МОЛОДЁЖНАЯ ПРЕССА 1920-1930-Х ГОДОВ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: ОПЫТ АНАЛИЗА ДЕФИНИЦИЙ

Галина Старкова,

Удмуртский государственный университет, г.Ижевск

(Россия)

МОЛОДЁЖНАЯ ПРЕССА 1920-1930-Х ГОДОВ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: ОПЫТ АНАЛИЗА ДЕФИНИЦИЙ

В ходе анализа научных работ российских теоретиков и историков журналистики, рассматривающих вопросы «не взрослой» прессы, а также анализа документов, журналов и газет 1920-1930-х гг., в частности, Удмуртии, выявлено множество дефиниций этого сектора прессы: детская, подростковая, юношеская, детско-юношеская, пионерская, союзная, комсомольская, комсомольско-молодёжная, молодёжная, студенческая и др. Наблюдается определение вида периодической печати по возрастному (детская, подростковая, юношеская, детско-юношеская, молодёжная) и социальному (школьная, пионерская, союзная, комсомольская, студенческая) признакам, а также по их объединению (пролетарско-молодёжная, комсомольско-молодёжная). Происходит объединение основных типологических признаков – целевого назначения и читательского адреса изданий. По-разному очерчиваются границы той или иной возрастной группы читателей этой категории в связи с изменением отношения общества к ней.

Так можно ли под общим понятием «молодёжная пресса» подразумевать всю прессу, предназначенную для «юных», «молодого поколения», «подрастающего поколения» и т.п.? Посмотрим, как происходила трансформация возрастных границ и дефиниций в связи с расширением тематики и функций изданий.

Самый первый журнал для детей Н.И. Новикова «Детское чтение для сердца и разума» (1785-1789) представлял собой книгу для чтения и издавался в пользу «Благородного российского юношества» [1, с.53]. Как писала А.П. Бабушкина, до ХIХ в. детские книги обозначались как юношеские.

Ещё в 1909 г. педагог Н.В. Чехов пророчески предсказывал, что журналы «не только не погибнут, но, очень может быть, получат широкое развитие, только в совершенно иной форме. Вероятно, это будут журналы детей и юношей, то-есть такие, в организации и ведении которых самое живое участие будут принимать сами дети»1 [2, с.81]. Основанием для выпуска, например, ученических журналов Н.В. Чехов считал «развивающееся среди учащейся молодёжи стремление к общению на почве общих им интересов» [2, с.81-82], то есть он причислял к детской аудитории и юношество и учащуюся молодёжь.

В указателе М.Лемке в качестве верхней возрастной границы категории детей приведено: «до 15 лет» [3]. В её работе дети разграничены на четыре возраста: от 3 до 7 – малютки, от 7 до 9 – младший возраст, от 9 до 12 – средний возраст, от 12 до 15 старший возраст, а далее идёт юношество [3, с.20].

Рассматривая советскую прессу первых лет существования комсомола, историк А.Н. Романов писал о пролетарско-молодёжной прессе 1918 г., союзной и комсомольской печати, о новой газете молодёжи Петрограда «Смена» и др. [4, с.105], одновременно называл прессу молодёжной и комсомольской. Сведения комсомольской прессы, по Романову, «дают представление о жизни и борьбе пролетарского юношества …» [4, с.107].

Вообще для 1920-х гг. характерны отождествление понятий «молодёжь» и «юношество» и включение в состав молодёжи не только комсомольцев, но и детей и пионеров. Например, «Известия Вятской губернии» писали о том, что «всю молодежь до 18-летнего возраста … освободить от занятий» (1919. 18 янв.). В Программе РКСМ, принятой в октябре 1920 г., отмечается, что «политико-просветительная работа союза ведется через: а) юношескую печать, освещающую жизнь и движение молодежи…» [5, с. 40]. В январе 1920 г. прошёл съезд работников юношеской печати. XI съезд РКП(б) в 1922 г. признал необходимым создание литературы для рабоче-крестьянской молодёжи, «которая могла бы быть противопоставлена влиянию на юношество со стороны нарождающейся бульварной литературы …» [6, с.48]. Юношеская печать «содействовала широкой агитационной работе союза в массах рабоче-крестьянской молодежи …» [5, с. 48].

