Проблема социализации одаренных детей в современном мире

Проблема социализации одаренных детей в современном мире

Л.А. Абакумова, учитель- методист

школы № 169 Советского района г. Казани

Удовлетворение потребности ребенка в любви и чувстве собственного достоинства - ключ к творческому росту его личности, обеспечить который призваны - семья и система образования.

Педагогов и родителей объединяет забота о здоровье, социальном и культурном развитии ребенка, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.

•Как жить?

•Как стать социально защищенным?

•Как быть способным к самореализации собственной личности?

Как помочь состояться личности в семье?

Позитивные изменения, отвечающие интересам детей, их воспитания и личностного развития происходят лишь там, где педагогические коллективы объединяют свои профессиональные усилия с усилиями родительской общественности, помогают семьям учащихся в их культурном и духовном развитии, содействуют укреплению взаимопонимания родителей и детей.

Педагогические коллективы образовательных учреждений осознали, что развить интеллектуальные способности ребенка невозможно без укрепления связи с семьей, повышения ее педагогической культуры на основе дифференцированного подхода к семье, разнообразных форм и методов работы с родителями. В условиях, когда большинство семей озабочено решением экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.

Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. А это не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет духовных связей между родителями и детьми. Авторитетом становится внешнее окружение, что приводит к выходу ребенка из-под влияния семьи. Вследствие этого происходит отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов – от семьи, семьи – от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.

Известно, что человек живет в нескольких жизненных сферах, в том числе семейной, экологической, производственной, культурной и общественной. Необходимо создать микроклимат, где поддерживается интерес ребенка к творческой активности, самореализации, личностному росту. Эта среда необходима ребенку и в образовательном учреждении, и в семье.

Известно, что только 4 % выпускников школ можно отнести к абсолютно здоровым. По мнению большинства родителей и учеников, образовательное учреждение не учит сегодня главному:

- Как жить?

- Как стать социально защищенным?

- Как быть способным к самореализации собственной личности?

Отсутствует система обучения родителей мастерству воспитания, методам развития личности ребенка.

В целях осуществления конституционного права семьи на поддержку государства, оказания помощи родителям в воспитании детей, укрепления взаимодействия семьи и образовательных учреждений положения Закона РФ « Об образовании» коллегия постановляет:

Развивать дополнительные образовательные услуги населению, открывать курсы, факультативы, кружки, проводить семинары по правам и психолого-педагогическим проблемам воспитания детей, взаимодействия семьи и образовательных учреждений.

Такой опыт в нашей школе имеется. В школе работают кружки в различных направлениях: естественно- математических, гуманитарных, которые ведут педагоги нашей школы, а также педагоги дополнительного образования ЦДТ Азино-2. Работают факультативы. На протяжении трех лет подряд (ежегодно) ученики Азихановой Р.Х., Бестужевой И.Ю., Абакумовой Л.А. занимают призовые места в районных, городских, республиканских научно-практических конференциях и олимпиадах.

Свободное развитие личности является одним из приоритетных принципов государственной образовательной политики.

Семья – сердце общества и родина ребенка.

Основные направления организации работы общеобразовательного учреждения с семьей:

- организация психолого-педагогического просвещения родителей

- создание системы массовых мероприятий с родителями

- внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики

- оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи

- активное включение в работу с семьей педагога-психолога, педагогов дополнительного образования

- оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни: факультативы, спецкурсы, кружки, клубы по программам «Основы семейного воспитания»

- расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.

Образовательное учреждение, было, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, которое обеспечивает воспитательный процесс и реальное взаимодействие одаренного ребенка, родителей, учителей.

Учителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и дидактизм.

Одаренный ребенок – это 1% способностей и 99% труда.

•Способности формируются и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности.

•Недостаточное знание или неумение нельзя принимать за отсутствие способностей.

