Психологическое здоровье учащихся
Психологическое здоровье учащихся
В современном мире дети все чаще и чаще остаются без присмотра родителей. Причины бывают разными, но результат один и тот же: дети, чувствующие себя одинокими и несчастными, становились не на самый лучший путь. Уже в первых классах мы сталкиваемся с агрессией детей на себя, на весь мир, и особенно на родителей. Есть такие, которые всего боятся, так как дома их ждут родственники с завышенными потребностями. А у другие, кроме пьяных родителей, больше ничего и не видели.
Разные ребята и с разным прошлым и настоящим приходят к нам в школу. Но все они наши дети. И именно в здесь они получают ту поддержку и любовь, к которой подчас они стремятся.
В школе №111 работают три программы психологического здоровья для учащихся разных классов, две программы для родителей и индивидуальные программы жизненных целей.
Программы психологического здоровья:
- «Вместе не страшно» - для учащихся первых и вторых классов.
- «Линия роста» - для учащихся среднего звена
- Программа «Изменения»
- Программа «Мы против наркотиков»
- «Линия жизни» - для учащихся старших классов
- «МЫ» - для детей - инвалидов
Психологическая программа «Вместе не страшно»
Программа психологического содействия школьной адаптации предназначена для будущих первоклассников и начальной школы. Она представляет собой темы и основные подходы к групповой работе с детьми. Мы строим нашу работу на основе идей гуманизма.
Согласно подходу гуманистической психологии, ребенок не объект воздействия взрослого, не «сырье» для формирования чего (кого) бы то ни было; ребенок-сам субъект, автор себя. И мы можем только помочь ему увидеть и понять себя, сопровождать его, но не тянуть его за руку за собой.
Цель программы «Вместе не страшно» - содействие в развитии коммуникативных навыков, умения работать в группе, умения бороться со страхами и переживаниями.
В программу входят следующие блоки:
- Личностный блок
- Эмоциональный блок
- Коммуникативный блок
- Блок релаксации
Личностный блок.
«Мы живем в мире людей и в мире вещей. И мы знаем о качествах вещей мы знаем, что стеклянная ваза может разбиться, а дерево должно обладать совершенно другими качествами. То же с людьми. Важно знать о своих качествах и качествах других людей»
Упражнения этого блока позволяют создать веселую атмосферу, располагают детей к сотрудничеству. С другой стороны, уже эти игры помогают детям познакомиться друг с другом поближе, узнать что-то новое о других и о себе.
Эмоциональный блок
Целью данного блока является расширения знаний о чувствах и эмоциях, умения отреагировать эмоции, формирования знания управления выражения своих чувств и эмоциональных реакций.
Задачи блока:
- Знакомство с эмоциями;
- Осознавание проявления эмоций
- Поиск путей выражения эмоций в приемлемой форме.
В основе данного блока лежит позитивный подход гуманистической психологии, техники арт- и игровой терапии. В нем следующие положения:
- Чувства важны, испытывать различные чувства нормально для живого существа.
- Нет абсолютно плохих, или абсолютно хороших эмоций.
- Существует разница между испытываемым чувством и способом его выражения.
Коммуникативный блок
Коммуникативный блок программы ставит своей целью формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения. В отличие от предыдущих блоков, этот блок построен как тренинговый.
Основная цель- обучение общению.
Блок состоит из двух частей:
- Специальные упражнения, направленные на формирование коммуникативных умения и навыков общения.
- Игры, в которых активизируются умения.
Блок релаксации
Цель блока релаксации научиться расслабляться и снимать тревожность.
Дети о многом переживают начиная с того, как они выглядят, заканчивая, как на них посмотрят, От этого зависит не только их общение с другими, но и восприятие мира в целом. Также это может сказывать на школьной успеваемости. Невнимательность, неусидчивость могут являются следствием тревожности и неумения расслабиться и собраться в нужный момент.
Блок состоит из двух частей:
- Выявление причин тревожности
- Упражнения, направленные на развитие умения расслабиться, «выдохнуть».
К концу занятий дети узнают что-то новое о других и о себе, о чувствах и эмоциях, и будут знать, как отреагировать на эмоции, смогут понять и приобрести навыки и выражения своих чувств и эмоциональных реакций. Дети научатся быть более раскрепощенными, увеличится словарный запас по определенным темам. Они будут развивать не только эмоциональные и эстетические сферы, но и интеллектуальные.
