Функциональная и психологическая подготовка футболистов высших разрядов
ВВЕДЕНИЕ
Практическое применение методов и принципов психологической и функциональной подготовки не подменяет работу главного тренера и его помощников, не лишает их творческой свободы.
Напротив, реализация ее основных положений осуществляемая, как правило, с участием специалистов различного профиля, теоретиков спорта, физиологов и фармакологов спорта, позволяет освободить энергию и усилия тренерской группы и направить их на выполнение главной задачи - создание монолитного, боеспособного, хорошо организованного игрового коллектива, способного с учетом технического и тактического мастерства его игроков успешно решать поставленные перед ним турнирные задачи.
Данная курсовая работа содержит средства, методы и прежде всего, те, которые связаны с определением биологического типа спортсмена, его текущего функционального и психологического состояния, с фармакологической подготовкой, которую прошли длительную многолетнюю проверку в отделах биохимии, фармакологии и физиологии.
Существенная особенность современного футбола - огромная насыщенность календаря официальных игр. Сейчас сильнейшие футбольные клубы Европы проводят до 70-80 матчей за 9-10 месяцев соревновательного периода, включая чемпионаты своих стран, европейские кубковые турниры, матчи национальных сборных команд и так называемые «выставочные» игры. В таких условиях продолжительность подготовительного периода резко сокращается, что фактически превращает подготовку в единый круглогодичный соревновательный процесс, подобно тому, как это уже произошло в современном теннисе и хоккее с шайбой.
В России и Республики Казахстан подготовка футболистов все еще сохраняет классическое разделение в соответствии с принципами теории спорта на подготовительный, соревновательный и переходный периоды. При этом длительность подготовительного периода составляет около 3-3,5 месяцев, - это позволяет проводить полноценные 1-2-разовые в день тренировочные занятия с акцентом на развитие и совершенствование технических и тактических действий, но и физических качеств - силы, скорости бега, выносливости, гибкости, а также просматривать группы вновь прибывших в команды игроков в серии контрольных матчей.[1]
Однако веяния зарубежной футбольной моды не обходят стороной и Россию Казахстан. В частности, уже сейчас ведущие российские команды, успешно выступающие в европейских кубковых турнирах, вынуждены заканчивать сезон не в ноябре, как обычно, а в середине декабря и начинать его в следующем году в начале февраля, что по существу лишает футболистов полноценного отдыха и сводит подготовительный период к 1,5 месяцам. По-видимому, в дальнейшем эта тенденция к укорочению подготовительного периода и возрастанию числа официальных игр будет распространяться и на другие сильнейшие клубы премьер-лиги России.
Таким образом, современный футбол превращается в своего рода супермарафон, предъявляющий к участвующим в нем командам чрезвычайно жесткие требования в плане их функциональной подготовленности.
Очевидно, что достичь высоких результатов в таком тяжелом испытании под силу лишь клубам, обладающим не только подбором талантливых исполнителей, связанных в единое целое гибкими, продуманными тактическими схемами, но и не в меньшей мере продуманной, рациональной программой подготовки, базирующейся на тщательном планировании, срочном определении степени «тяжести» тренировочных и соревновательных нагрузок с их последующей коррекцией, индивидуальном подходе к игрокам, учитывающем их врожденные биологические и психологические характеристики, обязательном применении комплекса разнообразных фармакологических средств с целью энергостимуляции ускорения восстановительных процессов и защиты организма спортсменов от перегрузок.
Задачи курсовой работы:
дать характеристику функциональной и психологической подготовки футболистов высших разрядов.
1 Обзор литературы
Практика последних лет показывает, что психологический, функциональный, технический и тактический уровень ведущих футбольных команд Европы и мира фактически стал равным. Видимо, это связано с тем, что техническое мастерство игроков и разнообразие применяемых тренерами тактических схем достигли своего предела, дальше которого их рост невозможен.
Остается лишь единственный резерв, пока еще не в полной мере использованный спортсменами и тренерами - уровень развития главных физических качеств, необходимых высококлассному футболисту: быстроты, скоростно-силовых способностей, выносливости, координации движений, гибкости.
Один из выдающихся стратегов мирового футбола, тренер многократного чемпиона Италии туринского «Ювентуса» Марчелло Липпи так сформулировал первостепенное условие победы: «Чтобы побеждать в современном футболе, нужно быть голодным и злым». («Спорт-Экспресс», 2003, №134, 23 июня). Несколько перефразируя это выражение, условие победы можно выразить таким образом: «Чтобы побеждать в современном футболе, нужно быть сверхбыстрым, сверхвыносливым и злым».
Несомненная важность постоянной психологической (боевой) подготовки для футболиста подтверждается целым рядом примеров. Известно, что один из сильнейших за всю историю футболистов мира португалец Эйсебио и лучший футболист Европы 1975 г. О.Блохин пришли в футбол из легкой атлетики. Им же принадлежит и своего рода мировой рекорд для футболистов, входящих в сборные команды своих стран.
Рекорд этот равен 10,6 сек и показан в официальных соревнованиях по легкой атлетике: Эйсебио на первенстве Мозамбика среди юношей в 1958 г., где он также победил в беге на 200 и 400 м, О.Блохиным в 1969 г. на первенстве г. Киева.
Впечатляющим образцом для молодых игроков является спортивная карьера двух известных немецких футболистов, братьев К.Х.Ферстера и Б.Ферстера, входивших в сборную Германии в 1980-х годах.
До начала своей футбольной деятельности оба они занимались легкоатлетическим десятиборьем и достигли в этом виде очень высоких результатов: их личные рекорды составили около 8000 очков, что на сегодняшний день практически равняется российскому нормативу мастера спорта международного класса.[2]
В.В.Лобановским с успехом применялись разнообразные физические упражнения в киевском «Динамо» и были заимствованы им из других видов спорта.
В.В.Лобановский со своими помощниками творчески перенес в футбол целый ряд методов, впервые предложенных другим выдающимся тренером В.В.Петровским, подготовившим олимпийского чемпиона в спринтерском беге В.Борзова и, в частности идею программированных тренировочных занятий в различных режимах, состоящих из нескольких серий пробежек с высокой скоростью на отрезках от 30 до 200 м, повторяемых в определенные фазы восстановления.
Сегодня выдающимся футболистом может стать лишь тот спортсмен, который обладает сбалалансированным на высоком уровне комплексом разнородных двигательных умений, физических качеств и сильной функциональной и психологической подготовкой.
Помимо очень высокого технического мастерства - виртуозных дриблинга, паса, удара, умения играть головой, нестандартных ходов в атаке и защите - такой спортсмен должен отличаться не менее высоким уровнем атлетических качеств: быстроты, высокой максимальной скорости бега, скоростно-силовых способностей, выносливости, ловкости, гибкости.
К сожалению, большая часть футболистов, выступающих в ведущих клубах премьер-лиги России и высшей лиги Казахстана, пока еще весьма далека от подобного эталона.
