Социализация одаренных школьников в условиях образовательного пространства, построенного в диаде «Лицей – КГУ»

Социализация одаренных школьников в условиях образовательного пространства, построенного в диаде «Лицей – КГУ»

Е.Г. Скобельцына,

директор лицея им. Н.И. Лобачевского при КГУ

Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Наши исследования показывают, что самым эффективным является ориентация студента на развитие. Здесь должна быть мотивация к самообразованию, самосовершенствованию, к творческой самореализации. По замыслу ЮНЕСКО качественное образование – это образование через всю жизнь.

Основные идеи интегрированного подхода к процессу социализации одаренных в диаде «Лицей-КГУ» и новизна подходов к активному включению обучающихся в образовательную среду Казанского государственного университета

- заключается в интеграции формального и неформального («основного и дополнительного» или «урочного и внеурочного» образования, что соответствует современным мировым образовательным тенденциям;

- критерий эффективности образовательного пространства, построенного на основе интеграции «Лицей-КГУ»

Стадии социализации

стадия – возрастная (допуберантная до 12лет);

подростковая 12- 16- 18 лет;

взрослая – после 18 лет.

Под исследовательской активностью мы понимаем

- способность к осознанному выбору будущей профессии:

Связываете ли Вы изучаемую Вами специальность с будущей профессией? (77 чел.)

да, я целенаправленно получаю знания

    50%

да, я собираюсь связать свою жизнь с наукой

    23%

нет, мне нужен только диплом

    3%

нет, работа по специальности малодоходна

    14%

не задумывался над выбором

    7%

(результаты интерактивного опроса на сайте КГУ)

Источник информации www.ksu.ru

Под исследовательской активностью мы понимаем освоение методов исследования в процессе «живого дела»:

– проект ученые КГУ – ветераны Великой отечественной войны – беседы с профессором Р.Б. Тагировым, профессором Н.Н. Непримеровым, профессором Е.П. Бусыгиным,

- издание газеты «ЛиГа»,

- освоение наук под руководством ученых КГУ – Д.А. Таюрского, популярная лекция В.В. Вишневского о деятельности Н.И. Лобачевского,

- ежегодные семинары «Научные школы КГУ».

Под исследовательской активностью мы понимаем: освоение новых видов деятельности – типографское дело.

Результаты исследовательской деятельности лицеистов:

Конференция Н.И. Лобачевского

диплом

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

I степени

2

5

8

4

3

7

8

II степени

5

8

2

7

3

4

1

IIIстепения

8

1

1

10

13

6

2

Поощрительный диплом

-

7

12

13

6

9

13

Всего

15

21

23

34

25

26

24

Всероссийская конференция «Юность, наука, культура»

«дипломы 1-3 степени)

Всероссийские юношеские чтения им. В.В. Вернадского (дипломы 103 степени.)

3

4

4

6

5

4

3

6

Ядро интеграции в формате образовательного пространства в диаде «Лицей - КГУ»

- исследовательская активность, обеспечивающая самостоятельную исследовательскую деятельность школьников, поощрение и развитие которой обуславливает большие развивающие возможности.

Специфика процесса социализации одаренных детей в интегрированном образовательном пространстве «Лицей - КГУ». Идеи и практика.

Для высокой конкурентоспособности в научном мире необходима как высокая компетентность, так и оригинальный (уникальный) подход к проблемам, а также высокая самостоятельность, проявляемая в постановке научных целей.

Качества, необходимые исследователю:

Способность анализа сложной ситуации, прогнозирования, умения решать задачи с частично или полностью неопределенными условиями.

Умение полно собрать необходимую информацию, кратко и логично ее представить. Критически оценивать информационный поток. Уметь принимать решения в ситуации неполной или недостаточной входной информации.

Умение работать в открытой системе. Что требует активной позиции, его индивидуализации одновременно с навыками социализации в сложной системе взаимодействия людей. Конструктивное общение.

Креативность – умение думать и создавать новый интеллектуальный продукт. Получение удовлетворения от мышления, решения нетиповых задач.

Дисциплина мышления – умение длительное время предельно концентрироваться на выполнении задачи.

Интуиция – подсознательная оптимизации решения, выбор нужной последовательности шаблонов.

