Организация творческой познавательной деятельности как средство формирования социально адаптированной личности - Скачать


Организация творческой познавательной деятельности как средство формирования социально адаптированной личности

Автор: Новикова Людмила Васильевна, учитель физики

Бюджетное образовательное учреждение города Омска «Средняя общеобразоваельная школа №135»

«Воспитывает не педагог, а собственная деятельность ученика, которую педагог организует». Умело организованная деятельность, ведущая к росту творческой активности, способствует решению одной из главных задач образования - воспитанию грамотного, продуктивно мыслящего человека, адаптированного к условиям жизни в обществе.

Цель моей работы - сФормировать активную социально адаптированную творческую личность.

Задачи: 1)создать условия для развития творческой познавательной деятельности обучающихся с учетом индивидуальных особенностей;

2) выявить готовность учащихся к творческой деятельности;

3) сформировать основные умения познавательной деятельности, включая исследовательские; 4) привлечь социальных партнеров с целью развития исследовательских умений и профессиональной ориентации обучающихся;

5) провести анализ полученных результатов познавательной деятельности с учетом дальнейшего самоопределения учащихся.

Основные принципы: наглядности, научности, последовательности, доверительности и равенства, связи обучения с жизнью.

1.Создание условий Для развития творческой познавательной деятельности.

Для умелого руководства творческой деятельностью была освоена ИКТ, технология дифференцированного обучения, технология проблемного обучения. Главное в решении этой задачи – создание благоприятной атмосферы на уроке и желание учителя работать творчески.

2.Выявление готовности учащихся к творческой деятельности.

Провожу предварительное диагностирование: тестирование на выявление уровня творческих способностей, предложенное кандидатом психологических наук Г. В. Сорокоумовой, диагностику уровня познавательной активности (Т. И. Шаламова) и диагностику по выявлению стартовых возможностей ученика. Диагностика предполагает проверку знаний, умений и навыков базисного характера, например, теоретические вопросы (явления, законы, величины), задачи по алгоритму и задачи, требующие творческого подхода. Выстраиваю весь процесс обучения физике с учетом индивидуально-типологических особенностей личности. Провожу дифференциацию целей, содержания материала, методов, форм обучения с учетом учебных возможностей и результатов диагностирования. Удобным для меня является трансформирование содержания учебного материала в план-сетку, что позволяет обучающимся наглядно видеть, что должен выполнить по данной теме «средний», «сильный» и «слабый» ученик. Вместе с тем, в плане-сетке приводятся задания проблемные, требующие творческого подхода. Эти задания также имеют разный уровень сложности. В работе по выполнению творческих заданий предлагаю обучающимся использовать ресурсы кабинета (справочную литературу, наглядные пособия, компьютер). По результатам проверки выполненных заданий выявляю готовность класса и каждого ученика к овладению навыками творческой деятельности.

3.Формирование основных умений познавательной деятельности обучающихся, в том числе исследовательских.

Придерживаюсь принципа: на всех этапах обучения, урочных и внеурочных занятиях вводить элементы самостоятельной деятельности – от уровня простого воспроизведения до уровня самостоятельной творческой деятельности. На примере простых творческих заданий формирую умение описывать, объяснять, выделять главное, делать выводы, оформлять тезисы, готовить презентации. Например, при изучении темы «Автоколебания» (11 класс), даю задание представить структуру работы сердца, легких как автоколебательной системы, а при изучении темы «КПД тепловых двигателей» (10 класс), предлагаю обучающимся создать новые способы повышения КПД, не нарушая законов физики, но используя при этом знания химии, биологии, экологии и географии. При изучении темы «Производство и передача электрической энергии» (11 класс) даю задание по разработке альтернативных источников энергии. Критерии творчества и познавательной деятельности: самостоятельность, поиск всевозможных вариантов решения проблемы, получение нового конечного продукта (результата).

Особое место занимает решение задач. После освоения учащимися навыков решения простейших задач по алгоритму, предлагаю решить задачи, требующие нетрадиционного подхода. Возникает необходимость овладения более совершенными способами решения задач. Разработанная мной методика решения задач с использованием навыков исследовательской деятельности помогает выйти на более высокий уровень творчества. Эту методику решения задач применяю на факультативных занятиях по предмету (тема курса «Решение нестандартных задач по физике»), при подготовке к ЕГЭ, на занятиях Профориентированной школы «Электрофизика» и на занятиях элективного курса «Тайны световых лучей». По результатам выполнения творческих заданий выявляется группа исследователей. Этих ребят я знакомлю с критериями проектной и исследовательской деятельности, обучаю правилам написания проектов и научно-исследовательских работ. Критерии и правила размещены на страницах персонального сайта p>

4. Привлечение социальных партнеров с целью развития исследовательских умений и профессиональной ориентации обучающихся.

Социальными партнерами являются вузы, в которых профильным предметом является физика. В рамках сотрудничества с Омским государственным техническим университетом региона проводятся занятия Профориентированной школы «Электрофизика», научно-практические конференции, семинары; на базе лабораторий Омского государственного университета путей сообщения проводятся научные исследования. Так, совместная исследовательская работа «Измерение электромагнитного излучения сотовых телефонов и выбор оптимального режима их эксплуатации» получила высокую оценку на Всероссийском конкурсе им. Вернадского в Москве. Социальное партнерство позволяет обучающимся выйти на более высокий уровень развития творческих способностей, формирует практическую направленность физики и профессиональные ориентиры.

5. Анализ полученных результатов познавательной деятельности с учетом дальнейшего самоопределения учащихся.

На завершающем этапе проводится выходная диагностика с учетом освоенных знаний и проектируемой специальности. Результатом является рост числа выпускников, поступающих в вузы на технические специальности (до 30% от общего количества выпускников).

Результативность работы: 1) все обучающиеся усваивают учебный материал на базовом уровне; 2) повышается качество знаний по предмету; 3) растет количество и качество исследовательских работ; 4) растет количество участников олимпиад, турниров;5) повышается профессиональная направленность предмета. Все обучающиеся, в совершенстве овладевшие навыками познавательной деятельности, имеют успех при дальнейшем обучении в вузах.