•Ошибки преподавателей:

оценив работы юного художника В.И.Сурикова пытавшегося поступить в Академию, таким образом: «За такие рисунки вам даже мимо Академии надо запретить ходить!» А ведь Суриков имел выдающиеся способности, хотя умения и навыки в области рисования у него еще не вполне сложились.

Одаренный ребенок – особенный ребенок, он не такой как все

•Проблема общения со сверстниками в коллективе

•Нестандартное мышление, отношение к жизни

•Непонимание родителей

•Удары от общества

•Поиск решений

Многие школы создали «Научное общество учащихся»

•Это путешествие с целью узнать самих себя, свои интересы, склонности, возможности;

•Это выбор будущей профессии и получение основ профессионального мастерства;

•Это возможность поэкспериментировать, попробовать себя в различных видах деятельности;

•Это общение на равных со своими сверстниками, педагогами, учеными, знакомство с успешными людьми для достижения собственного успеха;

•Это получение базовых знаний для поступления в ВУЗ;

•Это признание достижений и их высокая оценка на различных уровнях;

•Это ощущение значимости собственного труда, ответственности за его результаты, объективности и честности по отношению к себе и другим,

работая в тесном сотрудничестве воспитанников и педагогов.

•Воспитанники создают для себя образ будущей профессии, готовятся к дальнейшему обучению в вузах.

•Труд и творчество, детская радость и улыбки, ожидание и счастье побед – главные мотивирующие и стимулирующие факторы сотрудничества воспитанников и педагогов.

•Школа – ВУЗ: возможности сотрудничества

2007-2008 учебный год - наши достижения – это статья из школьной газеты, которая выпускается раз в четверть.

В этом учебном году в школе было создано Научное общество под руководством Бестужевой Инны Юрьевны и Абакумовой Людмилы Александровны.

Научное общество - это общественная организация старшеклассников, которые увлекаются наукой, исследованиями, творчеством. Основу научного общества составляют объединения по различным направлениям науки: математика, физика, химия, биология, русский язык, иностранный язык, история, обществознание, татарский язык, психология и др. Достоинством Научного общества учащихся является создание атмосферы научного поиска; расширение научных контактов; развитие умения полемизировать, отстаивать свою точку зрения; предоставление возможности самоопределения и самореализации своих способностей. Ученики тесно сотрудничают с учителями и достигают высоких результатов.

Победители районной предметной олимпиады:

Французский язык: учитель: Азиханова Р.Х.

1место среди учащихся 10 классов - Кунакова А. 11кл.

1 место среди 11 классов - Копытова С.11кл

2 место - Садовникова Н. 11 кл.

Татарский язык:2 место – Фадеева М. 11кл. ( учитель:Курбанова Л.А.)

Районная научно-практическая конференция «Наука-дело молодых»

Французский язык - 3 место-Копытова С.11кл. (учитель: Азиханова Р.Х.)

Обществознание - 3место Ибрагимова А.11кл. (учитель: Кадырова Г.Р.)

Районный конкурс «Юный программист»

2место - Логвина Ю.11кл. (учитель Бурнашева А.В.)

3 место - Зиннатуллин Д. 11 кл. (учитель Бурнашева А.В.)

Победитель районного этапа городского конкурса исследовательских работ и творческих проектов «Я – исследователь» в номинации: «Я управляю математическими величинами»

1 место - Абакумов А. 4 А кл. (учитель Абакумова Л.А.)

Республиканская научно-практическая конференция

«Карьера. Интеллект»

2место - (обществознание) Макарова О.11кл. (учитель Кадырова Г.Р.)

3место - (литература) ИбрагимоваА.11кл. (учитель Акберова Е.Ю.)

3место - (татарская литература) Галимуллина Р. (учитель Бестужева И.Ю.)

Республиканская научно-практическая конференция «Молодой исследователь»

2место - Копытова С.11кл. (учитель Азиханова Р.Х.)

3 место – Кадырова А. 7 кл. (учитель Абакумова Л.А.)

Проблема социализации одаренных детей в современном мире