В 1923 г. отмечалась своевременность создания «специального периодического органа для подростков …» [5, с. 48]. В «Докладе тов. Бухарина о работе среди молодёжи» на XIII Всесоюзном съезде РКП(б) говорилось: «В вопросе поколения должны заботиться организации не только юношества, но так же и детей. <…> К октябрю 22 года пионерская организация насчитывала четыре тысячи чел., в комсомоле было 250 тысяч членов»2, то есть и дети, и подростки, и юношество отнесены к молодёжи. В газете г.Сарапула «Красное Прикамье» в июне 1924 г. под рубрикой «Среди молодёжи» помещены материалы «Комсомол оживает» и «У пионеров». Это, вероятно, объяснялось тем, что вся молодёжь, особенно комсомольцы, рассматривалась в качестве резерва большевистской партии, а пионеры были, как писала газета, «мировыми побегами Компартии».

В постановлении ЦК ВКП(б) от 23 июля 1928 г. отмечалось, что «основной задачей юношеской и детской печати должно являться коммунистическое воспитание рабочей и крестьянской молодёжи, внедрение в юношескую среду боевых традиций большевистской партии …» [6, с. 244]. В Отчёте ЦК ВЛКСМ VIII Всесоюзному съезду ВЛКСМ в разделе «Юношеская и детская печать» отмечалось повышение «общественно-политической ценности комсомольских печатных органов» [5, с.103], представлены данные о сети комсомольских газет и журналов, рассмотрена «Пионерская и детская печать».

В 1930-х гг. читателей подразделяли на молодёжь, комсомольцев и детей …, а также на юношество и детей [5, с.124]. В «Докладе о состоянии работы Ижевского Отдела Народного Образования на 1 июня 1931 года» сообщается о «детях школьного возраста и подростках» [7]. В середине 1930-х гг. выпускали комсомольские и детские газеты и журналы, о чём свидетельствует отчёт ЦК ВЛКСМ Х съезду комсомола [5, с. 136, 138]. В эти годы различали следующие группы: дети от 8 до 11 лет, подростки от 11 до 15 лет (Ижевская правда. 1931. 2 марта), молодёжь от 15 до 26 лет (Ижевская правда. 1936. 24 апр.).

Разнообразны дефиниции советского и постсоветского периодов. При определении типа детского журнала М.И. Алексеева типообразующим элементом называет возрастную направленность, которая «во многом определяет характер издания» [8, с.6]. Л.Н. Колесова в составе журнальной периодики различает собственно детские журналы (детского творчества) и для детей – младшего, среднего и старшего возраста [9, с. 5]. Она отмечает, что «внутри каждой из групп – дошкольники, младшие школьники, подростки – есть свои слои, категории, к примеру, младшие и старшие подростки» [9, с.8]. К этапам взросления Л.Н. Колесова относит малышовый и подростковый [9, с.9]. Рассматривая журналы, адресованные подросткам, она поясняет: «Поскольку почти все дети (10-13 лет) страны с конца 30-х годов были пионерами, соответственно и журналы назывались пионерскими» [9, с.17].

При анализе «Энциклопедии для детей» М.Ю. Кудрявцева писала, что энциклопедия должна учитывать психологические особенности детей и подростков 10-16 лет [10, с.1].

В главе «Издания для детей» учебника под редакцией С.Г. Антоновой представлена структура социального развития детей: от года до 3 лет – собственно младенчество, от 3 до 6 лет – раннее детство, от 6 до 8 лет – собственно детство, от 9 до 11 лет – предподростковый, от 11 до 14 лет – подростковый или отроческий, от 14 до 18 лет – юношеский, а также категории читателей: дошкольный (от 3 до 7 лет) и школьный – младший (8-11 лет); средний (11-14 лет) и старший (14-18 лет) [11, с.282].

