Технико-тактическая подготовка юных лыжников

ВВЕДЕНИЕ

Широкая сеть детских и юношеских спортивных школ позволяет вовлечь в занятия большое число подростков и юношей. Здесь создаются резервы большого спорта.

В области юношеского спорта, обобщению опыта работы лучших педагогов и тренеров, путь к вершинам спортивного мастерства, становится короче.

С каждым годом тренерами все больше и больше собирается материала, раскрывающего процессы, происходящие в организме спортсмена при воздействии и развитии общей и специальной подготовки лыжника, технической и тактической подготовки, того или иного средства и метода тренировки, открывают перспективы дальнейшего совершенствования методики спортивной тренировки.

Значение технико-тактической подготовки юных лыжников, одна из основных в современном тренировочном процессе.

Все это заставляет задуматься над тем, как следует наиболее правильно чередовать нагрузки и средства тренировки в многолетней подготовке юных лыжников-гонщиков.

Опыт показал, что высоких спортивных результатов в зрелом возрасте можно добиться только при условии многолетней и систематической подготовки с юных лет.

Тренировка юных спортсменов представляет собой многолетний непрерывный процесс, основанный на определенных закономерностях развития организма подростков и юношей.

Юные спортсмены занимающиеся в спортивных секциях и группах детско-юношеских спортивных школ, в зрелом возрасте имели прогресс и показывали хорошие результаты. Среди них можно назвать имена И.Гаранина — ныне заслуженного мастера спорта, бронзового призера Олимпийских игр и других известных лыжников Республики Казахстан и Костанайской области.

Лыжные гонки или передвижение на лыжах выступают как фактор активного отдыха и повышения общей работоспособности, способствующий улучшению состояния здоровья, а в другом случае, это повседневный трудоемкий процесс, фактор развития функциональных возможностей и уровня физических качеств, всей общефизической подготовки, расширения диапазона двигательных навыков и умений, повышения устойчивости организма спортсмена к психическому стрессу, умственному перенапряжению, особенно в период выступления на соревнованиях.[1]

Стабильный рост уровня подготовленности лыжников может быть обеспечен теоретическим изучением и практическим внедрением результатов, наиболее эффективных педагогических воздействий, а именно: средств, методов, целесообразных объемов тренировочных нагрузок и рациональной структуры. По мнению многих специалистов, актуальность обучения предполагает в итоге ускорение учебного материала за короткий срок, не ослабляя его эффективность. Это связано с акселерацией развития детей. Понятие акселерации развития или ускоренное развитие, занимает сейчас умы биологов, врачей и социологов всего мира. Дело в том, что за последнее столетие развитие человечества ускорилось повсеместно на земном шаре.

Курсовая работа ставит следующие задачи: охарактеризовать технико-тактическую подготовку юных лыжников.

1 Обзор литературных источников по изменению физиологических параметров юных лыжников

Учет анатомо-физиологических особенностей юношей и юниоров позволяет правильно планировать процесс тренировки, особенно для дальнейшего выполнения высоких разрядов.

Изучение динамики спортивных результатов в течение ряда лет позволяет нам говорить об определенной периодике их изменений.

Материалы, встречающиеся в литературе, и проведенные исследования подтверждают, что существуют определенные закономерности роста спортивных результатов в зависимости от возраста и стажа регулярных и направленных тренировок.

Так, известно, что 2 1 спортивные разряды лыжники-гонщики показывают через 3—5 лет направленных тренировок (при начале регулярных тренировок с 12—14 лет) и специальных тренировок с большими физическими нагрузками в 17—19 года.

В ряде видов спорта наблюдается, что наиболее бурный рост результатов происходит через два года при регулярных, специально направленных тренировках именно в данном виде спортивного упражнения.

У мужчин (талантливых спортсменов) наиболее бурный рост спортивных результатов при направленной тренировке наблюдается через каждые два года, т. е. в 10, 13, 16 лет и т. п., а у спортсменок через год — в 13, 15, 17, 19 лет и т. д.

Встречаются случаи, когда подъем результата начинается с 15 лет. Очевидно, эта периодика связана с возрастными изменениями и с тем, что на каждом этапе развития проявляются определенные функциональные возможности. Можно сказать, что возрастное развитие идет как процесс накопления определенных количественных изменений в организме, а в определенных возрастах это накопление скачкообразно переходит в новое качественное состояние [1]

Большую роль в этих изменениях играет и деятельность желез внутренней секреции.

У подростков 11 —13 лет в организме наблюдается целый ряд существенных изменений. Так, с 10 до 12 лет рост тела в длину несколько замедляется и происходит более интенсивная прибавка веса. В связи с более ранним началом полового развития у девочек показатели роста и веса у них в 11 лет выше, чем у мальчиков.

Известные физиологи М. Склод и М. Витковски установили зависимость между некоторыми показателями телосложения и физической подготовкой мальчиков 11 —12 лет. Так, у лиц стройного телосложения наблюдаются хорошие показатели быстроты, гибкости и общей подготовки. Лица, у которых на единицу роста приходится большая масса безжирового тела, отличаются высокими показателями силы. Подростки с большим процентом ожирения относятся к группе лиц слабо физически подготовленных.

Наибольшее прибавление веса происходит у девочек в 11 —12 лет. По данным И. М. Яблоновского, прямая корреляция между силой и весом тела обнаруживается у девочек в возрасте 12—14 лет.

Функциональное состояние аппарата кровообращения имеет большое значение в развитии организма. Сердце и сосуды подростка развиваются неравномерно; сердце в своем развитии иногда обгоняет рост просвета сосудов.

К 13 годам по сравнению с 11 и 12 годами наблюдается большое увеличение веса сердечной мышцы. Общее количество крови по отношению к весу тела у подростков больше, чем у взрослых. Однако абсолютная величина ударного и минутного объема крови меньше. Увеличение минутного объема крови находится в прямой зависимости (особенно у 11 — 12-летних детей) от учащения сердцебиений при незначительном увеличении ударного объема [2].

