Внеклассная работа по химии как путь формирования интереса к предмету и способ профориентации учащихся
Внеклассная работа по химии как путь формирования
интереса к предмету и способ профориентации учащихся
О.Н. Романова, учитель химии гимназии № 28,
канд. хим. наук,
Внеклассная работа по предмету составная часть учебно-воспитательной работы школы. Она предоставляет широкие возможности для всестороннего развития учащихся, углубления и расширения их знаний, развития у них интереса и творческого подхода к изучаемым предметам. Через систему индивидуальных заданий школьники учатся работать с научной, научно-популярной и справочной литературой, анализировать факты и гипотезы, систематизировать собранный материал, представлять его графически, выступать публично. Все это служит подготовкой для дальнейшей учебы в вузах.
Внеклассная работа учащихся по химии в гимназии №28 традиционно включает следующие разделы:
1). Подготовка и проведение предметной недели
- проведение школьной олимпиады
- конкурс стенгазет по химии
- посещение музея Казанской химической школы
- экскурсия в минералогический музей КГУ
- выступления десятиклассников перед семиклассниками об истории и роли химии, показ опытов
2). Работа Физико-химического Клуба «Спектр»
Программа работы Клуба раскрывает содержание интегрированного курса физики и химии, проводящегося во внеурочное время для учащихся 10-11 классов. Она рассчитана на 43 часа (1 раз в месяц в течение 2 лет) и ставит своей целью раскрытие ведущих идей физической и химической наук и их отдельных положений, важных в познавательном, мировоззренческом и прикладных аспектах: зависимость физических и химических свойств веществ от их строения, материального единства органических и неорганических веществ. Содержание программы позволяет развивать идеи, заложенные в базовых курсах химии и физики, и дополнять их новыми, что существенно повышает потенциал обучения.
Основные учебно-воспитательные задачи курса:
1. На базе школьных знаний учащихся по химии и физике расширить и углубить их знания по ключевым вопросам этих наук с опорой на самостоятельное добывание знаний.
2. Совершенствование на конкретном материале умений сравнивать, вычленять существенное, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, связно и доказательно излагать проработанный материал.
3. Раскрытие гуманистической роли естественных наук в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством: защите окружающей среды, рациональном природопользовании, обогащении энергетическими ресурсами.
4. Содействие формированию научного мировоззрения, творческих задатков, экологической культуры, гуманистических черт личности.
Форма проведения занятий-заседаний Клуба:
На первых занятиях члены Клуба знакомятся с программой, предложенной учителями, и выбирают темы, которые они будут готовить по предложенному плану, изучая литературу, консультируясь с учителями и, если возможно, с родителями и учеными. Учащиеся должны подготовить не только фактический материал по теме, но и вопросы, и расчетные задачи для членов Клуба, которые, в свою очередь, должны приходить на занятия, освежив свои знания по заявленной теме. Учащиеся оформляют свои работы, указывая литературные источники, чтобы остальные ребята могли бы прочитать их позднее.
В 2001 году Программы Клуба была отмечена Дипломом второй степени на Республиканском конкурсе Авторских программ. По материалам работы Клуба опубликовано 2 статьи в журнале «Химия в школе»: Физико-химический альманах «История создания теории строения атома» и «Эти удивительные жидкие кристаллы». Статья «Водородный двигатель миф или реальность» выйдет в 2008 году.
3). Подготовка к Поволжской научной конференции им. Лобачевского
К этой деятельности привлекаются наиболее подготовленные ученики. Работа по подготовке включает в себя все этапы исследовательской работы:
- Определение области, объекта и предмета исследования и выбор темы, проблемы и оценка актуальности исследования.
- Изучение научной литературы.
- Выдвижение гипотезы
- Формулировка цели и задач исследования
- Определение методов исследования
- Проведение эксперимента
- Оформление работы и тезисов
- Защита результатов исследования на конференции
На конференции им. Лобачевского успешно выступили:
Круглова Лена «Водородный двигатель»
Онищенко Аня «Краунэфиры» (Диплом 2 степени)
Андрияшин Виталий «Нанотехнологии» (Диплом 3 степени)
Нагаев Артур «Природные цеолиты: определение состава и применение для устранения жесткости воды » (Диплом 3 степени)
Трифонов Дима «Определение содержания метанола в спиртах с помощью пьезоэлектрического сенсора на основе кварцевых микровесов» (Поощрительный диплом)
4). Подготовка к районной научной конференции «Шаг в науку»
Выступление на этой конференции имеет и самостоятельное значение, и служит подготовкой к Поволжской конференции им. Лобачевского.
