Университетский округ как инструмент решения задач современного развития образования
Минзарипов Р.Г.
Университетский округ как инструмент решения задач современного развития образования
Сегодня трансформационные процессы затронули всю систему образования и нацеливают университетское сообщество на качественно новые рубежи в деле служения общественному прогрессу. Отечественные классические университеты на протяжении всей своей истории выступали средоточием интеллектуального потенциала, гарантом культуры и источником социальной стабильности.
В условиях реформирования еще более актуализируется роль университетов в реализации важнейшей задачи формирование открытости сферы образования перед обществом. История показала, что вне образовательной системы невозможно решать проблемы подготовки человека к жизни, развития у него ориентационных и адаптационных качеств, необходимых в условиях научно-технических, социально-экономических, индивидуально-личностных реалий постиндустриального мира.
В своем стремлении охватить все стороны общественной жизни, образовательный процесс выступает одним из кардинальных составляющих социальных перемен. Именно поэтому вопросы развития образования, управления им со стороны государства становятся созвучными идеям устойчивого развития общества, духовного здоровья нации, личностного и профессионального развития каждого человека, а также построения гражданского общества. Университет является автономной структурой в центре общества. Его цель воспроизводить, оценивать и передавать культуру посредством научных исследований и преподавания. Таким образом, значительно модернизируется роль университета как ведущего коммуникационного центра, механизма осмысления и адаптации различных мировоззренческих культур.
При этом в структуре приоритетов государственно-общественного характера развития системы образования, само образовательное учреждение ни в коей мере не снижает своей значимости и миссии - оно выступает в новом качестве как ведущий социально-педагогический институт, который выполняет свою профессиональную функцию. Потому что он создается обществом, выполняет социальный заказ общества, не может существовать вне деятельности субъектов социальной среды, ее институтов, по своему предназначению является фактором образования, воспитания и социализации подрастающего поколения, осуществляет, что очень существенно, педагогическое влияние на другие образовательные институты, на социум, на общество в целом.
Осознавая важность создания организационных структур управления образованием, четыре года назад после интенсивной подготовительной работы на базе Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина состоялось учредительное собрание, основным итогом которого явилось создание уникального образовательного сообщества - Казанский Университетский Образовательный Округ. В состав новой структуры, призванной решать задачи первостепенной важности, вошло более 50 образовательных учреждений разных уровней и типов и иных организаций. В составе округа школы, гимназии, лицеи, колледжи, государственные и негосударственные вузы. В него также входят два министерства Республики Татарстан (образования и науки, экологии и природных ресурсов), Национальный музей, журнал «Казань» и другие.
Практика убедительно доказывает, что создание университетских образовательных округов веление времени. Ибо это стремление с помощью университетов поднять уровень образования во всех его звеньях, вовлечь высшие учебные заведения в решение крупных научно-технических проблем, разработку инновационных технологий. А, следовательно, в формирование инновационного пути развития отечественной экономики.
В Учредительном договоре Ассоциации "Казанский университетский образовательный округ" отмечается, что Казанский государственный университет как головной вуз является центром научного и учебно-методического обеспечения целостности, непрерывности и преемственности образования в округе. Он будет способствовать консолидации научного и образовательного потенциала, координации взаимодействия и концентрации усилий всех членов округа на комплексном решении стоящих целей и задач.
В данном случае университет выступает, как культуросозидающий центр и призван научить людей наилучшим образом использовать ресурсы территории проживания. Чтобы создать достаточный уровень жизни.
Университет в культурном пространстве национального региона выполняет и культуротворческую функцию, суть которой состоит в том, чтобы формировать научно-информационные ориентиры развития производительной и духовной сфер, создать образцы современных технологий и норм жизни, осуществляя гуманитарную и научно-техническую экспертизу инновационных проектов, выдвигаемых в регионе, обеспечивая его связь с мировой культурной средой.
Но все это становится возможным при формировании стабильной ценностной системы открытой, вариативной, диалогичной, толерантной, обеспечивающей становление подлинной гражданственности и патриотизма.