Отмечается, что уже в возрасте 10— 13 лет тренировка способствует образованию стойких временных связей, регулирующих функцию сердечно-сосудистой системы.

К 13 годам усиливается регулирующая роль центральной нервной системы, совершенствуется ее функциональное состояние. В связи с этим быстрее происходит формирование двигательных стереотипов, хорошо осваивается координация движений. В 13 лет по сравнению с 12-летним возрастом происходит известный скачок без проявления скоростных возможностей занимающихся.

Немалую роль в достижении высоких спортивных результатов играет состояние двигательного анализатора. Этот анализатор обеспечивает возможность образования двигательных условных рефлексов на те или иные чувствительные раздражения (зрительные, слуховые и т. д.).

Ядро двигательного анализатора расположено в двигательной области коры мозга.

Двигательный анализатор анализирует и синтезирует раздражения, идущие от сухожилия и мышц, и, кроме того, передает через рабочий аппарат на мышечную систему результат деятельности всех других. анализаторов (всей коры мозга). Ядро двигательного анализатора созревает неравномерно, и окончательное его развитие завершается к 13 годам.

К этому времени заканчивают свое развитие многие стороны двигательной деятельности подростка. Так, достигают уровня взрослых способности к восприятию пространства, темпа, к анализу мышечных ощущений, улучшается способность к расслаблению [3].

В начальной фазе формирования двигательного навыка не следует давать движения сразу с максимальными усилиями и очень высокой скоростью, ибо в этом случае иррадиация возбудительного процесса быстро возникает и широко распространяется, что ведет к вовлечению в работу ненужных групп мышц, приводит к скованности движений.

2 Улучшение технической подготовки при развитии физических качеств лыжника

В возрасте 11 —12 лет следует обращать внимание на правильное выполнение движений, на разностороннюю подготовку юных спортсменов. В подготовке девочек следует учитывать, что в 11 лет они легче и быстрее овладевают двигательными навыками, чем в 13.

Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что к 13 годам происходят определенные положительные сдвиги в развитии ряда функций организма подростков, что, очевидно, и способствует значительному подъему результатов в данном возрасте.

В 14—15 лет процессы полового созревания протекают наиболее активно. Значительно повышаются функции желез внутренней секреции, реактивность нервной системы.

После 14 лет происходит снижение темпов роста и начинается период вторичного выполнения, наблюдается уплотнение мышечной ткани и увеличение поперечника мышц. Способность к расслаблению ухудшается, и движения становятся более скованными из-за сокращения подвижности- в суставах. Мышцы в этом возрасте по своим функциональным свойствам очень незначительно отличаются от мышц взрослого человека. Вес мышц составляет в среднем 32,6% веса тела.

В связи с понижением тонуса блуждающего нерва реактивность пульса в 14—15 лет несколько повышена. Следует отметить и то, что деятельность сердца и колебания кровяного давления в этом возрасте весьма лабильны [4].

С перестройкой соотношений между нервно-мышечным аппаратом сердца и нервной системой у юношей 15 лет иногда появляются нарушения ритма сердечных сокращений. Кроме того, под влиянием гормонов половых желез нередко заметно повышается и артериальное давление.

У тренированных юношей 15—16 лет при стандартной нагрузке наблюдается увеличение минутного объема крови в большей мере за счет увеличения ударного объема, чем за счет частоты сердцебиений.

К 16 годам состояние двигательной функции и координационные возможности организма достигают уровня развития взрослых спортсменов. Однако регуляция функций вследствие еще не завершившегося полового созревания имеет некоторые особенности.

С возрастом постепенно увеличиваются размеры и улучшаются функциональные возможности дыхательного аппарата. Увеличивается жизненная емкость легких, уменьшается частота дыхательных движений. Объем одного дыхания увеличивается со 130—220 мл в 6—8 лет до 300—450 мл в 16 лет [4].

Последнее связано и с увеличением окружности грудной клетки.

В период полового созревания во время работы происходят более значительные затраты энергии, изменения газообмена и различных функций организма.

При выполнении соревновательных нагрузок обнаруживается большая, чем у взрослых, возбудимость и реактивность нервной системы.

В данном возрасте работа желез внутренней секреции имеет большое значение. Резко увеличивается внутрисекреторная функция половых желез, развиваются вторичные половые признаки.

Следует отметить, что раннее половое созревание нередко связано с бурным физическим развитием. В ряде случаев рано созревшие юноши в 14—15 лет показывают значительно лучшие результаты, чем их сверстники. Это вводит в заблуждение тренеров, считающих этих спортсменов талантливыми и перспективными. Окончательное суждение о перспективах того или иного юного спортсмена надо составлять в 16 лет, когда у действительно талантливого спортсмена происходит бурный прирост результатов и они значительно отличаются от стандартных.

Необходимо отметить, что в 14—15 лет обменные процессы в организме протекают менее экономно и сопровождаются значительным- усилением кровообращения.

Наиболее успешно в данном возрасте переносятся кратковременные нагрузки скоростного и скоростно-силового характера.

К 16 годам некоторые функции достигают уровня взрослых людей, и это, очевидно, сказывается на резком повышении результатов в данном возрасте, например это относится к лыжным гонкам [5].

В 17—18 лет процесс полового созревания завершается. В это время происходит интенсивное увеличение скелетной мускулатуры, рост тела в ширину и незначительный прирост тела в длину.

Совершенствование аппарата дыхания происходит в возрасте 18—19 лет. Жизненная емкость легких увеличивается до размеров взрослого человека, а частота дыхания урежается до 15—16 в 1 мин.

Однако в данном возрасте еще нет полного соответствия между развитием сердца и сосудов и развитием массы тела. Вследствие этого функциональные возможности организма юношей значительно ниже, чем взрослых.

Сердце уже к 18 годам приближается по своим размерам к сердцу взрослого человека.

