Конкурентоспособность российских регионов на примере Кемеровской области

Актуальность данной работы заключается в том, что глобализация, ставшая ключевым мировым процессом современности, характеризуется не только расширением интеграции, сотрудничества, но и возросшей конкуренцией между государствами, культурами, экономиками. Сегодня залогом жизнестойкости развития любого страны (региона) является достижение конкурентного преимущества. В отличие от развитых стран задачи повышения конкурентоспособности государства в условиях жесткой конкурентной глобальной среды еще не стали приоритетными в среде политического руководства и российского общества.Объектом данной курсовой работы является Кемеровская область Предметом курсовой работы является конкурентоспособность данного региона в условиях глобализации экономики. Цель работы – определить степень конкурентоспособности Кемеровской области в условиях экономической глобализации. Исходя из цели работы, автором были поставлены следующие задачи:

изучить определение и основные понятия экономической глобализации

выявить какое место и роль занимают российские регионы в процессе глобализации

изучить понятие и современные факторы конкуренции регионов

проанализировать взаимосвязь глобализации и вступления России в ВТО

дать оценку конкурентоспособности региона Кузбасс

определить направления повышения конкурентоспособности региона

Глава 1. Конкурентоспособность российских регионов в условиях глобализации экономики

Определение и основные понятия экономической глобализации

Глобализация — это процесс, в ходе которого мир преобразуется в единую глобальную систему. Вопрос о глобализации стал весьма актуальным в 1990-е годы. Глобализация мировой экономики - это преобразование мирового пространства в единую зону, где свободно перемещаются информация, товары и услуги, капитал. Глобализация вызвана объективными факторами мирового развития, углублением международного разделения труда, научно-техническим прогрессом в области транспорта и средств связи, сокращающим так называемое экономическое расстояние между странами.Второй источник глобализации — либерализация торговли. Третьим источником процесса глобализации и одним из основных источников стал феномен транснационализации. Процесс глобализации экономики ускорился в последние десятилетия, когда различные рынки становились все более взаимосвязанными и интегрированными в многослойную сеть. Некоторые аспекты влияния глобализации на национальную экономику заслуживают особого упоминания.Одним из главных аспектов является чрезвычайно высокие темпы роста прямых иностранных инвестиций, намного превосходящие темпы роста мировой торговли. Второй аспект касается влияния на технологические инновации.

В качестве четвертого источника глобализации можно отметить достижение глобального единомыслия в оценке рыночной экономики и системы свободной торговли.

Пятый источник кроется в особенностях культурного развития. Речь идет о тенденции формирования глобализованных однородных средств массовой информации, искусства, культуры.

Стоит сказать еще об одной важнейшей особенности глобализации мировой экономики — это бурное развитие финансовых рынков в последние годы XX вв.

Понятие и современные факторы конкуренции регионов

Конкурентоспособность – многогранное понятие, которое может быть определено в различных аспектах в зависимости от решаемых задач. Универсального определения конкурентоспособности для всех субъектов экономики нет. В широком определении региональная конкурентоспособность – это возможность регионов в условиях международной конкуренции обеспечивать сравнительно высокие доходы и уровень занятости населения.

Важным показателем уровня конкурентоспособности является высокая производительность ресурсов, поэтому определение факторов, влияющих на ее повышение, особенно необходимо для территорий, которые сравнительно недавно стали внедрять стратегии конкурентоспособности.

Конкурентное преимущество региона обеспечивается:

– на первой стадии использованием факторов производства – природных ресурсов, благоприятных условий для выпуска продукции, наличия квалифицированной рабочей силы;

– на второй стадии – активным инвестированием (в основном национальными фирмами) в образование, технологии, лицензирование;

– на третьей стадии – созданием новых видов продукции и производственных процессов, совершенствованием управления, другими инновациями, т.е. действием всех составляющих модели «национального ромба»;

– на четвертой стадии – применением всех четырех детерминантов «регионального ромба».

