инновационный процесс.

Отсюда следует, что инновационное образование в идеале возможно лишь при условии, когда обучающий выступает и как педагог, и как ученый и конечно, методист, являясь творцом нового.

Но в то же время, где же найти столько преподавателей с такими качествами, учитывая старение профессорско-преподавательского состава и медленное омоложение специалистов в сфере экономики, юриспруденции, филиалов и других.

Это не простой вопрос, но одно ясно: развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в вузовском секторе, в университетах, безусловно сыграют положительную роль в кадровом обеспечении, поскольку получение новых научных результатов и открытий всегда стимулировало и привлекало к себе молодежь, создавая атмосферу творческого общения, научности.

В современных условиях, когда высшее образование находится на стадии переосмысления образовательной политики, университеты должны стать мощными научно-образовательными и инновационными комплексами, центрами определяющего влияния на социально-экономическое, технологическое, образовательное развитие регионов.

Этнопедагогическая и этнокультурологическая система образования в Республике Казахстан требует реализации следующих методических рекомендаций:

- максимально возможное воспроизведение в системе воспитания образа жизни народа;

- всемерное укрепление национальных связей на основе взаимности, демократизма и гуманизма, усиление внимания к общечеловеческим ценностям;

- непременное расширение научных исследований в области проблем, связанных с этнопедагоггизацией содержания и процесса национального образования; вузовская подготовка этнопедагогов, вплоть до университетской и аспирантской специализации;

- в вузах – проведение интегрированных лекционных и практических занятий по культурологии с другими гуманитарными и естественнонаучными дисциплинами;

- популяризация духовного наследия казахского народа среди студенческой молодежи;

- опора на семью в духовно-нравственном воспитании студенческой молодежи как важного социального института социализации подрастающего поколения. [16]

Все это говорит о состоянии, развитии и перспективах этнопедагогизации системы, а соответственно и процесса современного образования, воспитания.

2.1 Этнокультурная соотнесенность обучения и воспитания детей, приобщение их к истокам культуры своего народа

Все высшие духовные потребности человека — в познании, самоутверждении, самовыражении, безопасности, самоопределении, самоактуализации — это стремления к развитию, самоусовершенствованию. Чтобы человек мог удовлетворить свои потребности, необходимо создать ему соответствующие условия: свободу волепроявления, пространство творческой деятельности, социальный комфорт.

Социальный комфорт в обществе будет в случае, если будет удовлетворяться потребность в своем родном языке и культуре. Этнокультура — от слов «этнос», что значит «народ», и культура (лат.) совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества, различают материальную и духовную культуру: в более узком смысле термин «культура» относят к сфере духовной жизни людей.

В настоящее время большое внимание стало уделяться воспитанию на народных традициях, распространению идей этнопедагогики, приобщению детей к сокровищам народных культур с целью возрождения, сохранения и развития неиссякаемого источника мудрости и исторического опыта народа, формирования национального самосознания детей и юношества — достойных представителей своего этноса, носителей своей национальной культуры.(2,24)

Многие даже не подозревают о своих этнокультурных потребностях, не знают, какие национально-культурные и языковые услуги могут оказать государственные образовательные структуры, неформальные организации.

Механизм потребностей настолько силен, что если они не удовлетворяются в положительной, прогрессивной сфере развития, то обращаются к отрицательной сфере (правда — ложь, любовь — эгоизм, терпение — раздражительность, трудолюбие — лень)

Сегодня общество не предоставляет достаточного пространства для удовлетворения всего диапазона потребностей ребенка в положительной сфере, более того, некоторые актуальнейшие потребности детей игнорируются. Эмпирически обосновано, что важно учитывать: есть ли у конкретного индивида потребность в своей национальной культуре и языке, есть ли у него стремление овладеть ими, в конце концов, желание идентифицировать себя со своим народом.

Известно, что язык и культура не разделимы. Это ведет к тому, что мир той страны, в котором живут и играют дети, говорящие на другом языке, остается для ребенка чужим и закрытым, причем на долгое время. Именно поэтому в центре внимания в процессе обучения и воспитания должны быть факты и явления не взрослой, а детской культуры.

В Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» от 28 февраля 2008 года одно из важнейших направлений внутренней и внешней политики государства является «духовное развитие народов Казахстана, которое предусматривает поддержку развития культурных ценностей и традиций наших народов» (3,7)

В связи с этим в наше сегодняшнее время нельзя не забывать о народности и национальном характере образования, который является одним из главных принципов его развития. К. Ушинский писал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным…», он высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом, основанное на народных началах, — писал он, — имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…» (4,161)

«Народное воспитание — это общественное воспитание. На протяжении всей истории человек был и остается объектом и субъектом воспитания. Накопленный веками опыт воспитания в сочетании с эмпирическими знаниями, проверенными на практике, составляет ядро народной педагогики. Следует, однако, принять во внимание, что педагогическое воззрение народа, сложившееся без профессиональной педагогической подготовки, на основе лишь эмпирических знаний, носило в известной мере стихийный характер. Сам процесс воспитания, повседневный педагогический контакт с детьми не всегда был осознанным. В этих условиях поражает умение народа по крупицам отобрать все лучшее, разумное, отвечающее народному идеалу в воспитании настоящего человека.[19]

С этих позиций народную педагогику можно рассматривать как синтез всенародного педагогического творчества, как итог своеобразного исторического народного педагогического эксперимента. До сих пор являются поучительным, вдохновляющим примером выработанные народными воспитателям и приемы и методы трудового, нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания.

Для реализации этой программы в полном объеме необходимо на каждой возрастной ступени дать определенный круг сведений, исходя из общей задачи этнокультурного образования. В нашем районе сеть дошкольного воспитания представлена 2 детскими садами: «Балапан» и детским садом в частной школе-комплекс «Санкт-Лоренц», а так же 2 мини-центрами при Ясновской и Покровской СШ.

Количество детей — 229

Из по национальностям:

казахов — 64

русских — 132

украинцев — 15

немцев — 13

армян — 3

азербайжанцев — 1

поляков — 1

В соответствии с этим работа построена таким образом, что на занятиях и нерегламентированных видах деятельности детей знакомят с тем, что у каждого народа в воспитании своих потомков есть национальные особенности, которые широко используются в воспитательном процессе. Отсюда задачи сегодняшнего времени — брать на вооружение эти замечательные традиции народов и широко использовать их в работе с детьми. Знакомство с национальная одеждой, кухней, играми музыкой и песнями, народный фольклор — вот направления работы по этнокультуре для детей. Конечно же, весь метериал подается в игровой и непринужденной работе.

Почти все занятия носят комплексный характер дети могут смотреть видеоматериал, слушать музыку, принимать участие в практической деятельности: выполнять аппликации, мастерить поделки народного промысла, рисовать и вырезать разнообразные орнаменты, сшить коржин, тряпичную куклу, расписать матрешку, читать стихи, играть в дидактическую игру и т.д. В учебно-игровой, музыкальной, театрализованной деятельности воспитатели стремятся обогатить речь детей терминами нравственно-духовного направления, этнопедагогического обучения.

С целью упорядочения, закрепления элементов этнопедагогики в воспитательной деятельности экспериментальной работы планируется на каждую неделю — «День нравственности». В этот день проводятся беседы, часы национального этикета, народные игры, развлечения, экскурсии. В детском саду созданы уголки «Юрта — древнейший символ земли Казахстана», проводятся беседы о том, что в каждом казахском доме и сейчас можно увидеть войлочные ковры на полу и расшитые тускиизы на стенах Они придают жилищу казахов национальный колорит.

Домашние промыслы и художественное ремесло казахского народа зародились в глубокой древности.Предметы быта кочевников-садоводов седла, кожаная сбруя, изделия из дерева, кости и металла богато украшались орнаментом.Обычно изображались луна, звезды, солнце, геометрические фигуры, цветы, бараний рог. Искусные мастера-ювелиры делали кольца, браслеты, серьги, застежки, пуговицы, украшая их вставными полудрагоценными камнями или плетением из тонкой серебряной проволоки. Женские головные уборы, платья, сумки, ковры отличались красивой вышивкой.

«Русская изба — символ жизненного уклада русского народа.» Здесь тоже собран материал, касающегося жизненного уклада русского народа: расшитые рушники, самовар, национальная одежда. Именно здесь должны быть сосредоточены краеведческий, искусственный, методический, дидактический, игровой материал в помощь педагогам, родителям, а главное нашим воспитанникам. Уют, атмосфера культуры, необычности, похожести на все то, что постоянно окружает ребенка, в его повседневной жизни, дает свои результаты. [12]

У детей необычно возрос интерес к истории русского, казахского народа. Дети имеют возможность потрогать своими руками все предметы. Главное в работе — не накопление детьми большого объема информации о памятниках истории, искусств, культуры ,архитектуры, а воспитание гордости за родной город, народ, его язык, традиции, обычаи, а значит Родину, воспитание не стороннего наблюдения, а активного гражданина отечества. Ведь все начинается с малого, с чувства сопереживания, с ощущения себя частью окружающего мира.
Знакомство с традициями и обычами рядом живущих народов — одно из направлений работы по этнопедагогике — традиционное гостеприимство, ерулик — угощение соседей, колыбельный обряд, сажание мальчика на коня и др. Народ считает гостеприимство одним из признаков гуманности, а в самом приходе гостя видит доброе презнаменование, поэтому в народе говорят «Гость старше отца».