Исследования ряда ученых показали, что до 20 лет сердце увеличивается непосредственно из-за возрастного развития, а далее — благодаря тренировке.

До 20 лет опасность «повреждения» сердца значительна, а между 20 и 40 годами при хорошем здоровье возможности «повреждения» сердца вследствие физической нагрузки при разумном режиме очень малы.

Высокие нагрузки при работе на выносливость, требующие большого напряжения работы сердца и кровообращения, возможны после долгих лет тренировочной подготовки, а каждая ускоренная тренировка, несоразмерная дозировка ослабляют сердце и кровообращение, тормозят развитие работоспособности.

Одноразовая утомляющая длительная нагрузка или перетренировка могут явиться 'причиной инфекционно - токсического повреждения сердца и сосудов. Частые истощающие и соревновательные нагрузки в юношеском возрасте ведут к снижению работоспособности.

К 19 годам функциональное состояние высшего отдела нервной системы достигает такого же развития, как у взрослых людей [6].

Тренер, рассчитывающий подготовить юного лыжника так, чтобы он показывал высокие результаты и в зрелом возрасте, должен учитывать его возрастные особенности и находить оптимальные нагрузки для каждого периода его развития, постепенно изменяя их в процессе многолетней тренировки.

2.1 Средства технической и физической подготовки лыжника

Спортивная тренировка — это единый процесс воспитания, обучения и повышения функциональных возможностей занимающихся при соблюдении гигиенического режима.

В процессе тренировки проводится большая воспитательная работа, а также регулярный врачебный и педагогический контроль.

Спортивная тренировка включает в себя ряд органически связанных между собой разделов:

1) физическую подготовку (общую и специальную); 2) техническую .подготовку; 3) тактическую подготовку; 4) психологическую подготовку; 5) теоретическую подготовку и приобретение навыков самоконтроля, воспитательную работу.

Все эти важнейшие звенья подготовки обеспечивают успешный рост юных спортсменов.

Основным методом спортивной тренировки является метод упражнения.

В процессе многолетней подготовки юных лыжников изменяется удельный вес тех или иных разделов тренировки.

Средства общей и специальной физической подготовки.

Гармоническое развитие юных спортсменов может быть осуществлено только при правильном применении средств и методов тренировки на протяжении многих лет с учетом возрастных особенностей организма.

Деление физической подготовки на общую и специальную условно, оно позволяет более целенаправленно использовать различные средства в процессе подготовки лыжников

Общая физическая подготовка обеспечивает совершенствование основных физических качеств, укрепление органов и систем и повышение функциональных возможностей организма.

Средства общей физической подготовки: ходьба, бег, игры (подвижные и спортивные), гребля, плавание, велоспорт, легкая атлетика, гимнастика и обще развивающие упражнения.

Средства общей физической подготовки применяются для совершенствования отстающих качеств, увеличения силы и силовой выносливости ведущих мышечных групп, с целью активного отдыха и повышения эмоциональности занятий.

Целям общей физической подготовки в основном периоде служат утренняя зарядка по заданию тренера, занятия до начала урока на лыжах или в конце его, в отдельные дни тренировочного цикла в спортивном зале или на открытом воздухе.

Средства общей физической подготовки подбираются с учетом специфики данного вида спорта. При подготовке лыжников ведущее место занимают циклические упражнения. Общие развивающие упражнения проводятся в основном с передвижением по местности. Значительную роль играют подвижные и спортивные игры [7].

При многолетней тренировке необходимо соблюдать определенную последовательность в применении средств общей физической подготовки. Подобно музыканту, который, настраивая гитару, постепенно переходит от более грубой, общей настройки к более тонкой и совершенной, тренер, применяя средства ОФП и совершенствуя качества, должен от более общих и разносторонних переходить к более специализированным средствам подготовки.

Так, например, при начальной подготовке подростков развивают силу вообще, далее — скоростно-силовые качества, затем силовую выносливость и т. д. Аналогичные изменения должны происходить при совершенствовании скоростных качеств и выносливости.

Необходимо знать и определенные критерии уровня развития физических качеств лыжников-гонщиков, к которым надо стремиться в зрелом возрасте. Пока такими критериями служат результаты контрольных испытаний, проведенных с сильнейшими лыжниками.

Специальная подготовка направлена на развитие качеств, специфических для данного вида спорта.

К средствам специальной подготовки относятся: а) соревновательные упражнения, т. е. упражнения на лыжах; б) специальные подготовительные упражнения, которые способствуют развитию специфических для данного вида спорта физических качеств, навыков и умений.

Это упражнения, имеющие сходство как по двигательной структуре, так и по характеру нервно-мышечных усилий с движениями во, время лыжных гонок.

В процессе многолетней тренировки из года в год увеличивается удельный вес средств специальной подготовки.

Техническая подготовка — составная часть специальной подготовки. В подготовительном периоде применяются разнообразные специальные упражнения лыжника – гонщика [8].

В специальных упражнениях следует предусмотреть не только совершенствование силы и координации движений, но и растягивание и расслабление мышц, выполнение упражнений в ритме рабочих движений лыжника, совершенствование равновесия и т. п.[9]

Специальные упражнения лыжника-гонщика должны изучаться еще глубже. Многие вопросы пока остаются спорными и неясными: не определена еще корреляционная связь ряда упражнений со спортивными результатами лыжника. Недостаточно убедительно доказана польза применения лыжероллеров в летней подготовке лыжников-гонщиков, не определена целесообразность использования ряда имитационных упражнений [10].

А. Д. Солдатов в процессе многолетней работы определил, что соотношение общей и специальной подготовки лыжников на протяжении ряда лет существенно изменяется:

в 13—14 лет В 15—16 лет В 17—18 лет В 19—20 лет

Процент общей физической подготовки 70 60 50 40

Процент специальной подготовки . 30 40 50 60

Автор считает, что проявления различных видов специальной выносливости всегда связаны с различным соотношением количеств энергии, производимой алактатным, гликолитическим и дыхательным процессами.

