Роль учителя в социализации одарённых школьников

Роль учителя в социализации одарённых школьников

Г.В.Тарасова, к.п.н.,

зав. лаб. инновационной деятельностью ГИДЦ

Управления образования города Казани

Люди, щедро одарённые природой, приходят в мир, чтобы освободить нас из-под власти обыденных представлений, внести новое, неизведанное. История развития цивилизации неоднократно доказывала, насколько важны для развития общества открытия, изобретения, сделанные талантливыми людьми, гениями, что делало их социально значимыми.

Социально признанная одарённость пробивается, прежде всего, благодаря своим индивидуальным качествам, интеллектуальной подготовленности к саморазвитию, самореализации. В то же время одарённость находится в зависимости от состояния социальной среды.

Что мы подразумеваем под средой? Среда - это школа, семья, окружение ребёнка. Это - система духовных форм обеспечения жизнедеятельности человека, которая охватывает все стороны его жизни:

- биологическую (оказывают влияние на формирование одарённой личности, её развитие, профессиональный рост, самоопределение),

- производственную (создание материальных средств для обеспечения жизнедеятельности),

- духовную (язык и речевая деятельность, мировоззрение, эстетическая и нравственная деятельность и др.),

- социальную (коммуникация, социальные отношения).

Под социализацией личности мы понимаем процесс усвоения и активного воспроизведения человеком опыта социального развития и поведения, накопленного человеком и передаваемого с помощью воспитания и обучения, владения навыками практической и теоретической деятельности, необходимых для его успешного функционирования в определённом обществе, развития как гармоничной личности.

Ведущая роль в социализации ребёнка, безусловно, принадлежит учителю. Проникнуть в тайну одарённого ребёнка невозможно. Но приблизиться к ней, попытаться постичь её помогает общение с одарённым. Однако, для общения с такого рода тайной, требуется немалое искусство и призвание. И чаще всего их демонстрирует именно учитель, который способен понять, рассмотреть интеллект, поддержать его развитие и помочь определиться с направлением этого развития.

Уже на начальном этапе мы сталкиваемся с серьёзной проблемой. В силу различных причин одарённость ребёнка распознаётся не сразу.

Известно, что многие великие люди в школьные годы считались плохо успевающими или даже невежественными, так как их способности не рассмотрели, не распознали, не поняли или не хотели понять. Но они сами раскрыли свои таланты. Среди них такие гениальные люди, как Дарвин, Вагнер, Шиллер,Эйнштейн, которые реализовали свои незаурядные данные путём величайшего труда, энергии, терпения и самоотдачи.

Многообразие увлечений в детстве и юности есть причина и неисчерпаемый источник саморазвития. Многие гениальные люди проявили свои способности в разных областях. Так, композитор А.Бородин был хорошим химиком, великий математик П.Ферма по основной профессии был юристом, Ф.Тютчев нам известен как поэт, а не как российский дипломат. Леонардо да Винчи – великий художник, физик, инженер, Г.Лейбнец – создатель интегрального и дифференциального исчисления, крупнейший немецкий философ своего времени и прекрасный историк.

Процесс социализации продолжается в течение всей жизни любого человека и осуществляется с помощью определённых механизмов социализации. Назовём некоторые из них.

Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком определённых норм, эталонов поведения, взглядов, характерных для его ближайшего окружения (семья, соседи, приятели, сослуживцы). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне.

Институциональный механизм социализации действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества, различными организациями: производственными, общественными, образовательными, клубными, культурными и другими различными структурами. Серьёзное влияние на развитие личности оказывают средства массовой информации.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами и представляет собой психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии и идентификации. В число таких людей входят учителя, самая важная порой фигура, особенно для школьников младшего возраста, и тех, кто не получает должного внимания в семье. К этой категории относятся родители, бабушки, дедушки, сёстры, братья, которые оказывают влияние на того или иного индивидуума. Жизнь показывает, что в вопросах социализации личный пример уважаемого человека оказывает наивысшее воздействие.

Для успешной социализации, по Д.Смелзеру, процесс формирования личности происходит по трем различным стадиям:

- стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;

- игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;

- стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, чего от них ждет целая группа людей.

