Профессиональные принципы преподавания французского языка

Профессиональные принципы преподавания французского языка

Вы иностранные языки знаете?

Ах, забыли совсем, или, чуть лучше – читаете и переводите со словарем? Не пойдет!

ХХ1 век – это век полиглотов, согласно провозглашению ЮНЕСКО. Между прочим, и Совет Европы высказался за языковой плюрализм на континенте. И знание только одного иностранного языка для современного специалиста явно становится недостаточным, Ведь и самому достойному мастеру мало одного инструмента. И если в расписании школьников Старого Света стоит два или даже три иностранных языка, ( во Франции – 3) то, к сожалению, российские школы в подавляющем своем большинстве ограничиваются изучением только одного ( английского) иностранного языка.

Количество детей, изучающих немецкий или французский, катастрофически уменьшается, причем совершенно неоправданно. Французский язык по своей распространенности и востребованности не очень уступает общепопулярному английскому. Ведь в Лондоне на английском начали говорить только с 14 века!. Французский обладает планетарной географией – им пользуются на всех континентах земного шара. Особое место занимает французский в мировом образовании. Это один из официальных языков ООН по вопросам образования, науки и культуры. Этим языком пользуются на международных научных съездах и симпозиумах по психологии, языкознанию, философии, праву, медицине. Кроме того, именно французский считается традиционным языком дипломатического общения.

Доказано научно, что овладеть 2-3 языками может практически любой человек. Так что «неспособность» к языкам – вещь мнимая. Талант к языкам – как и любой другой – складывается из упорного труда. Изучая иностранный, да и не только, зовите на помощь интерес! Практический он, или романтический, но только благодаря ему, концентрируется внимание, создается богатство ассоциаций, обостряется восприятие и облегчается повторение. То, что доставляет удовольствие, усваивается без труда, легко и естественно. Устойчивый интерес – это гарантия успеха. И, наконец, последнее: знание языка – это не вещь, которую можно приобрести раз и навсегда, это скорее большое хозяйство, постоянно требующее заботы и внимания. Но стоит заметить, хозяйство, приносящее большой доход, и не только интеллектуальный.

Высказывания моих учащихся-семиклассников, которые изучают параллельно два языка - французский и английский (опрос прошлого года)

- Мне очень нравится французский язык. Я бы обязательно посоветовала изучать 2 языка, это очень увлекательно.

- Мне нравится разнообразие, с которым проводятся уроки, особенно креативные задания. С удовольствием изучаю оба языка. В будущем – это огромное преимущество.

- Нравится нестандартные подход к обучению, креативные задания, игры.

- Нравятся уроки говорения «круглые столы», нравится высказывать свое собственное мнение. Каждый раз урок проходит на одном вдохе, очень быстро и интересно. Я бы и три языка посоветовала бы изучать.

- Иду на урок радостной, потому что знаю, что будет интересно.

- Два языка – это круто!

- Интересно смотреть фильмы на французском. Интересно составлять диалоги, импровизировать.

- Нравится «Поле Чудес» на французском.

Мнения выпускников

- Именно преподаватель превращает занятия не просто в обычные уроки, когда необходимо только пройти программу, а возможность показать себя, выразить свое отношение по каждой теме. И самое важное, желание высказать свое мнение и не бояться, что оно может оказаться неверным.

- Чувствую невероятный прилив позитива во время уроков. Очень интересно, захватывающе и познавательно. На уроках ф.я. я чувствую себя в своей тарелке, а моя тарелка самая большая, добрая, позитивная и любимая…

Теперь немного о своих профессиональных принципах. Их несколько

  1. - дать, объяснить новый материал так, чтобы он дошел до каждого, причем столько раз, сколько это будет необходимо
  2. – взять, т.е спросить учащихся ( желательно каждого)
  3. – каждый ученик должен заработать свою оценку, именно заработать, а не просто получить
  4. - на каждом уроке ни одного неработающего ученика, по принципу «кто не работе, тот не ест»
  5. – каждый имеет право на ошибку, ведь не ошибается тот, кто ничего не делает
  6. – доброжелательное отношение к каждому
  7. – позитивный настрой
  8. – учитель должен иметь отличное (хорошее) произношение, глубокое знание языка и постоянно совершенствоваться

Конечно, учитель на уроке – это главное действующее лицо, это актер, аниматор, но еще и режиссер, причем, хороший, умный режиссер, который позволяет почувствовать «актерам» свою значимость.