2.2 Значение силовой и скоростной выносливости лыжника

Выносливость. В спортивной практике различают несколько видов выносливости: общую, скоростную, силовую и специальную.

Выносливость характеризует способность спортсмена в течение максимально длительного времени выполнять динамическую работу заданного характера и интенсивности.

По мнению В.С. Фарфеля, понятие выносливости в физиологии связано с понятием утомления и говорит о свойствах организма сохранять в течение определенного времени свою работоспособность, преодолевая наступление утомления.

Улучшение или ухудшение выносливости неразрывно связано с изменением состояния нервных центров.

Физиологические показатели выносливости характеризуются различными степенями вариаций двигательных и вегетативных функций.

При совершенствовании выносливости образуются определенные условные рефлексы, способствующие улучшению кровообращения и дыхания, регуляции функций организма, обмена веществ и теплорегуляции.

Большую роль играет и характер секреции эндокринных желез.

В биохимическом аспекте выносливость и ее проявление зависят от общих запасов энергетических веществ в организме, от скорости освобождения энергии при отдельных метаболических процессах.

Н. И. Волков существенным моментом в проявлении выносливости считает способность органов и тканей противостоять резким изменениям во внутренней среде организма, вызываемым накоплением продуктов метаболической активности.

В зависимости от мощности и продолжительности упражнений роль отдельных компонентов алактатно- анаэробной выносливости, гликолитической анаэробной выносливости и аэробной (дыхательной) выносливости претерпевает существенные изменения.

В лыжных гонках наиболее часто проявляется аэробная выносливость. Однако в исследованиях доказано, что в процессе прохождения лыжной дистанции энергообеспечение организма спортсмена происходит при- значительной доле и анаэробных реакций.

В последние годы исследователи пришли к выводу, что при выступлениях лыжников на длинных дистанциях скорость их передвижения зависит от количества поступающего в кровь кислорода [11].

Другие ученые установили, что результаты на стайерских дистанциях в значительной степени зависят от размеров сердца, что размеры сердца прямо коррелируют с потреблением кислорода.

Однако в науке этот вопрос до сих пор еще является дискуссионным.

Считается, что признание максимального потребления кислорода первостепенным в достижении высоких результатов при длительной циклической работе может привести к недооценке технического совершенствования.

Последнее же тесно связано с вопросами экономизации при решении двигательных задач, с развитием способности к предельной мобилизации тканевых энергетических ресурсов и адаптации к выраженным сдвигам во внутренней среде организма.

Одни специалисты считают, что решающая роль в развитии выносливости должна принадлежать нагрузкам с переменной мощностью и интенсивностью, с большим диапазоном вариабильности физиологических сдвигов, другие отмечают, что необходимо добиваться равномерной работы с наименьшей вариабильностью интенсивности.

Выносливость, приобретенная при различных видах физических напряжений, имеет общие черты.

В. С. Фарфель отмечает, что упражнения, относящиеся к одной и той же зоне относительной мощности (с одинаковым предельным временем выполнения), следует рассматривать как одинаково утомительные и однонаправленность вегетативных сдвигов при выполнении различных упражнений.

установено, что перенос выносливости возможен в различных циклических упражнениях и зависит во многом от мощности работы.

Выносливость развивается и совершенствуется в течение многих лет жизни человека. По данным некоторых ученых, в тридцатилетнем возрасте человек достигает наивысшего уровня развития выносливости.

У новичков выносливость изменяется довольно быстро. Так, установлено, что после 34 тренировок за 45 дней работоспособность мышечных групп увеличивается примерно в 6 раз. Мерой выносливости служит предельное время, в течение которого совершается упражнение определенной интенсивности.

Хорошо развивается общая выносливость, если усилия во время выполнения упражнений достигают 40— 60% максимальной мощности.

Работа различной интенсивности может лежать в разных зонах - мощности, которые определяют специфику энергетических процессов, протекающих в организме.

Упражнения с максимальными усилиями (усилия с напряжениями от 90 до 100% максимальной мощности) требуют полного интервала, отдыха.

При незначительных или умеренных усилиях (от 40 до 60% максимальной мощности) иногда не требуется даже коротких пауз отдыха.

Наступающее при подобном упражнении на выносливость утомление обусловливается высокими тратами энергетических и питательных веществ.

Выносливость может быть повышена с помощью ряда биологически активных веществ: пищи, различных витаминов, солей фосфорной кислоты, экстрактов и т. п., причем влияние этих факторов на различные формы выносливости не одинаково.

Скоростная выносливость определяется способностью совершать упражнения заданного характера и высокой интенсивности на определенной дистанции. Границы интенсивности меняются в зависимости от длины дистанции. При систематической тренировке уровень развития скоростной выносливости повышается, однако значительно медленнее, чем уровень развития общей выносливости.

Скоростная выносливость совершенствуется при нагрузках около 60—80% максимальной мощности (т. е. при нагрузках умеренной и большой мощности).

Силовая выносливость (или выносливость при силовой работе) характеризуется способностью человека выполнять упражнение, связанное с определенными физическими усилиями, длительное время.

В последние годы в ряде работ можно встретить термин «мышечная выносливость» или «локальная мышечная выносливость».

Мышечная выносливость является функцией обмена веществ, которая зависит главным образом от увеличения щелочного резерва и энергетического запаса.

Под термином «локальная мышечная выносливость» понимается, способность мышечного сопротивления утомлению: а) при равновесии обмена веществ (выносливость мышц), б) при высоком кислородном долге (устойчивость мышц) [12].

При динамической работе достаточно максимальной нагрузки на мышцы, чтобы не стеснять капилляров и обеспечить снабжение мышц кислородом.

В результате проведенных наблюдений и исследований установлено, что в тренируемых мышцах или группах мышц наблюдается значительное увеличение капилляров и анастомозов. Это особенно следует учитывать в занятиях с юношами 17—18 лет, когда наблюдается бурный прирост мышечной массы.