По мнению М.И. Холмова, детская журналистика охватывает читателей 4-16 лет [12], при этом он приравнивает детскую и юношескую прессу.

В учебном пособии «Система средств массовой информации» представлена типология детской и юношеской прессы. Группы населения по возрасту подразделяются: на странице 22 – на детей, молодёжь и ветеранов, а на странице 28 – на детей, подростков, молодёжь, людей среднего возраста и пожилых [13, с.28]. Газеты подразделяются на молодёжные и детские, а журналы названы только молодёжные [13, с.29]. Говоря об экологической журналистике, авторы называют детские и подростковые издания [13, с.126]. При рассмотрении религиозных изданий называются студенческий православный журнал «Встреча» и другие, которые «посвящены подрастающему поколению» [13, с.133]. При описании газеты студентов МГУ «Татьянин день» сообщается, что налажен выпуск молодёжного приложения в Санкт-Петербурге [13, с.135]. Характеризуя женские издания, авторы подразделяют возрастные группы на подростков и молодёжь [13, с.147].

В «Типологии периодической печати» представлены молодёжные издания и детская и юношеская пресса [14]. Говоря о молодёжных СМИ и молодёжной аудитории, авторы подразумевают социально-демографическую группу людей в возрасте 15-24 лет (15-19 и 20-24 года), которая в процессе социализации интегрируется в общество [14, с.178], а также девушек 15-25 лет [13, с.178,193]. И.А. Руденко выделяет издания для дошкольников (3-6 лет), младших школьников (7-10 лет), подростков (11-14 лет), старшеклассников (15-17 лет) [15]. В пособии «История журналистики России. 1921-1927 гг.» Г.В. Жирков рассматривает молодёжную прессу [16].

Дефиниции «молодёжная печать /молодёжная пресса / молодёжная газета / молодёжный журнал» используют в своих работах многие исследователи3. При этом Д.Н. Данилов условно подразделяет молодёжь на детей, подростков и зрелых молодых людей, называет «специфический слой молодежи от 9-12 до 17-18 лет», а детско-юношескую печать включает в структуру молодёжной [17, с.22]. В.Н. Ганичев к молодёжной аудитории относит читателей от 14 до 28 лет. Г.Г. Шуйская понятия «молодёжная», «комсомольская» и «юношеская» печать употребляет как однозначные, обращает внимание на неоднородность молодёжи по возрастному и социально-классовому составу, а также на то, что юношеская группа – основное «ядро» в возрастной структуре молодёжи, в аудитории издания [18, с.20-21]. А.Л. Мишурис также приравнивает молодёжную и юношескую прессу [19, с.4].

Многие авторы не конкретизируют возрастные границы молодёжной аудитории. Возрастная дифференциация представлена Т.И. Машуковым на основе анализа ряда работ, в том числе И.С. Кона. Он отмечал отсутствие чёткого определения категории «молодёжь» и выделения её нижних и верхних возрастных границ [20, с.4]. Понятие «аудитория молодёжной газеты», по Машукову, охватывает молодёжь от 14 до 28-30 лет. ЮНЕСКО относит к молодёжи лиц в возрасте между 17 и 25 годами, советские социологи – между 16 и 30 [21].

И даже в последних работах российских социологов по-прежнему отмечается отсутствие единого подхода к определению границ молодёжного возраста [22, 23]. В психиатрии подростковый возраст ограничивается возрастом от 14 до 18 лет, в психологии – от 10 до 15 лет, в педагогике – от 12 до 16 лет, а в западной социологии отдельно рассматривается группа тинейджеров 13-19 лет. В отечественной социологии молодёжи нижняя возрастная граница подросткового возраста фиксируется в пределах 12-14 лет, а верхняя – между 16-18 годами. Юность рассматривается как другая фаза молодёжного возраста. Ранний юношеский возраст (15-20 лет) частично перекрывается подростковой фазой (15-18 лет). Второй фазой юности именуется период жизни от 21года до 24 лет. Поздняя юность (25-29 лет) является завершающей фазой молодёжного возраста [22, с.14-17]. Авторы курса лекций по социологии молодёжи Ю.Р. Вишневский и Д.Ю. Нархов показали различные подходы к определению понятия «молодёжь» и возрастных границ и, наконец, пришли к выводу, что «они неопределённы, условны, приблизительны. Эти границы исторически изменчивы, они не могут быть жесткими для разных молодых людей, групп молодежи, стран и культур» [23, с. 52].