Психологическая программа «Линия роста»
Программа «Линия роста» плавно вытекает из программы «Вместе не страшно». Задачи основного этапа: повышение способности к самопознанию, ориентация в первичных и вторичных способностях, тренировка безоценочного принятия своих качеств и качеств остальных людей.
Концепция позитивной психологии основывается на точке зрения, что каждый человек обладает двумя базовыми способностями:
- способностью к познанию
- способностью к любви
То есть из базовых способностей и их развития вырастают все актуальные способности, которые можно разделить на первичные и вторичные способности.
Первичные актуальные способности вырастают из способности к любви, возникают на базе эмоциональных отношений. Это:
- умение любить,
- быть примером,
- иметь терпение,
- уделять время чему-то,
- устанавливать контакты,
- проявлять и принимать нежность,
- уметь доверять, надеяться,
- уметь верить и уметь сомневаться,
- приобрети уверенность, и устанавливать единство.
Из способностей к познанию развиваются вторичные актуальные способности, относящиеся к умению действовать в мире, такие, как:
- Пунктуальность
- Чистоплотность
- Аккуратность
- Послушание
- Справедливость
- Бережливость
- Обязательность
- Точность
- Совестливость
С психологической точки зрения ребенку для гармоничного развития важно попробовать эти качества в различных полосах, то есть приобрести опыт разного поведения и его последствий. Через осознание полюсов появляется возможность повысить принятие и понимание себя? Прийти к гармонии, тем самым обладать психологическим здоровьем,
Также в эту программу входят «Уроки гигиены» по программе «Изменения», где учащиеся узнают не только о физических изменениях, но и психологических, учатся распознавать свои эмоции.
Программа « Мы против наркотиков» проводится профилактически каждый год. Чем раньше мы объясним детям в вреде и пагубности такой привычки6 тем больше мы сможем уберечь их. В программе не только рассказывается о вреде наркотиков и курения, но и с помощью тренингов развиваются качества для того, чтобы в нужный момент суметь сказать «НЕТ»
Формы работы при психологической программе здоровья «Линия роста»:
- Групповые тренинги
- Беседы
- Дискуссии
- Индивидуальные беседы
- Тестирование
Психологическая программа «Линия жизни»
Психологическая программа «Линия жизни» отличается тем, что в ней мы работаем не только с личностными проблемами учеников, но и занимаемся профориентационной работой.
Выбор будущей профессии очень ответственный шаг. Наша работа - помочь сделать правильный выбор для ребенка с учетом всех его особенностей и способностей.
Поэтому в этой программе проводятся:
- различные тренинги на тему «Профессия,
- Тестирования по мотивам выбора
- Дискуссии и КТД
- А также индивидуальная работа
Психологическая программа «Мы»
Наша школа занимается инклюзивным образованием. Дети инвалиды тоже наши дети, и мы помогаем им быть счастливыми, несмотря на их ограниченные возможности здоровья. Программа «Мы» - это не только программа, где ученики помогают ученикам инвалидам, она учит относиться ко всем наравне, и обращать внимание на внутренний мир человека, а не на его внешние качества.
Сначала разрабатываются творческие проекты, как «Вместе не страшно», определяются склонности и способности каждого. Затем психолог помогает найти направление успешной деятельности. Психологическое здоровье ученика это гармоничная личность, которой мы помогаем реализоваться.
Формы работы:
- Концерты
- Диспуты
- Беседы
- Игры и тренинги
- Индивидуальная работа.
Также параллельно ведется работа с родителями, психологическая поддержка для них.
Программы для родителей
Семья это болезненная тема для учащихся, ведь у многих неполные семьи, а у других был негативный опыт семейных отношений. Но даже в благополучных семьях случаются моменты, когда недопонимание ребенка и взрослого растет. Психологическое здоровье семьи является одним из важных факторов для развития гармоничной личности.
В школе существуют две программы для родителей.
- Индивидуальная работа
- Групповая работа
К групповой работе относятся как родительские собрания, так и совместные дела с их детьми. Когда родитель и ребенок учатся общаться, понимать друг друга не только через общение с посредником, но и через совместную деятельность.
Все психологические программы посвящены, в общем - то одной простой идее быть гармоничной и здоровой личностью, быть собой и строить свою жизнь. С разных сторон, обращаясь к осознанию себя, своей жизни, человек приходит к открытию новых значений, отношений, восприятия, условиям.
Психологическое здоровье учащихся