Чрезвычайно интересен и поучителен в плане необходимости должной атлетической подготовки пример сборной команды КНДР, участницы Чемпионата мира по футболу 1966 г. в Англии.
Созданная по указанию руководства страны за 2 года до начала мирового первенства, северокорейская сборная начала подготовку к нему в условиях полной изоляции.
Все ее тренировочные занятия проводились на специальной высокогорной базе, за колючей проволокой, в обстановке строжайшей секретности и при полном отсутствии контрольных игр с командами других стран. Это один из важных психологических методов подготовки.
Входившие в состав сборной игроки тренировались практически ежедневно с большими объемами и интенсивностью нагрузок до 1-3 раз в день и отличались превосходным уровнем атлетических качеств.
Уже на этапе групповых игр команда произвела настоящую сенсацию, пройдя двух грандов мирового мирового футбола - сборную Чили, бронзового призера Чемпионата мира 1962 г. и законодательницу мировой футбольной моды Италию. С первой из них сборная КНДР сыграла вничью - 1:1, а вторую разгромила - 2:0.
В 1/8 финала сборная КНДР встретилась с командой Португалии.[3]
Именно они способствовали тому, что вся северокорейская команда, включая игроков и тренеров, получила от неизвестных лиц значительную сумму денег и ночь перед игрой провела не в постелях, а в увеселительных заведениях. Ведя уже в первом тайме со счетом 3:0, команда за 20 минут до конца матча резко сдала физически, и Португалия смогла вырвать победу у обессилевших корейцев со счетом 5:3.
В тот же день после поражения от Португалии сборная КНДР была отправлена спецрейсом на родину, где по приказу северокорейского партийного руководства подверглась жестокой репрессии: ее игроки, тренеры и обслуживающий персонал были приговорены к пожизненному заключению в концентрационных лагерях.
1.1 Планирование учебно-тренировочного и воспитательного процесса футболиста
Планирование раскрывает чрезвычайно важный элемент программы, кардинальным образом влияющий на стратегию всего тренировочного и соревновательного процесса футбольной команды и, в конечном итоге - на достигнутый ею результат. Известно, что планирование подготовки команды - это практически не изученная в теории спорта проблема, которая в полной мере не преподается ни в Академиях физической культуры, ни в Высшей школе тренеров.
Ключевая задача любой программы подготовки - тщательное планирование количества тренировочных занятий в день и в определенные периоды микроциклов и макроциклов, а также определение физиологической стоимости или, иначе «тяжести» (разумеется, приближенное, но достаточно близкое к реальному) каждого занятия и отдельного цикла. Обычно для этой цели тренеры составляют планы-конспекты предстоящих занятий, представляющие собой описание конкретных методов и средств, направленных на развитие и совершенствование необходимых для футболистов игровых навыков, двигательных и атлетических способностей.
Однако таких конспектов, представляемых, как правило, в текстовой форме, совершенно недостаточно для эффективного планирования, поскольку в них не учитывается основной элемент рационального плана - физиологическая и психологическая стоимость, «тяжесть» тренировочных нагрузок и даже неизвестно, в каких единицах (часах, километрах, количестве ударов по мячу, частоте пульса или в других величинах) может быть выражена количественно эта стоимость.
Наилучшим образом для рационального планирования подготовки футбольной команды подходит метод «эталонов», разработанный исследовательской группой Всероссийского НИИ физической культуры. Этот метод был так назван в связи в тем, что в нем величина физической нагрузки выражается не в абсолютных, а в относительных единицах - процентах или баллах, отсчитываемых от некоторого определенного оптимального уровня, свойственного всем игрокам команды и соответствующего их физиологическим возможностям.[4]
Такой оптимальный объем тренировочной нагрузки может именоваться «эталонным» или «стандартным», его величина, выраженная длительностью занятия, принимается равной 100%, а все другие тренировочные занятия, уступающие ему или превосходящие его по длительности, рассчитываются в процентах по отношению к этому «эталону».
При использовании метода «эталонов» вся картина распределения тренировочных нагрузок на тот или иной период подготовки разительно упрощается: она выражается в сжатой, компактной форме в виде наглядного графика-спектра, на оси ординат которого изображена серия вертикальных линий (именуемых в математике «дискретами»), их высота пропорциональна стоимости нагрузок, - а на оси абсцисс - номера и даты тренировочных занятий.
Представление о таком методе планирования и отображения величины тренировочных и соревновательных нагрузок в различные периоды подготовки дают планы-графики, составленные для футбольного клуба высшей лиги «Тобол» (Костанай, Казахстан). Под каждым планом-графиком приводятся приближенные схемы и содержание тренировочных занятий, принимаемых в качестве «эталонных».
На графиках отображены три тенденции:
1) последовательное чередование в подготовительном периоде занятий с большими и умеренными по «тяжести» нагрузками с занятиями со сниженными нагрузками и днями отдыха;
2) постепенное увеличение средней «тяжести» нагрузок к концу подготовительного периода с максимумом в марте - начале апреля;
3) поддержание в соревновательном периоде необходимого уровня спортивной формы между официальными матчами с помощью умеренных, не достигающих максимума «тяжести» нагрузок и занятий восстановительного характера.
Один из распространенных недостатков при планировании тренировочного процесса чрезмерное увлечение контрольными играми в подготовительном периоде. Так, российские и многие казахстанские футбольные клубы высших лиг нередко проводят за 1,5-2 месяца подготовительного периода в феврале-марте до 20-25 контрольных матчей с довольно сильными спарринг-партнерами.[5]
Вместо мягкого, замедленного втягивания организма спортсменов в режим нагрузок с высокой интенсивностью происходит своеобразный «удар-стресс», их функциональные системы вынуждены в срочном порядке, скачком переходить к нагрузкам соревновательного характера в анаэробно-аэробной зоне мощности с излишне высокими энергозатратами, что закономерно приводит к переутомлению и последующим травмам. Нарушается один из фундаментальных принципов теории спорта, который гласит: «Плавное, постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузок - основа достижения
- Общая психологическая подготовка спортсмена
К числу задач общей психологической подготовки относятся:
- формирование жизненно и спортивно важных качеств у спортсменов должно затрагивать всю психику:
- на уровне психических процессов происходит общее формирование интеллекта, особенно в детском возрасте (улучшение качества восприятия мышления и памяти);
- на уровне психических состояний необходимо формировать общую эмоциональную устойчивость к неблагоприятным воздействиям, повышение качества адаптации к ним;
- на уровне свойств личности необходимо прежде всего формировать силовые качества (настойчивость, самообладание, самостоятельность, смелость, целеустремленность), активность личности, мотивацию достижения, уверенность в себе, оптимально самооценки, высокий самоконтроль и т.д.
Т.е. в общем и целом необходимо сформировать адаптивную личность, способную быстро приспосабливаться к меняющимся и усложняющимся условиям с минимальными затратами, с повышением качества деятельности.