ГОСТ 7.60 – 2003 в характеристике видов изданий по читательскому адресу выделяет лишь «издание для детей и юношества» как «издание, содержащее произведение (я) художественной литературы или познавательного характера, выпущенное (ые) для читателей до 17 лет и отличающееся особым художественным и полиграфическим оформлением» [21]. В автореферате Р.Р. Магадеевой дана следующая дефиниция: «Под “молодёжной печатью” понимается тип изданий, специфика которых, по определению известных исследователей типологии периодических изданий, проявляется в выборе тематики, особенных жанров, форм подачи материалов, в оформлении и определяется характером читательской аудитории, содержанием поставленных задач» [22, с.11]. Как видим, в дефиниции не отражены возрастные границы и особенности выпуска региональной молодёжной прессы тех лет.

При исследовании прессы начала ХХ в. и 1920-1930-х гг. следует учитывать реалии и дефиниции того времени, которые представлены как в газетах и журналах, так и в документах (докладах, постановлениях и др.), а также специфику региональной молодёжной прессы, при выпуске которой не всегда были возможны выбор тематики и жанров, особенные формы подачи материалов и оформление.

Рассмотрим, например, молодёжную прессу Удмуртии 1920-1930-х гг. В сентябре 1921 г. начала выходить газета «Юный металлист» – орган областного и Ижевского уездного комитетов РКСМ ВАО (Вотской автономной области. – Г.С.). Как видим, в заглавии газеты указаны возрастная и профессиональная специфика аудитории. В редакционной статье газета писала: «”Юный металлист” должен быть нашим путеводителем, путеводителем всей рабочей и крестьянской молодёжи». Поскольку газета задумывалась как комсомольско-молодёжная, большое внимание она уделяла и беспартийной молодёжи. В связи с тем, что в 1921 г. в Удмуртии, как и во всей стране, наблюдался отток рабочей молодёжи из РКСМ, возрастает объём материалов, публикуемых от лица обкомов ВКП(б) и РКСМ. В это время областная печать находилась в критическом состоянии, поэтому ни о каких особых тематике и оформлении не могло быть и речи: газета выходила на серой обёрточной бумаге, менялись форматы и тиражи. В условиях отсутствия необходимых для издания газеты ресурсов обком комсомола в феврале 1922 г. обратился к председателю областного исполкома с просьбой «разрешить за счёт газеты «Ижевская правда» в течении каждых двух недель выпускать один номер юношеского органа «Юный металлист». При этом обкомсомол обязался помещать «официальный материал Советских учреждений и Партийных организаций», а также вербовать «путем Агит-компании подписчиков, как на газету Ижправда так и Юный металлист» [23, л.1].

Вслед за «Юным металлистом» выходит газета на удмуртском языке «Егит дурись» («Молодой кузнец») на жёлтой бумаге, без рисунков и фотографий. В передовой статье редакция называла день выхода комсомольской национальной газеты «настоящим праздником для молодёжи Вотской области»4. В первом номере вышли материалы следующей тематики: революционное движение молодёжи капиталистических стран; введение продовольственного налога; помощь голодающим Поволжья; просветительское дело; организация культурно-массовой и разъяснительной работы среди народа; борьба с враждебными элементами и др.

