Приоритетные тенденции формирования единого образовательного пространства

Приоритетные тенденции формирования

единого образовательного пространства

Л.П. Кочнева, директор гимназии № 7,

ст. научный сотрудник исследовательского центра

ИТОП РАО, к.п.н., доцент ИРО.

Мировое образование - это система учреждений и мероприятий, обеспечивающих организацию процесса познания с учетом присущих конкретной эпохе ведущих тенденций передачи опыта и развития личности.

В образовательный процесс ныне вовлечены свыше миллиарда детей дошкольного и школьного возрастов, студентов вузов и других учебных заведений профессионального образования. Ее эффективное функционирование обеспечивают около 50 миллионов учителей, воспитателей, вузовских преподавателей, десятки миллионов работников вспомогательного и обслуживающего персонала. Это означает, что в орбиту мирового образования оказывается вовлеченным фактически каждый пятый житель планеты, а быстро растущие в последнее время различные учреждения, поддерживающие непрерывный характер образования, добавят к этим цифрам еще не один миллион человек, причастных к образовательному процессу.

Мировое образование как сложная, взаимосвязанная в основных своих элементах, саморазвивающаяся система отвечает всем системным принципам.

Принцип целостности проявляется в несводимости свойств мирового образования к простой сумме свойств национальных образовательных систем. Мировое образование как форма организации образовательного пространства характеризуется такими понятиями, как «географическое положение», «международная интеграция», «международные связи» и т. п., ранее подразумевавшие лишь связи образовательных систем отдельных стран с внешней средой.

Такой системный принцип как взаимосвязь системы и среды показывает, что свойства мирового образования формируются при взаимодействии с экономической, социальной и культурной средами, населением и формами расселения, техно - и инфосферами, общественно-политическими институтами, в том числе международными организациями и т. п.

Структурность определяется возможностями описания системы через выявление основных элементов ее структуры, особенностей их внутренних связей.

Возрастающая множественность описания образования также является своеобразным свидетельством возможности его представления как сложной саморазвивающейся системы внутри человеческого общества.

Мировое образование полиструктурно. В пространственной структуре находят свое отражение как территориальные пропорции, пространственное строение (в традиционном систематическом его понимании), так и характер глобального взаимодействия «центра» и «периферии» мирового образования. Как и в территориальной структуре мирового хозяйства в целом, в территориальной структуре мирового образования сохраняются такие типичные для нее свойства, как стабильность и инерционность, но при все более возрастающем значении динамичности.

Пространственная структура мирового образования иерархична. Каждый ее компонент (образовательные структуры отдельной страны, макрорегиона) может в свою очередь рассматриваться как система. В то же время было бы неверным говорить о существовании у всех стран некоей единой территориальной структуры образования одного иерархического уровня.

Организационная структура мирового образования тесно связана с пространственной. В ней, как и в территориальной структуре, все сильнее ощущается воздействие тенденций глобализации и интернационализации.

Как и другие общественные институты, образование становится все более открытым для международного сотрудничества. Более того, в силу особой роли знания в постиндустриальную эпоху, образование выдвигается в число решающих элементов «высокой» мировой политики.

И если ранее процесс интернационализации в образовании шел как бы вслед за его развитием в экономике, то сегодня все более очевидной становится необходимость его опережающего развития в сфере образования. Такое утверждение базируется на колоссальном потенциале, созданным научно-техническим прогрессом, на возрастании роли науки в обществе будущего, на неизбежности становления и развития принципиально новых глобальных механизмов жизнедеятельности человеческого сообщества. Под влиянием происходящих в мире крупных политико-экономических перемен, эволюции ценностных систем многих стран, а также перед лицом глобальных вызовов человечеству, современное образование приобретает все более общемировой характер.

Интернационализация образования - объективный и постоянно развивающийся процесс, имевший место в различных формах еще задолго до того, как завершилось формирование наций и национальных образовательных систем в их сегодняшнем виде. Он связан не столько с педагогическими заимствованиями, что также имело место, сколько с общими параллельными процессами и общими социально-экономическими и культурными явлениями, развивающимися в мире. Сегодня это явление довольно активно изучается зарубежными специалистами, и существуют различные подходы к его оценке, однако преобладающим является взгляд, согласно которому универсализм в образовании возможен лишь при условии сохранения многообразия социальных и политических устройств, культурных и языковых традиций различны стран.