Считается, что при беге в спокойном темпе удается избежать кислородной задолженности, что положительно влияет на сердечную мышцу.

Несомненно, длительный бег и ходьба на лыжах в умеренном темпе должны иметь место и применяться целенаправленно в подготовке лыжников. Это фон, на который постепенно накладывается работа повышенной интенсивности. Повышение интенсивности упражнений в работе с юными спортсменами необходимо проводить постепенно.

Исследования показали, что развитие выносливости к упражнениям различной интенсивности с возрастом протекает различно.

Переход от среднего школьного возраста к старшему знаменуется появлением новой формы выносливости, которая проявляется в способности успешно бороться с возникающим утомлением, что и сказывается на количественной стороне работы. В среднем возрасте при первых признаках утомления снижаются качество работы и ее мощность.

Авторы сделали вывод, что развитие выносливости и переход ее в качественно новую форму протекают у юных лыжников не одинаково.

На повышение выносливости влияют и условия развития спортсмена-юниора, и система организованного физического воспитания.

Отмечается, что годовой прирост выносливости (бег за лидером со скоростью 5 м/сек) составляет в 13-летнем возрасте 12%, далее, в 14—15 лет, снижается до 10,7—10,6%, а в 16 лет увеличивался до 13,1%. Уменьшение прироста выносливости в 14—15 лет связано с половым созреванием. Автор установил, что время наступления утомления при длительной работе с возрастом отдаляется.

Все это позволяет говорить о необходимости развития в юношеском возрасте различных видов выносливости.

Опыт показал, что на этом пути юный лыжник должен переходить от одного этапа развития выносливости к другому:

а) развитие общей выносливости средствами ОФП (игры, эстафеты, различные виды спорта);

б) развитие общей выносливости длительными упражнениями;

в) совершенствование мышечной выносливости;

г) постепенное повышение скорости передвижения по дистанции;

д) усложнение рельефа дистанции;

е) совершенствование выносливости на фоне утомления, предварительно создаваемого соответствующими упражнениями [13].

Изучение опыта многолетней подготовки лыжников средних разрядов показало, что общий километраж в ходьбе на лыжах целесообразно увеличивать постепенно, из года в год.

В 11 —13 лет в подготовительном периоде развитие общей выносливости осуществляется средствами ОФП (различные игры, плавание, применение круговой тренировки и т. п.). В основном периоде постепенно увеличиваются отрезки, проходимые на лыжах в каждом занятии (при трехразовых занятиях в неделю). В школьные каникулы занятия проводятся более часто. Следует практиковать прогулки на лыжах без палок, различные игры на лыжах (на равнине и на склонах).

Так, например, в 11 —13 лет необходимы тесты, характеризующие уровень развития физических качеств, координации и равновесия (функциональное состояние юного спортсмена). В 14—16 лет можно добавить тесты, определяющие уровень развития скоростно-силовых "качеств..

Во всех возрастных группах следует прибегать к тестам, позволяющим установить запас скорости, индекс выносливости и уровень тренированности спортсмена.

3 Планирование технической и тактической подготовки по циклам юных лыжников

Для 15 — 16 летних лыжников необходимо спланировать нагрузку так, чтобы объем средств, способствующих повышению общей физической подготовки, развитию быстроты, ловкости, координации и общей выносливости, постепенно увеличивался. Большое значение в этом плане приобретают подвижные и спортивные игры, круговая тренировка с применением упражнений общеразвивающего характера, средства и методы, способствующие развитию этих качеств. Целесообразно привлечение различных видов спорта.

В системе многолетней подготовки лыжников-гонщиков необходимо предусмотреть постепенное изменение объема нагрузки и включение различных тренировочных средств с учетом возрастных особенностей юных спортсменов. Предлагается перечень упражнений, постепенного включения тренировочных средств (увеличения их удельного веса в тренировке) в процесс многолетней подготовки лыжников-гонщиков:

средства ОФП, игры;

постепенное увеличение километража ходьбы на лыжах в основном периоде;

упражнения на развитие быстроты;

скоростно-силовые упражнения;

упражнения на силовую выносливость;

увеличение километража и интенсивности бега в подготовительном периоде.

Для 14 — 16-летних необходимо спланировать нагрузку так, чтобы объем средств, способствующих повышению общей физической подготовки, развитию быстроты, ловкости, координации и общей выносливости, постепенно увеличивался. Большое значение в этом плане приобретают подвижные и спортивные игры, круговая тренировка с применением упражнений общеразвивающего характера, средства и методы, способствующие развитию этих качеств. Целесообразно привлечение различных видов спорта [14].

Требуется планомерное и постепенное подведение лыжников-гонщиков к повышенным объемам. Необходимо помнить, что увеличение объема дает свои плоды лишь при определенной длительности его применения в известном пределе. Так, с 11 —12 до 19—26 лет из года в год происходит постепенное увеличение объема упражнений в основном периоде, соответственно меняются характер и нагрузочность выполняемых упражнений.

Например, в 11 —12 лет подавляющее большинство упражнений в основном периоде проводится на равнине или на слабо пересеченной местности (при параллельном совершенствовании горной техники, прыжков на лыжах и т. п. на крутых склонах).

В 13—14, лет увеличивается километраж ходьбы по слабой и среднепересеченной местности, а в 15—16 лет отдельные тренировочные занятия можно проводить и на сильнопересеченной местности.

Учебный год в лыжной спортивной секции или в секции ДЮСШ, делится на периоды и этапы тренировки.

Так, круглогодичная тренировка делится на подготовительный и соревновательный периоды тренировки.

В подготовительный период включены этапы весенне-летний, летне-осенний и осеннезимний (до начала соревнований). Продолжительность каждого из этапов зависит от ряда условий, возраста и уровня подготовленности спортсмена.

Задача подготовительного периода — разносторонняя подготовка юного спортсмена к началу соревнований.

