Психологическое здоровье учащихся

Психологическое здоровье учащихся

В современном мире дети все чаще и чаще остаются без присмотра родителей. Причины бывают разными, но результат один и тот же: дети, чувствующие себя одинокими и несчастными, становились не на самый лучший путь. Уже в первых классах мы сталкиваемся с агрессией детей на себя, на весь мир, и особенно на родителей. Есть такие, которые всего боятся, так как дома их ждут родственники с завышенными потребностями. А у другие, кроме пьяных родителей, больше ничего и не видели.

Разные ребята и с разным прошлым и настоящим приходят к нам в школу. Но все они – наши дети. И именно в здесь они получают ту поддержку и любовь, к которой подчас они стремятся.

В школе №111 работают три программы психологического здоровья для учащихся разных классов, две программы для родителей и индивидуальные программы жизненных целей.

Программы психологического здоровья:

  1. «Вместе не страшно» - для учащихся первых и вторых классов.
  2. «Линия роста» - для учащихся среднего звена
  • Программа «Изменения»
  • Программа «Мы против наркотиков»
  1. «Линия жизни» - для учащихся старших классов
  2. «МЫ» - для детей - инвалидов

Психологическая программа «Вместе не страшно»

Программа психологического содействия школьной адаптации предназначена для будущих первоклассников и начальной школы. Она представляет собой темы и основные подходы к групповой работе с детьми. Мы строим нашу работу на основе идей гуманизма.

Согласно подходу гуманистической психологии, ребенок не объект воздействия взрослого, не «сырье» для формирования чего (кого) бы то ни было; ребенок-сам субъект, автор себя. И мы можем только помочь ему увидеть и понять себя, сопровождать его, но не тянуть его за руку за собой.

Цель программы «Вместе не страшно» - содействие в развитии коммуникативных навыков, умения работать в группе, умения бороться со страхами и переживаниями.

В программу входят следующие блоки:

  • Личностный блок
  • Эмоциональный блок
  • Коммуникативный блок
  • Блок релаксации

Личностный блок.

«Мы живем в мире людей и в мире вещей. И мы знаем о качествах вещей – мы знаем, что стеклянная ваза может разбиться, а дерево должно обладать совершенно другими качествами. То же с людьми. Важно знать о своих качествах и качествах других людей»

Упражнения этого блока позволяют создать веселую атмосферу, располагают детей к сотрудничеству. С другой стороны, уже эти игры помогают детям познакомиться друг с другом поближе, узнать что-то новое о других и о себе.

Эмоциональный блок

Целью данного блока является расширения знаний о чувствах и эмоциях, умения отреагировать эмоции, формирования знания управления выражения своих чувств и эмоциональных реакций.

Задачи блока:

  • Знакомство с эмоциями;
  • Осознавание проявления эмоций
  • Поиск путей выражения эмоций в приемлемой форме.

В основе данного блока лежит позитивный подход гуманистической психологии, техники арт- и игровой терапии. В нем следующие положения:

- Чувства важны, испытывать различные чувства нормально для живого существа.

- Нет абсолютно плохих, или абсолютно хороших эмоций.

- Существует разница между испытываемым чувством и способом его выражения.

Коммуникативный блок

Коммуникативный блок программы ставит своей целью формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения. В отличие от предыдущих блоков, этот блок построен как тренинговый.

Основная цель- обучение общению.

Блок состоит из двух частей:

  1. Специальные упражнения, направленные на формирование коммуникативных умения и навыков общения.
  2. Игры, в которых активизируются умения.

Блок релаксации

Цель блока релаксации – научиться расслабляться и снимать тревожность.

Дети о многом переживают – начиная с того, как они выглядят, заканчивая, как на них посмотрят, От этого зависит не только их общение с другими, но и восприятие мира в целом. Также это может сказывать на школьной успеваемости. Невнимательность, неусидчивость могут являются следствием тревожности и неумения расслабиться и собраться в нужный момент.

Блок состоит из двух частей:

  • Выявление причин тревожности
  • Упражнения, направленные на развитие умения расслабиться, «выдохнуть».

К концу занятий дети узнают что-то новое о других и о себе, о чувствах и эмоциях, и будут знать, как отреагировать на эмоции, смогут понять и приобрести навыки и выражения своих чувств и эмоциональных реакций. Дети научатся быть более раскрепощенными, увеличится словарный запас по определенным темам. Они будут развивать не только эмоциональные и эстетические сферы, но и интеллектуальные.

