ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРЕССЫ С ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

Газизова А.Ф.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРЕССЫ С ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

Безусловно, в советские времена именно пресса была главным носителем информации, являлась фундаментом мощной системы пропаганды. Однако экономические и политические процессы, начатые в начале 90-х, привели к некоторым сдвигам в самой структуре печати, а также, разумеется, телевидении и радиовещании. Но какое же место было уготовлено прессе в утверждающемся демократическом обществе?

Новые исторические условия жизни Российской Федерации стали важным фактором формирования массовой журналистики нового типа. Появилось осмысленное понимание запросов аудитории. Это способствовало внедрению новых форм и методов деятельности средств массовой информации.

В измененную структуру печати вошла периодика, предназначенная для широкого круга читателей и различающаяся по тематике и адресности: издания общественно-политические, универсальные, молодежные, для детей, женские и рекламно-информационные.

Особое место в структуре периодической печати заняла деловая и аграрная пресса для людей, занятых в сферах экономики, сельскохозяйственного производства, фермерства, бизнеса, финансов, бухгалтерского учета.

Таким образом, российский газетный мир расширялся, но сохраняя многонациональный характер. Так, в начале 1990-х гг. газеты и журналы выходили почти на 40 языках, проживавших здесь народов.

В целом, за время, прошедшее после распада Советского Союза, журналистика на постсоветском пространстве изменилась радикально – появилось российское законодательство о печати, средства массовой информации стали значительной и объемистой промышленной отраслью — медиаиндустрией [1, с. 6].

Обратимся подробнее к региональной журналистике, которая обслуживала насущные информационные потребности. Она стала выступать в качестве своеобразного зеркала отражения жизни региона и катализатором развития. Особенность региональных средств массовой информации, заключающееся в возможности непосредственного включения в социальные процессы, происходящие в определенной территориальной общности, – стало доминирующей.

Считается, что воздействие, которое оказывала на деятельность СМИ новая политическая, экономическая и социальная ситуация, привела к возникновению стихийно складывающегося «дикого» информационного рынка, неподвластного нормам регулирования отношений в сфере производства и реализации журналистской продукции.

Положение прессы республик, входящих в состав федерации было нестабильным. Переход к рыночным отношениям привел к сокращению ее тиражей. Почти третью часть своих подписчиков потеряли газеты Северо-Кавказских республик, Дагестана [2, с. 130].

К счастью, Татарстан развивался по-другому сценарию. В постсоветский период он был наряду с общероссийскими лидерами по показателю насыщенности периодической печатью. Произошедшие в начале 90-х гг. изменения в государственном устройстве страны привели к разлому вертикальных управленческих связей между центром и провинцией. Это дало толчок к развитию региона. Позиции местной прессы отчасти укрепили экономическую и политическую самостоятельность Татарстана.

Отметим, что на общем фоне постсоветской журналистики татарстанские СМИ имеют существенное отличие: в пореформенные годы они не подвергались коммерциализации в той степени, как общефедеральные и столичные. В основном, СМИ республики оставались в руках государства, которое выделяет существенные суммы на дотации, или под влиянием отдельных госчиновников, часто не скрывающих президентских амбиций, или представителей президентского «клана», сформировав систему неформального патронажа над журналистикой [3, с. 40]. Следовательно, хоть и прямого политического давления на республиканскую печать не было, но политика дотаций выступала основным способом воздействия на издания.

Только-только избавившись от жесткого контроля со стороны КПСС, местная пресса вновь попадает в зависимость от другой политической силы в лице исполнительной власти. Но благодаря финансовой помощи государства существовали издания для детей, пенсионеров, инвалидов.

Для установления контроля над СМИ используются не только экономические, но и широко применявшиеся административно-командной системой методы. Это в первую очередь подбор руководителей СМИ по принципу политической лояльности.

В Татарстане наблюдался повышенный интерес к теме суверенности как непременного условия будущего процветания региона, апелляция к чувству местного патриотизма, полемичность – все это достаточно надежные средства завоевания симпатий читательской аудитории (здесь и противостояние татарского национального движения во главе с Байрамовой, председателем Иттифак, и влияние на массы братьями Кашаповами из ТОЦ).

Однако в целом региональная периодика перестала иметь ярко выраженную политическую направленность. Ей стали присущи плюрализм, отказ от политических приоритетов в жизни региона. Все меньше обращаясь к политическим вопросам, она уходит в сторону культурологии, истории, этнографии региона, литературы и искусства. На страницах местной печати стали публиковаться научно-популярные, детективные, фантастические произведения. Одним словом, на смену только политическим статьям пришли материалы культурно-развлекательного цикла.