Занятия развивают у детей уважение к старшему поколению, ко всему окружающему его миру, к своему внутреннему «Я».Ненавязчивое, но постоянное предложение правил этикета и приобщения через адаптационные процессы к изменяющимся условиям внешней среды межпредметного общения дают ребенку широкий диапазон навыков для формирования национального самосознания, уважения к себе, родственникам, окружающим людям, родителям, воспитания патриотизма к своей Родине.

Средства достижения цели были в течении года разнообразны. Это проведение занятий с внедрением элементов этнопедагогики по психологии, валеологии, экологии, занятия по казахскому и русскому языков. Отмечено, что многие дети проявляют большой интерес к казахской и русской культуре.

Народная песня и музыка — первоначальный этап эстетического воспитания ребенка. По степени восприятия этих двух вещей (песни и музыки) устанавливается у ребенка его предрасположение к физическим упражнениям и музыке.Первое относится к телу, второе — к душе. Потихоньку раскачивая, воспитатели поют колыбельные песенки. Вот одна из них:

Баю-баю баиньки.

Купим сыну валенки

Пустим по дорожке .

Будет наш сынок ходить.

Новы валенки носить!

Или

«Ай ,люли, ай люли,

Прилетели журавли»

Заучивание народной песенки «Жил был у бабушки серенький козлик»

Аналогичные песни есть и у казахского народа

лди- лди а бпем,

А бесикке жат, бпем!

Жылама, бпем, жылама

Жілік шаып берейін

Одной из характерных черт народной педагогики является культ матери, культ родителей, культ старшего человека вообще. Отец, мать первые воспитатели в семье, бабушка и дедушка, пожилые люди вообще это неофициальные безымянные народные педагоги-воспитатели. В книге «Приличия» (1907 г.), «Пропаганда казахам». поэта, журналиста, просветителя Мухамматсалима Кашимова вошли сочинения для детей, написанные в форме бесед и советов. «…У нас в народе говорят: «Я до тебя сносил не одну рубаху» А смысл этих слов в том, что он вперед познал мир и достиг большего понимания…»(7, 253)

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром дети знакомятся с загадками разных народов, проводим народно-дидактические игры «Вершки-корешки», «Съедобное-несъедобное» На занятиях по развитию речи, казахского и русского языков (наш детский сад работает по языковому профилю) дети знакомятся со сказками тех народов, представители которых есть в нашем детском саду («Алдар-ксе и жадный бай», «Терешечка», «Заюшкина»), потешками (Сидит,сидит зайка и др.), скороговорками.

Русский народ называет пословицы и поговорки крылатыми словами, народы востока — жемчужиной, нанизанной на ниточку Различные народные поговорки и пословицы часто приходится к месту сказать, когда видишь, если дети на глазах ленятся, говорят неправду или плохо относятся к товарищам. Если кто-нибудь безмерно хвалиться, то он тут же слышит слова «Хвастунья яловую корову доит», если двое ребят ссорятся, им говоришь «Без дружба дела на лад не пойдут».

У разных национальностей есть интересные игры. На занятиях по физической культуре включаются русские («Горелки», «Кот и мышь»), казахские («Байга — конное состязание», «Орамал», «Балапандар»), армянские («Козлик — козлик. Эц-эц», «Чижик. Ктик-ктик»), немецкие (украинские «Высокий дуб — високий дуб», «Хлебец — Хлибчик» ), азербайджанские («Со спины лошадки — Ат бели», «Палочка-выручалочка — Чопу дагыт») заполняли часы детского досуга. Через игры реализуется самодеятельность детей: жеребьевки, считалки, пение, декламация.:

1,2,3,4,5

Вышел зайчик погулять,

На охотник не пришел.

Зайчик поле перешел,

Даже усом не повел.

В огород потом забрел.

Что нам делать, как нам быть ?

Нужно зайку изловить!

Снова будем, мы считать.

1,2,3,4,5!

На казахском языке:

Айглек-ау, айголек!

Айдын басы дгелек

А серек пен кк серек,

Бізден сізге кім керек?

Ответ : Жауып алдым байтерек, Сонау тран Айлді зі керек

Знакомим детей с такими замечательными праздником как «ыз сыны», «Сиырлы азан», «Масленница», которые отражают традиции народов. Одним из направлений этнокультуры в детском учреждении является знакомство с национальной кухней разных народов. В течении недели проходят так называемые языковые дни,понедельник — казахский, вторник — русский, среда — немецкий, четверг — украинский, пятница — армянский или азербайжанский или польский.

Соответственно дня в меню включается национальные блюда. Воспитатели рассказывают детям о национальных блюдах, как они готовятся: баурсаки, борщ, мясо по казахски, штрудели, айн-топф (горшочек), кухи и др. На основании мониторинга, проведенного в 2006-2007 году, опубликованого в журнале и проводимой работой я провела свой мониторинг в детском саду «Балапан» и сравнила с результатами анкетирования тех годов

2.2 Мониторинг, проведенный в 2006-95 году и 2008 году.

В целом в ответах родителей воспитанников на вопросы о значении мировой и национальной культуры живущих рядом людей, о роли знания родного, государственного, русского и иностранного языков в развитии личности доля положительных ответов довольна высока, о чем свидетельствует следующая таблица: 80 процентов соответственно и 89.

Вопросы анкеты и варианты

ответов на них

Родители

Воспитатели детских садов

2006

2007

2008

Абс

%

Абс

%

Абс

%

Всего опрошено

474

209

74

Должен ли человек овладеть мировой культурой или достаточно знать культуру своего народа

Должен овладеть

381

80,3

164

78,5

66

89

Достаточно своей культуры

58

12,2

29

13,9

6

8

Не знаю

35

7,4

16

7,6

2

3

Есть ли в районе условия для изучения своей культуры и родного языка — цифра с 42 процентов поднялась до 59 процентов.

Вопросы анкеты и варианты

ответов на них

Родители

Воспитатели детских садов

2006

2007

2008

Абс

%

Абс

%

Абс

%

Всего опрошено

474

209

74

Как вы считаете, есть ли в Казахстане условия для изучения своей культуры и родного языка

Да

200

42

91

43,5

44

59

Частично

196

41,3

90

43,1

25

34

Нет

78

16,5

28

13,4

5

7

На вопрос: Владеют ли ваши дети своей национальной культурой и языком. Цифра с 39 процентов поднялась до отметки 83 процентов.

Вопросы анкеты и варианты

ответов на них

Родители

Воспитатели детских садов

2006

2007

2008

Абс

%

Абс

%

Абс

%

Всего опрошено

474

209

74

Владеют ли ваши дети своей национальной культурой и языком

Да

185

39

68

32,5

83

Частично

214

45,2

101

48,3

Нет

75

15,8

40

19,2

При изучении тем для формирования ценностного отношения к социальному устройству здоровой жизни в течение года у детей формировались нравственные качества, такие как: чуткость, отзывчивость, трудолюбие, доброта, сопереживание, любовь к семье Родине и др.

Результаты проводимой работы

  • ведется работа по знакомству с культурой окружающих этнических народов
  • разработка методики погружения дошкольников в окружающую этническую среду
  • сформированы основы коммуникативной компетенции дошкольников
  • сформированы основы поликультурного сознания дошкольников
  • воспитанница д/с — Атоян Марианна, по национальности армянка, стала победительностей районного конкурса на знание казахского языка и культуры.

Рекомендации:

  • Включить раздел этнокультурное воспитание как отдельный важный блок ДОП в системе воспитания детей дошкольного возраста и начального звена образования;
  • Работа по данному направлению должна быть комплексной и системной;
  • Знакомство с другими этническими общностями в постижении культурного потенциала других народов;
  • Пробуждать желание идентифицировать себя со свои народом, должны впитывать в себя дух родства, присущий казахам;
  • Развитие родной речи, ее основных функций, овладение словарным составом родного языка, чувство важности родного языка и культуры;
  • Развитие у детей эстетического сознания, формирование навыков эстетического сознания, формирование навыков эстетической деятельности через развитие художественно-творческих способностей.[20]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опираясь на народные методы воспитания педагоги – теоретики и практики создали современные концепции воспитания всесторонне развитой личности, которые постоянно совершенствуются и обновляются в соответствии с требованиями жизни. Однако ядро народной мудрости всегда присутствует в любой воспитательной теории. В современных условиях трудовые традиции развиваются, совершенствуются и обогащаются. Это и есть проявление народной педагогики в действии, в жизни. Народ всегда стремился привить молодому поколению любовь к Родине, правдивость, честность, скромность, коллективизм, чувства дружбы, товарищества.