В весенне-летнем этапе особое внимание обращается на улучшение общей физической подготовленности. В двух других этапах акцент делается на специализированную подготовку и совершенствование спортивной техники (особенно в осенне-зимнем этапе, в период «вкатывания»).

Основные задачи подготовительного периода тренировки: а) повышение уровня общей физической подготовленности и развитие основных физических и морально-волевых качеств; б) развитие и совершенствование качеств и умений, необходимых лыжнику-гонщику; в) совершенствование спортивной техники и тактики.

Основная цель тренировки в соревновательном периоде— достижение определенных спортивных результатов. У взрослых спортсменов соревновательный период длится 3—4 месяца. Основные задачи тренировки в этом периоде — дальнейшее повышение уровня развития физических качеств, совершенствование технического и тактического мастерства, приобретение опыта участия в соревнованиях.

На основе перспективного плана и таблицы изменения нагрузки составляется план тренировки на текущий учебный год. При этом учитываются сроки основных соревнований сезона, количество соревнований и выводится график изменения нагрузки: на миллиметровой бумаге по горизонтали размечаются дни и месяцы календаря, а по вертикали — масштаб километража. Далее обозначаются главные соревнования сезона и в зависимости от них микроволны повышения и понижения нагрузки. Для лыжников 15-16 лет достаточно снижать нагрузку за 4 дня до соревнований, для более старших лыжников за 5-7 дней.

На этом же графике отмечаются сроки и объемы наиболее длительных тренировочных занятий, походов.[15]

В годовом плане определяются основные средства и методы тренировки, километраж и количество часов, отводимых на то или иное средство, различные стороны подготовки лыжника-гонщика.

В месячном плане уточняются основные пункты годового плана, методы и формы, тренировки и т. п.

Наиболее детально разрабатываются кривая нагрузки, объем средств в основных упражнениях, интервалы отдыха.

Исходя из месячного плана, тренер составляет конспект урока, в котором детально учитываются средства и методы тренировки.

Четкая запись содержания проведенного занятия, его посещаемости, успеваемости и контрольных испытаний юных спортсменов позволяет тренеру делать анализ и на его основании осуществлять дальнейшее планирование нагрузки.

Кроме текущего учета, существует итоговый учет, который проводится по окончании определенного этапа или периода тренировки.

Тренер суммирует объем выполненной нагрузки, определяет динамику спортивных результатов, сопоставляет изменение спортивных показателей с данными врачебного контроля и контрольных тестов.

На каждого спортсмена следует завести карточку учета, в которую ежегодно вносятся данные антропометрии, спортивные результаты и показатели контрольных испытаний. На основании этих данных тренер может определять динамику прироста спортивных показателей (в процентах) и более точно устанавливать прогноз наивысших спортивных достижений.

3.1 Особенности методов обучения технической подготовки лыжника

Для того чтобы успешно формировать технику лыжника-гонщика, тренер должен четко представить себе структуру движений в скользящем шаге на лыжах. За последние годы в технике попеременного двухшажного хода произошли некоторые изменения [16].

Совершенствование техники идет по пути некоторого повышения посадки лыжника и увеличения наката, усиления значения маховой и толчковой работы ног, повышения темпа при передвижении на лыжах. На первенстве мира 1994 г. техника В. Хакулинена была признана у наиболее совершенной и экономной. Его стойка была средней высоты, движения отличались слаженностью и, особенно, постоянной сменой элементов бега, увеличением или сокращением шага в зависимости от почти незаметных изменений рельефа местности.

Анализ техники показал, что передвижение лыжника в более высокой посадке имеет ряд преимуществ, в частности, она позволяет увеличить скорость движения переносимой ноги. Скорость выпада зависит от положения ног в момент начала толчка ногой. При отставании свободной ноги от опорной на 42—35 см время отталкивания в, 12 сек, а при опережениях на 8—12 см — всего 0,09 сек. Следовательно, скорость выпада соответственно больше при опережении свободной ногой ноги толчковой.

Эти данные говорят о том, что к началу толчка переносимая нога должна несколько (на 5—6 см) опережать толчковую, что увеличивает скорость выпада.

В конце отталкивания голень свободной ноги ставится почти перпендикулярно лыжне.

Особенно следует обращать внимание на загрузку опорной ноги в момент скольжения. Установлено, что раннее выпрямление ноги в коленном суставе в момент скольжения вызывает увеличение трения лыжи о снег и снижает скорость скольжения. Вес тела следует переносить для скольжения на опорной ноге мягко, без резкой загрузки, причем выпрямление опорной ноги должно происходить постепенно, достигая своего максимума к концу скольжения. После этого следует выполнять более резкое подседание (для увеличения сцепления лыж со снегом и начала выполнения следующего толчка ногой).

Современная техника отличается четкостью и экономностью движений

Правильная постановка палок при выполнении толчка ногой существенно влияет на продвижение.

Для того чтобы научить юных лыжников правильно и эффективно переходить с одного лыжного хода на другой, тренер должен подобрать для занятий соответствующий рельеф местности. Так, например, для изучения попеременного двухшажного и одновременного одношажного ходов целесообразно выбрать круг с пологим подъемом и следующим за ним небольшим уклоном или участок равнины и участок с небольшим уклоном. Надо объяснить занимающимся, что, перед тем как перейти

Наиболее легко лыжники осваивают переход с попеременного двухшажного на одновременный одношажный ход и с одновременного двухшажного хода на попеременный четырехшажный ход.

После изучения попеременного четырехшажного и одновременного двухшажного лыжных ходов на трех занятиях изучается попеременный двухшажный ход, а второй способ передвижения на лыжах на каждом занятии меняется с тем, чтобы пройти все возможные сочетания лыжных ходов

С одного лыжного хода на другой, следует сделать несколько более, сильных толчков руками и ногами, чтобы при переходе скорость движения не падала.

При передвижении можно применять и двойные переходы, например сначала переходить с попеременного двухшажного хода на попеременный четырехшажный, а затем на одновременный одношажный.