При этом подразумевается, что речь не идет об унификации национальных образовательных систем или их «гармонизации», а о необходимости их большей ориентации на потребности быстро меняющегося и все более взаимозависимого мира.

Международное образовательное пространство как бы вырастает из множества взаимодействующих разновеликих образовательных пространств:

муниципального (городского) уровня; местного (область, штат, провинция и т.п.); регионального (часть территории крупных стран, охватывающая несколько областей, штатов, провинций); национального (государственного); макрорегионального (группа стран, объединенных общими историческими, культурными, образовательными традициями); глобального (общемирового). При этом для уровня национальных образовательных пространств оно предполагает наличие двух обязательных блоков:

а) системы образовательных учреждений всех ступеней;

б) системы служб, обеспечивающих деятельность этих образовательных учреждений (методическая, психологическая, социальная и т.п.).

На глобальном уровне, при естественном присутствии первого блока, в каждой отдельной стране второй блок представлен лишь отдельными фрагментами, возникающими в последнее время в регионах, активно развивающих интеграционные процессы - например, в Западной Европе, где в рамках единого союза появляются общие наднациональные институты планирования и организации учебного процесса.

В становлении международного образовательного пространства можно выделить несколько этапов, различных по содержанию и доминирующим средствам взаимодействия между образовательными структурами различных частей мира. На одном из них, начавшемся на рубеже XIX-XX вв. на обширных пространствах Азии, Африки и Латинской Америки, утвердилась так называемая «европейская модель» образования. К этому времени международное образовательное пространство перестает быть просто географическим понятием, а приобретает характер среды, внутри которой начинают развиваться процессы межгосударственного сотрудничества. Однако, лишь в последние 30-40 лет, по мере становления постиндустриального этапа развития цивилизации, когда впервые в истории не производство определяющим образом начинает влиять на характер образования человека, а напротив, само образование становится первичным фактом развития, международное образовательное пространство обретает зримые черты единства.

Главными элементами, придающими международному образовательному пространству определенную целостность, становятся выработка единых подходов к содержанию, методам и средствам обучения, внедрение новых, более глубоких форм сотрудничества в образовании (многосторонние проекты и программы), укрепление международных правовых основ интернационализации, складывающееся «глобальное информационное пространство», растущее число международных организаций в этой сфере и др. В последнее время мощное консолидирующее влияние на международное образовательное пространство оказывает наиболее динамично развивающийся ныне сектор международных отношений - обмен образовательными услугами, ноу-хау, информацией.

Все эти элементы смогут эффективно работать на достижение международным образовательным пространством определенной цельности и единства лишь при условии распространения на всей его территории, как минимум, трех Свобод: свободы движения педагогических идей, традиций и специальной информации, свободы движения всех видов образовательных услуг, свободы выбора людьми места получения, уровня и качества образования.

Исходя из основных целей, принципов и направлений формирования единого образовательного пространства и учитывая различные уровни состояния экономики, науки и образования, может быть поэтапное формирование единого образовательного пространства стран СНГ. При этом необходимо учитывать, что в развитии профессионального образования в разных странах имеются свои особенности, обусловленные историческими, социально-экономическими и другими факторами, а также национальными традициями и сложившейся практикой.

К общим признакам и тенденциям всех систем можно отнести: кризис инженерного образования, связанный с несоответствием содержания подготовки и потребностей производства и общества; диверсификацию; снижение образовательного уровня фундаментальной подготовки; поиск и поддержку талантливой молодежи; усиление самостоятельности в обучении; конституирование и усиление состава базового образования; дифференциацию и индивидуализацию обучения, стремление к сбалансированности спектра подготовки и запросов сферы их потребления; ориентацию на единый учебно-научный процесс.

Отличительные признаки систем образования разных стран состоят в различной степени гибкости и вариативности обучения; интеграции с промышленными и финансовыми корпорациями; внедрении рыночных механизмов; централизации и автономности образовательных учреждений, их разнообразии по размерам, функциям, учебным планам, источникам финансирования, формам управления, учебным нормам; концентрации и распределенности образовательных учреждений по стране, доли самостоятельной работы обучаемых в общем объеме учебных часов.

Однако эти признаки и тенденции развития национальных систем профессионального образования не мешают рассматривать международную интеграцию в образовании, как результат развития и углубления процесса интернационализации и доведения его до уровня интеграции национальных образовательных систем. Для интеграции характерны возрастающие за счет согласованной международной образовательной политики взаимное сближение, взаимодополняемость и взаимозависимость национальных образовательных систем, синхронизация действий, достигаемая на основе регулирования их соответствующими наднациональными институтами, постепенное перерастание национальными образовательными системами своих государственных рамок и зарождение тенденций к формированию единого образовательного пространства как наиболее эффективной формы реализации задач образования будущего. Интеграция - это процесс объединения, но еще не само объединение. И нигде в мире ни в одной сфере не произошло полного объединения. Вместе с тем, определенная степень развития и постоянного совершенствования интеграционных процессов — необходимое условие общественного прогресса. Выявление существенного различия и адекватная трактовка понятий «интернационализация образования » и «международная интеграция в образовании» являются необходимым условием эффективной организации межгосударственного сотрудничества в этой сфере.

Интеграции в образовании свойственны свои отличительные черты. Прежде всего, выделяется комплексный, многоплановый характер влияния интеграции в сфере мирового образования на весь ход современного общественного развития. В непосредственной связи с этой чертой находится и такая особенность интеграции в образовании, как потребность в ее опережающем характере. В отличие от предшествующего периода международного сотрудничества, когда интернационализация образования шла как бы вслед за интернационализацией экономики, в современных условиях, когда знание выступает в качестве решающего ресурса, а процесс его накопления приобретает непрерывный характер, сотрудничество в сфере образования по своим темпам должно опережать развитие этого процесса в любой другой сфере.

Однако во всей гамме проблем интеграции поиск возможных путей ее регулирования на наднациональном уровне представляется наиболее сложным. Главная трудность состоит в том, что передача даже части суверенных прав с национального на наднациональный уровень воспринимается весьма болезненно. Становление технологии такого регулирования в образовании необходимо осуществлять по принципу: «от выработки и внедрения региональных к выработке и внедрению глобальных механизмов».

Все разнообразие имеющихся ныне форм регулирования интеграционных процессов в мировом образовании с организационной точки зрения можно свести к традиционным и нетрадиционным формам.

К традиционным формам относятся:

формы, где образование входит составной частью в общую стратегию планирования интеграционных процессов;

специальные образовательные планы, проекты, программы: государственные и межгосударственные; крупные международные
проекты под эгидой ООН и ее подразделений; специальные проекты,
реализуемые неправительственными организациями (Совет Европы и др.)

Нетрадиционные формы в основном не имеют еще самостоятельного значения и развиваются в недрах традиционных форм интеграции. Сегодня трудно говорить обо всех вероятных путях структурно-качественной перестройки планирования межгосударственного сотрудничества в области мирового образования. Однако сегодня можно выделить три главных направления концентрации усилий: развитие телематических услуг на основе традиционных коммуникационных сетей развитие дистанционного образования с помощью видеоконференций и конференций на компьютерных сетях и создание обучающих систем и сред.

Реалии сегодняшнего дня требуют объединения усилий мирового педагогического сообщества в поисках новых стратегий организации и содержания образования, новой педагогической парадигмы.

Переход общества к постиндустриальному этапу сопровождается появлением педагогических проблем, исключительно сложных по своему содержанию. Их решение может быть найдено только путем объединения усилий всех педагогических школ, только на основе использования потенциала всех мировых образовательных систем. Вполне обоснованно можно говорить о том, что создание новой парадигмы образования становится мощным дополнительным фактором его интеграции. Поиски ответа на вызов времени постепенно превращают мировое образование в международную лабораторию, где вырабатываются оптимальные направления его содержания и стратегии развития.

В ходе реструктуризации национальных систем профессионального образования необходимо реализовать ряд важнейших для будущего развития целей:

приобретение глубоких и разносторонних знаний;

развитие аналитических способностей и критического мышления;

развитие самостоятельности и самоанализа; осознание собственных
возможностей;

побуждение творческих способностей, инициативы, воображения;

развитие чувства ответственности за свои действия и судьбу страны;

выработка способности преодолевать нежелательные импульсы и
вредные привычки;

развитие коммуникабельности;

развитие высокой нравственности, взаимопомощи и коллективизма;

помощь людям в адаптации и подготовке к переменам;

формирование глобального видения мира;

формирование способности оперативно и эффективно решать возникающие проблемы.

Сегодня можно сказать, что на смену классической парадигмы образования, в том числе и профессионального образования, приходит новая, личностная (таблица 2).

Табл. 2. Сравнение классической и новой парадигм образования

Классическая парадигма

Новая, неклассическая парадигма

1

Основная миссия образования: подготовка подрастающего поколения к жизни и труду

Основная миссия образования: обеспечение условий самоопределения и самореализации личности

2

Человек - простая система

Человек - сложная система

3

Знания - из прошлого («школа памяти»)

Знания - из будущего («школа мышления»)

4

Образование - передача ученику известных образцов знаний, умений, навыков («образцевание»)

Образование - созидание человеком образа мира в себе самом посредством активного полагания себя в мир предметной, социальной и духовной культуры

5

Ученик, студент - объект педагогического воздействия, обучаемый

Ученик, студент - субъект познавательной деятельности, обучающийся

6

Субъект - объектные, монологические отношения педагога и обучаемого

Субъект - субъектные, диалогические отношения педагога и обучающегося

7

«Ответная», репродуктивная, деятельность обучаемого

Активная, творческая деятельность обучающегося

Место образования в устойчивом развитии общества

В настоящее время большинство стран мира отходит от позиций, согласно которым образование рассматривается в качестве инструмента государства, используемого им для формирования определенного (заданного) типа социальной личности. Пересматриваются мнения, в соответствии с которыми особое внимание концентрировалось лишь на одном аспекте образования - его значению для производства. Все большее число людей начинает понимать многогранный характер взаимосвязи между образованием и культурой, образованием и будущим. По своим масштабам образование как сфера жизни человечества - одна из крупнейших и самых разветвленных в мировом хозяйстве. Не существует какой-либо другой области человеческой деятельности, одномоментно привлекающей подобное количество людей, нет другой такой сферы жизни современного общества, внимание к которой росло бы так стремительно. В сущности можно считать, что сегодня стратегические проблемы развития образования перестали быть объектом внимания лишь деятелей просвещения и профессиональных педагогов. На образование приходится значительная часть (в развитых странах до 5-8% валового национального продукта - ВНП) государственных и частных финансовых вложений. Теория человеческого капитала способствовала преодолению заблуждения, будто бы затраты на образование являются сугубо потребительскими. Теперь их производительная природа общепризнанна. По отдельным данным вклад образования может доходить до 33% общего прироста ВНП. Образование обладает мощной и постоянно развивающейся инфраструктурой, включающей в себя учебные здания и сооружения, средства коммуникации, современные средства обработки, хранения и передачи информации, специализированные исследовательские центры и конструкторские бюро, библиотеки, издательства, учреждения подготовки и переподготовки кадров и др. В последнее время для обслуживания потребностей образования на взаимовыгодной основе начинает использоваться инфраструктура и других отраслей - науки, промышленности, транспорта, связи (включая космическую), армии.

Изменение воззрений на образование и его роль в обеспечении устойчивого развития емко и образно выразил Генеральный директор ЮНЕСКО Ф. Майор: «мир, который мы оставляем нашим детям, в значительной мере зависит от детей, которых мы оставляем нашему миру. Те надежды на будущее, которые питает мир, связаны с сегодняшней молодежью, и ее готовностью заняться решением проблем, которые ставит наступающий век. ...Наши учителя, как никогда ранее, играют решающую роль в формировании нашего коллективного будущего. Хотя в достижении целей образования для всех отмечается определенный прогресс, необходимо приложить новые усилия для обеспечения того, чтобы предоставляемое образование было высококачественным и отвечало социальным потребностям. Это крайне важно для того, чтобы молодежь могла приобретать знания, навыки, воззрения и ценности, необходимые для ведения активной и продуктивной жизни в будущих обществах, основанных на знаниях».1

В развитие этих идей в программном документе ЮНЕСКО «Высшее образование в XX I веке, подходы и практические меры» было сказано: «...на современном этапе ни одна страна без подготовки специалистов на хорошем уровне ... не может обеспечить уровень прогресса, отвечающий потребностям и надеждам общества, в котором экономическое развитие осуществляется с учетом необходимости сохранения окружающей среды и сопровождается деятельностью по формированию «культуры мира» на основе принципов демократии, терпимости и взаимного уважения, иными словами обеспечивается «устойчивое человеческое (гуманистическое) развитие».2

Профессиональное образование в интересах устойчивого будущего - это, по сути, новая философия, требующая новых подходов ко всему комплексу формирования человека. Эта философия исходит из того, что к устойчивому будущему надо готовить не только высококвалифицированных специалистов, но и сознательных граждан. Поэтому целесообразно за основу новой стратегии профессионального образования взять формирование качественно нового мировоззрения, что позволит по-новому осмыслить цели и задачи профессионального образования. Эта стратегия вводит в международный обиход новое понятие «образование в целях устойчивого человеческого (гуманистического) развития», означающее не только охрану окружающей среды, но и, наряду с этим, разумное использование традиционных и особенно новых технологий, необходимого условия прогресса в целях сбалансированного устойчивого развития. Конечной целью устойчивого развития постулируется формирование качественно нового состояния общества - «ноосферы» (сферы разума), в котором важнейшим мерилом национального богатства каждой страны станут духовно-нравственные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей средой.

В современном мире уровень науки и технологий во многом определяет перспективу социально-экономического развития, обороноспособность, качество окружающей среды, духовную и политическую культуру населения страны, защищенность личности и общества от воздействия опасных природных и антропогенных факторов. Исходя из этого, основными задачами, решаемыми в научно-технической и инновационной сферах, будут:

• разработка механизма формирования и стимулирования платежеспособного спроса на высокие технологии и результаты научных исследований, отбор и реализация наиболее эффективных достижений науки и техники на основе федеральной контрактной системы;

• концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники; структурная перестройка фронта научных исследований и разработок, их приоритетная поддержка со стороны государства в областях деятельности, существенных для обеспечения насущных и долгосрочных жизненно важных интересов человека, общества, государства;

создание инфраструктуры, обеспечивающей проведение ииспользование результатов научных исследований на мировом уровне;

обеспечение трансформации результатов таких исследований в общественно полезные научно-технические решения, коммерчески эффективные, экологически безопасные и конкурентоспособные технологии, товары и услуги;

создание системы действенных стимулов на федеральном и региональном уровне для повышения престижности научного труда, закрепления кадров и привлечения молодежи в научно-техническую и инновационную сферу;

интеграция науки и образования; реформирование национальной системы организации науки и подготовки кадров для науки, наукоемких производств, других видов интеллектуальной деятельности, обеспечение соответствия кадрового потенциала национальной экономики задачам ее технологического перевооружения и устойчивого развития;

расширение международного научно-технического сотрудничества на взаимовыгодной основе, создание условий для участия национальных ученых в международных проектах и привлечения иностранных инвестиций в научно-техническую и инновационную сферу;

формирование необходимых организационных, экономических, нормативно-правовых, информационных и других видов обеспечения научно-технической деятельности различных научных центров и институтов, исследовательских университетов и т.п. в целях достижения устойчивого развития страны.

В решении этих задач особая роль отводится национальным системам профессионального образования.

По заявлению Министра образования и науки России А.А. Фурсенко сегодня в России нет данных, сколько специалистов, например, по информационным технологиям или архитекторов понадобится через пять лет. Складывается парадоксальная ситуация, когда при оживлении в настоящее время промышленного производства в ряде стран возникает потребность в квалифицированных кадрах, а их на рынке труда оказывается недостаточно. Система профессиональной подготовки населения не отвечает в полной мере требованиям рыночной экономики. Подготовка кадров осуществляется по профессиям, как правило, не адаптированным к современным условиям хозяйствования, что негативно сказывается на трудоустройстве выпускников.

Литература:

- Реформа и развитие высшего образования. Программный документ. ЮНЕСКО , 1995 г .

- Высшее образование в XX I веке, подходы и практические меры. Рабочий документ. Париж. Июль 1998 г.

Приоритетные тенденции формирования единого образовательного пространства