Тем, кто идёт учить в первый раз


Взрослые люди не очень-то любят чужие советы. Мы, учителя, вероятно, к “взрослым” не относимся (что бы ни думали об этом ученики и их почтенные родители). В нашем хозяйстве всякая идея — как полезная запчасть: когда-нибудь да пригодится. Может быть, уже завтра. Когда день за днём к каждому уроку надо изобретать новый велосипед, чтобы потом на нём поехать, — конечно, будешь рад, если в запасе есть уже готовые рабочие “узлы”.

Эта рубрика — своего рода пункт обмена полезными идеями и просто добрыми советами на разные случаи школьной жизни. Мне кажется (вопреки заголовку), что тут мы все равны. У молодых запасы наработок меньше, зато идеи, может быть, свежей и ярче.

В дальнейшем речь у нас пойдёт главным образом об уроках: как их “делать”, как проводить, что задавать, сколько отметок ставить и проч. Но для первого раза — несколько советов тем, кто в этом сентябре пойдёт учить детей литературе впервые. Впрочем, эти советы, вероятно, подойдут любому “новобранцу” — не только словеснику: они скорее просто человеческие, чем “узкоспециальные”. И кроме того, хочется сказать: “Держитесь, ребята, мы с вами!” — но в том-то и дело, что каждый из нас всегда сражается в одиночку. И всё-таки — чем сможем, попытаемся помочь.

Итак, какая бы “окопная правда” школьной жизни вам ни открылась, постарайтесь не унывать (тут Тёркин совершенно прав) и помните несколько утешительных, но при этом честных и правдивых “общих мест”.

    В школе не бывает легко. Зато и скучно не бывает. Работать в школе — значит жить яркой и полной жизнью. Как в приключенческом романе. А думаете, там героям жилось легче?

    Учитель — профессия экстремальная (как космонавт или десантник). Она требует от человека свойств и умений, с которыми не рождаются. На то, чтобы накачать “педагогические мускулы”, уйдёт несколько лет. Быстрее не получится. Зато вы молоды, и это огромное достоинство, которое стоит многих “умений”.

    Первый год (нет, первые три — не буду вас обманывать) в школе нужно просто выжить. Конечно, иногда встречаются счастливчики, которым сразу всё легко даётся (и ещё не факт, что в итоге из них выйдут лучшие учителя). Большинству в первые годы работы частенько приходит мысль о дезертирстве. Не моё, мол, это призвание; всё равно ничего не получится; я никогда с этим не справлюсь и т. п. Не обращайте вниманья, маэстро! Чтобы потом не презирать себя за слабость, отстойте вахту до конца. Хотя бы год (а лучше — три). Если школа в самом деле не для вас, по крайней мере уйдёте с высоко поднятой головой. Найдёте себе другую работу. Скорее всего, она покажется вам скучной. И уж точно — лёгкой.

    Не ставьте себе плохих отметок (“опять не получилось”, “я плохой учитель” и т. п.). И не слушайте, если их ставят другие. Начинающего учителя нельзя оценить объективно — как и первоклассника. И тот, кто пытается это делать (да ещё в грубой форме), поступает, мягко говоря, непрофессионально. Нет, если вас хвалят — это правильно. Но если говорят, что вы всё делаете плохо — не верьте. Нам не дано предугадать, как отзовётся ваше слово. Делайте, что можете. Учительский труд даёт плоды, как бы мы ни оценивали свои таланты. Наши выпускники пока ещё умеют читать, писать и думать.

    Гениальные педагоги — редкость, зато талантливых гораздо больше, чем принято думать. Школа не даст зарыть в землю ни одно из ваших дарований. Всё пойдёт в ход.

    Не пытайтесь что-то из себя изображать, даже из возвышенных побуждений. Лучшее, что можно сделать, — это быть собой (строго по Пастернаку). Дети не прощают фальши, а уж они-то найдут способ выразить нам своё неодобрение — мало не покажется. Быть артистичным для учителя, конечно, большой плюс, а вот быть неестественным нельзя ни в коем случае! Только последите за своим языком: ваша речь должна быть чиста и прекрасна. Такая работа…

    Дети вообще будут вас всё время видеть, причём довольно скоро они станут видеть вас более или менее насквозь. Не нужно этого бояться, но и забывать об этом нельзя. Платите им той же монетой: смотрите на них и вникайте. Не прячьтесь за журнал или конспект урока.

    Учитель, в сущности, волшебник — за что нас (бывает) и побаиваются. Ну, пусть себе. Это не повод отказаться от своего права превращать тыкву в карету, а медведя — в принца.

    Кому-то вдруг покажется, будто школа его враз состарила. Ещё бы! Все ровесники остались Машами и Колями, а вы вдруг стали Марьей Алексеевной. Не завидуйте. Да, школа отнимает юность (свободу, лёгкость, безответственность — но жизнь их всё равно отнимет). Зато школа продлевает молодость. Надолго. Практически на всю жизнь.

    Старайтесь высыпаться. Сонный учитель — плохой учитель, и дети его не слушаются. А непослушные дети хуже непроверенных тетрадок.

    Учебный год однажды закончится. Сдадите завучу последнюю бумажку “отчётности” — и всё! Вы даже представить себе не можете, какими вы в тот день окажетесь мудрыми, сильными и счастливыми.

Но про бумажки в другой раз. А сейчас остаётся только пожелать, чтобы вы полюбили школу, а школа полюбила вас.

Обращаем ваше внимание на то, что в феврале–апреле 2015 года О. В. Смирнова будет вести очный курс занятий в рамках курсов Педагогического университета «Первое сентября». Следите за рекламой — каталог курсов появится в середине осени!

Оксана Смирнова,

Учитель русского языка и литературы Московской "Традиционной гимназии"