Методика обучения зонной защиты в баскетболе

ВВЕДЕНИЕ

Современный баскетбол — это игра, требующая умения играть как в нападении, так и в защите. Успешная игра в защите во многом зависит и определяет итог спортивного соперничества баскетболистов. В современном баскетболе для достижения победы недостаточно только результативно атаковать. Важно также надежно обезопасить свою корзину, своевременно подавлять атакующую инициативу противников, разрушать их привычные взаимосвязи и тем самым диктовать свои условия ведения борьбы.

В ходе нее постоянно изменяется игровая ситуация, поэтому здесь важны мгновенная реакция, быстрота решения тактической задачи. Игрок, находящийся на площадке, должен оценивать расположение игроков своей и чужой команды, предвидеть направление передачи мяча. Он во время игры делает множество прыжков, бросков и передач. Физические нагрузки, которые получают занимающиеся во время игры, усложненные проявления двигательной деятельности, ее разнообразие позволяют успешно решать задачи всесторонней физической подготовки.

Эффективность средств в обучении баскетболу, особенно защитным действиям, во многом зависит от методов их применения. Выбор методов осуществляется с учетом задач, уровня подготовленности учащихся и конкретных условий работы. В зависимости от поставленной задачи одни и те же средства можно использовать по-разному, применив различные методы. Кроме этого, следует учитывать то, что последовательность задач в каждом виде подготовки и последовательность самих видов имеют определенную логическую связь: характер задач в одном виде подготовки качественно меняется, создавая основу для другого вида подготовки. Так, подготовительные упражнения заканчивают упражнениями, отражающими в общих чертах структуру изучаемого технического приема. Подводящие упражнения служат своеобразным мостиком для перехода от простых технических приемов, к более идеальным, совершенствованным. За свою более чем вековую историю, баскетбол снискал огромное число почитателей во всем мире. Присущие ему высокая эмоциональность и зрелищность, многообразие проявления физических качеств и двигательных навыков, интеллектуальных способностей и психических возможностей, привлекают к игре всевозрастающий интерес сотни тысяч поклонников и у нас в Республики Казахстан.

Хорошую защиту отличает не пассивное реагирование на действия атакующих, а активное упреждающее применение контрдействий с постоянным «давлением» на мяч и готовностью к стремительному переходу в контратаку.[1]

Такое всестороннее и комплексное воздействие на занимающихся спортсменов дает право считать баскетбол не только увлекательным видом спорта, но и одним из наиболее действенных средств физического и нравственного воспитания в различные возрастные периоды.

Специалисты пришли к мнению о том, что успех спортивного мастерства, техничности баскетболиста зависит от многих факторов объективного и субъективного характера, которые могут снижать результативность работы спортсмена, а игре, технике и тактике командного взаимодействия, организация системы позиционного нападения, против многих систем зонной защиты.

В процессе игры стремительное нападение удается завершить далеко не всегда. Случаются ситуации, что противник успевает полностью организовать командную оборону и прикрыть всех нападающих. Тогда хорошо организованной защите команда должна противопоставит систематизированное позиционное нападение, в котором участвуют все пять игроков. В позиционном нападении баскетболисты последовательно взламывают защиту противника, подготавливая завершающий бросок. По правилам игры на такую подготовку дается 24 секунды игрового времени. Этого вполне достаточно, чтобы разыграть заранее разученную комбинацию любой сложности и, если она сорвется, творчески создать условия для тактически обоснованного броска со средней или дальней дистанции.

Задача данной курсовой работы охарактеризовать и исследовать методику обучения зонной защиты, показать примерные упражнения для отработки защиты.


1 Обзор литературных источников по теме зонной системы защиты

Как и тактика нападения, тактика защиты строится на индивидуальных, групповых и командных действиях, которые в свою очередь представлены несколькими разновидностями.

Независимо от удачной игры в нападении бывают случаи, когда выигрыш или поражение зависят от умения играть в защите. Каждый знает поговорку: «отличная защита является хорошим нападением». Игре в защите нужно уделять столь же времени и усилий, сколько и игре в нападении.

Данная проблема, а именно «техника индивидуальной защиты в современном баскетболе» широко раскрыта в книге «Баскетбол: концепция и анализ». Эту книгу написал один из самых знаменитых в прошлом игроков американского баскетбола, тренера профессиональной команды «Канзас - Сити - Омаха Кингз» Боб Коузи и тренер Фрэнк Бауэр. Авторы дают рекомендации по методике обучения и тренировке игроков, подробно разбирают вопросы согласования индивидуальных действий игроков, с командными.

Александр Николич - профессор факультета физвоспитания, бывший игрок сборной команды Югославии по баскетболу, а затем тренер клубных команд и доктор технологических наук, психолог Параносич, написали книгу «Отбор в баскетболе». Книга не является собственно научным исследованием, однако она написана в полном соответствии с системным анализом - современной методологией исследования объектов посредством представления их в качестве систем и анализа этих систем.

Предъявляемые требования к личной защите характеризуются следующими понятиями – это сохранить игроков при угрозе получения фолов, укрепить ближние подступы к корзине. Наконец, зонная защита может применяться для изменения темпа игры, а также использоваться игроками, неспособными эффективно действовать в личной защите.

Нападающие должны принимать во внимание, что причины, заставляющие использовать зонную защиту, говорят скорее о слабости, чем о силе соперника. Поэтому если соперник стремится уберечь отдельных игроков от фолов, нападающие должны входить в зону действия этих игроков, используя финты с мячом и провоцируя игроков на получение фолов.[2]

При атаке зонной защиты следует иметь в виду два важных фактора: во-первых, игроки должны быть спокойны, и, во-вторых, надо уверенно выполнять броски в корзину каждый раз, как представится возможность. Важно также помнить, что зонная защита смещается в сторону мяча, оставляя дальние от мяча позиции открытыми, что облегчает нападающим борьбу за мяч при неудачном броске.

Нападающие должны использовать эти преимущества. Они могут создать одному из партнеров хорошие условия для броска (броски без сопротивления с дистанции не далее 5м, как правило, высокие и результативные). Кроме того, нападающие получают возможность играть широко, растягивая защиту.

Каждая команда должна иметь на вооружении специальное нападение против зонной защиты, если она не хочет постоянно испытывать трудности. Однако существует такое большое количество разновидностей зонной защиты, что становится невозможным иметь специальное нападение для каждой из них, которое соответствовало бы основному нападению команды. Разумно иметь нападение против «зоны», если это вообще возможно, которое не требует большой дополнительной работы по отношению к основному нападению команды и одинаково хорошо применима в игре, против разных вариантов построения «зоны».