Специальная психологическая подготовка спортсменов и тренеров это управление состоянием и поведением спортсмена (а иногда - и тренера) в тренировочном процессе и в ходе соревнований. Чем меньше общая психологическая подготовка, тем важнее - специальная.
Задачи специальной психологической подготовки:
к учебно-тренировочному занятию;
к конкретному соревнованию;
к конкретному выходу в процессе соревнования;
секундирование взаимодействие в процессе выступления;
помощь в восстановлении после тренировки или соревнования;
помощь в переживании успеха или неудачи на соревновании. Специальная психологическая подготовка спортсменов и тренеров -это
управление состоянием и поведением спортсмена (а иногда - и тренера) в тренировочном процессе и в ходе соревнований. Чем меньше общая психологическая подготовка, тем важнее - специальная.
Однако на практике чаще всего тренеру приходится сталкиваться с решением 6-й задачи. Остановимся на них подробнее. Опыт работы в спортивных командах в качестве практического психолога показал, что чаще всего, из всего многообразия психологических задач, тренеру приходится решать задачи регуляции эмоций спортсменов в соревновательный период.[6]
Как влияет уровень эмоционального возбуждения на успешность соревновательной деятельности? Для большинства спортсменов наиболее благоприятным, в плане влияния на соревновательный результат, является его уровень между средним и высоким, то есть - оптимальным. При таком уровне эмоционального возбуждения может сформироваться состояние боевой готовности, которое характеризуется:
- оптимальной уверенностью в своих возможностях;
- ощущением состояния активизации;
- высокой адаптированностъю;
- высокой помехоустойчивостью;
- стремлением сохранить это состояние к моменту старта.
Низкий уровень эмоционального возбуждения может привести к предстартовому безразличию.
Чрезмерно высокий уровень эмоционального возбуждения может привести как к предстартовой апатии, которое характеризуется вялостью, слабостью, медлительностью, то есть - к запредельному торможению (к астении по медицинской терминологии), так и к предстартовой лихорадке, которая характеризуется неадекватной веселостью, перепадами рабочего тонуса, склонностью делать ошибки (к неврастении).
В случаях предстартовой лихорадки происходят следующие изменения в соревновательной деятельности:
- ее упрощение (неадекватный переход на только хорошо и давно заученные действия);
- переход на стереотипные действия;
- интенсификация;
- совмещение отдельных этапов отдельных действий, что ведет к нарушению техники;
- склонность делать грубые ошибки.
Таким образом, чаще всего приходиться снижать уровень эмоционального возбуждения некоторых из спортсменов, то есть - успокаивать их.
Приведем некоторые рекомендации из числа тех, которые может использовать не только психолог, но и каждый тренер.
1. Наилучшим средством регуляции эмоций является обычный сон. Но проблема состоит в том, что именно, когда надо выспаться - сон не приходит. У спортсмена может развиться предстартовая бессонница. Что можно противопоставить этому? Сон должен быть полноценным, а для этого достаточным и глубоким. Вот некоторые из рекомендаций.
Когда спортсмен готовится ко сну он должен анализировать некоторые вопросы.
-Итоги прошедшего дня и задачи на завтра он должен обдумать до того, как лег спать.
-Необходимо исключить интенсивную работу и увлекательную деятельность перед сном.[7]
Весьма полезна прогулка перед сном.
Ложиться спать необходимо в привычное время.
Обязательно перед сном проветрить комнату.
Для успешного засыпания можно посоветовать спортсмену.
Не укрываться с головой одеялом.
Не закрывать лоб челкой.
Расслабиться, расслабить мышцы
Не думать об опасности бессонной ночи.
Думать о приятном.
Можно считать (внутренним голосом - «раз-два», «раз-два» и т. д.).
-Если он проснулся раньше намеченного и чувствует себя выспавшимся, то вставать сразу, не дожидаясь звонка будильника.
Работа с различными опросниками по оценке состояний спортсмена является средством их регуляции. Необходимо использовать это средство.
Если футболист экстраверт (общительный, «заводной»), помогите ему отключиться от волнующей ситуации или переключиться и думать не о результатах своих действий, а о процессе их выполнения. Если это не помогает, тогда посоветуйте заняться тем, что ему нравится (например, что-либо связанное с хобби и т. д.).
4. Если спортсмен слишком возбужден или у него неврастенические реакции, предложите ему выполнить какую-либо монотонную и медленную работу (прогулка, вязание и т. д.).
5. Если эмоции спортсмена развиваются по типу астении (вялость,
слабость, медлительность), то необходимо ему «встряхнуться» и приступить
немедленно к интенсивной физической работе (к интенсивной разминке).
Весьма полезна в таких случаях пробежка.
5. Используйте прием разрядки (действия, направленного не на подавление эмоций, а на их проявление). К таким приемам можно отнести любую интенсивную работу, в которой нужно что-то разобрать, снести, разрушить. Полезна колка дров. Можно побоксировать с тенью, пригодно метание снежков в цель, удары по футбольному мячу и др.
6. В случаях чрезмерного волнения весьма полезно снизить у спортсмена
уровень мотивации. Для этого целесообразно пересмотреть задачи.
Релаксация (расслабление). Спортсмен садится в позу «кучера» (на стуле касаясь его спинки; туловище перпендикулярно сиденью; ноги расставлены на ширине плеч, перпендикулярно полу; руки предплечьями на середине бедра, одна рука не касается другой; голова опущена). На несколько секунд он напрягает все мышцы (лучше отклониться назад и приподнять таз), затем полностью расслабиться.
Сидит в расслабленном состоянии. При этом необходимо проследить, чтобы были расслабленными мышцы лица. Для этого надо несколько раз повторить «Я расслаблен. Полное расслабление. Мышцы лица расслаблены. Лицо словно маска. Расслаблены мышцы ног, щек, лба, глаз. Полное и глубокое расслабление, ощущаю приятную отрешенность». При этом он делает несколько глубоких вдохов через нос и интенсивных выдохов.
Если футболист чрезмерно волнуется или не может принять решение, то попробуйте решить его проблему вместе с ним на бумаге. Для этого надо выписать отдельно все положительные последствия из волнующего его события (которое было или будет) и отрицательные - это первое действие. Второе действие - оценить значимость (полезность или вредность) каждого из этих последствий по 10-балльной системе. Третье действие - вы числить сумму баллов (отдельно для положительных и отрицательных последствий) и соотнесите их.
Не следует предостерегать спортсмена от волнения и говорить: «не волнуйся». Это не только не поможет, но может и навредить. Более того, спортсмена следует настраивать на волнение, напомнить, что он должен волноваться, что волнение стимулирует продуктивную деятельность. И именно в этом случае он может успокоиться и «прийти в норму».
10. Спортсмену необходимо отметить себе, какой из приемов больше всего ему помог. Именно этот прием целесообразно и применять в дальнейшем.