Американский психолог и социолог Ч.Кули исследовал процесс постепенного понимания личностью отличия своего «Я» от других личностей. В результате многочисленных исследований он определил, что развитие концепции собственного «Я» происходит в ходе длительного, противоречивого и запутанного процесса и не может осуществляться без участия других личностей, т. е. без социального окружения. Каждый человек, по предположению Ч. Кули, строит свое «Я», основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт.

Использование этих механизмов на практике должно способствовать самореализации, самоактуализации человека, т.е. реализации личностных и творческих возможностей человека в общественно ценной деятельности, испытывать удовлетворение от результатов своего труда.

Для всех кому, не безразлична судьба одарённых и талантливых детей знаменательными стали 1997 и 2002 годы.

1997 год. В рамках президентской программы «Дети России» была разработана Федеральная целевая программа «Одарённые дети». Разработана рабочая концепция одарённости, в которой определялись понятия «одарённость» и «одарённый ребёнок», виды одарённости, особенности личности одарённого ребёнка, цели, принципы, методы, примерное содержание образования одарённых детей.

2002 год. Правительство Российской Федерации утвердило Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года, где указывается, что важной задачей в условиях новых социальных требований к системе российского образования является «формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одарённых, талантливых детей и молодёжи».

Часто одаренность учителями и родителями связывается с высокой успешностью обучения. Что же на деле? Одни достигают этого за счет хорошей памяти, другие – за счет хорошо развитого логического мышления, третьи - за счет высокой работоспособности и ответственности, и только редкие из них сочетают и то, и другое.

Но еще П.Торренсом было обнаружено, что одаренность ребенка не обязательно обеспечивает ему высокий уровень обучаемости. Более того, Джеймс Т. Уэбб обнаружил у значительного количества одаренных детей наличие такого признака, как неспособность к обучению по традиционным методикам. Именно эти дети выпадают из поля деятельности учителя, и если достигают успехов в творчестве, то не «благодаря», а «вопреки» усилиям учителя, стремящегося подогнать его под усредненный стандарт. Среди педагогов существуют две точки зрения на обучение одарённых.

Первая – для обучения необходимо создавать специальные классы и специальные образовательные учреждения. Вторая – одарённые должны обучаться вместе со всеми детьми. На практике в городе реализуются обе точки зрения.

В концепции одарённости указаны основные типы образовательных структур для обучения одарённых детей. В городе создана широкая сеть учреждений инновационного типа, обеспечивающая рост престижности образования, национальной значимости, профилизации обучения: 103 учреждения нового типа (1 прогимназия, 40 гимназий, 13 лицеев и лицеев-интернатов, 45 школ с углубленным изучением отдельных предметов, 4 негосударственных учреждения), что составляет 56% от общего количества учреждений образования по городу. Функционируют учреждения образования с раздельной системой обучения (мужской лицей № 30, лицеи-интернаты №2,7 для мальчиков, кадетская школа-интернат, гимназия для девочек № 12, лицей-интернат для девочек №4, гимназия с раздельным обучением девочек и мальчиков № 6). Достаточно широк профиль обучения учащихся: филологический (19,3%), физико-математический (16,4%), естественно-математический (9%), химико-биологический (14,1%), информационно-технологический (14,7%), социально-экономический (17,5%) от общего количества обучающихся) и другие.

Применение дифференцированного подхода к обучению и развитию одарённой личности, создание среды, обеспечивающей комфортные условия, способствует раскрытию одарённой личности, развитию и накоплению её интеллектуального потенциала.

Данные реализации умственных способностей школьников – участие в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах свидетельствуют в пользу инновационных учреждений. И это не случайно. Инновационные учреждения образования составляют программы выявления, развития и поддержки детей, разрабатывают индивидуальные планы развития ребёнка, индивидуальную траекторию развития ребёнка, активно привлекают возможности социальных партнёров, отслеживают результаты продвижения, их успехи в динамике по годам обучения и после окончания школы (что, к сожалению, не часто).

