Социализация одаренных школьников в условиях образовательного пространства, построенного в диаде «Лицей – КГУ»
Социализация одаренных школьников в условиях образовательного пространства, построенного в диаде «Лицей КГУ»
Е.Г. Скобельцына,
директор лицея им. Н.И. Лобачевского при КГУ
Социализация это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Наши исследования показывают, что самым эффективным является ориентация студента на развитие. Здесь должна быть мотивация к самообразованию, самосовершенствованию, к творческой самореализации. По замыслу ЮНЕСКО качественное образование это образование через всю жизнь.
Основные идеи интегрированного подхода к процессу социализации одаренных в диаде «Лицей-КГУ» и новизна подходов к активному включению обучающихся в образовательную среду Казанского государственного университета
- заключается в интеграции формального и неформального («основного и дополнительного» или «урочного и внеурочного» образования, что соответствует современным мировым образовательным тенденциям;
- критерий эффективности образовательного пространства, построенного на основе интеграции «Лицей-КГУ»
Стадии социализации
стадия возрастная (допуберантная до 12лет);
подростковая 12- 16- 18 лет;
взрослая после 18 лет.
Под исследовательской активностью мы понимаем
- способность к осознанному выбору будущей профессии:
Связываете ли Вы изучаемую Вами специальность с будущей профессией? (77 чел.) да, я целенаправленно получаю знания 50% да, я собираюсь связать свою жизнь с наукой 23% нет, мне нужен только диплом 3% нет, работа по специальности малодоходна 14% не задумывался над выбором 7% (результаты интерактивного опроса на сайте КГУ) Источник информации www.ksu.ru |
Под исследовательской активностью мы понимаем освоение методов исследования в процессе «живого дела»:
проект ученые КГУ ветераны Великой отечественной войны беседы с профессором Р.Б. Тагировым, профессором Н.Н. Непримеровым, профессором Е.П. Бусыгиным,
- издание газеты «ЛиГа»,
- освоение наук под руководством ученых КГУ Д.А. Таюрского, популярная лекция В.В. Вишневского о деятельности Н.И. Лобачевского,
- ежегодные семинары «Научные школы КГУ».
Под исследовательской активностью мы понимаем: освоение новых видов деятельности типографское дело.
Результаты исследовательской деятельности лицеистов:
Конференция Н.И. Лобачевского |
|||||||
диплом |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
I степени |
2 |
5 |
8 |
4 |
3 |
7 |
8 |
II степени |
5 |
8 |
2 |
7 |
3 |
4 |
1 |
IIIстепения |
8 |
1 |
1 |
10 |
13 |
6 |
2 |
Поощрительный диплом |
- |
7 |
12 |
13 |
6 |
9 |
13 |
Всего |
15 |
21 |
23 |
34 |
25 |
26 |
24 |
Всероссийская конференция «Юность, наука, культура» «дипломы 1-3 степени) Всероссийские юношеские чтения им. В.В. Вернадского (дипломы 103 степени.) |
3 |
4 |
4 |
6 |
|||
5 |
4 |
3 |
6 |
Ядро интеграции в формате образовательного пространства в диаде «Лицей - КГУ»
- исследовательская активность, обеспечивающая самостоятельную исследовательскую деятельность школьников, поощрение и развитие которой обуславливает большие развивающие возможности.
Специфика процесса социализации одаренных детей в интегрированном образовательном пространстве «Лицей - КГУ». Идеи и практика.
Для высокой конкурентоспособности в научном мире необходима как высокая компетентность, так и оригинальный (уникальный) подход к проблемам, а также высокая самостоятельность, проявляемая в постановке научных целей.
Качества, необходимые исследователю:
Способность анализа сложной ситуации, прогнозирования, умения решать задачи с частично или полностью неопределенными условиями.
Умение полно собрать необходимую информацию, кратко и логично ее представить. Критически оценивать информационный поток. Уметь принимать решения в ситуации неполной или недостаточной входной информации.
Умение работать в открытой системе. Что требует активной позиции, его индивидуализации одновременно с навыками социализации в сложной системе взаимодействия людей. Конструктивное общение.
Креативность умение думать и создавать новый интеллектуальный продукт. Получение удовлетворения от мышления, решения нетиповых задач.
Дисциплина мышления умение длительное время предельно концентрироваться на выполнении задачи.