Приемы саморегуляции неблагоприятных психических состояний. Они мало отличаются от приемов регуляции этих состояний.[8]
Сказанное позволяет заключить, что применение средств, включенных в
Воспитание спортивно важных качеств.
Наиболее устойчивыми психическими особенностями личности являются
свойства. Психические процессы и психические состояния, повторяясь многократно, закрепляются в определенных личностных свойствах; в свою очередь, личностные свойства в каждый конкретный момент времени проявляются в соответствующих процессах и состояниях.
Свойства личности в деятельности футболиста проявляются как профессионально-важные качества. Они, с одной стороны, лежат в основе овладения техникой и тактикой вида спорта, помогают спортсмену совершенствовать свою профессиональную компетентность, а, с другой стороны, позволяют эффективно и надежно действовать в условиях соревнований, целенаправленно добиваться победы.
В предыдущей главе был представлен комплекс необходимых профессионально важных личностных качеств футболиста и в общем спортсмена, охарактеризованы их особенности в контактных, художественных и рекордных видах спорта, а также даны психодиагностические методики, с помощью которых можно выявить наличный уровень развития тех или иных профессиональных психологических качеств, и при недостаточном уровне их развития провести корригирующую тренировку.
2 Исследование волевых и интеллектуальных качеств футболиста
Среди профессионально важных качеств футболиста центральное место занимают интеллектуальные и волевые качества, высокий уровень развития которых необходим в любом виде спорта.
Интеллект ум, общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению, сохранению, развитию и использованию знаний, опыта, в организации поведения и профессиональной деятельности.
Интеллект спортсмена позволяет ему понимать свой вид спорта, овладе-вать сложными движениями и наилучшим образом решать двигательные задачи.
Различают репродуктивное (воспроизводящее) мышление и продуктивное творчество. Интеллект спортсмена должен выражаться и в умении обучаться, накапливать знания, и в способности не стандартно решать тактические задачи, проявлять самостоятельность, инициативность, гибкость в осуществлении тактических планов.
В спортивных играх, в частности в футболе, интеллект выражается, во-первых, в способности проанализировать свои возможности и возможности соперника до игры, составить грамотный, реальный план игры; во-вторых, творчески его осуществить в процессе игры; и в-третьих, критически проанализировать свои действия после игр.
При планировании важными компонентами целостного представления о спортивном поединке являются:
осознание спортсменом собственной технико-тактической оснащенности, особенностей индивидуальной манеры, достоинств и недостатков подготовки;
понимание взаимосвязи между подготавливающими действиями и основными средствами ведения соревновательной борьбы;
понимание характера инициативы в поединке, места и значения таких тактических элементов, как внезапность, маневр, своевременность;
понимание необходимости выдержки и разумного риска, знание вариантов поведения в различные моменты поединка.[9]
Следующее звено игрового интеллекта - умение мыслить в игре. Известный спортивный психолог А.В. Родионов по типу мышления делит спортсменов на следующие категории:
у одних спортсменов преобладает процесс мысленного создания готовых технико-тактических решений, и все дальнейшие действия направлены на то, чтобы найти момент наиболее подходящий для осуществления заранее задуманной акции;
у других обычно обдумывают две-три «заготовки» тактических моделей и осуществляют ту из них, которая больше соответствует реальной обстановке. а третьи почти не рассчитывают возможных вариантов и задумывают только общее действие, не представляя себе, какое развитие оно получит.
Идеальным можно считать спортсмена, который с равным успехом использует все три типа решения тактических задач.
Наряду с интеллектуальными операциями в условиях крайнего дефицита времени и большой плотности моторных действий спортсмен, как правило, при решении тактических задач выполняет и сенсомоторные операции. Например, изучение тактической деятельности сильнейших футболистов показало, что ее характеризуют:
точная сенсомоторная координация в условиях преследующего слежения (когда спортсмен точно повторяет действия соперника) и компенсаторного (когда на каждое такое действие делается « упреждающая поправка»;
точное предвидение изменения общей ситуации в ближайшем будущем, как в условиях компенсаторного слежения, так и в условиях реагирования на сигналы с разной вероятностью:
способность к «усматриванию» конечного решения в условиях трех-четырех вариантов выбора решений разной степени оптимальности;
высокий уровень развития таких психомоторных качеств, как скорость реакции тормозного дифференцирования и точность антиципирующих реакций.
Совершенствование интеллектуальных и сенсомоторных качеств подразумевает в то же время совершенное овладение простыми и чаще всего повторяющимися в соревновании тактическими решениями, что позволит реализовать их быстро, без потери времени, как бы автоматическим. Наличие шаблонных решений, умение своевременно их использовать - одна из отличительных черт спортсмена высокого класса. (Родионов А.В., 1979).
Вместе с тем, развитие интеллекта спортсмена невозможно без творческих решений. Поэтому на тренировках футболистов необходимо постоянно включать в задания решение проблемных, нестандартных задач, что позволит эффективно действовать в экстремальных ситуациях спортивных соревнований
Волевые качества относительно устойчивые особенности волевой самоподготовки. Волевые качества - относительно устойчивые особенности волевой саморегуляции личности. Они обнаруживаются в затрудненных условиях деятельности и характеризуются субъективно положительным отношением спортсмена к препятствиям и трудностям, его способностью преодолевать их на пути к цели (Сурков Е.Н., 1996).
А.Ц. Пуни, известный психолог, выделил ряд волевых качеств. Это - целеустремленность, настойчивость и упорство, инициативность и самостоятельность, смелость и решительность, выдержка и самообладание.[10]
Целеустремленность характеризуется осознанием целей, задач, неуклонным их выполнением.
Настойчивость и упорство выражаются в длительном сохранении энергии, активности при преодолении препятствий различной степени трудности.
Решительность и смелость - своевременность принятия и выполнения решений, отсутствие боязни действия в условиях риска.
Инициативность и самостоятельность проявляются в творчестве, новаторстве и быстроте мышления в деятельности.
Выдержка и самообладание возможность управлять мыслями, чувствами и действиями в условиях эмоционального возбуждения, действия неблагоприятных факторов.
В волевых действиях проявляются интеллектуальная активность, высокие нравственные чувства и умение преодолевать препятствия (Пуни А.Ц., 1977).
Методика волевой подготовки в целом сводится к следующим действиям.
Регулярная и обязательная реализация тренировочных программ и соревновательных установок.
Введение дополнительных трудностей в процессе тренировок (дополнительные задания, риск, усложняющие факторы, сбивающие факторы).
3. Использование соревновательного метода.
4. Последовательное усиление функции самовоспитания (соблюдение режима, самоубеждение, самопринуждение, саморегуляция психических состояний и постоянный самоконтроль) (Платонов В.Н., 1987).
Чтобы стабильно и результативно выступать на соревнованиях, нужно психологическую подготовку проводить систематически, планомерно, включать в план ежедневных занятий одновременно с заданиями по технической, тактической и физической подготовке упражнения по психической саморегуляции, развитию психических процессов, эмоциональной устойчивости, волевую подготовку.
Предматчевая мобилизация спортсменов игровых специализаций
Разработка средств формирования имеет ряд особенностей.
Во-первых, в качестве таких средств могут выступить: методики, приемы,
программы, технологии. В данном случае разработать методику невозможно, поскольку методика является инструментом воздействия на какой-либо частный аспект в педагогической деятельности, и при формировании мобилизационной готовности футболистов одного инструмента недостаточно. По этой же причине невозможно предложить и какой-либо прием мобилизации спортсменов.
Ведь формирование мобилизационной готовности требует совокупности приемов. Программа формирования мобилизационной готовности футболистов в принципе может быть составлена. Но программа предполагает слишком конкретные формы воздействия на спортсмена, а становление состояния мобилизационной готовности многопланово. При реализации программы как не могут быть учтены индивидуальные особенности спортсменов, так и внесены изменения в соответствии с интенсивно изменяющимися условиями деятельности.[11]
В этих условиях возможно и реально разработать технологию формирования состояния мобилизационной готовности футболистов.
Вторая особенность. Как известно, формирование состояния мобилизационной готовности может осуществляться:
самим спортсменом и группой (в данном случае - командой), поэтому здесь со стороны тренеров должна быть предложены задачи и их реализация в плане обучения спортсменов способам формирования у себя мобилизационной готовности к соревновательной деятельности;
тренером, к конкретной игре и в конкретной ситуации (такая работа может быть направлена лишь к части игроков, а может и к одному).
Сказанное позволяет при разработке средств формирования мобилизационной готовности футболистов разбить эти средства при описании технологии на две части: обучение футболистов приемам самомобилизации и формирование мобилизационной готовности игроков.
В третьих, формирование мобилизационной готовности игроков включает в себя два этапа: предварительный (до их появления в условиях соревнований) и основной (перед игрой).
Таким образом, можно выделить два направления в формировании мобилизационной готовности футболистов: общая мобилизационная готовности (предварительная, осуществляется постоянно) и специальная (проводится перед
конкретным соревнованием) подготовка.
2.1 Технология формирования мобилизационной готовности
Технология формирования общей мобилизационной готовности футболистов включает в себя следующие задачи.
1. Формирование, у игроков тех необходимых отношений, которые являются факторами мобилизационной готовности. Хотя отношение к мобилизационной готовности футболистов экспериментально и не изучалось, оно как фактор этой готовности подтверждено при анализе специальной научной литературы: только при условии положительного отношения к целенаправленному формированию мобилизационной готовности оно и возможно.
Формирование у игроков тех свойств личности, которые являются факторами мобилизационной готовности. Поскольку, как показало экспериментальное исследование, для становления состояния мобилизационной готовности футболистов необходимо проявление волевых качеств (целеустремленности, настойчивости и упорства, смелости и решительности, самостоятельности и инициативности), то их коррекция является одной из подзадач ее формирования. (При этом должны учитываться свойства нервной системы и темперамента.)[12]
Развитие мотивации по отношению к формированию мобилизационной готовности:
а) развитие мотивов формирования мобилизационной готовности;
б) поддержание мотивов формирования мобилизационной готовности.
4. Обучение футболистов навыкам саморегуляции негативных состояний.
5. Повышение устойчивости футболистов к предсоревновательному стрессу.
6. Укрепление межличностных связей игроков.
Решение первой задачи можно осуществлять посредством теоретического занятия с игроками на тему: «Мобилизационная готовность футболистов». Занятие из двух частей по 2 часа: лекция - 2 часа, практическое занятие - 2 часа. Лекция включает в себя раскрытие следующих вопросов:
сущность мобилизационной готовности спортсменов;
структура мобилизационной готовности;
мобилизационная готовность и результаты матчей;
факторы мобилизационной готовности;
- средства формирования мобилизационной готовности у футболистов. Практическое занятие включает в себя выполнение футболистами следующих заданий:
оценка признаков мобилизационной готовности в последнем матче у себя и соотношение этих признаков с показателями их выраженности у других игроков;
оценка характера влияния каждого из признаков на показатели индивидуальной результативности;
оценка факторов собственной мобилизационной готовности и их соотношение с факторами других игроков;
- разработка собственных рекомендаций по формированию состояние
мобилизационной готовности у себя.
Решение второй задачи, связанной с воспитанием волевых качеств, можно осуществлять посредством реализации следующих рекомендаций.
A. При постановке задач формирования волевых качеств необходимо
учитывать:
степень значимости интересующего свойства в формировании недостающих признаков мобилизационной готовности;
уровень сформированное у спортсмена необходимых волевых качеств;
Б. В полной мере помогать спортсменам, ставить спортивные цели (перспективные, промежуточные, конкретные).
B. Поддерживать более полного использования возможностей самовос
питания.
Г. Использовать косвенное убеждение:
убеждение через другого спортсмена;
убеждение другого спортсмена в присутствии первого.
Д. Использовать положительное влияние на того или иного футболиста через референтную группу (или группировку).
Е. Создавать специальные условия в которых спортсмен выбирал бы наиболее желательные формы поведения (основной же ошибкой является преобладание воспитания словом над воспитанием «делом»).
Решение третьей задачи, по развитию мотивации в отношению формированию мобилизационной готовности, целесообразно осуществлять с помощью реализации ряда рекомендаций.[13]
По развитию мотивов формирования мобилизационной готовности:
- формирование влечений к переживанию состояния мобилизационной готовности посредством получения большого объема информации об этом состоянии, ярких впечатлений и личного позитивного опыта, связанного с ним;
- содействия осознанию данных влечений через знакомство с основными мотивами формирования состояния мобилизационной готовности.
По поддержанию мотивов формирования мобилизационной готовности:
- показывать реально достигнутые результаты в познании и практике формирования мобилизационной готовности.
-на разборе матчей отмечать тех игроков, которые подошли к матчу со сформированным состоянием мобилизационной готовности;
- поощрять работу над собой;
- учитывать интересы футболистов по формированию у себя состояния мобилизационной готовности, не навязывать эту работу;
- показывать пример мобилизационной готовности футболистам на собственном опыте.
Решение четвертой задачи, связанной с обучением футболистов навыкам саморегуляции негативных состояний может осуществляться посредством проведения лекционного занятия - 2 часа по теме «Как избавиться от неблагоприятных состояний». Вопросы раскрытые на лекции:
сон, как средство регуляции нежелательных состояний;
как бороться с бессонницей;
метод переключения от результата выступления на процесс соревновательной борьбы (для экстравертов) и метод рациональной терапии (для интровертов);
регуляция темпа какой-либо деятельности в предигровой период;
разрядка как прием регуляции собственных эмоций;
постановка игровых задач как способ регуляции уровня мобилизационной готовности;
расслабление как способ мобилизации;
аутогенная тренировка как средство мобилизации спортсменов.
Пятая задача - «Повышение устойчивости футболистов к соревновательному стрессу» по содержанию близка к четвертой (стресс - это тоже неблагоприятное состояние). Ее решение может осуществляться с помощью приемов, включенных в число средств регуляции эмоций.
Однако существуют и специфические средства. Для ее решения было проведено обучение футболистов способам выхода из стресса. Были реализованы следующие рекомендации:
Внушение спортсменам необходимости переживания того состояния, которое они переживают. Внушение того, что в определенной ситуации человек должен волноваться, так как это стимулирует деятельность (если волнение не чрезмерное).
Решение шестой задачи по укреплению межличностных связей игроков целесообразно осуществлять с помощью их обучения эффективному общению и способам прекращения конфликтов.[14]
Желательно провести два теоретических занятия в форме семинара.
1) «Способы эффективного общения», с вопросами:
способы эффективного общения с помощью мимики, пантомимики и действий;
способы эффективного словесного общения.
2) «Конфликты, их профилактика и устранение», с вопросами:
предмет конфликтов в спортивной деятельности;
профилактика конфликтов в спортивных командах;
способы прекращения конфликтов.
При решении всех задач формирования общей мобилизационной готовности игроков можно использовать индивидуальный подход.
Для игроков со слабой нервной системой подготовка должна включать в себя: повышение его социального статуса в коллективе, снижение мотивации с целью устранения излишнего чувства ответственности, вселения уверенности в своих силах, использование регулирующей тренировки (вариант «успокоение»). Для спортсмена сильного, эмоционально невозбудимого: усиление мотивации в целях повышения чувства ответственности, устранение самоуверенности, возбуждающий массаж перед стартом. Спортсменам, склонным к эмоциональному возбуждению, необходимо подробно разъяснить порядок предстоящей работы, проводились примеры успешных действий, меры для достижения успеха; слабо мобилизующим себя, напоминалось об ответственности, сложности задач; перед опытными, ставились более сложные задачи.
Формирование общей мобилизационной готовности футболистов должно осуществляться в течении четырех месяцев соревновательного периода.
Формирование их специальной мобилизационной готовности- в течении суток перед игрой, как тренерами, так и самими спортсменами. Мобилизация игроков перед игрой, как тренерами, так и самими спортсменами. Мобилизация игроков перед матчем может включать в себя два этапа:
анализ оценок факторов мобилизационной готовности футболистов;
непосредственное формирование их мобилизационной готовности:
-регуляция уровня их эмоционального возбуждения (применялась лишь по отношению к той части игроков, которые испытывали чрезмерно низкий или чрезмерно высокий уровень переживаний);
- мобилизация.
Подбор средств второго этапа должен осуществляться на основании данных первого этапа. В отношении регуляции эмоций необходимо учитывать:[15]
- во-первых, регуляция уровня эмоционального возбуждения можно применять лишь по отношению к той части игроков, которые испытывают чрезмерно низкий или чрезмерно высокий уровень переживаний;
- во-вторых, учитывать оценка футболистами условий соревновательной деятельности;
- в третьих, учитывать выраженность отдельных компонентов их мобилизационной готовности;
- в четвертых, учитывать выраженность свойств темперамента и волевых качеств игроков.
Непосредственная мобилизация перед матчем желательно осуществлять по отношению ко всем игрокам команды (даже к тем, которые не выйдут на поле). В данном случае роль тренера должна сыграть свою роль, то есть, он должен постоянно контролировать настрой и психологическую подготовку каждого футболиста.
2.2 Факторы, влияющие на психологическую подготовку футболиста
В первую очередь нужно учитывать условия, явившиеся факторами мобилизационной готовности: физическое самочувствие; физические условия матча; достаточность информации о сопернике; времяпровождение перед матчем; турнирное положение; поведение товарищей по команде; взаимоотношения с игроками; взаимоотношения с тренером.
Фактор не достаточно хорошего физического самочувствия не корректируется и при его проявлении целесообразно спортсмену на матч не выходить и даже не заявляться. Хорошее физическое самочувствие в день игры обеспечивалось точным соблюдением режима.
Фактор неблагоприятных физических условий матча (речь идет о таких условиях, которые нельзя изменить) необходимо учитывать и формировать терпимое к ним отношение: на установках к игре на них обращать внимание и приводить аргументы в пользу выгоды от этих условий приводить примеры удачных выступлений в таких условиях. Кроме того, тренировочные занятия желательно проводить в условиях, максимально приближенных к условиям предстоящего матча.
Фактор недостаточности информации о сопернике должен устраняться посредством предварительного сбора и обеспечения информацией игроков.
Фактор времяпровождение перед матчем нивелируется организацией свободного времени: во-первых, установка на игру желательно проводить на 15 минут позже; во-вторых, игрокам эмоциональным и склонным к «самокопанию» целесообразно поручать различные задания.
Фактор тяжелого турнирного положения должен озвучиваться.
Факторы, связанные со взаимоотношениями в период непосредственной подготовки к матчу не устраняются за исключением назревающих конфликтов (это случается крайне редко, но если такое случиться - можно использовать метод пресечения).
Для оптимизации уровня эмоциональных переживаний целесообразно использовать приемы, приведенные выше и относящиеся к решению четвертой задачи по формированию общей мобилизационной готовности - обучение футболистов навыкам саморегуляции негативных состояний.[16]
В целом важно укреплять стремление игроков к достижению победы:
использовать общественные мотивы, создавалась чувство ответственности за результат игры, долга перед коллективом, спортивной чести;
повышать интерес к игре (ставились задачи, которые могут увлечь команду - это мотивировка на сам процесс игры);
преодолевать состояния самоуспокоенности (напоминания о случаях проигрыша более слабым соперникам);
исключить угрозы, «накачеки» на игру;
формировать уверенность в своих силах посредством подачи информации о преимуществах своей команды;
спокойное поведение тренера перед игрой и в перерывах, проявление веры в победу;
устранять вмешательства посторонних лиц.
Применять и игровую форму разминки: при сниженном уровне возбуждения требуется короткая, интенсивная разминка, а при повышенном - медленная, длительная.
Для дополнительной мотивации и сплоченности команды желательно вводить специальную традицию - каждый спортсмен в свой день рождения получает «в подарок» одну игру, когда все остальные изо всех сил стараются победить ради него.
Непосредственно индивидуальная мобилизация может осуществляться с помощью двух средств: описания условий одного из успешных выступлений и аутогенной тренировки.
А). Футболистам целесообразно заранее предложить дать описание на бумаге одного из самых успешных выступлений за всю спортивную карьеру. В описание должны быть включены следующие разделы: внешние условия того
матча, собственное состояние, характер соревновательной борьбы, индивидуальная и командная успешность игры. В день матча недостаточно мобилизованному игроку предлагалось прочитать эти собственные воспоминания.