В последние годы стали реализовываться в жизнь программы обучения учителей по выявлению и развитию учащихся. В ряде учреждений образования для стимулирования талантливых детей широко привлекаются попечительские советы, спонсоры.

Учителя, подготовившие призеров олимпиад, конкурсов, конференций со стажем работы

до пяти лет

11%

от пяти до пятнадцати лет

73%

от пятнадцати и выше

16%

Данные, представленные по итогам проведённого отслеживания, показывают, что самые высокие результаты показывают учителя со стажем от 5 до 15 лет. Это люди, имеющие определённый опыт работы, знания, высокий творческий потенциал. Необходимо отметить, что 6% учащихся, получивших награды на различных конкурсах и олимпиадах высокого уровня, указывают в качестве своих наставников только родителей.

Обществу выгодно заботиться о создании системы воспитания и обучения интеллектуально одарённых для сохранения своего потенциала к поступательному развитию. Это значимо как для индивидуума, так и для коллектива - учреждения образования, региона, страны. Кто как не одарённые приносят славу школе, городу, республике, стране? К основным показателям уровня деятельности общеобразовательных учреждений относят победы школьников на олимпиадах, конкурсах, конференциях, фестивалях городского, республиканского, всероссийского, международного уровней.

Необходимость работы с одарёнными детьми подтвердили 99,2% от числа опрашиваемых учителей. Фактическая деятельность с одаренными детьми, по данным анкетирования преподавателей, составляет в среднем не более 3,2% времени работы учителя. В образовательных учреждениях с углубленным изучением предметов, лицеях и гимназиях этот процент несколько выше.

Какие проблемы испытывают учителя в работе с одарёнными? Сто процентов опрошенных учителей отмечают недостаток конкретных разработок занятий и методических рекомендаций по работе с умственно одаренными детьми и практически полное отсутствие подготовки к этой работе в условиях обучения в педагогических вузах. Об этом свидетельствует анализ существующих условий и способов подготовки учителя к работе с одарёнными (выбрали ответ «да» в процентах). Знания о формах, методах, подходах к работе по выявлению и развитию умственно-одаренных детей были получены:

- во время обучения в высшем учебном заведении (1.5%);

- на курсах повышения квалификации (4,6%);

- на городских, районных методических семинарах, научно-практических конференциях (69,3%);

- при изучении научной и методической литературы (23,5%);

- из опыта личного участия в олимпиадах, конкурсах (29,8%).

С целью оказания методической помощи учителям в городе использовались такие формы работы с учителями, как:

- общегородские теоретические семинары,

- лабораторные практикумы в условиях городских, районных и школьных учеб;

- организация городских и районных дней открытых дверей на базе лицеев, гимназий города, школ с углубленным изучением отдельных предметов;

- мастер - классы передовых учителей города;

- круглые столы;

- встречи с учеными высших учебных заведений;

- индивидуальное собеседование, консультации;

- выпуск сборников;

- съемка и просмотр видеозаписей наиболее интересных мероприятий по работе с одаренными детьми, другие.

В учреждениях образования организуется психолого - педагогическое просвещение родителей и последующее их вовлечение в систему работы школы и дошкольного учреждения по данному направлению с привлечением учёных. В ряде школ велась непосредственная диагностическая и развивающая работа с учителями и детьми.

Системообразующим фактором всей деятельности учителя становится личность ученика и индивидуально – групповая стратегия его развития, построенная на основе детальной диагностики его особенностей и актуальных возможностей.

Чтобы уметь распознавать и грамотно работать с одарёнными нужно знать о них. Одарённым детям присущи определённые особенности. Они способны улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния в технике, культуре, науке. Им свойственно развитое чувство справедливости; порой идеализм. Постоянная познавательная активность, высокий развитый интеллект дают возможность им получать знания об окружающем мире, делать прорывы в неизвестность. В то же время это наиболее уязвимые, ранимые, порой агрессивные и очень непонятные.

При неблагоприятных условиях развития одарённым трудно развивать свои способности. В связи с этим очень велика роль учителя.

