Реализация здоровьесберегающих технологий

Реализация здоровьесберегающих технологий.

Опыт и проблемы.

Фанит Фахразович Харисов - кандидат педагогических наук, почетный работник школы РФ, заслуженный учитель школы РТ , директор татарской гимназии №15 Кировского района города Казани;

Гузель Раисовна Нотфуллина - заместитель директора по воспитательной работе татарской гимназии №15 Кировского района города Казани, тренер по обучению здоровью ( проект Европейского союза H.E.S.P.), руководитель школьного театра здоровья «Виртуальный мир».

Сания Галимзяновна Галеева - кандидат биологических наук, доцент по философским и теоретическим проблемам медицины и здравоохранения, тренер по обучению здоровью (проект Европейского союза H.E.S.P.)

В татарской гимназии №15 Кировского района г.Казани в 16 классах обучается 295 гимназистов. Такой контингент учащихся позволяет педагогическому коллективу реализовать личностно ориентированные (антропоцентрические) образовательные технологии, которые в центр образовательной системы ставят личность обучающегося, обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и реализации природных возможностей. При этом личность ребенка становится целью образовательного процесса, его приоритетным субъектом.

В рамках этой группы образовательных технологий существуют гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, регионально и национально ориентированные технологии. Эти, во многом ставшие традиционными технологии, имеют все признаки здоровьесберегающих образовательных технологий и не являются аналогом санитарногигиенических мероприятий или дополнением к совокупности приемов медицинского сопровождения учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Здоровьесберегающая технология является одной из составляющих здоровьесберегающей педагогики, которая старается учить так, чтобы не наносить вреда здоровью субъектов образовательного процесса- учащимся и педагогам. Здоровьесберегающая образовательная технология (ЗОТ) несет в себе свою, ещё не во всем установившуюся совокупность принципов, приемов, методов педагогической работы и в определенной степени относится к инновационным аспектам учебной и воспитательной работы на уроке, в досуговой деятельности, в дополнительном образовании, включаясь в ответ на традиционный вопрос педагогики «Как учить?». Почему мы говорим об инновационном статусе ЗОТ несколько его ограничивая? Скорее всего потому, что от сохранения и даже укрепления здоровья учащихся школа не отказывалась никогда.

Однако социальная и экологическая обстановка многих регионов, многих территорий поставила вопрос об обеспечении на технологическом уровне (в принципах деятельности педагогов, в их задачах, методах и программах) процесса сохранения и укрепления здоровья обучающихся, результаты которого могут быть отслежены совокупностью методов диагностики (мониторинга).

Эту задачу общество все более возлагает на образовательные учреждения, все более осознавая, что современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, не профилактикой, а лечением.

Представление о здоровьесберегающих технологиях как о чем-то обязательно ярком, впечатляющем (красивый фитобар, кабинет физиотерапии, конторки, бегающие огоньки в классе и др.) не совсем соответствует действительному их содержанию. К ЗОТ относится и многое выполняемое в школе от грамотно составленного расписания уроков, от использования учителем приемов нейтрализации стресса собственного и учеников до чистоты и порядка в туалетах. Возможно этим мероприятиям часто недостает интенсивности, устойчивости, комплексности, в конечном счете – технологичности.

Мы ведем начало нашей здоровьесберегающей деятельности с конца 90-х годов прошлого века и, конечно, вместе со всеми переживали её подъемы и спады.

Первоначально, как и во многих школах, гимназиях республики обратили внимание на имеющиеся потенциальные возможности нашей гимназической жизни в этом направлении.

Этот этап нашей работы можно назвать этапом инициативных разработок и программ нашего педколлектива, наших учителей.