И только в газете «На смену» (1924) редакторская подготовка была направлена на обеспечение удобочитаемости газеты и привлекательности для юношеской аудитории: появляется клишированная фотография (Н.И. Бухарина); материалы XIII съезда партии о молодёжи приводятся в пересказе; редакция пытается организовать на страницах газеты дискуссию о комсомольском доме-коммуне; газета призывает читателей к диалогу по поводу публикации песен комсомольского репертуара; публикуются репортаж о комсомольской демонстрации, фельетон «Новый метод» и стихотворение «Комсомолке»; вводятся рубрики «У пионеров» и «Что читать молодёжи?», в которой, правда, рекомендуется только идеологическая литература. Как видим, газету вполне можно назвать молодёжной. В 1925 г. выходит «Ленинская смена». В эти газеты присылали свои заметки юнрабселькоры всех возрастов – дети (школьники, пионеры), подростки, комсомольцы и беспартийная молодёжь. Но из-за сложных социально-экономических условий газеты были недолговечны, из-за отсутствия профессиональных редакторских и журналистских кадров не всегда учитывалась дифференциация читательской аудитории, газеты не отличались разнообразием тематики и жанров.

Лишь в 1930-е гг., когда начинают выходить на удмуртском и русском языках пионерские газеты «Дась лу!» («Будь готов!», 1930) и «Будь готов!» (1936), а также комсомольские газеты «Егит большевик» («Молодой большевик», 1931) и «Молодой большевик» (1937), можно говорить о стремлении редакций учитывать возрастные и социальные особенности читательской аудитории.

В первом номере газеты «Дась лу!» опубликовано одноимённое стихотворение К. Герда, в котором поэт обращается к мальчикам и девочкам с призывом просвещать бедняков и жить коммуной, сообща бить врагов. Областной комитет комсомола пожелал, чтобы «Дась лу!» учила детей коммунизму, объединяла вокруг себя детей трудящихся, вовлекала их в строительство социализма, готовила смену комсомолу и партии. В газеты писали не только дети и пионеры, но и студенты педагогических техникумов. Наравне с публицистическими материалами были представлены произведения русских поэтов и писателей, публиковались статьи о Д.И. Писареве, Н.Г. Чернышевском, А.С. Даргомыжском и других представителях русской культуры.

Но газету обвиняли в том, что она «работала в стороне от пролетарских детей» и «оказалась в стороне от выполнения промфинплана», не призывала пионеров «к борьбе против оппортунизма на два фронта» [24]. В целом, газета делалась изобретательно, со знанием психологии школьников, их запросов и интересов. В 1937-1938 гг. газета стала более официальной, приходилось помещать фотографии И.В. Сталина с длинными речами.

Газеты «Егит большевик» и «Молодой большевик» как органы Удмуртского обкома партии (затем – ЦИК УАССР, затем – Удмуртского обкома ВЛКСМ) создавались по образцу «взрослых» газет. При этом «Егит большевик» был двуязычным и рассчитан, в основном, на сельскую молодёжь, а «Молодой большевик» – на городскую. Газеты звали комсомольцев и содействовали их мобилизации «в передовые шеренги борьбы за социализм, за индустриализацию, за овладение техникой, за организационно-хозяйственное укрепление колхозов» (Из лозунгов к 14 годовщине Октября). Из-за недостаточно развитой корреспондентской сети даже в 1935 г. многие материалы представляли собой перепечатки из московских газет «Правда» и «Комсомольская правда», много публиковалось постановлений и других официальных материалов. Некоторые номера газеты выходили вообще без фотографий или рисунков. Работа редакции, тематика газеты и её рубрики определялись, прежде всего, социальным заказом государства, продиктованным временем и озвученным в постановлениях Центрального и Областного комитетов ВКП(б). В 1935 г. вышло постановление Удмуртского обкома ВЛКСМ «Об улучшении качества газеты «Егит большевик», в котором были указаны недостатки как содержания, так и оформления, совершенно неудовлетворительной была признана работа с рабочей молодёжью, а также «невдумчивый подход к обработке юнкоровских писем».