В середине 90-х гг. в региональной журналистике окончательно утвердилась тенденция возврата на региональный рынок прессы некоторых центральных изданий в новом качестве. Так, «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Экономическая жизнь», пользующиеся авторитетом в читательской аудитории, сделали постоянными присутствие на местах своих региональных редакций, представительств, рекламных агентств и бюро.

Конечно, национальная журналистика испытывала материально-технические трудности. Многое зависело от содержания периодических изданий, от их социально-политической ориентации. Те из них, которые понимают интересы и запросы аудитории в информации, пользуются популярностью. Так, в Татарстане наиболее популярной из местных газет являлась «Вечерняя Казань». Причины ее высокого рейтинга заключались в критической настроенности к властям.

Большой интерес у читателей вызывает и газета «Татарстан яшляре» за счет некоторой смелости и сенсационности. Высокие тиражи газет «Республика Татарстан» и «Ватаным Татарстан» связаны с адресной направленностью материалов, стабильностью проблематики.

А сегодня Республика Татарстан, считается, один из самых развитых по экономическому потенциалу и медийно насыщенных российских регионов, по численности зарегистрированных медиа уступающих только Москве, Московской области, Санкт-Петербургу. Основными медийными центрами, помимо, Казани, являются города Набережные Челны, Альметьевск, Нижнекамск, Бугульма.

Журналистика из средства идеологического давления преобразилась в мощное культурологическое средство, с широким внедрением в сознание масс многовековых духовных ценностей Российского государства и народов, населявших его [4, с. 159].

Получается, что средства массовой информации, став одним из проявлений роста национального самосознания народа, способствовали преодолению тех перекосов, которые формировались десятилетиями в регионах. Вместе с тем обретенная российской журналистикой свобода открыла перед ней реальные возможности критического осмысления жизни страны в условиях рыночных отношений, правдивого освещения тех негативных проявлений, которые были ими порождены.

Абстрагируясь от политических и экономических факторов, отметим, что образ профессионализма в СМИ деформируется также под влиянием социального и культурного факторов. Журналистика стала с одной стороны интереснее, потому, что охватывает многие стороны жизни, с другой – примитивнее. Разумеется, что технологический прогресс значительно облегчил работу журналистов. Каждый сотрудник какого-либо из видов СМИ использует хорошие диктофоны и видеокамеры, мощные компьютеры и быстрый Интернет, мобильные телефоны с широким спектром функций.

Вообще, на протяжении последних веков каждое крупное техническое изобретение в области обработки информации приводило к изменениям в технологиях производства массовой информации. Появлялись новые средства массовой информации (масс-медиа), обновлялась техническая база традиционных СМИ. Конкуренция между журналистами, работавшими на рынке массовой информации, способствовала ускоренному внедрению технических инноваций.

С конца XX века технология дизайна носителей массовой информации (газет, журналов, радиопрограмм, телепередач, веб-сайтов) претерпела существенные изменения, что позволило повысить качество технического исполнения продукции СМИ, увеличить скорость производства, снизить стоимость единицы продукции. Переход масс-медиа на цифровые технологии открыл перед журналистикой новые возможности.

Но в этом скрываются и негативные последствия. В наши дни стирается грань между творчеством и технологией деятельности (больше ценятся мобильность, оперативность, а не талант). Журналистика упрощается с точки зрения языковых средств, стилистических норм и жанров, особенно в интернет-изданиях. Кроме того ушло почти из всех газет популярное в свое время ерничанье.

Несмотря на то, что Интернет является самым юным представителем средств массовой информации, по популярности ему удалось обогнать традиционные СМИ. Многие предпочитают узнавать в Интернете новости еще и потому, что Всемирная сеть чаще всего освещает то или иное событие не в одном ракурсе, а с многих сторон. Кроме того, здесь можно без труда высказать собственное мнение, пообщаться на разные темы, завести новые знакомства[6, электронный ресурс].

С каждым годом в мире растет число сетевых изданий – как электронных версий уже существующих газет, так и периодических изданий, не имеющих аналогов на бумаге. Многие пользователи создают в Интернете свои сайты. Ведут интернет-вещание телевизионные компании и радиостанции, возникают сетевые информационные и рекламные агентства. Этот процесс не обошел стороной и российские СМИ.

