Развитие педагогической одаренности личности старшеклассника средствами реализации совместных конкурсных проектов в системе «педвуз – базовая школа»

Развитие педагогической одаренности личности старшеклассника средствами реализации совместных конкурсных проектов

в системе «педвуз – базовая школа»

А.Ф. Шарафеева, начальник Управления

по учебно-воспитательной работе ТГГПУ,

канд. пед. наук, профессор

Задачи, поставленные перед современной общеобразовательной школой на данном этапе, направленные на повышение качества подготовки контингента учащихся как главного личностного ресурса прогресса жизни страны, вряд ли выполнимы, если не будут подкреплены улучшением ситуации в обновлении кадрового педагогического потенциала притоком молодых специалистов. Профессия педагога многогранна, социально ответственна и креативна, что говорит о высоких требованиях к личности молодого человека, избирающего данную сферу деятельности.

Отрадно отметить, что в деятельности органов управления образованием в Республике Татарстан, в частности Министерства образования и науки республики, заметны целенаправленные усилия по развитию и воплощению различных проектов поддержки одаренных детей, включая проведение конкурсов, направленных на выявление педагогически одаренных учащихся старших классов. В качестве примера можно привести ежегодное проведение Республиканского конкурса «Педагогический олимп», где наряду со студентами, аспирантами педагогических учебных заведений, молодыми педагогами, со своим видением путей модернизации современной школы выступают и школьники старших классов. Как члену экспертной комиссии названного конкурса, автору данной статьи порой приходилось испытывать искреннюю радость за некоторые проекты конкурсантов-школьников, отличавшихся свежестью взгляда, конструктивностью предложений по решению существующих проблем в учреждениях общего образования.

По нашему мнению, продуктивность программ поддержки одаренных школьников зависит от создания максимума возможностей для апробации их творческих сил в деятельности, приближающей их к желаемой профессии. Именно такие возможности и должны проектироваться в системе взаимодействия «школа - вуз». Как показал опыт Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, в поиске в среде учащихся школ тех из них, кто в будущем мог бы стать увлеченным педагогом, очень важны конкурсные проекты, обретающие форму достаточно продолжительного поэтапного сотрудничества учителей, школьников, преподавателей вуза, студенческого актива.

Среди различных совместных конкурсных проектов, направленных на повышение интереса и творческого отношения к учительской профессии в школьной и студенческой среде, выделим проводившийся в течение пяти лет на базе ТГГПУ Межшкольный конкурс «Я – будущий учитель!». В чем мы видим основные достоинства этой формы выявления педагогически одаренных старшеклассников?

Во-первых, это одна из устоявшихся традиций в воспитательной деятельности вуза, которую мы ценим за ее профессиональную направленность. Во-вторых, это одно из тех воспитательных действий, в которых осуществляется в максимальной степени студенческая инициатива. В-третьих, это та самая традиционная форма деятельности, которая каждый год подвергается переосмыслению, наполняется новым содержанием и методами его организации. В-четвертых, Межшкольный конкурс «Я – лучший учитель!», конечно же, ценен своей направленностью на создание творческой атмосферы, стимулирующей процессы самореализации, самоутверждения, поиска конкурсантами-школьниками своего «Я - образа» в открытом состязании с другими одаренными учащимися из разных школ г. Казани. Решение этой задачи требует определенных организационных условий. Первое из них – создание в день проведения конкурса атмосферы гостеприимства и праздничности, что обеспечивается заранее продуманным оформлением зала и радушием студентов-волонтеров, отвечающих за встречу делегаций школ. Второе условие – это проводимая заблаговременно в школах piar-кампания по привлечению интереса учащихся старших классов и учителей к данному мероприятию, результатом которой становится массовость участия школьников в данном мероприятии, как зрителей и болельщиков конкурса. Немаловажно и то, что условия проведения конкурса предполагают активное участие в конкурсных состязаниях не только выдвинутых школами учащихся-конкурсантов, но и задействованных в представляемых проектах групп поддержки школьников, принимающих участие в инсценировках и обсуждении педагогических ситуаций. И, наконец, в программу конкурса включаются и арт-паузы, заполняемые оригинальными художественными номерами в исполнении студентов нашего вуза, что всегда оставляет яркое впечатление у присутствующих в зале педагогов и школьников.

Придавая значимость содержательной стороне конкурса, специально продумывается его тема, что определяется ключевой программой воспитания, реализуемой на данном этапе в университете. Так, в 2006 году стержнем воспитательной работы в ТГГПУ выступала реализация программы «Воспитание культуры толерантности у студентов Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета». Соответственно, тема межшкольного конкурса этого года получила наименование «Учитель в пространстве многообразия культур». В 2007 году в ТГГПУ приоритетное значение было придано программе «Здоровье – путь в будущее!». В связи с этим, для межшкольного конкурса, проводившегося в этом году, была определена тема: «Учитель – главный защитник здоровья детей». Таким образом, помимо других основных воспитательных задач, в рамках данного мероприятия реализуется целевая установка выбора особо актуальной педагогической проблемы, участниками осмысления которой вместе с нашими студентами становятся и учащиеся старших классов базовых школ-конкурсантов.

Выделим основные характеристики методики организации данного конкурсного воспитательного проекта на примере опыта его реализации в 2007 году.

Как и в прежние годы, инициаторами проведения и организации межшкольного конкурса стали Управление по воспитательной работе и студенческий комитет ТГГПУ. В поле конкурентной борьбы за звание лучшего учителя вступило пять школ г. Казани: средние школы №№ 49 и 11, гимназии №№ 7, 122 и татарская гимназия № 12. Непосредственная подготовка школьников к конкурсу осуществлялась самыми творческими студентами-практикантами, прикрепленными к вышеназванным школам. Выходу студенческой творческой группы в школы для решения поставленной организаторской задачи предшествовал ряд консультаций в Управлении по воспитательной работе с целью подготовки данного актива студентов к ее решению. На этих рабочих совещаниях обсуждалась тема конкурса, рекомендации по выбору кандидатов и групп поддержки для участия в нем, методики подготовки конкурсантов к ожидаемым испытаниям и др. Это был очень важный этап, т.к. студентам – наставникам школьников предстояло решать достаточно сложные психолого-педагогические задачи по активизации творческого потенциала старшеклассников-конкурсантов.

Межшкольный конкурс – это еще и театральное и зрелищное действие, которое должно строиться по законам искусства. Это зависит от сценария конкурса, ведущих программы, группы студентов, обеспечивающих театрализацию педагогических ситуаций и исполнение концертных номеров. Каждый раз мы понимаем, что мелочей в этом большом деле не бывает. Любая недоработка может сказаться на качестве проведения конкурса.

Характеризуя ход проведения самого конкурса, отметим, что традиционно он состоит из 2-х этапов. На заочном этапе в школах был объявлен конкурс педагогических эссе. В соответствии с темой конкурса учащимся школ были предложены две темы – «Мама, папа, я – счастливая семья» и «Здоровье – это модно». К началу конкурса представленные работы были оценены и являлись баллом, который шел в зачет конкурсанту школы. Естественно, главное действие развернулось на сцене Актового зала (очный этап) ТГГПУ. Понимая, как непривычно, волнительно для конкурсантов оказаться в центре внимания зала, школам было предложено позаботиться о поддержке своего представителя. На конкурсе 2007 г. каждая из делегаций школ, присутствовавших в зале, как никогда, ярко продемонстрировала желание горячо «поболеть» за своего конкурсанта. Это были и плакаты, и аплодисменты, и речевки, и озвученные эмоции, сопровождавшие каждое из конкурсных состязаний. Что сразу хочется отметить, - это упорное стремление конкурсантов показать свое «Я», свою индивидуальную неповторимость. Это отразилось уже в первом конкурсе, где каждый из них предъявил жюри и залу свою «визитную карточку». Активно конкурсантами при этом использовался видеоряд, что является уже приметой времени.

Довольно непростым испытанием являлось участие претендентов на роль лучшего учителя во втором состязании - ролевой игре «Педсовет». Суть его состояла в том, что «учителям» (конкурсантам) предлагалось высказаться по кругу непростых вопросов: как научиться беречь свое здоровье, заботиться о своем организме, его физической силе и красоте; каким образом сегодняшние школьники в будущем смогут повлиять на изменение демографической ситуации в России.

Следующим видом испытания явилось выполнение задания конкурса по разрешению педагогических ситуаций, которые также были посвящены проблемам здоровья молодого поколения. Наглядное представление этих ситуаций было дано в виде театральных сценок, исполнение которых взяли на себя участники команды КВН ТГГПУ.

В домашнем задании участникам и студентам-практикантам было предложено представить и защитить проект «Школы здоровья». Здесь у каждого конкурсанта была возможность постараться показать оригинальные подходы в понимании, какие условия следует создать в идеальной школе, где ценность здоровья находится на первом месте. Надо отдать должное труду участников конкурса и их групп поддержки, которые представили самые разнообразные формы подачи и способы реализации проектов. Члены жюри были приятно удивлены глубиной защищавшихся идей и художественной формой их подачи.

В завершение конкурса всегда наступает момент, когда члены жюри должны рассудить, кто же из конкурсантов сегодня может быть назван лучшим учителем. Надо сказать, что в состав жюри всегда представлен авторитетными лицами – учеными вуза, специалистами отдела педагогической практики, мастерами педагогического труда школ. Объективность судейства основывается на определенных критериях, в частности, в первую очередь оцениваются такие личностные достоинства учащихся, как общая культура, хорошие ораторские данные, уверенность, артистичность и, конечно же, педагогические способности. В очередном конкурсе первенство сумел доказать учащийся 11 «В» класса школы № 122 Диар Мананов. Делегация учащихся и преподавателей школы № 122 бурно ликовала. И это была заслуженная победа. Заметим, что вот уже второй год звание лучшего учителя заслуживает юноша, как бы подтверждая, что современной школе нужны учителя-мужчины. Жаль, что в реальной школьной жизни их так мало.

Завершающие минуты проведенного конкурса были особенно трогательными. На сцену, кроме конкурсантов и учащихся групп поддержки, вышли все, кто имел непосредственное отношение к проведенному конкурсу: педагоги школ, студенты-практиканты, члены студенческого комитета ТГГПУ. Отметим, что организаторы Межшкольного конкурса постарались поощрить памятными призами всех его участников, включая педагогов школ. Последние получили комплекты книг о нашем университете. Основные же герои Межшкольного конкурса «Я – лучший учитель!» унесли с собой грамоты и памятные подарки спортивного назначения, и, как мы всегда надеемся, прекрасное впечатление о нашем учебном заведении. Не менее важным устроители конкурса 2007 года считали то, что побывавшие на конкурсе школьники и в самом деле глубже задумаются о том, что будущее страны, здоровье нации, в том числе их самих и их будущих детей, зависят только от них – от современной молодёжи, от их жизненных приоритетов.

Развитие педагогической одаренности личности старшеклассника средствами реализации совместных конкурсных проектов в системе «педвуз – базовая школа»