Взаимное уважение и дружественная атмосфера в отношениях между учителем и учениками, внимание к нуждам, интересам и проблемам ученика, мотивация его учебной деятельности; предоставление возможности для свободного общения с интересными для него взрослыми и детьми старшего возраста, материальные условия, необходимая методическая и дидактическая база, оптимальный режим содержательного и педагогического сопровождения развития, высокий интеллектуальный и образовательный уровень семьи, продуманность, комплексность и преемственность всей учебно-воспитательной системы, обеспечение взаимодействия основного и дополнительного образования, урочной и внеурочной форм работы, сбалансированность учебных предметов в индивидуальном учебном плане одаренного ребенка, расширяющая горизонты его жизнедеятельности, системность и слаженность деятельности педагогического коллектива по развитию одаренности, учет в учебно-воспитательном процессе индивидуальных особенностей одаренного ребенка, удовлетворение его познавательных запросов в области его доминирующих интересов и некоторое сокращение до необходимого минимума материала, лежащего за границами этих интересов или его креативного поля, привлечение науки, культурных и социальных учреждений – условия развития и социализации одарённых.

Каким должен быть учитель, чтобы способствовать развитию способностей ученика, его социализации?

Разные аспекты проблемы выявления и развития природных задатков школьников, умственной одарённости рассмотрены в работах А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева, Б.М. Теплова, А.Г.Хрипковой, С.Л.Рубинштейна, Л.И.Анцыферовой, А.В.Брушлинского, К.А.Абульхановой-Славской, Н.С.Лейтес, Е.С.Беловой, А.И.Доровского, А.И.Савенкова, В.С.Юркевич, В.Э.Чудновского, Е.А.Климова, В.А.Крутецкого, В.Г.Разумовского, В.Д.Шадрикова, В.С.Юркевич, В.И.Андреева, Н.М.Мочаловой и других.

У большинства авторов не вызывает сомнения то, что для работы с умственно одарёнными детьми требуется особый учитель и его подготовка, отличная во многом от подготовки учителя традиционной массовой школы. Только одаренный учитель, широко эрудированный и гибкий в поведении, увлеченный и умеющий увлекать, открытый в общении может работать с одаренным ребенком. Педагогические ситуации, которые возникают в работе с одаренными детьми, в полной мере характеризуются открытостью, информационной неструктурированностью, изменчивостью, многомерностью, сложностью, динамичностью, которые Э.Г.Юдин приводит как характеристики педагогического процесса в целом.

Бенджамин Блум (1986г.) в ходе исследования жизни талантливых людей выделил три типа учителей. Первый тип - это учитель, пробуждающий интерес у ребёнка к учебному предмету, влюбляющий ребёнка в предмет, второй - учитель, отрабатывающий – навыки, умения, необходимые для успешного восхождения к вершинам мастерства. Третий тип – учитель, выводящий ребёнка на профессиональный уровень работы, помогающий открыть тонкости мастерства, отшлифовать грани таланта и раскрыть его индивидуальность. Эти три варианта зависят как от личностных особенностей учителей, так и от их опыта.

На наш взгляд, учитель проявляется во взаимосвязанных характеристиках: общей эрудиции учителя, включающей и глубокое знание особенностей одаренных детей, возможных способов проявления одаренности, способов и условий их развития; качествах личности учителя, его ценностях и установках; стиле его педагогической деятельности; характере его общения с учеником и окружающими.

Учитель выступает в роли информатора учащегося, координатора и организатора его деятельности, диагноста, консультанта, разработчика педагогических идей, реализация которых приводит к порождению ситуативных предметных идей учеником.

Создание педагогической ситуации, предполагающей включение учителя и ученика в совместную творческую деятельность, которая приносит обоим желаемый результат (например, победу ученика в конкурсе, олимпиаде, на конференции)

На вопрос анкеты, что мешает учителю организовать работу с одаренными детьми, подавляющее число учителей отметило затрудненность «живой» работы с учащимися из-за большого объема текущей документации - 42,5% и нехватку времени у учителя, его перегрузку учебными занятиями и рутинной работой - 23,3%. Многие считают, что учитель, работающий с одаренными детьми, должен быть освобожден от классного руководства.