В Республике Татарстан в это время разрабатывалась и реализовывалась научно-методическая программа «Образование и здоровье школьников РТ». Медицинский мониторинг состояния здоровья детского и подросткового населения республики показывал, что необходимость включения педагогической общественности в процесс поддержки здоровья учащихся достаточно велика. Это способствовало актуализации здоровьесберегающей деятельности многих учителей и школьных психологов, реализации доступных программ и проектов этого направления, созданию собственных (инновационных) программ и проектов. Такие программы основное внимание уделяли формированию психологических установок учащегося, педагога на поддержание собственного здоровья, а с другой стороны – созданию и сохранению здоровой окружающей среды в рамках образовательного учреждения и его ближайшего окружения.

Их реализации в гимназии способствовало постоянное внимание руководства гимназии к преподаванию физической культуры. Деятельность Ибрагимова Амира Магсумовича учителя физкультуры высшей квалификационной категории, почетного работника общего образования РФ, его творческий подход к проведению уроков, общешкольных мероприятий, к участию гимназистов в районных и республиканских спортивных соревнованиях позволило гимназии встать в ряд лидеров среди городских школ, а так же получить статус школы содействия здоровью бронзового уровня (2001).

Более того к двум традиционным урокам физической культуры были добавлены спортивно-оздоровительные часы (СОЧ и его «СОЧ - ные возможности), как уроки активного отдыха, снятия стрессов и усталости.

Одному из авторов данной публикации, как и другим преподавателям СОЧ в других школах, гимназиях города и республики пришлось «на ходу» решать вопросы: чему учить?, как вести занятия?, как увлечь учащихся уроком, на котором не ставят оценок и не дают домашнего задания.

Результатом стал мини-проект «Цена искушения» (автор Нотфуллина Гузель Раисовна, преподаватель СОЧ, руководитель школьного комитета здоровья). Проект ставил следующие оздоровительные задачи:

  • Содействие укреплению здоровья, всестороннему физическому развитию учащихся (формирование правильной осанки, укрепление и расслабление скелетной мускулатуры, оптимальное развитие жизненно-важных систем организма);
  • Использование в этом направлении ряда театральных методик;
  • Обучение психологически грамотному общению, владение своими эмоциями;
  • Воспитание убеждения в необходимости постоянного, активного внимания и заботы о своем здоровье.

Членами ученического самоуправления совместно с учащимися гимназии была принята декларация: «Мы хотим быть успешными, счастливыми, а значит – здоровыми!». Декларация и вышеназванные материалы были опубликованы в сборнике «Система обучения здоровью в образовательных учреждениях. Опыт Республики Татарстан», Казань 2005, изданного при поддержке Европейского союза, а так же в статье «Здоровье как искусство», в журнале «Первое сентября. Управление школой», №23,2008г., г.Москва.

В этот период в гимназии был организован «Театр здоровья», в частности мини-проект «Цена искушения» в своей основе имеет спектакль с одноименным названием. В подготовке и постановке спектакля принимали участие учащиеся с 1 по 11 класс, всего более 100 человек. Социально-психологическая ценность работы «Театра здоровья» состоит в том, чтобы дать возможность подростку преодолеть случающееся во время учебы подавление своих эмоций, выплеснуть их в творческом процессе, не дать подростку попасть под влияние дворовых компаний со всеми вытекающими последствиями в виде распития алкогольных напитков, курения и т.д. Чем лучше, цивилизованнее подросток умеет выражать свои эмоции, не стесняясь их, тем больше вероятность, что он не начнет употреблять их во зло себе и окружающим. «Творческая личность в состоянии вдохновения утрачивает прошлое и будущее, - свидетельствовал А.Маслоу,- живет только в настоящем». Театр, сцена могут помочь подростку забыть о проблемах в семье, размолвках с учителем или одноклассником, о предстоящей контрольной, о неприятном разговоре, вернуть себя в настоящее, помочь ощутить радость каждой проживаемой минуты.

