Профессиональные принципы преподавания французского языка
Профессиональные принципы преподавания французского языка
Вы иностранные языки знаете?
Ах, забыли совсем, или, чуть лучше читаете и переводите со словарем? Не пойдет!
ХХ1 век это век полиглотов, согласно провозглашению ЮНЕСКО. Между прочим, и Совет Европы высказался за языковой плюрализм на континенте. И знание только одного иностранного языка для современного специалиста явно становится недостаточным, Ведь и самому достойному мастеру мало одного инструмента. И если в расписании школьников Старого Света стоит два или даже три иностранных языка, ( во Франции 3) то, к сожалению, российские школы в подавляющем своем большинстве ограничиваются изучением только одного ( английского) иностранного языка.
Количество детей, изучающих немецкий или французский, катастрофически уменьшается, причем совершенно неоправданно. Французский язык по своей распространенности и востребованности не очень уступает общепопулярному английскому. Ведь в Лондоне на английском начали говорить только с 14 века!. Французский обладает планетарной географией им пользуются на всех континентах земного шара. Особое место занимает французский в мировом образовании. Это один из официальных языков ООН по вопросам образования, науки и культуры. Этим языком пользуются на международных научных съездах и симпозиумах по психологии, языкознанию, философии, праву, медицине. Кроме того, именно французский считается традиционным языком дипломатического общения.
Доказано научно, что овладеть 2-3 языками может практически любой человек. Так что «неспособность» к языкам вещь мнимая. Талант к языкам как и любой другой складывается из упорного труда. Изучая иностранный, да и не только, зовите на помощь интерес! Практический он, или романтический, но только благодаря ему, концентрируется внимание, создается богатство ассоциаций, обостряется восприятие и облегчается повторение. То, что доставляет удовольствие, усваивается без труда, легко и естественно. Устойчивый интерес это гарантия успеха. И, наконец, последнее: знание языка это не вещь, которую можно приобрести раз и навсегда, это скорее большое хозяйство, постоянно требующее заботы и внимания. Но стоит заметить, хозяйство, приносящее большой доход, и не только интеллектуальный.
Высказывания моих учащихся-семиклассников, которые изучают параллельно два языка - французский и английский (опрос прошлого года)
- Мне очень нравится французский язык. Я бы обязательно посоветовала изучать 2 языка, это очень увлекательно.
- Мне нравится разнообразие, с которым проводятся уроки, особенно креативные задания. С удовольствием изучаю оба языка. В будущем это огромное преимущество.
- Нравится нестандартные подход к обучению, креативные задания, игры.
- Нравятся уроки говорения «круглые столы», нравится высказывать свое собственное мнение. Каждый раз урок проходит на одном вдохе, очень быстро и интересно. Я бы и три языка посоветовала бы изучать.
- Иду на урок радостной, потому что знаю, что будет интересно.
- Два языка это круто!
- Интересно смотреть фильмы на французском. Интересно составлять диалоги, импровизировать.
- Нравится «Поле Чудес» на французском.
Мнения выпускников
- Именно преподаватель превращает занятия не просто в обычные уроки, когда необходимо только пройти программу, а возможность показать себя, выразить свое отношение по каждой теме. И самое важное, желание высказать свое мнение и не бояться, что оно может оказаться неверным.
- Чувствую невероятный прилив позитива во время уроков. Очень интересно, захватывающе и познавательно. На уроках ф.я. я чувствую себя в своей тарелке, а моя тарелка самая большая, добрая, позитивная и любимая…
Теперь немного о своих профессиональных принципах. Их несколько
- - дать, объяснить новый материал так, чтобы он дошел до каждого, причем столько раз, сколько это будет необходимо
- взять, т.е спросить учащихся ( желательно каждого)
- каждый ученик должен заработать свою оценку, именно заработать, а не просто получить
- - на каждом уроке ни одного неработающего ученика, по принципу «кто не работе, тот не ест»
- каждый имеет право на ошибку, ведь не ошибается тот, кто ничего не делает
- доброжелательное отношение к каждому
- позитивный настрой
- учитель должен иметь отличное (хорошее) произношение, глубокое знание языка и постоянно совершенствоваться
Конечно, учитель на уроке это главное действующее лицо, это актер, аниматор, но еще и режиссер, причем, хороший, умный режиссер, который позволяет почувствовать «актерам» свою значимость.
Главное, как сказано выше, это интерес к предмету. Когда только дети начинают изучать язык, им нравится все абсолютно. Чтобы желание изучать и узнавать не угасало, я каждый раз (зависит, конечно, от класса) придумываю что-то новое. У малышей (1-2 кл.) на помощь приходят игрушки, игры, песенки и стишки. Если в младших классах применить «бонусную» систему (т. е за каждый правильный ответ ребенок получает бонус), то их азарт возрастает раза в три.
