Воспитание гражданина на основе краеведческого и поискового направления через « Музейный уголок славы - А.Козина», « Археологический уголок» и деятельность школьного музея А.С. Пушкина

Воспитание гражданина на основе краеведческого и поискового направления

через « Музейный уголок славы - А.Козина», « Археологический уголок»

и деятельность школьного музея А.С. Пушкина

Т.А. Афанасьева,

зам. директора по воспитательной работе гимназии №7

Воспитание гражданина в формате краеведческого и поискового направления осуществляется через практическую направленность обучения учащихся с использованием школьных музеев и музейных уголков гимназии, созданных силами педагогов и учащихся.

«Музейный уголок памяти А. Козина».

Куратор работы по развитию музейного уголка Мухина Т.В., классный руководитель 11Б класса, считает, что музей и музейная среда обладают значительными возможностями нравственно-эмоционального воздействия на воспитание юного гражданина. Алеша Козин был одним из учеников нашей школы, скромный, воспитанный и жизнерадостный, как все мальчишки его возраста. Жизнь его оказалось недолгой, посмертно Алексею было присвоено звание «Героя России». Поисковая, оформительская и просветительская работа велась и ведется членами гимназического комитета, 11Б и 9 Б классами, которые шефствуют над семьей погибшего гимназиста и ухаживают за его могилой.

Галерея славы

Направленность работы носит патриотический характер. Тематика занятий дает представление о системе ценностей людей военного времени. Например, на занятиях по истории России, классных часах «По страницам летописи военной славы», воспитанники проникают в мир переживаний участников этих событий, в трудную обстановку, в которой находились люди, оторванные от привычной мирной жизни. Они понимают, насколько важно человеку, где бы он не находился, сохранять связь с близкими людьми, со своей малой родиной.

Цель работы –пробудить историческое сознание гимназистов через формирование ценностного отношения к историческим образам, мировоззрению человека, отношению человека к обществу, к другим людям. Соответственно углубляется содержание изучаемого, усложняются формы занятий, где используются дополнительные и индивидуальные задания: по сбору материала, связанного с историей родного края по разделам: «Ваши родственники –участники Великой отечественной войны», «Герои живут рядом», «Как эта война связана с моей семьей», «Улицы нашего города, названные именами героев войны». Учащиеся делают выводы, что дорожить высшими ценностями человека –это долг, осознают свои чувства, переживания, обнаруживают противоречия в себе и задумываются над вопросом «Кто Я? Какой Я?».

Музейный уголок «Археология родного края».

Ведущая идея работы музейного уголка – воспитание исторического сознания, ядром которого является система ценностных ориентаций. Процесс социализации ребенка связан с освоением норм и ценностей, принятых в данном обществе, и музейная педагогика считает, что роль музея в процессе социализации состоит в приобщении ребенка к существующим нормам и ценностям.

Поэтому работа в этом направлении дифференцируется с учетом возрастных особенностей детей. С учащимися младшего школьного возраста занятия-экскурсии имеют одну задачу –помочь младшим школьникам ответить на вопрос: «В чем выражается память о людях и почему важно хранить эту память?». Старшие школьники получают возможность приобщиться к исследовательской работе, а результаты представить на научно-практических конференциях.

Экскурсии по теме «Из истории Казани» проводятся на трех языках.

Школьный музей имени А.С. Пушкина.

Большим событием для нашей гимназии стало создание в 1999 году школьного музея имени Александра Сергеевича Пушкина.

Музей под руководством Аюповой Лады Валерьевны стал центром притяжения интеллектуальных и творческих изысканий и гражданского воспитания учащихся.

В среднем звене дети привлекаются к кружковой работе. Кружковцы не только изучают музейные экспонаты, но и ведут экскурсии для гимназистов и гостей гимназии, являясь помощниками учителям истории России и Татарстана, литературы в проведении музейных уроков о подвиге декабристов, их судьбах и судьбах их жён, о восстании Пугачёва, знаменитых людях нашего города друзьях и знакомых Пушкина –Фуксе, Нееловых, Крупенникове и т.д.

Гимназисты старшего звена на базе музея ведут исследовательскую работу в области литературы и истории, разработали проекты «Пушкин - читатель», «Декабристы и Пушкин» и выступают с ними на НПК различного уровня.