Таким образом, анализ дефиниций и прессы показал, что при не вполне проработанной типологии периодических изданий, нечёткости возрастных границ и несоответствии порой типологических признаков в изданиях Удмуртии 1920-1930-х гг., особенно 1920-х, допустимо всю прессу, предназначенную для «юных», «молодого поколения», «подрастающего поколения», характеризовать общим понятием «молодёжная пресса».

Литература:

1. Бабушкина А.П. История русской детской литературы.– М.: Учпедгиз, 1948.– 480 с.

2. Детская литература /сост. Н.В. Чехов.– М.: Книгоизд-во «Польза», 1909.– 256 с. – (Педагогическая академия в очерках и монографиях).

3. Лемке М. Что читать детям до 15 лет? Указатель более 600 лучших детских книг со вступительной статьей. – СПб., 1910. – 79 с.

4. Романов А.Н. К вопросу о комсомольской периодической печати 1918-1920 гг. как историческом источнике // Вопросы истории КПСС. – 1967. – № 5. – С.105-110.

5. Комсомол и молодёжная печать (1919-1972 гг.): сборник. – М.: Молодая гвардия, 1973. – 320 с.

6. Советская печать в документах. – М.: Госполитиздат, 1961. – 559 с.

7. ЦДНИ. Ф. 16, оп. 1, д. 1234.

8. Алексеева М.И. Советские детские журналы 20-х годов. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 132 с.

9. Колесова Л.Н. Детские журналы России. ХХ век. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2009. – 372 с.

10. Кудрявцева М.Ю. «Энциклопедия для детей»: Редакторский анализ. – Издательское дело: науч.-техн. информ. сб. – М., 1998. – Вып. 4. – 25 с.

11. Антонова С.Г. и др. Редакторская подготовка изданий. – М.: Логос, 2004. – 496 с.

12. Холмов М.И. Становление советской журналистики для детей. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983. – 209 с.

13. Система средств массовой информации: учеб. пос. для вузов / под ред. Я.Н. Засурского.– М.: Аспект Пресс, 2001. – 259 с.

14. Типология периодической печати: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 236 с.

15. Руденко И.А. Детская и юношеская пресса России // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. – 2003. – № 2. – С.113-117.

16. Жирков Г.В. История журналистики России. 1921-1927 гг.: учеб. пособие.– Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2002. – 308 с.

17. Данилов Д.Н. Детская и юношеская печать Южного Урала в предвоенное десятилетие: дис. … канд. ист. наук. – Оренбург, 1997. – 249 с.

18. Шуйская Г.Г. Структура информации в молодёжной газете // Вестник Московского университета. Сер. XI. Журналистика. – 1973. – № 3. – С. 12-24.

19. Мишурис А.Л. Печать Ленинского комсомола (к истории её возникновения и развития в первые годы Советской власти) // Вестник Московского университета. Сер. XI. Журналистика. – 1968.– № 5. – С. 3-11.

20. Машуков Т.И. Аудитория молодёжной газеты и некоторые проблемы ее дифференциации // Вестник Московского университета. Сер. XI. Журналистика. – 1973. – № 6. – С. 9-21.

21. Олешко В.Ф. Заложники гласности: молодёжная печать второй половины 80-х гг.: характер изменений, тенденции развития, противоречия. – Екатеринбург: МИПП «Рафис», 1992. – 75 с.

22. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Социология молодёжи: учебник. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. – 336 с.

23. Вишневский Ю.Р., Д.Ю. Нархов. Социология молодёжи: курс лекций. – Екатеринбург: УрФУ, 2011. – 236 с.

24. Издания. Основные виды, термины и определения: ГОСТ 7.60 – 2003.

25. Магадеева Р.Р. Молодёжная печать Башкортостана: формирование, структура и тенденции (1923-1941 гг.): автореф. дис. … канд. фил. наук. – Екатеринбург, 2009. – 23 с.

26. ЦГА УР. Ф. Р-195, оп.1, ед.хр.81, л.1.