Игра «Поле чудес» идет «на ура» как на младшей, так и на средней ступени обучения. Кстати, как профессионал, считаю, что петь на уроках иностранного языка просто необходимо, чтобы сделать произношение не нижегородским, а более или менее приближенным к оригиналу. У меня на уроках ученики любого уровня с удовольствием поют. Главное найти подходящую песню. Как только дети становятся старше, включаю творческие задания, или, как мы их называем «креативы». Креативы могут продолжаться два, иногда даже три урока подряд.
Принципы их таковы:
- участвовать должен каждый, причем инициировать свой ответ он должен сам, т. е сам просить слова, или дополнять другого выступающего
- за каждое свое выступление ученик получает бонус или жетон
- заранее определяется количество ответов на «5», «4» и т.д.
- тот, кто не высказался ни разу на таком уроке, автоматически получает двойку
- учащиеся рассаживаются полукругом, учитель выступает в роли ведущего
- тема занятия обговаривается заранее, чаще всего это итоговое занятие по теме, учащиеся делают домашние заготовки.
- иногда, особенно в конце четверти, когда все контрольные уже написаны и у учеников только одна мысль « скорей на каникулы» и мотивация приближается к нулю, то очень хороши креативы-блиц, где которой не требуется предварительная подготовка.
После таких уроков даже самый робкий ребенок учится выступать, позиционировать себя, отсидеться не удастся никому.
Теперь хотелось бы продолжить о своем педагогическом опыте.
Итак, начнем. Известно, что в конце четверти, когда все необходимые контрольные уже написаны, дети устали и мотивация их на нуле, я провожу так называемые "креативы".
Что это такое? Это подбор заданий, требующих моментального ответа на поставленный вопрос, т. е блиц. Но задания придумываю такого типа, чтобы они были, в первую очередь, интересны учащимся, ведь, как известно, интерес - двигатель любого мыслительного процесса. Причем за правильный ответ каждый ребенок получает бонусы. Перед таким занятием, которое может длиться не один урок, а чаще два или даже три, учитель определяет число бонусов, которые следует заработать на 5, 4. 3.
Соответственно, тот ученик, который воздержался, отсиделся в уголке, рискует получить только отрицательную оценку, что естественно, совершенно не входит в его планы. Причем, атмосфера интриги, заинтересованности, а также посибельности выполнение заданий побуждает отвечать даже самого неуверенного в себе ребенка. На таких занятиях учащиеся рассаживаются на стульях полукругом, а учитель, как ведущий в центре перед ними. Подобный "креатив" может проходить в форме телевизионной игры или передачи. Какие же задания предлагаются выполнить учащимся?
Прежде всего, дается тема, как правило, это тема параграфа, юнита, из учебника. Например, "Путешествие", "Дружба", "Мода", " Я и мои родители". То есть тема сама по себе понятна, близка и интересна для школьников. Работа начинается с более легких вопросов, например, как подобрать синоним слову "друг". Вопросы о дружбе, о настоящих друзьях - обычно дети охотно отвечают на них.
Перевод с французского пословиц о дружбе - тоже позволит заработать на оценку.</b> Труднее, но интереснее с фразеологизмами. На каждый дается 4 варианта ответа. Так как трудность перевода в том, что во фразе все слова знакомые, но при прямом переводе ничего не получается, поэтому надо "включать" догадку, фантазию. Задание - закончить фразу, а также дополнить основные французские глаголы "иметь" и "быть" лексическими единицами по своему усмотрению, но в рамках заданной тематики, тоже не оставляет равнодушных.
Аудирование микродиалогов с ситуацией, близкой, понятной, с юмором. Составление минидиалогов самим, по 2-3 реплики по ситуации. Ответ на вопрос: "Что ты будешь делать, если..." Антонимы, синонимы - требуют напряжения памяти. Переводы с русского на французский и с французского на русский фраз, содержащих, либо проблему, либо юмор - тоже неплохо.
Фонетические задачки, цифры. Угадай профессию по описанию. Каким ты был в детстве (активизация прилаг). Назвать не менее 10-12 цветов (белый, серый и т.д.) Как словами выразить чувства удивления, разочарования, досады и т.п. Отреагируй на реплику, причем абсолютно любую. Расширить тему, отталкиваясь от одного слова. Например, спорт, ресторан. Найди ошибку - великолепно для укрепления внимательности и цепкости взгляда.
Профессиональные принципы преподавания французского языка