В конце сезона целесообразно устраивать эстафеты, давая каждому участнику на этапе указание передвигаться каким-либо одним лыжным ходом или в заданном порядке сочетать лыжные ходы [17].

Так, например, на первом этапе лыжники бегут без палок, на втором — попеременным четырехэтажным ходом, на третьем — одновременным одношажным и т. п.

В техническую подготовку юного лыжника входит и освоение способов спусков и поворотов. Для совершенствования горной техники необходим хорошо подготовленный склон с наличием неровностей («волн»), небольшого снежного трамплинчика, слаломной трассы и трассы для спуска с повышенной скоростью. Кроме того, технику выполнения спусков и поворотов следует совершенствовать в процессе прохождения самой дистанции.

Неудачные выступления в соревнованиях, и особенно в эстафетах, юные лыжники переживают очень остро. Нередко проигрыши бывают не из-за плохой тренированности юных спортсменов, а из-за отсутствия должной тактической подготовки на занятиях.

3.2 Особенности методов обучения тактической подготовки лыжника

Тактика — это совокупность разнообразных средств, методов и приемов, применяемых спортсменом на соревнованиях для достижения наивысшего результата. Хорошо разработанная и правильно примененная тактика имеет большое значение в достижении успеха на соревнованиях.

Тактические действия осуществляются по предварительно намеченному плану ведения гонки, но часть вопросов решается непосредственно на самих соревнованиях, где лыжники используют все свои знания, умения и навыки, приобретенные в процессе тренировки.

В первую очередь гонщик должен очень объективно оценить свои возможности на различных участках дистанции, знать скорость, которую он сможет поддерживать длительное время.

Для этого в ходе тренировки необходимо вооружать занимающихся различными тактическими приемами, совершенствовать качества, без которых нельзя успешно пользоваться тактическими действиями.

Вместе с изучением техники лыжных ходов и их сочетаний следует знакомить юных лыжников с тактикой применения лыжных ходов на дистанции.

На занятиях следует создавать различные условия для обучения тактическому применению лыжных ходов. Так, например, пологий подъем с меняющейся крутизной вначале пройти применяя только попеременный двухшажный ход, а затем сочетанием попеременного двухшажного с попеременным четырехшажным [18].

Следует определить тактику применения лыжных ходов при передвижении по льду, по раскату, по глубокой лыжне с плохой опорой для палок и т. п.

Немаловажную роль играет тактика прохождения спусков и поворотов. Спуски могут быть прямые, открытые (хорошо просматриваемые) или закрытые (непросматриваемые вследствие поворотов или меняющейся крутизны склона).

Тактическое мастерство лыжника-гонщика состоит, в частности, в умении оценить обстановку и быстро и правильно выбрать наиболее целесообразный способ спуска для достижения максимально возможной в данных условиях скорости. По возможности спуск нужно использовать для отдыха и регулировки дыхания. Лыжники должны привыкнуть смело и активно начинать спуск, толкаясь палками. На прямых спусках можно рекомендовать основную стойку с наклоном тела вперед или низкую стойку. Однако для применения низкой стойки нужна специальная тренировка в процессе занятий.

При неровной поверхности склона и плохой, бугристой лыжне можно рекомендовать перенесение веса тела с одной лыжи па другую, идущую по более ровной лыжне.

Распределение сил на дистанции — одна из главных сторон тактической подготовки лыжника-гонщика. Знакомясь с дистанцией, многие лыжники определяют участки, где, по их мнению, они смогут обеспечить себе успех в соревновании. Так, например, в газетах отмечалось, что чемпион мира 1986 г.А.Акентьев, просмотрев дистанцию, определил, что его «золото» будет на наиболее тяжелых подъемах и очень образно дал описание своей тактики, когда ему достался один из первых номеров в группе сильнейших: «Пройти первую половину дистанции в полную силу, а на второй прибавить еще чуть-чуть».

Решение любой тактической задачи приведет к успеху лишь в том случае, если лыжник не раз опробовал эти приемы в тренировках. Если в тренировке спортсмен научился делать «рывки», увеличивать скорость до определенной на сложных участках дистанции, то он сможет выполнить это и в соревнованиях.

Особенно тщательно нужно готовить спортсменов к общему старту, к обгону противника, к умению увеличивать скорость на финише.

Исследования показали, что лыжники высоких разрядов, которые в конце тренировочного занятия применяли серию скоростных упражнений, могли во время соревнований значительно увеличивать скорость при финишировании.

Хорошее упражнение для подготовки к эстафетам — борьба за лидерство на дистанции во время занятий (на указанных тренером участках).

Для того чтобы научить занимающихся точно определять скорость своего передвижения, достаточно несколько раз повторить в занятиях прохождение определенных отрезков дистанции с заданным временем. Тренер проверяет скорость передвижения по секундомеру и сообщает ученику о правильности выполнения задания и об имеющихся отклонениях.

Очень полезно проведение тренировки по измеренным дистанциям и кругам. В этом случае спортсмен скорее сможет научиться правильно распределять свои силы, находить среднюю скорость передвижения и повышать ее по мере увеличения тренированности [19].

Для гонщика очень важно взять правильный темп на первых километрах дистанции. Как показала практика, участникам лыжных соревнований, проигрывающим на первых километрах со старта лидеру гонки более 20—30 сек., нельзя ожидать значительного успеха в состязании. Однако тактика сильного начала возможна лишь при отличной тренированности спортсмена.

Наряду с развитием волевых качеств следует обращать внимание на умение выполнять скоростные упражнения на фоне утомления, в конце занятия. С этой целью хорошо применять контрольное прохождение отрезков дистанции с проходящими финишами.