На сегодняшний день ученые выделяют следующие факторы, которые определяют конкурентоспособность территории:

– качество рабочей силы (уровень образования, квалификации), развитый рынок труда, дающий возможность поиска работников данных категорий;

– наличие исследовательских центров, позволяющих разрабатывать новые технологии и НИОКР, обмениваться информацией;

– благоприятный бизнес-климат (низкие налоги и финансовая помощь местных властей, создание объектов бизнес-услуг, предсказуемость действий локальной администрации и высокое качество ее управления территорией);

– создание на территории промышленных кластеров с хорошо развитой сетью вертикальных связей, позволяющих снизить издержки промышленной инфраструктуры, облегчить передачу информации;

– развитые инфраструктура, транспортные и информационные сети, близость международных аэропортов, финансовые услуги и т. д.

– благоприятные условия жизнедеятельности (развитие сферы услуг и коммуникаций, возможности отдыха и пр.) и высокие экологические стандарты.

Общее определение конкурентоспособности региона может быть сформулировано на основе понятия, предложенного А.З. Селезневым: конкурентоспособность региона — это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели, адекватно характеризующие такое состояние и его динамику.

Подход к оценке конкурентоспособности региона можно сформулировать, опираясь на концепцию конкурентоспособности страны, предложенную М. Портером. Конкурентоспособность региона — продуктивность использования региональных ресурсов, и в первую очередь рабочей силы и капитала, по сравнению с другими регионами, которая результируется в величине валового регионального продукта на душу населения, а также в его динамике. Вследствие большой сложности она может оцениваться системой показателей и индикаторов. Конкурентоспособность региона может определяться уровнем жизнеобеспечения населения на основе международных и других стандартов, а также на основании других показателей и индикаторов. В рамках задачи формирования конкурентоспособности региона это понятие может быть определено как способность создавать условия для устойчивого развития региона.

Развитие конкурентоспособности региона, как и страны в целом, осуществляется по следующим четырем стадиям: конкуренция на основе факторов производства — конкуренция на основе инвестиций — конкуренция на основе нововведений — конкуренция на основе богатства. Первые три стадии обеспечивают экономический рост, последняя обусловливает застой и спад.

Конкурентное преимущество региона обеспечивается:

— на первой стадии — благодаря факторам производства: природным ресурсам, благоприятным условиям для производства товаров, квалифицированной рабочей силе (обеспечивается одним детерминантом);

— на второй стадии — на основе агрессивного инвестирования (в основном национальных фирм) в образование, технологии, лицензии (обеспечивается тремя детерминантами);

— на третей стадии — за счет создания новых видов продукции, производственных процессов, организационных решений и других инноваций путем действия всех составляющих «ромба»;

— на четвертой стадии — за счет уже созданного богатства и опирается на все детерминанты, которые используются не полностью.

Взаимосвязь глобализации и вступления России в ВТО

22 августа Россия официально стала полноправным членом Всемирной торговой организации, она является 156-й страной - участницей ВТО. Всемирная торговая организация (ВТО) – международная организация, призванная регулировать торгово-экономические отношения участников организации и способствовать либерализации международной торговли товарами и услугами. Независимо от вступления в члены ВТО, являющейся основным инструментом глобализации, Россия уже вовлечена и неминуемо будет все больше вовлекаться в процесс глобализации. Для одних стран, преимущественно США и ряда других развитых стран, глобализация является благом, а для многих стран, скорее, несет зло. Для России ведущие игроки глобализации уготовили роль дешевого мирового сырьевого “склада”, с хозяином которого поначалу еще придется как-то считаться, пока у него в руках имеется ядерная “оглобля”, а затем уже можно будет не церемониться. Однако у России пока еще есть объективные возможности сыграть свою игру и занять вакантную нишу мирового энергетического “цеха”, являющегося, как известно, сердцем любой экономики на всех этапах ее развития. Эту задачу Россия сможет решить с помощью своей ядерной энергетики, которая лидирует в области разработок замкнутого ядерного цикла с реакторами на быстрых нейтронах и обеспечит, в результате, возможность масштабного экспорта широкого спектра товаров и услуг многим странам мира. Тем самым, Россия не только избежит участи жертвы глобализации, но и “оседлает” этот процесс[7].

