Школа – вуз: возможности сотрудничества по актуальным направлениям

Школа – вуз: возможности сотрудничества

по актуальным направлениям

И.В. Терентьева, к.с.н., доцент КГУ,

депутат Государственного Совета РТ

Некоторые итоги реализации Приоритетного национального проекта «Образование» позволяют констатировать, что в стране произошел достаточно серьезный старт системным изменениям в образовании. Прежде всего, это открытость сферы образования перед обществом. Сегодня гораздо более активное участие в развитии образования проявляют общественные институты, институты гражданского общества, профессиональные союзы.

Поэтому все чаще в философской, педагогической, социологической литературе поднимается проблема модернизации образования на основе приведения его к современным общественным и культурно-цивилизационным требованиям.

Так, в монографии «Общество и образование» Дж. Саймон назвал образование «способом формирования человека внутри общества», указывая, тем самым, на его глобальные и прогностические функции. История показала, что вне образовательной системы невозможно решать проблемы подготовки человека к жизни, развития у него ориентационных и адаптационных качеств, необходимых в условиях научно-технических, социально-экономических, индивидуально-личностных реалий постиндустриального мира. В своем стремлении охватить все стороны общественной жизни, образовательный процесс выступает одним из кардинальных составляющих социальных перемен. Именно поэтому вопросы развития образования, управления им со стороны государства, становятся созвучными идеям устойчивого развития общества, духовного здоровья нации, личностного и профессионального развития каждого человека, а также построения гражданского общества.

В организационную структуру государственно-общественного управления образованием, как известно, входят органы государственной власти и местного самоуправления, федеральные, региональные и отраслевые, а также местные органы управления образованием, органы управления образовательными учреждениями, органы общественного управления и самоуправления всех уровней, профессиональные сообщества, ассоциации, советы. При этом в структуре приоритетов государственно-общественного характера развития системы образования, само образовательное учреждение ни в коей мере не снижает своей значимости и миссии - оно выступает в новом качестве — как ведущий социально-педагогический институт, который выполняет свою профессиональную функцию. Потому что он создается обществом, выполняет социальный заказ общества, не может существовать вне деятельности субъектов социальной среды, ее институтов, по своему предназначению является фактором образования, воспитания и социализации подрастающего поколения, осуществляет, что очень существенно, педагогическое влияние на другие образовательные институты, на социум, на общество в целом.

Четыре года назад после интенсивной подготовительной работы на базе Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина состоялось учредительное собрание, основным итогом которого явилось создание уникального образовательного сообщества - Казанский Университетский Образовательный Округ. В состав новой структуры, призванной решать задачи первостепенной важности, вошло более 50 образовательных учреждений разных уровней и типов и иных организаций. В составе округа школы, гимназии, лицеи, колледжи, государственные и негосударственные вузы. В него также входят два министерства Республики Татарстан (образования и науки, экологии и природных ресурсов), Национальный музей, журнал «Казань» и другие.

Практика убедительно доказывает, что создание университетских образовательных округов – веление времени. Ибо это стремление с помощью университетов поднять уровень образования во всех его звеньях, вовлечь высшие учебные заведения в решение крупных научно-технических проблем, разработку инновационных технологий. А, следовательно, в формирование инновационного пути развития отечественной экономики.

В Учредительном договоре Ассоциации "Казанский университетский образовательный округ" отмечается, что Казанский государственный университет как головной вуз является центром научного и учебно-методического обеспечения целостности, непрерывности и преемственности образования в округе. Он будет способствовать консолидации научного и образовательного потенциала, координации взаимодействия и концентрации усилий всех членов округа на комплексном решении стоящих целей и задач.

В данном случае университет выступает, как культуросозидающий центр и призван научить людей наилучшим образом использовать ресурсы территории проживания. Чтобы создать достаточный уровень жизни.

Университет в культурном пространстве национального региона выполняет и культуротворческую функцию, суть которой состоит в том, чтобы формировать научно-информационные ориентиры развития производительной и духовной сфер, создать образцы современных технологий и норм жизни, осуществляя гуманитарную и научно-техническую экспертизу инновационных проектов, выдвигаемых в регионе, обеспечивая его связь с мировой культурной средой.

Университет национального региона выполняет функции исследования, прогноза, сохранения и развития этноса, его самосознания, поликультурного взаимодействия, стабильности, языковой политики, бесконфликтного развития.

Но все это становится возможным при формировании стабильной ценностной системы – открытой, вариативной, диалогичной, толерантной, обеспечивающей становление подлинной гражданственности и патриотизма.

Естественно, прежде чем вкладывать конкретное содержание в саму идею университетского округа, потребовалось всесторонне оценить - на что способна и что действительно может сделать наша система образования сегодня, каковы реальные каналы ее воздействия на общество в современных условиях.