Психологическая программа «Линия роста»

Программа «Линия роста» плавно вытекает из программы «Вместе не страшно». Задачи основного этапа: повышение способности к самопознанию, ориентация в первичных и вторичных способностях, тренировка безоценочного принятия своих качеств и качеств остальных людей.

Концепция позитивной психологии основывается на точке зрения, что каждый человек обладает двумя базовыми способностями:

  1. способностью к познанию
  2. способностью к любви

То есть из базовых способностей и их развития вырастают все актуальные способности, которые можно разделить на первичные и вторичные способности.

Первичные актуальные способности вырастают из способности к любви, возникают на базе эмоциональных отношений. Это:

  • умение любить,
  • быть примером,
  • иметь терпение,
  • уделять время чему-то,
  • устанавливать контакты,
  • проявлять и принимать нежность,
  • уметь доверять, надеяться,
  • уметь верить и уметь сомневаться,
  • приобрети уверенность, и устанавливать единство.

Из способностей к познанию развиваются вторичные актуальные способности, относящиеся к умению действовать в мире, такие, как:

  • Пунктуальность
  • Чистоплотность
  • Аккуратность
  • Послушание
  • Справедливость
  • Бережливость
  • Обязательность
  • Точность
  • Совестливость

С психологической точки зрения ребенку для гармоничного развития важно попробовать эти качества в различных полосах, то есть приобрести опыт разного поведения и его последствий. Через осознание полюсов появляется возможность повысить принятие и понимание себя? Прийти к гармонии, тем самым обладать психологическим здоровьем,

Также в эту программу входят «Уроки гигиены» по программе «Изменения», где учащиеся узнают не только о физических изменениях, но и психологических, учатся распознавать свои эмоции.

Программа « Мы против наркотиков» проводится профилактически каждый год. Чем раньше мы объясним детям в вреде и пагубности такой привычки6 тем больше мы сможем уберечь их. В программе не только рассказывается о вреде наркотиков и курения, но и с помощью тренингов развиваются качества для того, чтобы в нужный момент суметь сказать «НЕТ»

Формы работы при психологической программе здоровья «Линия роста»:

  • Групповые тренинги
  • Беседы
  • Дискуссии
  • Индивидуальные беседы
  • Тестирование

Психологическая программа «Линия жизни»

Психологическая программа «Линия жизни» отличается тем, что в ней мы работаем не только с личностными проблемами учеников, но и занимаемся профориентационной работой.

Выбор будущей профессии – очень ответственный шаг. Наша работа - помочь сделать правильный выбор для ребенка с учетом всех его особенностей и способностей.

Поэтому в этой программе проводятся:

  • различные тренинги на тему «Профессия,
  • Тестирования по мотивам выбора
  • Дискуссии и КТД
  • А также индивидуальная работа

Психологическая программа «Мы»

Наша школа занимается инклюзивным образованием. Дети – инвалиды – тоже наши дети, и мы помогаем им быть счастливыми, несмотря на их ограниченные возможности здоровья. Программа «Мы» - это не только программа, где ученики помогают ученикам – инвалидам, она учит относиться ко всем наравне, и обращать внимание на внутренний мир человека, а не на его внешние качества.

Сначала разрабатываются творческие проекты, как «Вместе не страшно», определяются склонности и способности каждого. Затем психолог помогает найти направление успешной деятельности. Психологическое здоровье ученика – это гармоничная личность, которой мы помогаем реализоваться.

Формы работы:

  • Концерты
  • Диспуты
  • Беседы
  • Игры и тренинги
  • Индивидуальная работа.

Также параллельно ведется работа с родителями, психологическая поддержка для них.

Программы для родителей

Семья – это болезненная тема для учащихся, ведь у многих неполные семьи, а у других был негативный опыт семейных отношений. Но даже в благополучных семьях случаются моменты, когда недопонимание ребенка и взрослого растет. Психологическое здоровье семьи является одним из важных факторов для развития гармоничной личности.

В школе существуют две программы для родителей.

  • Индивидуальная работа
  • Групповая работа

К групповой работе относятся как родительские собрания, так и совместные дела с их детьми. Когда родитель и ребенок учатся общаться, понимать друг друга не только через общение с посредником, но и через совместную деятельность.

Все психологические программы посвящены, в общем - то одной простой идее – быть гармоничной и здоровой личностью, быть собой и строить свою жизнь. С разных сторон, обращаясь к осознанию себя, своей жизни, человек приходит к открытию новых значений, отношений, восприятия, условиям.

Психологическое здоровье учащихся