Интуиция подсознательная оптимизации решения, выбор нужной последовательности шаблонов.
Для развития этих качеств в построении учебного процесса используются:
- взаимосвязанная система основного, дополнительного и дистанционного образования;
- динамическая система образования с обратной (+/-) связью. Внимание динамике роста, а не уровню знаний;
- открытое образовательное пространство;
- «погружение» вместо «исследования».
- непрерывное увеличение самостоятельности учащихся в процессе взаимодействия с образовательным пространством:
- осознанный выбор учащимися уровня образования и окружающего сообщества (школы, класса, учителя);
- открытая система оценивания, избавленная от субъективности, позволяющая вносить вклад в оценку нескольким независимым преподавателям;
- максимум конструктивной коммуникации позволяет избежать догматизма.
Организация обучения физике в классах олимпиадной подготовки
- Базовый курс физики (реализация стандарта); прием домашних зачетов и заданий (несколько преподавателей)
Продвинутый курс:
- Специальный курс физики и математики (дополнительные главы)
- Кружок олимпиадных задач (проблемный семинар)
Курс высокого уровня:
- Теоретический семинар (специальный практикум)
- Индивидуальный учебный план
- Самостоятельное планирование образования.
Дидактическое оснащение учебного процесса
Базовый уровень |
УМК под ред. Г.Я. Мякишева т.1-5 (основной материал), Физика. Введение( уч. пособие, готовится к печати) |
Продвинутый уровень |
УМК под ред. Г.Я. Мякишева т.1-5 .Физика. Введение ( уч. пособие, готовится к печати Сайт www.mfdop.narod.ru |
Высокий уровень |
Открытое образовательное пространство, полное описание методики на сайте www.mfdop.narod.ru |
Методика контроля успешности процесса образования и воспитания
Контроль получения базовых знаний:
Устные зачеты и собеседования по теории и блочным домашним заданиям, самостоятельные работы.
Контроль формирования специальных навыков и знаний: межлицейские мероприятия. Олимпиады, турниры (в том числе дистанционные), физические бои.
Контроль формирования личностных качеств: внеучебные мероприятия, выездные лагеря, учебная работа в разновозрастных группах.
Выпускники лицея ведут занятия у восьмиклассников в летней школе КВАНТ-2006.
Выпускники лицея делятся опытом с лицеистами.
Стороны процесса, формирующие личность.
- Объективная система оценивания
- Развитие конструктивное коммуникации, профессиональной этики
- Информационная культура, критическое восприятие информационного потока
- Конструктивное взаимодействие разновозрастных учащихся (и преподавателей), взаимодействие с выпускниками (непрерывность образования)
- Непрерывное расширение возможностей учащегося по мере его «профессионального роста»
- Принятие учащимися доли ответственности за свое образование, осознанный подход к учебному процессу, и, следовательно, всему окружению
- Развитие настойчивости в достижение целей, отстаивание своей точки зрения.
В лицее происходит расширение самого понятия «образование» путем снятия его отождествления с формальным школьным обучением и трактовки любой деятельности, «которая имеет своей целью изменение установок и моделей поведения индивидов путем передачи им новых компетенций», как образовательной.
Стимулирование успешного участия школьников в различных образовательных проектах
Интерес к проектно-исследовательской деятельности детей со стороны авторитетных ученых, деятелей культуры, прессы.
Жюри конкурсов литературно-музыкального проекта «Пушкинский бал».
Ученые КГУ на мероприятиях лицея.
Награждение победителей интеллектуальных конкурсов.
Материальное поощрение:
Общественный благотворительный фонд содействия развитию лицея
Социальные партнеры: бизнес - кампании, поставляющие оборудование в образовательное пространство.
Сейчас молодежь обвиняют в приземленности и ограниченности. А может действительно, другие времена, другие ценности, ей и не надо высоких литературных слов?
Ф.Л. Ратнер: Виктор Розов очень хорошо сказал: «Да живите вы по-божески, зачем вам герой». Я придерживаюсь такой же точки зрения. «Не убей, не воруй, не обижай ближнего, уважай отца и мать это такие «банальные ценности», которые мы должны сохранить.
Источник информации:www.ksu.ru
Социализация одаренных школьников в условиях образовательного пространства, построенного в диаде «Лицей – КГУ»