Выводом из собранных теоретических данных может стать то, что включение в систему мирохозяйственных связей в условиях глобализации сопряжено для нашей страны с необходимостью решать широкий комплекс экономических, правовых и организационных проблем, что требует постоянного анализа последствий реализации курса России на открытие экономики и корректировки путей ее адаптации к глобальной системе мирохозяйственных связей.

Конкурентоспособность региона обеспечивает рост экономики по пути инновационного развития. Поэтому в современных условиях повышение конкурентоспособности становится одной из главных стратегических целей экономического развития регионов и страны в целом.

Исходя из общих критериев региональные власти могут определять цели и формировать стратегии развития региона. Однако, на взгляд автора, в настоящее время для России развитие территориальной конкурентоспособности – во многом проблема будущего ввиду ограниченных возможностей местных властей влиять на региональную экономику. Поэтому представляется возможным анализ так называемой локализованной конкурентоспособности региона, в данном случае конкурентоспособности одной из ее областей – Кемеровской области. Комплексный анализ следовало бы проводить с учетом всех факторов, определяющих конкурентоспособность, что, однако, не всегда возможно из-за сложности формализации ряда параметров и отсутствия необходимой информации. В связи с этим в качестве источника для исследования послужили показатели статистики.

Глава 2. Конкурентоспособность российских регионов на примере Кемеровской области

2.1 Анализ конкурентоспособности Кемеровской области

Кемеровская область относится к числу наиболее развитых регионов Сибири, имеющих ярко выраженную сырьевую специализацию. Автором произведен тщательный анализ конкурентоспособности региона, на основе данных таблиц, предоставленных территориальным органом службы государственной статистики Кемеровской области, по 2012 год.

Промышленность является ведущим сектором экономики области. Именно она вместе с энергетикой вносит наибольший вклад в валовой региональный продукт, что гораздо выше аналогичного показателя в среднем по Сибирскому Федеральному округу и по Российской Федерации. При этом область в национальном и международном разделении труда специализируется на производстве сырья и продукции его первичной переработки. В отраслевой структуре экономики региона преобладают отрасли традиционной индустрии, развернутые преимущественно к середине XX-говека - угольная промышленность, черная металлургия и химия. Доля Кемеровской области в общероссийском объеме производства промышленных видов продукции на 1 квартал 2014г. Кузбасс занимает ведущие позиции на мировом рынке угля, кокса, продукции черной и цветной металлургии, химической продукции (азотных удобрений), незначительно представлен в сегментах продукции обрабатывающей промышленности.

Позиции Кузбасса на мировом рынке традиционно обусловлены историко-географическими факторами развития региона как индустриально-промышленного центра Сибири. Благодаря Кузбассу в 2012 году Россия занимала третье место на мировом рынке каменного угля и первое на рынке коксующегося угля по показателям объемов экспорта.

Как следует из данных таблицы объема промышленного производства (см. приложение 1), индекс производства сельскохозяйственной продукции по Кемеровской области выше, чем по России на 1,6 %.

Так, на сегодняшний день в Кемеровской области создано три зоны экономического благоприятствования: 2 промышленно-производственные и 1 туристско-рекреационная, что способствует интенсивному развитию обрабатывающих производств и туризма, а также развитию малого бизнеса[10].

Все это должно способствовать притоку инвестиций в кузбасскую экономику, наиболее интенсивному развитию обрабатывающих и высокотехнологичных производств, туризма и санаторно-курортной сферы, а значит - обеспечить устойчивое развитие региона, экономика которого носит ярко выраженный монопрофильный характер.