К тактической подготовке следует приступать после того, как лыжник хорошо овладеет необходимыми техническими приемами. Наиболее эффективно освоение различных тактических приемов проходит при групповом занятии, в условиях, близких к соревновательным, в играх и эстафетах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тренировка и подготовка юных лыжников-спортсменов представляет собой единый педагогический процесс, который осуществляется на основе целого ряда закономерностей и принципов. Комплексная реализация этих принципов, а также положений физиологии и психологии спортивной деятельности во многом способствует достижению главной цели занятий – наивысшего результата в лыжных гонках, в данном случае выполнение спортивных разрядов.

В системе многолетней подготовки юного лыжника-гонщика основными являются следующие принципы: всесторонность, систематичность и последовательность, постепенность и непрерывность, цикличность, волнообразность, специализация, единство общей и специальной физической подготовки, индивидуализация.

Доказано, что предварительный отбор юных лыжников надо завершать в 13 лет (при начале занятий в 11 лет). Основным критерием оценки при этом должны быть показатели степени овладения спортивной техникой. Этот возраст нельзя пропустить, потому что, по данным ряда исследований, в 14—15 лет (в период полового созревания) спортивная техника бывает посредственной.

Окончательный отбор можно завершить в 16 лет, когда общая физическая подготовка достигает среднего развития Можно предложить следующие нормативы по общей физической подготовке юных лыжников.

Для определения скоростно-силовых качеств рекомендуется выполнять упражнения в быстром темпе за определенное время.

Тесты для определения силы ног:

прыжки в длину с места без фиксации рук (5 прыжков);

прыжки в высоту с места без фиксации рук (5 прыжков);

приседания за 10 сек. (количество раз);

подпрыгивания за 10 сек. (количество раз);

прыжки на левой ноге за 10 сек. (количество раз);

прыжки на правой ноге за 10 сек. (количество раз).

Тесты для определения силы рук:

отжимание за 15 сек. (количество раз);

подтягивание за 15 сек. (количество раз);

отжимание на параллельных брусьях за 30 сек. (количество раз).

После проведения корреляционного анализа, ряд специалистов, предложили следующие тесты для определения равновесия: испытуемый стоит на одной ноге, другая согнута в колене и максимально развернута кнаружи, пятка ее касается надколенной чашечки опорной ноги, руки на поясе, глаза закрыты, учитывается время стояния до потери равновесия.

Этот тест позволяет объективно судить о функции статического равновесия.[20]

Для определения равновесия в движении предлагается обычная ходьба по прямой (15 м) с закрытыми глазами. Учитывается величина и количество отклонений вправо и влево.

Техника лыжных ходов влияет на все разделы подготовки лыжника, то есть они переступили юниорский рубеж (вышли из группы 2 разряда), на уровень результатов 1 разряда и К.М.С., с одной стороны, развитие физических качеств, функциональными особенностями лыжников – с другой, существует органическая взаимосвязь.

Чем выше уровень развития физических качеств в оптимальном их отношении, тем больше возможностей для совершенного овладения техникой и ее реализации. И наоборот, чем выше техническое мастерство, тем лучше реализуются физические и другие качества.

При условии соблюдения рекомендаций по использованию данной методики на этапах обучения общей и специальной физической подготовке, а также технически и тактически правильно выполнять лыжные хода, удается успешно решать задачи как физической, так и технической подготовленности лыжника.

Список использованной литературы

1. Аграновский М.А., Л.А.Алфутова, Лыжный спорт : Учебник для студентов физической культуры. – М.,1980.с.45

2.И.М.Яблоновский, Многолетняя подготовка юных лыжников-гонщиков.М. изд.ФК иС,1988.с.66

3.Фарфель В.С. Анализ рекордов скорости и выносливости. Исследование по физиологии выносливости. М., ФКиС, 1992. с.33

4.Пирог А.В., Ермаков В.В. Структура движений и методика совершенствования одновременных ходов. Техническая подготовка лыжника. Смоленское издание"Наука", 1996. с.89

5. М.Склод, М.Витковски, Оптимальные углы подседания в лыжных гонках. Лыжный спорт, М., 1994, с4

6. А.Д.Солдатов, М.Шолих, Лыжный спорт: Учебное пособие, М. 1965.с.18

7.Т.Хеттингер. Пластическое обеспечение функций организма. М., 1987.с.41

8.Манжосов В.Н.,Огольцов И.Г. Вариативность техники попеременного двухшажного хода. Лыжный спорт. М., 1985. вып.3 .с.22

9. Макаров А.А., Спиридонов К.Н. Лыжные гонки. М.,1989. с.37

10. К.Л.Чернов, И.А.Абрамовский, Лыжные гонки. М.,1988.с.20

11. Людсков П.Н., Спиридонов К.Н. Лыжные гонки. М.,1988.с.15

12.Г.Г.Гросс, Н.Г.Аникин, Особенности движений гонщиков старших разрядов. Лыжный спорт. М.,1986. ид.3.с.23-26

13. Сборник научно-методических статей по лыжным гонкам (под редакцией В.В. Ермакова. Смоленское издание, 1993

14.А.В.Коробков, Методы совершенствования физической подготовки спотсменов старших разрядов. М.,1989.с.45

15. Донской Д.Д.,Гросс Х.Х. Техника лыжника-гонщика. М., 1987.с.71

16. Лыжный спорт. Учебник: Под редакцией А.А.Маркосян, В.В.Васильева М.,1984.с.37

17. Манжосов В.Н., Огольцов И.Г.,Смирнов Г.А. Лыжный спорт, Учебное пособие для вузов. М. "Высшая школа", 1979.с.23

18.Цикличность тренировочной нагрузки и управление процессом спортивной подготовки лыжников, под общей ред. Ю.Ф.Юдина и В.М.Байкова, Спорткомитет РСФСР, 1980.с.11

19.В.И. Шапошникова, Многолетняя подготовка лыжников-гонщиков. Из."Физкультура и спорт",М.,1988.с.28

20. В.Филимонов. Лыжные гонки (исторические данные), Алматы.,2008.с.10-15стр.

PAGE 25

Технико-тактическая подготовка юных лыжников