Поскольку все разновидности зонной защиты базируются на одинаковом принципе охраны определенной части площадки, решение этой задачи представляется возможным. Конечно, лучше, если время позволяет наиграть специальные взаимодействия против каждой зонной расстановки, но вы не должны ради этого жертвовать временем для совершенствования индивидуальной техники или вашего основного нападения. Команда, хорошо играющая в быстром прорыве, легко справится с зонной защитой.

Сразу же после появления зонной защиты, было, сформулировано правило, согласно которому лучшим способом игры против «зоны» является проведения атаки быстрее, чем «зона» успеет построиться.

Мяч должен постоянно находиться в движении, и в противовес старому правилу игроки должны постоянно предпринимать рывки к корзине, чтобы заставить защиту отступить и открыть возможности для надежных позиционных бросков.

Разные зонные построения имеют разные слабые точки. Надо иметь в виду, что основы нападения против «зоны» составляют быстрые, точные передачи и минимальное использование дриблинга. Результативные броски с дальних дистанций разрушают любую «зону», но хороших снайперов трудно найти или подготовить.

Более того, они не являются абсолютно необходимыми, если вы не задерживаете мяч и предпринимаете рывки к корзине с целью заставить «зону» играть кучно. Не нужно полагаться только на быстрые передачи вокруг «зоны» в поисках возможности для беспрепятственного броска с дальней дистанции. Зачастую это не приносит успеха.[3]

1.1 Зонная защита глазами авторов

Гилман Маккини: «Должное внимание, уделяемое обороне, является очень важным для разработки эффективной программы подготовки команды. Мы пришли к выводу, что зонная защита может оказаться у некоторых игроков менее эффективной, чем этого можно было бы ожидать из-за прикладного характера защиты в целом».

Карл Пил: «Мы уделяем большое внимание нашей защите и упорно работаем над ней. Действительно в начале каждого сезона мы в течение первых двух недель занимаемся ничем другим, кроме отработки элементов защиты».

«Игровые задания по защите делаются в зависимости от индивидуальных качеств и способностей».

Чарльз Филл: «С точки зрения автора, еще большую роль для окончательной победы играют те игроки, которые препятствуют забиванию мячей, а также способы, которые они используют. Поэтому защита, является одним из наиболее важных аспектов игры.

Обратите внимание на протоколы чемпионатов в любой лиге, и вы поймете, что побеждают команды, уделяющие должное внимание своей обороне (например, «Бостон Колтикс» и «КЖЛА»).

По сравнению с нападением, для эффективной защиты требуется больше усилий, времени, тренировки и целеустремленности. Естественно имеются различные виды защиты и поэтому очень важно выбрать тот ее вид, который наилучшим образом подходит для игроков и команды».

Джерри Дуган: «Шесть принципов надежной защиты»:

  1. сбить нападающего на пол;
  2. все время держать руки раскинутыми в стороны или поднятыми над головой. Это препятствует броску по кольцу и передаче мяча, особенно длинными пасами, расшатывающим защиту, распознать виды атаки и перестраивать в соответствии с ней до проникновения мяча. Каждый игрок для этого опекает противостоящего нападающего по системе «игрок против игрока»;
  3. не допускать передачи в центр. Переиграть нападающих, располагающихся около зоны свободного броска, с тем, чтобы они не могли принять мяч;
  4. не допускать прицельных бросков из-за шестиметровой линии. Постоянно рукой закрывать обзор нападающему, производящему бросок;
  5. после броска по кольцу, блокируйте отскок мяча и перехватите его».

Дональд Свейд Квом: «Постоянно держите руки вверху, ими машите.

Любая попытка отнять мяч предпринимается в ходе движения вперед игрока».

«Выдвинутый вперед защитник не должен позволять ведущему мяч игроку противника обойти его и выйти на линию свободного броска».[4]

«Чтобы иметь хорошую защиту необходимо четко поставить перед игроками задачи. И это должна быть не только стратегическая цель на весь сезон, но не и постановка определенной задачи на игру.

Например: нейтрализовать лучшего снайпера и не дать набрать более 10 очков за игру, не позволить противнику набрать более 10 очков с игры за первую половину встречи и набрать при этом менее 5 персональных замечаний. Я предпочитаю ставить задачу на игру, а не на весь сезон, поскольку, как правило, основывается на прошлогодних составах команд, которые известно, меняются год от года.

Больше хвалите игроков, и вы увидите тому, как много они для вас сделают или, по крайней мере, попытаются сделать».

Том Дикман: «Различные системы защиты в баскетболе преследуются разные цели. Некоторые из них предназначены для внесения перелома в игру, некоторые для сбивания и варьирования темпа, третьи - для расстановки нападающих порядка противника».

О.Г.(Бид) Сандерс: «Все игроки обороны должны смотреть в сторону ведения мяча, оказывая на него давления и перекрывая подходы к своему кольцу».

Джерри Ларог: «Каждый тренер по баскетболу должен быть приверженцем какой-то одной любимой системы защиты, приносящий ему наибольший успех. Свою веру в тот или иной вариант защиты он должен вдохнуть своих игроков».

Майрон С. Хакл, младший: «Имеется две основные теории защиты:

вам необходимо так многому научить игроков за короткое время, что самое большое, что вы сможете сделать это - научить новичков какому-то одному виду защиты;

вам следует обучить баскетболиста как можно большему числу различных видов защиты;

Обороне мы посвятили 60 % общего времени тренировок. Начало проходит с индивидуальной защиты, и подбираем команды в соответствии со стремлением и наклонностями к обороне при одинаковой технике в обороне отдельных игроков.

Отрабатываем варианты защиты «один на одного», «два на два», «три на три». И большинство времени отводится защите «игрок против игрока».

Чарльз Б. Салливан: «Я являюсь убежденным сторонником того, что для успешной борьбы необходимо варьировать стиль защиты в ходе встречи. Мы комбинируем 4 основных вида защиты:

«игрок против игрока»;

юна 2 - 3;

зонный прессинг на половине площадки;

зонный прессинг по всей площадке.[5]

В ходе игры изменение видов защиты можно вводить способы и словесными командами, сигналами рук или в схватке на линии штрафного броска во время перерыва в игре. Словесная команда произносится со скамейки запасных.

Еще для переключения со «слабого» прессинга на «сильный» используется сигналы рукой: один кулак - для слабого прессинга, два кулака - для сильного прессинга. Некоторым игрокам больше подходит определенный вид защиты, но команда должна в совершенстве владеть всеми - 4-мя видами обороны.

Нет какой-либо универсальной философии или стратегии защиты, которая бы была лучше, чем сумма описанных выше компонентов.

Игроков следует приучать обороне ежедневно, так как многие предпочитают атаку, пренебрегая обороной. Им следует постоянно внушать, что оборона - это исходный компонент атаки, хотя на тренировках, все-таки, время следует отводить нападению.

Никогда не допускайте ошибок в обороне, даже при отработке нападения.

1.2 Упражнения для отработки защиты и нападения

Как и в стремительном нападении, в позиционном можно выделить три фазы:

1. начало - организованный переход команды в передовую зону и расстановка ее игроков на предусмотренные позиции;

  1. развитие - проведение игроками серий взаимодействий с целью создания выгодных ситуаций для атаки корзины (освобождение нападающего от опеки, обеспечение выгодны условий единоборства);
  2. завершение - непосредственное проведение игроками атаки корзины с обеспечением активной борьбы за отскок.

Ведя нападение против зонной защиты, команде, прежде всего, следует систематически применять стремительные контратаки, чтобы не дать соперникам времени на построение «зоны». Если же противнику удалось организовать командную зонную защиту, то требуется тщательно продуманный терпеливый розыгрыш мяча, основанный на заранее разученных комбинациях, нацеленных против определенного защитного варианта. Успех большинства подобных комбинаций в значительной степени зависит от выполнения следующих правил:

выбирая исходную расстановку игроков, нужно создавать численное преимущество нападающих против передней или задней линии «зоны», стараясь нарушить взаимосвязи между этими линиями;

на флангах нападения нужно создавать «перегрузку зоны» - численное превосходство над противником 3x1 или 4x2, добиваясь изоляции защитника на его участке поля от остальных партнеров по обороне;

при изменившейся на площадке ситуации защитники могут изменить тактический рисунок, необходимо в ходе атаки творчески использовать типовые взаимодействия «отдай мяч и выходи» и заслоны, причем заслоны ставить преимущественно для броска со средней дистанции и для затруднения обороняющимся передвижений вслед за мячом;

при розыгрыше мяча важно постоянно использовать углы площадки, так как это растягивает и затрудняет подстраховку;[5]

следует чаще выполнять быстрые передачи по периметру зонной защиты с постоянной угрозой броска или прохода, чтобы заставить кого-либо из обороняющихся спортсменов, покинуть свой участок площадки или запоздать с передвижением на мяч, нужно все время держать противника в напряжении, чтобы он не сумел разгадать в какой момент и откуда последует атака;

помимо быстрых передач в сочетании с финтами вдоль фронта зонной защиты нужно смелее использовать передачи с высокой траекторией с одного края площадки на другой и «сквозные» передачи на уровень кольца высокорослому нападающему, зашедшему в тыл «зоны»;

бросок в корзину нужно выполнять только из удобной позиции, сначала посмотрев, нельзя ли передать мяч партнеру, вышедшему внутрь зонной защиты;

всегда нужно помнить, что при потере командой мяча противник находится в выгодной позиции для острой контратаки, поэтому необходимо предусматривать планомерную страховку тыла.

Определяя, какой тип нападения использовать против зонной защиты, тренер должен принять во внимание, во-первых, индивидуальные особенности игроков своей команды и, во-вторых, выбранный им тип нападения против зонной защиты.

Чем ближе будут совпадать принципы и основные взаимодействия вариантов нападения, против личной и зонной защиты, тем успешнее будет нападение, против зонной защиты.

Тренер должен также проанализировать причины использования соперником зонной защиты. Обычно такой выбор обусловливается тем, что индивидуальные особенности игроков лучше всего подходят для зонной защиты.

Кроме того, надо отметить, что в условиях зонной защиты можно:

легче начать быстрый прорыв;

обезоружить команду, имеющую хорошо наигранные комбинации, против, решительно использовать броски, со средней и дальней дистанцией, смена, настойчивость борьбы за отскок.

Перед защищающейся командой стоят 4 основные задачи:

не дать сопернику сделать прицельный, беспрепятственный бросок;

отобрать у соперника мяч и создать условия для контратаки;

нарушение командной связи и взаимодействия между линиями и отдельными игроками соперника, воспрепятствовать проведению подготовительной операций для атаки;

не допустить быстрого перехода соперника в контратаки.[6]

Защита - основа четкого сочетания, продуманной обороны кольца с активной борьбой за овладение мячом, позволяет перехватить инициативу и навязывать ее сопернику неблагоприятный для него тактический риск игры. Нужно правильно оценить позицию защиты:

  • оценить собственную позицию, направление и скорость передвижения по отношению к линии площадки из-за трехочковой линии, своему щиту, сопернику, лично опекать;
  • оценить позиции, направления и скорости передвижения партнеров;
  • выявить игрока, соперника, наиболее опасного в данный момент для кольца;
  • определить где находится свой подопечный;
  • уточнение области действия лидера центрального соперников, снайпера, возможность и необходимость подстраховки;
  • определение начала заранее разученной комбинации для уточнения вариантов взаимосвязи с партнером.

В защитных ситуациях необходимо:

  • борьба за выпрыгивание во времени и пространстве;
  • борьба за инициативу, чтобы навязывать свою волю и стиль игры сопернику;
  • осуществление постоянного давления на соперника, владение мячом;
  • Создание предпосылок, для быстрой контратаки.

1. Догон и прыжки в паре:

игроки образуют две линии, нападающий (первый игрок в каждой шеренге) ведет мяч и назад по площадке, потом они переходят от нападения к защите (т.е., игроки которые вели мяч в атакующем порядке, при возвращении играет защиту против следующего игрока в шеренге);

игрок 1 ведет мяч, а последний старается не пропустить его наружу, игрок 2 никогда не должен забегать вперед игрока 1. он должен оказаться за линией продвижения мяча;

по своему усмотрению игрок 2 прямо набегает на игрока 1, в то время как игрок со второй шеренги теснит его внутрь, если первый игрок продолжает свой дриблинг, он должен быть перехвачен игроком 2 второй шеренги или уйти в сторону.[7]

II. Догон и прыжки тремя игроками:

все игроки строятся в три шеренги, нападающий ведет мяч вперед и назад по всей площадке, затем игроки переходят от нападения к защите;

если игрок 2 находится в середине шеренги, ведет мяч, он должен направиться к игроку 1 или 3;

1-ый игрок перемещается внутрь площадки, по мере прохода 1-ого в центр, к нему устремляется и преследует 2-ой игрок второй шеренги, работая в паре с 1-ым до тех пор, пока игрок ведущий мяч не возьмет его в руки. 1-ый второй шеренги устремляется прикрыть 3-го игрока, тем временем 3-й игрок перекрывает разрыв между игроками 1 и 2.

III. Три защитника против двух нападающих, центровой против центрового соперников:

игроки выстраиваются в две шеренги. Нападающий ведет мяч вперед и назад по площадке. ХЗ стоит на стороже при его движении вперед, XI - назад по площадке. Х2 ставит первым заслон на пути нападающего, когда игроки поворачивают назад, перекрывает разрыв. XI и Х2 преследует нападающего, то время как ХЗ.

После того, как XI и Х2 останавливают дриблинг 2-го игрока, Х2 отстает и перехватывает новый бросок. Он в новой готовности закрыть брешь при последующей атаке на нападающего.[8]

Задача центрового опекать центрового нападающего в середине площадки по системе «игрок против игрока». Если атака ведения через него, он играет позади или рядом со столбом противника. Своими действиями он старается заставить противника отказаться от мысли передать мяч в центр площадки. Он скрыто подходит к стороне ведения мяча, уделяет внимание особое стержневому игроку, прорывающегося к кольцу.

Приоритетом являются выстроенные линии, которые сохраняют положения игроков параллельности к мячу. Эти игроки должны быть быстрыми, напористыми и всегда готовы закрыть проходы по задней линии. Ему помогает центровой защитник. Если мяч передается на угол площадки, то игрок задней линии применяет против него прием защиты «игрок против игрока». Должен защищать заднюю линию и в то же время оказывать давление против предельного броска с углов площадки. А подобные результативные броски успешно выполняют как крайние нападающие, так и опорные защитники.


2 Зонная защита по системе 2-3

Автором системы 2-3 является бывший тренер по баскетболу в Государственном Таусонском Университете, г. Балтимор, штата Мэрилент Чарльз А. Филл.

С точки зрения автора, еще большая роль для окончательной победы играют те игроки, которые препятствуют забиванию мячей, являются одними из наиболее важных аспектов игры.

Зонная защита по системе 2-3 предусматривает размещение двух игроков почти у линии штрафного броска, одного в центре и по одному с фланга.[9]

Эта система обеспечивает расположение игроков для успешного подбора мяча, облачившего от щита и для организации быстрого отрыва и контратаки. Нужно при выборе этой защиты, подумать над следующими аспектами:

в распоряжении тренера должны быть игроки способные наладить надежную защиту, они должны быть быстры и обучены жестким оборонительным действиям;

игрок не должен упускать оборону, «игрок против игрока» - составляет основу игры в обороне;

если игроки его команды слабы в защите по системе «игрок против игрока», то тренер предпочтет систему 2 - 3 и откажется от первого вида защиты, пока он станет совершенствовать необходимое.

Главный недостаток этой системы является возможный бросок по кольцу в прыжке с расстояния 3-5 метров. Их можно закрыть с помощью агрессивных жестких действий. Эти участки будут слабыми в тех случаях, когда будут отклонены от выбранной схемы. Если нападающий добивается успеха именно через те указанные участки, то это является признаком расшатанной обороны. Другим слабым местом системы 2-3 является центр площадки. Еслиипрорываются в центр, то вынужден выпрыгнуть, чтобы перехватить бросок в прыжке. В результате этого 5 открывается и проходит сзади через. Если игроки приоткрыты, то уи появляется возможность для повторного броска в прыжке. И все же при быстром эффективном, точном выполнении основных положений этой зонной защиты, нападение можно надежно прикрыть.

Зонная защита по системе 2-3 подобно другим видам защиты имеет как сильные, так и слабые стороны. Но если она подходит команде, если она соответствующим образом подготовлена для ее правильной реализации.

Варианты зонной защиты по системе 2-3.

Автором вариантов по системе 2-3 стал Дик Хичкок, старший тренер по баскетболу Афинской Академии, г. Афины, штата Джорджия.

Зонная защита по системе 2-3 используемая некоторыми тренерами как вариант системы зонной защиты 2-1-2, должна применяться осторожно.

Она помогает тренеру решать проблему подготовки команд, обеспечивая преимущество при подборе отскочившего мяча, затрудняя проходы под кольцом при всей кажущейся простоте установок.

Стандартные системы защиты 2 — 3.

Для создания давления в зоне и во избежание инертности, для каждой расстановки в зоне имеются определенные правила. Защитник располагается в основных проходах к кольцу и на пересечении линии штрафного броска, форварды находятся в одном шаге от черного кружка, а центровой около пунктирной половины условной линии броска в прыжке. Если приближается мяч к зоне атаки кольца, вступает в силу следующие правила:

одним из защитников оказывается давление на игрока с мячом, вынуждает его дать первый пас через голову на его сторону. Оставлять защитников нельзя, необходимо отрезать проход к линии штрафного броска, и на его стороне, обеспечить, чтобы первый пас был отдан на сторону защитника. Таким образом, диктуя, на какой стороне действовать защите.[10]

защитник, находящийся на стороне ведения мяча, должен оказывать давление на фланге у края задней линии площадки. Прессингующий защитник отступает назад и вскоре на него возлагается основная задача. Нападающий может прикрыть заднюю линию. Если мяч быстро отпасовать к задней линии, в силу вступает третье правило.

центровой игрок закрыть должен нападающего, действовать в пределах задней линии, дав команду защитнику «Подключись!», который отходит назад, чтобы закрыть место игрока задней линии.

Этот вариант 2-3 обеспечивает надежное прикрытие подходов к внутренней зоне и умеренное давление на игроков с мячом, в соответствии со схемой 3.

Если команда проигрывает и если противоположная команда приспособлена к стандартной системе 2 - 3 и успешно преодолевает ее, может быть изменение в зонном давлении, при котором надежно перекрыть все подходы к щиту и перехваты мяча. Основные расстановки в этом случае идентичны стандартным так же, как и первоначальное перемещение защитника. При перебрасывании через него на край, блокируются подходы к кольцу. Силовой защитник должен быстро вернуться и оказать пассивное давление на крайнего нападающего. Свободный защитник отходит на место центрового, что бы отрезать проход. Защитник на стороне ведения мяча блокирует заднюю линию, а центровой возвращается под кольцо. При быстром расчетливом перемещении защитника, такое же давление должно быть оказано и на крайнего нападающего. Главное в блокировании этих проходов под щит является техничность силового защитника и особая бдительность на основных подходах к кольцу.[11]

Общие правила для зонной защиты:

1. прервать дриблинг противника, играя против игрока без мяча:

пытаться перехватить передачу мяча;

следить за другими нападающими противника;

2. когда в зоне два человека, держат игрока вне зоны, игрок «ключевой» позиции прикрывает ближнего к нему игрока:

переместиться на «ключевую» позицию;

контролировать зону 1;

искать мяч;

останавливать нападающего противника.

Этот вариант зонной защиты не является универсальной от всех видов нападения. При ней возникают проблемы:

дриблинг через зону;

перегруженность зон в углах площадки;

образование большого центра в зоне 1 для закрытия быстрого прохода.

Она может внести путаницу в нападающего порядка противника, при достаточной подготовке и средним уровне одаренности игроков, это наилучшая система.

2.1 Зонная защита по системе 1 – 3 - 1

Автором этой системы 1-3-1 является Карл Гил, бывший старший тренер по баскетболу Гитербургского Колледжа г. Питсбург, штата Вирджиния.

Правильная расстановка игроков и особенно выбора ключевой позиции основного игрока, очень важна для правильного функционирования зонной защиты 1 - 3 — 1. игрок занимает место центрового, левого защитника, правого защитника и центрального защитника. Всем игрокам разрешается совершенствовать проходы, независимо от того в каком месте площадки находится мяч.

Центровой:

потесняет защиту к боковым краям площадки (перехват мяча в середине площадки);

посылать центрового вперед, когда мяч находится на стороне противника;

при проходе к центру или на фронтах отступить к линии штрафного броска;

выбор правильного положения для подбора мяча, при сильном отскоке, при бросках с угла площадки и быть готовым к быстрому прорыву под
кольцо противника;

обеспечивает обратный проход к другому защитнику.[12]

Левый защитник:

никогда не заходит за начало центрального круга;

отрезать крайнего нападающего противника от прохода к своему щиту;

быть готовым играть на месте центрового защитника, если он перемещается для того, чтобы перекрыть нападающего с левого угла площадки;

преградить путь центровому противника в некоторых случаях;

перехватить передачи в угол площадки.

Игрок средней линии:

следить за мячом. Постоянно находиться между мячом и корзиной;

блокировать центрального нападающего при низких передачах;

быть готовым в любой момент поменяться с центральным защитником;

предотвращать проходы игрока, ведущего мяч, блокировать броски;

помогать другим игрокам, сохранять их место на площадке и показывать им при блокировании или заслоне.

Правый защитник:

обязанности у него те же, что и у левого защитника;

он должен быть более сильным игроком, чем левый защитник, т.к. начало атаки и ведение мяча чаще начинается с правой стороны;

Центровой защитник:

защищает подходы под свое кольцо по центру. Борется с нападающим противника путем постановки блоков и заслонов;

обязан помогать крайним защитникам, а иногда игрокам средней линии;

играть примерно в метре от кольца и прикрывать углы площадки;

следить за мячом и находиться на одной линии с игроком, ведущим мяч;

помогать предотвратить все проходы по лицевой линии.

2.2 Упражнения, применяемые для отработки системы 1 - 3 - 1

Упражнения используют для отработки системы зонной защиты 1 - 3 -1. «Игрок против игрока» - это упражнение для оказания физического давления на нападающего, для перехвата, чтобы он не смог атаковать с задней линии. Оно является обязательным для всех положений систем обороны и расстановки.

«Два на два» - это упражнение применяется для отработки переключений при передачах и одновременно постановке блоков и заслонов. Совершение заслонов и блоков, и уделять им особое внимание.

«Три на три» - это упражнение используется непосредственно в игровых ситуациях, когда защитник между нападающим и кольцом.[13]

Джерри Дуган, работает старшим тренером в Высшей школе Ли, г. Хантсвил, штат Алабама. Он использовал эту систему 1 - 3 - 1. Она не является универсальным видом обороны, но позволяет добиться значительных успехов и, по его мнению, является наилучшим вариантом зонной защиты при игре «игрок против игрока».

Расстановка: Расстановка в этой зоне важна. Игроки задней линии должны быть подвижны, т.к. лучший успех приносит игра от одного угла к другому. Другой защитник наилучший для броска по корзине. Лучше всего подбор производит левый защитник, т.к. большинство игроков играет правой рукой, и с левой стороны имеет наибольшие шансы для подбора мяча.

Центровой играет в средней позиции, это должен быть высокий, мощный игрок, способный поставить надежный блок. В большинстве случаев противоборствует с центровым нападением.

Передний центральный защитникдолжен брать на себя игрока, ведущего мяч в момент его перехода через центральную линию и пытаться оттеснить его на самую не удобную для броска, паса позицию. После оттеснения нападающего к крайнему защитнику, он должен выполнить две задачи. Может сыграть в паре с крайним нападающим или же отойти назад и попытаться перерезать проход на сторону без мяча.

Этой расстановкой защита пытается заставить атакующего перебросить мяч через защитника или же вынудить нападающего, находящегося без мяча прорваться в центр площадки, чтобы получить передачу. И этим позволяем игроку задней линии успешно и надежно закрыть ее.

Крайние защитники. Крайние защитники на стороне ведущего мяча выдвигаются вперед и берут на себя нападающего с мячом, при выходе на дальность прицельного броска. Он при этом поднимает руки и затрудняет переду мяча в центр площадки. При ведении мяча нападающего, он сопровождает его до тех пор, пока не остановиться дриблинг или же оставит кому-нибудь другому. Он должен быть готов прикрыть и подтянуть нападающего на стороне без мяча, если мяч передается через голову выдвинутого центрового нападающего.

Действия центрового . Центровой опекает центрового нападающего в середине площадки по системе «игрок против игрока». Если атака ведения через него, он играет позади или рядом со столбом противника. Своими действиями он старается заставить противника отказаться от мысли передать мяч в центр площадки. Он скрыто подходит к стороне ведения мяча, уделяет внимание особое стержневому игроку, прорывающегося к кольцу.

Игрок задней линии . Главная задача линии является сохранение положения параллельности к мячу. Он должен быть быстрым, напористым и всегда готов закрыть проходы по задней линии. Ему помогает центровой защитник. Если мяч передается на угол площадки, то игрок задней линии применяет против него прием защиты «игрок против игрока». Должен защищать заднюю линию и в то же время оказывать давление против предельного броска с углов площадки.[14]

Подвижная зонная защита.

Том Дикман - старший тренер по баскетболу высшей школы им. Гавелора Томоса, города Фредерик, штата Мериленд. Использовал различные меры защиты в баскетболе, преследовал разные цели. Подвижная защита - преследует одну цель - уменьшить число попаданий в свое кольцо, не допускать мягких бросков, ограничить их число при минимуме фолов.

Надо ставить перед своими игроками задачи подвижной зоны («лавы»), возложить обязанности, которые не включает стандартная зона. Правильное использование защитных функций, помогать воспрепятствованию проникновения мяча на расстоянии 3-х метров от кольца. Выполняя эти задачи достигаете двух важных вещей, уменьшающих попадание в кольцо:

вынудить противника бросать из крайне не удобных положений, снижая процент попаданий;

избегать ситуации, связанной с наказанием персональными замечаниями.

Одной из главных задач является целенаправленное перемещение. Основной ошибкой является то, что предполагается возможное обеспечение надежной защиты, просто оставаясь на заданных расстановкой местах. При этом каждому игроку ставится дополнительная задача. Игроки должны предвидеть предпосылки, создающиеся для ее быстрой реализации.

Другой функцией защиты является исключение или, в крайнем случае, затруднение бросков с пяти критических точек по периметру зоны. Отвлечение внимания, закрыв руками, обзор кольца приводит к снижению процента попадания и малому счету противника.

Последней обязательной задачей игрока является знание принципов согласованного блокирования нападения при подборе мяча. Многие тренеры полагают, что играя зонную защиту и образуя треугольник для подбора отскочившего мяча, что их команда может переиграть противника у своего щита. Как показала практика, это способ подбора отскочившего мяча не всегда приводит к успеху, так как защитники точно знают, каких именно нападающих они должны оттеснять от кольца и щита. Мобильная зонная защита включает простые правила подбора мяча и согласованность игры под своим кольцом, опережает при подборе мяча противника. Выполнение этих функций позволяет быстро начать контратаку, уйти в отрыв, если игроки находятся в заданном положении.[15]

Состав игроков защиты: Игроки зонной защиты подразделяются на две группы: игроки 1 и 2 - защитники, которые могут меняться местами; игроки 3 и 4, 5 - форварды или защитники - нападающие, которые также, взаимнозаменяемые.

Быстрота здесь гораздо более ценное качество, чем рост во всех аспектах мобильной зонной защиты. То есть высокорослый центровой здесь не обязателен.

Главные правила зоны:

игрок обороны действующей против нападающего, у которого находится мяч, принимает традиционную стойку. Защитник пытается завладеть мячом, вынуждает нападающего бросать мяч с большого расстояния и предупреждать его проход;

разобрать всех нападающих, занимающих выгодное положение для паса низом, предупреждать их, нужно играть между мячом и нижним положением. Защитник постоянно перемещается для того, чтобы оставаться передней защитой. Эта задача является ключом к предотвращению проникновения внутрь площадки. Она возлагается на основных игроков 3, 4 и 5;

защищает проходы по боковой линии. Игрок защиты должен хотя бы одной рукой загораживать основной проход;

защитник находится в положении «поддержки на расстоянии двух шагов, осуществляя защиту «игрок против игрока»». Они должны предусматривать перехваты высоких пасов;

перемещение «лавой» осуществляется игроками 3, 4 и 5. Если одному из игроков приходится покинуть свою зону, чтобы прикрыть фланг, это перемещение осуществляется только при пасе в угол площадки. Это движение рывок вперед к мячу с прикрытием места;

никогда не отдавай противнику заднюю линию;

чтобы предотвратить проникновение паса, 4-ый игрок, не опекает нападающего с мячом, играет с поднятыми руками.[16]

Оборона. Первоначальная расстановка для системы мобильной обороны является 2 -3. Делим площадку пополам линии, проходящей от кольца. Регулярной стороной является та, на которой игроки 1 и 2 защищают фланг. Сторона, на которой игроки задней линии защищаются, называется «мобильной стороной». Игрок здесь забирает мяч. При передаче паса на «регулярную» сторону игрок играет в мяч, защитник 1 оттягивается на линию пересечения полукруга с линии штрафного броска, а игрок 4 играет против нападающего в углу площадки. Пятый опекает игрока, прорвавшегося к щиту, а 2-ой оттягивается на сторону нападения.

Пас делается на фланг из угла «регулярной» стороны площадки, то расстановка не меняется.

После передачи на фланг «мобильной» стороны, защитник 3 опекает игрока с мячом, а 5 прикрывает проходы с краю от кольца, но 1 уходит назад на сторону атаки вторым порядком. При передаче в угол «мобильной» стороны, то очень важно перемещение «лавой». То в этой ситуации игрок 5 играет против нападающего ведущего мяч, 3 оттягивается к месту броска с краю, а 2 подходит к зоне нападения вторым порядком.

При передаче из угла «мобильно» стороны, игрок 1 действует против нападающего, владеющего мячом, а 5 опекает игрока в боковом проходе к кольцу, но 2 защищает точку пересечения полукруга с линией штрафного броска.


3 Исследования позиционного нападения против зонной системы защиты

При организации и проведения исследования по технике индивидуальной защиты в современном баскетболе» тренер решает несколько задач.

Первая - улучшить индивидуальные предпосылки каждого игрока. К ним относятся: скорость, быстрота, живость ума, агрессивность, гордость, предвидение и приспособляемость.

Главой задачей в индивидуальной защите является опека своего игрока, но и, конечно – же, постараться помочь своим товарищам по команде. И если защитник обладает всеми сверх перечисленными качествами, то можно сказать что это идеальный защитник, так как каждое качество дает определенное преимущество над соперником. Например, если защитник обладает высокой скоростью и быстротой, то это ему позволяет двигаться из одной позиции в другую быстрее, чем другим игрокам. Это позволяет ему исправлять ошибки в защите и занимать новую защитную позицию, ликвидируя опасные ситуации, так как правильное занятие позиции является очень важным в игре в защите.

Быстрота, главным образом ног, рук и кистей, позволяет защитнику держать нападающего в напряжении и нейтрализовать его попытки атаковать корзину.

Но нет такого игрока, который бы обладал всеми этими качествами. У каждого игрока есть те или иные качества, кто-то имеет скоростные данные, а кто-то очень быстро работает руками.

И в исследовательской и в практической работе требуется все большая необходимость в применении определенных методов исследования.

Стандартизированный метод представляет собой вмешательство специалиста, которое по своей форме, структуре, содержанию и способу применения точно утверждено и определено. Преимущества стандартизированного метода перед нестандартизированным очевидны. Стандартизированный метод дает возможность сравнения, проверки, объективизации и оценки результатов в определенной области исследования или практики.[17]

Нестандартизированные методы позиционного нападения против зонной защиты, оставляют слишком много мест для субъективного, да и произвольного применения определенных профессиональных принципов, и, применяя их, невозможно точно сравнить, оценить и определить профессиональное вмешательство не только разных специалистов, но даже одного и того же тренера. Поэтому можно сказать, что стандартизированные методы характерны для профессионального подхода зонной защиты, в то же время как, нестандартизированные методы характерны лишь для индивидуального подхода к баскетболистам.

Среди стандартизированных методов по своему значению и широте применения выделяют тесты – упражнения, которыми можно было измерять, объяснять и оценивать определенную деятельность испытуемых в соответствии с заранее определенными стандартами (критериями и нормами).[18]

Современный тренер рассматривает норму в контексте выраженных индивидуальных качеств не только тогда, когда речь идет об измерении отдельных качеств игрока, но и тогда, когда речь идет о командной борьбе, применении различных вариантов позиционного нападения против зонной защиты, дозировании индивидуальных тренировочных нагрузок. Оценка эффективности в значительно большей мере основана на сравнении измеренного с ранее определенным максимальным достижением одного и того же игрока, чем на сравнении измеренного (с ранее определенным максимальным достижением) результата с нормой, которой придается лишь общее значение.

Для того чтобы позиционное нападение удовлетворяло условию точного инструмента измерения исследуемого качества, необходимо, чтоб он был:

специфическим и, однородным, т.е. чтобы он измерял только одно и то же качество у всех исследуемых (например, только быстроту, реакцию на изменившуюся игровую ситуацию, но не выносливость);

чувствительным, т.е. чтобы измерял минимальные изменения, различия и даже нюансы, показывая, насколько исследуемые удовлетворяют поставленным требованиям;

валидным или правильным, т.е. если его применить неоднократно по отношению к тому же испытуемому, то он практически приводил бы к тем же результатам;

объективным, т.е. построенным таким образом, что его предварительные характеристики (специфичность, чувствительность, валидность) обеспечивают одинаковую степень точности измерения любому квалифицированному исследователю.

Применяя стандартизированные методы, в том числе жесты, объяснение и показ, тренер должен действовать творчески и с соответствующим профессиональным критическим подходам.

Нужно также помнить, что не только само задание, но и метод его применения должны содействовать поставленной цели. Тесты - тренажеры, являются методом выбора при измерении физических качеств. Ситуационное увязывание элементов игры и элементов соревнования очень существенно при составлении этих тестов. Для тренера с высоким профессиональным уровнем и способного к творчеству, такая задача не будет слишком трудной.

Ситуационный характер позиционного нападения обеспечивает особо важное качество измерения. Измерение физических качеств в условиях игры в баскетбол дает ответ на вопросы, как и насколько игрок в состоянии применить свои познания и качества в сложных игровых ситуациях. Неправильно было бы ожидать, что любое, даже самое лучшее специализированное учреждение может решить проблему создания ситуационных тестов без непосредственного участия тренера - специалиста. Именно тренеры в первую очередь должны предложить рамки и идеи таких специальных упражнений, с помощью которых будет измеряться, и дифференцироваться, например, специфическая быстрота и тому подобное.

Тренеры знают лучше всех, какие ситуации являются наиболее специфическими и каким образом их можно будет приспособить к условиям объективного применения, при выборе системы защиты при позиционном нападении.

Оценка эффективности должна основываться на возможно более точных научных принципах. Тренеру следует в наибольшей степени избегать частной, односторонней, субъективной и произвольной оценки.

Надежное суждение об эффективности может быть высказано лишь на основании объективизированных показателей результатов в начале работы и после завершения окончательного цикла тренировки. Для проведения такого исследования необходимо выполнять систематические наблюдения и регистрировать прирост спортивных результатов, причем не, только у одаренных, но и у отсеянных игроков. Наряду с высокой профессиональностью тренера необходима и весьма солидная документация, методологически правильные способы наблюдения и оценки и умелое применение современных статистических методов.

Каждый игрок должен хорошо знать приемы индивидуальной игры в защите, потому, что один плохой защитник может свести на нет все усилия команды.

Авторы Б. Коузи и Ф. Пауэр предлагают такие приемы индивидуальной защиты в современном баскетболе:

1) противодействие игроку с мячом:

игрок задней линии;

нападающий, или угловой игрок;

центровой игрок.

противодействия игроку без мяча;

игра в одной передаче от мяча:

игрок задней линии;

нападающий или угловой игрок;

центровой игрок;

игра в двух передачах от мяча;

защитные упражнения;

защитное блокирование при борьбе за отскочивший от мяча мяч;

подбор мяча в защите при неудачном броске;

прыжковые упражнения.

Защитные действия совершенствуются в упражнениях 1x1, 2x2, 3x3 и в общекомандных построениях. Сохраняя равновесие и хорошую позицию, защитник постоянно беспокоит игроков, которых опекает. Он должен всегда иметь в поле зрения мяч и подопечного, оказывая давление на игрока, владеющего мячом, и получателя мяча, не приступая границы нарушения правил.[19]

Данные авторы предлагают целый цикл упражнений, которые помогают отрабатывать технику индивидуальной защиты это:

упражнение в совершенствовании работы ног;

один против одного на стороне мяча;

один против одного на дальней от мяча стороне;

один против одного с проходящим, дриблером;

упражнение «направь дриблера».

Смена защитных позиций при опеке центрового игрока в нижней и средней зонах области штрафного броска и др.

3.1 Нападение в расстановке 3-2 против зонной системы защиты

Исследуя нападение в расстановке 3-2, нападающие должны добавить к нему комбинации против зонной защиты. В этих комбинациях используется принцип непрерывности, и их легко приспосабливать к любому построению зонной защиты.

Непрерывное нападение в расстановке 3-2 использовалось авторами этой книги как второй вариант нападения против зонной защиты. Кроме того, мы вводили это нападение в качестве отвлекающего против личной защиты, а также против приспосабливающейся защиты. В этом нападении игрок 6, обычно самый техничный, выполняющий роль разыгрывающего игрока, должен владеть бросками с дальней дистанции. Поскольку он редко вовлекается во взаимодействия связанные с проходами, на него возлагаются обязанности по поддержанию защитного баланса.

Игрок 7 - второй игрок задней линии. Исследуя действия игрока №7(он должен быть достаточно высоким), для участия в борьбе за отскочивший мяч, а также уметь поражать корзину бросками в прыжке со средних и дальних дистанций. Ему надо быть готовым выполнить передачу центровому, разыграть с одним из крайних игроков взаимодействие "передай мяч и выйди" или отдать мяч назад игроку 6 из угла площадки при активном сопротивлении защитников. Игроки 8 и 9, чаще всего нападающие вовлекаются в действие, связанные с переходами с одной стороны площадки на другую. Обычно они ищут возможность активно сыграть внутри зоны. Вместе с игроком 5 они участвуют в борьбе за отскочивший от щита мяч.[19]

Игрок 5 - центровой. Он перемещается вдоль области штрафного броска, пересекает трехсекундную зону и старается открыться навстречу мячу. Получив мяч, он быстро оценивает позиции, занимаемые партнерами, и делает передачу игроку, имеющему хорошие условия для атаки корзины.

3.2 Нападение в расстановке 1-3-1 против зонной системы защиты

Это нападение - одно из самых популярных и часто используется в качестве основного нападения, как против личной, так и против зонной защиты. Оно имеет также хорошие потенциальные возможности для использования против приспосабливающейся защиты.

Игрок I на вершине области штрафного броска лучше других должен владеть передачами и бросками с дальних дистанций.

Исследуя действия игрока №1, которому в ходе взаимодействий приходится меняться позициями с игроками 7 и 8, который должен уметь хорошо бросать в прыжке и вести мяч, поскольку ему часто предоставляется возможность для проходов к корзине с ведением под углом 45 градусов. При этом ему нужно уметь четко останавливаться для бросков в прыжке со средней дистанции или передач открывшемуся игроку во время смещений зонной защиты. Игрок 4, на линии штрафного броска, - подвижный, техничный центровой игрок. Игрок 5, у лицевой линии, должен быть, более подвижным и метким в бросках со средних дистанций, чем игрок 4. Если эти игроки имеют равные способности, они могут меняться местами.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследуя разновидности позиционного нападения против систем зонной защиты и анализируя педагогические наблюдения, по технике системы зонной защиты, становится ясно, что наиболее важная обязанность тренера заключается в обучении своих игроков правильному и эффективному выполнению различных технических приемов, то он, следовательно, прежде всего это делает в процессе всей тренерской деятельности.

Немаловажны и методы педагогического наблюдения, которые позволяют тренеру следить за выполнением тренировочных заданий по технике индивидуальной защиты в баскетболе, определять эффективность применяемых средств и методов, находить новые пути для совершенствования техники защиты. Педагогическое наблюдение осуществляется как в процессе тренировочного занятия, так и в процессе соревнований

Тренер в процессе учебно-тренировочного, получает информацию о состоянии спортсмена, о ходе его повышения профессионального уровня. Основная задача тренера состоит в том, чтобы на основе полученных данных своевременно внести соответствующие коррективы, дабы повысить результативность процесса подготовки спортсмена.

В практике спортивной тренировки для ведения наблюдений чаще всего используют различные схемы, протоколы, таблицы карты учета со специально разработанными условными обозначениями.

В качестве профессионального учета, ведется технический протокол за соревновательной деятельностью баскетболиста каждую минуту игры в защите, в нападении и комбинационной игре.

При овладении мячом в борьбе за отскок у своего щита, рекомендуют после броска нападающего: защитник должен преградить путь к щиту, занять устойчивое положение, а затем бороться за отскок, быстро и своевременно выпрыгивая для овладения мячом. Прыжок выполняется толчком как одной, так и двумя ногами после небольшого разбега или с места.[20]

Высоко прыгнув и завладев мячом, игрок при приземлении должен широко развести ноги, согнуть туловище, чтобы в силовой борьбе, помешать сопернику, занять выгодное положение по отношению к щиту и мячу.

Особое место в командной тактике нападения и защиты отводится действиям в концовках периодов и игры. Команда, умеющая тактически грамотно играть в концовках, может всегда рассчитывать на благоприятный исход баскетбольного поединка. Но создать ситуацию, когда итоговый результат зависит от успеха собственной завершающей атаки, только часть решения тактической задачи. Важно суметь организовать результативную атаку позиционного нападения с применением ряда специфических комбинаций.


Cписок используемой литературы

Александр Николич. Отбор в баскетболе, М. ФиС,1988г., с.119

Боб Коузи, Фрэнк Бауэр, Баскетбол, концепция и анализ, М. ФКиС 1999г, с.82.

Горелкин А.С. Н.М. Баскетбол на уроках физической культуры//Физическая культура в школе, № 6, 2000г., с.14

Джерри Дуган, Шесть принципов надежной защиты, М. ФКиС, с.44

З.Зельдович С.Н. и Кераминас С.А. в монографии «Подготовка юных баскетболистов, М, ФиС, 1973г., с.123

Загорский П.Н. Уроки физической культуры в старших классах, Астана, Атамура, 2001г.г., с.20

Звягинцева О.Г. Из практики работы по физической культуре/ Атамура, 2003г., с.66

Касымбекова С., Тайжанов С. Физическая культура. Алматы. Мектеп, 2005г., с.36

Коробков И.Н. «Развитие скоростных качеств спортсмена», М, ФиС, 1976г., с. 65

Костонеев A.M. Факторы, влияющие на качество подготовки баскетболиста. М, Просвещение, 1967г., с.123

Молотов И.К. «Специальные упражнения для начинающих баскетболистов» М, ФиС, 1978г., с.110

Охлаков И.Ф. Факторы риска в спорте. Л, Наука, 1985г., с.124

Родинскинс Р.Т. Спортивные игры на уроках физической культуры, М. ФиС, 2003г., с.32

Рональд Свейд Квом, Специальные упражнения для защитника, М.ФКиС, 2004 г., с.120

Сапруненко О.М. Основы баскетбольных правил. М. ФиС, 2003г., с.32

Солодов Г.В. Упражнения, подводящие к баскетболу// Физическая культура в школе №6, 2000г., с.23

Станкин А.Н. в работе «Теория и практика физической культуры и спорта» М., Просвещение, 1967г., с.39

Т. Пинхолетер Энциклопедия баскетбольных упражнений. М, ФКиС,1984г., с.92

Чарльз А.Фил. Зонная защита в студенческом баскетболе, М, ФиС, 1986г., с. 35

Юнаев СМ. Факторы, влияющие на качество бросков баскетболе. М, Просвещение, 1976г., с. 45

PAGE 26

Методика обучения зонной защиты в баскетболе