Тренинговое занятие для педагогов


Тренинговое занятие. Профилактика профессионального выгорания педагоговАвтор: Вальцева Светлана Анатольевна, педагог-психолог

Место работы: Хмельницкая СОШ, Щербактинского района, Павлодарской области

Аннотация: Практическое занятие для педагогов, позволяющее повысить самооценку и уверенность в себе. Помогает в решении личностных проблем и снятии эмоционального напряжения. Способствует предотвращению появления стресса и позволяет улучшить атмосферу в коллективе.

Цель заняти: повышение уверенности в себе, самооценки педагогов; проработка личностных проблем, снятие напряжения; профилактика стресса; формирование доброжелательных отношений педагога с учащимися; приобретение психологических знаний, умений и навыков, необходимых для достижения успеха в жизни.
Ход занятия:Вступительное слово:

Самая распространенная проблема, связанная с профессиональной деятельностью - это профессиональное выгорание. Она касается не только педагогов, но и представителей любой другой специальности. Появляются трудности и проблемы, которые отражаются на деятельности, появляются проблемы в семье и общении с окружающими, ухудшается настроение и теряется ясность сознания. Мы слышали что это есть, но не все до конца пониманием, как оно проявляется. Я бы хотела познакомить вас с основными моментами, касающимися данной проблемы и предложить упражнения, которые помогают избежать появления профессионального выгорания у педагога и предотвратить последствия этой проблемы, которые могут отражаться на учащихся и детях.

Основные симптомы проф. выгорания можно разделить на 3 группы:

1. Психофизические: чувство постоянной усталости; ощущение эмоционального и физического истощения; снижение восприимчивости, слабость, снижение активности, энергии, частые беспричинные головные боли, расстройство желудочно-кишечного тракта, резкие изменения параметров веса, полная или частичная бессонница.

2. Социально-психологические: безразличие, скука, пассивность, депрессия; повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события, частые нервные срывы.

3. Поведенческие симптомы: ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять её все сложнее и сложнее. Сотрудник резко меняет свое рабочий режим (увеличивает или сокращает свой рабочий день). Появляются трудности в принятии решений, без необходимости берется работа на дом, но не выполняется. Невыполнение важных, приоритетных задач и "застревание " на мелких деталях.

1. Упражнение "Противоречия ".

Цель: прорабатывание личностных проблем, снятие напряжения.

Количество участников выбирается в зависимости от количества человек в группе по принципу 1= 2 и более. То есть принять участие должны все члены группы.

1 участник выбирает актуальную на данный момент проблему, выходит к ведущему и выбирает для себя 4 или более человек: 2 из которых будут являться оптимистами и 2 пессимистами. Становятся по разные стороны от участника.

На выполнение задания дается 10 минут. За отведенное время 1 участник формулирует и рассказывает свою проблему и просит помощи: "подскажите, что делать? ". Задача оптимистов рассуждать только положительно и предлагать конструктивные способы решения проблемы. Задача пессимиста рассуждать с позиции "все плохо ", "у тебя ничего не получится ", все против тебя " и т. д. По команде оптимисты и пессимисты начинают одновременно говорить участнику свои мысли, оптимисты в правое ухо, пессимисты в левое ухо.

После упражнения предлагаются вопросы для размышления:

1. Какие ощущения испытывает участник?

2. Какие мысли, чувства?

3. Помогли ли участники справиться с проблемой?

4. Какая позиция была для него ближе: сторона пессимиста, или сторона оптимиста?

Участники высказывают свои мнения, делятся эмоциями, но делают это только желающие.

2. Упражнение "Мои сильные стороны ".

Цель: повышение самооценки, раскрепощение участников, снятие зажимов, напряжения.

Группа делится на 4-5 команд. Заранее на листе бумаги каждый пишет информацию о себе по трем параметрам:

1. Внешние: 2-3 предложения.

2. Мои увлечения и интересы (не должны касаться профессиональной деятельности). Либо описывают то, что у них лучше всего получается делать в жизни.

3. Заветные желания и мечты (обязательное условие поделиться хотя бы одним желанием), ближайшие планы на будущее.

Затем в группе каждый участник по очереди рассказывает о том, что он написал.

Приветствуется: дополнительные вопросы, проявление положительного интереса, одобрение, похвала. Не приветствуется: упреки, насмешки, осуждение, перебивание участников группы и т. п. (правила оговариваются заранее).

После упражнения предлагаются вопросы для размышления:

1. Какие эмоции вы испытываете?

2.Понравилось ли вам делиться своей личной жизнью с другими?

3. Как реагировали другие члены группы? и. т.д.

Высказываются только желающие.

3. Упражнение "Совместный рисунок ".

Цель: формирование уважения к мнению окружающих, сплочение коллектива, ориентация на совместную деятельность для достижения единой цели.

Группа садится на стулья образуя круг. В центре круга лежит чистый лист формата А4, краски, кисточка и вода.

Инструкция: "На этом листе бумаги мы должны нарисовать рисунок. Каждый по очереди подходит и начинает рисовать то, что посчитает нужным. Рисунок будет считаться законченным только тогда, когда все посчитают, что достаточно, т. е. больше никто не подойдет к рисунку ".

При обсуждении затрагиваются такие вопросы, как:

1. Учет границ рисунка каждого из участника;

2. Какие эмоции испытывает каждый из участников;

3. На какие мысли натолкнуло упражнение и т. д.

Обязательное условие: если у человека есть желание что-то дорисовать, ему дается такая возможность. Бывают случаи, когда в процессе рисования какая-либо деталь зарисовывается и хозяина этой детали начинает беспокоить это (становится обидно) и в процессе обсуждения выявляется данный факт. Чтобы у него было проработано это чувство, ему дают возможность внести изменения в рисунок, такие, какие он посчитает нужным. Прежде чем убрать рисунок, необходимо убедиться в том, что всех участников все устраивает и можно его убирать.

Когда упражнение закончено, можно подвести итог:

Чистый лист бумаги похож на ребенка, который в первый раз пришел к нам для обучения. Процесс рисования напоминает тот процесс, когда обучаясь и переходя из класса в класс ребенок развивается по средством того, как каждый из нас вносит свой вклад, вносит что-то свое, мазок за мазком, рисунок за рисунком, образуя целостный образ.

Чистый лист бумаги - это ребенок, а каждый из нас вкладывает в него что-то свое, формируя его личность.

В начале и в конце занятия педагогам предлагается оценить своё эмоциональное состояние (цветовые карточки, обсуждение), тогда будет легче определить степень успешного воздействия занятия на эмоциональную сферу участников.

Формирование эмоционального интеллекта (факторы успеха):

1. Берись и делай!

2. Скажи "да ", не говори "нет "!

3. Движение, спорт (спина, шея - массаж, упражнения).

4. Планирование деятельности.

5. Медитация.

6. Принцип "Здесь и сейчас ".

Обсуждение проводить необязательно, дальше психолог работает индивидуально, используя ту информацию, которую он получил в процессе тренинга. После упражнений выводы делает каждый сам для себя.

Положительный эмоциональный настрой педагогов на успешную деятельность.

Используемая литература:

1. Статья "Профилактика профессионального выгорания " Н. Осухова, В. Кожевникова. Журнал "Школьный психолог " № 16/2006 " издательского дома "Первое сентября ".