Внеклассные мероприятия проводятся с целью ознакомления учащихся с творчеством не только А.С. Пушкина, но и татарских поэтов М. Джалиля, Г. Тукая, художника Б. Урманче. В их программу включаются музыка, драматизация, художественное слово. При подготовке к литературным вечерам используются различные материалы школьного музея, фактические данные, инсценировки, литературный монтаж, доклады.

Следует отметить тот факт, что работа школьного музея имени А.С. Пушкина раздвигает рамки программного материала и дает возможность для раскрытия творческого потенциала учащихся и формированию гражданской позиции личности.

Программа дополнительного образования.

1.Литературно-музыкальное направление.

Работа по патриотическому воспитанию не ограничивается только этими направлениями. Программа дополнительного образования предусматривает и литературно-музыкальное. Привитие художественного вкуса, потребности в общении с искусством, изучение произведений и творчества местных писателей и поэтов, воспитание музыкальной культуры осуществляется через кружки « Родник» - фольклорный ансамбль лауреат городских и республиканских конкурсов –руководитель Максимова В.М, и театр - студии « Гримм», которым руководит Качалова А.И. Она считает, что такой деятельностью может стать игровая методика педагогики.

И свою программу она построила на методике театральной педагогики. Эта методика включает в себя и простейшие, общедоступные задачи, развивающие психологические процессы индивидуальности, и более сложные ситуативные игры, игры - импровизации, которые помогают проникать во внутренний мир каждого ребенка, способствуют поиску новых средств самовыражения и многое другое.

С участием ребят подготовлены и проведены сценки на военную тему, инсценированные песни и стихи, праздники ко Дню пожилого человека, Дню Матери, ко Дню Конституции, Дню защитника Отечества.

2. Физкультурно-оздоровительное направление

Программа дополнительного образования предусматривает физкультурно-оздоровительное направление. Оно направлено на возрождение и развитие народных спортивных игр, воспитание здорового спортивного соперничества между детьми и коллективами, реализации древнегреческой олимпийской идеи объединения спорта и искусства, гармоничного их сочетания в жизни человека.

В школе проводились такие спортивные мероприятия, как « Веселые старты» (5-6 кл.), смотр строевой подготовки и песни «Салют –победа!» (7-10кл.), «А, ну-ка парни!» и др. Участвовали в районной военизированной эстафете с элементами «Зарницы».

В гимназии работает ряд кружков спортивного направления: баскетбол, футбол, хоккей, «У- шу», «Кендо», «Юный стрелок».

3. Библиотечная деятельность.

Библиотекарь школы Азина В. В. проводит большую работу по воспитанию патриотических чувств, привития любви к родному краю, формированию у детей активной гражданской позиции. Она провела следующие мероприятия:

- «Государственный флаг России» (2-5 кл.);

- «Моя Родина –Российская Федерация» (5 кл.);

- «Символы современной России: герб, флаг, гимн» (5-7 кл.);

В библиотеке действуют выставки «Герои живут рядом» - к 63-летию Победы.

4.Расширение программного материала.

На уроках истории и обществознания систематически проводится работа по привитию любви к Отечеству. Учащиеся пишут доклады, рефераты о знаменитых людях нашей Родины, края, города, так, например, к 60-летию Победы учащиеся 8,10 классов занимались поисковой работой, а затем защищали рефераты по теме «Герои живут рядом». Учащиеся 10-11 классов принимали активное участие в районной научной конференции «Политика вокруг нас», их работы посвящены героям В.О. войны. Результаты работ следующие:

Уроки Дербеневой Н.И. направлены на развитие кругозора учащихся, пробуждение интереса к истории, стремление к самостоятельному расширению исторических знаний. С этой целью учитель проводит уроки-конкурсы «Знаешь ли ты исторических деятелей?», на знание исторических дат, использует художественную литературу военной тематики.

На уроках литературы учителя формируют у учащихся понимания того, что книги о подвиге народном являются своеобразными литературными памятниками тем, кто не дожил до Великой Победы, что даже в бесчеловечной войне человек может и должен сохранить лучшие свои качества –доброту, сострадание, человеколюбие, верность гражданскому долгу.

Воспитание гражданина на основе краеведческого и поискового направления через « Музейный уголок славы - А.Козина», « Археологический уголок» и деятельность школьного музея А.С. Пушкина