Кроме того, совет по инвестиционной и инновационной деятельности рекомендовал включить в перечень инвестиционных проектов Кемеровской области три проекта: строительство в Новокузнецке вагоноремонтного завода и детской теннисной школы с четырьмя крытыми кортами, а в Анжеро-Судженске - нефтеперерабатывающего завода. И Анжеро-Судженск, и Новокузнецк вошли в число 14 монотерриторий, для которых разработаны и утверждены планы модернизации. Что касается показателей 2012 г., то за этот период наблюдалась позитивная динамика большинства макроэкономических и бюджетных показателей Кемеровской области. По итогам 2013 года вырос объем промышленного производства, инвестиций в основной капитал, объем строительных работ. Кроме того, можно отметить существенный рост доходов бюджета, что создает предпосылки для своевременного обслуживания долговых обязательств.

По уровню инвестиционной активности Кемеровская область занимает второе место в Сибирском федеральном округе (СФО), уступая Красноярскому краю. Объем инвестиций в расчете на душу населения в 2012 году составил 96,7 тыс. рублей, что в 1,3 раза превышает аналогичный показатель по СФО(см. приложение 4). Резко увеличился приток иностранных инвестиций. Объем иностранных инвестиций в экономику Кемеровской области за десять лет (с 2000 по 2010 гг.) значительно возрос — с 5,1 млн. Долл

Позитивное влияние на оценку кредитоспособности оказывает высокий уровень экономического развития и инвестиционной активности. На долю Кемеровской области по итогам 2012 года приходится 2,7% от общероссийского объема отгруженных товаров и выполненных услуг по трем базовым видам экономической деятельности и 22,2.% от суммарного объема Сибирского федерального округа. По данному показателю область занимает 11-е место среди всех субъектов РФ и 2-е место в СФО. Объем ВРП составляет 1,3% от ВВП России.

Важным позитивным фактором является высокий уровень инвестиционной активности. Кемеровская область занимает 2 е место в Сибирском федеральном округе и 20 е место среди всех регионов России по объему инвестиций в основной капитал. О хорошем уровне инвестиционной активности свидетельствует высокий объем строительных работ, что создает предпосылки для наращивания экономического потенциала.

На протяжении последних 15 лет Кемеровская область по динамике основных экономических показателей относится к наиболее интенсивно развивающимся регионам Сибирского федерального округа, стабильно входит в первую двадцатку по ВРП на душу населения в России(см. приложение 2).

В условиях финансового кризиса в 2009 году, как и в целом по России.

Лидирующие позиции по показателям, характеризующим способность региона производить товары и услуги в условиях конкуренции (наличие и использование конкурентных преимуществ) занимают Красноярский край, Кемеровская область, по показателям, характеризующим способность регионов удовлетворять потребности населения (качество жизни) лидируют Кемеровская и Новосибирская области, по финансовой устойчивости Кемеровская область занимает лишь 3 место, уступая Красноярскому краю и Новосибирской области.

Таким образом, как свидетельствуют представленные данные, социально - экономическое положение Кемеровской области в 2012 г. являлось стабильным и конкурентоспособным.

2.2. Определение направлений повышения конкурентоспособности региона

Вместе с тем Кузбасс пока остается регионом с сырьевой направленностью развития экономики, производством продукции низкой степени переработки, при весьма незначительной доле наукоемкой и высокотехнологичной продукции,. Обеспечение технологического подъема экономики Кемеровской области возможно за счет формирования в регионе инновационного центра национального уровня по разработке и реализации новых технологий в сфере использования угля.

В Кузбассе разработана и внедряется модель метанового кластера, что позволит обеспечивать добычу метана из угольных пластов и его переработку. При разработке модели метанового кластера особое внимание уделяется безопасности труда шахтеров[6].

Повышению эффективности реализации природно-рекреационного потенциала региона и развитию молодежного, детского любительского спорта, международного и межрегионального туризма будет способствовать строительство крупнейшего за Уралом горнолыжного туристического комплекса «Шерегеш» (г. Таштагол) и губернского центра горнолыжного спорта и сноуборда на горе Туманная (Таштагольский район).