Исследования проблем народной педагогики позволяют утверждать, что концепция народной педагогики сложилась. Установлен предмет народной педагогики, определены её источники, принципы, методы, характерные особенности. Концепция народной педагогики рассматривает педагогические воззрения народа как выражение практической народной философии, как сгусток веками накопленного коллективного опыта народных масс по воспитанию и обучению молодого поколения, гениально воплощённых в разнообразных памятниках устного народного творчества.

Поговорки, пословицы и сказки оказывают воспитательное воздействие не сами по себе, а при условии, если родители личным примером соблюдают, поддерживают принципы выраженные в них. Каждая пословица и поговорка, каждое любимое изречение, сказка, если они разумны и к месту звучат, соответствуют духу и традициям семьи, выражают её истинные стремления, если они понятны и близки к сердцу детей, становятся прекрасным, поучительным нравственным уроком в семье. Как примеры кратких и метких выражений поговорки и пословицы можно использовать и в целях развития речи детей, приучая их запомнить и использовать как эпиграфы в сочинениях, примеры в логических доказательствах.

Важно, чтобы учителя и родители чаще стремились в общении с детьми использовать эти образные выражения, поясняя их смысл и значение с точки зрения современных задач. Устное народное творчество содержит различные явления языка, логические единицы, художественные миниатюры, поэтические образные обобщения социально – исторического опыта. Они выражают нравственные, этические и эстетические взгляды народа. В силу этого они представляют реальную основу для изучения народной психологии.

Список использованных источников

  1. Муналбаева У.Д. «Атамекен — очаг духовного воспитания», Журнал «Білім-Образование», 2004, № 4, с. 15
  2. Акбаева Л.Н. «Специфика этноэстетического воспитания в Казахстане» Журнал «Білім-Образование», 2004 г, № 3, с 24
  3. Послание Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана 28 февраля 2008 года «Новый Казахстан в новом мире»
  4. Ушинский К.Д. М, «Педагогика» 1988 г, Собр. соч. Т. 2, с 161
  5. Селевко Г.К. «Технология саморазвития личности школьника», Журнал «Евразия» 2003 г, № 5, с 27-40
  6. Измайлов А.Э. «Народная педагогика: педагогические воззрения народов Азии и Казахстана», М «Педагогика», с. 9, 205-206, 248
  7. К.Б. Жарикбаев, С.К. Калиев «Антология педагогической мысли Казахстана», изд-во «Рауан» 2007 г, с. 253
  8. Сейтешев А. «Национальный характер образования и особенности его становления», Журнал «Мысль», 2001 г, № 5, с 66-69
  9. Хасанов М.Ш. «Реформа образования: поиск новых парадигм», Журнал «Евразия», № 2, с 29-30
  10. Субботский Е.В. «Ребенок открывает мир», М «Просвещение», 1991 г, с. 158
  11. Наурызбай Ж. «Этнокультурное образование школьников:взгляд родителей», Журнал «Мысль», 1997 г, № 2, с 81-85
  12. Карбушева Г.А. «Ознакомление детей дошкольного возраста с Казахстаном», Алма-Ата «Мектеп» 1984 г, с 4
  13. Кожахметова К.Ж «Этносоциальные основы нравственно- духовного воспитания школьников», Журнал «Евразия», 2003 г, № 3, с 64-68
  14. Арынова Р.А. «Элементы этнопедагогики в нравственно- духовном воспитании и обучении», Журнал «Мектепалды даярлыќ Предшкольная подготовка» 2004 г, № 5, с 10-12
  15. Волков Г.Н. Этнопедагогизация народного воспитания//Мир образования – 1997- №2, - с. 67-71.
  16. Мулдагалиев Б. Вернется ли народная педагогика к народу//Мысль – 2006- №6.- с. 79-80
  17. Измайлов А.Э. Народная педагогика. Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. – М.: Педагогика, 1991.- 256 с.
  18. Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан от 2.07.1996//Казахстанская правда – 1996. – 7 июля
  19. Кульмагамбетова С., Нурманова М. Развитие методов проектной деятельности студентов в сфере национально-этнической культуры//Высшая школа Казахстана. – 2001 - №3 – с. 184-188
  20. Досмухамбетова К., Кажаева С. Анализ состояния и тенденции развития этнокультурологического образования в вузах Республики Казахстан//Высшая школа Казахстана. – 2003 - №1. – с.176-183
  21. Кожахметова К.Ж. Состояние и тенденции развития этнопедагогических исследований в современных условиях//Менеджмент в образовании. – 1999 - №1. – с. 43-49
  22. Сагиндыков Е.Н. Этнокультурное образование: общие и региональные проблемы//Саясат. 1996 - №11. – с. 45-50

Этнопедагогическая и этнокультурологическая система образования в современных условиях