27. Решетников И. «Дась лу!» (облась пионер газет) //Удмурт коммуна. 1931. 8 декабря.

Галина Старкова,

Удмуртский государственный университет, г.Ижевск

(Россия)

МОЛОДЁЖНАЯ ПРЕССА 1920-1930-Х ГОДОВ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: ОПЫТ АНАЛИЗА ДЕФИНИЦИЙ

В ходе анализа научных работ российских теоретиков и историков журналистики, рассматривающих вопросы «не взрослой» прессы, а также анализа документов, журналов и газет 1920-1930-х гг., в частности, Удмуртии, выявлено множество дефиниций этого сектора прессы. Наблюдается определение вида периодической печати по возрастному (детская, подростковая, юношеская, детско-юношеская, молодёжная) и социальному (школьная, пионерская, союзная, комсомольская, студенческая) признакам, а также по их объединению (пролетарско-молодёжная, комсомольско-молодёжная). Происходит объединение основных типологических признаков – целевого назначения и читательского адреса изданий. По-разному очерчиваются границы той или иной возрастной группы читателей этой категории в связи с изменением отношения общества к ней.

Сделана попытка показать, как происходила трансформация возрастных границ и дефиниций в связи с расширением тематики и функций изданий.

Многие исследователи не конкретизируют возрастные границы молодёжной аудитории. И даже в последних работах российских социологов отмечается отсутствие единого подхода к определению границ молодёжного возраста. При существовании различных подходов к определению понятия «молодёжь» и возрастных границ сделан вывод, что «они неопределённы, условны, приблизительны. Эти границы исторически изменчивы, они не могут быть жесткими для разных молодых людей, групп молодежи, стран и культур».

Дефиниции «молодёжная печать /молодёжная пресса / молодёжная газета / молодёжный журнал» используют в своих работах многие авторы. Но не всегда применима дефиниция: «Под “молодёжной печатью” понимается тип изданий, специфика которых … проявляется в выборе тематики, особенных жанров, форм подачи материалов, в оформлении и определяется характером читательской аудитории, содержанием поставленных задач», например, при анализе прессы 1920-1930-х гг. При исследовании прессы начала ХХ в. и 1920-1930-х гг. следует учитывать реалии и дефиниции того времени, которые представлены как в газетах и журналах, так и в документах (докладах, постановлениях и др.), а также специфику региональной молодёжной прессы, при выпуске которой не всегда были возможны выбор тематики и жанров, особенные формы подачи материалов и оформление.

На основе анализа дефиниций и прессы Удмуртии 1920-1930-х гг. показано, что при не вполне проработанной типологии периодических изданий, нечёткости возрастных границ и несоответствии порой типологических признаков в изданиях, особенно 1920-х гг., допустимо всю прессу, предназначенную для «юных», «молодого поколения», «подрастающего поколения», характеризовать общим понятием «молодёжная пресса».

1 Здесь и далее орфография и пунктуация приводятся в соответствии с оригиналом.

2 Красное Прикамье. 1924. 1 июня.

3 А.М. Альмерекова (1990), А.В. Ведута (1994), В.Н. Ганичев (1976), Д.Н. Данилов (1997), Н.В. Иванова (1975), М.В. Ливанова (1986), Р.Р. Магадеева (2009), Т.И. Машуков (1974), А.Л. Мишурис (1968), М.Г. Овезбердиев (1991), В.Ф. Олешко (1992), А.А. Сайфутдинов (1973), В.Г. Севян (1967), Г.И. Старкова (2009), М.И. Холмов (1983), Л.В. Хочунская (1981), С.К. Шайхитдинова (1989), М.И. Шостак (1971), Г.Г. Шуйская (1980) и др.

4 Материалы газеты цитируются в переводе с удмуртского языка.

МОЛОДЁЖНАЯ ПРЕССА 1920-1930-Х ГОДОВ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: ОПЫТ АНАЛИЗА ДЕФИНИЦИЙ