За годы работы были выпущены следующие постановки: мюзикл «Волшебный сон», мини-опера «Олино колечко», пластический спектакль «Маугли», мюзикл «Волшебник страны Оз», татарский фольклор - посиделки «Аулак й кичсе», музыкальная сказка «Кот в сапогах», молодежная драма «Звезда над крышей», музыкальная сказка «Чудесная поляна».

Следующим этапом реализации здоровьесберегающих образовательных технологий (ЗОТ) в учебно-воспитательный процесс гимназии явилось освоение педагогическим коллективом федеральной программы «Здоровье», рекомендованной МОиН РФ и изучение методологии и методов проекта Европейского Союза «Обучение здоровью в образовательных учреждениях Российской Федерации».

Федеральная программа «Здоровье», выполненная коллективом медицинских и педагогических специалистов, под руководством д.м.н., проф.В.Н.Касаткина предложила регионам «Педагогику здоровья» для начальной школы, включающую разработку сценариев уроков здоровья для 1-4 классов (144 урока), значительной по объему учебно-методическое пособие для учителей 1-11 классов, 12 отдельных методических пособий по актуальным проблемам школьного обучения и воспитания. Все издания охватываются семью основными разделами программы: «Самопознание», «Я и другие», «Гигиенические правила и профилактика инфекционных заболеваний», «Питание и здоровье», «Основы личной безопасности и профилактика травматизма», «Культура потребления медицинских услуг», «Предупреждение употребления психоактивных веществ». А так же раскрываются проблемы профилактики насилия в школе, профилактика ВИЧ-инфекции у подростков, проблемы роли психологов и медицинских работников в школе.

Обзор программы показывает, что коллектив авторов охватил почти все основные стороны традиционного школьного здоровьесберегающего направления, привел их в систему, в общую связь. Системообразующей частью программы стал раздел «Самопознание», без которого остальные разделы теряются в толше преподавания ежегодных предметов и факультативов. Программа «Здоровье» ориентирована на школьника, она знакомит его с самым тонким инструментом познания окружающего мира – с самим собой. Это попытка создать единый «человекоцентрический» блок знаний, в котором информация по анатомии, физиологии, психологии, антропологии, традиционным школьным предметам объединена с целью самопознания, самопринятия, самоуважения, самореализации.

Методически программа предполагает интеграционное вхождение в образовательные области знания и воспитания на основе синтеза с базовым компонентом, а так же может быть представлена модульным курсом.

В гимназии был составлен круг модулей по классам, по четвертям учебного года.

Использование учителями гимназии конкретных методов проведения здоровьесберегающих занятий, предложенных проектом Европейского Союза «Обучение здоровью в образовательных учреждениях Российской Федерации» (2003-2005 г.г.) удачно ритмизировало и эмоционально украсило эту работу учителей и учащихся.

Для освоения возможностей Программы и Проекта учителям было необходимо пройти специальные кратковременные курс повышения квалификации, что и было выполнено в гимназии под руководством администрации и школьного комитета здоровья.

Как эти курсы, так и работа в классе с учениками в основном проводилась в виде тренингов, тренинговых занятий, использования их фрагментов на традиционных уроках.

Тренинг, как известно, предполагает ряд занятий-встреч, каждое из которых включает в себя традиционные элементы психологического тренинга от введения в атмосферу конфиденциального общения до рефлексии, обеспечивается играми и упражнениями, раскрывающими тему занятия.

В результатах тренинговых занятий предполагается, что осваивая все стороны здоровья здорового человека, его психологию и физиологию будет все больше происходить осознание учащимися собственной ценностной структуры, как основы потребностей, целей, мотивов и поступков, что будет улучшаться психологический климат гимназии.

Конечной целью тренинговой деятельности является помощь учебно-воспитательному процессу в актуализации, «собирании» личности обучающегося вокруг ценностного ядра, преодоление у подростков разрыва между идеальными и реальными ценностями, понимание надежности и значимости окружающего мира, уверенности в себе и в нем, и, наконец, формирование духовной личности.

Реализация здоровьесберегающих технологий