Профильная диагностика учащихся Республики Татарстан как фактор развития профильного обучения

Т.Т.Федорова

Профильная диагностика учащихся Республики Татарстан

как фактор развития профильного обучения

Национальная стратегия «Наша новая школа» в качестве главной цели провозглашает приведение школьного образования в соответствие опережающему развитию общества. В ней отмечается, что старшие школьники, выбирая профиль обучения, получив возможность освоить программы профессиональной подготовки, должны найти себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Им необходимо предоставить возможность осознанно выбирать свое будущее, связывая его с будущим страны. Именно поэтому сегодня в школьном образовании выбран курс на развитие личности каждого школьника, успешную социализацию и активную адаптацию выпускников на рынке труда.

В этой связи работа, проводимая в образовательных учреждениях республики по профессиональному самоопределению учащихся, приобретает особое значение. Она представляет собой целостную систему научно – практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку учащихся к выбору профессии. Подготовка учащихся к профессиональному самоопределению осуществляется последовательно и непрерывно.

В начальной школе у детей формируется представление о разделении труда, и они знакомятся с наиболее распространенными профессиями, в основном - учатся анализировать профессии, диагностировать свои профессиональные интересы и способности, строить план профессионального образования и трудоустройства, то есть формируется осознанное профессиональное намерение. Выпускники старшей школы умеют уточнять и корректировать свои профнамерения, осуществлять поиск и анализ информации о рынке труда, путях профессионального образования и трудоустройства. У них должна быть сформирована готовность к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования и продвижению в деловой карьере.

Выбор профессии подвержен известной формуле «Хочу – Могу - Надо», при этом должны учитываться профессиональные возможности обучаемых, их потребности и соответствие профессиональных возможностей профессиональным потребностям.

Для эффективного решения задач социального, профессионального, культурного самоопределения молодежи, повышения ее конкурентоспособности на рынке труда министерством разработан, и шестой год успешно реализуется мониторинг профессиональных предпочтений учащихся 7-9, 11 классов основных и средних школ республики на основе компьютерной профдиагностики. Использование результатов данного мониторинга позволяет реально повысить эффективность работы по профессиональному самоопределению учащихся, оперативно отслеживать изменения в данной области, составлять рекомендации по планированию дальнейшей образовательной траектории каждому выпускнику основной школы. Они ежегодно анализируются органами управления образованием муниципальных районов, директорами школ и педагогическими коллективами, по ним вырабатываются конкретные решения, соответствующие рекомендации с занесением результатов в портфолио каждого ученика.

Сегодня по каждому району (городу) Республики Татарстан составлен психолого-педагогический портрет учащихся, в котором видны их интересы, склонности, начиная с 7-го класса. Анализ полученных результатов в контексте требований рынка труда района, города, республики и банк данных востребованных профессий позволяют планомерно воздействовать на формирование профессиональных предпочтений учащихся.

В 2009 году в профдиагностике приняло участие 130225 учащихся 7-9 и 11 классов, родители 9-х и 11-х классов, учителя, директора школ Республики Татарстан. Учитывая, что для успешной реализации профильного обучения важна ранняя диагностика, четвертый год тестирование проводится, начиная с 7-го класса.

Около 38% учащихся 7-х классов при выборе профессии ориентируются на мнение родителей. Только свое мнение важно для 43% учащихся. Данная тенденция сохраняется уже на протяжении ряда лет. К сожалению, мнение учителей, по-прежнему, важно лишь для незначительного количества учащихся (5,5%). Учащиеся 8-х классов, в отличие от семиклассников, ставят на первое место только свое мнение - 47,1%, на втором – родителей (34,5%), а мнение учителей учитывают лишь 4,7%. Учащиеся 7-х и 8-х классов считают, что для успешного профессионального самоопределения необходимы специальные занятия по профориентации (7-е классы – 35,9%, 8-е классы – 37,6%). Другим факторам (профконсультирование, экскурсии на предприятия и в организации, мероприятия по вопросам выбора профессии) как восьмиклассники, так и семиклассники отдают меньше предпочтений. Наиболее важным фактором при выборе профессии учащиеся 8-х и 7-х классов считают высокий уровень заработной платы (8-е классы - 36,6%, 7-е классы - 33,6%), а также возможность карьерного роста (8-е классы - 35,9%; 7-е классы - 30,16%). Значительно меньше играют роль престижность профессии, условия труда, характер работы, возможность самореализации, возможность дальнейшего трудоустройства.

Среди опрошенных учащихся 7-х и 8-х классов лидируют следующие сферы деятельности: офисный работник (7 классы - 62,56%; 8 классы - 64,5%); работники финансовой сферы (7 классы - 59,42%, 8 классы - 60,45%); юриспруденция (7 классы - 54,84%, 8 классы - 56,23%). Средний уровень востребованности - инженерно-технические работники (7 классы - 42,9%, 8 классы - 43,62%) и рабочие специальности (7 классы - 39,19%, 8 классы -35,16%). Менее востребована сельскохозяйственная сфера деятельности (7 классы - 24,89%, 8 классы - 23,17%).