Идти по пути целенаправленного и программируемого развития субъектам, входящим в Округ, способствуют выпуск его печатного органа - газеты «Информационный вестник», модернизация Интернет-сайта округа, организуемые семинары, лектории и многие другие акции и мероприятия. Так, в целях обеспечения тесного взаимодействия вузов и школ, республиканских и муниципальных органов образования и эффективной адаптации к новым условиям в сфере образования начал свою работу в прошлом году постоянно-действующий консультативный стол «Школа – Вуз: возможности сотрудничества». За это время удалось коллегиально обсудить с участием университетских профессоров такие вопросы, как: «Интернет-тестирование в условиях введения ЕГЭ: опыт и перспектива», «Новые коммуникативные технологии в образовании», «Многокритериальные оценки в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» как средство достижения качества образования», «Компетентностный подход в образовании». На его заседаниях разрабатываются совместные планы по реализации тех или иных проектов или программ, включая и эксперименты. Такое общение помогает определить пути эффективного совместного сотрудничества.

На сегодняшнее обсуждение вынесена очень серьезная тема. Ведь глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях активных, творчески и неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи. В этих условиях особое значение приобретают поддержка и социализация одаренных детей. В современной педагогике и образовательной политике обучение одаренных детей все чаще рассматривается как глобальная педагогическая задача. Ведь гений, талант не принадлежат одному человеку. Поэтому для нас, организаторов круглого стола, как и для всех собравшихся, существенным является вопрос: что же делается для этого в нашем университетском образовательном округе?

«Талантливых детей у нас очень много, и это нас радует, ведь вы - лицо нашей республики», - сказал Минтимер Шаймиев, открывая встречу с одаренной молодежью, которую сам он определил как "семейный разговор. Президент, предложив присутствующим задаться вопросом, а что же такое талант, заметил, что у него несколько составляющих, и, пожалуй, главная из них - дар педагога, который сумел увидеть, уловить в ученике дарование, отличающее его от других. «И если в какой-то местности детей, которых принято называть одаренными, больше, а в другой - меньше, то это не значит, что в последнем случае мало талантов. Это говорит только о том, что там не хватает учителей, способных раскрыть природное дарование. Это величайшее счастье, когда ребенок попадает в хорошие руки», - подчеркнул Минтимер Шаймиев. Впрочем, продолжил затем Президент, многое зависит и от человека, наделенного теми или иными способностями.

Исходя из высказываний Президента республики, выявление и развитие одаренных детей является одним из наиболее сложных и интересных направлений современной отечественной и зарубежной педагогики, так как она связана с перспективами развития и процветания современного общества, именно талантливым людям по плечу большие открытия. Одним из путей решения указанной проблемы явилось создание школ нового типа, как в целом в России, так и в Татарстане. Однако, создав достаточно много гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением предметов для развития одаренных детей, изменила ли образовательная система содержание, методику обучения этих детей?

Сегодня любому учителю нужны надежные критерии выявления одаренности, определения ее типа и предоставляемого ею потенциала. Время диктует необходимость разработки многоаспектных специальных методических разработок в помощь учителю. Анализ сборников и публикаций по проблеме показал, что пока больше отчетных докладов, и значительно меньше методических рекомендаций. И даже там, где школа имеет неплохие результаты, переместить ее опыт на другую базу не всегда представляется возможным, поскольку упоминание и перечисление проведенных мероприятий дают слабое представление о способах получения этого результата.

Эти вопросы должны решаться на стыке дидактики и методики в тесном содружестве теоретиков и практиков, на основе целенаправленного взаимодействия работающих в этой области ученых со школами и отделами образования города. Только такой подход позволит найти оптимальные сочетания традиционно применяемых в работе с учителями и детьми форм обучения с новыми формами работы, учитывающими специфику одаренного ребенка и способствующие раскрытию его природного потенциала.
Проблеме одарённости посвящено много зарубежных работ, в последнее время к ее решению обратились и отечественные исследователи, во всяком случае, наблюдается активизация работ в этой области.
Однако теоретические работы пока мало преобразованы в конкретные методики работы с учителем и одаренными детьми, описание приемов и способов работы с ними, которые можно было предложить учителю как инструментарий его деятельности.

Понятно, что способности человека - тонкая материя. Их реализация, как правило, достигается только в сочетании диктата жизненных обстоятельств и концентрации воли и желания. И тогда человек может, как говорят, превзойти себя.

 Следует и другое отметить, что полная мобилизация интеллектуальных ресурсов выливается в интеллектуальное творчество, если базируется на соответствующем арсенале дарования и на знаниях интеллектуальных технологий исследовательской и творческой работы.

Думается, что постоянно-действующий круглый стол «Школа – вуз: возможности сотрудничества», признанный по праву региональной исследовательской, педагогической, экспериментальной общественно-дискуссионной площадкой, позволит определить основные аспекты сегодняшней темы и решить многие насущные проблемы.

Литература:

- Саймон Б. Общество и образование: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. В.Я.Пилиповского. М.: Прогресс, 1989. С.5.

- Филиппов В.М. Образование, XXI век: взгляд в будущее / В.М. Филлипов // Россия - XXI век: Вторая Всерос. науч. конф.-М., 2000. - С. 66-67.

Школа – вуз: возможности сотрудничества по актуальным направлениям