Ныне дальновидные политики, главные редакторы СМИ, чувствующие перспективу и стремящиеся идти в авангарде событий, начинают применять современные технологии.

В последнее время многие онлайн-СМИ отошли от образа чисто новостных изданий и начали публиковать много аналитики, репортажей, интервью и прочих материалов, которые обычно считаются «собственностью» толстых еженедельников.

Существование огромного количества интернет-изданий, конечно, сильно бьет по «бумажной» прессе: уменьшаются тиражи газет, трансформируется редакционный механизм. Так как уменьшается общее число киосков (хотя в России пока этот процесс не очень ярко выражен), где продают «бумагу», то неизбежно страдают не только газеты, но и журналы. Соответственно, журналам становится сложнее добраться до потребителей, и Интернет постепенно начнет занимать традиционно журнальную нишу аналитики и другого не новостного контента, и находит свои решения для этого [6, электронный ресурс].

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что электронные цифровые технологии в сочетании с Интернетом, и технологиями следующего поколения информационных сетей, определяют будущее коммуникаций.

Широко используется термин «новые средства массовой информации», который означает объединение технологий нового поколения с традиционными СМИ. Поначалу, когда говорили о новых медийных разработках, то обычно имели в виду видеоигры и компьютерные программы, теперь же в них включают все разработки, связанные с информацией, развлечениями, рекламой, электронной и интерактивной связью.

Уже и процесс подготовки медиаконтента становится «безбумажным» – даже в тех редакциях, которые выпускают традиционную газету наряду с ее электронной версией. Работа над электронной версией идет в едином режиме с подготовкой «бумажного» варианта. Так происходит и в общественно-политической газете «Республика Татарстан»: после того, как очередной номер отправляется в издательство, на сайт газеты выкладываются материалы следующего выпуска.

В настоящее же время благодаря цифровым технологиям можно значительно увеличить мощность передаваемых по одним и тем же сетям традиционных и новых услуг.

По Интернету можно также заказать и прочитать различные газеты и журналы, к примеру, материалы «New York Times», «Frankfurter Allgemeine», «Financial Times» или просмотреть онлайн-объявления. При этом пользователь не теряет время на поиск информации, так как нет необходимости изучать весь список. Банк данных облегчает поиск и обеспечивает непосредственный доступ к нужной информации. Кроме того, функция архивирования позволяет пользователю расширить область поиска путем просмотра других наименований газет и предыдущих выпусков. Особо интересующиеся могут вызвать дополнительную информацию, например видеоизображения и звуковые файлы.

Соперничество традиционных СМИ с новейшими массмедиа одновременно сопровождается медиаконвергенцией – сближением и слиянием различных видов СМИ на базе цифровых информационно-компьютерных технологий поиска, обработки и распространения информации [7, электронный ресурс].

В заключение, отметим, что гибель прессы, в частности газет, пророчили и с появлением телевидения, но и в эпоху развития Интернета периодическая печать, активно раскручивающая свои электронные версии и применяющая современные технологии, продолжает оставаться в центре внимания.

Литература

  1. Засурский Я. Средства массовой информации в России. М.: Аспект Пресс, 2006.
  2. Овсепян Р. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917 - начало 90-х годов). М.: Изд-во МГУ, 1999.
  3. Андреева Ю., Гарифуллин В., Шайхитдинова С., Ясаеев И., Егорова Л., Туманов Д., Зайни Р., Лебедев А., Симкачева М., Барабанова И., Баканов Р., Баутина П., Тихонов Д., Мухаметзянова Р., Ахметзянова Л. Региональные СМИ: проблематика, тенденции развития. М.: Казанский университет, 2011.
  4. Овсепян Р. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917 - начало 90-х годов). М.: Изд-во МГУ, 1999.
  5. Кудрявцев Д. Мир без бумаги // Все о СМИ. URL: http://www.osmi.ru/index/tags/655 (дата обращения: 12.10.2012).
  6. СкатИнфо: Современные средства массовой информации: Интернет как новый вид СМИ. URL: http://skatinfo.ru/blogi/nauka/sovremennye-sredstva-massovoy-informatsii-internet-kak-novyy-vid-smi-16-12-2010.html (дата обращения: 11.11.2012).
  7. Фатымина В. Экономические проблемы в ежедневной прессе ФРГ // Научно-культурологический журнал. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=561&level1=main&level2=articles (дата обращения: 25.11.2012).

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРЕССЫ С ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА