Жить по народной мудрости


Урок литературы в 7-м классе

Это второй урок о пословицах. Учащиеся получили заранее к нему следующие задания.

1. Расспросите членов своей семьи, какие пословицы они знают, как часто их употребляют, в каких жизненных ситуациях.

2. Запишите пословицы, которые вам запомнились после изучения темы «Пословицы и поговорки».

Учащиеся на уроке разделены на четыре группы.

I. Вступительное слово учителя

На прошлом уроке мы читали много пословиц, определяли, чем они отличаются от поговорок. Мы знаем, что пословицы и поговорки создавались на протяжении сотен поколений. В них запечатлены любовь к родине, мужество, храбрость, вера в справедливость, понятие о чести.

Пословица может стать жизненным правилом, наставником и советником.

А. И. Солженицын — писатель, прошедший через арест и лагерь, ссылку и внезапно пришедшую всемирную славу, изгнание и возвращение. Он лауреат Нобелевской премии по литературе, академик РАН.

Это писатель, который сказал о страдании не от своего имени, а от имени народа. Встреча с его произведениями у нас впереди, но уже сейчас вы запомните это имя, имя человека, оказавшего влияние на мышление тысяч людей в нашей стране, учившего “жить не по лжи”.

Газета «Аргументы и факты» несколько лет назад попросила у А. И. Солженицына интервью на нравственно-этическую тему. Александр Исаевич признался: “Я всю жизнь выписывал пословицы, которые мне нравились своей глубиной и точностью. Среди пословиц, ёмких по смыслу, богатых по вызревшему в них опыту, есть такие, что прямо просятся увидеть в них как бы жизненные правила, не раз обдуманные, многократно проверенные нашими предками”.

(Раздаю каждому ученику лист с интервью.)

Я предлагаю вам прочитать пословицы на одну тему: «Общая линия жизни», «Повседневное поведение», «Самодостаточность», «Восприятие, настроение»; объяснить их и выбрать одну-две, которые могли бы стать для вас жизненным правилом. После обсуждения в группе подготовьте выступление перед классом.

II. Работа в микрогруппах, выступления учащихся

Ребята выбрали для себя как жизненное правило такие пословицы.

Общая линия жизни

    Верши — не спеши. Всякого слушай, а никому не поддавайся.

Повседневное поведение

    Не торопись начать, торопись кончить. Кто не бежит, тот и не споткнётся.

Самодостаточность

    Чужой ум — не попутчик. Восприятие. Настроение Не гляди на лицо, а гляди на обычай. Сердитый сам себе мстит.

III. Беседа по домашнему заданию

— Какие пословицы вы записали от членов своей семьи?

— Какие жизненные правила близких вам людей открылись через пословицы, употребляемые ими?

— Изменились ли нравственные ценности людей, ведь пословицы появились до создания письменной литературы?

— Как изменяется речь человека, если в ней звучат пословицы?

IV. Конкурс «Ошибки наборщика»

Каждая группа получает лист бумаги, на котором написаны пословицы и поговорки, но по “ошибке наборщика” первая половина принадлежит одной пословице или поговорке, а вторая — другой. Надо вернуть им первоначальный вид.

Первый лист

    Баба с возу, а хомут найдётся. Беды мучат, а руки делают. Без труда не накинешь платок. На всякий роток не вынешь и рыбку из пруда. Глаза страшатся, да уму учат. Была бы шея — кобыле легче. Баба с возу — кобыле легче. Беды мучат, да уму учат. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. На всякий роток не накинешь платок. Глаза страшатся, а руки делают. Была бы шея, а хомут найдётся.

Второй лист

    Едешь на день, а сам не плошай. Заставь дурака молиться, а всё молока от него не добиться. Чужую беду руками разведу, а худая сама бежит. Как с быком ни биться, он и лоб расшибёт. На Бога надейся, хлеба бери на неделю. Добрая слава лежит, а к своей ума не приложу.

Ответы

    Едешь на день, а хлеба бери на неделю. Заставь дурака молиться, он и лоб расшибёт. Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу. Как с быком ни биться, а всё молока от него не добиться. На Бога надейся, а сам не плошай. Добрая слава лежит, а худая сама бежит.

Третий лист

    Где любовь и совет, там и рвётся. Жена приласкает, свинья не съест. За двумя зайцами погонишься, бей молотом. Где тонко, там и горя нет. Господь не выдаст, а мать пожалеет. Не умеешь шить золотом, ни одного не поймаешь.

Ответы

    Где любовь и совет, там и горя нет. Жена приласкает, а мать пожалеет. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Где тонко, там и рвётся. Господь не выдаст, свинья не съест. Не умеешь шить золотом — бей молотом.

Четвёртый лист

    Гром не грянет, коли делать нечего. Взял лыко, один раз отрежь. Красна птица пером, да дураку досталась. Умная голова, а человек умом. Семь раз отмерь, отдай ремешок. Скучен день до вечера, мужик не перекрестится.

Ответы

    Гром не грянет, мужик не перекрестится. Взял лыко, отдай ремешок. Красна птица пером, а человек умом. Умная голова, да дураку досталась. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Скучен день до вечера, коли делать нечего.

V. Заключительное слово учителя

Произнесём коллективное слово о пословице. (Я использую этот приём на многих уроках. Начало предложения повторяет каждый ученик, а заканчивает по-своему.)

Пословица — это “народная мудрость, она нас учит тому, как жить и каким быть”, “это хороший советчик и друг”, “это энциклопедия жизни”, “образец яркого и меткого языка”, “наставление и голос наших предков”, “не зря молвится” и так далее.

Обобщение учителя. Меняются времена, а наставления наших прапрапрадедов с добром и с умом поправляют нас, подбадривают, утешают, наставляют. Пусть пословица живёт в вашей речи, не исчезает, а вы передадите пословицы своим детям и внукам.

(При проведении игровой части урока использован материал З. М. Пашининой из книги В. П. Сергеевой «Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я». М., 2001. С. 169.)