Для развития этих качеств в построении учебного процесса используются:

- взаимосвязанная система основного, дополнительного и дистанционного образования;

- динамическая система образования с обратной (+/-) связью. Внимание динамике роста, а не уровню знаний;

- открытое образовательное пространство;

- «погружение» вместо «исследования».

- непрерывное увеличение самостоятельности учащихся в процессе взаимодействия с образовательным пространством:

- осознанный выбор учащимися уровня образования и окружающего сообщества (школы, класса, учителя);

- открытая система оценивания, избавленная от субъективности, позволяющая вносить вклад в оценку нескольким независимым преподавателям;

- максимум конструктивной коммуникации позволяет избежать догматизма.

Организация обучения физике в классах олимпиадной подготовки

- Базовый курс физики (реализация стандарта); прием домашних зачетов и заданий (несколько преподавателей)

Продвинутый курс:

- Специальный курс физики и математики (дополнительные главы)

- Кружок олимпиадных задач (проблемный семинар)

Курс высокого уровня:

- Теоретический семинар (специальный практикум)

- Индивидуальный учебный план

- Самостоятельное планирование образования.

Дидактическое оснащение учебного процесса

Базовый уровень

УМК под ред. Г.Я. Мякишева т.1-5 (основной материал), Физика. Введение( уч. пособие, готовится к печати)

Продвинутый уровень

УМК под ред. Г.Я. Мякишева т.1-5 .Физика. Введение ( уч. пособие, готовится к печати

Сайт www.mfdop.narod.ru

Высокий уровень

Открытое образовательное пространство, полное описание методики на сайте www.mfdop.narod.ru

Методика контроля успешности процесса образования и воспитания

Контроль получения базовых знаний:

Устные зачеты и собеседования по теории и блочным домашним заданиям, самостоятельные работы.

Контроль формирования специальных навыков и знаний: межлицейские мероприятия. Олимпиады, турниры (в том числе дистанционные), физические бои.

Контроль формирования личностных качеств: внеучебные мероприятия, выездные лагеря, учебная работа в разновозрастных группах.

Выпускники лицея ведут занятия у восьмиклассников в летней школе КВАНТ-2006.

Выпускники лицея делятся опытом с лицеистами.

Стороны процесса, формирующие личность.

- Объективная система оценивания

- Развитие конструктивное коммуникации, профессиональной этики

- Информационная культура, критическое восприятие информационного потока

- Конструктивное взаимодействие разновозрастных учащихся (и преподавателей), взаимодействие с выпускниками (непрерывность образования)

- Непрерывное расширение возможностей учащегося по мере его «профессионального роста»

- Принятие учащимися доли ответственности за свое образование, осознанный подход к учебному процессу, и, следовательно, всему окружению

- Развитие настойчивости в достижение целей, отстаивание своей точки зрения.

В лицее происходит расширение самого понятия «образование» путем снятия его отождествления с формальным школьным обучением и трактовки любой деятельности, «которая имеет своей целью изменение установок и моделей поведения индивидов путем передачи им новых компетенций», как образовательной.

Стимулирование успешного участия школьников в различных образовательных проектах

Интерес к проектно-исследовательской деятельности детей со стороны авторитетных ученых, деятелей культуры, прессы.

Жюри конкурсов литературно-музыкального проекта «Пушкинский бал».

Ученые КГУ на мероприятиях лицея.

Награждение победителей интеллектуальных конкурсов.

Материальное поощрение:

Общественный благотворительный фонд содействия развитию лицея

Социальные партнеры: бизнес - кампании, поставляющие оборудование в образовательное пространство.

Сейчас молодежь обвиняют в приземленности и ограниченности. А может действительно, другие времена, другие ценности, ей и не надо высоких литературных слов?

Ф.Л. Ратнер: Виктор Розов очень хорошо сказал: «Да живите вы по-божески, зачем вам герой». Я придерживаюсь такой же точки зрения. «Не убей, не воруй, не обижай ближнего, уважай отца и мать – это такие «банальные ценности», которые мы должны сохранить.

Источник информации:www.ksu.ru

Социализация одаренных школьников в условиях образовательного пространства, построенного в диаде «Лицей – КГУ»