Б). Некоторым из игроков, нуждающимся в дополнительной мобилизации, можно предложить уединившись провести сеанс аутогенной тренировки с помощью прослушивания его аудиозаписи и выполнения заданий, содержащихся в данном сеансе.
Можно использовать специальные мобилизационные сеансы А.В. Алексеева, выпущенные фирмой «Мелодия» - например, «Я -молния».
Мобилизационная готовность команды может быть обеспечена специальным ритуалом, проводимым перед матчем. Для этого игроки образуют круг, положив руки на плечи товарищам.
Суть ритуала - игроки все вместе и одновременно дают ответ на вопросы одного из товарищей по команде словом «Можем!». Содержание вопросов определено множеством факторов (например, один игрок: «Мы можем забить гол в первые 20 минут?» - все вместе: «Можем!»).
Приведенные средства формирования мобилизационной готовности футболистов разнообразны и разноплановы. Они образуют технологию мобилизации игроков перед игрой.
Практические рекомендации в данном случае должны быть направлены на наиболее рациональное использование разработанной в данном исследовании технологии.[16]
При наличии основной рекомендации: использовать приведенную здесь технологию формирования мобилизационной готовности высококвалифицированных футболистов к конкретному матчу - необходимо оговорить некоторые принципы ее использования.
К числу принципов использования технологии можно отнести четыре.
Обязательность применения положений технологии общей мобилизационной готовности футболистов по отношению ко всем игрокам.
Дифференцированное использование положений по формированию специальной мобилизационной готовности футболистов на основе отбора тех из них, у которых зафиксированы низкие показатели ее компонентов, при обязательном проведении измерения выраженности всех ее показателей.
При проведении работы по формированию как общей, так и специальной мобилизационной готовности игроков, необходимо использовать не только те приемы, которые повлияли на позитивные изменения ее показателей при проведении формирующего эксперимента и которые положительно связаны с результатами игровой деятельности, но, по мере возможности, использовать максимальное число приемов, приведенных в технологии.[17]
При проведении индивидуальной работы по формированию специальной мобилизационной готовности игроков учитывать их желание и проводить специальные мероприятия (особенно сеансы аутогенной тренировки) только на добровольной основе. Данный принцип не распространяется на работу по формированию общей мобилизационной готовности футболистов и на формирование специальной мобилизационной готовности команды в целом.
Реализация технологии привела к положительным изменениям результа
тивности футболистов с изначально низкими ее значениями. Наибольший эф
эфект достигнут по выполнению семи игровых приемов: по перехватам мяча, длинным, коротким и средним передачам, по обводкам, ведению мяча и ударам по воротам.
3 Исследования восстановительных периодов и функций футболиста
Рассматривая выполняемую человеком работу как комплекс элементарных рабочих реакций, разделенных интервалами отдыха И.М. Сеченов говорил о необходимости учитывать при определении длительности отдыха как продолжительность периода функционального покоя в интервалах между работами, так и длительность интервалов между элементарными реакциями. После установления этих общебиологических закономерностей проблема организации рабочего процесса была определена как проблема режимов работы и отдыха.
Ю.В. Фольборт обратил внимание на той факт, что исследуя один и тот же объект в сходных условиях эксперимента, нельзя получить совершенно одинаковые данные изменения работоспособности. Изучение этого явления показало, что оно определяется ритмом чередования опытов с длительным воздействием на органы.
Так, при интервалах отдыха, не позволявших работоспособности вернуться к исходному уровню, повторная деятельность от опыта к опыту приводила к хроническому утомлению. Если же повторная деятельность проводилась через интервалы отдыха, достаточные для полного восстановления, то с каждой последующей нагрузкой наблюдалось все более длительное поддержание высокого уровня работоспособности, а также меньшая степень снижения ее во время длительной деятельности и более интенсивное восстановление. В результате последний факт автор рассматривает как проявление тренировки [18].
Конструируя благоприятные режимы, исследователи пользовались самыми различными способами, в том числе и подбором наилучших вариантов на основании временных показателей. Однако последний себя не оправдал.
Чтобы найти лучшие из возможных вариантов, необходимо знать критерии построения разных режимов чередования работы и отдыха. В.С. Фарфель отмечает, что полученные данные одного вида деятельности не могут быть применены к другим видам или к тому же виду, но в другой рабочей обстановке.
Оптимизация различных сочетаний режимов чередования серий игровой деятельности и отдыха преследует цель снижения уровня утомления при возрастающей силе тренировочных воздействий, достижения высокой специальной работоспособности не только в отдельных матчах, но и на протяжении ряда игр с оптимальным напряжением физиологических и психологических функций футболистов. Не последнее место занимает тут задача сохранения здоровья и спортивного долголетия спортсмена.
Непосредственная связь режимов работы и отдыха с определенными сторонами работоспособности футболиста выдвигает на первый план в качестве критерия эффективности режимов показатели, характеризующие состояние различных функций организма, динамику и уровень работоспособности, формирующиеся в процессе тренировки. В частности, такими критериями могут быть длительность периодов устойчивой высокой специальной работоспособности (в связи с развивающимся утомлением).
Чем эффективнее последовательность и соотношение применяемых режимов чередования работы и отдыха, их частота, величина воздействия, тем быстрее можно достичь наиболее продолжительного периода устойчивой работоспособности, тем больше отношение периода устойчивой работоспособности к сумме двух остальных периодов.
Кроме того, необходимо учитывать и физиологические функции, устойчивость которых в течение одного занятия, матча, тренировочного цикла может свидетельствовать, с одной стороны, о правильности выбранной последовательности серий игровых воздействий, а с другой о создании необходимого соотношения функциональной активности систем (срочной адаптации, если речь идет об одном занятии).
Устойчивость физиологических функций в тренировочном цикле может свидетельствовать об эффективности соотношения разных режимов чередования занятий и отдыха, влияющих на отдаленную адаптацию.
Исследования показали, что в период отдыха изменяются не только количественные, но и качественные показатели работоспособности. Последнее очень важно для спортивной практики, поскольку стадии послерабочего отдыха предопределяют динамику мышечной работоспособности во время деятельности и могут служить одним из критериев для построения определенных режимов чередования работы и отдыха [12, 26, 33, 44, 71, 73].
Организм человека имеет способность адаптироваться к мышечной деятельности. Поэтому, используя необходимые упражнения и правильно чередуя их с отдыхом, можно дифференцированно влиять на разные системы, совершенствуя организм в нужном направлении. Организм футболиста во время работы и отдыха переживает различные функциональные состояния, поэтому отдых между упражнениями играет значительную роль для повышения уровня активности систем, определяющих специальную работоспособность.[19]
В настоящее время уже очевидно, что уровень развития общей и главным образом специальной работоспособности определяет достижение спортивного результата. Одним из основных средств развития специальной работоспособности является многократное повторение определенных физических упражнений.