Достаточно большой процент учителей отмечает свои претензии к родителям - 19,2%, 11% учителей видят причины в перегруженности ребенка, 5,5% - в перегруженности классов и двухсменном занятии в школах, 5% - в малом количестве кружков и факультативных занятий.

Преобладающую роль в развитии одарённых оказывает непрерывное самооткрытие. Ж.Пиаже, швейцарский психолог утверждал «всякий раз, когда мы учим ребёнка чему-то раньше, чем он сам мог бы открыть, мы не позволяем ему изобрести это, а, следовательно, и понять полностью».

Практика работы гимназий №7,9,102,122,3,8,28, лицеев №131,5, лицея им. Н.И.Лобачевского при КГУ, лицеев-интернатов № 2, 4, 7, школ № 9, 18, 19, 36, 39, 72, 64,126,139, 113 и других учреждений образования показывает, что развивается общий интеллектуальный потенциал одарённых детей, формируется мотивация, навыки творческой деятельности, вырабатывается самостоятельность и потребность способных, талантливых и одарённых в целевой деятельности. Проводимая работа с талантливой и одарённой молодёжью с целью развития интеллектуальных способностей даёт положительные результаты

В республиканских олимпиадах школьники города заняли в 2007 году 154 призовых места, во Всероссийских и международных олимпиадах – 62. Наибольшее количество призовых мест у школьников Московского – 76, Вахитовского – 54. Среди учреждений образования, достойно представивших Казань на олимпиадах международного и всероссийского уровня лицей-интернат №2 Московского района (директор Р.М.Накипов), лицей им. Н.И.Лобачевского (директор Е.Г.Скобельцына), лицей №131 (директор А.Б.Хабибуллина), гимназия №102 (директор М.С.Устинова).

По результатам Всероссийских олимпиад Казань занимает третье место после Москвы и Санкт-Петербурга.

Лучшие из лучших получили возможность по результатам всероссийских олимпиад и конкурсов стать студентами высших учебных заведений Москвы и Санкт–Петербурга. Среди них выпускники лицеев №131, лицея им. Н.И.Лобачевского при КГУ, лицеев-интернатов №2,7 и других общеобразовательных учреждений.

100% одарённых – выпускников школ 2003-2004, 2004-2005, 2005-2006, 2006-2007 учебных годов по данным районов обучаются в высших учебных заведениях.

56 учителей - победителей Приоритетного национального проекта «Образование» одной из основных задач считают выявление, развитие одарённых, нового качества образования.

Не один год победителей Всероссийских олимпиад готовят Акчурин Тимур Фагмиевич, учитель права высшей квалификационной категории гимназии №102, Михайлин Сергей Иванович, учитель математики, Лазарева Людмила Юрьевна, учитель математики, Кильдеев Хамза Абдрахманович, учитель экономики лицея им. Н.И.Лобачевского, Лазарев Юрий Юрьевич, учитель истории, Гайнуллин Гусман Салимхжанович, учитель английского языка лицея-интерната №2, Ахметзянова Наиля Ядкаровна, учитель французского языка гимназии №9 и другие.

По инициативе Мэра города Ильсура Раисовича Метшина Казань в мае 2007 года совместно с Государственным университетом «Высшая школа экономики» провела Межрегиональную олимпиаду по комплексу предметов на базе Казанского государственного университета.

Скоринкин Даниил, ученик лицея-интерната №2 Московского района стал призером по профилю «Деловая и политическая журналистика» (учителя Идиатуллина Наиля Мансуровна, Лазарев Юрий Юрьевич), Закиров Искандер, ученик лицея-интерната № 7 Ново-Савиновского района - по профилю «Психология» (учитель Абдуррахман Элма). Сегодня они студенты ГУ ВШЭ.

Большинство одарённых школьников успешно трудоустраиваются и в дальнейшем реализуют себя в общественной и трудовой деятельности. В среднем 73% из числа одарённых выбирают место учёбы по профилю. Победители олимпиад по математике и физике обучаются в КГУ на физфаке или физмате и т.д. Так, выпускники 90-х годов, победители республиканских олимпиад по татарскому языку, члены научного общества татарской гимназии №2 им. Ш.Марджани Ильхам Фаилович Фаттахов, Ильхам Гусманович Гумеров – ныне кандидаты филологических наук, преподаватели КГУ. И таких примеров немало. В этом не малая заслуга учителей общеобразовательных учреждений.