Реализация мощного промышленного потенциала, создание угольного кластера «Серафимовский» с глубокой переработкой угля.

Региональная политика России давно не отвечает задачам регионального развития. Исходя из этого, автор считает целесообразной необходимость такого элемента как маркетинговая политика региона. Маркетинг региона определяется, как способ установления, а так же создания и поддержания таких отношений в различных отраслях и субъектах региона, которые обеспечивают выгодные позиции региона. А так же позволяет достичь планомерного роста и удовлетворения целей в условиях глобализации экономики.

Для субъектов регионального маркетинга (региональных и муниципальных органов управления) в качестве основных целей следует выделить:

Повышение занятости, рост доходов и качества жизни населения, формирование благоприятной демографической культуры, социальный и культурный прогресс;

Выгодная реализация ресурсного потенциала;

Привлечение все большего числа предприятий и инвесторов, как из других регионов, так и других стран;

Создания благоприятной среды для развития малого и среднего бизнеса;

Внутренний (создание корпоративной культуры) и внешний (создание известности и положительного имиджа) маркетинг.

Таким образом, повышение конкурентоспособности региона определяет необходимость реализации комплекса стратегических программ и проектов, направленных на: переориентацию отраслевой структуры регионального производства на развитие экспорто-ориентированных наукоемких отраслей промышленности; обновление технико-технологического базиса регионального развития на основе зарубежного опыта и отечественных разработок; формирование и развития региональной инновационной системы и инновационной инфраструктуры на основе кластерного подхода; стимулирования развития инновационного предпринимательства[14].

Заключение

В ходе исследования, автором были получены и обработаны теоретические данные, основные понятия глобализации экономики. Было установлено, что такой необратимый процесс, как глобализация напрямую связан с конкурентоспособностью. Исходя из этого, важным было изучить понятие и факторы формирования конкурентоспособности региона. А так сформировать алгоритм анализа выбранного региона. Так же автором было упомянуто о роли процесса вступления России во Всемирную Торговую Организацию.

Выводом из первой главы стало то, что, не смотря на все плюсы изученных процессов, в которых Россия начинает принимать все более активное участие, она не до конца готова. Потребуется большое количество времени и усилий, потому что в условиях глобализации, перед нашей страной стоит необходимость решать широкий комплекс экономических, правовых и организационных проблем.

В связи с невозможностью проведения комплексного анализа выбранной территории из-за сложности формулировки ряда параметров и отсутствия необходимой информации, источником автор выбрал официальные показатели статистики Кемеровской области за 2012г.

Анализ конкурентоспособности Кемеровской области дал благоприятный прогноз для динамичного развития. Доказательством тому стали статистические данные быстрого роста промышленного производства, количества инвестиций во все сферы, а так же, благодаря Кузбассу, Россия занимает третье место в экспорте добываемой продукции (каменный уголь и коксующийся уголь). К позитивным факторам конкурентоспособности так же можно отнести невысокую зависимость бюджета региона от финансовой помощи федерального бюджета.

Из проделанной работы, автор сделал вывод, что среди субъектов Сибирского федерального округа Кемеровская область занимает лидирующие позиции во всех отраслях.

В рекомендациях автор затрагивает такую тему, как развитие туризма в регионе, за счет строительства крупнейшего горнолыжного комплекса.

А так же создания угольного кластера, строительства обогатительных фабрик, нефтеперерабатывающего завода для привлечения еще больших инвестиций в регион.

Следующим важным этапом в динамичном развитии региона автор видит создание маркетинга региона. Он, в свою очередь, должен быть призван решить ряд задач, таких как: повышение занятости, рост доходов и качества жизни населения, создания корпоративной культуры, а так же положительного имиджа региона.

Конкурентоспособность российских регионов на примере Кемеровской области