Если в предыдущие годы значительное количество учащихся 9-х и 11-х классов утверждало, что они проявляют интерес ко всем предметам школьной программы или большинству из них (10 – 12 предметов одновременно), то, начиная с прошлого года, количество таких учащихся резко сократилось. Подавляющее большинство участников тестирования отдают предпочтение одному – двум предметам школьной программы.

Очевидно, что введение предпрофильной подготовки и профильного обучения способствует выявлению реальных интересов и способностей учащихся. У школьников 7-х и 8-х классов республики в сфере интересов лидируют технология, физкультура, ОБЖ. У выпускников 9-х классов – русский язык, технология, литература, биология и география, а у выпускников 11-х классов – русский язык, биология, технология.

Результаты профильной диагностики являются реальным подспорьем в организации профильного обучения. Сегодня, по словам министра образования и науки РФ А.А.Фурсенко, профильное обучение представляет собой одну из самых жизнеспособных и перспективных новаций в образовании. Профильные классы открыты в 794 школах для 33815 старшеклассников. Доля старшеклассников, охваченных профильным обучением, составила 65,1%. Предпрофильная подготовка организована для 91,4% девятиклассников (2004 год – 1,8%). Увеличился охват старшеклассников во всех традиционно развитых профилях обучения. Наибольший интерес учащиеся 9-х классов проявляют к социально-экономическому (22,83%), гуманитарному (26,28%) и технологическому (23,48%) профилям. Наименьшее количество учащихся хотело бы обучаться в универсальных классах.

Распределение по типам деятельности, особенно в 9-х классах, свидетельствует о том, что склонность к физическому труду в качестве исполнителя (что наиболее востребовано на рынке труда) составляет почти 35%.

Говорить о лидирующих типах деятельности среди предпочтений учащихся 11 классов в прошлом году было сложно, так как, все показатели выборов разделены почти на равные части. В этом году заметен значительный рост интереса учащихся 11-х классов к физическому труду в качестве исполнителя.

11 классы

2005

2006

2007

2008

2009

Умственный труд, исполнитель

25,72%

23,13%

23,49%

21,93%

19,49%

Умственный труд, руководитель

29,41%

28,94%

28,01%

29,97%

24,86%

Физический труд, исполнитель

27,65%

26,09%

28,00%

27,16%

35,9%

Физический труд, руководитель

17,23%

21,84%

20,49%

22,92%

19,75%

По результатам диагностики в 2009 году было выявлено следующее: 62,22% учащихся девятых классов имеют четко выраженное намерение продолжить обучение в 10-м классе, 21,94% собираются поступить в техникум, 4.29% - в учреждения начального профессионального образования, 1,54% - пойти работать 10,01% - не имеют четких планов на будущее. В итоге, большинство учащихся 9-х классов хотели бы продолжить обучение в 10-м классе. К сожалению, достаточно большое количество девятиклассников еще не определилось со своим выбором.

Итоги профдиагностики учащихся 11-го класса показывают, что в высшие учебные заведения собираются поступать 74,83% выпускников, в средние специальные учебные заведения – 13,6%, в учреждения начального профессионального образования – 4,16%, пойти работать - 2,47%, не определились – 4,95%. Более 50% учащихся 9-х и 11-х классов сделали свой выбор, т.е. определились с будущей профессией.

Следует отметить, что для большинства учащихся 9-х и 11-х классов важным фактором в выборе профессии играет сама профессия. Значительную роль играет желание учиться в определенном учебном заведении. На выбор будущей профессии, как отмечают учащиеся, влияют также профессия родителей; школьные предметы, которые нравились; художественная литература, кино, СМИ; собственный практический опыт; примеры и опыт друзей, знакомых; советы родственников. Основным критерием при выборе профессии, как учащиеся 9-х классов, так и 11-х классов, указывают на уровень заработной платы, возможность карьерного роста.

Министерством разработаны учебные планы по ряду профилей с учетом начальной профессиональной подготовки. Их цель - обеспечение социальной адаптации выпускников школ к рынку труда, формирование у них положительной мотивации к получению профессионального образования и профессии, гарантирующей трудоустройство. Учитывая реальную потребность рынка труда в рабочих профессиях, особое внимание обращается на категорию учащихся, которые выбирают технологический профиль. В прошедшем учебном году в 11 из 45 муниципальных образований не было открыто ни одного профильного класса технологической направленности, сегодня ситуация меняется в лучшую сторону. Более 7000 старшеклассников (18,2%) обучаются в данных классах. В отдельных сельских районах (Агрызский, Бугульминский, Дрожжановский, Сабинский, Спасский и др.) агротехнологический профиль успешно реализуется на базе «Школ молодого фермера». Классы открыты в 110 школах республики с охватом около 1,5 тысяч обучающихся.

Можно отметить некоторые положительные тенденции. Это, прежде всего, увеличение количества учащихся, которых интересует работа в качестве исполнителя в сфере деятельности физического труда, рост числа выбравших профессию и интереса к обучению в профильных классах. Профильная диагностика, взаимодействуя с системой профессиональной ориентации и профильного обучения, является фактором, обеспечивающим реальный коррелируемый прогноз кадрового потенциала республики.

Профильная диагностика учащихся Республики Татарстан как фактор развития профильного обучения