Главное, как сказано выше, это интерес к предмету. Когда только дети начинают изучать язык, им нравится все абсолютно. Чтобы желание изучать и узнавать не угасало, я каждый раз (зависит, конечно, от класса) придумываю что-то новое. У малышей (1-2 кл.) на помощь приходят игрушки, игры, песенки и стишки. Если в младших классах применить «бонусную» систему (т. е за каждый правильный ответ ребенок получает бонус), то их азарт возрастает раза в три.

Игра «Поле чудес» идет «на ура» как на младшей, так и на средней ступени обучения. Кстати, как профессионал, считаю, что петь на уроках иностранного языка просто необходимо, чтобы сделать произношение не нижегородским, а более или менее приближенным к оригиналу. У меня на уроках ученики любого уровня с удовольствием поют. Главное – найти подходящую песню. Как только дети становятся старше, включаю творческие задания, или, как мы их называем «креативы». Креативы могут продолжаться два, иногда даже три урока подряд.

Принципы их таковы:

- участвовать должен каждый, причем инициировать свой ответ он должен сам, т. е сам просить слова, или дополнять другого выступающего

- за каждое свое выступление ученик получает бонус или жетон

- заранее определяется количество ответов на «5», «4» и т.д.

- тот, кто не высказался ни разу на таком уроке, автоматически получает двойку

- учащиеся рассаживаются полукругом, учитель выступает в роли ведущего

- тема занятия обговаривается заранее, чаще всего это итоговое занятие по теме, учащиеся делают домашние заготовки.

- иногда, особенно в конце четверти, когда все контрольные уже написаны и у учеников только одна мысль « скорей на каникулы» и мотивация приближается к нулю, то очень хороши креативы-блиц, где которой не требуется предварительная подготовка.

После таких уроков даже самый робкий ребенок учится выступать, позиционировать себя, отсидеться не удастся никому.

Теперь хотелось бы продолжить о своем педагогическом опыте.

Итак, начнем. Известно, что в конце четверти, когда все необходимые контрольные уже написаны, дети устали и мотивация их на нуле, я провожу так называемые "креативы".

Что это такое? Это подбор заданий, требующих моментального ответа на поставленный вопрос, т. е блиц. Но задания придумываю такого типа, чтобы они были, в первую очередь, интересны учащимся, ведь, как известно, интерес - двигатель любого мыслительного процесса. Причем за правильный ответ каждый ребенок получает бонусы. Перед таким занятием, которое может длиться не один урок, а чаще два или даже три, учитель определяет число бонусов, которые следует заработать на 5, 4. 3.

Соответственно, тот ученик, который воздержался, отсиделся в уголке, рискует получить только отрицательную оценку, что естественно, совершенно не входит в его планы. Причем, атмосфера интриги, заинтересованности, а также посибельности выполнение заданий побуждает отвечать даже самого неуверенного в себе ребенка. На таких занятиях учащиеся рассаживаются на стульях полукругом, а учитель, как ведущий в центре перед ними. Подобный "креатив" может проходить в форме телевизионной игры или передачи. Какие же задания предлагаются выполнить учащимся?

Прежде всего, дается тема, как правило, это тема параграфа, юнита, из учебника. Например, "Путешествие", "Дружба", "Мода", " Я и мои родители". То есть тема сама по себе понятна, близка и интересна для школьников. Работа начинается с более легких вопросов, например, как подобрать синоним слову "друг". Вопросы о дружбе, о настоящих друзьях - обычно дети охотно отвечают на них.

Перевод с французского пословиц о дружбе - тоже позволит заработать на оценку.</b> Труднее, но интереснее с фразеологизмами. На каждый дается 4 варианта ответа. Так как трудность перевода в том, что во фразе все слова знакомые, но при прямом переводе ничего не получается, поэтому надо "включать" догадку, фантазию. Задание - закончить фразу, а также дополнить основные французские глаголы "иметь" и "быть" лексическими единицами по своему усмотрению, но в рамках заданной тематики, тоже не оставляет равнодушных.

Аудирование микродиалогов с ситуацией, близкой, понятной, с юмором. Составление минидиалогов самим, по 2-3 реплики по ситуации. Ответ на вопрос: "Что ты будешь делать, если..." Антонимы, синонимы - требуют напряжения памяти. Переводы с русского на французский и с французского на русский фраз, содержащих, либо проблему, либо юмор - тоже неплохо.

Фонетические задачки, цифры. Угадай профессию по описанию. Каким ты был в детстве (активизация прилаг). Назвать не менее 10-12 цветов (белый, серый и т.д.) Как словами выразить чувства удивления, разочарования, досады и т.п. Отреагируй на реплику, причем абсолютно любую. Расширить тему, отталкиваясь от одного слова. Например, спорт, ресторан. Найди ошибку - великолепно для укрепления внимательности и цепкости взгляда.

Профессиональные принципы преподавания французского языка