В 2008 году ученики гимназии были отмечены Дипломами Первой степени: 1) В секции «Органическая химия» Трифонов Дима за работу «Определение содержания метанола в спиртах с помощью пьезоэлектрического сенсора»
2). В секции «Неорганическая химия» Галиуллин Ильфат за работу «Мониторинг жесткости воды»
5). Проблемный кружок «Вторичная переработка материалов путь сохранения сырья и энергии».
С 2005 года в гимназии изучается вышеназванный элективный курс, разработанный мною для 11 класса. Необходимость введения этого элективного курса вызвана тем, что в связи с истощением природных ресурсов, острыми экологическими и энергетическими проблемами вопросы вторичной переработки материалов становятся все более актуальными. Разработанный элективный курс нацелен на ознакомление учащихся с этими важными проблемами. Ознакомившись в начале курса с вопросами важности вторичной переработки материалов и осознав ее необходимость, школьники под руководством учителя систематизируют ранее полученные знания, получают новые сведения о материи и энергии, их свойствах, законах их существования и превращения, о способах разделения смесей и идентификации различных веществ, проводят практические работы и знакомятся со справочной литературой.
Курс также помогает в подготовке к ЕГЭ по химии по таким разделам как «Тепловой эффект химических реакций», «Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с веществами», «Методы исследования объектов, изучаемых в химии», «Общие химические принципы химического производства. Промышленное получение веществ и охрана окружающей среды», «Основные методы синтеза высокомолекулярных соединений».
Настоящий курс предусматривает различные формы организации деятельности учащихся: лекции, фронтальные беседы, семинары, решение расчетных задач, выполнение эксперимента, экскурсию, работа со справочной литературой, подготовка сообщений и выступления перед одноклассниками.
План работы кружка
Содержание |
Часы |
1. Введение. Задачи курса |
1 |
2. Материя. Вещества. Свойства веществ. Методы идентификации веществ. |
2 |
3. Кинетическая, потенциальная и внутренняя энергия. |
1 |
4. Масса форма энергии. Уравнение Энштейна. Закон сохранения энергии. |
1 |
5. Экзо - и эндотермические процессы. Вторичная переработка материалов и энергетические затраты. |
2 |
6. Гомогенные и гетерогенные смеси. Методы разделения смесей. Семинар. |
2 |
7. Практические работы. Правила техники безопасности |
3 |
8. Экскурсия в лабораторию |
1 |
9. Маркировка пластмассовых изделий |
1 |
10. Заключение |
1 |
6). Организация подготовки к олимпиадам по химии
Самое большое наслаждение для меня работа с одаренными детьми. Как трудно восьмиклассникам погружаться в этот незнакомый мир веществ и формул. Какую радость и восторг испытывают они, когда у них начинает получаться! Какое удовлетворение испытывают ребята от заслуженной победы! А какое удовольствие испытываю я, беседуя со старшеклассниками, с которыми мы прошли такой непростой путь, как радуюсь их нестандартным решениям.
По итогам школьной олимпиады и выполнению творческих заданий в течение года отбираются ученики для занятия на факультативах. Я имею авторский банк задач и заданий для подготовки к олимпиадам разных уровней.
За годы работы в школе 92 моих ученика стали призерами химических олимпиад разных уровней, а выпускник 1997 года Аширов Роман был победителем и призером Всероссийских олимпиад в 1995, 1996 и 1997 годах. Всего же мои ученики на Всероссийской олимпиаде по химии в разные годы занимали 7 призовых мест, на Республиканской олимпиаде 8 призовых мест, призерами городских олимпиад становились 17 учащихся.
Диплом призера Открытой Олимпиады КГУ дает учащимся право на получения оценки «отлично» по химии и освобождает от вступительных экзаменов. Именно так в разные годы 12 выпускников гимназии поступили на химфак КГУ.
7). Работа по системе «Школа КГУ»
С 1989 года наша гимназия сотрудничает химическим факультетом КГУ на основе заключенного договора. Наши ученики занимаются на кафедрах университета по программе, разработанной мною и доцентом З.А. Сапрыкиной в 1988 году и утвержденной методической комиссией химфака.
Ученики нашей гимназии, особенно те из них, которые занимались на факультативе по подготовке к химическим олимпиадам или в Клубе «Спектр», часто выбирают профессии, связанные с химией. Они продолжают учебу на химическом факультете КГУ или к КХТУ. 18 наших выпускников стали кандидатами химических наук, они работают в научно-исследовательских институтах и вузах города, приглашают меня на защиту диссертаций. Они частые гости в родной гимназии являются членами жюри предметных конкурсов, экспертами Клуба «Спектр», выступают с сообщениями во время предметных недель. Аспирант кафедры физической химии КГУ Герасимов Александр, выпускник гимназии 2000 года, помогал мне в 2008 году готовить к Конференции Лобачевского ученика 11 класса Трифонова Диму.
Внеклассная работа по химии как путь формирования интереса к предмету и способ профориентации учащихся