Кроме того, Округ способствует воспитанию молодежи в духе ценностей, составляющих основу демократической гражданственности, здорового образа жизни, а также личностной социализации. Необходимо отметить, что социализация личности молодого специалиста это не только сложная система, но и противоречивый и длительный социальный процесс, развертывающийся в условиях трансформации образовательной среды на макро- и микроуровнях. Основной проблемой и серьезной трудностью в организации воспитательной работы в современных условиях выступает многообразие конкурирующих ценностей и идей, отсутствие интегрирующей общенациональной идеологии и нарастание - на фоне обострения социально-экономического и социально-политического кризиса в стране пессимистических, нигилистических настроений в молодежной среде, социальной адаптации и безразличия. Чтобы ослабить негативные тенденции, университетский округ стремится объединить подрастающее поколение различных возрастов на основе общей морали и нравственных принципов формируется единая воспитательная платформа, разрабатываются наиболее эффективные методики для успешной социализации личности.
Особое внимание в деятельности университетского округа необходимо уделять работе с одаренными детьми. Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях активных, творчески и неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи. В этих условиях существенное значение приобретают поддержка и социализация одаренных детей. В современной педагогике и образовательной политике обучение одаренных детей все чаще рассматривается как глобальная педагогическая задача. Ведь гений, талант не принадлежат одному человеку. Поэтому для нас важным является вопрос: что необходимо делать для этого в университетском образовательном округе?
«Талантливых детей у нас очень много, и это нас радует, ведь вы - лицо нашей республики», - сказал Минтимер Шаймиев, открывая встречу с одаренной молодежью, которую сам он определил как «семейный разговор». Президент, предложив присутствующим задаться вопросом, а что же такое талант, заметил, что у него несколько составляющих, и, пожалуй, главная из них - дар педагога, который сумел увидеть, уловить в ученике дарование, отличающее его от других. «И если в какой-то местности детей, которых принято называть одаренными, больше, а в другой - меньше, то это не значит, что в последнем случае мало талантов. Это говорит только о том, что там не хватает учителей, способных раскрыть природное дарование. Это величайшее счастье, когда ребенок попадает в хорошие руки», - подчеркнул Минтимер Шаймиев. Впрочем, продолжил затем Президент, многое зависит и от человека, наделенного теми или иными способностями.
Исходя из данных высказываний, развитие и социализация молодежи является одним из наиболее сложных и интересных направлений современной отечественной и зарубежной педагогики, так как она связана с перспективами развития и процветания современного общества. Одним из путей решения указанной проблемы явилось создание школ нового типа, как в целом в России, так и в Татарстане. Однако, создав достаточно много гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением предметов для развития детей, изменила ли образовательная система содержание, методику обучения?
Поэтому время диктует необходимость разработки многоаспектных специальных методических разработок в помощь учителю. Анализ реальной ситуации показал, что пока больше отчетных докладов, и значительно меньше методических рекомендаций. И даже там, где школа имеет неплохие результаты, переместить ее опыт на другую базу не всегда представляется возможным, поскольку упоминание и перечисление проведенных мероприятий дают слабое представление о способах получения этого результата.
Эти вопросы должны решаться на стыке дидактики и методики в тесном содружестве теоретиков и практиков, на основе целенаправленного взаимодействия работающих в этой области ученых со школами и отделами образования города. Только такой подход позволит найти оптимальные сочетания традиционно применяемых в работе с учителями и детьми форм обучения с новыми формами работы, способствующими раскрытию природного потенциала.
Проблеме методики преподавания посвящено много зарубежных работ, в последнее время к ее решению обратилось и достаточно большое количество отечественных исследователей, во всяком случае, наблюдается активизация работ в этой области. Однако теоретические работы пока мало преобразованы в конкретные действенные методики работы с учителем и детьми, описание приемов и способов работы с ними, которые можно было предложить как действенный инструментарий инновационной деятельности.
Думается, что университетский округ, признанный по праву региональной исследовательской, педагогической, экспериментальной общественно-дискуссионной площадкой, позволит определить основные задачи современного развития образования и решить многие насущные
Университетский округ как инструмент решения задач современного развития образования