При этом повторный характер воздействия упражнений предусматривает наличие интервалов отдыха как между упражнениями, так и тренировочными занятиями в целом. Длительность этих интервалов варьирует от нескольких минут до нескольких часов и суток, в зависимости от характера, объема и интенсивности предыдущей работы.
При многократном повторении серии тренировочных занятий в стадии восстановления работоспособности были получены данные, свидетельствующие о значительном приросте в отдаленном результате выносливости и меньшем скорости. Повторные однотипные занятия, выполняемые в стадии сверхисходной работоспособности, приводили к большему увеличению скорости и меньшему выносливости [19].
Одним из физиологических критериев построения тренировочных режимов являются стадии послерабочего отдыха, выраженные уровнем функциональных нагрузок. При этом каждая нагрузка влияет на протекание восстановительных процессов. Поэтому важно найти критерий, не имеющий указанного недостатка, который давал бы точную информацию об уровне работоспособности в каждый конкретный момент послерабочего отдыха. Установление взаимосвязи между изменением ЧСС и мышечной работоспособностью человека в восстановительном периоде позволяет утверждать, что таким критерием является частота пульса в фазах реституции.
Такой доступный в условиях практики показатель дает возможность строить не только индивидуальные режимы чередования воздействий и отдыха, но и коллективные. Это подтверждают многочисленные факты совпадения колебаний пульса у людей, выполняющих определенные задания, что напоминает процессы резонанса.
В процессе тренировки синхронность частоты пульса увеличивалась, особенно при кооперативном типе межличностного взаимодействия, когда соперничество ограничивается вербальными реакциями и не влечет за собой негативных поведенческих реакций. Дальнейшее изучение этого феномена, возможно, откроет перспективы в установлении нейрофизиологических механизмов взаимного индуцирования.
Одной из основных задач выявления оптимальных режимов чередования работы и отдыха, наряду с приобретением высокого уровня тренированности в плане функциональных возможностей и тактического мастерства, является сохранение здоровья, увеличение периода активности спортивной деятельности, создание условий, способствующих творческому отношению к тренировке. Поэтому данная проблема приобретает и большое социальное значение.
Это, как известно, положительно отражается не только на уровне срочной работоспособности, но и на спортивном долголетии. Поэтому показатели заболеваемости могут быть и одним из критериев эффективности оптимальных режимов работы и отдыха.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы кратко рассказали о влиянии каждого из основных факторов, составляющих структуру физического воздействия, на отдельные системы организма и особенности развития функциональных возможностей при изменении их значений.
Однако тренировочное занятие по футболу необходимо рассматривать как комплексный раздражитель, физиологическая характеристика которого определяется несколькими факторами: координационной структурой выполняемого упражнения, его интенсивностью, длительностью упражнений, режимами чередования нагрузки с отдыхом, количеством повторений упражнений.
Последовательно изменяя цифровое значение каждого из перечисленных факторов в тренировочном занятии, можно определить границы оптимальных соотношений их применительно к некоторым видам скоростно-силовой деятельности и конкретным случаям развития тех или иных физических качеств.
Влияние каждой из моделей тренирующих воздействий специфически сказывалось, в частности, на соотношении качественных показателей мышечной работоспособности, показателей, характеризующих активность дегидрогеназы в лимфоцитах крови.
Вместе с тем превышение оптимальной силы воздействия на организм за счет количества упражнений вызывает изменение заданных соотношений функциональной активности систем. При этом изменяется цитохимическое соотношение активности систем, обеспечивающих деятельность организма в заданном режиме и переход его в другой режим. Поставленная задача развития какого-либо качества (например, скорости) не соответствовала реакции показателей, обеспечивающих ее решение.
Кроме того, сопоставление,, многих факторов позволило еще раз убедиться в неэффективности попытки развивать в одном тренировочном занятии несовместимые по физиологической и биохимической основам функциональные качества, например выносливость и скорость, тонкость координационных дифференцировок и силовую выносливость и т.д.[20]
Все вышеуказанное подтверждает необходимость нахождения тренирующих воздействий, т.е. количественных соотношений факторов структуры тренирующих воздействий для каждого конкретного случая спортивной специализации, в частности для футболистов.
Практика тренировки футболистов показывает, что сейчас основное внимание уделяется объему и интенсивности работы, такой подход до определенного времени давал положительные результаты, однако не решил и не может решить проблему дифференцированного управления функциональными возможностями организма, которое во многом зависит от различных соотношений элементов нагрузки.
Следовательно, в тренировочных уроках и микроциклах необходимо использовать различные структуру упражнений, интенсивность, продолжительность, режимы чередования игровых серий с отдыхом, количество повторений.
Эти элементы должны дифференцироваться по количественным соотношениям с установлением границ взаимных влияний тренирующих факторов и алгоритмов их применения для развития определенных сторон функциональных возможностей и одновременно совершенствования соответствующих технико-тактических структур игры. Практика футбола испытывает потребность в таких данных.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Джамантаев А.С., Педагогические условия воспитания физических качеств с использованием спортивных игр/-Астана, 2003. 90с.
2. Подвижные игры. Под ред. Корнеевой Е.В.-Ростов-на Дону, 2006, 60с.
3. Казаков С.В., Спортивные игры - энциклопедический - справочник, изд.Ростов-на-Дону, 2005, 36с.
4. Ковалев В.Д., Спортивные игры,- М.,1998, 3с.
5. Спандарян Л.Г., Спортивные игры: техника, тактика обучения М.,2001, 24с.
6. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М.- ,М.,2004, 75с.
7. Рудской В.И., Спортивные игры,- М.,2005, 26с.
8. Ю.В.Фольборт , Футбол, -М., 2001, 54-58 с.
9.А.В.Радионов, Футбол для начинающих, - М.,2001, 12с.
10. Л.К.Волошин, Играем в футбол, изд.”Дошкольное образование”, М.- 2005, 35-36с.
11. Гафуров И.Н., Особенности национального футбола,- изд.”Новое поколение”, 2002, 85с.
12. Васильев С.К., Техника игры в футбол, изд.-”Спорт”, 2003, 39с.
13. Акимов А.М., Игра футбольного вратаря,- изд. “ФКи С”, 1978, 25с.
14. Андреев С.Н., Футбол - твоя игра, -изд. “Просвещение”, 1989, 31-33с
15. Андреев С.Н., Футбол в школе, изд.- “Просвешение”, 1986, 22-23с.
16. Аркадьев Б.С., Тренерское наследие,- изд.”ФКиС”, 1990, 18с.
17. Платонов В.Н. На пути к вершине,- изд.”Просвещение”, 1991, 426с.
18. Зябнов С.Л., Звенят мячи у околицы,- “ФКиС” 1984, 87с.
19. Качалин Г.Д., Тактика футбола, -“ФКиС”, 1986, 41с.
20. Козловский В.И. ,Подготовка футболиста,- М., 1997, 36с.
PAGE 27
Функциональная и психологическая подготовка футболистов высших разрядов