Включение в процесс социализации одарённых школьников требует особого внимания со стороны всех заинтересованных лиц: педагогической, родительской общественности.

Для роста интеллектуального потенциала одарённой личности, его успешной адаптации к социально-психологическим условиям среды необходима система долгосрочной поддержки, среда общения, помогающая талантливым детям в их развитии. Создание условий для индивидуального развития одарённого ребёнка – требование времени. Оно обусловлено тем, что творчески одарённый школьник испытывает потребность в более глубоком и специальном изучении отдельных предметов.

Инновационные учреждения образования должны предлагать учащимся не только выбор образовательной траектории, но и возможность выбора формы освоения программ: экстернат, заочное обучение в вечернее время, обучение в форме семейного образования, дистационное обучение, что разрешено Законом РФ «Об образовании».

Привлечение спонсорских средств, социальных партнёров для развития разнообразной и эффективной образовательной среды обеспечивает возможность привлечения высоко квалифицированных кадров к работе с одарёнными детьми.

Создание условий для развития и реализации потенциальных возможностей социально ценной деятельности приоритетная задача современного общества. Проблемой остаётся проведение мониторинга дальнейшего роста выпускника школы.

Включение в процесс социализации одарённых школьников требует особого внимания со стороны всех заинтересованных лиц: педагогической, родительской общественности.

Для роста интеллектуального потенциала одарённой личности, его успешной адаптации к социально-психологическим условиям среды необходима система долгосрочной поддержки, среда общения, помогающая талантливым в их развитии. Создание условий для индивидуального развития одарённого ребёнка — требование времени. Оно обусловлено тем, что включение в процесс социализации одарённых школьников требует особого внимания со стороны всех заинтересованных лиц: педагогической, родительской общественности. Одарённый школьник испытывает потребность в более глубоком и специальном изучении отдельных предметов.

Инновационные учреждения образования должны предлагать учащимся не только выбор образовательной траектории, но и возможность выбора формы освоения программ: экстернат, заочное обучение в вечернее время, обучение в форме семейного образования, дистационное обучение, что законодательно закреплено (Закон РФ «Об образовании»).

Привлечение спонсорских срёдств, социальных партнёров для развития разнообразной и эффективной образовательной среды обеспечивает возможность привлечения высоко квалифицированных кадров к работе с одарёнными детьми, поддержки одарённых школьников и их наставников – учителей.

Создание условий для развития и реализации потенциальных возможностей социально ценной деятельности приоритетная задача современного общества. Проблемой остаётся проведение мониторинга дальнейшего роста выпускника школы.

На сегодняшний день уже реализуются такие направления национального проекта, как поощрение учителей, учеников общеобразовательных учреждений и талантливой молодежи.

Но главное - нужно помнить, во имя чего проводится большая работа огромной армией педагогов, родителей, различных служб – это ребенок со своим – Я.

По данным районов 195 одарённых школьников нуждаются в материальной помощи: Кировский район– 13 человек, Московский – 15, Ново-Савиновский – 76, Приволжский – 91. Авиастроительный и Вахитовский районы не представили такие данные.

Без внимания остаётся скрытая одарённость.

Безусловно, велика роль учителя в выявлении, развитии одарённых и талантливых школьников. Работа учителя с одарёнными детьми – сложный и никогда не прекращающийся процесс. Чтобы оказывать грамотную помощь детям, достойно встретиться с одарённым, учителям многое предстоит сделать:

- пополнять или расширять знания об особенностях одарённых детей;

- сотрудничать с психологами, коллегами – учителями, администрацией, родителями;

- овладевать методами первичной диагностики;

- вырабатывать профессиональные качества;

- работать над личностными качествами;

- совершенствовать технологию обучения;

- находиться всегда в постоянном творческом поиске.

Роль учителя в социализации одарённых школьников